Главная страница
Навигация по странице:

  • ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования

  • Степень разработанности темы исследования

  • Объектом исследования

  • Теоретико-методическую базу исследования

  • Научная новизна исследования

  • Практическая значимость исследования

  • Апробация результатов исследования

  • По теме исследования были опубликованы статьи

  • Структура выпускной квалификационной работы

  • ГЛАВА 1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ «БИБЛИОТЕКА-ДОМ КУЛЬТУРЫ» КАК ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ

  • Культурно-досуговая деятельность: понятие, структурные компоненты

  • 1.2. Взаимодействие как основополагающий принцип обеспечения культурно-досуговой деятельности жителей сельского поселения

  • КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ «БИБЛИОТЕКА-ДОМ КУЛЬТУРЫ». Научная работа 4. Магистерская работа студентки 23 бид группы заочного отделения, направление подготовки 51. 04. 06 Библиотечноинформационная деятельность


    Скачать 200.08 Kb.
    НазваниеМагистерская работа студентки 23 бид группы заочного отделения, направление подготовки 51. 04. 06 Библиотечноинформационная деятельность
    АнкорКУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ «БИБЛИОТЕКА-ДОМ КУЛЬТУРЫ
    Дата16.02.2023
    Размер200.08 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаНаучная работа 4.docx
    ТипМагистерская работа
    #939502
    страница1 из 4
      1   2   3   4



    КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ «БИБЛИОТЕКА-ДОМ КУЛЬТУРЫ»
    Магистерская работа студентки 23 БИД группы заочного отделения,

    направление подготовки 51.04.06 «Библиотечно-информационная деятельность»

    Научный руководитель:

    кандидат педагогических наук, доцент



    Рецензент:

    должность,

    место работы

    ФИО (полностью)



    ОГЛАВЛЕНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………

    ГЛАВА 1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ «БИБЛИОТЕКА-ДОМ КУЛЬТУРЫ» КАК ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …...…………………………

    1.1. Культурно-досуговая деятельность: понятие, структурные компоненты …………………………………………………………..

    1.2. Взаимодействие как основополагающий принцип обеспечения культурно-досуговой деятельности………………………………………

    ГЛАВА 2. ПРАКТИКИ СИСТЕМЫ БИБЛИОТЕКИ И ДОМА КУЛЬТУРЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКИХ ЖИТЕЛЕЙ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ....

    2.1 Технологии культурно-досуговой деятельности в системе «библиотека-дом культуры» (формы и методы)…………………….

    2.2. Практическое исследование культурно-досуговых потребностей жителей _…

    2.3. Социокультурный проект « Мы вместе!» направленный на формирование эффективной досуговой деятельности сельских жителей при взаимодействии дома культуры и библиотеки………………………

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ..……………………………………………………………...

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………

    ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….

    ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность исследования заключается в том, что досуг – это необходимая часть жизни любого человека, который находится в активном процессе развития, будь то городской житель или житель сельской местности. Для современного человека досуг является одной из первостепенных ценностей. Одной из актуальных задач современного общества является организация полезного, конструктивного досуга населения, который можно рассматривать как феномен культуры, имеющий ценностно-смысловую наполненность и функциональное назначение в разные исторические эпохи. Досуг интегрирует множество разрозненных аспектов жизни человека в единое целое, формируя у него представление о полноте своего существования. Роль и значение досуга в жизни человека велики и, несомненно, будут возрастать с повышением материального, экономического уровня его жизни и общества в целом.

    Реально наше общество переживает серьезный кризис, в том числе и в жизни сельского населения. В настоящее время оно спивается, стареет и вымирает, следовательно, распадается весь культурно-исторический каркас общества. Ситуация усугубляется тем, что обозначенные процессы протекают на фоне относительного благополучия крупных городов (потребности которых село продолжает обслуживать), что в существенной мере маскирует проблемы и смягчает общее восприятие картины. Однако деструктивные процессы продолжают усиливаться, что отражается на облике и функционировании сельских населенных пунктов и обуславливает острую потребность в поиске путей вывода, сельского населения из культурного кризиса.

    Поэтому историко-культурное наследие, как совокупность ценностей, оставленных предками на селе, не воплощается в людях, их образе жизни, традициях, обычаях, праздниках, обрядах как духовно-культурных феноменах. А поскольку именно сельский житель зачастую выступает в роли главного хранителя исторических связей, традиций и обычаев, народной мудрости, объектом духовного, культурного и природного наследия, а население чтит и соблюдает вековые традиции, обычаи, то активизация культурно-досуговых потребностей жителей в сельской местности единственный способ преодоления имеющейся инерции гибели культуры на селе.

    За длительный период своей истории библиотеки и дома культуры накопили значительный опыт досуговой деятельности, реализуя ее разные направления и используя вариативные формы. Однако вопросы качества мероприятий, специфики их технологии, необходимости подготовки специалиста, обладающего умениями и навыками по организации досуговых мероприятий в библиотеке и ДК, продолжают оставаться открытыми. Поэтому организация культурно-досуговых потребностей жителей села в условиях взаимодействия библиотеки и дома культуры достаточно актуальна.

    Степень разработанности темы исследования. Теоретическое осмысление этого направления началось еще в 2000-х гг. и зачастую шло и идет не просто одновременно с созданием конкретных историко-педагогических исследований, а в определенной степени опережая их, фактически задавая новые подходы, проблемы и их решения.

    Теоретические и исторические аспекты проблемы досуга, связанные с анализом его понятия, структуры, содержания, форм и функций представлены в работах Г.А. Аванесовой, А.Д. Жаркова, Г.Е. Зборовского, Т.Г. Киселевой, С.И. Курганского, Р.С. Мотульского, В.Д. Патрушева, В.В. Цвирк, А.Г. Эфендиева и других российских и зарубежных ученых [1, 18, 22, 25, 26, 29, 31, 32, 34].

    Для раскрытия сущности взаимодействия и межведомственного взаимодействия проведен обзор работ Р. Гиматдинова, Т.А. Железная, Т.В. Кучерова, Н.С. Карташова и других ученых, изучающих проблемы социального взаимодействия [9, 22, 25, 26, 30].

    Исторические аспекты досуговой деятельности библиотек, ее сущность и функциональное назначение в различные периоды развития российского общества отражены в трудах отечественных библиотековедов: А.Н. Ванеева, Е.А. Горш, Т.Ф. Каратыгиной A.M. Мазурицкого, С.Г. Матлиной, В.А. Невского, а также культурологов Г.Я. Никитиной, В.М. Рябкова и других авторов.

    Исследования вышеназванных авторов имеют важное значение для совершенствования теории и методики организации взаимодействия библиотеки и дома культуры для организации культурно-досуговой деятельности.

    Проблема исследования: каковы возможности взаимодействия библиотеки и дома культуры в обеспечении культурно-досуговой деятельности сельских жителей.

    В процессе исследования выдвинута следующая гипотеза:

    эффективность досуга сельских жителей, организованного средствами интеграции деятельности библиотеки и дома культуры, будет эффективной в случае реализации следующих условий:

    − рассмотрения процесса досуга сельчан и процесса интеграции деятельности сельского учреждения культуры и библиотеки как двух взаимосвязанных процессов;

    − исследования теоретико-методологических основ, моделирования процесса интеграции(взаимодействия) деятельности библиотеки с домом культуры, действующих в муниципальном секторе сферы культуры, что повлечёт за собой эффективное внедрение и оптимизацию организованного досуга сельских жителей, т. е. улучшит его количественные и качественные характеристики по определённым критериям.

    Объектом исследования является культурно-досуговая деятельность.

    Предмет исследования – практика взаимодействия библиотеки и дома культуры в культурно-досуговой деятельности.

    Целью исследования является выявление особенностей взаимодействия библиотеки с домом культуры в обеспечении культурно-досуговой деятельности жителей сельского поселения и определение способов совершенствования организации в сельской библиотеке средствами разработанного социально – культурного проекта.

    Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

    - рассмотреть структурные компоненты культурно-досуговой деятельности;

    - обосновать взаимодействие как основополагающий принцип обеспечения культурно-досуговой деятельности жителей сельского поселения;

    - проанализировать формы и методы культурно – досуговой деятельности при взаимодействии структур « библиотека – дом культуры»;

    - провести анализ статистических данных среди жителей села Ильинка Алексеевского района Белгородской области по проблеме посещения культурно – досуговых мероприятий;

    - разработка модели социокультурного проекта « Мы вместе», как средства эффектиной реализации взаимодействия дома культуры и библиотеки в аспекте совершенствования досуговой деятельноти сельских жителей.

    Теоретико-методическую базу исследования составили различные концепции и гипотезы, раскрывающие сущность взаимодействия библиотеки и дома культуры, влияющие на культурно-досуговую деятельность жителей сельского поселения.

    Методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: методы теоретического исследования, метод анкетирования, анализ литературы по проблеме исследования, а также проектный подход.

    Научная новизна исследования заключается в следующем:

    - впервые изучалось взаимодействие библиотеки и дома культуры в обеспечении культурно-досуговой деятельности сельского населения Белгородской области;

    - высказана идея, что создание культурно-досуговых центров, объединяющих ресурсный потенциал библиотек и домов культуры, является привлекательным для сельчан, повышающих развивающе-рекреативный потенциал организованного досуга в условиях сельского поселения;

    - разработана модель проекта организации интеграционного взаимодействия сельских дома культуры и библиотеки, показывающий процесс оптимизации досуга сельского населения; модель включает актуальность, цели, механизмы реализации, принципы, кадровый ресурс целедостижения, примерный годовой план совместных мероприятий.

    Практическая значимость исследования состоит в том, что:

    - определены формы и методы, которые могут найти в перспективе своё практическое применение в работе сельских учреждений культуры;

    - разработан проект «Мы – вместе!», направленный на формирование эффективной досуговой деятельности сельских жителей при интеграции деятельности дома культуры и библиотеки.

    Апробация результатов исследования состоялась на: VI Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых «Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям» (Белгород, 25 апреля 2018 г.); VII Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых «Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям» (Белгород, 25 апреля 2019 г.).

    VII Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых «Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям»

    (Белгород, 25 апреля 2019 г.).

    По теме исследования были опубликованы статьи:

    Хорхордина, А.А. Инновационные формы работы Алексеевских библиотек в обеспечении культурного досуга населения / А.А. Хорхордина // Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям: сборник докладов VI Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных (Белгород, 25 апреля 2018 г.).: в 4 т. / отв. ред. И.Е. Белогорцева, Ю.В. Бовкунова, В.С. Игнатова, М.Е. Мережко, Н.Е. Плюшкина. – Белгород: БГИИК, 2018. – Т. 1. – С.266-269.

    Хорхордина, А.А. Совместная деятельность ильинской сельской библиотеки алексеевского городского округа с сельским домом культуры / А.А. Хорхордина // Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям: сборник докладов VII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных (Белгород, 25 апреля 2019 г.).: в 5 т. / отв. ред. Н.В. Бараниченко, Ю.В. Бовкунова, Н.Е. Плюшкина, С.А. Енина. – Белгород: БГИИК, 2019. – Т. 2. – С.111-113.

    Структура выпускной квалификационной работы определяется логикой исследования, поставленными целями и задачами и состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка литературы и приложений.

    Во введении обоснована актуальность темы выпускной квалификационной работы, определены основные характеристики научного аппарата исследования (проблема, цель, объект, предмет, задачи, теоретико-методологическая основа); научная новизна, теоретическая и практическая значимость; приведены сведения об апробации и внедрении результатов исследования.

    В первой главе «Взаимодействие «библиотека-дом культуры» как предметная область исследования обеспечения культурно-досуговой деятельности» рассматривается феномен культурно – досуговой деятельности и ее основополагающая терминология. Затем выделена часть ретроспективного анализа проблемы, сформулированной отечественными учеными, целевая направленность учреждений культуры, принципы работы с сельским населением и т.д. Далее приближаясь к проблеме исследования, был сформулирован понятийный аппарат определения взаимодействие и его составляющие в аспекте культурно – досуговой категории. Далее были выделены блоки социальных функций, которые выполняют учреждения культуры: вклад, роль и возможности учреждений культуры.

    Немаловажным аспектом в главе выделены преимущества взаимодействия объектов культуры, общие объединяющие задачи и современные средства, помогающие реализовать взаимодействие структур.

    Во второй главе «Практики системы библиотеки и дома культуры в обеспечении культурно-досуговой деятельности сельских жителей Белгородской области» был осуществлён анализ технологии культурно-досуговой деятельность в системе «библиотека – дом культуры». Здесь была проанализирована методология технологии досуговой деятельности и приведены примеры возможных стандартизированных средств, ранее уже закрепленных в современных источниках. Также был выделен ряд функций технологии досуговой деятельности: организационная, методическая и психологическая, которые были заявлены основным механизмом функционирования учреждений культуры. В содержании главы так же непосредственно были перечислены различные формы, методы и средства и их общенаучное понимание.

    Практическим этапом в главе было обозначено практическое исследование, с целью выявления предпочтений культурного досуга населения села Ильинка Белгородской области. Средствами опроса были выяснены гендерные предпочтения жителей по вопросу интересов различных видов досуговой деятельности. Здесь были выяснены следующие моменты: среди жителей, различные культурные продукты пользуются разным спросом. Наибольшей популярностью пользуются интернет и дискотеки. Причиной « непосещения» остальных досуговых центров согласно опроса была выявлена нехватка свободного времени. Из проведенного исследования видно, что массовое посещение культурно-досуговых учреждений уже себя исчерпало. Люди стали больше объединяться в малые группы, чтобы удовлетворить свои потребности в общении.

    Согласно выделенной проблематике, была предложена разработка и реализация социокультурного проекта « Мы – вместе!», как средства формирования активной досуговой деятельности у сельских жителей посредством интеграции дома культуры и библиотеки.

    ГЛАВА 1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ «БИБЛИОТЕКА-ДОМ КУЛЬТУРЫ» КАК ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ


      1. Культурно-досуговая деятельность: понятие, структурные компоненты


    Досуг в настоящее время рассматривается как фактор качества жизни и ресурс, имеющий определенную организационную форму [32]. Досуг может быть организован специализированными службами, общественными организациями, добровольными объединениями, самостоятельно населением и т.д.

    В рамках деятельностной концепции понятие «досуг» чаще всего рассматривается в системе близких по значению категорий «рабочего», «внерабочего» и «свободного времени». Российский социолог – исследователь свободного времени, В.Д. Патрушев свободное время характеризует как часть времени суток, свободную от труда в общественном хозяйстве и связанного с ним времени удовлетворения физиологических и бытовых потребностей и домашнего труда, а «досуг» описывает как часть свободного времени, которая служит как отдыху, так и развитию личности [31].

    Исходя из выделения трех видов времени, дается следующее определение досуга: досуг – это совокупность занятий в свободное время, с помощью которых удовлетворяются непосредственные физические, психические и духовные потребности человека, прежде всего восстанавливающего характера, досуг есть специфически социальный способ его регенерации [22].

    В исследованиях Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова отмечено, что проникновение концепции досуга в современный сельский (аграрный) социум объяснимо тем, что, во-первых, аграрный труд развивается по промышленной модели, а во-вторых, тем, что сельская жизнь уже пронизана и насыщена традиционными городскими ценностями [25].

    На рубеже 70-80-х гг. ХХ века в рамках философско-социологического подхода к анализу досуга обозначились альтернативные позиции:

    1. Досуг определяется как деятельность, предназначенная для интеллектуального, физического, социального развития и активного отдыха людей.

    2. Под досугом следует понимать все многообразие занятий, осуществляемых человеком за пределами выполнения обязанностей в сфере труда, семьи и быта. Подчеркивалась противоположность социальной направленности таких занятий. Западные социологи особенно обращали внимание на то, чтобы при характеристике досуга учитывать явления антикультуры – различные виды дивиантного поведения: преступную деятельность, правонарушения, алкоголизм, наркоманию и т.п. Только при учете всего круга занятий, осуществляемых людьми за пределами рабочего и необходимого внерабочего времени, можно воспроизвести полную картину досуга [17].

    Для снятия данного противоречия культурологи предложили анализировать феномен досуга с позиций общесоциологической теории культуры. При рассмотрении всей совокупности потребностей, удовлетворяемых в сфере досуга, делается акцент на культурных потребностях, являющихся побудительной силой для осуществления культурной деятельности, т.е. деятельности человека по производству, распространению, сохранению и потреблению ценностей духовной культуры [22]. Для выделения данного направления досуговой деятельности в отечественных научных исследованиях стал употребляться термин «культурно-досуговая деятельность». Соответственно эта деятельность направлена «на удовлетворение культурно-досуговых потребностей людей в отдыхе и развлечениях, познании, общении, творчестве, самореализации» [1, с. 13].

    Под структурой культурно досуговой деятельности необходимо понимать построение, взаимоположение и взаимосвязь основных ее частей.

    Так, по мнению Ю.А. Стрельцова структура культурно-досуговой деятельности включает в себя несколько важных составляющих:

    • задействованных культурно-исторических, художественных, духовных ценностей, а также товаров культурного назначения;

    • природно-ландшафтных, биорастительных комплексов;

    • материально-технических средств, сопутствующих бытовых товаров, вещественных ресурсов:

    • субъектов и объектов деятельности, без которых выше указанные составляющие были бы не актуальными [1].

    Перечисленные структурные компоненты определяют культурно-досуговую деятельность как единый общественный и экономический феномен, как целостную самостоятельную сферу жизнедеятельности общества и конкретного человека. Рассмотрим их подробнее.

    В досуговой деятельности задействованы культурно-исторические и художественные ценности, находящиеся в музеях (тематические экспонаты, картины, старинные костюмы и т.п.), расположенные на исторических территориях (архитектурно-исторические объекты, технические сооружения прошлых веков и др.). В большинстве стран эта совокупность культурно-исторических и художественных ценностей представляет национальное или мировое достояние и находится под охраной государства. Но могут существовать ценности регионального, локального или частного значения, к которым потребители также проявляют интерес.

    Велика роль в осуществлении досуга предметов и товаров культурного назначения: книжной продукции, дисков и видеокассет, коллекционной и сувенирной продукции и др. Эти предметы участники досуговой деятельности могут приобретать в личное пользование, обращаясь к ним в свободное время. Однако немалая часть товаров культурного назначения может пополнять и учреждения культуры: библиотеки, музеи, досуговые центры.

    Расположение центров, хранящих культурно-исторические и художественные ценности, а также производство и продажа товаров культурного назначения – важные элементы досуговой инфраструктуры конкретного поселения, города, страны или мирового региона.

    Природно-ландшафтная основа, растительный и животный мир также выступают как компоненты культурно-досуговой деятельности. В современной культурно-досуговой деятельности населения развитых стран данные компоненты приобретают важное значение. Особенно высок спрос на экологически чистую окружающую среду, здоровый ландшафт и климат. В разных странах, особенно в тех, которые притягивают крупные потоки туристов, специально выделяются и охраняются масштабные чистые зоны: рекреационные, курортные, заповедные, особо охраняемые зоны отдыха, а также заказники-заповедники, крупные парки (национальные, аквапарки). В определенных поселениях и, особенно в городах, выделяются локальные рекреационные пространства: зеленые насаждения, городские сады, скверы и парки, зоны отдыха, площадки развлечений.

    Досуговые занятия, в процессе которых человек общается с рас­тительным и животным миром, – сфера деятельности зоопарков и зоомагазинов, а также сервисных фирм, занятых разведением и продажей домашних животных, комнатных растений.

    Сейчас естественные компоненты ландшафтной среды, флоры и фауны нередко вводятся в помещение учреждений досуга и центров развлечений. Так, в библиотеках широко используются декоративные растения, аквариумы с рыбами, клетки с поющими пернатыми и даже вольеры с рептилиями. Особенно это практикуется в библиотеках, обслуживающих детей.

    Материально-технические средства, сопутствующие товары и вещественные ресурсы культурного назначения. К ним относятся материальные сооружения и постройки, технические приспособления, специальное оборудование, товары и вещественные ресурсы повседневного спроса, сопровождающие культурно-досуговую активность населения.

    Материальные сооружения и постройкихарактерны для досуга, прово­димого как в помещении, так и на открытых площадках (стадионы), в при­родной среде (национальные парки). К этой категории также относятся беседки и скамейки в сквере, места для отдыха на территориях, предназначенных для прогулок, рыбалки, охоты и т.п. В последние годы публичные библиотеки выходят из рамок, ограничиваемых зданиями библиотек, во внешнюю среду, в том числе в те же скверы, летние веранды в парки и т.п.

    В организации современного досуга постоянно растет доля машин, технических средств и механизмов.В настоящее время множество видов досуговых занятий связано не только с отдельными механизмами, но и с целой системой технических комплексов. Это парки развлечений, досуговые и спортивные центры, в рамках которых работает множество площадок с техническими средствами – аттракционами, тренажерами, оборудованием для детских площадок, тиров, бильярдных залов, боулинг и фитнес-клубов. Сложные технические комплексы разрабатываются специально для центров с искусственным климатом, тематических парков и аквапарков, бассейнов. Для театральных помещений, концертных площадок, стадионов существуют разнообразные светотехнические, лазерные и акустические установки. Современные казино и игровые залы снабжаются немалым числом специальных автоматов и разнообразной игровой техникой

    Свой вклад в технизацию досуга вносит компьютерная техника. В настоящее время без компьютеров не может обойтись ни одна даже сельская библиотека. Воспользоваться интернет, просмотреть электронную почту, поработать с базами данных, набрать текст и пр., вот современная действительность библиотеки.

    Специально разработанного оборудования требует проведение мас­совых праздников на городских улицах или специальных площадках – стадионах, летном поле, открытом пространстве. В этом случае используют декорации, стенды, материалы для украшения домов и улиц, технику для светодизайна городской среды, фейерверки, светотехническое, лазерное и акустическое оборудование, а также оборудование для временных сценических площадок.

    Немалое количество промышленных товаров и ресурсных средствразличного характера и назначения связано с содержанием досуговой деятельности или с обслуживанием людей в этом процессе. Участие людей в художественной самодеятельности сопряжено с покупкой специальных костюмов, обуви, украшений. Даже традиционное проведение досуга дома, как правило, сопровождается тем, что люди делают друг другу подарки, покупают книги, музыкальные диски и т.п.

    Главное требование к материалам, товарам, технике и автоматам для досуговых занятий связано с их удобством, безопасностью, простотой в обращении. Потребности населения в такого рода продуктах, товарах, технике способствуют развитию определенных сегментов индустриально-промышленного производства.

    Важнейшими компонентами культурно-досуговой деятельности выступают конкретные люди или группы, обладающие досуговыми потребностями. Они относятся к категории объектов культурно-досуговой деятельности. Все должно быть предназначено для удовлетворения их духовных и физических потребностей. Поэтому при разработке досуговых мероприятий необходимо учитывать следующие факторы, влияющие на восприятие программы: возраст, пол, национальность, уровень образования, доходы, профессиональные интересы, хобби.

    Субъекты культурно-досуговой деятельности – люди, учреждения и фирмы, которые участвуют в организации досуговой активности. Организаторы задействованы в культурно-досуговой деятельности на профессиональной основе, создают условия и помогают населению реализовать потребности в отдыхе и развлечении. Здесь также выделяется ряд самостоятельных типов работников:

    • руководящий состав профессиональных организаторов досуга – ведущие менеджеры досуговых фирм, режиссеры, руководители учреждений культуры. Представители этой группы – ключевые фигуры в проектировании, организации и реализации основных этапов культурно-досуговой деятельности и предоставления услуг потребителям; во многих случаях они несут ответственность за окупаемость и прибыльность области организации досуга;

    • профессионально-творческий состав работников искусства и средств массовой информации. Эти люди (артисты-исполнители, работающие в разных видах и жанрах искусства, ведущие концертов, концертмейстеры, дирижеры, журналисты, ведущие радио- и телепрограмм и т.п.) осуществляют непосредственный контакт с аудиторией. Именно их творческие способности, профессиональное мастерство, психологическая подготовка оказываются в центре внимания посетителей указанных мероприятий с их участием;

    • высококвалифицированные работники и специалисты разных от­раслей производства товаров и продуктов культурного назначения, а также персонал учреждений культуры, организации сферы сервиса (работники библиотек, домов культуры, печати и издательств, врачи, тренеры, аниматоры рекреационных центров, мест размещения, руководители туристских групп, экскурсоводы, инженеры, программисты и провайдеры се­тей связи и др.). В большинстве случаев они причастны к реализации основных этапов организации и осуществления досуга, напрямую взаимодействуя с потребителями культурного продукта;

    • рядовые исполнители и производители услуг в области досуга. Часть из них напрямую взаимодействуют с потребителем (официант ресторана, дежурный гостиницы и др.), другие могут эпизодически контактировать или совсем не сталкиваться с потребителями сервисных продуктов;

    • представители исполнительной и законодательной власти в цент­ре и на местах, а такжеработники культурных, лечебно-санаторных, спортивно-туристских учреждений, информационных структур и правовых организаций.Работники этих учреждений и организаций реализуют государственную, региональную и муниципальную политику в области рекреационной и культурно-досуговой деятельности, контролируют выполнение законодательно-правовых норм в этой сфере;

    • лица и структуры, осуществляющие предпринимательские функ­ции, связанные с финансированием,а также предоставляющие донорскую помощьорганизаторам досуга (продюсеры, органы власти, общественные фонды, спонсоры, меценаты, и др.), а также партнеры по бизнесу(банковские структуры и др.).

    Имеется несколько подходов к классификации коллективных орга­низаторов досуга.Важнейшими критериями их группировки и разделения выступают следующие.

    Целевая направленность предприятий и учреждений досуга:

    • культурное просветительство, художественное творчество, разви­тие эстетических чувств аудитории досуга;

    • отдых и развлечение аудитории.

    Способ хозяйственной деятельности предприятия или учреждения досуга:

    • коммерческий тип. Ориентир на рыночные принципы деятельности, получение наибольшей прибыли, достижение экономического эффекта – фирмы, оказывающие услуги в разных сферах культуры и досуга, а также частные организации, коммерческие структуры по производству, демонстрации и торговли товарами культурного назначения;

    • некоммерческий тип. В иерархии целей преобладают культурно-содержательные аспекты деятельности: сохранение художественных цен­ностей и традиций, эстетическое и нравственное воспитание молодежи, поддержание культурного престижа нации, развитие художественного творчества и др. – библиотеки, клубы, музеи, театры, общественные каналы СМИ;

    • смешанный тип. Некоммерческие по своим целям предприятия и учреждения ведут предпринимательскую деятельность, а доходы, полу­чаемые от этой деятельности, направляют на свое развитие, перераспределяя дополнительные средства внутри своей организации. В условиях недостаточного финансирования в этот тип вливается часть некоммерческих организаций.

    Учреждения и организации культурно-досуговой сферы как важнейшие субъекты досуговой деятельности.

    Очень большую роль в подготовке и проведении досуговых мероприятий играют разнообразные учреждения культурно-досуговой сферы. Они относятся к категории коллективных организаторов досуга и предназначены создавать условия для отдыха и духовного развития различных слоёв населения в сфере свободного времени.

    Сеть культурно-досуговых учреждений претерпела серьезные изменения. Изменилась ведомственная принадлежность значительного числа учреждений. Так, например, почти полностью сменили своего владельца бывшие профсоюзные клубы и библиотеки. Часть этих учреждений либо прекратила свою существование, либо перешла в ведение Министерства культуры Российской Федерации.

    Но есть и позитивные тенденции. За эти годы возросло число музеев и театров в нашей стране. Однопрофильные учреждения взяли курс на многопрофильность и многофункциональность (наряду с просветительными задачами стало больше внимания уделяться решению рекреационных проблем).

    Библиотеки стали модельными, авторскими, именными, профилированными в какой-нибудь сфере деятельности. Наряду с традиционными Домами и Дворцами культуры, появились новые типы учреждений (информцентры, медиатеки, ночные клубы и др.).

    Ресурсной базой культурно-досуговых учреждений являются:

    1)  Нормативный ресурс – массив правовых и организационно-технологических документов и инструктивной информации, определяющий организационный порядок в учреждении (учредительные документы, правила, инструкции, приказы).

    2)  Материально-технический ресурс:

    - недвижимый – здания, сооружения, обустроенная прилегающая территория и закрепленный земельный участок.

    - движимый – специальное оборудование, техника, инвентарь для производства культурных благ и обеспечения культурно-досуговой деятельности. В библиотеках основным движимым ресурсом является библиотечный фонд.

    3)  Финансовый ресурс – бюджетное финансирование и (или) другие виды доходов, получение и использование которых не противоречит действующему законодательству (благотворительные, спонсорские средства со стороны организаций и частных лиц, доходов от предпринимательской деятельности).

    4)   Кадровый ресурс – руководители и специалисты, обеспечивающие предоставление культурно-досуговых услуг населению (административный и творческий состав), а также служащие и рабочие, необходимые для бесперебойной работы учреждения (технический состав).

    К наиболее популярным учреждениям досуговой сферы относятся социально-культурные комплексы и центры досуга, клубы, парки, музеи, библиотеки, театральные, концертные и кинозалы, спортивные и игорные заведения. Рассмотрим некоторые из этих организаций.

    Реально действующей, динамично развивающейся структурой являются современные социально-культурные комплексы (СКК) и центры досуга. Они действуют в каждом районе города, сельском поселении и предназначены для проведения воспитательной работы в сфере досуга с населением в семейно-бытовой микросреде и ее окружении, организации клубов по интересам, художественного, прикладного, технического творчества, группового общения и отдыха жителей социума. Это разнообразные Дома и Дворцы Культуры, спортивно-оздоровительные центры и т.п. Большинство из них является государственными учреждениями культуры, в состав которых входят клубы и кружки различного направления, коллективы художественной самодеятельности, методические отделы.

    СКК и Центры досуга выполняют следующие функции:

    1. Развлекательные – предоставление условий для игровой деятельности (групповые, индивидуальные, массовые игры, игровые автоматы);

    2. Физкультурно-оздоровительные – организация спортивно-развлекательных мероприятий, создание условий для занятия спортом;

    3. Образовательные – организация кружков, клубов по интересам и любительских объединений с целью обучения определенным навыкам какой-либо деятельности;

    4. Стимулирование творческой активности – проведение театрализованных представлений, концертов, выставок, литературно-художественных программ;

    5. Досуговое общение – проведение утренников для детей и вечеров отдыха для взрослых разных возрастов;

    6. Информационные – оказание методической, сценарной и организационной помощи в проведении мероприятий школам, д/садам, клубам, предприятиям и организациям.

    Также СКК и ЦД осуществляют создание творческих и технических мастерских, прокат инвентаря и костюмов, выполнение социально-творческих заказов.

    По основному профилю деятельности они подразделяются на полифункциональные (многопрофильные) и монофункциональные (специализированные) в следующих видах досуговых занятий: социально-гуманитарные, художественно-эстетические, спортивно-оздоровительные, научно-технические.

    По социальной ориентации СКК и центры досуга могут являться дошкольными, детскими, подростковыми, студенческими, семейными и т.п.

    Отдельно взятые институты (клуб, библиотека, музей, кинотеатр) перестают быть автономными источниками культуры для жителей региона, а становятся в рамках комплекса структурой, обеспечивающей полноценное культурное обслуживание населения.

    Несмотря на различия в содержании и подходах, социально-культурные центры выделяются общей для всех чертой – своей интегративной функцией в общественном воспитании детей и подростков. Центры внедряют в практику работы в социуме множество альтернативных, традиционных и нетрадиционных, массовых и групповых форм с ярко выраженной досуговой направленностью и механизмами общения: «семья – дети», «дети – подростки – взрослые» и т.п. Здесь можно выделить различные варианты детских и семейных праздников и фестивалей: Дни матери, Дни бабушек и дедушек, игровые семейные конкурсы и состязания. На базе центров функционируют инвариантные модели детских, подростковых и смешанных семейных клубов, самодеятельных ансамблей, мастерских прикладного творчества.

    Одними из самых массовых организаций досуговой деятельности в настоящее время являются клубы. Клуб – это учреждение культуры или досуговое объединение, специализирующееся на организации отдыха, творческой и просветительной работе среди населения в целом, отдельных групп с целью формирования общественно значимых качеств личности.

    Учредителями клуба или любой иной структуры клубного типа могут быть любые социальные институты и общности сферы народного образования, искусства, спорта, туризма и других видов досуга, коммерческие предприятия и объединения, общественные организации, фонды и движения, а также отдельные частные лица. Так, давно уже существует государственная сеть клубных учреждений, которая делит их на виды, в зависимости от расположения на территории страны (городские, сельские, районные клубы). Действуют ведомственные клубные учреждения, которые находятся в подчинении различных ведомств, а не государства (матросские клубы (Министерство обороны РФ), Дом учителя (Министерство образования РФ)). Наконец, многие активно развивающиеся в последние годы клубные заведения подчинены частным лицам (Клуб деловых людей, ночной клуб, казино).

    Учредители создаваемого клуба подают в муниципальные органы по территориальному местонахождению заявку с указанием состава организационного комитета, предоставляют устав клуба, принятый собранием граждан, желающих организовать клуб. Клуб считается созданным с момента регистрации устава, который является основным документом, регулирующим его деятельность.

    Структурными единицами клуба как учреждения являются коллективы, кружки и студии любительского художественного и технического творчества; любительские объединения и клубы по интересам; школы прикладных знаний и навыков; другие клубные формирования, соответствующие основным принципам и видам деятельности культурно-досугового учреждения.

    Парки культуры и отдыха также очень популярны среди населения. Они представляют культурно-просветительный и рекреативный функциональный комплекс, обеспечивающий отдых, разумные развлечения и культурно-досуговую работу в условиях местного климата специально-организованной природной среды и ландшафта. Специфика парков позволяет им проводить самые разнообразные формы работы, удовлетворять потребности самой разнообразной аудитории: от площадок для детей и тихих уголков для людей старшего возраста, до танцевальных залов и самых разнообразных аттракционов для молодежи и т.п.

    Особенностями творческо-производственной деятельности парков культуры и отдыха являются: обширная площадь; открытые площадки, естественная природная среда; зависимость от климатических условий; сезонность работы; массовость посетителей; самые крупные формы досуговых учреждений – фестивали, праздники; наличие аттракционного хозяйства; специализированные городки; спортивные площадки.

    Парки культуры и отдыха – государственные учреждения культуры, они действуют на нескольких уровнях [2]:

    1. Федеральный – в Москве ЦПКиО им. А.М. Горького.

    2. Региональный – парки, расположенные на территории областных центров, центров автономных округов (ЦПКиО им. Маяковского в г. Екатеринбурге, Останкинский ПКиО в г. Москве).

    3. Городские ПКиО.

    4. Сельские ПКиО.

    К сожалению, количество парков культуры в России ежегодно убывает. Если в 1990 г. их насчитывалось 730, то к концу 1999 г. - 554. Сокращение числа парков связано в основном с трудностями материально-технического и финансового характера. Содержание паркового хозяйства, в том числе дорогостоящих аттракционов, дело очень и очень трудоемкое. Оно оказалось не по силам региональным и местным органам власти. В Министерстве культуры РФ сегодня нет отдела, который ведает парками. Они переданы в ведение местных властей.

    Наряду с парками культуры и отдыха в настоящее время действуют различные тематические парки, которые могут являться как государственными, так и частными учреждениями. Особенностью их является комплекс услуг, отвечающий определенной теме. К популярным тематическим паркам относятся культурно-исторические парки (связаны с одним или несколькими историко-культурными событиями), национальные парки (природная резервация, доступная для туристов), зоопарки, океанариумы и дельфинарии, аквапарки, аттрактивные парки (парки развлечений), аквапарки (основаны на аттрактивности водной стихии).

    Итак, структурными компонентами досуговой деятельности являются культурно-художественные ценности, природно-ландшафтные комплексы, различные материально-технические средства, ее объекты (аудитория досуга) и субъекты. Субъекты досуга представляют собой как конкретных людей-организаторов мероприятий, так учреждения и фирмы, которые объединяют население для совместной деятельности по удовлетворению его культурно-досуговых потребностей. Активное взаимодействии субъектов и объектов досуга, а также вовлечение в творческий процесс других компонентов досуговой деятельности приводит к ее успешному функционированию и дальнейшему развитию.
    1.2. Взаимодействие как основополагающий принцип обеспечения культурно-досуговой деятельности жителей сельского поселения
    Взаимодействие – это философская категория, которая отражает процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. Это универсальная форма движения, развития, определяющая существование и структурную организацию любой материальной системы [10].

    Взаимодействие как философская категория представляет собой вид непосредственного и опосредованного отношения, связи и выступает интегрирующим фактором, благодаря которому происходит объединение частей в определенный тип целостности. Понятие «взаимодействие» предполагает взаимовыгодное сотрудничество [7].

    Принципы взаимодействия – это приоритетные основополагающие направления, которыми руководствуются взаимодействующие стороны при организации совместного решения проблем.

    Взаимодействие – это и библиотечная категория, подразумевающая принцип координации как один из принципов организации и функционирования библиотечного дела. «Координация» – взаимосвязь, согласование, приведение в соответствие, форма социального взаимодействия, так трактуют этот термин многие словари. «Взаимодействие – первое, что выступает перед нами, когда мы рассматриваем библиотечную систему», отмечал Н.С. Карташов [23], который реализовал научные основы взаимодействия в библиотечной сфере [24].

    Взаимодействие учреждений культуры сегодня становится современной высокоэффективной технологией, которая позволяет учреждениям не только выживать, но и динамично развиваться. Библиотеки и клубные учреждения практически единственные культурно-досуговые учреждения, которые являются общедоступными и обеспечивают реализацию культурных потребностей и интересов различных категорий населения, особенно в сельской местности. Тесное сотрудничество культурно-досуговых учреждений, особенно на селе, является традиционным, в настоящее время наблюдается тенденция ещё большего их сближения [20].

    Библиотеки и дома культуры всегда существовали и существуют не сами по себе, они является элементом общества со свойственным кругом обязанностей. С культуролого-социологической точки зрения целесообразно рассматривать учреждения культуры с позиции их социальных функций, так как они очень похожи [29].

    Под социальными функциями учреждений культуры понимается деятельность по ряду направлений, представляющих совокупность социально-значимых проблем и задач, решаемых с помощью учреждений культуры в обществе или в отдельных его сферах.

    Можно выделить три блока социальных функций, которые выполняют учреждения культуры.

    Первый блок функций – это вклад учреждений культуры в сохранение имеющегося культурного фонда, передача, создание новых культурных образцов, ценностей, норм, а также актуализация, введение их в оборот в массовом масштабе.

    Второй блок функций – роль учреждений культуры в социализации членов общества: их приобщение к существующим в культуре нормативно-ценностным системам; формирование навыков и норм обращения с культурными ценностями, развитие способностей и т.д.

    Третий блок функций – возможности учреждений культуры по отношению к личности. Это создание условий для развития, самореализации, развлечения, эмоциональной разрядки. В деятельности всех учреждений культуры, так или иначе обнаруживается каждый из таких функциональных блоков. Однако для учреждений культуры разного типа могут быть характерны и разные функциональные доминанты. В силу причин и обстоятельств, профиля деятельности учреждения, те или иные функции выходят на первое место.

    Сельские библиотеки и ДК, имеют следующие преимущества совместного взаимодействия. Первое – это использование любого массового мероприятия дома культуры для привлечения новых читателей и повышения посещаемости библиотеки. На практике подтверждено, что селяне склонны посетить библиотеку перед концертами, праздниками или после их посещения. Дети, занимающиеся в кружках и творческих коллективах ДК, заходят в библиотеку до занятий и во время перерывов. Самодеятельные артисты, собираясь на репетиции, приходят пораньше, чтобы обменять книги в библиотеке.

    Второе – это взаимодополняющая друг друга деятельность. Мероприятия, проводимые в библиотеке, дополняют мероприятия в ДК, и наоборот. Библиотеки принимают активное участие в подготовке сценариев для массовых мероприятий, участвуют в проведении сельских и районных праздников по знаковым событиям. В «чисто библиотечные» мероприятия могут включаться клубники.

    Клубные учреждения и библиотеки практически единственные культурно-досуговые учреждения, которые являются общедоступными и обеспечивают реализацию культурных потребностей и интересов различных категорий населения, особенно в сельской местности. Тесное сотрудничество клубных учреждений и библиотек является традиционным, в настоящее время наблюдается тенденция еще большего их сближения.

    Библиотеки и клубы объединяют общие задачи:

    а) информационно-просветительская деятельность;

    б) организация отдыха населения;

    в) развитие творческих способностей жителей.

    В организации досуга используются комплексные формы работы:

    а) вечера-рассказы, вечера вопросов и ответов;

    б) дискуссионные формы (вечера-диалоги, вечера-диспуты, ток-шоу);

    в) литературные, литературно-музыкальные вечера, вечера романса;

    г) литературно-музыкальные гостиные (постоянно действующая форма);

    д) любительские объединения, клубы по интересам (любителей фантастики, детективов, клубы семейного чтения, творческой интеллигенции, клубы знатоков и т. д.).

    Наблюдается тенденция взаимообогащения клубных и библиотечных форм работы, использование разнообразных средств и приемов (методы театрализации, иллюстрации – видеоряд, фрагменты кинофильмов, клипы и пр.). Пользуются популярностью у населения такие формы массовой работы, как литературные балы, литературные аукционы, фольклорные праздники и конкурсы весёлых и находчивых. Успешное сотрудничество библиотеки с другими учреждениями культуры способствует развитию библиотек, которые отдают предпочтение в выборе форм работы по продвижению книги формам активным, игровым, интеллектуальным, таким как читательские форумы, творческие конкурсы, мультимедийные миксты, акции, буккроссинг и др.

    Оригинальным способом привлечения внимания к книге является заранее спланированная, краткосрочная (до пяти минут) массовая акция – флешмоб, организованная через современные средства коммуникации (в основном через Интернет). В ходе проведения акции большая группа людей внезапно появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия, которые называются сценарием, и затем быстро расходится. Примером такой библиотечной акции может стать флешмоб под лозунгом «Время читать» или «Одна книга – один город» и т. д. Все большее распространение получает в России современное движение буккроссинга – обмена прочитанными книгами и впечатлениями о них, основанного на принципе «прочитал – отдай другому». Каждый может внести свой вклад в процесс буккроссинга – принести прочитанную книгу в библиотеку, чтобы отсюда она начала увлекательное странствие, находя новых читателей. Библиотека, собранная самими читателями, с учетом вкусовых предпочтений, может быть разнообразной и располагаться в помещении библиотеки на отдельных стеллажах. Книги, представленные на стеллажах, можно брать без записи и оставлять у себя для чтения или передавать друзьям. Итог проведения буккроссинга – вовлечение все большего числа людей в процесс чтения, активизация работы библиотеки. Уже традиционным стало проведение в библиотеках России крупномасштабной акции «Библионочь», где с успехом сочетается традиционная информационная деятельность библиотек с формами работы, присущими клубным учреждениям. Проведение акции инициировали московская Ассоциация менеджеров культуры, библиотека-читальня им. И. С. Тургенева, РГДБ, Государственный Литературный музей, музей-усадьба «Ясная Поляна», фонд «Пушкинская библиотека». В проведении акции принимали участие издательства и книжные магазины, музеи, театры, клубы, галереи, литературные общества, содружества художников-иллюстраторов книги, коллекционеров-собирателей книжных закладок, экслибрисов и др. Преодоление повседневной рутины, создание ситуации праздника сказалось и на посетителях, и на организаторах: во-первых, удалось повлиять на общественное мнение, вызвать интерес людей, особенно молодежи, к учреждениям культуры; во-вторых, внести изменения в представление библиотечного сообщества о самих себе. Результатом выдумки, фантазии и вкуса библиотекарей становятся такие новые нетрадиционные формы продвижения чтения, как книжное дефиле, модели которого создаются под впечатлением сюжетов и образов художественной литературы; День повышенного книжного аппетита, в программе которого открытие «книжного кафе», дегустация литературных новинок, литературная слайд-галерея «Книжные красавицы» и др., которые проводятся по инициативе библиотекарей при поддержке специалистов учреждений культуры.

    Библиотеки в совместной деятельности с учреждениями культуры открывают для себя новые возможности для продвижения своих услуг и ресурсов, а также информирования и привлечения в библиотеки новых пользователей. Многими районными и городскими отделами культуры накоплен опыт проведения совместных семинаров библиотечных и клубных работников по темам, которые одинаково актуальны и интересны для обеих категорий, например, «Методика организации любительских объединений и клубов по интересам», «Платные услуги в учреждениях культуры» и др.

    Библиотеки в совместной деятельности с учреждениями культуры открывают для себя новые возможности для продвижения своих услуг и ресурсов, а также информирования и привлечения в библиотеки новых пользователей.

    Культурно-досуговая деятельность обеспечивает реализацию культурно-досуговых потребностей населения. В настоящее время проводятся отдельные локальные исследования, связанные с культурой, досугом, но в большинстве своем они касаются городского населения.

    Что касается белгородского региона, были выявлены панельные эмпирические исследования в Белгородской области, проводимые в 2000 и 2013 гг. исследовательской группой из Высшей школы экономики (Москва).

    Результаты исследования доказательно продемонстрировали противоречия духовного развития жителей села, а также показали, что действия индивида определяются не столько его внутренними установками и предпочтениями, сколько массовыми практическими стандартами поведения, требованиями и ограничениями, налагаемыми на индивида извне, со стороны институциональной среды [34]. Этот вывод полезно знать библиотекарям, организующим досуг населения, занимающимся культурно-досуговой деятельностью. Целесообразно практиковать как «старые», проверенные временем, формы и методы, так и «новые» практики социальных взаимодействий. Институциональной средой сельского поселения являются два основных социальных института – библиотека и дом культуры.

    Таким образом, проанализировав теоретические основы проблемы взаимодействия мы выделили основополагающим определением досуга В.Д. Патрушева, который охарактеризовал его как часть свободного времени, которая служит как отдыху, так и развитию личности. Далее в первой части работы была представлена терминология « досуговой деятельности» и ее историческое развитие. Само определение здесь характеризуется, как удовлетворение культурно-досуговых потребностей людей в отдыхе и развлечениях, познании, общении, творчестве, самореализации. Перечисленные структурные компоненты в досуговой деятельности, позволили определить ее, как, единый общественный и экономический феномен, как целостную самостоятельную сферу жизнедеятельности общества и конкретного человека. Обязательным пунктом послужило перечисление целей предприятий, способов, функций, направленных на досуговую деятельность. Вторая часть теоретической главы была направлена на изучение термина « взаимодействие» в контексте обеспечения культурно-досуговой деятельности жителей сельского поселения. В первую очередь была представлена терминология, перечень преимуществ и блок социальных функций, которые выполняют учреждения культуры. В случае с проблемой исследования перечислены общие задачи, которые объединяют деятельность домов культуры и библиотек. В конце была проанализирована скудность исследований в Белгородской области, что позволило нам прийти к целесообразности проведения нового практического исследования в сфере интеграции учреждений культуры и выделить основную проблематику. которая позволила бы смоделировать решения для более эффективной деятельности учреждений в условиях сельского поселения.

      1   2   3   4


    написать администратору сайта