Содержимое. М. Ю. Зеленков политология
Скачать 1.68 Mb.
|
Глава 15. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ Учебные вопросы: 1. Политическая идеология, сущность, содержание и функ- ции. 2. Современные типы политической идеологии. 174 «Идеологии придумываются не для того, чтобы сделать невозможное возмож- ным, а для того, чтобы обеспечить немно- гим всё возможное» В.Швебель Политическая идеология является важным элементом общест- венного сознания. Выступая в качестве стержневой конструкции всей идеологической системы, она играет значительную роль в политиче- ской системе общества, образует ее идеологическую подсистему, в которую включены различные политические концепции, теории, взгляды. Идеология – это функциональная характеристика общест- венного сознания, отражающая общественное бытие с позиций инте- ресов тех или иных социальных групп, классов, общностей и обслу- живающая эти интересы. 15.1. Политическая идеология, сущность, содержание и функции Первые ростки идеологии появились на свет в XIV веке в пе- риод эпохи Возрождения, когда возник первый общественный кризис. Этот период отмечен началом процесса секуляризации, т.е. освобож- дения общественного и индивидуального сознания от религии. В на- учный оборот термин «идеология» впервые ввел в начале XIX века французский философ Дестют де Траси в своем труде «Элементы идеологии». Понятие идеология происходит от английского idea и греческого logos. По самому общему определению идеология – это система ценностей, взглядов и идей, в которых отражается отношение людей к политике, к существующей политической системе и полити- ческому порядку, а также те цели, к которым следует стремиться по- литикам и обществу в целом. Следует признать, что ни одно современное общество не мо- жет существовать без идеологии, так как именно она: формирует у каждого из его членов политическое мировоззрение, дает им опреде- ленные ориентиры в окружающей их политической жизни, делает их участие в политическом процессе осмысленным. При этом, однако, следует воспринимать идеологию не как нечто сугубо официозное и навязываемое обществу «сверху», а как 175 систему ценностей и идей, которая принимается большинством об- щества и выражается политиками в форме идеологических учений и доктрин. В рамках политической науки существуют различные подхо- ды к пониманию природы, сущности, роли и места идеологии в жиз- ни общества. Среди таких подходов в первую очередь выделяются: Системный подход (Т.Парсонс) рассматривает идеологию, как важный функциональный элемент политической системы обще- ства, как систему ценностей, определяющую основные направления развития данного общества и поддерживающую существующий об- щественный порядок. Марксистский подход (К.Маркс) рассматривает природу и функции идеологии с двух противоположных сторон. С одной стороны, буржуазную идеологию, существующую в рамках капиталистической системы, он характеризует как форму ложного (иллюзорного), ошибоч- ного сознания, которую сознательно насаждает буржуазия для сохране- ния своего господства и манипулирования сознанием пролетариата. С другой стороны, собственно марксистскую идеологию («идеологию нового типа») трактует как учение или доктрину, объективно выражаю- щую интересы передового общественного класса – пролетариата. Культурологический подход (К.Манхейм) рассматривает идеологию наряду с утопией как форму ложного (иллюзорного) соз- нания, насаждаемого с целью введения в заблуждение людей и созда- ния возможностей для манипулирования ими. При этом, если идеоло- гия – это ложь, призванная оправдать в глазах людей существующий порядок вещей, то утопия – это ложный идеал будущего, ложные обещания, призванные увлечь людей на путь разрушения старого и строительства нового мира. Критический подход (Р.Арон и Э.Шилз) рассматривает идео- логию как своего рода «политическую религию», т.е. мало связанную с реальностью веру людей, которая возникает в периоды глубоких социальных кризисов и мобилизует их совместные усилия по выходу из кризисной ситуации. Синтезируя основные подходы, можно сказать, что полити- ческая идеология – определенная доктрина, оправдывающая притя- зания той или иной группы лиц на власть (или ее использование), 176 добивающейся в соответствии с этими целями подчинения общест- венного мнения собственным идеям. Основными целями политической идеологии являются: овла- дение общественным сознанием; внедрение в него своих ценностных оценок, целей и идеалов политического развития; регуляция поведе- ния граждан на основе этих оценок, целей и идеалов. В политической идеологии принято выделять три уровня функционирования: теоретико-концептуальный, программно- директивный и поведенческий. Теоретико-концептуальный. На этом уровне формируются основные положения политической теории, обосновываются определенные ценности и идеалы, которые лежат в основе предлагаемого типа общественного устройства. Программно- директивный. На этом уровне социально-философские принципы и идеалы переводятся в конкретные политические программы, лозунги и требования политических элит, политических партий, формируя, таким образом, стратегию и тактику политической борьбы по отно- шению к солидарным или враждебным классам и социальным груп- пам. Поведенческий. На этом уровне осуществляется внедрение в общественное сознание определенных идеологических установок в виде программ, лозунгов и требований, что приводит, в конечном счете, к определенному типу политического поведения. Структурно идеология содержит в себе три компонента: объ- яснение существующей действительности (что правильно, а что нет); систему ценностей (того, к чему следует стремиться и чему придается особое значение); представления о целях и тактике их достижения Как важнейший ключевой элемент политической системы идеология выполняет в ней целый ряд значимых функций. При этом связь идеологии с политикой носит двойственный характер: с одной стороны, идеология направляет политическую деятельность и поли- тическое развитие общества, с другой стороны, при этом политиче- ская практика и политическая реальность проверяют реалистичность и силу того или иного политического учения. В результате образуется своего рода «замкнутый круг» или цикл: конкретная общественная ситуация порождает определенную отвечающую потребностям времени идеологию, которая, в свою очередь, овладевает массами, становится материальной силой и изменяет политическую жизнь – 177 в итоге сложившаяся новая политическая ситуация приводит к пе- реоценке первоначального содержания идеологического учения, его возможностей и достоверности. К числу общих функций идеологии политическая наука обычно относит: ориентационную – включая в себя основные представления об обществе и политической системе, о политике и власти, идеология помогает человеку ориентироваться в политической жизни и осуще- ствлять осознанные политические поступки; мобилизационную – предлагая обществу определенную модель (идею, программу) более совершенного состояния (строя, режима), идеология тем самым мобилизует членов общества на их воплощение в жизнь; интеграционную – формулируя общенациональные и общего- сударственные ценности и цели, идеология, предлагая их обществу, объединяет людей; амортизационную (т.е. смягчающую) – объясняя и оправды- вая в глазах людей существующую политическую систему и полити- ческую реальность, идеология тем самым способствует снятию соци- ального напряжения, смягчению и разрешению кризисных ситуаций; когнитивную – будучи отражением породившего ее общества, идеология неизбежно несет в себе реальные противоречия жизни, несет знания об обществе и его конфликтах, проблемы, связанные с характером социальной структуры, уровнем экономического разви- тия, социокультурной традицией; функцию выражения и защиты интересов определенной со- циальной группы или класса – например, марксистская идеология пре- тендует на отстаивание интересов пролетариата, либеральная – слоя предпринимателей и собственников и т.д. По социально-политической парадигме идеологии бывают трех видов: правые, левые и центристские. Правые идеологии (вклю- чают спектр: от ультраправых (фашизм, расизм) до либерально- демократических) связывают идею прогресса с обществом, основан- ным на идеалах свободной конкуренции, рынка, частной собственно- сти и предпринимательства. Левые идеологии (включают спектр: от социалистов до коммунистов) видят социальный прогресс в постоян- ном преобразовании общества в направлении достижения равенства, социальной справедливости, создании условий для всестороннего 178 развития личности. Центристские идеологии представляют собой умеренные взгляды, склонные к политическому компромиссу, объе- динению правых и левых, стремящиеся к достижению равновесия и стабильности. Таким образом, политическая идеология предстает как систе- ма воззрений и концепций в отношении окружающего мира, опреде- ленное миропонимание и в то же время как система политических ориентаций и установок. Это одновременно учение (доктрина), про- грамма и политическая практика. 15.2. Современные типы политической идеологии Идеологическое пространство плюралистично. В обществе одновременно существуют самые разнообразные идеологические теории. Функционируя, они взаимодополняют друг друга, создавая единую идеологическую систему. Мы рассмотрим лишь наиболее крупные из них: либерализм, консерватизм, социализм, фашизм, анархизм и их современные разновидности. Либерализм. Это самое распространенное идеологическое те- чение (от лат. liberalis – свободный), которое сформировалось в конце XVII – XVIII вв. как идеология восходящего класса буржуазии. В ее основу были положены идеи эпохи Просвещения, отраженные в ра- ботах Ш.Монтескье, Дж.Локка, Т.Гоббса, А.Смита, Т.Джефферсона и др. Основателем классического либерализма счи- тается Дж.Локк. Основные принципы: верховенство закона; правовое равенство всех граждан; договорная природа государства, основанная на общест- венном договоре, с регламентацией его полномочий и ограничением его возможностей вмешиваться в жизнь общества; политический плюра- лизм; терпимость к противоположным и оппозиционным взглядам и убеждениям; веротерпимость; свободная конкуренция; рынок; частное предпринимательство. Важным достижением либерализма следует счи- тать теорию разделения властей, систему сдержек и противовесов раз- личных ветвей власти, а также идеи равенства всех граждан перед зако- ном. Эти идеи создали новую основу для теории правового государства. В конце XIX – начале XX в. представители либеральных тече- ний начали ощущать кризис идей классического либерализма, свя- 179 занный с обострением общественных противоречий и распростране- нием социалистических идей. В этих условиях появились новые тече- ния в либерализме – «социальный либерализм» и «консервативный либерализм». В «социальном либерализме» основные идеи сводились к тому, что у государства появились социальные функции, и на него возлагалась ответственность за обеспечение самых обездоленных слоев общества. «Консервативный либерализм», напротив, отвергал всякую социальную деятельность государства. Под влиянием дальнейшего развития социальных процессов происходила внутренняя эволюция либерализма, и в 30-х годах XX века на свет появился неолиберализм. Исследователи связывают нача- ло неолиберализма с «Новым курсом» американского президента, представителя Демократической партии Ф.Рузвельта. Неолиберализм скорректировал ряд важных политико-экономических установок сво- ей идеологии: во-первых, признал необходимым условием определен- ное участие государства в регулировании экономических отношений, проведение активной социальной политики; во-вторых, ограничил власть монополий, перераспределил материальные блага через систе- му налогов и государственных социальных программ в пользу низ- ших слоев общества. Консерватизм. Консерватизм (термин впервые употребил Ф.Шатобриан в конце XVIII в.) возник как антиреволюционная феодально-клерикальная идеология, отстаивающая идею незыблемо- сти установленных Богом порядков и выступает оппонентом либера- лизма. Предпосылкой возникновения консерватизма стали попытки либералов радикально переустроить общество после Великой Фран- цузской революции 1789 г. Его создателями являются английский мыслитель и политик Э.Берк, французские общественные деятели Ж. де Местр и Л. де Бональд. Важнейшими принципами являются: нравственный абсолю- тизм; признание существования незыблемых нравственных идеалов и ценностей, естественным образом сложившегося порядка вещей; тра- диционализм (идея сохранения традиционных ценностей связанных с семьей, религией, сословными разграничениями); отторжение прин- ципа равенства, как противоречащего самой природе человека. Различают несколько типов консерватизма: реформистский, радикальный, и традиционный. Реформистский консерватизм близок 180 либерализму, характеризуется приверженностью буржуазному ре- формизму с его идеей постепенных реформ с целью сохранения су- ществующих институтов власти. Радикальный консерватизм отлича- ется тягой к крайним методам борьбы с политическим противником, к неглубоким переменам. Традиционный консерватизм занимает про- межуточное положение, ему свойственна ориентация на традицион- ные ценности: религию, семью, мораль, образование, порядок и т.д. В 70-х годах XX столетия возникла исторически новая фаза в развитии консерватизма – неоконсерватизм. Его появление связыва- ют с приходом к власти в США республиканцев во главе с Р.Рейганом, в Великобритании – консерваторов во главе с М.Тетчер, в ФРГ – блока ХДС-ХСС во главе с Г.Колем. Основные положения неоконсерватизма: признавая в прин- ципе необходимость вмешательства государства в экономику и вы- полнения им ряда социальных функций, все же требует ограничения этого вмешательства; антиэтатизм и антигосударственая направлен- ность являются определяющей чертой идейно-политических устано- вок; лозунг «лучшее правительство то, что правит меньше»; выступа- ет против чрезмерного обложения налогами крупного капитала с це- лью перераспределения средств в пользу неимущих слоев населения; требует сокращения государственных социальных программ. Среди основных разновидностей и направлений современного политического консерватизма обычно выделяют: национал – консерватизм – в рамках этой идеологии превыше всего ставятся интересы нации, народа и национальной государствен- ности, сохранение национального духа, национальной культуры и единства (ценность институтов частной собственности, свободного рынка, конкуренции, индивидуальных прав и свобод не отрицаются, но требуется их подчинение национальным интересам). либеральный консерватизм – приверженцы выступают: про- тив экономического равенства и стремления государства к социаль- ной «уравниловке», а также против преждевременного (до овладения нормами гражданской политической культуры) распространения по- литических прав на широкие слои общества, т.к. их могут получить социально безответственные и неготовые к демократии группы и субъекты; за неприкосновенность частной собственности, стихийного «саморегулирующегося» рынка и свободной конкуренции; против 181 левой, коммунистической и социал-демократической идеологии (счи- тают, что ее распространение и любые попытки реализации «социа- листической модели» представляют угрозу для базовых ценностей западного общества и цивилизации); за создание условий и гарантий, при которых демократия и власть большинства должны быть ограни- чены законом, и большинство общества не имело бы права и возмож- ности покушаться на частную собственность, права и свободы от- дельных личностей; технократический консерватизм – идеологическое течение, ориентированное на защиту современного индустриального общест- ва, современных достижений науки и техники, связанных с ними жизненных стандартов и прав технократической элиты от нападок левых радикалов, экологистов («зеленые», «Гринпис») и других вра- ждебных ему движений; религиозный консерватизм – идеология, выступающая за со- хранение традиционных христианских, мусульманских и иных рели- гиозных норм и ценностей в культурной, экономической и политиче- ской жизни общества. Социализм. Идеи социализма возникли в глубокой древности, но свое теоретическое и идеологическое оформление он получил только в Новое время в работах классиков утопического социализма Т.Мора, Т.Кампанеллы, Р.Оуэна, Ш.Фурье, А.Сен-Симона, Ж.-Ж. Руссо и др. В середине XIX века попытку дать научное обоснование идеологии социализма предприняли немецкие мыслители К.Маркс и Ф.Энгельс. На базе учения К.Маркса и Ф.Энгельса сформировалось крупное идеологическое течение марксизм. В начале XX века мар- ксизм раскололся на две противоборствующие друг с другом ветви: ленинизм (большевизм) и социал-демократию. Эти течения связывают общие генетические корни и ряд ценностных установок: идея равен- ства и братства всех людей, основанная на равенстве социальная справедливость, приоритет общественного над личным, признание необходимости энергичного вмешательства государства в регулиро- вании общественных отношений. Ленинизм – учение В.И.Ленина и его сторонников, которое сформировалось в России. Отказавшись от основополагающего прин- ципа марксизма об одновременном переходе к социализму наиболее развитых стран мира, В.И.Ленин выдвинул идею о «слабом звене» в 182 цепи капиталистических стран – России и выступил с требованием немедленного насильственного захвата власти, слома буржуазной государственной машины, экспроприации частной собственности и превращения ее в общественную (государственную) собственность. Социал-демократия – учение немецких мыслителей и обще- ственных деятелей К.Каутского и Э.Бернштейна. В основе учения лежит доктрина «демократического социализма» или социализма «с человеческим лицом». С точки зрения социал-демократов, социализм – это не конкретный общественный строй, а процесс внедрения соци- альной справедливости в общественную жизнь. Этот процесс не име- ет конкретно-экономических и политических ограничителей и длится вечно. В основе такого понимания социализма лежит формула Э.Бернштейна «движение все, конечная цель – ничто». Социал- демократы утверждают приоритет мирных, эволюционных средств достижения равенства и социальной справедливости. Представление о постепенном реформировании буржуазного общества неразрывно связано с отказом от насильственных форм классовой борьбы и про- пагандой концепции социального партнерства, сглаживания социаль- но-экономических противоречий. Реализацию этих установок они связывают с активным государственным вмешательством в экономи- ческую жизнь общества, перераспределением доходов в пользу не- имущих, развитием государственного сектора экономики и много- численных государственных социальных программ. В дальнейшем все эти идеи легли в основу концепции «демо- кратического социализма» – идейной платформы современных евро- пейских социалистов и социал-демократов. Для этой концепции ха- рактерны следующие основные моменты: ориентация на защиту интересов трудящихся и всех лиц наемного труда; реформизм, т.е. отказ от любых форм революционной борьбы и ставка на мирные, осуществляемые эволюционным и правовым путем реформы; вместо классовой борьбы – социальная солидарность всех слоев и групп об- щества, социальное партнерство (например, в форме трехсторон- них соглашений правительства, профсоюзов и работодателей); на- родовластие и развитие общественного самоуправления как на ме- стном уровне, так и в форме участия трудящихся в управлении предприятиями. 183 Фашизм. Сформировался в 20-30-х годах ХХ века как нацио- нал-социалистическая идеология. Родоначальниками фашизма являются бывший лидер левого крыла итальянских социал-демократов Б.Муссолини и немецкий политический деятель А.Гитлер (А.Шикльгрубер). Теоретическим основанием выступают: идеи расизма и элитаризма, теория о превосходстве определенных народов над дру- гими, вождизм или принцип фюреризма, требующий безусловного под- чинения масс своему конкретному руководителю, а создатели фашист- ских партий и государств наделены сверхъестественными способно- стями, ницшеанская идея сверхчеловека, который в интересах своей расы имеет право преступать нормы общественной морали, созданной для того, чтобы слабые могли господствовать над сильными. Анархизм – политическое течение, провозглашающее своей целью уничтожение государства и замену любых форм принудитель- ной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан. Идеи анархизма были развиты в Новое время английским писателем У.Годвином, который сформулировал понятие «общество без госу- дарства» в своей книге «Исследование о политической справедливо- сти». Сложившийся как политическое течение в 40-70-х гг. XIX в. в Западной Европе анархизм никогда не выступал в качестве единой идеологической доктрины в силу различий в подходах его теоретиков к вопросу о путях достижения провозглашенной цели. Традиционно выделяются четыре основных направления в анархизме – индивидуа- листическое, мютюэлистское, коллективистское и коммунистиче- ское. В основу теории индивидуалистического анархизма (М.Штирнер) была положена идея абсолютной свободы человека, который в своих желаниях и поступках не должен быть связан ни существующими религиозными догмами, ни нормами права и мора- ли. Идея обмена на базе «свободного договора» стала основопола- гающим принципом теории мютюэлизма(П.Прудон). Коллективи- стский анархизм(М.Бакунин) считает, что государство в любой его форме является орудием угнетения масс и выступает за его немед- ленное уничтожение революционным путем. Коммунистический анархизм(П.Кропоткин)в свою основу положил «биосоциологиче- ский закон взаимной помощи», определяющий якобы естественное стремление людей к сотрудничеству, а не к борьбе друг с другом. 184 |