Главная страница
Навигация по странице:

  • Этапы материализма

  • Формы : -субъективный

  • Формы методологии: Метафизический метод

  • Др. Китайская Философия. Даосизм.

  • Др. Индийское мировоззрение. Веды и упонишады.

  • Сенсуализм и рационализм. Чувственное познание (сенсуалисты)

  • Рациональное познание (рационалисты)

  • Философы Др. Греции: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

  • Атомизм Левкипп Демокрит Эпикур

  • Познание

  • Людина як центральний об”ект философии епохи Видродження.

  • Материализм и идеализм. Впервые этот вопрос возник у Декарта. Осн вопр фил что первично материя или сознание Появляются течения


    Скачать 475 Kb.
    НазваниеМатериализм и идеализм. Впервые этот вопрос возник у Декарта. Осн вопр фил что первично материя или сознание Появляются течения
    Дата07.08.2018
    Размер475 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаshpory_po_filosofii.doc
    ТипДокументы
    #49015
    страница1 из 7
      1   2   3   4   5   6   7

    3

    Материализм и идеализм. Впервые этот вопрос возник у Декарта. Осн. вопр фил. -что первично: материя или сознание? Появляются течения : - материализм : мир существует объективно, независимо от сознания ч. (ч-ва); объяснение мира из него самого ; материя первична. Гольбах, Дидро, Гельвеций: мир весь материален Фил - матер-ты: основа всего сущего природа (материя). Реальность - природа, мир, способность к разв., саморазв. Конечный продукт - ч., кот. имеет сознание и самосознание. Этапы материализма: 1.Созерцательный х-р, опирается на наблюдение, круговорот в-в в природе, недоказательность, поверхностность. 2.Механистический (16 в.). Природа - механистический конгламерат (винтики...). 3Диалектический. Естествоиспытатели (Фейербах, Маркс, Энгельс) - твердо верили во всесилие техники, предсказуемость мира, познаваемость. - идеализм : - развитие мира определяется духовным началом. Философы - идеалисты : (Гегель, Кант, Беркли) до природы что-то быть, основа бытия надприродна. Основа бытия - понятие абсолютного духа, мышления, идеи. Формы : -субъективный (Беркли, Кант, Юм) -объективный.( Гегель, Платон). Объек.- исходит из того, что духовное начало первично определяет все сущее. Миров. религия имеет объек. начало - дух. Ид-ты не утверждают что мир создан из ничего. Дух определяет сущее, привносит развитие. Об. ид-зм (сущ. реальный мир вне ч., но в основе его лежит разум) Суб. расспространен меньше (Дж. Беркли - 17 - 18в.). Он считает что познавательный процесс включает в себя три элемента: -мир вещественных субстанций; -мир ощущений; -рассудка. Для суб. ид.-ста мир вещественных субстанций очень сомнительный. "Если допустить, что вне духа существует мир вещественных субстанций, то как мы можем об этом знать? ". Существовать - это значит быть воспринимаемым.

    4

    Методология - система исходных принципов, руководствуясь которыми мы можем осмыслить своеобразие развивающейся деятельности и определять перспективу дальнейшего развития. Она стремится к познавательной деятельности, чтобы понять развивающуюся деятельность. Познание развивающегося мира - познание определенных категорий. Формы методологии: Метафизический метод - преобладает аналитический метод (метод разборки), предается забвению синтетический метод. Вещи рассматриваются отдельно друг от друга, вне их связи. Энгельс "Метафизика мыслит сплошными противоположностями или да, или нет". Развитие рассматривается только как механическое движение. Этот метод нельзя полностью отвергать. При решении задач требующих анализа отдельных частей в состоянии покоя он приемлем. Диалектический метод исходит из принципа всеобщей связи и развития. С использованием законов диалектики (кол-во в качество, отрицания отрицания, борьба противоположностей) (Гераклид: "В одну и туже воду нельзя войти два раза").

    41

    Др. Китайская Философия. Даосизм.

    Лао-дзы - древнекит. фил. (дзы - учитель). Современник Конфуция (лет на 20 старше). Предметом фил. есть понятие дао- 1)источник происхождения всего сущего; 2)мировой закoн. С помощью этого понятия можно дать универсальный ответ на вопрос о происхождении и существовании всего сущего. Иероглиф дао - дорога + голова идущего человека. Дао - дорога, по которой ходят люди. Благодаря дао рождаются и уходят в небытие предметы. Дао первично. Это источник всего, а не просто путь. Дао одновременно материально и нематериально, но в тоже время материально и духовно. Душа есть у всего сущего. Дао разделяется на вечное (связанное с небытием) и материальное (связ. с бытием). Дао - единство противоположностей -это и гармония и дисгармония. Дао - мировой закон, закон для правителей. Дао можно увидеть только умственным взором.

    Др. Индийское мировоззрение. Веды и упонишады.

    Давнеарийское мировозр. мифологично и многобожно. Ритуалы принесения жертв и соотв. культы были в центре рел. традиций ариев. Эти ритуалы во II-I в. до н.э. были оформлены в священные тексты - веды: ригведы (1028 гимнов), самаведа (1549 песнопений); Яджурведа (2000 гимнов); Атхарведа (731 заклинание). Веды- сборник древних мифов- священные книги. В ведах наблюдается акт творения мира, сопровождающийся жертвоприн. Далее веды обогатились научн. знан о др. странах, о небесных светилах, о войнах. Осущ. постепен. переход от многобожеской религии к одному богу. Но сначало выделяют 3 бога. Брахман - бог - творец. Вишна Бог -покровитель (от него Кришна царь воинов и покровитель пастухов) Шива - хозяин животного мира. На смену религии вед приходит Брахманизм. Брахманизм сложился как система рел - фил взглядов и культовой практики. Главный бог этого периода Брахма, рассм. в 2 аспектах : - как смертный, воплощенный в каждом ч; - бессмертный, в кот. может превратится ч. душа. Брахман - абсолютное дух. начало, из кот. возникает мир со всем, что в нем находится. Вместе с тем все, что есть в мире, разрушается, растворяясь в Б. Сам же он - вне времени и пр-ва, вне причинно - следственных отношений, свободен от качеств и действий, не постигаемый обычным сознанием. Только тот, кто это осознает может вырваться из цепи перерождений (основа брахманизма - учение о переселении духа (сансара) в соответствии с законом воздаяния (карма)). И душа, его вознесется, к брахме. В соотв. с такой концепцией в соц. сфере - касты. 1) Наиболее неразвитые души - шудры зернораб., коренное население; 2) Вайшья (желтый цвет) землевладельцы, рем-ки, торговцы. 3) Еще выше - кшатрии (красный цвет) - высшая военная знать, представители власти) 4) Самая высокая ступень среди людей - брахманы (белый цвет) В брахманизм входят 6 систем, одна из них система йога. Соблюдаются брачные законы -наследие каст. Упонишады- совокупность определенных религиозных, философских текстов 9-16в. до н.э. Природа и сущность мира док-ся более логично, последовательн, чем в ведах. Появл. эл-ты ест- научн. и соц. знания. Центр. образы - брахман и атман. Брахман выражает нечто, имеющее отнош. к объек. аспекту бытия, Атман - аспект душевного. Из Брахмана возникло пространство-> ветер-> огонь-> вода-> земля-> травы-> пища-> человек. Когда Брахман сотворил миры, он связал их в единство. В определенный момент времени эти миры прекратят свое существование. Брахма- нечто более универсальное,прародитель всего. Век Брахмы состоит из 3 дней и ночей. Рождение мира имеет цикличность. Гносеология упонишад- высшее и низшее знание. Низшее- грамматика, обряды, астрономия. Высшее- постигает вечное неприходящее, пребывающее в Атмане. Познание сущности- путь познания- от низшего к высшему. Кто познал высшее знание- обрел вечное блаженство. Мы видим покрывало, смутные образы. Если поднять покрывало- увидим истину, но для этого нужны усилия. Этика упонишад- определенные правила, нормы, посредством которых человек подготавливает себя к постижению этого высшего знания .

    52

    Сенсуализм и рационализм. Чувственное познание (сенсуалисты): 1. Ощущение - элементарное психическое явление, отражение свойств предметов объективного мира, в результате их непосредственного воздействия на органы чувств. 2. Восприятие- чувственный образ внешних структурных характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействие на органы чувств 3. Представление - чувственно­наглядный, обобщенный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов и явлений на органы чувств. Рациональное познание (рационалисты): 1.понятие - форма отражения мира на ступени познания, связанной с применением языка, форма обобщения предметов и явлений. 2. суждение - мысль выраженная в форме предложения, в которой нечто утверждается или отрицается об объектах , и являющееся объективно истинной или ложью. 3. Умозаключение - рассуждение, в ходе которого, одного или нескольких суждений (посылок У.) выводится новое суждение (следствие), логически вытекающее из посылок.

    43

    Философы Др. Греции: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

    Милет- город Др. Греции. "Семь мудрецов" Древней Греции Фалес Милетский, Питтак Митиленский, Биант из Приены, Салон из Афин, Клебул Линдийский, Мисой Кинейский, Килон. Первая фил. школа Эллады, а тем самым и Европы была Милетская школа, которая возникла однако в Малой Азии. Появл. тематика происхожден. живого и челов. Пытаются объяснить мир из него самого - процесс отживания религии - мифологич. объяснен. мира. Основателем ее считается Фалес (625-547): астроном, геометр, гос. деятель. "О началах", "О солнцестоянии", "О равнорденствии", "О морской астрономии". Фалес верил в мифических богов, но не считал их творцами природы. Ф. выделяет воду как проматерию, универсальное в-во. Но это не просто вода, а вода "разумная", божественная. Земля - плоский диск, погруженный в воду. Душа вещественна, активная (по отношению к телу), чувственная часть. Тело - водная сфера. Предсказал солнечное затмение, условно разделил астрономический год на 365 дней, говорил о пространстве и времени. Собирал знания и пыт. их упорядочить: геометр.: в равнобедр. треуг. углы при осн. равны; треуг., впис. в окружн., опир. на диаметр - прямоуг.; услов. подоб. треуг. Анаксимандр (610-540). Мыслитель, географ, естествоиспытатель. "О природе" - трактат, включающий разделы по космологии(вся вселенная), метерологии (о природных явлениях), космогония (ближайшие светила). Именно Анаксимандр расширил понятие начала всего сущего до понятия апейрон. Апейрон вечен, его никто не сотворил. Он вращается выявляет противоположные стороны (влажное - сухое, холодное - теплое). В центре движения апейрона складывается Земля. Далее она окружается водой, воздухом, огнем. Апейрон вечен, а все что он производит смертно. Смертность мат. бытия - эсхатология. Рассуждения о природе мирозданья - человек произошел от животных другого вида. Когда-то на земле было много влаги, грязи. Появились первые животные с чешуей и шипами. Потом эти существа вышли на сушу. Из этих жиавотных вышли др. животные -современные виды. Анаксимен(7-6 вв). Изуч. астрономич. явлен., кот. как и др. природн. явлен. пытался объясн. естеств. образом. Как и др. первоначалом мира счит. определ. вид материи.Апейрон св-во воздуха и он первоначален. Все произошло из воздуха через сгущение и движение. Разрежение (сгущение) воздуха вызывает нагревание (охлаждение). Земля неподвижна, все остальное движется вокруг Земли. Боги тоже из воздуха, они его продукт.

    45

    Атомизм Левкипп Демокрит Эпикур

    Учение Л. и Д. - вершина античного материализма атомистический материализм. Все из атомов, в том числе и душа. Атомы - неделимые, неизменные, бескачественные единицы материи. Атомы отличаются формой и величиной. Движение атомов: носятся в пустоте; образуют вихри по принципу подобное стремится к подобному; более крупные к центру, более мелкие на периферию. Некоторые атомы от столкновения воспламеняются. Атомы движутся в пустоте и характ. велич., формой, порядком и положением. Они являются причиной вещей, которые возникают и гибнут благодаря их соединению и разъединению. Демокрит (460-370). из Абдеры, ученик Л. Первоначалом всего были атомы (х-ся еще и велич. и тяжестью) - частицы материи (бытие), а кругом пустота (небытие). Мир наполнен многими мирами, но в центре Земля (геоцентризм). Жизнь возникла в рез-те перехода из неживого к живому на основе з-на природы (материализм). "После того как произошло разделение мрачного хаоса, после того как возник воздух, а под ним земля, грязеобразная и совсем мягкая, на ней вспучились пленки, имеющие вид гнойных нарывов или водяных пузырей. Днем их нагревало солнце, ночью их питала лунная влага. После того как они увеличились и лопнули, из них образовались люди и животные. Когда же Земля высохла и уже не могла больше рождать, животные стали появляться на свет путем рождения одних от других." Л.: цель жизни - наслаждение прекрасным. Душа - огненное соединение постигаемых разумом частиц. ЭПИКУР. (341-270днэ Эпоха эллинизма) Гл. задача ф. - создание этики, учения о поведении, приводящем к счастью. Но этика м.б. построена только при условии если будет определено место, кот. человек занимает в мире. Поэтому этика должна опир. на физику, а физике должно предшествовать разраб. теории познания. Материалистический сенсуализм. Все, что мы ощущ. истинно. Ошибки возникают от неправ. оценки того, что мы ощущ. На основе ощущ. возможны заклюения о предметах и их причинах. Восприятие - единств. критерий истинности, оно есть крит. и для заключений о таких вещах, кот. непосредственно нами не воспринимаются, лишь бы заключения эти не были в лог. противоречии с данными восприятиями. Э. принял основные положения А. Демокрита. Доказывал, что учение о причинной необходимости всех явл. природы не должно вести к выводам о невозможности для чел. свободы. В рамках необход. должен быть указан путь к свободе. У Д. движ. атомов в пуст. вызывается мех. необход. Э. полагает, что дв. обусловлено внутр. св-вом атомов - их тяжестью, кот. наряду с их формой, положением и порядком становится важным объект. определением атома. Кол. форм атомов ограничено, т.к атом не мож. обладать б. тяжестью. При движ. атомы могут самопроизвольно отклон. на небольшой угол и т.о переходить с прямол. путей движ. на криволинейные. Это явл. необход. условием свободы человека. Критерий счастья - удовольствие. Благо -то, что порождает удовольствие. Зло - то, что порожд. страдание. Разработке учения о пути к счастью должно предшествовать устранение всего, что стоит на этом пути: страха перед богами, смертью и загр. миром. Боги не способны вмешив. в наш мир, а душа смертна. Освоб. от страхов открыв путь к счастью. 3 типа удовольствия: 1. природные и необходимые для жизни; 2. прир., нодля жизни не необходимые; 3. не необх для жизни и не природные. Он стремится только к первым и воздерж. от остальных. Результат такого воздержания - полная невозмутимость, или безмятежность, кот. и есть счастье фил.

    44

    Аристотель.

    Аристотель (384-322) Был слушателем "Академии" Платона до смерти основателя в теч. 20 лет. Платон мне друг, но истина дороже. Критиковал платонизм: сущность вещей в самих вещах, а не в идеях. Стал учителем А.Македонского. Создатель самой обширной науч. системы из существ. в античности. Создал вместе со своими учениками новое научн. напр., систематизир. науку, определил предмет и методы отдельных наук."О философии", "Диалог о счастье", "О небе","Политика", "Экономика", "Поэтика", "Риторика", "Метафизика". О предмете фил.: если предметом физики явл. материальные сущности, то фил. имеет право на самостоятельное существование, если в ней есть эл-ты нематериальных причин, сверхчувств., неподвижные, вечные сущности. Это наиболее божественная наука в 2 смыслах: 1.Владеть ею пристало скорее богу, чем человеку. 2.Ее предметом являются божественные предметы. Поэтому А. называет свою фил. теологией, учением о боге. Дал определение понятиям сущего и сущности. Сейчас: Сущее- то, что существует, что можно наблюдать. Сущность- то, что нельзя ощутить, а только понять как внутр. связи (Солн. затм. - сущее, понимание его - сущность). Основа любого бытия - проматерия, перводвиг. всего - бог. Материя то, из чего вещь возникла. Вещь существует независимо от идеи, материя первична. Материя - сама по себе не обозначается ни как определенное по существу, ни как определенное по количеству, ни как обладающее каким-либо иным св-вом сущего. Такая материя включает и проматерию из провеществ (вода, воздух, земля, огонь). Познание: 1-чувств -овладение единичным 2-рацион-овлад. общим. Путь познания; ощущ.- предст.- опыт- искусство- наука Об об-ве и гос-ве: "политика". Человек - обществ. сущ-во. Рабовладение - естественное состояние организации общества. С рождением каждому определено быть или рабом или рабовладельцем. Общество свободных людей. 1. Очень богаты - противоественный способ приобретения богатства - плохо. 2.Средний класс 3. Крайне бедные. Формы гос-ва: хорошие (монархия, аристокр.), плохие (тирания, олигаргия, демокр.) Задача- предотвращение чрезмерного накопления богатства.

    49

    Людина як центральний об”ект философии епохи Видродження.

    Эпоха возраждения - культ. период развит. зап. и центр. Европы 14-16вв. "Возрождение"- связано с тем, что делается попытка возрадить идеалы античного мира. У гумманистов эпохи Возр. единств. объект изуч. -Человек, его бытие, через призму деятельного подхода. Рассматривается сфера изучения человека. Идет попытка уравнить бога и Человека. Одна из главных проблем - проблема осмысления души и тела: попытка сближения человека с богом. Встают на путь преодаления созерцательного характера познания. Рассуждение о месте человека в мире одним из первых представителей эпохи возрождения является Данте Алигьери - впервые в ярко выраженном виде выражает интерес к человеку. Человек детерминирован одновременно и богом и природой, сам ответственен за свое благо. Раннее Возр. предст. взглядами Петрарки, Плифона, Фечина. Петрарка счит. отцом гумманизма. Идеи любви, взаимного уважения, красоты, челов. достоинства. Зачатки диалект. и гумманист. идей:- использование богатейшего наследия античности- сильная гум. черта - право на счастье- интерес к переживанию собств. "я" (не как бож. провидения)- интерес к проблемам морали. Эстет., научное и моральное совершенствование чел-ка- гос-во должно быть основано на высокой морали- отвергают культ авторитета идея независ-ти собств. мышления. Плифона Мир материален, но материя - это есть и потенция и субстанция вещей. Бог в своих деяниях свободен лишь относительно. Бог немыслим вне мира и наоборот. Бог и мир сущ-ют только в связи др. с др. Чел-к божественен по своей природе, жаждет уподобиться Богу. Пример для подражания - закономерно развивающийся космос.

    46+47

    ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ.

    Возникло феод. общество (крепостное право). Знач. роль играло духовенство. Монастыри были и крепостями и центрами земледелия и очагами просвещения и культуры. Церковь стала хранительницей письменности и образованности в Европе. Раннее средневековье характер. становлением христ. догматики в услов. формирования евр. гоуд. в р-те падения Римской империи. В условиях жесткого диктата церкви и гос власти ф. была объявлена служанкой богословия, кот. должна была использовать свой рацион. аппара для подтверждения догматов христианства. Эта фил. получила название “схоластики”.(опиралась на форм. логику Аристотеля) Еще в 5 в.(христианство уже гос. религия в Греции и Риме) было сильно влияние фил. неоплатонизма, враждебного христианству. (Нехрист. ф. школы были закрыты по декрету имп. Юстиана в 529г.) При этом одни хр. идеологи склонялись к отрицанию, другие к использованию учений ф. идеалистов древности. Так возникла лит-ра
      1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта