Содержимое. М. Ю. Зеленков политология
Скачать 1.68 Mb.
|
Глава 16. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Учебные вопросы: 1. Сущность понятия «политическая культура», её роль в обществе. 2. Структура, компоненты, этапы формирования и функции политической культуры. 3. Типология политической культуры. «Законы воспитания должны быть раз- личны для каждого вида правления: в монар- хии их предметы будят честь, в республиках – добродетель, в деспотиях – страх» Ш.Монтескье Политическая культура – один из важнейших элементов поли- тической системы общества, который свидетельствует о ее качестве. Отражая политическую компетентность граждан, общественных и политических деятелей и их политическое поведение, она оказывает существенное влияние на формирование политических и государст- венных институтов, придаёт значимость политическим процессам, определяет характер взаимосвязи государства и гражданского обще- ства, раскрывает взаимоотношения субъектов политики, степень их сознательности, активности и готовности к участию в политическом процессе 16.1. Сущность понятия «политическая культура», её роль в обществе Термин культура имеет латинское происхождение и трактует- ся как возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. 185 В широком смысле культура включает в себя всю совокупность мо- делей деятельности людей, закодированных в их предметной среде, духовных представлениях и стандартах поведения. Многое из того, что в настоящее время относится к политической культуре, содержа- лось еще в Библии, анализировалось и описывалось мыслителями древности, эпохи Возрождения и Нового времени – Конфуцием, Пла- тоном, Аристотелем, Н.Макиавелли, Ш.Монтескье и др. Термин «политическая культура» впервые употреблен немец- ким философом-просветителем И.Гердером в XVIII в. В России этот термин впервые употребил В.И.Ленин в 1920 году. Однако как явле- ние политическая культура начала изучаться и анализироваться лишь во второй половине ХХ века. Основной вклад в разработку ее теории внесли Х.Файер, Г.Алмонд, С.Верба, А.Липсет, Л.Пай, М.Дюверже, У.Розенбаум, Е.Бабаев, Ф.Бурлацкий, Е.Сулимов, В.Щегорцев, Э.Баталов и др. В труде «Сравнительные политические системы» Г.Алмонд отмечал: «Каждая политическая система покоится на своеобразной структуре ориентаций относительно политического действия. Я счел полезным назвать это политической культурой». Есть два момента, на которых необходимо акцентировать внимание при изучении понятия «политическая культура». Во-первых, она не совпадает с данной поли- тической системой или обществом. Структура ориентаций относитель- но политики может простираться и обычно простирается за пределы политических систем. Во-вторых, политическая культура не является тем же самым, что и общая культура. По мнению Г.Алмонда, указан- ные ориентации относительно политического действия содержат в се- бе: познавательные аспекты (представляют собой как знания о строе- нии политической системы, ее основных институтах, механизмах орга- низации власти); эмоциональные аспекты (выражают чувства людей к тем, кто обеспечивал функционирование властных институтов и олице- творял власть в глазах населения); оценочные аспекты (выступают как суждения, опирающиеся на ценностные критерии и стандарты оценки политических явлений), которые в совокупности и характеризуют такое явление, как политическая культура. Классическое определение политической культуры было дано Г.Алмондом и С.Вербой: «Политическая культура – это разнооб- разные, но устойчиво повторяющиеся, когнитивные, аффективные и 186 оценочные ориентации относительно политической системы вооб- ще, ее аспектов «на входе» и «на выходе», и себя как политического актора». По мнению Т.Парсонса, общекультурные ценности определя- ют параметры основания любой политической системы. Здесь можно также добавить, что политическая культура выступает ядром всей политической системы, ее цементирующим фактором. С точки зрения политологии, политическая культура – кодекс поведения или стиль деятельности человека как субъекта политической власти. В узком понимании – это комплекс представлений той или иной национальной или социально-политической общности о мире политики, о законах и правилах его функционирования. В широком плане – это система ис- торически сложившихся, относительно устойчивых ценностей, ус- тановок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляю- щихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности. В современной политологии трактовка сущности политиче- ской культуры отличается чрезвычайно широким спектром приме- няемых подходов. Психологический подход (Г.Алмонд): политическая культура рассматривается как набор психологических ориентаций на социально-политические объекты и процессы. Комплексный (обоб- щающий) подход (Д.Мервик, Р.Такер, Л.Диттмер): политической культуре приписывается все происходящее в политике. Она либо идентифицируется с политической системой, как у Д.Мервика, либо сводится к политическим отношениям, как у Р.Такера, а, в конечном счете, не имеет специфического содержания. Объективистская (нор- мативная) трактовка (Л.Пай, Д.Пол): политическая культура опреде- ляется как совокупность принятых политической системой норм и образцов политического поведения. Эвристическая концепция (С.Хантингтон): политическая культура понимается как гипотетиче- ская нормативная модель желательного поведения. Характер и содержание политической культуры зависит от множества факторов: биопсихологических черт личности или соци- альной общности, традиций, этических и правовых норм, уровня эко- номического развития государства и др. При этом политика, культу- 187 ра, право, идеология, мораль, экономика получают конкретное выра- жение в политической культуре и формируют ее. Таким образом, в обобщенном виде политическая культура обладает следующими характерными чертами: является продуктом естественно-исторического развития общества, результатом кол- лективного политического творчества; фиксирует устойчивые по- вторяющиеся связи между элементами политического процесса, закрепляет стабильные стороны политического опыта; имеет все- объемлющий характер, пронизывая собой всю политическую жизнь конкретного общества и государства; обеспечивает целостность и интегрированность политической сферы; координирует политиче- скими методами жизнедеятельность общества в целом, сочетает интересы различных социальных групп, классов государства и лично- сти; предлагает определенные образцы поведения, нормы взаимоот- ношений власти и граждан; характеризует политическое сознание и политическое поведение основной массы населения. 16.2. Структура, компоненты, этапы формирования и функции политической культуры Политическая культура – явление многоуровневое. Многооб- разные связи политической культуры с различными социальными и политическими процессами предопределяют её сложное строение и организацию. Разнообразные внутренние структуры политической культуры отображают технологию формирования политического по- ведения субъектов, этапы становления культурного целого (то есть политической культуры отдельно взятой страны, региона), наличие разнообразных субкультурных образований и т.д. Структурно поли- тическая культура состоит из трех элементов: культура политическо- го сознания; культура политического поведения; культура функцио- нирования государственных и политических институтов. Культура политического сознания состоит из идеологических (политические знания, ценности, убеждения, способы политического мышления) и психологических (политические чувства, эмоции, пере- живания, ориентации, настроения) компонентов и раскрывает раз- личные способы ценностной ориентации человека на мировоззренче- ском уровне, где он выстраивает представления о политике и свою индивидуальную картину мировосприятия. 188 Её характеризуют следующие основные черты: степень инте- реса субъекта к политике; отношение к существующей политиче- ской системе в целом, её отдельным политическим институтам, их символам и представляющим их лицам; отношение к другим участ- никам политического процесса, проявляющееся в терпимости или нетерпимости к ним; готовность принять участие в тех или иных политических акциях и связанные с этим ожидания; представления о «правилах политической игры», о границах дозволенного и недозво- ленного в политике; отношение к закону, правовым и нравственным нормам; характер политической самоидентификации, проявляющей- ся в принадлежности к той или иной политической организации, сочувственном к конкретной политической партии отношением и т.п.; политический язык. В культуре политического поведения проявляется граждан- ский уровень ценностной ориентации человека. Её характеризуют следующие основные черты: формы и степень участия в политиче- ской жизни общества; формы и уровень взаимодействия с государ- ственными институтами, с институтами гражданского общества, с другими субъектами политического процесса; тип электорального поведения. Культура функционирования государственных и политиче- ских институтов раскрывает ценностные представления личности на политическом уровне, и формирует отношение к конкретным формам правления, степени совершенства политической системы общества, политическим союзникам и политическим оппонентам и т.д. На этом уровне ее характеризуют: методы управления политической систе- мой, принятия и осуществления политических решений, взаимодей- ствия с другими политическими системами и институтами, регули- рования социально-политических конфликтов; тип электорального процесса; способы защиты государственных и иных интересов. На каждом из перечисленных уровней у человека могут скла- дываться довольно противоречивые представления. Причем, отноше- ние к конкретным политическим событиям изменяется, как правило, значительно быстрее, нежели мировоззренческие принципы. Все это придает формированию и развитию политической культуры дополни- тельную сложность и противоречивость. Различия в выборе людьми тех или иных ценностных ориентиров и способов политического по- 189 ведения в немалой степени зависят от их принадлежности к социаль- ным (классы, слои), национальным (этнос, нация, народ), демографи- ческим (женщины, мужчины, молодежь, престарелые), территориаль- ным (население определенных районов, регионов), ролевым (элита и электорат) и другим (религиозные, референтные и др.) группам. Вы- работка людьми ценностных ориентаций (и соответствующих форм поведения) на основе групповых целей и идеалов превращают поли- тическую культуру в совокупность субкультурных образований вла- сти. В процессе формирования политической культуры личности выделяют несколько этапов. Первый этап начинается в самом раннем возрасте, когда ребенок через средства массовой информации, семью, ближайшее окружение приобретает первые сведения о политике. Второй этап связан со школой и юностью, в это время происходит накопление знаний о политике, вырабатывается отношение к ней (ха- рактеризуется включением новых механизмов передачи политиче- ских ценностей от одного поколения к другому, усилением влияния формальных объединений и неформальных молодежных групп, де- мократических движений, всех духовных ценностей). Третий этап продолжается в течение всей остальной жизни человека по мере вхо- ждения его в те или иные социальные слои, классы, группы, приобре- тения опыта в реальном потоке политических событий. При этом основными субъектами формирования политиче- ской культуры являются: государство, общественно-политические организации, церковь, средства массовой информации, бизнес, наука, образовательные учреждения, семья, трудовой коллектив, клубы и организации по интересам. Функции политической культуры вытекают из ее сущности и характеризуют ее значение в политической системе общества. Важ- нейшими из них являются следующие: познавательная функция, формирует у граждан необходимые общественно-политические знания, убеждения и политическую ком- петенцию; интегративная функция, на базе общепринятых политико- культурных ценностей участвует в достижении согласия в рамках существующей политической системы и избранного политического строя; 190 коммуникативная функция, позволяет установить связь между участниками политического процесса как «по горизонтали», так и «по вертикали» в соответствии с иерархией политической системы, а так- же транслировать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт; функция обеспечения социального прогресса, создает условия для эффективного развития политической системы и общества в це- лом; нормативно-регулятивная функция, формирует и закрепляет в общественном сознании необходимые политические ценности, уста- новки, цели, мотивы и нормы поведения; функция идентификации, раскрывает постоянную потреб- ность человека в понимании своей групповой принадлежности и оп- ределения, приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности; функция ориентации, характеризует стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собст- венных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе; функция адаптации, обеспечивает потребность человека при- спосабливаться к изменяющейся политической среде, условиям осу- ществления его прав и властных полномочий; функция социализации, характеризует обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы. Таким образом, политическая культура играет в становлении личности одну из основополагающих ролей и представляет собой органическую составную часть общесоциальной (национальной) культуры каждой страны. 16.3. Типология политической культуры Тип политической культуры обусловлен многообразием поли- тических систем, различием в уровне социально-экономического, политического и культурного развития обществ и их исторических традиций. Из всего существующего многообразия политология выде- 191 ляет две основные модели политической культуры – тоталитарно- авторитарная и либерально-демократическая. Тоталитарно-авторитарная модель политической культуры во главу угла ставит коллективистские качества гражданина над его индивидуальными качествами. Этой модели присущи следующие характерные черты: политическое сознание и ценности общества формируются централизованно, государством, государственные интересы важнее интересов отдельных людей, социальных групп (основные ценности: порядок, лояльность, политическое доверие, поддержка государственной политики, единая идеология, политиче- ское единство); политическое информирование общества дозировано и одноканально, монопольно регулируется властями, активно прак- тикуется политическая цензура; политический язык стандартизи- рован и скуден (ему присущи категоричность, а нередко и ограничен- ность, шаблонность, соотвётствующая символика маловариантна, однообразна и редко обновляемая); политическая культура общества формируется «сверху вниз» на безальтернативной основе; уровень политической культуры большей части общества невысок, полити- ко-культурный прогресс малодинамичен. Либерально-демократическая модель политической культуры ориентирована на обеспечение политических прав и свобод гражда- нина, регламентацию жизнедеятельности общества исключительно через правовое регулирование. Этой модели присущи следующие характерные черты: политические сознание и ценности общества формируются децентрализованно (многоканально), из многообраз- ных источников; уровень приоритетности государственных интере- сов зависит от степени их совпадения с интересами общества, его социальных групп, граждан (основные ценности: права человека, сво- бода, плюрализм в идеологии, политике, экономике, демократия, пра- вопорядок, неприкосновенность частной жизни и частной собствен- ности, приоритетность общественного мнения, гражданское общест- во, экология и др.); политическое информирование общества много- канально и альтернативно, политическая цензура минимальна, при- меняется в основном к информации радикального и экстремистского толка; существует свобода слова и печати, однако ее уровень зави- сит от финансовых возможностей источников политической ин- формации, их доступа к средствам массовой коммуникации (прежде 192 всего к телевидению), а также от величины аудитории и тиража изданий; политический язык обширен и нестандартен, непрерывно совершенствуется и обогащается, политическая символика много- вариантна, развивается в режиме модернизации; политическое по- ведение многообразно; политическая культура общества находится на достаточном уровне, ей присущ определенный прогресс. Наряду с уровнями и моделями в политической культуре вы- деляются два основных типа, которые различаются по особенностям и специфике взаимодействия с внешней политико-культурной средой и с другими политико-культурными образованиями, а также по сво- ему внутреннему содержанию. «Закрытый» тип, который отличается политической замкну- тостью, ориентированностью на собственные политические ценности и нормы, развитием в режиме политико-культурной автономии, при- верженностью к собственным этническим, религиозным, идеологиче- ским, историческим, социальным традициям, невосприимчивостью к другим системам политических норм и ориентации. «Открытый» тип, который отличается восприимчивостью к инокультурному опыту, высокодинамичной политической жизнью, многообразием политического процесса и высоким уровнем социаль- но-политической мобильности, имеет богатые политические обычаи и традиции, корректируемые в соответствии с изменяющимися реалия- ми, развивается в режиме постоянного самореформирования. По ориентации общества на те, или иные регулятивные ме- ханизмы в рамках политической системы выделяют рыночный и бю- рократический типы политической культуры. Рыночная политиче- ская культура есть культура, рассматривающая политические про- цессы сквозь призму отношений купли-продажи, достижения выгоды как высшей цели политической деятельности. Политика есть разно- видность бизнеса, сам политик – или «товар», или «бизнесмен». По- литические решения – результат «торговой сделки». Бюрократиче- ская (этатистская) политическая культура – это культура, связы- вающая решение политических проблем с действием механизмов государственного регулирования и контроля за политическим про- цессом. Она ориентирована на ограничение и запрещение конкурент- ной борьбы. Интересы государства признаются преобладающими над 193 частными интересами. Рациональность воспринимается как организо- ванность и бюрократизированное управление. Одним из распространенных подходов к классификации поли- тической культуры является подход, предложенный Г.Алмондом и С.Вербой, согласно которому выделяют три так называемые «чистые» типа политической культуры : Патриархальная, которая существует в обществе с неразвитой культурой, а также в котором идет процесс становления политиче- ской системы. У людей-носителей этого культурного типа отсутству- ет политическая активность, разборчивость, интерес к политическим ценностям, нормам и институтам, распространена политическая на- ивность, аполитичность, их политические взгляды «растворены» в религиозных и социальных стереотипах и традициях. Подданическая, сущность, которой в предпочтении ее носите- лей подчиняться властям, не пытаться оказывать воздействие на вла- сти политическими методами, имеющимися в их распоряжении, не иметь активной гражданской позиции, стремиться к самоотстранению от каких-либо механизмов политической системы и активного уча- стия в политической жизни. Активистская, которая отличается отчетливой ориентацией гражданина на действенную личную роль в политической жизни об- щества, на обретение достаточного личного статуса в политической системе. Согласно концепции Г.Алмонда и С.Вербы идеальные типы политической ориентации в чистом виде на практике не встречаются, они сосуществуют и не вытесняют друг друга. Поэтому учёные ввели понятие «гражданской культуры» как смешанной политической куль- туры. Такая культура характерна для демократической политической системы. «Идеальный» гражданин, считают Г.Алмонд и С.Верба, должен оказывать давление на власть и в то же время сохранять к ней лояльность, быть активным, но не проявлять активность постоянно. Именно гражданственность политической культуры, по их мнению, является прочной основой демократических политических режимов. В контексте концепции политической культуры Г.Алмонд объяснил различную эффективность схожих политических институ- тов, действующих в разных странах, и выделил четыре типа полити- ческих систем: 194 англо-американские политические системы, характеризуемые гомогенной и секуляризованной политической культурой; континентальные западноевропейские системы с фрагмен- тарной политической культурой, состоящей из смешанных политиче- ских субкультур; доиндустриальные и частично индустриальные политические системы с дифференцированными политическими культурами; тоталитарные политические системы с гомогенной поли- тической культурой, «гомогенность в которых искусственна». В политологии существуют и другие классификации типов политических культур. Так, в частности: Наряду с типами политической культуры в общечеловеческом политико-культурном пространстве наблюдаются и политические субкультуры. Этим понятием обозначаются системы политических ориентаций и моделей поведения, характерные для социальных групп и общностей, которые отличаются в этом качестве от других соци- альных субъектов и нации в целом. Политические субкультуры по- рождаются социально-экономической, социально-этнической, инсти- туциональной, социально-территориальной и культурно-статусной стратификацией общества. К числу наиболее важных и ярко выра- женных из них относятся следующие: Политическая субкультура Запада, которая имеет следующие характерные черты:используетсяпреимущественно «партисипатор- ная» модель политического участия, основной элемент политики – индивид, устойчивые традиции политической демократии, индивид уже «пресыщен» политикой, западные религии формируют открытый тип участия в политике, ориентированный на изменения, легко усваи- вающий новые элементы, преобладание модернизма в общей и поли- тической культуре, общегосударственных интересов, возрастание роли политических лидеров в силу распространения СМИ и снижения роли и значения политических объединений, наличие многочислен- ного «среднего класса» и соответствующего его интересам политиче- ского менталитета. Политическая субкультура Востока, которая имеет следую- щие характерные черты: используется преимущественно «подданни- ческая» политическая культура, существеннейший элемент политики – общность (клановая, этническая, профессиональная, семейная и 195 т.д.), устойчивые традиции авторитарного правления, индивид не приобщен к политике, восточные религии формируют «осторожное» отношение к политике, нацеленное на воссоздание отношений и ин- ститутов по традиционному образцу; в особых условиях эта привер- женность традициям становится фанатичной, устойчивость общей и политической культуры, первостепенная роль национально- этнического фактора, возрастание роли политических лидеров в силу повышения роли парий и движений в политике, резкий «разрыв» ме- жду элитами и массами и соответствующий им политический мента- литет. По степени согласованности взаимодействия политических субкультур в той или иной стране У.Розенбаум выделил два типа политической культуры: интегрированная (однородная) и фрагмен- тарная (разнородная). Интегрированный тип политической культу- ры характеризуется наличием сравнительно высокой степени обще- ственно-политического согласия по основополагающим вопросам политического устройства, преобладанием гражданских процедур в улаживании споров и конфликтов, низким уровнем политического насилия и высокой степенью многообразия политической жизни. Фрагментарная политическая культура отражает раскол общества, сильную поляризацию составляющих его социальных групп, марги- нализацию общества, харизматичность, т.е. ориентацию не на поли- тические объединения и их программы, а на конкретных политиков, обладающих в глазах общества (социальных групп, отдельных граж- дан) исключительными талантами, достоинствами и «доблестями». Таким образом, сегодня существует достаточно много различ- ных подходов к типологии и классификации политических культур. |