Содержимое. М. Ю. Зеленков политология
Скачать 1.68 Mb.
|
Глава 6. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ 71 Учебные вопросы: 1. Понятие политического режима и его типы. 2. Тоталитарный политический режим. 3. Авторитарный политический режим. 4. Демократический политический режим. «Самая жестокая тирания та, кото- рая выступает под сенью законности и под флагом справедливости» Ш. Монтескье Политический режим – содержание власти, выраженное в средствах, методах и способах властвования, в характере власти – демократическом или недемократическом. Государственная система обеспечивает не только стабилизацию и формализацию политических отношений, но одновременно является и ареной острой борьбы за власть политических партий и группировок. Государственная поли- тика отражает определенные идеологические ориентиры, связана с теми или иными социальными интересами. Решение задач государст- венной политики может достигаться совершенно разными методами, на основе тесного взаимодействия с институтами гражданского обще- ства или, напротив, вопреки их влиянию. Для характеристики всех этих аспектов функционирования государственной системы служит понятие «политический режим». 6.1. Понятие политического режима и его типы Важнейшей характеристикой политической системы является политический режим (от лат. regimen – управление). В современной политологии при определении политического режима конкурируют два подхода: институциональный, акцентирующий формальные нор- мы и правила отправления власти институтами государства, и социо- логический, опирающийся на анализ средств и способов осуществле- ния реальной публичной власти. Как показал исторический опыт, более адекватным способом отражения сущности и содержания поли- 72 тического режима оказался социологический подход, ибо он позволяет рассматривать в качестве субъектов власти не только правительства или официальные структуры, но и те, подчас не обладающие офици- альным статусом группировки, которые также реально влияют на принятие политических решений. Политический режим можно охарактеризовать как совокуп- ность наиболее типичных форм и методов функционирования основ- ных институтов власти, используемых ими ресурсов и способов при- нуждения, которые оформляют и структурируют реальный процесс взаимодействия государства и общества. Достаточно точное определение политического режима, отра- жающее противоречивость его содержания, дал известный польский политолог Е.Вятр «Под политическим режимом, – писал он, – я по- нимаю систему конституционных (законных) порядков и конкретное воплощение этой системы на практике». В этом определении особо подчеркнуто, что конституционно закрепленные порядки не всегда могут соответствовать конкретному их воплощению в политической жизни. Политический режим есть та реальность, которая совмещает и первое, и второе. Вместе с тем, это понятие отражает реальную картину политической власти в той или иной стране. Политический режим – более подвижное и динамичное явле- ние, чем система власти. В этом смысле эволюция одной и той же системы власти может осуществлять в форме нескольких политиче- ских режимов. Например, в СССР система советской власти, устано- вившаяся при В.И.Ленине, трансформировалась сначала в сталинский режим, потом в так называемую «хрущевскую оттепель», и, в конце концов, в режим коллективного руководства при Л.И.Брежневе. Именно политические режимы проводят и одновременно оли- цетворяют собой определенную государственную политику, выраба- тывают и осуществляют тот или иной государственный курс, целена- правленно реализуют конкретную линию поведения государства во внутренней и внешней политике. Как показывает история, наиболее выгодной и предпочти- тельной для правящих режимов является политика центризма. Она способствует минимизации конфликтов, помогает более конструк- тивно использовать политический потенциал всего общества, под- 73 держивает взаимно уважительные отношения между элитарными и не элитарными слоями. В то же время большинство режимов в качестве одного из наиболее распространенных средств укрепления собственных пози- ций выбирает популизм. Это такой тип политики, который основыва- ется на постоянном выдвижении властями необоснованных обещаний гражданам, на использовании демагогических лозунгов, методов за- игрывания с обществом ради роста популярности лидеров. Политическая режим не зависит напрямую от формы правле- ния или способа территориально-политической организации власти. Он характеризует политическую культуру общества, общую направ- ленность и природу политического процесса. При этом каждый тип политического режима предполагает определенные способы органи- зации государственного управления, установления прерогатив орга- нов государственной власти, форм и степени вовлеченности в политический процесс народных масс. Признаками политического режима являются: степень участия народа в механизмах формирования полити- ческой власти, а также сами способы такого формирования; соотношение прав и свобод человека с правами и поведением государства; гарантированность прав и свобод личности; характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе; положение средств массовой информации, степень гласно- сти в обществе и прозрачность деятельности государственного аппарата; место и роль негосударственных структур в политической системе; тип политического поведения больших групп людей; учет интересов меньшинства при принятии политических решений; доминирование определенных методов при реализации вла- сти; степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни; 74 политическое и юридическое положение и роль в обществе силовых структур государства (армии, полиции, органов государст- венной безопасности); мера политического плюрализма в обществе; существование реальных механизмов привлечения к политиче- ской и правовой ответственности должностных лиц, включая самых высших. Исходя из этого, основными элементами политического ре- жима являются следующие: политические структуры власти, методы осуществления власти, права и свободы человека, методы выработки политических решений, способы урегулирования конфликтов, плю- рализм, партийная система, идеология, формы политического уча- стия, легитимность и структурированность правящей элиты. Качественными характеристиками политического режи- ма являются: объем прав и свобод человека, методы осуществления государственной власти, характер взаимоотношений между госу- дарством и обществом, наличие или отсутствие возможностей общества влиять на принятие политических решений, способы фор- мирования политических институтов, методы выработки полити- ческих решений. В основе политического режима в любом конкретном общест- венном образовании лежат свойственный ему тип легитимации вла- сти, структура политических институтов, система и место пар- тий, форма и роль государства, определенное сочетание системы партий, способа голосования, методов принятия решений, структу- ры и роли групп давления. В широком плане в понятие политический режим включают со- вокупность институциональных, идеологических и социальных элемен- тов, способствующих формированию определенного облика политиче- ской власти в данной стране и в данный период. Если категория «форма правления», описывая черты государственной организации только в том виде, как они обозначены в конституции и законах, отражает в большей степени формально-юридическую сторону политической жиз- ни и относительно статична, то категория «политический режим» ха- рактеризует то, как реально складываются отношения власти. Полити- ческий режим раскрывает вопрос о том, кому принадлежит реальная политическая власть в данном обществе, какими методами она осуще- 75 ствляется, как соотносятся и взаимодействуют гражданское общество и государство, каков объем прав и свобод личности, социальных групп и реальные возможности их осуществления. Общепринятой является типология политических режимов с учетом особенностей взаимодействия государства и гражданского об- щества, степени проникновения государственной власти в другие сфе- ры социальной действительности и частную жизнь граждан. Историче- ские закономерности развития государственности позволяют политоло- гам разделить современные политические режимы на демократические и недемократические (авторитарный и тоталитарный). Основанием для такой классификации является положение личности в обществе, харак- тер ее взаимоотношений с государством, тип отношений власти с оппо- зицией, способы разрешения политических конфликтов. Таким образом, политический режим – это способ функцио- нирования политической системы общества, который определяет ха- рактер жизни в стране и отражает уровень политической свободы, а также отношение органов власти к правовым основам их действи- тельности. 6.2. Тоталитарный политический режим Тоталитаризм – это политический режим, при котором го- сударство стремится к целостному, всеохватывающему контролю за жизнедеятельностью всего общества в целом и каждой личности в отдельности. Понятие «тоталитаризм» (от лат. totalis) означает весь, целый, полный. Оно было введено в оборот идеологом итальянского фашиз- ма Дж.Джентиле в начале ХХ века. В политический лексикон тер- мин «тоталитаризм» был введен в 1925 г. лидером итальянских фа- шистов Б.Муссолини для характеристики созданного им режима. В 1929 г. газета «Таймс» употребила этот термин применительно к ре- жиму, сложившемуся в Советском Союзе. После Второй мировой войны в западной политической науке стало общепринятым обозна- чать понятием «тоталитаризм» режимы, существовавшие в фашист- ской Германии, Советском Союзе, странах «победившего социализ- ма». 76 Русский философ И.А.Ильин так писал о тоталитарном поли- тическом режиме: «Это есть политический строй, беспредельно рас- ширивший свое вмешательство в жизнь граждан, включивший всю их деятельность в объем своего управления и принудительного регули- рования. Слово «тотус» означает по-латыни «весь», «целый». Тотали- тарное государство есть всеобъемлющее государство. Оно отправля- ется от того, что самодеятельность граждан не нужна и вредна, а сво- бода граждан опасна и нетерпима. Имеется единый властный центр: он призван все знать, все предвидеть, все планировать, все предписы- вать. Обычное правосознание исходит от предпосылки: все не запре- щенное – позволено; тоталитарный режим внушает совсем иное: все непредписанное – запрещено. Обычное государство говорит: у тебя есть сфера частного интереса, ты в ней свободен; тоталитарное госу- дарство заявляет: есть только государственный интерес, и ты им свя- зан. Обычное государство разрешает: думай сам, веруй свободно, строй свою внутреннюю жизнь, как хочешь; тоталитарное государст- во требует: думай предписанное, не веруй совсем, строй свою внут- реннюю жизнь по указу. Иными словами: здесь управление – всеобъ- емлющее; человек всесторонне порабощен; свобода становится пре- ступной и наказуемой». В 1956 г. два американских политолога – К.Фридрих и З.Бжезинский сформулировали основные признаки тоталитарного режима. общеобязательная официальная идеология, полностью отри- цающая предыдущий порядок и призванная сплотить граждан для построения нового общества; монополия на власть единой массовой партии, строящейся по олигархическому признаку и возглавляемой харизматическим вож- дем; система террористического полицейского контроля, кото- рый осуществляется не только над «врагами народа», но и над всем обществом; партийный контроль над СМИ; всеобъемлющий идейно-политический контроль над воору- женными силами; централизованная система регулирования экономической деятельности. 77 Позднее З.Бжезинский сформулировал и более емкое опреде- ление: «Тоталитаризм – это система, при которой самые совершенные инструменты политической власти используются без ограничений централизованным руководством с целью осуществления тотальной социальной революции». Среди перечисленных признаков наибольшее значение имели первые два – официальная идеология и монополия единственной пар- тии на власть. Тоталитаризм возникает в результате распада традицион- ных социальных структур и деморализации общества. Именно пре- вращение общества в деструктурированную массу, состоящую из «атомизированных» индивидов, лишенных собственности, независи- мости собственного «Я», является социальной предпосылкой станов- ления тоталитарного государства. Другой причиной, обусловливаю- щей возникновение тоталитарного режима, является крушение рыноч- ной экономики и провозглашение такой организации общественной жизни, которая основывается на едином плане. Формированию тоталитаризма в немалой степени способству- ет выход на политическую авансцену массовых движений, которые, разрушая прежние политические институты, создают «поле» для ста- новления неограниченной власти. Парадокс тоталитаризма заключа- ется в том, что его «творцом» (в отличие от предыдущих диктатур) являются самые широкие народные массы, против которых он потом и оборачивается. Духовными истоками тоталитаризма являются различные концепции «общей воли», которая должна воплотиться в одном клас- се или нации, нетерпимость к инакомыслию, отсутствие уважения к правам и свободам человека, хилиастические утопии о построении нового общества. Рычагами власти при тоталитаризме выступают пропаганда и насилие. Принято выделять две разновидности тоталитаризма «левый» и «правый». «Левый» тоталитаризм возник в коммунистических странах – в Советском Союзе, в странах Восточной Европы, Азии (Китай, Се- верная Корея, Северный Вьетнам), на Кубе. «Левый» тоталитаризм основывался на идеологии марксизма-ленинизма, утверждающей возможность построения коммунистического общества, в котором 78 будут полностью удовлетворяться потребности всех индивидов; необходимость отмены частной собственности и создания плано- вой, регулируемой экономики; ведущую роль пролетариата; необхо- димость диктатуры пролетариата при переходе к новому общест- ву; возможность построения коммунизма в каждой стране. Соци- альной основой «левого» тоталитаризма выступали низшие классы и, прежде всего, пролетариат. «Правый» тоталитаризм сформировался в фашистской Италии и Германии. «Правый» тоталитаризм, в лице германского фашизма, основывался на идеологии национал-социализма. Главные положения национал-социалистической идеологии сводились к следующему: воссоздание германского рейха; борьба за чистоту немецкой расы; истребление всех инородных элементов (прежде всего, евреев); ан- тикоммунизм; ограничение капитализма. Социальной основой «пра- вого» тоталитаризма являлись экстремистски настроенные средние слои общества. Как показала история, отношения между тоталитарной вла- стью и народом двоякое: большинство подданных испытывает благо- говейную любовь к правителям, ибо разделив с властью ее картину мира, человек обретает не только надежду на выживание, но, что го- раздо более важно, возможность счастья. Такой человек способен увидеть себя столь же абсолютным и всемогущим, как сама власть, частицей которой он себя чувствует. Но в любом обществе, даже в обществе всеобщего контроля, каковым является тоталитарное обще- ство, есть несогласные, это, прежде всего, наиболее интеллигентные и внутренне независимые люди, которые сохраняют свою точку зрения на общество и свою судьбу. Таким образом, тоталитаризм отличается от других диктатур высочайшей степенью регламентации и контроля. 6.3. Авторитарный политический режим Термин «авторитаризм» (лат. auctoritas власть, влияние) применяется в политической науке для обозначения режима, характе- ризующегося монополией на власть какой-то одной партии, группи- ровки, лица или института. Авторитарный политический режим мож- но рассматривать как своего рода «компромисс» между тоталитарным 79 и демократическим политическими режимами. Он, с одной стороны, мягче, либеральнее, чем тоталитаризм, но, с другой стороны, жестче, антинароднее, чем демократический. Существенными чертами авторитаризма являются: монополия на власть одной группы, партии или коалиции, ко- торая ни перед кем не подотчетна; полный или частичный запрет на деятельность оппозиции; сильно централизованная монистическая структура власти; сохранение ограниченного плюрализма, наличие дифференци- рованных отношений между обществом и государством; наследование и кооптация как главные способы рекрутирова- ния правящей элиты; отсутствие возможности ненасильственной смены власти; использование силовых структур для удержания власти. Основные отличия авторитарных режимов от тоталитар- ных: авторитаризм не имеет единой и обязательной для всех идео- логии, допускает ограниченный плюрализм, если он не наносит вреда системе; гражданин не подвергается репрессиям, если он не является активным противником режима: необязательно поддерживать режим, достаточно его терпеть (ритуальное подтверждение лояльности и отсутствие прямого вызова); при авторитаризме центральную роль играет не мировоззрение, а сохранение власти; неодинаковая степень регламентации различных аспектов об- щественной жизни: при тоталитаризме контролируются все сферы общественной жизни, для авторитаризма характерна намеренная де- политизация масс, их довольно слабая политическая информирован- ность; при тоталитаризме центром власти является одна партия (пар- тийные органы пронизывают весь государственный аппарат, общест- венные организации и производственные структуры); при авторита- ризме – высшей ценностью является государство как средоточие вла- стных функций (идея государства как надклассового верховного ар- битра); авторитарные диктатуры предпочитают сохранять традицион- ные классовые, сословные или племенные перегородки, которые чу- жды тоталитаризму (в период становления тоталитаризм разрушает 80 прежнюю социальную структуру, разрывает традиционные социаль- ные связи, «превращает классы в массы»); при тоталитаризме систематический террор проводится ле- гально и организованно, при авторитаризме используется тактика избирательного террора. Важнейшим феноменом авторитарного сознания являет- ся массовое отчуждение от власти. Авторитаризм может существовать в самых разнообразных формах. В историческом прошлом он выступал в форме древних ти- раний, деспотий, абсолютных монархий и различных аристократиче- ских режимов. Сегодня, в зависимости от того, на какие социальных групп и институты опирается власть, можно выделить следующие формы авторитарного режима: военные диктатуры, предполагающие опору на армию. В ус- ловиях неразвитого гражданского общества и слабых демократиче- ских традиций военные выступают наиболее организованной силой, обладающей ресурсами для захвата власти (обычно путем государст- венного переворота). Подобные режимы – достаточно частое явление в Африке, Латинской Америке, на Ближнем Востоке. Подавляя поли- тические свободы, военные могут выступить инициаторами экономи- ческой модернизации общества (военная диктатура генерала А.Пиночета в Чили); теократический – с опорой на духовенство и религию. В ка- честве примера можно привести современный Иран, где с середины 90-х гг. ХХ века наметилась тенденция к либерализации режима; олигархический – власть принадлежит определенным корпора- тивным кланам; вождистский (режим личной власти), опирающийся на авто- ритет сильного лидера. Сам режим может иметь поддержку народа. Почвой для возникновения подобных режимов может стать ощуще- ние внешней угрозы для страны; смешанный, сочетающий в себе элементы разных режимов. Так, режим, который был установлен С.Хуссейном в Ираке, обладал свойствами военного, вождистского и частично теократического ре- жимов одновременно. Наряду с вышеуказанными формами выделяют и другие фор- мы авторитаризма: однопартийные и многопартийные, президентские 81 и парламентские, традиционные и мобилизационные. Авторитарный режим может также выступать и в форме реакционной диктатуры или быть более либеральным. Последние формы авторитаризма представ- ляют собой своеобразный симбиоз авторитарных демократических тенденций. Таким образом, авторитаризм представляет собой довольно пеструю картину различных форм и методов власти. 6.4. Демократический политический режим Самое простое определение демократии это власть народа. Согласно определению А.Линкольна, демократия – это власть на- рода, осуществляемая самим народом и для народа. Данный режим характеризуется следующими чертами : источником власти в демократическом государстве является народ, который избирает своих представителей и наделяет их пра- вом решать любой вопрос, опираясь на собственное мнение; политическая власть имеет легитимный характер и осуще- ствляется в соответствии с принятыми законами, одновременно наделяя граждан широчайшими возможностями реализации своих интересов и потребностей; разделение властей; право народа влиять на выработку политических решений путем поддержки или критики в средствах массовой информации, проведения демонстраций, лоббистской деятельности, участия в предвыборных кампаниях; политический плюрализм, предполагающий возможность об- разования двух– или многопартийной системы, соревновательность политических партий в их влиянии на народ, а также существование на законных основаниях политической оппозиции, как в парламенте, так и вне его; высокая степень реализации прав человека – нормы, правила и принципы взаимоотношений государства и граждан. Демократия требует от человека гражданской идентичности – восприятия человеком самого себя как члена общества, выбираю- щего общий путь с другими людьми. Ее политический идеал: закон- ность действий граждан, включая лидеров верхнего эшелона. 82 Опыт политического развития позволяет выделить несколько форм демократии: прямая демократия – форма народовластия, основанная на принятии политических решений непосредственно всеми без исклю- чения гражданами (например, в ходе референдума); плебисцитарная демократия – форма народовластия с силь- ными авторитарными тенденциями, в рамках которой лидер режима использует одобрение масс как основное средство легитимации своих политических решений (историческим предшественником прямой и плебисцитарной демократии являлась т.н. «военная демократия», основанная на элементах родоплеменного и общинного строя); представительная, или плюралистическая демократия – форма народовластия, при которой граждане участвуют в принятии политических решений не лично, а через своих представителей, из- бранных ими и ответственных перед ними; цензовая демократия – разновидность представительной де- мократии, в рамках которой избирательное право (как основное пра- во, гарантирующее участие в политическом процессе) принадлежит ограниченному кругу граждан (в зависимости от характера ограниче- ний цензовая демократия может являться элитарной, в т.ч. либераль- ного толка и классовой: пролетарская, буржуазная демократия). Необходимо отметить, что при существенных отличиях этих форм демократии, современный этап политического развития харак- теризуется их постепенным сближением и интеграцией. Ключевым элементом любого демократического строя являет- ся система партиципации – народного волеизъявления. Она может опираться на различные институты, но, как правило, обязательно подразумевает образование основных ветвей власти в ходе всеобщих, тайных и, преимущественно, прямых выборов, решение наиболее важных государственных вопросов в ходе референдумов, действие региональных органов местного самоуправления. Важнейшей харак- теристикой системы партиципации, выявляющей степень зрелости демократического строя, является соблюдение свободы слова, печати, деятельности общественно-политических организаций. Таким образом, демократия, как система народовластия, явля- ется универсальной основой политического развития человечества в современную эпоху. 83 |