Содержимое. М. Ю. Зеленков политология
Скачать 1.68 Mb.
|
Глава 3. ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ Учебные вопросы. 1. История и становление мировой политической мысли. 2. Развитие общественно-политической мысли в России. «В управлении государством главное – соблюдать все формальности, а на мораль можно и не обращать внимания». Марк Твен История политических учений насчитывает много веков. Воз- никновение политической мысли в истории цивилизации неразрывно связано со становлением государства как особой формы организации власти. На заре своего развития политическое научное знание скла- дывалось из элементов философских теорий. Сегодня в истории становления и развития политической мысли ученые выделяют следующие этапы: политические учения Древнего Востока; политические учения Древней Греции и Древнего Рима; политические учения Средневековья; политические учения эпо- хи Возрождения и Реформации; политические учения эпохи Просве- щения и Нового времени; современные политические учения. 3.1. История и становление мировой политической мысли 3.1.1. Политические учения Древнего Востока Политические учения Древнего Востока (Египет, Иран, Ин- дия, Китай, Вавилон, Ассирия) характерны тем, что политическая мысль не выделялась в самостоятельную область социального зна- ния; первоначальные представления о политике выступали в мифоло- гической форме, придавали зарождающимся элементам властных 31 отношений сверхъестественный характер; господствовала концеп- ция божественного происхождения власти и социального устройст- ва. Ведущие мыслители этого периода: Конфуций, Мо-Цзы, Шан-Ян, Хаммамурапи, Будда и др. Конфуций (551-479 гг. до н.э.), древнекитайский философ, пропагандировал идеологию господствующего сословия, божествен- ное происхождение власти императора, но отказывался от божествен- ного происхождения государства. Изречения мыслителя собраны его учениками в книге «Лунь юй» («Суждения и беседы»). Он считал, что государство возникло из объединения семей (это большая семья, где император – строгий, но справедливый отец, а подданные – его послушные дети). Основным регулятором поведения в государстве Конфуций считал мораль, а главной целью государственной политики объявлял воспитание хо- роших нравов. Мо-Цзы (479-400 гг. до н.э.), древнекитайский философ, раз- работал учение, которое считалось идеологией угнетенных сословий, иобосновал договорную концепцию возникновения государства, в основе которой лежала идея принадлежности народу верховной вла- сти. Важное место в его учении занимает мудрость как основа управ- ления (предполагает сочетание наставления народа с наказанием) и учёт интересов народа в процессе управления государством. Шан Ян (390-338 гг. до н.э.), древнекитайский философ, дал начало направлению, получившему название «легизм». Составленные им проекты реформ и указов вошли в трактат «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»). Теоретические основы легизма: мораль и политика – проти- воположные вещи, т.е. любой политик должен отрицать мораль. Основное средство управления государством – принуждение (человек подчиняется закону, т.к. боится наказания; страхвыступает основой всего; управление государством базируется на посылке: правитель деспот, все остальные равны перед законом, кроме него). Существенное влияние на развитие политической мысли Древ- него Востока оказали индуистские «Веды», идеологами которых высту- пали жрецы Древней Индии – брахманы. В «Ведах» говорится о деле- нии общества на четыре сословия – варны: брахманы – жрецы и кшат- 32 рии – воины являлись господствующими кастами, а вайши – крестьяне, ремесленники, торговцы и шудры – свободные низы – подчиненными сословиями (переход из одного сословия в другое недопустим) Будда (563-483 гг. до н.э.), основатель религии «буддизм», критиковал брахманистскую политическую мысль, отверг мысль о боге как о верховном правителе мира, подверг критике систему варн, принцип их неравенства. Самый ранний из дошедших до нас сводов буддийского канона – «Типитака». Суть своего учения Будда выра- зил в четырех благородных истинах (страдание, его причина, состоя- ние освобождения и путь к нему). Провозглашая духовное равенство людей, идеи любви к ближнему, непротивления злу, равнодушие к жизни, нищете и угнетению, буддизм помогал удерживать в повино- вении угнетенные массы. 3.1.2. Политические учения Древней Греции и Древнего Рима Характерные черты политических учений этого этапа: посте- пенное освобождение политических взглядов от мифологической формы; становление их как относительно самостоятельной части философии; всесторонний анализ устройства государства, класси- фикация его форм; поиск и определение идеальной формы правления. Ведущие мыслители этого периода: Гомер, Соломон, Герак- лит, Демокрит, Протагор, Сократ, Платон, Аристотель, Лукре- ций, Цицерон и др. Сократ (469-399 гг. до н.э.), древнегреческий философ, стре- мился восстановить духовное единство полиса на основе справедли- вости и добродетели и отстаивал принцип компетентного правления, согласно которому править должны знающие. Исходя из нравствен- но-разумной основы государства, он заложил традицию разделения форм правления на правильные (монархию, аристократию и демокра- тию) и неправильные (тиранию, олигархию, охлократию). Платон (427-347 гг. до н.э.), древнегреческий философ, автор диалогов «Государство» и «Законы», публично высказывал следую- щие идеи: государство возникло из-за многообразия материальных потребностей человека и невозможности их удовлетворения в оди- ночку; залог стабильности государства – разделение труда по склон- ности души; управлять государством должно сословие философов, 33 специально подготовленных для этой миссии; сословие стражей должно защищать государство; землевладельцы и ремесленники – третье сословие – должны добросовестно трудиться на благо государ- ства; переход из одного сословия в другой недопустим, ибо это нано- сит вред государству. Аристотель (384-322 гг. до н.э.), древнегреческий философ, в своих трактатах («Политика» и др.): выдвинул предположение о ес- тественном происхождении государства; назвал человека политиче- ским существом; классифицировал формы государственного устрой- ства по числу властвующих; выделил: правильные формы государст- венного правления (монархия, аристократия, полития), при которых целью политики является общее благо и неправильные формы (тира- ния, олигархия, демократия), где преследуются лишь собственные интересы и цели власть имущих; залогом стабильности государства считал наличие в обществе большого слоя среднеобеспеченных граж- дан; высказывал идею верховенства закона. Цицерон (106-43 гг. до н.э.), древнеримский политик и фило- соф, автор диалогов «О государстве» и «О законах», рассматривал государство как дело, достояние народа, причем народ, по его мне- нию, не любое собрание людей, а «соединение многих людей, связан- ных между собой согласием в вопросах права и общностью интере- сов». Воплощением природной справедливости Цицерон считал го- сударство, которое он трактовал как достояние народа, возникшее в результате стремления людей к личной и имущественной безопасно- сти, а также достижения ими согласия в вопросах общности интере- сов и права. Цицерон выделял три формы правления государством – цар- скую власть, аристократию (власть оптиматов) и демократию (власть народа). При этом наилучшим он считал государство, обла- дающее смешанной конституцией, которая образуется путем равно- мерного смешения положительных свойств всех трех простых форм правления. 3.1.3. Политические учения Средневековья 34 Особенности политических учений этого этапа: перемещение центра тяжести в общественном сознании от государства к церк- ви, к проблемам религии, безраздельное господство католической церкви в духовной жизни; политическая наука стала отраслью бого- словия, догмы религии приобретали форму законов; социально- политическая мысль развивалась усилиями религиозных деятелей; обоснование теологической теории появления государства и полити- ческой власти. Ведущие мыслители этого периода: Августин Блаженный, Фома Аквинский, Иоанн Солсберийский и др. Августин Блаженный (354-430 гг.), римский идеолог и дея- тель христианской церкви, заложил основы христианской политиче- ской теории. Его политические идеи изложены в работах «О граде Божием», «О свободной воле» и др. Августин соединил свою концеп- цию «лучшей жизни» (счастье от Бога) с возможностями и способно- стями человека, с реалистическим гуманизмом: человек не ненавидит человека из-за его порока, не любит порок из-за человека, но ненави- дит порок и любит человека. Резко противопоставляя церковь и го- сударство, Августин стремился обосновать верховенство церкви над светской властью. Государство рассматривалось Августином как часть универ- сального порядка, создателем и правителем которого является Бог. Поэтому все государи должны служить своей властью как Богу, так и человеку. Ведь государство – это множество людей, объединенных общественными связями. Формы правления различались Августином в зависимости от тех обязанностей, которые возлагаются на верховную власть. Глав- ными среди них он считал моральные и религиозные обязанности, в частности уважение к Богу и уважение к человеку. Если в государстве сохраняются справедливость и уважение к религии, то все формы правления, равно как авторитет и полномочия власти, становятся дос- тойными того, чтобы им подчиняться. Государство, по мнению Августина, ставящее своей целью удовлетворение только земных благ, лишено правды, есть господство силы (дьявола). С тех пор как государство включает в себя дьяволь- скую волю, оно становится общественным тираном. Только государ- 35 ство Божие обладает истинной правдой, и в нем осуществляется все- общее стремление к единству и вечному миру. Своим утверждением о том, что «град земной», т.е. государст- во, связан с царством дьявола, Августин Блаженный положил начало многим средневековым ересям. Но в то же время он развивал идею обновления «града земного» в русле христианской добродетели: все формы правления должны уважать Бога и человека. Фома Аквинский (1225-1274 гг.), итальянский философ и тео- лог, основатель томизма, в своем трактате «О правлении государей» пытался соединить учение Аристотеля с христианскими догмами. Его воззрения базировались на следующих посылках: сущ- ность власти устанавливается богом, поэтому в интересах обществен- ного целого необходимо беспрекословное выполнение каждым чело- веком своих обязанностей; государство также является божественным установлением; допущение, что могут быть злоупотребления вла- стью, и это даёт народу право на сопротивление тирану и даже его насильственное свержение; государство может наказывать еретиков, если церковь не справится с ними духовными средствами. Иоанн Солсберийский (ок. 1115-1180 гг.), английский бого- слов и юрист, автор трактата «Поликратик», выдвигал идею ограни- чения светской власти за счет авторитета церкви и первым в Западной Европе систематизировал политическую теорию. Согласно его учению, чтобы стать государем, человек должен быть избранным Богом, т.е. получить одобрение церкви. Государь для общества – то же, что голова для живого организма. Но править он может как ради общего блага, так и в своих собственных порочных интересах. Во втором случае правитель является тираном. Поскольку любая власть от Бога, люди должны подчиняться даже тиранам, но до тех пор, пока они не нарушают божественных законов и заповедей. В последнем случае «убить тирана не только законно, но и правильно и справедливо». 3.1.4. Политические учения эпохи Возрождения и Реформации Характерные черты политической мысли этой эпохи: освобо- ждение политической науки от теологии и стремление создать чисто светскую теорию; развитие гуманистических начал в полити- 36 ческой теории; анализ проблем и свобод человека, закона и государ- ства, демократического устройства общественной жизни; обосно- вание революционных форм и методов переустройства общества. Ведущие мыслители этого периода: Н.Макиавелли, Т.Мор, Т.Компанелла, Ж.Боден, Т.Гоббс, Г.Гроций, Дж.Локк, Б.Спиноза и др. Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.), флорентинец, первым стал рассматривать политику как особую сферу научного исследова- ния. В своем труде «Государь» он: дал самодержцам исчерпывающие рекомендации по завоеванию и удержанию власти; впервые сформули- ровал идеологию централизованной монархической власти; обосновал, что народ не играет никакой роли в государстве; подчеркнул, что пра- витель сам определяет цели своей политики и добивается этих целей, используя любые средства; утверждал, что политика аморальна, мораль и политика не совместимы. Полагая, что стремление к завоеванию – естественное состояние людей, государств, Макиавелли под политикой понимал, прежде всего, политику силы. Главной опорой политики госу- дарства он считал хорошие законы и сильное войско. Томас Гоббс (1588-1679 гг.), английский мыслитель, автор труда «Левиафан», развил гражданскую трактовку политики, считал, что монархия – самая лучшая форма власти. Он утверждал, что ис- точник королевской власти – общественный договор с некоторыми ограничениями власти монарха. Мир, по Гоббсу, есть совокупность вещественных субстанций – тел: естественных и искусственных. Искусственным телом он считал государство. Человек же, по Гоббсу, занимает промежуточное положение между естественными и искус- ственными телами: он является естественным телом, но, в качестве гражданина, участвует в создании искусственного тела – государства. В естественном (догосударственном) состоянии люди равны друг другу физически и умственно. Равная способность к вожделению и захвату одних и тех же вещей ведёт к непрестанной борьбе. Поэтому естественное состояние – это война «всех против всех». Здесь дейст- вует естественное право, которое Гоббс трактует, как свободу делать всё для самосохранения, в том числе и посягать на чужую жизнь. Но естественное право совершенно не обеспечивает превосходства и никому не даёт гарантии безопасности. Это может сделать только государство, которое устанавливает и контролирует выполнение сво- 37 да естественных законов, позволяющих для установления всеобщего мира разумно пойти на взаимное ограничение прав всех людей. Джон Локк (1632-1704 гг.), английский философ, основопо- ложник либерализма. Он первым четко разделил такие понятия, как личность, общество, государство, выделил законодательную и испол- нительную власти. Политическая теория Локка, изложенная в «Двух трактатах о государственном правлении», направлена против патри- архального абсолютизма и рассматривает социально-политический про- цесс как развитие человеческого общежития от естественного со- стояния до гражданского общества и самоуправления. Основной це- лью правительства является защита естественного права граждан на жизнь, свободу и собственность, и в целях надежного обеспечения есте- ственных прав, равенства и свободы люди соглашаются учредить госу- дарство. Локк сформулировал идею правового государства, утверждая, что в государстве абсолютно никто, никакой орган не может быть изъят из подчинения законам. По его мнению, законодательная власть в госу- дарстве должна быть отделена от исполнительной (включая судебную) и федеративной (внешних сношений), причём само правительство также должно неукоснительно подчиняться закону. Бенедикт Спиноза (1632-1677 гг.), нидерландский философ- материалист, автор труда «Политический трактат» и ряда других. Он был антиклерикалом, сторонником республиканского правления и противником монархии. Антиклерикализм Спинозы был связан с осознанием им политической роли церкви как ближайшего союзника монархического правления. Спиноза выводил закономерности обще- ства из особенностей неизменной человеческой природы и считал возможным гармоничное сочетание частных эгоистических интере- сов граждан с интересами всего общества. 3.1.5. Политические учения эпохи Просвещения и эпохи Нового времени Особенности и характерные черты этого периода: формирова- ние либеральной политической идеологии; обоснование необходимо- сти разделения властей; характеристика правового государства; анализ ценностей и механизма функционирования буржуазной демо- кратии; формирование концепции прав человека и гражданина. 38 Ведущие мыслители этого периода: Ш.Монтескье, Ж- Ж.Руссо, И.Кант, Г.Гегель и др. Шарль Монтескье (1689– 1755 гг.), французский просвети- тель, автор труда «О духе законов», в котором он изложил теорию разделения властей. Верховенство права, по мнению Монтескье, мо- жет быть обеспечено лишь взаимным сдерживанием и разделением властей на: законодательную, исполнительную и судебную власти. Жан-Жак Руссо(1712-1778 гг.), французский философ, в трактате «Об общественном договоре, или Принципы политического права» критиковал современное ему общество, используя в качестве эталона для сравнения «естественное состояние» догосударственного человечества и идеальную модель возможного общественного уст- ройства. Постоянные столкновения могущественных и обездоленных людей, по мнению Руссо, приводят, главным образом, первых к по- требности в гражданском мире, который обеспечивается заключением общественного договора. Иммануил Кант (1724-1804 гг.), немецкий философ, в труде «Метафизика нравов» обосновал, что государство – это объединение множества людей, подчинённых правовым законам. Гражданин в этом государстве, считал Кант, должен обладать той же возможно- стью принуждения властвующих к точному и безусловному исполне- нию закона, которой обладает властвующий в отношении к гражда- нину. Средством к установлению и сохранению мира Кант считал развитие международной торговли и общение с их взаимными выго- дами для различных государств. Георг Гегель (1770-1831 гг.), немецкий философ, в основном своем труде «Философия права» осуществил постановку вопроса о взаимосвязи социально-экономической и политической сфер граж- данского общества и государства. Гражданское общество, по Геге- лю,– опосредованная трудом система потребностей, основанная на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве людей, которая возникает и развивается с утверждением буржуазных отношений. Гегель считал, что гражданское общество – сфера раз- вёртывания частных, особенных интересов отдельных личностей, государство – сфера общего и всеобщего (всеобщее – есть только право и должно распространяться на всю область особенного). 39 3.1.6. Современные политические учения Современная политическая наука в своем развитии прошла три этапа: Первый этап (конец XIX – конец 40-х гг. XX вв.) характерен ис- следованием проблем политической власти и ее социальных основ. В этот период увидели свет: теория заинтересованных групп (А.Бентли); тео- рия элиты (правящего класса) (Г.Моска, В.Парето); социологическая теория государства (М.Вебер); теория олигархизации власти (Р.Михельс); психологическая теория власти (Г.Лассуэл). Второй этап (конец 40-х – вторая половина 70-х гг. XX в.) характерен поворотом к проблемам либерализации политической жизни, демократии, социальной политики государства. Результатом деятельности ученых в ходе этого этапа стали: новая теория демо- кратии (И.Шумпетер); плюралистическая теория демократии (Р.Даль); теория партисипаторной демократии (К.Макферсон, Дж.Вольф, Б.Барбер); концепция государства благосостояния, об- щества потребления (Дж.Катона, У.Ростоу, О.Тоффлер). Третий этап (середина 70-х гг. XX в. – н.в.) характерен раз- работкой и развитием новых парадигм политической науки. В этот период были разработаны: футурологическая концепция единого ми- рового государства (С.Кларк, К.Сон); концепция постиндустриаль- ного общества (Д.Белл, Р.Арон, Дж.Гэлбрайт, З.Бжезинский); кон- цепция информационного общества (О.Тоффлер, Дж.Нейсбит, Е.Масуда); концепция национального интереса (Г.Моргентау); тео- рия элитарной демократии; силовая концепция власти. В современной зарубежной политологии выделяются сле- дующие основные школы: англо-американская – разрабатывает проблемы политической модернизации, стабильности, политических конфликтов, внешней политики (С.Липсет, К.Райт, С.Хантингтон, Г.Моргентау, Дж.Сартари, Р.Дарендорф); французская – занимается проблемами типологии политиче- ских режимов, легитимности, партийно-политической инфраструкту- ры (М.Дюверже, Ж.Бурдо, М.Крозье, Р.Арон); 40 немецкая – занимается сравнительным анализом политиче- ских систем, проблемами функционирования гражданского общества и правового государства (Г.Майер, И.Флетчер); польская – проводит исследования политической жизни обще- ства, главных направлений демократизации политической системы (Е.Вятр, Т.Бодио, А.Боднар, К.Опалэк, Ф.Рышка). Таким образом, в истории становления и развития мировой по- литической мысли можно выделить следующие этапы: политические учения Древнего Востока; политические учения Древней Греции и Древнего Рима; политические учения Средневековья; политические учения эпохи Возрождения и Реформации; политические учения эпохи Просвещения и Нового Времени; современную политическую науку. 3.2. Развитие общественно-политической мысли в России Русская общественно-политическая мысль как оригинальное образование мировой политической науки в своем развитии прошла пять этапов: Первый этап (XI-XVII вв.). Основателем общественно- политической мысли на Руси считается киевский митрополит Илла- рион, который в трактате «Слово о законе и благодати» сформулиро- вал следующие идеи, касающиеся развития государства и общества: исторический процесс движется сменой принципов религий: основа Ветхого Завета – принцип закона; основа Нового Завета – принцип благодати (истины); по закону существовал лишь один богоизбран- ный народ – иудеи; с появлением благодати образовалось сообщест- во равноправных христианских народов; Русь занимает равное с дру- гими государствами положение в мире; необоснованность претензий Византии на руководство русской церковью; Русская церковь должна быть независима; князь Владимир – святой, поскольку его дело выше заслуг императора Константина. Дальнейшее развитие политические идеи Древней Руси полу- чили в следующих трудах: «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», а также в летописях: Лаврентьевской (1377 г.), Новгород- ской (XIV в.), Ипатьевской (XV в.) и других. Главная идея политической мысли Руси XV-го в. – величие власти Московских государей – была разработана монахом Филофе- 41 ем в XVI веке и нашла свое отражение в теории «Москва – третий Рим». Согласно этой теории история человечества есть история вели- ких всемирных государств: первое, Рим, погибло из-за ереси; второе, Византия, завоевано неверными – турками; третьим Римом стала Мо- сква. Ей до предначертанного Богом конца света предписано быть хранительницей православия. Москва – третий Рим, «а четвертому не быти». Второй этап (конец XVII в. – первая четверть XIX в.). Этап связан с именем Петра I, который оформил русское феодальное го- сударство в абсолютную монархию, положил начало преодолению промышленной, военной и культурной отсталости страны. Это пери- од образования и укрепления абсолютизма в политической мысли России. В эпоху «просвещенного абсолютизма», связанного с прав- лением Екатерины II, сложились два направления в развитии поли- тической мысли: идеология феодальной аристократии, стремившей- ся упрочить свое положение путем ограниченной монархии; полити- ко-правовые идеи зарождающегося просветительства и либерализма, направленные против крепостного права. Яркий след в нем оставили Ф.Прокопович, В.Татищев, И.Посошков, М.Щербатов, С.Десницкий, А.Радищев и др. Феофан Прокопович(1681-1736 гг.), защитник Петровских преобразований, полагал, что: образование государства – результат договора «гражданского союза» людей с будущим государем; народ при этом не может расторгнуть такой договор; содержание договора и выбор конкретного правителя – божественный промысел; лучший «образ правления» – неограниченная монархия; нужно осуждать ог- раниченную монархию; аристократия и демократии должна быть подвергнута критике; церковь не должна иметь превосходство над светской властью. Василий Татищев (1686-1750 гг.) был идеологом «просве- щённого абсолютизма» и автором оригинальной теории происхожде- ния государства и теории происхождения социального неравенства (теория 3-х «узд неволи»): первая узда – подчинение родителям; вто- рая узда – человек добровольно идёт в услужение другому, не имея возможности себя прокормить и защитить; положение о нерасторжи- мости такого договора составляло основу крепостного права (этому положению вещей противопоставляется договор о создании «общена- 42 родия», или республики); третья узда – насильственное лишение во- ли, рабство; это противоправно, но необходимо. Иван Посошков (1652-1726 гг.)отражал взгляды и идеи на- рождавшейся буржуазии. В своих трудах он: провел идею «общего блага», которое должен обеспечить абсолютный монарх; выдвинул требование сильной централизованной власти в стране; выступил против аристократии и демократии; выдвинул тезис о том, что власть царя подобна власти бога; предложил чётко определить правакаждо- го сословия и его обязанности перед государством; выдвинул идею о том, что помещики владеют крестьянами временно, пока служат государю; предложил устроить единый суд для всех сословий. Михаил Щербатов (1733-1790 гг.) выступал как защитник крепостничества, аргументируя это историческими, экономическими и юридическими фактами, рисуя идиллическую картину взаимоотноше- ний между помещиками и крестьянами; предлагал строить государство на основе чётко зафиксированной в законе сословной организации; считал, что верховная власть должна принадлежать императору. Семен Десницкий (1740-1789 гг.) выдвинул оригинальную тео- рию возникновения государства, связывая его появление с частной собственностью (по его мнению, у первобытных народов не было за- конов, правительств, государства); пытался исторически подойти к таким институтам, как семья и собственность; выступал как сторонник ограничения абсолютной власти монарха; предлагал выделить различ- ные ветви власти, причём сделать их частично независимыми от воли монарха; выступал с осуждением крепостничества, так как в его усло- виях нельзя применить многие прогрессивные методы. Александр Радищев (1749-1802 гг.) в знаменитом произведе- нии «Путешествие из Петербурга в Москву» изложил теоретические основы политической программы и свои взгляды на происхождение и сущность государства: образование государства связано с возникно- вением собственности; государство возникает в результате договора в целях защиты слабых и угнетённых; критиковал крепостничество, выдвигая против него ряд юридических, экономических и нравствен- ных возражений; подверг критике весь государственный аппарат аб- солютизма; отверг теорию просвещённого абсолютизма; говорил об отсутствии связи между абсолютным монархом и народом; выдвинул идею народной революции, обосновывая право народа на восстание в 43 том случае, если нарушен общественный договор и ущемлён народ- ный суверенитет. Третий этап (вторая четверть XIX в. – октябрь 1917 г.).Нача- ло ему положило восстание декабристов. Основные идеи этого этапа: обоснование революционных планов коренного преобразования госу- дарственного строя в России; критика деспотизма в организации государственной власти; необходимость конституционной монар- хии, разделения властей, правового государства; поиск путей разви- тия (самобытный и общеевропейский) государства. Наиболее видными мыслителями этого этапа были: предста- вители идеологии либерализма Н.С.Мордвинов (1754-1845 гг.) и Н.Н.Сперанский (1772-1839 гг.); идеологи декабристов Н.М.Муравьев (1795-1843 гг.) и радикал П.И.Пестель (1793-1826 гг.); представители российского революционного демократизма: А.И.Герцен (1812-1870 гг.), В.Г.Белинский (1811-1848 гг.), Н.Г.Чернышевский (1828-1889 гг.); народники М.А.Бакунин (1814- 1876 гг.), П.Л.Лавров (1828-1900 гг.), П.Н.Ткачев (1844-1885 гг.), Г.В.Плеханов (1856-1918 гг.) и др. Четвертый этап (октябрь 1917 г. – начало 90-х гг. ХХ в.), коммунистический. После революции октября 1917 года и установле- ния советской власти в России российская политическая наука разви- валась только в одном направлении – теории марксизм-ленинизм. Наиболее видными мыслителями этого этапа были В.Ленин, И.Сталин и др. Политическая наука превратилась в наукообразный официоз, идеологическое обеспечение политики ВКП(б) – КПСС. В рамках научного коммунизма рассматривались некоторые вопросы политической теории, но споры носили в основном схоластический и ограниченный классовый характер. Пятый этап (начало 90-х годов XX-го в. по н.в.). Этап озна- менован началом в России своеобразного ренессанса классической и неоклассической политической мысли. Таким образом, на всех этапах российской истории политиче- ских учений каждая из политических доктрин несла на себе четкий отпечаток конкретно-исторических условий страны и эпохи, полити- ческих симпатий и антипатий автора доктрины и его единомышлен- ников. Поэтому содержавшиеся в доктринах конкретные политиче- ские программы были преходящими и в новых исторических услови- 44 |