Главная страница
Навигация по странице:

  • Материал из номера

  • СВЯЗЬ ВРЕМЕН

  • НЕСРАВНЕННЫЙ ГЕНИЙ

  • ПАСХАЛЬНЫЕ СЮРПРИЗЫ

  • ПАЛИТРА МУЗЕЯ ФАБЕРЖЕ

  • Магия Фаберже. Материал из номера Март 2020 Скачать номер


    Скачать 7.96 Mb.
    НазваниеМатериал из номера Март 2020 Скачать номер
    АнкорМагия Фаберже
    Дата10.08.2022
    Размер7.96 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМагия Фаберже.docx
    ТипЛекция
    #643615

    Магия Фаберже

    В Шуваловском дворце представлена впечатляющая коллекция творений фирмы легендарного мастера

    https://rusmir.media/2020/03/05/faberge
    Александр Бурый




    Материал из номера

    Март 2020



    Скачать номер

    в PDF формате

    Сто лет назад в Шуваловском дворце на набережной Фонтанки шумели знаменитые на весь Петербург великосветские балы. Первые красавицы Российской империи блистали на них в изысканных украшениях известных ювелиров. Особо ценились изделия фирмы "несравненного гения", как называла придворного ювелира Карла Фаберже императрица Мария Федоровна. В наше время во дворце открыт Музей Фаберже, в котором представлена впечатляющая коллекция творений фирмы легендарного мастера.

    Поднимаясь по устланной красной ковровой дорожкой лестнице дворца Нарышкиных—Шуваловых, менявшего названия вслед за сменой владельцев, испытываешь легкое волнение. В начале XIX века в Белоколонном зале этого особняка на балах собиралась вся артистическая и политическая элита столицы: Александр Пушкин и Иван Крылов, Николай Карамзин и Карл Брюллов, российский император Александр I и его супруга, императрица Елизавета Алексеевна.

    Фото: Александр Бурый

    Парадная лестница Шуваловского дворца, в котором находится Музей Фаберже

    Именно здесь состоялся запомнившийся современникам бал петербургского дворянства в честь совершеннолетия будущего императора Александра II, о котором "солнце русской поэзии" Александр Сергеевич Пушкин в своем дневнике написал, что "ничего нельзя было видеть великолепнее". Внучка фельдмаршала Кутузова, обстоятельный светский хроникер графиня Долли Фикельмон отмечала, что это было "прекрасное и величавое торжество. Местом его проведения был избран дворец Нарышкина, у которого самая большая в Петербурге бальная зала. Эта зала и еще одна — специально благоустроенная для ужина — были украшены роскошно и с большим вкусом. Присутствовало 1500 человек, все дамы были в стилизованных русских костюмах — золотое и серебряное шитье на них заменено цветами, что должно символизировать праздник весны...".

    Фото: Александр Бурый

    Синяя гостиная дворца, в которой представлены императорские пасхальные яйца

    С конца XVIII века — момента постройки дворца — до начала века ХХ в Нарышкинском, а затем Шуваловском дворце грациозно вальсировали на балах дамы в элегантных нарядах и великолепных украшениях самых известных ювелиров своего времени. "Последний, самый запомнившийся бал сезона 1906–1907 года, давала Бетси Шувалова, урожденная княжна Барятинская, очаровательная женщина, неистощимая на выдумки. Бал проходил в ее огромном богатом дворце постройки XVIII века, в зале, огромном как теннисный корт. Дворец был известен тем, что когда-то принадлежал Марии Антоновне Нарышкиной, "любви" Александра I. Бал Бетси мы называли la folle journee (безумный день)", — вспоминала княгиня Елизавета Кантакузен.

    Фото: Александр Бурый

    Драгоценная галантерея от фирмы Фаберже. В центре — настольные часы "Лунный лик"

    Славился дворец не только великолепными балами, приемами, концертами. Его богатые и именитые владельцы увлекались коллекционированием предметов искусства. При Нарышкиных во дворце появился небольшой приватный "музеум", где демонстрировались редкие вещи, привезенные из европейских стран. От той поры сегодня в Музее Фаберже сохранилась скульптура Аполлона Бельведерского XVIII века — копия античного оригинала, которую привез Дмитрий Львович Нарышкин из Рима. Последние владельцы, Шуваловы, дополнили унаследованное собрание художественной коллекцией, ставшей знаменитой в аристократических кругах. В советское время собранные несколькими поколениями владельцев дворца коллекции были национализированы и распределены между российскими музеями.

    Фото: Александр Бурый

    Пасхальное яйцо-часы герцогини Мальборо с бриллиантовой стрелкой-змеей

    Пережив революции и войны, сменив множество хозяев в ХХ веке, в начале века XXI дворец был передан в длительную аренду культурно-историческому фонду "Связь времен". После сложной семилетней реставрации в нем разместился музей, посвященный наследию великого ювелира Карла Фаберже. Так что сегодня в Шуваловском дворце снова блистают роскошные драгоценности, а посетители музея замирают от восторга перед витринами с уникальными предметами ювелирного искусства.

    Фото: Александр Бурый

    Драгоценная галантерея от фирмы Фаберже. В центре — рамка с фотографией великокняжеской четы, Александра Михайловича и Ксении Александровны, в русских костюмах для бала 1903 года

    СВЯЗЬ ВРЕМЕН

    С момента открытия Музея Фаберже в 2013 году у особняка на Фонтанке появилась одна узнаваемая примета: говорящая на разных языках очередь перед входом. Со всех концов света сюда приезжают увидеть собственными глазами знаменитые пасхальные яйца Фаберже. Негосударственный Музей Фаберже в Санкт-Петербурге — обладатель второй по величине коллекции императорских пасхальных подарков (9 штук, на одно больше лишь в Оружейной палате Московского Кремля. — Прим. авт.) и первый в мире — по общему количеству представленных ювелирных изделий, созданных фирмой Фаберже не только для царской семьи, но и для других заказчиков.

    В далеком 1902 году одна из красивейших женщин своего времени, чей портрет в черном шелковом платье кисти Джованни Больдини неизменно вызывает восхищение ценителей прекрасного, наследница миллионного состояния Консуэло Вандербильт, в замужестве герцогиня Мальборо, вместе с супругом по приглашению императорской семьи посетила Россию.



    Кабинетский подарок — табакерка "Коронационная". 1896 год

    Одним из первых мероприятий, на которых присутствовала чета в Санкт-Петербурге, был ужин у графини Бетси Шуваловой, известной своими роскошными великосветскими приемами. Сам прием и дворец, в котором он проходил, произвели на герцогиню Мальборо сильное впечатление.

    По приглашению вдовствующей императрицы Марии Федоровны побывала герцогиня и на приеме в соседнем Аничковом дворце, где, вполне вероятно, могла видеть уже не маленькую к тому времени пасхальную коллекцию драгоценных яиц, изготовленных мастерами фирмы Фаберже. В Англию Консуэло вернулась с изящным, покрытым розовой эмалью-гильоше яйцом-часами работы Фаберже, стрелка-змея которых была усыпана бриллиантами. Оно было похоже на яйцо 1895 года, принадлежавшее Марии Федоровне. Герцогиня Мальборо была первой иностранкой, для которой был создан пасхальный шедевр Фаберже. Несмотря на негласный запрет царствующих особ, фирма придворного ювелира в редких случаях изготавливала пасхальные яйца, напоминавшие императорские, для аристократии и промышленной элиты.



    Фантазийные предметы от Фаберже: камнерезная фигурка "Пляшущий мужик", золотая корзинка с цветами ландыша из жемчуга

    Много позднее это яйцо стало первым в знаменитой пасхальной коллекции американского медиамагната Малкольма Форбса (он приобрел его на аукционе. — Прим. авт.). А в феврале 2004 года его коллекция из 9 императорских пасхальных яиц и более 200 предметов фирмы Фаберже была целиком выкуплена культурно-историческим фондом "Связь времен", основанным российским бизнесменом Виктором Вексельбергом. По его словам, "коллекция реально бесценна. Ее значение для российской истории огромно. И я очень рад, что мне удалось ее приобрести и вернуть в нашу страну". Эта коллекция и легла в основу экспозиции Музея Фаберже, разместившегося в Шуваловском дворце.

    Сейчас в собрании музея около 4 тысяч предметов искусства лучших ювелирных фирм России, созданных на рубеже XIX–XX веков. Из них около тысячи предметов — это изделия фирмы Фаберже.



    Письменный прибор в жокейских цветах семьи Ротшильд

    НЕСРАВНЕННЫЙ ГЕНИЙ

    О том, что известный всему миру ювелир Карл Густавович Фаберже родился в Санкт-Петербурге, многие даже не догадываются — слишком нерусские у него имя и фамилия. Действительно, далекие предки Фаберже жили во Франции, носили фамилию Фаври и принадлежали к французским протестантам (гугенотам). В период гонений на гугенотов они покинули Францию, долгое время жили в Германии, со временем изменили фамилию на Фаберже и в итоге осели в городе Пернове (ныне Пярну, Эстония) — одном из главных портов Российской империи на Балтийском море в XVIII веке.

    Отец Карла, Густав Фаберже, родился уже в России. В юном возрасте он, подобно многим юношам из провинции до и после него, отправился покорять столицу — Санкт-Петербург. Здесь он выучился на ювелира и в 1842 году открыл небольшую ювелирную мастерскую на самой фешенебельной улице города — Большой Морской. То есть его сын, Карл Фаберже, не был основателем фирмы, но именно он развил маленький семейный бизнес до предприятия мирового масштаба и известности.

    Карл Густавович Фаберже родился в 1846 году. Родители обеспечили первенцу прекрасное художественное образование. Он учился в Дрезденской школе изобразительных искусств, затем в рамках образовательного Гран-тура изучал ювелирное дело в Германии, коммерцию во Франции, посещал множество европейских музеев и картинных галерей.



    Бонбоньерка фирмы Фаберже в виде миниатюрного золотого ампирного кресла. Если выдвинуть сиденье вперед и надавить на выступающий край, бонбоньерка откроется

    Карл настолько успешно овладел полученными знаниями, что в Императорском Эрмитаже, куда он, вернувшись в Россию, устроился работать реставратором, о нем уважительно отзывались как об "ученом и образованном ювелире". В музее будущий мэтр работал на протяжении многих лет абсолютно безвозмездно. Наградой была сама возможность детально изучать старинные украшения. История стала для Карла Фаберже главным источником вдохновения и школой мастерства.

    Сегодня в Музее Фаберже можно увидеть одну из первых работ, выполненных фирмой Фаберже уже под руководством Карла, — копию украшения IV века до н.э. из керченского клада, найденного в Крыму и хранившегося в кладовой древностей Эрмитажа. Это украшение входило в состав коллекции, которую фирма продемонстрировала на Всероссийской промышленно-художественной выставке, проходившей в Москве в 1882 году. Журнал "Нива" писал: "Желая возвысить стиль произведений ювелирного искусства, придать им художественность, г. Фаберже обратился к классическому источнику красоты и художественности — к Греции, к ее образцам. Черпать ему было откуда — состоя ювелиром Императорского Эрмитажа, он получил разрешение воспроизводить в копии лучшие из греческих вещей этого рода, находящихся там".

    Именно эта коллекция принесла фирме Фаберже первые награды, широкую известность и знакомство с императорской семьей. В том же журнале упоминалось, что "Государыня осчастливила Фаберже покупкою у него пары запон, с изображением цикад, которые по верованию древних греков приносили счастье".



    Золотой браслет с львиными головами из серии "Керченские древности". 1882 год

    Счастье улыбнулось и Карлу Фаберже. С той поры и в течение следующих 35 лет императрица Мария Федоровна была самой верной и благодарной клиенткой фирмы. О любимом ювелире она говорила, что "Фаберже — настоящий гений нашего времени, я и ему сказала, — Вы — несравненный гений".

    Несмотря на столь высокую оценку творчества знаменитого ювелира, "достаточно сложно сказать, принимал ли лично Карл Фаберже участие в создании какой-то вещи", отмечает один из лучших экскурсоводов Музея Фаберже, Анастасия Гранкина. "Дело в том, — продолжает она, — что на каждом ювелирном предмете стоит клеймо Карла Фаберже. Но это общее клеймо фирмы. Помимо него обязательно стоит еще клеймо главного мастера, отвечавшего за данный предмет. У самого Карла Фаберже были другие функции. Он представлял компанию на высочайшем уровне, организовывал всю работу, был главным директором и главным вдохновителем своих мастеров". Говоря современным языком, Карл Фаберже был талантливым предпринимателем, сумевшим объединить под сенью фирмы самых искусных ювелиров и создать комфортные условия для их творчества.



    Пасхальное яйцо "Шантеклер" для купчихи Варвары Петровны Базановой-Кельх с сюрпризом в виде петушка

    Такая политика очень скоро принесла ощутимые плоды. Благодаря поразительной энергии Карла Фаберже небольшая мастерская выросла до крупнейшего ювелирного предприятия Российской империи, а ее постоянными клиентами стали практически все коронованные особы Европы, видные политические деятели, предприниматели, артисты. Дошло до того, что болгарский царь Фердинанд даже предлагал Карлу Фаберже стать министром в правительстве. На что известный ювелир, отличавшийся хорошим чувством юмора, ответил: "Только не это, государь. Впрочем, если министром ювелирного искусства, то я согласен".



    Пасхальное яйцо "Ландыши" с любимыми цветами императрицы Александры Федоровны

    Успех фирмы во многом был обусловлен еще и тонким художественным вкусом самого Карла Фаберже, а также его младшего брата — Агафона, которого называли "художником-композитором" петербургского отделения фирмы. Вместе они создавали мир удивительных вещей, целую индустрию роскоши, порой опережая свое время. Так появились занимательные камнерезные фигурки — предмет коллекционирования уже при жизни Фаберже, несколько сот оттенков сложнейшей в исполнении эмали-гильоше и, конечно, самые известные произведения фирмы, навсегда связанные с трагической судьбой последних представителей дома Романовых, — пасхальные яйца Фаберже.



    Миниатюрные ювелирные подвески в форме яйца от фирмы Фаберже

    ПАСХАЛЬНЫЕ СЮРПРИЗЫ

    При упоминании фамилии Фаберже сразу возникает ассоциация со знаменитыми яйцами — драгоценными пасхальными подарками двух последних императоров России своим супругам. До сих пор не утихают споры о том, что собой представляют эти самые известные ювелирные изделия в мире: непревзойденные шедевры ювелирного искусства или китч, созданный в угоду состоятельным и знатным клиентам.

    В Музее Фаберже у каждого появляется возможность решить этот вопрос для себя самостоятельно. В Синей гостиной музея помимо прочих можно увидеть самое первое из 50 яиц императорской пасхальной серии и самое последнее — из подаренных на Пасху 1916 года — единственное, которое удалось увезти с собой вдовствующей императрице Марии Федоровне, когда она навсегда покинула Россию.



    Пасхальное яйцо "Лавровое дерево", подарок императора Николая II своей матери

    Начало пасхальной ювелирной традиции в 1885 году положил император Александр III, заказавший Карлу Фаберже яйцо "Курочка" в подарок для любимой супруги. Яйцо с сюрпризом в виде золотой курочки с помещенными внутрь нее миниатюрной копией императорской короны и рубиновым яичком-подвеской (к сожалению, не сохранились до наших дней) должно было напомнить императрице, в девичестве датской принцессе Дагмар, подобное пасхальное яйцо начала XVIII века, принадлежавшее датской королевской семье. Так и случилось. Восторгу Марии Федоровны не было предела. С тех пор дарить ювелирные яйца с сюрпризом от Фаберже на Пасху стало в императорской семье традицией, которую после смерти Александра III продолжил следующий государь — его сын Николай II. Для него фирма Фаберже каждый год изготавливала уже два яйца: второе предназначалось супруге Николая II — императрице Александре Федоровне.



    Пасхальное яйцо-шкатулка "Ренессанс" из агата, последний пасхальный подарок Марии Федоровне от императора Александра III

    Через год после коронации, к Пасхе 1897 года, Николай II преподнес супруге яйцо "Коронационное" — одно из самых прославленных и дорогих творений фирмы Фаберже. Оно посвящено памятному для них обоих и значимому для государства событию — венчанию на царство. Как рассказывают об истории создания яйца в Музее Фаберже, "золотая (подбитая горностаем) парчовая мантия с ткаными черными двуглавыми орлами, в которую были облачены царь и царица во время коронации, подсказала Фаберже идею отделки скорлупы яйца. Она покрыта прозрачной желтой эмалью, положенной по гильошированному фону резных лучей, которая сверкает и переливается, как тяжелая златотканая парча".

    Каждая деталь этого яйца должна была напоминать о торжественной церемонии. Внутри была спрятана миниатюрная коронационная карета из золота, украшенная эмалью и алмазами — уникальная копия кареты Екатерины II, которую использовали на коронациях и последующие императоры. Талантливый мастер фирмы Фаберже Георг Штейн работал над созданием шедевра 15 месяцев по 16 часов в сутки, неоднократно посещая императорский музей экипажей, чтобы точно воспроизвести карету. Спустя годы, когда встал вопрос о реставрации оригинала кареты, обратились к сюрпризу Фаберже как достоверному источнику информации.



    Пасхальное яйцо "Курочка", созданное фирмой Фаберже для купчихи Варвары Петровны Базановой-Кельх

    Одной из особенностей создания пасхальных подарков фирмой Фаберже было то, что императорская семья не принимала участия в разработке внешнего вида яиц. Более того, до наступления праздничного дня сам император находился в неведении относительно того, что именно он будет дарить. Попытки хоть немного пролить свет на загадочные пасхальные сюрпризы заканчивались неизменным ответом Карла Фаберже: "Ваше Величество будет довольно". И каждый раз дарителей и одариваемых восхищали оригинальность замысла и совершенство ювелирной работы.

    Музей Фаберже — единственное собрание в мире, где хранятся два яйца одного года изготовления. В 1911 году праздновалась 15-я годовщина со дня коронации Николая II и Александры Федоровны, поэтому подаренное императрице яйцо так и называлось — "Пятнадцатилетие царствования". Яйцо уникально тем, что не имеет сюрприза внутри. Вся тонкая художественная работа находится на стенках яйца. Это миниатюрные акварельные изображения памятных событий правления Николая II, запечатленные художником-миниатюристом Василием Зуевым. На центральной миниатюре с изображением коронационного шествия размещено около ста человек! Здесь можно детально рассмотреть костюмы, узнать Александру Федоровну в белом наряде, стены Кремля, Успенский собор.



    Ковш из серебра фирмы Фаберже, подарок князя В.С. Оболенского офицерам лейб-гвардии Кавалергардского полка

    Второе яйцо, созданное мастерами Фаберже в том же, 1911 году, но уже для вдовствующей императрицы Марии Федоровны, пожалуй, самое необычное и запоминающееся по виду. "Лавровое дерево" с 325 листочками из любимого поделочного камня Карла Фаберже — саянского нефрита шпинатного оттенка — по форме не сильно напоминает яйцо. Если бы не сохранившиеся документы, то вряд ли сегодня его признали бы пасхальным сюрпризом. Разрабатывая идею яйца, Карл Фаберже проявил себя тонким психологом, хорошо знавшим вкусы той, кому оно предназначалось. Императрица очень любила птиц, поэтому сюрпризом стала механическая заводная пичужка с настоящими перышками, выезжавшая из яйца и умевшая петь.



    Пресс-папье "Тройка" из серебра на малахитовом основании фирмы Игнатия Сазикова. 1861 год

    Все 9 пасхальных императорских яиц, хранящихся в Музее Фаберже, это образцы высокого ювелирного искусства, у каждого из них своя запоминающаяся история.

    Помимо пасхальных подарков для царской семьи фирма Фаберже создавала миниатюрные подвески в форме яйца, которые могли себе позволить все желающие. Небольшая цена при высоком качестве изготовления, помноженные на известность фирмы, привлекали такое число покупателей, что на Страстной неделе перед фирменными магазинами выстраивались бесконечные очереди, а Карлу Фаберже приходилось нанимать дополнительных мастеров, чтобы справиться с заказами.



    Чайно-кофейный сервиз "в оригинальном русском стиле" фирмы Игнатия Сазикова. 1848 год

    ПАЛИТРА МУЗЕЯ ФАБЕРЖЕ

    Для многих людей, посещающих музей впервые, большой неожиданностью становится разнообразие его коллекции, включающей не только знаменитые яйца. В музейном собрании представлен практически весь спектр изделий, выпущенных фирмой Фаберже, а также произведения партнеров и конкурентов.

    В бывшей библиотеке Шуваловых, так называемом Рыцарском зале музея, демонстрируется коллекция полкового серебра. Здесь можно увидеть предметы, которые офицеры получали в подарок от членов императорской семьи, от покровителей полков. Самые ранние из представленных — террины (супницы), заказанные Екатериной II в подарок офицерам Пажеского корпуса. Фирмой Фаберже был изготовлен монументальный ковш для пунша объемом 15 литров и весом 10 килограммов в качестве подарка князя Владимира Оболенского своему полку по случаю его ухода в отставку.

    В Красной гостиной из серебряных предметов привлекает внимание созданный в русском стиле мастерами московского отделения фирмы Фаберже порткарандаш "Иван Калита" в виде древнерусского князя, обнимающего мешок для денег — "калиту". Нельзя пройти мимо и очень русской по духу скульптуры "Тройка" на пресс-папье из малахита, отлитой из серебра и искусно прочеканенной в мастерской одной из первых русских ювелирных фирм, Игнатия Сазикова. Мастерами этой прославленной фабрики, достойно представлявшей Россию на международной ювелирной арене, по случаю бракосочетания великого князя Константина Николаевича был создан чайно-кофейный сервиз с самоваром, представленный в музее. Он выполнен в "оригинальном русском стиле" по мотивам акварельных рисунков живописца русских древностей Федора Солнцева.

    Посетители музея надолго задерживаются в Золотой гостиной, где можно увидеть "обже де фантази", то есть фантазийные предметы — камнерезные фигурки животных, птиц, людей, созданные фирмой Фаберже. Сегодня эти миниатюрные безделицы ценятся не меньше знаменитых пасхальных яиц. В первую очередь серия камнерезных скульптур, так называемые "народные типы". Они кажутся раскрашенными, однако на самом деле созданы из искусно подобранных по цвету российских самоцветов. "Пляшущий мужик" из собрания музея когда-то принадлежал императору Николаю II, в свое время обладавшему самой большой коллекцией предметов этой серии.



    Икона "Святитель Николай Чудотворец" была поднесена императору Николаю II в 1894 году московскими старообрядцами

    Не менее высоко ценятся утонченные флоральные этюды Фаберже — драгоценные цветы в стаканчиках из горного хрусталя, столь искусно обработанного, что создается обманчивый эффект наполненности водой. В музее рассказывают, как "жюри Всемирной Парижской выставки 1900 года отмечало, что "эти вещи находятся на пределе совершенства, там, где ювелирное изделие превращается в настоящее произведение искусства".

    Подобные изделия создавались в единственном экземпляре для конкретных клиентов. Так же как и предметы драгоценной галантереи, покрытые эмалью-гильоше невероятных оттенков: портсигары, звонки для прислуги, часы, фоторамки, театральные бинокли и многое другое.

    Помимо самых разных изделий прославленной фирмы Музей Фаберже обладает внушительной коллекцией русских эмалей, созданных ведущими русскими ювелирными фирмами Павла Овчинникова, Ивана Хлебникова, братьев Грачевых, сотрудничавшего с Фаберже выдающегося мастера Федора Рюкерта. Ценнейшая коллекция русских икон в драгоценных окладах завершает уникальное музейное собрание.

    Спустя сто лет и специалистов, и простых любителей прекрасного притягивает "маэстрия" искусства Фаберже — оригинальность замысла и виртуозность воплощения каждого изделия. В Музее Фаберже, значимость коллекции которого имеет не только национальное, но и мировое значение, можно увидеть и оценить всю палитру творчества как знаменитой ювелирной фирмы, так и ее партнеров и конкурентов, а заодно порадоваться возвращению утраченных исторических ценностей на родину.

    Один из крупнейших мировых экспертов по творчеству Карла Фаберже, Валентин Скурлов, как-то заметил в интервью изданию OrloffRussianMagazine: "Где-то я прочитал такую фразу: "Русские всегда приходят за своим". Мысль понравилась. Так же и с Фаберже. Примером служит коллекция императорских пасхальных яиц бывшего собрания Форбса, составляющая сейчас основу Музея Фаберже в Петербурге... В то же время я не против, чтобы изделия Фаберже экспонировались в крупнейших европейских и американских музеях — лучшей пропаганды мощи России и русского ювелирного искусства не придумать".


    написать администратору сайта