гоголь. М. С. Воробьёва н. В. Гоголь. Пособие для выпускников, абитуриентов, учителей литературы
Скачать 433.5 Kb.
|
Тема дома. Тема дома стала в XIX веке одной из главных в русской классической литературе. К ней обращался и Грибоедов в комедии «Горе от ума», и А.С. Пушкин в произведениях «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка». Эта тема является значимой и в творчестве Н.В. Гоголя. В поэме «Мёртвые души» показано, как главный герой совершает переезды из одного дома в другой с целью приобрести умерших крестьян, которые бы в документах числились как живые. Поскольку первый том гоголевской поэмы должен был ассоциироваться с дантовским адом в «Божественной комедии», то едва ли случайно, что в произведении Гоголя не показаны по-настоящему уютные и красивые дома, в которые хочется возвращаться снова и снова. Первым домом, в который приезжает Павел Иванович Чичиков, становится гостиница города NN. Гостиница всегда и всеми людьми воспринимается как временное пристанище. Чичиков тоже не собирался в ней задерживаться на долгое время. Действительно, в подобном месте, где тараканы «торчат из всех углов, как чернослив», никому не захочется находиться всю жизнь. Чичиков, приехав в город, решил посетить известных сановников. Самым ответственным для Павла Ивановича мероприятием стал приход в дом губернатора. Автор с большой иронией описывает этот дом. Перед нами предстаёт светский мир со своими законами и правилами. Толстенькие мужчины, пришедшие к губернатору, играют в карты, делая вид, что в жизни ничего важнее этой игры не существует. Их материальное благополучие измеряется не только деньгами, но и домами. Толстые господа приобретают и для себя, и для жены, и для своих детей дом за домом, поместье за поместьем. Тоненькие господа, оказавшись в доме губернатора, ухаживают за дамами, говорят с ними по-французски, произносят комплименты, вальсируют. Автор сравнивает людей, танцующих в доме губернатора, с мухами, которые, потирая то передние, то задние лапки, ползают в пору жаркого лета по куску рафинада. Губернаторский дом символизирует аристократическое общество, в котором нет по-настоящему благородных, интересных и порядочных людей. В доме губернатора Чичиков знакомится с такими помещиками, как Манилов и Собакевич. Он, мечтая приобрести как можно больше умерших крестьян, собирается приехать к ним в гости. Первым Павел Иванович посещает помещика Манилова. Его дом располагался на высокой горе и был обдуваем всеми ветрами. Огромные размеры этого дома всё-таки не скрывают его иллюзорности, «призрачности». Например, рядом с домом находится беседка, на которой написано: «Храм уединённого размышления» Эта деталь указывает на отсутствие истинного храма в жизни этого героя «Мёртвых душ». В доме Манилова хранятся вещи, которые друг с другом плохо сочетаются. Например, во время ужина у Маниловых на стол ставился щегольской подсвечник из тёмной бронзы с тремя античными статуями, а радом с ним мог находится старый и уродливый подсвечник, «какой-то просто медный инвалид, хромой, свернувшийся в сторону». В доме помещика всегда чего-то недоставало. Например, в одной комнате совсем не было мебели, а в другой часть кресел была обтянута красивой тканью, а вторая часть – простой рогожкой. Хозяин в течение многих лет предупреждал гостей: «Не садитесь на эти кресла, они ещё не готовы». Можно предположить, что эти кресла никогда не будут обтянуты тканью, как никогда не будет дочитана книга, лежащая в кабинете Манилова и открытая на четырнадцатой странице. В этом доме время словно остановилось. Не движется время и в доме помещицы Настасьи Петровны Коробочки, у которой Чичиков оказывается случайно. Во время непогоды, сбившись с пути, Павел Иванович просит приюта. Служанка Коробочки решается впустить Чичикова на ночлег только тогда, когда узнаёт, что он дворянин. Дом Настасьи Петровны представляет собой замкнутое пространство, приметой которого становится высокий забор, окружающий дом помещицы. Само жилище Коробочки показано как мир, где время течёт по своим законам. Например, часы «зашипели» и, «поднатужась всеми силами», пробили два часа ночи. Кажется, что время в этом доме заржавело, движется слишком медленно. Жилище Настасьи Петровны не кажется уютным: всюду кусочки ваты и бумажки, спрятанные за зеркалами, комод, где расторопная и бережливая хозяйка прячет денежки. На стенах дома Коробочки висят картины с изображением петухов, индюшек, куриц, однако есть и картина, где нарисован Кутузов. В этом «соседстве» Кутузова с курицами есть что-то нелепое, странное и одновременно смешное. Дом Ноздрёва отдалёно напоминает дом Настасьи Петровны Коробочки: в нём тоже беспорядок, множество ненужных вещей. Однако если жилище помещицы хотя бы отдалённо напоминает о мире семьи, то дом Ноздрёва показан как место обитания холостяка. Если все помещики стремятся угостить Чичикова, то Ноздрёв лишь подливает ему вина то из одной бутылки, то из другой. В доме Ноздрёва царит вечный ремонт, на что указывает эпизод, связанный с моментом появления Чичикова и зятя Мижуева в доме Ноздрёва. Войдя в его жилище, они увидели, как два мужика, распевая протяжную песню, красили стены. Ноздрёв, очевидно, чаще бывает не у себя дома, а на псарне или на ярмарке. Поражает своей монументальностью и прочностью дом Михаила Семёновича Собакевича, где каждая вещь, казалось, кричала: «И я тоже Собакевич!». Сама постройка и колодец рядом с домом сделаны из такого рода дуба, который обычно шёл на мельницы или корабли. Архитектору, проектировавшему дом Михаила Семёновича, пришлось, учитывая желание владельца, убрать с краю одну колонну. Дом остался с тремя колоннами вместо четырёх, что сильно исказило его внешний вид. Собакевичу нет дела до красоты, изящества, соразмерности частей, он думает лишь о прочности. Однако у этого помещика нет детей, и он забывает о том, что даже дом из самых больших и крепких брёвен не простоит долго, если в нём не будут жить люди. Поскольку у Михаила Семёновича и Феодулии Ивановны нет наследников, их дом обречён на гибель. Дом Степана Плюшкина, поражающий своим запустением, кажется миром мёртвых: в комнатах висит паутина, потрескавшиеся стены и пол покрывает плесень, всюду сотни ненужных вещей, среди которых и высохший лимон, и пожелтевшая зубочистка, и часть деревянной лопаты, и старая подошва сапога. Из-за обилия пыли бутылка с вином, которую выносит Плюшкин, кажется одетой в фуфайку. Автор называет дом помещика «странным замком». Это слово звучит комически, поскольку применено к ветхому жилищу Плюшкина, однако подобное сопоставление содержит в себе элементы жанров готического романа и волшебной сказки про заколдованные замки. Рядом с этим старым и страшным домом находится великолепный, хотя и запущенный сад, которым восхищается автор. Также в поместье Плюшкина стоят две церкви, что указывает на возможность психологического изменения именно этого героя. Известно, что в начале третьего тома поэмы «Мёртвые души» Н.В. Гоголь хотел показать духовное преображение Чичикова и Плюшкина. Сам Павел Иванович Чичиков постоянно путешествует, поэтому его домом на колёсах можно назвать бричку, которую сам владелец нередко сравнивает с лодкой, плывущей во время шторма по морю. Однако Павел Иванович мечтает о настоящем доме, о семье и детях, которые после его смерти вспомнят о нём. Но каким будет дом Чичикова? Окажется ли он таким же неуютным, как дома помещиков, или станет тем домом, куда хочется возвращаться снова и снова? Н.В. Гоголь, создавая поэму «Мёртвые души», полагал, что истинным домом может считаться храм, где каждый человек может обрести счастье и душевный покой. Едва ли случайно то, что главный герой гоголевского произведения, въехав в город NN, спрашивает будочника о том, как проехать к храму. Возможно, в третьем томе поэмы писать хотел показать, как Чичиков душевно преображается под влиянием веры и приходит в истинный дом – святой собор. Образ автора в поэме «Мёртвые души». В поэме «Мёртвые души» автор-повествователь предстаёт в различных ипостасях. Во-первых, он выступает как условный герой (холостяк-путешественник), не отделённый от повседневных забот и низкого быта и находящийся в той же плоскости художественного произведения, что и персонажи. Он кажется то немолодым человеком, много познавшим в жизни и склонным к философским размышлениям, то словоохотливым балагуром и остряком, не лишённым, впрочем, ума и наблюдательности. Лирические монологи автора насыщены конкретными биографическими деталями, проливающими свет на значительные особенности развития и изменения автора. В этих монологах раскрываются такие подробности, которые характеризуют бытовое поведение автора, его житейские привычки, отношение к обыденной стороне человеческого существования (сон, одежда, еда). Но в основном интерес сосредоточен на событиях внутренней жизни автора, на конкретных моментах его духовного опыта, так как смысл жизни для автора заключается в творчестве. Автор-повествователь имеет возможность свободно передвигаться в физическом пространстве произведения, раскрывая явленную ему «всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров, которыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога». Автор подчёркивает свою связь с главным героем поэмы, Чичиковым, и утверждает, что всюду следует за ним, поскольку именно Павел Иванович «здесь <…> полный хозяин, и куда ему вздумается, туда и мы должны тащиться». Важно помнить, что автор-повествователь в «Мёртвых душах» не равен самому автору-творцу Н.В. Гоголю, он является особой формой выражения позиции художника в произведении, но отнюдь не реальным лицом. Однако автор-повествователь предстаёт в произведении со своим внутренним миром, своей концепцией действительности. В поэме можно найти немало ироничных или вполне серьёзных авторских размышлений, отражающих мировосприятие носителя речи. В начале произведения авторская мысль пронизана иронией. Это и размышления о толстых и тонких господах, и рассуждения о необыкновенных желудках русских провинциалов «средней руки». Но, начиная с конца пятой главы, интонационный рисунок авторских монологов постепенно начинает меняться: повествование переходит от иронии к патетике или к скорби. Пятая глава завершается почти канонизированной картиной «святой, благочестивой» Руси с её «куполами, главами, крестами». Автор, размышляя о великом русском языке, приходит к выводу, что «…нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово». После пятой главы всё чаще автор в своих размышлениях затрагивает печальную тему безвозвратно ушедшей молодости. Он вспоминает свои юношеские впечатления от поездок по России и сравнивает их с впечатлениями сегодняшнего дня, сетуя на быстротечность жизни. Оказывается, переход от юности к зрелости череват существенными для человеческой личности утратами, потерями: «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом! Грозна, страшна грядущая впереди старость, и ничего не отдаёт назад и обратно!». Лирическим пафосом проникнуты размышления автора о дороге: «Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! И как чудна она сама, эта дорога…». Ещё больше лиризма в авторских размышлениях о великой Руси. Автор и его страна словно обмениваются взглядами: «Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далёка тебя вижу <…> Русь! Чего же ты хочешь от меня? Какая непостижимая связь таится между нами? Что глядишь ты так, и зачем всё, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи?». Внутренний мир автора раскрывается не только в лирических монологах. Духовный опыт, которым владеет носитель художественно-прозаического видения, обнаруживается и в житейских наблюдениях, и в обобщениях, и в той философичности, которая пронизывает серьёзные и ироничные замечания автора о человеческих характерах, ситуациях, нравах. Эта философичность позволяет увидеть в авторе житейски искушённого человека, знатока характеров, достигшего духовной зрелости. Автора интересуют не просто особенности человеческой жизни, но высший смысл бытия. Во-вторых, повествователь в «Мёртвых душах» показан как условный творец изображаемой действительности, рассуждающий о героя как о своих созданиях. Процесс творчества наглядно демонстрируется и обсуждается в ходе повествования. Носитель речи в поэме не просто играет роль повествователя, который рассказывает обо всём увиденном и услышанном, но, прежде всего, творит. Благодаря этому повествование уподобляется процессу творчества. Примерные экзаменационные вопросы по творчеству Гоголя. «ШИНЕЛЬ» Смысл названия повести Гоголя «Шинель» Тема простого человека в повести Гоголя «Шинель». Человек и государство. Роль повести «Шинель» в русской литературе. Мир Акакия Акакиевича Башмачкина в повести Гоголя «Шинель». «МЁРТВЫЕ ДУШИ» Прошлое, настоящее и будущее Чичикова. Смысл названия поэмы Гоголя «Мёртвые души». Символика живого и мёртвого. Живые души в «Мёртвых душах». Роль биографических зарисовок в поэме Гоголя «Мёртвые души». Почему «Мёртвые души» - поэма? Особенность жанра произведения Гоголя «Мёртвые души». Отношение Чичикова к женщинам. Женские образы в поэме «Мёртвые души». Способы создания образов помещиков в произведении Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Тема возмездия в поэме Гоголя «Мёртвые души». Роль «Повести о капитане Копейкине» в поэме «Мёртвые души». Функция художественной детали в поэме Гоголя «Мёртвые души». Образ России в «Мёртвых душах». Роль лирических отступлений в поэме «Мёртвые души». Композиция поэмы Гоголя «Мёртвые души». Портретные и пейзажные зарисовки в поэме Гоголя «Мёртвые души». Чичиков – герой -дьявол или герой века? Образ дороги и дома в поэме «Мёртвые души». Образ города в поэме «Мёртвые души». Литература Художественная: Гоголь Н.В. Собрание сочинений в 8 томах. М.: «Правда». Т. 3, 5. Блок А.А. Собрание соч. в 6 т. :М.: «Правда». 1971. Т. 5. Пушкин А.С. Полн. собр. соч. М.-Л.: Изд. АН СССР, 1949. Т. 11. Литературоведческая: Вайскопф М. Сюжет Гоголя: Морфология. Идеология. Контекст. / М. Вайскопф. – М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2002. Гиппиус В. Гоголь; Зеньковский В. Н.В. Гоголь / В. Гиппиус, В. Зеньковский. – СПб.: «Logos», 1994. Гоголь Н.В. Загадка третьего тысячелетия. Первые гоголевские чтения. Сборник докладов. – М.: Книжный дом. Университет, 2002. Гоголь Н.В. и мировая культура. Вторые гоголевские чтения. Сборник докладов. – М.: Книжный дом Университет, 2003. Гончаров С.А. Творчество Гоголя в религиозно-мистическом контексте. / С.А. Гончаров. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1997. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. / Г.А. Гуковский. – М.- Л.: Гослитиздат, Ленингр. отд-е, 1959. Иваницкий А.И. Гоголь. Морфология земли и власти./ А.И. Иваницкий. – М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2000. Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. / Ю.В. Манн. – М.: Аспект пресс, 1995. Манн Ю.В. Поэтика Н.В. Гоголя. / Ю.В. Манн. – 2-е изд., испр. и доп. М.: Худож. лит-ра, 1988. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. / Ю.В. Манн. – М.: Наука, 1976. Маркович В.М. От Пушкина до Белого: Проблемы поэтики русского романтизма XIX – XX вв. / В.М. Маркович. – СПб.: Изд-во С-Петербургского ун-та, 1992. Маркович В.М. Петербургские повести Гоголя. / В.М. Маркович. – Л.: Худ. лит. Ленинградское отд-е, 1989. Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. / С.И. Машинский. – М.: Просвещение, 1979. Мочульский К.В. Гоголь. Соловьёв. Достоевский. / К.В. Мочульский. – М.: Республика, 1995. Терц Абрам В тени Гоголя. / А. Терц. – М.: Аграф, 2001. ОГЛАВЛЕНИЕ Загадка Гоголя. Творческий путь. Стр. 3 «ШИНЕЛЬ». История создания повести. Стр. 5 Повесть «Шинель» и мировая литературная традиция. Стр. 5 Образ Акакия Акакиевича Башмачкина, художественное пространство и художественное время в повести «Шинель». Стр. 6. Образ «значительного лица» и его роль в повести «Шинель». Стр. 10. Загадка финала повести «Шинель». Стр.11. Поэма «МЁРТВЫЕ ДУШИ». Из истории создания поэмы. Стр. 13. Первый том поэмы «Мёртвые души» в оценке современников Гоголя. Спор Аксакова и Белинского. Стр.15. Смысл названия поэмы «Мёртвые души». Символика живого и мёртвого. Стр. 16. Образы Чичикова и Плюшкина и их роль в поэме «Мёртвые души». Стр. 18. Жанровое своеобразие «Мёртвых душ». Стр. 24. Композиция поэмы «Мёртвые души». Стр. 26. Роль вставных историй в поэме «Мёртвые души». Стр. 29. Образ города в поэме «Мёртвые души». Стр. 33. Женские образы в поэме «Мёртвые души». Стр. 36. Образ России и тема народа в поэме «Мёртвые души». Стр. 38. Тема дороги и дома в поэме «Мёртвые души». Стр. 42 Образ автора в поэме «Мёртвые души». Стр. 46. Примерные экзаменационные вопросы по творчеству Гоголя. Стр. 48. Составитель: Воробьёва Мария Сергеевна ассистент кафедры Довузовской подготовки Подготовительного факультета ННГУ им. Н.И.Лобачевского «Н.В. Гоголь» Методическое пособие для выпускников, абитуриентов, учителей литературы. Н. Новгород, 2008. –50с. Подписано к печати____________________Формат 60 X 84 Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. Печ. л. _________ Заказ №_________ Тираж 300 экз. Нижегородский Государственный Университет им. Н.И. Лобачевского Н. Новгород, 603600, пр. Гагарина, 23. Типография ННГУ, 603000, Н. Новгород, ул. Б. Покровская, 37. 1 Блок А.А. Собрание соч. в 6 т. :М.: «Правда». 1971. Т. 5. С. 293. 2 Пушкин А.С. Полн. собр. соч. М.-Л.: Изд. АН СССР, 1949. Т. 11. С. 216. 3 Анненков П.В. Литературные воспоминания. Государственное издательство художественной литературы. - М. 1960. С. 76-77. 4 Вайскопф М.Я. Сюжет Гоголя: Морфология. Идеология. Контекст. 2-е изд., М.: Рос. гос. гуманит. Ун-т, 2002. С. 434. 5 Чинция де Лотто “Лествица «Шинели»”. Вопросы философии. 1993. №8. 6 Белый А. Мастерство Гоголя. Исследование. М.-Л. 1934.C.243. 7 Гоголь. Н.В. Собрание соч. в 8 т. М.: Правда. 1984. Т. 7. С. 388. 8 Манн Ю. В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. – М.: Coda, 1996. С. 93. |