ИПЗ Лепихова (2). Макросоциологические теории сущность и основные виды
Скачать 35.39 Kb.
|
ИТОГОВОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ по дисциплине «Социология» Макросоциологические теории: сущность и основные виды. (тема практического задания)
Москва 2022 ОглавлениеВведение. 3 Глава 1. Теория структурно-функционального анализа. 4 Глава 2. Теории социальных изменений. 6 Глава 3. Теории социального конфликта. 8 Заключение. 11 Список использованной литературы. 13 Введение. служебное значение одного из компонентов общественной системы относительно к другому или к системе, в общем; зависимость в границах данной системы, при которой изменения в одной части оказываются производными от изменений в другой ее части. для объяснения специфики социального явления, необходимо отыскать его функцию, которую оно в свою очередь исполняет в более широком общественном плане; для этого целесообразно отыскать прямые и побочные последствия, отрицательные и положительные проявления, другими словами, функции и дисфункции рассматриваемого явления. Проблемы социальных конфликтов занимают важное место в социологии. Существенный вклад в разработку данной проблематики внесли исследователи Э. Дюркгейм, Г. Спенсер, М. Вебер, Г. Зиммель, Л. Козер, П. Сорокин, Р. Дарендорф и др.К. Маркс стал первым, кто начал рассматривать конфликты, прежде всего, в материальной жизни, как источник развития общества. Он абсолютизировал значение экономических факторов в появлении социальных конфликтов, а политическим факторам отвел роль проявлений или последствий экономических конфликтов. Социологическая теория Э. Дюркгейма положила начало рационалистической теории разрешения макроконфликтов. По мысли Э. Дюркгейма, интерсоциальные конфликты могут сдерживаться только регулирующим механизмом одного общества. Главным движущим механизмом разрешения конфликтов у Дюркгейма выступала «новая нравственность».Г. Зиммель стал родоначальником функциональной теории конфликта. Г. Зиммель полагал конфликт универсальным явлением, поскольку бесконфликтное общество принципиально невозможно. Согласно его мысли, индивид начинает конфликтовать с обществом, когда он отказывается играть роли, предписываемые ему обществом. В некотором смысле это обусловлено такими характеризующими внутреннюю природу человека качествами, как солидарность и агрессивность, которые могут не соответствовать содержательным ценностям в социуме. Внутренняя амбивалентность рассматривается Г. Зиммелем в качестве движущей силы общества, поскольку индивид вынужден постоянно пересматривать устоявшиеся социальные отношения и внедрять новые. При этом трансформации подвергается как сам человек, так и модели взаимодействия между людьми. В качестве определяющей Г. Зиммель отмечал тенденцию рационализации и интеллектуализации, как в эволюции личности, так и моделей взаимоотношений. История общества, по его мысли, есть история растущей интеллектуализации. Г. Зиммель также включил в модель конфликта третью сторону. С появлением «третьего» складывается потенциальная возможность для социального взаимодействия. Проблема конфликта рассматривалась в социологии политики, экономики и религии М. Вебера. Он выявил специфическую роль бюрократии в конфликтах современного социума, представляющую собой своеобразный слой индивидов, способных обеспечивать реализацию собственных интересов через систему государственных учреждений. Особое значение конфликт на ценностной основе имеет в религии в рамках религиозных мировоззрений. При этом М. Вебер указывал, что некоторые конфликты в принципе не могут быть разрешены, как, например, конфликты между отдельными конфессиями, поскольку в противоречие в данном случае вступают тотально несовместимые религиозно-мировоззренческие системы. Существенный вклад в теорию социального конфликта внес немецкий социолог Р. Дарендорф. Р. Дарендорф сохраняет традиционное понятие классового конфликта, однако указывает, что в наиболее развитых капиталистических обществах он подвержен процессу институционализации. Р. Дарендорф сконструировал конфликтную модель общества, в основе которой лежат четыре ключевых положениях: любое общество находится в состоянии постоянных изменений; в каждом обществе всегда наличествуют элементы несогласия, которые неизбежным образом ведут к конфликтам; каждый компонент общества оказывает влияние на усиление или торможение процессов трансформации и интеграции; в основе любого общества находится принцип насилия и принуждения. Вместе с тем по мере эволюции обществ характер конфликта претерпел изменения: в современном обществе произошла институционализация конфликта –предприниматели и рабочие развитых капиталистических стран выработали формы урегулирования конфликтов. Однако это не означает полное устранение конфликтов из жизни общества, поскольку в любой социальной структуре изначально заложена борьба за перераспределение власти. Взаимодействие и противодействие власти выступают двигателем развития социальных процессов. Это противостояние выражает себя в том, что в любой структуре всегда выделяются те, кто управляет, и те, кем управляют. Они имеют неравный доступ к ресурсам развития, что и обуславливает неравенство их социальных положений и создает предпосылки конфликта интересов. Л. Козер развивал мысль Г. Зиммеля о позитивных ценностных функциях социального конфликта. По его мысли, в любой социальной системе, состоящей из функционально связанных компонентов, присутствует конфликт интересов. В теории Л. Козера конфликт понимается как борьба за обладание ограниченными духовными и материальными благами, ценностями, социальный статус и власть. Большое место в концепции Л. Козера уделено анализу характера и специфики межгрупповых конфликтов и их влияния на развитие внутригрупповых социальных конфликтов. В межгрупповых (например, межнациональных) конфликтах выражено стремление к консолидации во внешней борьбе. В итоге актуализируются такие факторы, как традиции, ценности, социально-историческая память. Таким образом, в рамках макросоциологии, конфликт не имеет однозначной деструктивной трактовки. Конфликт, в первую очередь, рассматривается как индикатор накопления в обществе критических изменений, которые способны привести к качественному сдвигу. Также конфликт парадоксальным образом в ряде случаев служит инструментом консолидации отдельных групп обществ, в основе чего лежит механизм группового различения «свой – чужой». Конфликт в социологии рассматривается как неотъемлемая часть коммуникационной культуры. Заключение. В данной работе были рассмотрены макросоциологические теории. В первой главе был проанализирован структурный функционализм. Структурный функционализм был ведущим направлением в социологической теории и практике ХХ в. В рамках концепции функционализма все структурные составляющие общества (институты, индивиды, процессы, явления, факты) интерпретируются как взаимосвязанные друг с другом, благодаря чему достигается жизнеспособность и стабильность функционирования общества. Как социальная теория, структурный функционализм рассматривает роли социальных институтов и устоявшиеся формы социального поведения в социуме. Ключевые положения теории функционализма были разработаны в работах О. Конта, В. Парето, Г. Спенсера. О. Конт в качестве определяющих вектор развития общества выделял такие институты, как религия, гражданство и школа, так как они служат факторами формирования человека в обществе. Г. Спенсер считал, что общество есть набор традиций, институтов, обычаев, норм. В процессе развития эти институты эволюционируютот разобщенности к интеграции, от однородности к дифференциации и от неопределённости к определённости. Э. Дюркгейм трактовал общество как форму консолидации социальных обязательств. Т. Парсонс разработал концепцию, ориентированную на исследование культурных систем, определяющих характер взаимодействия между людьми. Его теория базируется на четырёх функциях, характерных для любой системы действий: функция воспроизводства образца, функция интеграции, функция целедостижения и функция адаптации. Р. Мертон сформулировал практическую теорию, предназначенную для изучения общества в отдельных секторах. В рамках теории К. Дэвиса и У. Мура, феномен социального неравенства объясняется через социальную стратификацию, в которой доминирует стремление индивидов улучшить свое социальное положение в иерархии, заняв более престижную позицию. Во второй главе были рассмотрены теории социальных изменений. Под социальными изменениями понимаются преобразования на всех уровнях общества, касающиеся социальных систем, социальной стратификации, социальных процессов, социальных общностей, организаций, институтов и характера их взаимодействий. Эволюционистская теория социальных изменений, представителями которой являются О. Конт, Ч. Дарвин, Э. Дюркгейм, Г. Спенсер, понимает развитие общества, как линейный стадиальный процесс, восходящий от менее простых форм к более сложным, который в равной мере проходят все общества и культуры. В 50–х гг. XX в. формируются теория неоэволюционизма, которые развивали в своих трудах Г. и Ж. Ленски, Дж. Стюарт, Л. Уайт, Е. Сервис, Т. Парсонс и др. С точки зрения неоэволюционизма, каждое общество, наряду с универсальными тенденциями, имеет свою логику эволюционного развития. Эволюционные процессы происходят не линейно, а скачкообразно и имеют многомерный характер. Теория жизненных циклов цивилизаций была изложена в концепции А.Тойнби, который объяснял развитие любой цивилизации механизмом «вызова – ответа». Согласно концепции, П. Сорокина, несмотря на то, что каждая цивилизация в итоге терпит упадок, в новых общественных образованиях сохраняются предшествующие, наиболее устойчивые культурные образцы, которые воспроизводятся в новых культурах в неизменном виде. В третьей главе были изучены теории социального конфликта. Конфликт не имеет однозначной деструктивной трактовки. Конфликт, в первую очередь, рассматривается как показатель накопления в обществе определенного уровня критических изменений, которые ведут к качественным переменам. Также конфликт является своеобразным инструментом консолидации отдельных групп обществ, в основе чего находится механизм группового различения «свой – чужой». Список использованной литературы. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда / Э.О. Дюркгейм [Электронный ресурс] // Западноевропейская социология ХIX – начала ХХ веков. – Москва : Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. URL: http://www.ckp.ru/biblio/d/dur_labour.htm Жуйкова Т. Н. Социальный конфликт как предмет научного исследования / Т.Н. Жуйкова // Окатов А. В. Типология и эволюция общества в социологической концепции Г. Спенсера / А.В. Окатов // URL: http://analiculturolog.ru/journal/archive/item/876-9-2.html .Эрдынеев А. Э. Антрополого-правовой обзор работы Фридриха Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» / А.Э. Эрдынеев // Вестник Бурятского государственного университета. – 2015. – № 2. – С. 143–149. |