Содержимое. М. Ю. Зеленков политология
Скачать 1.68 Mb.
|
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (МИИТ) Ю Р И Д И Ч Е С К И Й И Н С Т И Т У Т М. Ю. ЗЕЛЕНКОВ ПОЛИТОЛОГИЯ (базовый курс) МОСКВА–2010 ББК 66.0 УДК 32 З-48 Зеленков, М. Ю. Политология (базовый курс) / М. Ю. Зелен- ков. – М. : Юридический институт МИИТа, 2010. – 288 с. В учебном пособии излагаются основные положения курса «Политология», изучаемого в высших учебных заведениях, на курсах повышения квалификации руководящих работников, государственных служащих. В темах учебного пособия дается общее представление о современной по- литологии и проблемах ее развития. Освещаются важнейшие темы, имеющие инте- рес для обучаемых по всем специальностям высшей профессиональной школы. Работа базируется на учебно-методической и справочной литературе по по- литологии, материалах, раскрывающих мировой и отечественный опыт, реалиях нынешнего этапа общественно-политического развития. Пособие рассчитано на студентов и преподавателей вузов, а также всех, кто интересуется политикой. Рецензент: В. Н. Ремарчук, доктор философских наук, профес- сор. © Юридический институт МИИТа, 2010 2 ПРЕДИСЛОВИЕ Одним из факторов формирования демократической культуры современного гражданина любого государства является знание основ политологии. Без обладания такими знаниями личность становится объектом манипулирования и подчинения. Политические знания и культура нужны сегодня любому че- ловеку, независимо от его профессиональной принадлежности, по- скольку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с другими людьми и государством. Без обладания такими знаниями личность рискует стать разменной монетой в политической игре, пре- вратиться в объект манипулирования и порабощения со стороны бо- лее активных в политическом отношении сил. Массовая политическая грамотность граждан необходима и всему обществу, ибо предохраня- ет его от деспотизма и тирании, от антигуманных и экономически неэффективных форм государственной и общественной организации. Особенно необходимы политические знания и навыки моло- дому поколению, отличающемуся большим радикализмом суждений и действий, повышенной восприимчивостью к различного рода уто- пическим идеологиям и демагогическим призывам. В современных условиях развития российского государства овладение основами политической науки является важнейшим усло- вием успешного реформирования его общества. Знание политологии позволяет человеку усваивать основные ценности и нормы демокра- тии, сформировать статус самодеятельного субъекта, способного принимать ответственные решения за свою судьбу и судьбу других людей. Политология занимает видное место среди наук об обществе. Это место определяется тем, что политология изучает политику, роль которой в жизни общества очень велика. Политика связана со всеми сферами общества и активно воздействует на них. Она воздействует на судьбы стран и народов, на отношения между ними, влияет на по- вседневную жизнь человека. Вопросы политики, политического уст- ройства, демократии, политической власти, государства касаются всех граждан, затрагивают интересы каждого. Поэтому проблемы политики, политической жизни никогда не утрачивали и тем более не 3 утрачивают сейчас актуального значения буквально для всех членов общества. Основные положения, которые должны быть усвоены студен- тами в ходе изучения курса, изложены в требованиях Государствен- ного образовательного стандарта высшего профессионального обра- зования и основанной на них учебной программе. Содержание учеб- ного пособия разработано строго в соответствии с вышеназванными требованиями. Цель настоящего учебного пособия ознакомить студентов и всех интересующихся политикой с основами современной политиче- ской теории и практики. Оно ориентировано на реальные потребно- сти будущих высокопрофессиональных специалистов. Глава 1. ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ 4 Учебные вопросы: 1. Политика – многообразие интерпретаций, сущность, со- держание и функции. 2. Роль политики в жизни общества. «Политика есть искусство превращать влияние в богатство» Закон сенатора Соргхэма Политика связана со всеми сферами общества и активно воз- действует на них. Она оказывает давление на судьбы стран и народов, на отношения между ними, влияет на повседневную жизнь человека. Вопросы политики, политического устройства, демократии, полити- ческой власти, государства касаются всех граждан, затрагивают инте- ресы каждого. Ведь не случайно говорят, что даже если человек не интересу- ется политикой, политика все равно интересуется им. А это значит, что не только ученые, но и рядовые граждане не могут оставить ее без внимания. Если политика столь заметно влияет на нашу жизнь, нам не обойтись без знаний о ней. 1.1. Политика – многообразие интерпретаций, сущность, содержание и функции Появление на свет такого явления как «политика» обусловле- но тем, что общество по своей структуре асимметрично. Существова- ние различных классов и социальных групп (профессиональных, де- мографических, этнических и т.д.), имеющих несовпадающие, а то и прямо противоположные интересы, стремления, идеологии, с неиз- бежностью ведет к их столкновению и борьбе друг с другом. Великий древнегреческий философ Аристотель сформулиро- вал положение о том, что «… человек по природе своей есть сущест- во политическое...», а значит в той или иной мере вовлечен в полити- ческую жизнь. Вопрос заключается лишь в том, насколько осознанно личность становится субъектом и объектом политики, обдуманно делает свой политический выбор в тех или иных ситуациях. 5 Без политики наша жизнь превратилась бы в то, что извест- ный английский мыслитель Т.Гоббс назвал «войной всех против всех», когда народ воюет с народом, город с городом, улица с улицей, дом с домом и, наконец, человек с человеком. Именно эту функцию самосохранения общества выполняет политика. «Политика» – одно из наиболее распространенных и много- значных слов как в русском языке, так и во многих других языках мира. В повседневной жизни политикой часто называют всякую це- ленаправленную деятельность, будь то деятельность руководителя государства, партии или фирмы или даже отношение жены к своему мужу, подчиненное определенной цели. Однако большинство людей, употребляя термин «политика», практически не задумываются над его истинным содержанием. Древ- негреческий политический деятель Перикл утверждал: «Лишь немно- гие могут творить политику, но судить о ней могут все». В то же вре- мя коварство привычных слов в том и состоит, что став общеизвес- тными, они часто утрачивают свой первоначальный смысл. Великий немецкий философ Георг Гегель предупреждал: «… если нечто стано- вится общеизвестным, значит, мы точно не знаем, о чем идет речь». Касаясь политических терминов, русский историк В.Ключевский пи- сал, что они имеют свою историю, и мы неизбежно впадем в анахро- низм, если, встречая их в памятниках истории отдалённого времени, будем понимать их в современном смысле». Это относится и к пони- манию термина «политика«. Постичь сущность и содержание категории «политика» можно на трех уровнях. 1. На обыденном уровне. В этом случае гражданин создает первичный, фоновый облик политики, который позволяет ему при- спосабливаться к политически организованному сообществу, нахо- дить совместные с собственными целями способы взаимоотношения с властью и государством. Обыденное сознание рисует «естествен- ную» картину политики на основе индивидуального эмпирического опыта и традиционно сложившихся идей, обычаев, стереотипов. 2. На научно-теоретическом уровне. Здесь формируется фор- ма абстрактного мышления, с помощью которой человек выстраивает в своем сознании представления о внешних и внутренних связях по- литики на основе обобщения и систематизации не индивидуального, а 6 интергруппового и универсального опыта. Специфика этого уровня состоит в рационально-критическом осмыслении политической дей- ствительности и создании такой картины мира политики, которая описывала бы и объясняла данное явление в целом. 3. На уровне технологического отражения, который служит качественной разновидностью научного сознания, формирующейся для решения конкретной политической задачи и представляющей науку как особое «искусство», «ремесло», «мастерство». Этот уро- вень существенно влияет на методы формирования и развития та- кого рода знаний, способы их организации и формы воплощения. Сегодня, несмотря на бурное развитие научного политологи- ческого знания, содержание категории «политика» все еще остается открытым, подвергаясь изменениям и дополнениям по мере возник- новения новых теоретических моделей. Оно демонстрирует тщет- ность однозначных определений феномена политики, стремления поймать ее вечно ускользающую специфику в границах единожды найденной логики. Термин «политика» практически всегда использу- ется в нескольких смыслах. Происхождение самого термина «политика» различные авто- ры интерпретируют по-разному. Одни исследователи утверждают, что название политика про- исходит от греческого «polis» и его производных «politeia» (консти- туция), «polites» (гражданин) и «politicos» (государственный деятель). Другие полагают, что данное понятие произошло от «politike», что означало науку и искусство отправления государственных дел. Третьи считают, что само слово политика произошло от «politeia», обозначавшего законодательное оформление общественно- государственного устройства. Четвертые убеждены, что понятие «по- литика» произошло от греческих слов «poli» (много) и «tikos» (инте- ресы). Широкое распространение слово «политика» получило после того, как стал известен трактат древнегреческого мыслителя Аристо- теля о государстве и искусстве правления, который так и назывался «Политика». В Древней Греции под словом «политика» понималось всё, что относилось к государственной деятельности. Так, в частности, Пла- тон и Аристотель считали политикой управление государством. Ари- 7 стотель считал правильным те формы государственного устройства (монархия, аристократия, полития), при которых целью политики является общее благо. Платон определял политику как искусство жить вместе, т.е. искусство сосуществования. Данный подход называ- ется коммуникационным. Используя директивный подход, классик политической науки, итальянский мыслитель Николло Макиавелли считал, что есть не что иное, как «совокупность средств, которые необходимы для того, что- бы прийти к власти, удерживаться у власти и полезно использовать ее». А немецкий социолог М.Вебер подчеркивал, что политика «означает стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которых оно в себя заключает... Кто занимается политикой, тот стремится к власти». Исходя из функционального подхода, Т.Парсонс писал: «По- литика представляет собой совокупность способов организации опре- деленных элементов тотальной системы в соответствии с одной из ее фундаментальных функций, а именно: эффективного действия для достижения общих целей». А Д.Истон понимал политику как власт- ное распределение ценностей внутри общества. На основе институционального подхода В.Ленин считал, что политика есть «область отношений между классами общества, их отношения к государству как к орудию господствующего класса, концентрированное выражение экономики». Если обратиться к трактовке понятия «политика» в научных словарях, то мы видим, что в Популярном политическом словаре, изданном в Москве в 1924 году, политика рассматривается как искус- ство управления государством и как определённое направление дей- ствий государства, партий, учреждений. С.Ожегов в Словаре русского языка определяет политику как деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающую общественный строй и экономическую структуру страны. Советский философский энциклопедический словарь рассмат- ривает политику как деятельность, связанную с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, ядром которых 8 является проблема завоевания, удержания и использования государ- ственной власти. Представленные трактовки политики не исчерпывают всего многообразия ее определения, но в совокупности позволяют раскрыть сущность политики как социального явления следующим образом: «Политика есть сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями, другими социальными группами, имеющая целью завоевание, организацию и использование государ- ственной власти, управление социальными процессами». Политику можно классифицировать по различным основани- ям: По сферам общественной жизни: экономическая; социаль- ная; национальная; научно-техническая; экологическая; культурная; военная и т.д. По объекту воздействия: внутренняя и внешняя. По субъекту политики: политика партий; политика обще- ственных объединений и движений; государственная политика и т.д. По приоритету деятельности (цели): политика нейтрали- тета; политика национального примирения; политика «открытых дверей»; политика «большого скачка»; политика компромиссов и т.д. Таким образом, политика это: участие в делах государства, определение форм, задач, содержания его деятельности; деятель- ность в сфере отношений между классами, нациями, партиями и государствами; совокупность событий или вопросов государствен- ной, общественной жизни; характеристика образа действий, на- правленных на достижение определённых целей в отношениях людей между собой. В широком смысле политика отождествляется со всей социальной действительностью. В узком смысле под политикой по- нимаются отношения между большими социальными группами лю- дей по поводу реализации своих политических интересов. С функциональной точки зрения, роль политики в любом об- ществе (начиная с малой группы и кончая обществом в целом) может быть сведена к следующему: 1. Выражение властно значимых интересов всех групп и слоев общества. Политика дает людям возможность для удовлетворения своих потребностей и изменения социального статуса. 9 2. Социализация личности, формирование человека как само- стоятельного, социально активного индивида. Через политику чело- век способен обрести социальные качества, она включает личность в сложный мир социальных отношений, конструирует индивида как самостоятельное социально активное существо, субъект политики. 3. Рационализация возникающих противоречий, обеспечение цивилизационного диалога граждан и государства. В ходе удовлетво- рения потребностей и интересов индивидов обнажаются противоре- чия, возникают конфликты. Роль политики – сгладить противоречия. 4. Управление и руководство политическими и общественны- ми процессами. Политические процессы, проходящие в интересах тех или иных слоев населения или социума в целом, предполагают ис- пользование средств принуждения и социального насилия. 5. Интеграция различных социальных слоев населения, по- держание целостности общественной системы, стабильности и порядка. 6. Обеспечение преемственности социального развития об- щества в целом и каждого человека в отдельности. В этом случае выбранный обществом политический курс должен предвидеть не только отдалённые последствия предпринимаемых действий, но и постоянно проверяться практическим опытом, здравым смыслом, нормами нравственности. 7. Обеспечение инновационности социального развития обще- ства и человека, расширение сферы отношений между народами, человеком природой. 8. Организационная. 9. Контрольно-распределительная. Понятно, что речь в данном случае идёт только о важнейших функциях политики. По степени развития этих функций можно су- дить о степени развития самого общества, его зрелости и развитости политической жизни. В структуре политики выделяются содержание, форма и про- цесс (отношения). Содержание политики выражается в ее целях, ценностях, мотивах и механизмах принятия политических решений, в проблемах, которые она решает. Форма политики – это ее организа- ционная структура (государство, партии и т.д.), а также нормы, зако- ны, придающие ей устойчивость, стабильность и позволяющие регу- 10 лировать политическое поведение людей. В политическом процессе находит отражение сложный, много субъектный и конфликтный ха- рактер политической деятельности, проявление и осуществление от- ношений различных социальных групп, организаций и индивидов. Исходя из этого, рассматривая политику как общественное явление, можно выделить ее следующие структурные элементы: политический интерес – внутренний, осознанный источник политического поведения; политические отношения – взаимосвязь общественных групп между собой и институтами власти; политическое сознание – зависимость политической жизни от осознанного отношения людей к своим властно-значимым интересам; политическая организация – совокупность институтов поли- тической власти; политическая деятельность – социальная активность субъек- тов по реализации ими своих политических статусов. Политика имеет свои субъекты и объекты. Субъект – это носитель какой-либо предметно-практической деятельности, ис- точник активности, направленной на объект. Объект – это то, что противостоит субъекту в его предметно-практической деятельно- сти, в познании. Другими словами, субъект действует, воздействует на объект, стремится использовать его в своих интересах. Применительно к политике можно сказать, что субъект поли- тики, это тот, кто ведёт активную политическую жизнь, участвует в политическом процессе: личность, социальная группа, общественные и религиозные объединения, государство или его органы, междуна- родные организации и т.п. Объектом политики является то, на что направлены усилия субъекта политики: власть, интересы и ценности, население как электорат, государство, личность и т.п. Политика может осуществляться на нескольких уровнях: мегауровень – международная и мировая политика; макроуровень – высшие центральные политические институ- ты, государственные органы управления, общественные организации и объединения; мезоуровень – органы управления регионального, республи- канского, областного, районного масштаба; 11 микроуровень – непосредственное политическое взаимодейст- вие людей, малых социальных групп. Таким образом, политика обладает всеобъемлющим социаль- ным характером и имеет отношение практически к каждому члену общества. Политология, как наука, изучает политику во всех её про- явлениях, а изучение политологии способствует формированию соци- ально-активной личности. 1.2. Роль политики в жизни общества Понимание природы политики неизбежно требует осознания и выявления ее связей с другими сферами общественной жизни. Это дает возможность выявить весь спектр направлений практической реализации политики, ее масштабность, сферы и границы приложе- ния, степень ее влияния на различные структуры общественной жиз- ни. Французский политолог Морис Дюверже сформулировал су- ждение, согласно которому, все или почти все в человеческом обще- стве имеет политический аспект, и ничто или почти ничто не принад- лежит политике целиком. В то же время стоит отметить, что возможности политики воздействовать на развитие общества, на решение его проблем не безграничны. Политика, которая расходится с интересами общества, не будет эффективной и не достигнет своей цели. Но даже политика, вполне соответствующая потребностям общества, не может рассчи- тывать на успех, если ее не понимают и потому не поддерживают люди. Связано это с тем, что политика имеет дело и с объективной, и с субъективной сторонами социальных процессов и отношений. Так, например, испытывая влияние идеологии, экономики, мо- рали, права, искусства, политика и сама оказывает на них определенное воздействие, обретая при этом новые свойства и качества. Между тем существующая в практике политической жизни тенденция абсолютиза- ции функциональных связей между различными сферами общественной жизни нередко приводит к серьезнейшим деформациям и политики, и социальной жизни в целом. В этой связи некоторые из них. Политика и идеология. Политика неразрывно связана с идеологией и вне идеологии, и без идеологии она существовать не 12 может. Эта взаимосвязь осуществляется, прежде всего, через интере- сы субъектов политики, которые выражаются идеологией и реализу- ются в их политическом поведении, политической практике. Идеология, как система ценностей любого общества, обла- дающего мобилизационным потенциалом, по отношению к политике выполняет двоякого рода функции: с одной стороны, функцию ори- ентации; с другой – функцию оправдания действий. Первая функция особенно важна на крутых поворотах истории, при смене политиче- ского строя и коренной ломке традиционных структур и представле- ний. Вторая – в качестве средства легитимации государственно- властных решений, т.е. в качестве обоснования и оправдания тех из них, которые непопулярны в народе. Взаимное влияние идеологии и политики друг на друга при определенных условиях может принимать крайние формы, что нега- тивно сказывается не только на их развитии, но и на состоянии обще- ства в целом. Обычно указывают на недопустимость и вред чрезмер- ного идеологического влияния на политику (особенно государствен- ную) и общественные процессы – идеологизации политики. Это про- исходит в условиях монополии одной идеологии и использования идеологической доктрины в качестве первоосновы, фундамента прак- тической политики. Политика, таким образом, превращается в слу- жанку идеологии и сообразует общественную жизнь с мерками идео- логических постулатов и догм, а не с требованиями реальностей. Идеологический диктат КПСС, как известно, стал одной из причин кризиса советской системы и распада СССР. Крайне опасным может быть и чрезмерное влияние политики на идеологию – полити- зация идеологии. В этом случае идеология испытывает на себе диктат господствующей политики и ставится на службу монопольной вла- сти. Ее содержание превращается в мировоззрение на службе у вла- сти, меняется в угоду правящим кругам, и по конъюнктурным сооб- ражениям подвергается идейной эрозии. Политизированные узко- групповые идеи и ценности преобладают над социальными, нравст- венными и другими содержательными компонентами, вытесняют общенациональные (общегосударственные) и общечеловеческие ин- тересы и ценности. Оптимальным является равноправное положение и взаимодействие идеологии и политики, при исключении какой-либо монополии, идейной или властной. 13 Джозеф Лодж писал: «Каждая страна, ее народ, имеют свою идеологию…. Нация только тогда добивается успеха, когда ее идео- логия внутренне согласована, обладает свойством адаптации, а дис- танция между господствующей идеологией и действительной практи- кой институтов страны минимальна». Политика и мораль. На обыденном уровне самой распро- страненной точкой зрения о политике выступает утверждение, об их несовместимости: там, где начинается политика, – кончается мо- раль. Если обратиться к истории и дням сегодняшним, то такая точка зрения имеет право на существование, но она, тем не менее, не может быть признана до конца правильной и научной. Все зависит от характе- ра того общественного устройства, в котором реализуется политика, а также от «чистоты рук» тех, кто ею руководит. Там, где есть демокра- тия, где любые действия в сфере политики подконтрольны ее механиз- мам, обществу, там мораль и политика вполне уживаются друг с дру- гом. Но совместимость морали и политики – не в строгом соблюдении политикой норм морали, а в разумном, нравственном сочетании добра и зла. Вольтер в этой связи говорил: «Часто, чтобы сделать большое добро, приходится совершать небольшое зло». В политологии выделяют четыре подхода к трактовке взаи- моотношений политики и морали: 1. Политика лишь тогда выполняет свою роль, когда она мо- ральна, то есть она может и должна для самореализации использовать только нравственно допустимые средства. В этой связи Плутарх счи- тал, что доверять бесчестному власть – подобно вооружению безум- ного мечом. Для Платона и Аристотеля было очевидным, что в по- литике должны участвовать только достойные. Ж.-Ж.Руссо в своих размышлениях взывал к соединению политики и морали: «Кто захо- чет изучать отдельно политику и мораль, тот ничего не поймет ни в той, ни в другой, и все, что является нравственным злом, является злом и в политике». Известный русский историк Н.М.Карамзинв своем труде «История государства Российского» писал: «Правила нравственности и добродетели святее всех и служат основанием истинной политике». 2. Политика вне морали. Согласно этому подходу, политика и мораль автономны и не должны вмешиваться в компетенции друг 14 друга. Мораль – это дело гражданского общества, личной ответствен- ности, политика же – область противоборства групповых интересов, свободная от нравственности. Родоначальником таких взглядов счи- тается Н.Макиавелли. В трактате «Государь» он утверждал, что поли- тика должна учитывать конкретное состояние общественных нравов, в том числе нравственную испорченность людей, и если в народе не развиты гражданские добродетели и в обществе нарастает анархия, то государь вправе использовать любые, в том числе и безнравственные средства. В частной же жизни он обязан руководствоваться общепри- нятыми нормами морали. 3. Политика – это зло. Эта позиция исходит из противопос- тавления политики и морали как непримиримых противоположно- стей. Наиболее последовательно такой позиции придерживаются анархисты. «Политика и ее главный носитель – государство», – писал основатель русского анархизма М.Бакунин, – «именно и значит наси- лие, господство посредством насилия, замаскированного и откровен- ного. Зло коренится в самой природе политики – во власти, ибо кто облечен властью, тот по неизменному социологическому закону не- пременно сделается притеснителем и угнетателем общества». Близки к взглядам анархистов и представители марксизма, которые трактова- ли политику как неизбежное в условиях существования эксплуатации классов и социального неравенства зло. Негативные оценки политики можно найти и у либеральных мыслителей. Так, например, Н.Бердяев писал в этой связи: «У меня отвращение к политике, которая есть самая зловещая форма объективации человеческого существования, выбрасывание его вовне. Она всегда основана на лжи. Политика в значительной степени есть фикция, владеющая людьми, паразитар- ный нарост, высасывающий кровь из людей». 4.В настоящее время большинство политологов исходят из признания необходимости воздействия морали на политику при учете специфики последней.Специфика эта, по словам Вебера, заключается в применении политикой насилия.«Именно специфическое средство легитимного насилия… в руках человеческих союзов, – писал он, – и обусловливает особенность всех этических проблем политики». Для того, чтобы очертить границу влияния нравственности на политику, Вебер разделил мораль на этику убеждений и этику от- ветственности. Этика убеждений означает неотступное следование 15 нравственным принципам, независимо от того, к каким результатам это приведет, не считаясь с затратами и жертвами. Этика ответст- венности, напротив, по мнению М.Вебера, предполагает учет кон- кретной обстановки, ориентацию политики в первую очередь на ее последствия, внутреннюю ответственность политиков за те результа- ты своих действий, которые можно было предвидеть, готовность пре- дотвратить большее зло, в том числе и с помощью зла меньшего. Политика и экономика. Политика во многом обусловлена материально-производственной и экономической основой общества. По мнению Адама Смита: «Необходимость гражданского правительства растет с приобретением ценной собственности. До тех пор, пока существует собственность, не могут не существовать госу- дарства, самой целью которых не была бы охрана богатства и защита богатых от бедных». Однако определить ее место и роль в экономи- ческом развитии можно, только анализируя конкретные общества. Возможны, по крайней мере, три варианта ответа: в переходных обществах политика довлеет, преобладает, имеет первенство над экономикой; в стабильных обществах экономика определяет политику, имеет приоритет; вообще в любых обществах (да и в течение всей истории че- ловечества) политика должна первенствовать над экономикой. Политика и право. Право, как и политика, имеет историче- скую обусловленность. Развитость правовой системы и политических институтов отражают уровень развития общества. При этом право характеризуется определенностью и общеобязательностью норм, вы- ступающих в качестве общего масштаба и меры к ситуациям и отно- шениям, имеющих одинаковые правовые признаки. Политика, наоборот, представляет собой «искусство возмож- ного». Она возникает там, где имеется неопределенность, и зачастую ведет к изменению правовых норм. При наличии правового равенства индивиды обладают различными ресурсами и властными полномо- чиями и, соответственно, могут пользоваться своими правами. Неред- ко сами нормы права попираются политическими лидерами на основе революционного принципа «политической целесообразности». В обычных же условиях, когда политическая борьба не ведет к слому существующей системы социальных отношений или насильственно- 16 му захвату власти, она осуществляется в рамках правовых норм. Пра- во задает рамки допустимых действий в сфере борьбы за концентра- цию или перераспределение власти в обществе. Если в стране имеют- ся демократические традиции и сформировано гражданское общест- во, противовесом политической власти служат правовое государство и конституционные гарантии гражданских свобод. Таким образом, мы видим, что политика взаимосвязана не только с искусством, моралью, идеологией, экономикой, правом, но и со многими другими сферами жизнедеятельности общества. Нет в обществе сферы, которая была бы абсолютно свободна от политики. Нет проблемы в общественном бытии, которая, в конечном счете, не имела бы политического оттенка. Политика носит всеобъемлющий характер. Политика сочетается с самыми различными сторонами об- щественной жизни, не только воздействуя на них, но и испытывая вместе с тем и влияние. 17 |