Главная страница

Материализм и идеализм. Впервые этот вопрос возник у Декарта. Осн вопр фил что первично материя или сознание Появляются течения


Скачать 475 Kb.
НазваниеМатериализм и идеализм. Впервые этот вопрос возник у Декарта. Осн вопр фил что первично материя или сознание Появляются течения
Дата07.08.2018
Размер475 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаshpory_po_filosofii.doc
ТипДокументы
#49015
страница5 из 7
1   2   3   4   5   6   7

суспильна свидомисть ривни, структура, форми

1)Политическое - совокупность полит.доктрин, концепций, программ, взглядов и представлений. Возникает вместе с появлением классов, но оказывает сильнейшее влияние на др. формы общественного сознания, в т.ч. и на экономику. Особенность: она выражает коренные интересы различных больших соц.групп. 2)Право - совокупность норм и правил поведения людей, утвержденных гос-вом. 3)Мораль - совокупность норм поведения,не установленных гос-вом.(обеспечиваются традициями, общественным мнением, авторитетом всего общества) 4)Художественное - духовная деятельность людей в сфере культурной жизни,которая затрагивает какие-то струны души, волнует, вызывает раздумья, доставляет удовольствие или неудовлетворение.(книги, фильмы, картины, музыка и др.) 5)Религиозное - религиозные верования в духовной жизни общества. 6)Наука - научные представления.

16

диалектика, як философський метод и теория розвитку

ДИАЛЕКТИКА - учение о наиболее закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления. Слово "ДИАЛЕКТИКА" впервые применил Сократ, обозначивший им искусство вести умелый спор, диалог ( греч. dialegomai - беседую ). Противоборство мыслей, отбрасывание ложных путей, постепенное приближение к правильному знанию - это и есть диалектика. Она там, где столкновение противоположностей, борьба идей; перенесенная в последствии в объективный мир, она стала означать наличие в нем противоречий, их выявление и разрешение, борение, развитие, движение вперед. Познание внутреннего (сущностного) и внешнего (формального) противоречия отличает диалектику от метафизики." Диалектика есть изучение противоречия в самой сущностей предметов" "Диалектическое противоречие есть единство взаимоисключающих (взаимно друг друга обуславливающих), т.е. взаимодействующих противоположностей". "Единство тождества и различия -такова диалектическая форма противоречия". Постоянно развивающаяся борьба старого и нового, противоположного и противоречивого, возникающего и исчезающего приводит мир к новым структурам. Сама эта борьба объективно предполагает необходимость диалектики - научной теории развития, метода познания природы, общества и мышления. Всё, что происходит в мире, а именно: изменение, движение и развитие - подчиняется законам диалектики. Диалектика как наука составляет душу марксизма, представляет собой стройную систему экономических, социально-политических и философских взглядов и является бесценным творением человеческого разума. Чтобы понять диалектику, надо выяснить некоторые исходные положения. Диалектика как термин используется в смысле отражение всеобщих законов движения и развития объективной действительности. Диалектика как понятие употребляется в трёх значениях: 1) Под диалектикой понимается совокупность объективных диалектических закономерностей, процессов, действующих в мире независимо от сознания человека. Это диалектика природы, диалектика общества, диалектика мышления, взятая как объективная сторона мыслительного процесса. Это объективная реальность. 2) Субъективная диалектика, диалектическое мышление. Она представляет собой отражение объективной диалектики в сознании. 3) Философское учение о диалектике или теория диалектики. Выступает как отражение отражения. Называется учением о диалектике, теорией диалектики. Диалектика может быть материалистической и идеалистической. Диалектика как категория имеет ряд характеристик. Диалектика - наука о наиболее общих законах всякого движения. Ныне в науке аксиоматично и бесспорно положение о том, что наше субъективное мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам и поэтому в результатах противоречия м/у ними быть не может. Современное естествознание признает наследственность приобретённых свойств и этим расширяет субъект опыта, распространяя его с индивида на род. Диалектика как теория развития. Гегель установил, что истина представляется не в виде собранных готовых догматических положений, истина заключается в самом процессе познания, в длительном историческом развитии науки, поднимающейся с низших ступеней на всё более высокие, но никогда не достигающей такой точки, от которой найдя абстрактную истину, не должна созерцать сложа руки. Все общественные порядки, сменяющие друг друга в ходе истории, представляют собой лишь приходящие ступени бесконечного развития человека от низшей ступени к высшей. Каждая ступень необходима и имеет свое оправдание для того времени и для тех условий, которым она обязана своим происхождением. Для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного.

38

исторични змини предмета философии

Первый период развития науки характеризуется преимущественно личностно-мировозренческой ориентацией науки, основной целью которой в социальном плане была выработка общего представления о мире и месте в нем человека. В этот период происходит становление первых научных программ -атомистической, математической и континуалистской. Эти программы связаны с именами трех великих греческих мыслителей - Демокрита, Платона и Аристотеля.

Научная программа Левитана-Демокрита: атомизм основывается на попытках решить вопрос о возможности движения, исходя из того, что не только бытие, но и небытие существует. При этом Демокрит мыслил бытие как атомы, небытие как пустоту. Т.е. в любом теле существует как угодно большое, но все-таки конечное число атомов, а поэтому вроде бы должны существовать и объективный предел деления.

Характерные особенности научной программы атомистов заключаются в том, что

- во-первых, эта программа физическая, т.е. наука по мнению Демокрита, должна объяснить явления физического мира.

- во-вторых, само объяснение физического мира понимается, как указания на механические причины всех возможных изменений в природе т.е. все изменения в природе происходят, как следствие движения атомов, их соединения и разъединения, при чем чувственно -воспринимаемые качества предметов (теплота, холод, гладкость, шероховатость, цвет, запах) объясняются только формой, порядком и положением атомов:

- в третьих основной принцип (атомы и пустота) и объект, который должен быть объяснен с помощью этого принципа в научной программе атомистов: существенно отделимы: атомы- это то, что невозможно видеть, что невидимы они из-за своего небольшого размера, однако у Демокрита весьма детально было разработано учение, позволяющее принципиально отделить мир эмпирический (субъективного восприятия) и мир истинного существующих (объективного знания).

Четвертой специфической чертой атомизма является наглядность объяснимой модели. Не случайно атомисты ссылались на "движения пылинок в луче света" как наглядный образ движения атомов т.е. сами атомы, их движения, соединение и разделение не только мыслятся, но и представляются наглядно. Многие ученые не только древности, но и в новое время обращаются к этой особенности в поисках наглядной модели для объяснения физических явлений.

И пятой особенностью теории атомистов считается то, что их теоретическая модель непосредственно соотноситься с эмпирическими явлениями, которые она призвана объяснять. Т.е. между теоретическими и эмпирическими уровнями нет никаких посредствующих звеньев.

Характерной особенностью античного атомизма как "метода собрания целого из частей" является то. Что при этом целое не воспринимается как нечто действительно единое, имеющее свою специфику. Оно мыслиться как составное, а не как целое в собственном смысле слова.

Эвристическое значение научной программы атомизма заключается в том, что она была проведена с максимально возможной последовательностью, Демокрит не останавливался ни перед какими, даже самыми парадоксальными выводами, если только они вытекали из его атомистической теории.

Кроме того, по свидетельству Диогена Лаэрция, Демокрит написал ряд работ по математики "О касании круга и шара" "О несоизмеримых линиях и тела" "Геометрию". Ни одна из этих работ до нас не дошли, на суд по общим принципам учения Демокрита, он стремился построить такую математику, в которой не было бы бесконечности. Математика Демокрита основывалась на некоторой наглядной механической модели, которая могла быть плодотворной не столько для строю математической мысли, сколько для построения вспомогательных механических процедур (Архимед, однако строго разделял механические приемы и математические доказательства).

Учения атомистов было последней и наиболее теоретически развитой формой классической натурфилософией. Далее происходил поворот внимания с проблем "физики" - на проблемы теории познания, с природы - на человека. Деятельностью софистов Просвещения начинается новый этап в развитии научной мысли Греции. Две существенные особенности их деятельности заключается в стремлении сделать научные и философские достижения всеобщим достоянием и во-вторых - перевести философскую мысль от рассмотрения природы к рассмотрению самого сознания. Главной своей задачей софистика поставила научную риторическую подготовку к политической деятельностью т.е. фактически наблюдался двухсторонний процесс выделения особой области общественной деятельности, где индивид выступает как представитель всеобщего, а именно области политической жизни как таковой, и превращения сословий, имевших свои права и свой уклад в нечто частное и особенное. Критика софистов положила конец непосредственному знанию, она требовала рефлексии, проверки всякого утверждения. Среди софистов была очень сильна тенденция рассматривать субъект знания, редэлектирующее я, судящую инстанцию как отдельный, обособленный индивид, наделенный чувственной организацией и его определяемый. При таком понимании человеческого "Я" практические действия начинают руководствоваться произволом индивидуума, руководствующегося чувственными склонностями. Эта тенденция софистов вызвала оппозицию по отношению к ней. Однако, включение в поле зрение науки субъекта знания расширило горизонты науки, она впервые смогла взглянуть на самому себя, критическими оценками свои методы и свое содержание.

Следующим направлением первого этапа развития науки можно считать теоретическое обоснование математической программы в античной науке.

Платон определяет беспредельное, как все то, о чем можно сказать "больше" или "меньше". Именно из-за того, что более или менее является главным признаком беспредельного, Платон и называет "беспредельное" неопределенной двоицей: Определить что то, значит остановить это бесконечное колебание "более-менее", т.е. установить одно значение - предел. Предел, будучи соотнесенным с беспредельным, вносит в него некоторую меру, создает мерное отношение. Число - это единство предел и беспредельного, т.е. идеальное образования, возникшие в результате связи противоположностей. Важным моментом в обосновании числа является положение о логической неделимости единицы - поскольку сама единица мыслиться, как логическое начало, Платон впервые вводит понятие геометрического пространства, до него античная философия не определяла сознательного пространства от его наполнения.

В иерархии математических наук первой первый Платон считает арифметику, затем геометрию, стереометрию и этот ряд дополняется астрономией.

Платон считал, что природные элементы можно познать ровно настолько, сколько в них математики.

Континуалистская программа Аристотеля основывалась на его утверждении, что относительно вещей изменчивых и движущихся может быть создана отдельная наука, какой он считая физику. Программа Аристотеля в течении многих веков определяла направление научного пояса и характер научного мышления - при этом в эпоху элменизма, а особенно в средние века, она явно превуалировала над двумя другими программами, потому что Аристотель - был первым античным ученым, создавшим систематическую науку о природе - физику; он первый попытался научно определить центральное понятие физики - движение.

В наследство от античной средневековье получило три фундаментальные научные программы, и никаких радикально новых фундаментальных программ средневековая наука не создала, однако в это время было предложено целый ряд интерпретаций и уточнений как в области математики, так и в области физики, было создано целый ряд новых понятий и методов исследования, которые хотя и разрабатывались в рамках античных программ, тем не менее постепенно разрушали их изнутри, подготавливая тем самым почву для создания механики нового времени. Средневековье переосмыслило важнейшие принципы античной науки. Речь идет о тех изменениях, которые христианская идеология внесла в понимании объекта естественнонаучного знания - природы, с одной стороны и субъекта научного знания - человека, с другой. Эти изменения касались всего строя мышления и шли параллельно с теми социальными сдвигами, которые постепенно изменили характер общественных отношений и способствовали формированию новых социально-политической структуры - феодального общества. Величие и сила глав феодального государства церкви зависели не от случайностей своеобразия их личностей, а от того насколько энергично они представляли идеальное ядро своей системы и при этом отрицали самих себя:

Предводителями человечества были не индивиды, а сословия и корпорации. В эпоху возрождения индивид приобретает все большую самостоятельность, и чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя. В противоположность сознанию средневекового человека, который считая себя всецело обязанным традиции - даже в том случае, если он художник или ученый, индивид Эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги только самому себе. Эпоха Возрождения дала миру целый ряд выдающихся индивидуальностей, обладавший ярким темпераментом, всесторонней образованностью. Однако такие ученые как Гроссетет, Бэпол, поет Данте, были людьми не менее одаренными, чем Леонардо да Винчи или Леон Амберти. Но у них было совершенно другое самосознание: они не стремились всех превзойти, это не было их сознательной целью, как XV вв., когда отличие от остальных стало сознательно культивируемой чертой личности, а дарование и мастерство 0 средством удовлетворения честолюбия стремительно быть выдающимся мастером - художником, поэтом ученым - содействует общая атмосфера, окружающая одаренных людей буквально религиозным поклонением.

В эпохе Возрождения пересматривается такие понятия науки, как "материя", "движение", "становление". Они оказываются внутренне связанными с трактовкой бесконечности. Благодаря учению Николая Кузанского о бесконечности готовятся предпосылки для появления новой математики - математики бесконечно малых. Учение Кузанского находит свое продолжение в теории бесконечных миров Дж. Бруно, а также гелиоцентрической системы Коперника. Именно в эпоху Возрождения разрушаются предпосылки, на которых держались научные программы античности, и возникает настоятельная потребность в создании новых научных программ. Такие программы и формируются в ходе второго этапа развития науки ( с 17 века и до наших дней). Этот этап характеризуется преимущественно технологической, материально производственной ориентацией науки, когда она становится фактором производственного процесса. Это было вызвано зарождением буржуазного общества, ориентированное на расширенное воспроизводство материально-стоимостного богатства. Такое богатство рассматривало человека лишь в качестве средства увеличения этого богатства и, естественно, толкало науку в сторону практической, материально-производственной и технической ориентации.

Изменение основной целевой ориентации науки было стимулировано первой индустриальной революцией и возникновением машинного производства т.е. ставя между собой и природой не единичное орудие труда, а производственный процесс человек получает возможность совершать этот процесс в соответствии с познанными законами естественных наук. Сами машины есть не что иное, как техническое воплощение знаний.

Соединение науки с производством происходило путем превращения производства в научное производство, с одной стороны, а с другой стороны - науки в производственную науку. Наука уже сама выступает, как своеобразное производство

22

предмет социальнои философии

ермин «социология» был впервые вве­ден в научный оборот в середине прошлого века французским философом О. Контом, который образовал его из двух слов лат (общество) и греч слова (учение). В целом под социологией он понимал учение о человеческом обществе, или науку, изучающ\ю «статику» и «динамику», т.е. строение и раз­витие общества. Но в действительности не только Конт заложил основы со­циологии. Она возникает вместе с философией, будучи всегда неразрывно с ней взаимосвязанной. Догадки о развитии соци­альной жизни и ее законах имели еще философы рабовладель­ческого общества. Этому вопросу уделяли внимание ученые и в другие периоды истории. И все-таки в XIX веке социология по­лучила отправное и научное обоснование Именно в то время возникает социальная философия, как учение о системе социо­логических знаний, раскрывающих законы и закономерности социальной реальности. В этой связи всгает вопрос каково же соотношение соци­альной философии и социологии7 Что касается социологии^то ее структурными элементами являются общая социологическая теория, специальные социологические теории, конкретно-социологические исследования При ,»том каждая из названных областей имеют свое содержание и функциональную направлен­ность. В частности, общая социологическая теория дает пред­ставление об обществе как организме, включающем в себя сис­тему социальных механизмов, раскрывает место и роль основных социальных связей, формулирует принципы и мето­дологические подходы к социологическому анализу Специаль­ные социологические теории неразрывно связаны с общей со­циологической теорией, в то же время обладают определенной самостоятельностью Они представляют три вида специальных областей во первых, теории, изучающие законы развития и преобразования смежных сфер социальной действительности, во-вторых, специальные социологические теории, выражающие закономерности и механизмы жизнедеятельности социальных общностей в отдельных сферах общественной жизни; в-третьих, юории позволяющие анализировать отдельные элементы соци­ального механизма, осуществлять предметные социологические исследования Социальная философия, являясь наиболее общей теорией общества, рассматривает общественную жизнь как естественнои-сторический, закономерный процесс Содержание предмета со­циальной философии включает в себя - научное решение основного вопроса философии применительно к обществу; - исследование наиболее общих и специфических законов историческою развития общественной жизни; - изучение форм реализации законов исторического раз­вития в деятельности людей определенного общества с учетом его типа, страны, региона

разработку наиботее общих категорий, раскрывающих связи различных составляющих общества, цивилизации, формаций, стадий, экономических укладов и др. Социальная философия всесторонне реализуег себя в про­цессе исследования различных областей социальной жизни, она раскрывается как выражение определенного соотношения между теорией и объективной действительностью, указывая на то, что в социологическом аспекте данная взаимосвязь обнаруживается специфично Дело в том, что различные сферы общества нахо­дятся в посюянном преобразовании В то время как процессы их восприятия человеком, с одной стороны, видоизменяются, обычно они углубляются, реализуя поиск исследователем исти­ны. Но с другой, - общественная жизнь представлена в сознании человека в виде идеальной модели. Данный момет трудно усваивается студентом, аспирантом, ибо они подразумевают всегда конкретное общество, а теория предлагает им идеализированную модель. Эги два образования, т.е. реальное общество и его теоретическая модель, соотносятся сложно, так как и\ тождественность носит в какой-то степени условный характер Они совпадают главным образом по своей сущности, которая всегда абстрактна и требует глубокого фило­софского осмысления

23

материальне виробництво – основа життя суспильства

Основой общественного развития является материальное производство, поскольку именно в нем создаются материальные блага - предметы, которые удовлетворяют разнообразные потребности человека, прежде всего в еде, одежде, жилье и т.д. Чтобы жить, человеку необходимо обеспечить свою жизнь материально. Это является своеобразной предпосылкой истории, а иначе и быть не может, ведь человек - существо природное. Его организм (плоть) нуждается в поддержке (пище) и защите от влияния окружающей среды (одежда, дома и т.п.). Все это ежедневно и беспрерывно создается в процессе материального производства. Если бы человечество хотя бы на час приостановило процесс производства, это привело бы, если не к гибели, так к невозможности развития цивилизации. Именно поэтому К.Маркс назвал материальное производство лоном истории, а закон определяющей роли материального способа производства - законом развития человеческой истории. По К.Марксу, способ производства материальных благ это исторически определяющий общественный способ добывания материальных благ для жизнедеятельности людей, объединение производительных сил и производственных отношений в процессе производства, способ взаимодействия людей в этом процессе. Главными элементами способа производства являются: непосредственно производство, распределение, обмен, потребление. Каждая составляющая играет свою важную роль, обуславливая следующую. Для способа производства крайне важным является: кому принадлежат орудия, предметы и результаты труда, какие условия труда и отдыха обеспечивает социальная система.

Материальное производство это, прежде всего, деятельность, направленная на освоение окружающей природной среды. Оно включает в себя промышленность и сельское хозяйство. Ведущую роль в системе материального производства играли: 1) аграрное производство, которое доминировало в системе общественного производства на европейском континенте практически до начала 18 века; 2) промышленное производство, которое началось с момента, когда пар и машина произвели переворот в промышленности, и которое длилось до середины 20 века; 3) информационное производство - производство знаний, которое все более превращается в определяющую форму труда, подчиняет себе производство вещей и обуславливает главные направления общественного прогресса. М.пр. - основа, прридающая цельность, связь и непрерывность мир. истории. Знач. м.п. не только в том, что оно необх. условие сущ-я о-ва и ч-ка, но и в том, что весь строй жизнедеят-сти людей зависит от способа производств мат. благ в кажд. эпоху, обусл. соц., полит., духовн. процессы жизни. В пр-се матер. пр-ва участвуют люди, воздействуя на предмет, подлеж. обработке, с пом. орудий труда. Орудия труда стоят между ч-ком и предметом труда. Люди+орудия и ср-ва труда=производит. силы о-ва - 1я сторона способа пр-ва. 2я сторона - производств. отн-я (между людьми). Соединение производителя с орудиями труда зав. от того, кому они принадл. Отношения собственности явл. главной, определяющей стороной производит. отн-й. Отношения распределения, обмена и потребления - важными составляющими производств. отн-й. Хар-р пр.о зав. от объ. условий, кот. сложились в о-ве, скот. люди должны считаться и кот. определяют их сознание, возм-сти, границы и общее напр-е их деят-сти. Реш. роль играют уровень и хар-р развития пр.сил, кот. треб. соответствующей им формы пр.отн-й. Анализ мат. пр-ва позволяет объ. системность, целостность о-ва.

31

политична система суспильтва

Политичеся жизнь общества изучается целым рядом наук. Философия стремится к постижению сущности всех политических явлений и их взаимодействий. Философию политики интересуют причинно-следственные отношения политики и власти, их социальный смысл, воплощение политики в материальных и идеальных формах, проблема государства, гражданского общества, политического сознания, его соотношения с моралью, религией, искусством и т.д.Одна из важнейших и наиболее древних проблем философии политики — проблема власти. Соотношение категорий «власть» и «политика» носит диалектический характер. С одной стороны, власть выступает как средство осуществления политики, с другой. — является ее первоосновой. Власть — это установление отношений господства и подчинения, то есть отношения зависимости между людьми.Особенности власти. 1) наличие субъекта и объекта власти; 2) она обладает всеобщностью в том смысле, что используется во всех видах деятельности отдельных лиц, групп и социальных институтов. Социальными источниками власти являются авторитет, традиции либо насилие. Политическая жизнь общества складывается из политической деятельности различных социальных сил. При этом каждая из них пытается реализовать свою политику. Политика — это регулирование и управление различными сферами общественной жизни на основе установления отношений господства и подчинения, реализуемых при помощи государства. Ее сущность составляет политическая власть. Политическая власть стабильна только тогда, когда она легитимна (законна). Качественные особенности политики: универсальность, всеохватывающий характер, способность воздействовать на любые стороны жизни общества. Политика реализуется через политические отношения, институты и идеологию. Политическая жизнь общества тесно связана с экономической. С точки зрения марксизма, уровень развития материального производства, характер разделения труда, отношения собственности оказывают существенное влияние на материальные интересы людей и обусловливают содержание политических теорий и программ. В свою очередь, господствующая политическая идеология может стать предпосылкой появления новой экономической реальности. Вместе с тем, взаимообусловленность политики и экономики не следует переоценивать, поскольку они развиваются по своим собственным законам. Воздействие на политическую жизнь общества оказывает его духовная культура, совокупность духовных ценностей, идей, обычаев, традиций и норм поведения людей. Пути влияния духовной культуры на политическую жизнь: • социализация и формирование отдельных индивидов; • создание и введение систем ценностей; • эталоны действий, поведения и поступков; • создание моделей институтов и социальных систем. Весьма актуальной является проблема взаимосвязи политики и морали. Вопрос о роли насилия в истории и его нравственно оправданных границах остается в центре внимания философии на протяжении всей ее истории. М. Вебер считает, что политик, исповедующий этику убеждения, фанатично предан какой-то идее и не всегда разборчив в средствах ее реализации. Напротив, политик, приверженный этике ответственности, разборчив в выборе политических средств осуществления своих идей, испытывает глубокое чувство ответственности за последствия своих поступков.Важной стороной политической жизни общества является функционирование его политических институтов. Они входят в политическую систему общества. Ее элементами являются государство, политические партии и иные общественные организации, деятельность которых носит политический характер.

2

предмет ифункции философии

Предмет философии исторически изменялся, его процесс формирования происходил в тесной связи с развитием общества, всех сторон материальной и духовной жизни, самой науки, включая систему философских знаний. В результате процесса дифференциации научного знания, образования новых и новых наук, наряду с ограничением круга проблем, которыми занималась философия, происходило углубление и обогащение собственно философских представлений, возникали различные философские теории и всевозможные течения. Важно понять, что в результате образования новых наук, а это движение можно признать бесконечным, совершенно не происходит их полное отделение от философии. Здесь обнаруживаются два взаимосвязанных процесса. Во-первых, в ходе предметного самоопределения философии возникают и развиваются такие философские учения, как: - онтология - учение о сущности (или о первоначалах всего существующего), - гносеология - теория познания, - логика - наука о формах правильного, последовательного, доказательного мышления, - философия истории, - этика, - эстетика. Во-вторых, размежевание между философией и частными науками в целом носит очень сложный характер. Дело в том, что частные науки ограничивались преимущественно эмпирическими исследованиями. В то время как философия продолжала заниматься общетеоретическими вопросами. Возникшее противоречие создало необходимость зарождения и развития учения, получившего название - философия науки, исследующего структуру научного знания, средства и методы научного познания, способы обоснования и развития знания.' В литературе установился термин "предмет философии'. В частности, в "Философском энциклопедическом словаре" отмечается, что "каждая наука исследует специфически определенную систему закономерностей, но ни одна частная наука не изучает закономерности, общие для явлений природы, развития общества и человеческого познания. Эти закономерности и являются предметом философии". Закономерности, исследуемые философией, проявляют себя в различных материальных и духовных образованиях реального мира, включая и науку. ФИЛОСОФИЯ ( от греч. phileo - люблю и sophia - мудрость ) - наука о всеобщих закономерностях, которым подчинены как бытие ( т. е. природа и общество ), так и мышление человека, процесс познания. Философия - некоторая форма теоретической деятельности, которая охватывает все сферы теоретической деятельности, но в определенном ракурсе. Hатуpфилософия. Эпистемология - философия научного знания (мнения могут быть разными, но знание одно). Вопрос о человеке - антропологические вопросы. Оценка происходящих событий - ценностные установки. Пpактикология - деятельность человека в этом окружающем мире. Функции философии: миpовоззpенчесая, методологическая. Мироощущение (оптимист, пессимист), мировосприятие (альтруист, эгоист), отношение к миру (догматик, диалектик). Мировоззрение - человек сознательно занимает определенную позицию своего отношения к вещи. Миpовоззpенческая функция характеризуется тем, что философия должна объяснять, систематизировать, рационализировать. Критическая роль минимизирует риск ошибок (выбор одного из многих путей).

17

принципи, закони та категории диалектикиматериалистичнои. Загальна характерист

Постоянно развивающаяся борьба старого и нового,противоположного и противоречивого,возникающего и исчезающего приводит мир к новым структурам. Сама эта борьба объективно предпологает необходимость диалектики-научной теории развития,метода познания природы,общества и мышления. Всё,что происходит в мире,а именно:изменение,движение и развитие-подчиняется законам диалектики.Диалектика как наука составляет душу марксизма,представляет собой стройную систему экономических,социально-политических и философских взглядов и является бесценным творением человеческого разума. Чтобы понять диалектику,надо выяснить некоторые исходные положения.Диалектика как термин используется в смысле отражение всеобщих законов движения и развития объективной действительности. Диалектика как понятие употребляется в трёх значениях: 1)Под дилектикой понимается совокупность объективных диалектических закономерностей, процессов,действующих в мире независимо от сознания человека.Это диалектика природы, диалектика общества,диалектика мышления,взятая как объективная сторона мыслительного процесса.Это объективная реальность. 2)Субъективная диалектика,диалектическое мышление.Она представляет собой отражение объективной диалектики в сознании. 3)Философское учение о диалектике или теория диалектики.Выступает как отражение отражения.Называется учением о диалектике,теорией диалектики. Диалектика может быть материалистической и идеалистической. Мы рассматриваем материалистическую диалектику. Материалистическая диалектика представляется в виде целостной системы,в которой каждый закон,каждая категория занимают строго определённое место и находятся во взаимосвязи с другими законами и категориями. Знание такой системы позволяет наиболее полно раскрыть содержание всеобщих свойств и связей действительности ,всеобщих форм бытия, диалектических закономерностей движения и развития. Диалектика как категория имеет ряд характеристик. Диалектика-наука о наиболее общих законах всякого движения. Ныне в науке аксиоматично и бесспорно положение о том,что наше субъективное мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам и поэтому в результатах противоречия м/у ними быть не может. Современное естествознание признает наследственность приобретённых свойств и этим расширяет субъект опыта,распространяя его с индивида на род. Диалектика как теория развития. Гегель установил,что истина представляется не в виде собранных готовых догматических положений,истина заключается в самом процессе познания,в длительном историческом развитии науки, поднимающейся с низших ступеней на всё более высокие, но никогда не достигающей такой точки, от которой найдя абстрактную истину, не должна созерцать сложа руки. Все общественные порядки, сменяющие друг друга в ходе истории, представляют собой лишь приходящие ступени бесконечного развития человека от низшей ступени к высшей. Каждая ступень необходима и имеет свое оправдание для того времени и для тех условий, которым она обязана своим происхождением. Для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного. Диалектика как учение о единстве противоположностей. "Диалектика-есть учение о том,как могут быть и бывают тождественными противоположности,-при каких условиях они бывают тождественны,превращаясь друг в друга-почему ум человека не должен брать эти противоположности,-за мёртвое-застывшие,а за живое-условные, подвижные,превращающиеся одна в другую." Диалектика как метод познания. По этому поводу К.Маркс писал:"Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный объект, есть демиург действительного которое состовляет лишь его внешнее появление. У меня же наоборот идеальное есть нечто иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней. Гегелевская диалектика является основной формой всякой диалектики, но лишь, после освобождения её от её мистической формы, а это-то как раз и отличает от неё мой метод." Общим между категориями и законами является то,что и те,и другие отражают всеобщие законы бытия,всеобщие стороны и связи. Взаимопроникновение противоположностей, взаимопереход количества и качества, повторение пройденного на новой основе, отражаемые в основных законах диалектики, так же универсальны, как отношение, причина и следствие, необходимое и случайное, форма и содержание, выражаемые в соответствующих категориях. Различие категорий и законов. Различий категорий и законов возникайт на основе предмета отражения. 1.а) Категория отражают общие связи,отношения,свойства и стороны объективной действительности; б) Законы отражают только всеобщие связи и отношения объективной действительности,но не отражают свойства и стороны. 2. Категории и законы различаются по форме отражения. а) Категории являются особым видом внимания; б) Законы диалектики,как и другие,представляют собой особый вид суждений. Рассмотрим три закона диалектики:--- Закон единства и борьба противоположностей,--- закон взаимного перехода количественных и качественных изменений,--- закон отрицания отрицания. В материалистической диалектике отрицание рассматривается как необхдимый момент развития,условие качественного изменения вещей. Отрицание означает превращение одного предмета в другой при одновременным переходе первого на положение подчиненного и преобразованого элемента в составе второго,что называется снятием. Диалектическое отрицание включает в себя триединный процесс: 1) деструкции (разрушения, преодоления, изживания), прежнего; 2) кумуляции (накопление, суммирование)-(частичного сохранения, препятственности, трансляции); 3) конструкции (формирования, создания нового).

19

закон взаемного переходу килькистних и якисних змин

Закон количественных и качественных изменений имеет категории: 1. Качество - это совокупность свойств,указываемых на то, что представляет собой вещь, чем она является. 2. Количество-это совокупность свойств, характеризующих величену вещи, ее размеры. 1. Качество - такая определенность предмета (явления, процесса), которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к класу однотипных с ним предметов. 3. Количество - характеристика по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах. Каждая отдельная вещь обладает бессчисленным количеством свойств, единство которых означает ее качество. Мера - диалектическое единство качества и количества или такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета. Скачок - переход количественных изменений в качественные или переход из одного количественного состояния в другое в результате превращения меры.

18

закон взаемного проникнення протилежностей

Диалектика как учение о единстве противоположностей. "Диалектика – есть учение о том, как могут быть и бывают тождественными противоположности, - при каких условиях они бывают тождественны, превращаясь друг в друга - почему ум человека не должен брать эти противоположности, - за мёртвое - застывшие, а за живое - условные, подвижные, превращающиеся одна в другую." Общим между категориями и законами является то, что и те, и другие отражают всеобщие законы бытия, всеобщие стороны и связи. Взаимопроникновение противоположностей, взаимопереход количества и качества, повторение пройденного на новой основе, отражаемые в основных законах диалектики, так же универсальны, как отношение, причина и следствие, необходимое и случайное, форма и содержание, выражаемые в соответствующих категориях. Испокон веков внимание разума привлекали как противоречивость характеризуют диалектическую суть взаимодействия элементов бытия, мировоззрения и методологии познанания и действия. Противоречивость бытия познается лучше тогда ,когда мы знаем что такое противоречие. Противоречие представляет собой определенный тип взаимодействия различных и противоположных сторон , свойств, тенденций в составе той или иной системы или между системами , процесс столкновения противоположных стремлений и сил. Абсолютно тождественных вещей не бывает: они различны внутри себя и между собой. Диалектическими противоположностями называются одновременно взаимоисключающие и взаимопредпологающие друг друга стороны, тенденции того или иного целостного, изменяющегося предмета (явления, процесса). Формула "Единства и борьбы" противоположностей выражает напряженное взаимодействие "полярных" свойств, изложений движения, развития. "Растение, животное, каждая клетка в каждое мгновение в своей жизни тождественны с собой и тем не менее отличаются от самих себя благодаря усвоению и выделению веществ, благодаря знанию, образованию и отмиранию клеток, благодаря происходящему процессу циркуляции - словом, благодаря сумме непрерывных молекулярных изменений которые составляют жизнь и общие итоги которых выступают воочию в виде жизненных фаз: эмбриональная жизнь, юность, половая зрелость, процесс размножения, старость, смерть" Используя закон единства и борьбы противоположностей всеобщего вообще и любой объект в частности можно расценивать их как соединение двух гипотетических начал мужского и женского. Мужчина и женщина отнюдь не демонстрируют наличие сугубых противоположностей, напротив, человек с любой точки зрения - анатомической, психологической, философской - есть подвижный результат двух начал. Вспомните миф о Меркурии – две Земли переплетаются в не поддающихся узорах, и только тогда, когда Аполлон бросает золотой жезл, они образуют вокруг него гармоническую фигуру. Любая ориентация, стремление определяет мужское в мужчине, женское в женщине. Движение слева направо, вверх ,от центра к периферии - мужское. Справа влево, вниз, от периферии - женское. Отсюда минимум два вывода: 1) любое "слева" уже подразумевает "направо"; 2) любое "вверх" имеет смысл, если известен "низ". Все направления легитимны тогда, когда имеется центр. Противоречие - выражает внутренний источник всякого развития, движения. Противоположности характеризуются как взаимообусловленные и взаимодействующие стороны диалектического противоречия. Противоположности, по словам Гегеля, "имеют против себя" не просто иное, а "cвое иное". Диалектика противоречия отражает двойственное отношение внутри целого: 1.Единство противоположностей. 2.Их борьбу.

20

закон заперечення заперечень.

В материалистической диалектике отрицание рассматривается как необходимый момент развития, условие качественного изменения вещей. Отрицание означает превращение одного предмета в другой при одновременным переходе первого на положение подчиненного и преобразованного элемента в составе второго, что называется снятием. Диалектическое отрицание включает в себя триединый процесс: 1) деструкции (разрушения, преодоления, изживания), прежнего; 2) кумуляции (накопление, суммирование) - (частичного сохранения, препятственности, трансляции); 3) конструкции (формирования, создания нового). Отрицание отрицания предполагает цикличность, относительную повторяемость поступаемость. Примеры диалектического отрицания в истории России: 1.Переход от языческой веры к православной - Крещение Руси - это поворот к Западу отрицанием Востока. 2. Татаро-монгольское иго-переход от феодального Запада к азиатскому Востоку. 3. Петровские реформы - ориентировка России с Востока на Запад. 4. Революция 1917 года - вектор времени снова направляется с Запада на Восток. 5. Идет перестройка - признаки идеализации Запада. Неужели опять, уже третий раз ориентировка на Запад?

36

людина, клас, нация. Характер их взаемодии.

Человек - субъект исторического процесса, биосоциальное существо, в нем есть биологические задатки, он живет в обществе. Человек - представляет собой совокупность общественных отношений. Личность - только социальный феномен. Злодей тоже личность. Индивид - отдельный человек, опред-я мера индивидуальность - неповторимость. Люди объединяются в определенные коллективы, группы интересы переплетаются между собой. Группы: малые (семья), средние (племя), большие (класс). Своеобразная социальная структура сложилась и складывается в развивающихся государствах, на что особое воздействие оказывает многоукладность общества. Нечто подобное наблюдается и в странах бывшего Советского Союза, социалистического содружества. Однако полной аналогии между ними проводить нельзя, они характеризуются большой спецификой и о каждой из них должен идти особый разговор. Как уже было отмечено, исторически важное место в социальной структуре занимали классы, а также имели и имеют большое значение социальные группы, слои, прослойки. Все социальные образования обладают определенными признаками. Что касается классов, то к их числу, с точки зрения наиболее распространенных философских концепций, можно отнести такие: это относительно большие группы людей, они занимают определенное место в исторически сложившейся системе общественного производства, могут характеризоваться своим отношением к средствам производства, ролью в общественной организации труда, обладают единым сознанием по основным общественным вопросам. Важными факторами их социальной общности являются способ получения и размер, той доли общественного богатства, которым они располагают. В современной философии науки отмечается также, что особым признаком классов, социальных групп признается осознание ими своего общественного положения. Глубина и направленность такого сознания, социального чувства могут быть самыми различными, их социально-психологическое содержание находится в постоянном движении, преобразовании и становлении. Существует и такое понятие как основные и неосновные классы. К числу основных классов относят социальные группы, которые порождаются господствующим способом материального и духовного производства. Разумеется, данный признак нельзя абсолютизировать. Он чаще используется в историческом плане. На его основе признанно считать, что в рабовладельческом обществе основными классами были рабы и рабовладельцы, в феодальном - крепостные крестьяне и феодалы, в капиталистическом - пролетариат и буржуазия. Неосновные классы - это социальные группы, существование которых связано с сохранением остатков прежнего или появлением зачатков нового способа производства. Например, в период раннего феодализма к числу таких классов относят рабовладельцев и рабов, а на его поздней стадии - буржуазию и пролетариат. С развитием материального и духовного производства, науки и техники, культуры изменяется положение и численность классов, социальных групп. Например, в середине XIX в. буржуазия была довольно многочисленным классом. В Англии она составляла примерно 8 % самодеятельного населения. Люди наемного труда не превышали тогда половины занятого населения капиталистического общества. При этом классы не представляли собой некоего единого социального организма. В частности, внутри буржуазии происходило постоянное расслоение. В ее структуре имелась мелкая буржуазия, средняя, крупная, монополистическая, компрадорская, которая выступала в роли посредника империалистических монополий и содействовала усовершенствованию неоколониализма. Монополистическая буржуазия стремилась сохранить за собой руководство крупным производством. Пролетариат возникает с рождением капитализма как класс наемных рабочих, которые, будучи лишены своих собственных средств производства, работали на капиталистических предприятиях. Их численность, организованность и активность постоянно возрастала. Если в середине XIX в. в Англии, Франции, Германии и США насчитывалось 9-10 миллионов пролетариата, к началу XX в. - примерно 30 миллионов, то во второй половине XX столетия во всем мире его численность составила более 600 миллионов, в том числе в развивающихся государствах - 170 миллионов. Крестьянство - класс, занятый производством сельскохозяйственной продукции на основе частной или кооперативной собственности на средства производства. В условиях капитализма крестьянство распадается на три группы: беднейшее крестьянство, крестьян-середняков, крестьянскую буржуазию. Сельская беднота имеет небольшие земельные наделы, поэтому работает и в других крестьянских хозяйствах. Среднее крестьянство, как правило, живет за счет доходов от своего земельного надела. В силу исторически сложившегося социального положения среднее крестьянство занимало (да и сейчас занимает) промежуточное место между буржуазией и пролетариатом. Помимо понятий классы и социальные группы имеются также социальные, слои. Дело в том, что классы не представляют собой однородной массы, в их составе имеются определенные группы, которые и называются социальными слоями. В частности, неоднороден рабочий класс, разделяющийся на три большие группы: - промышленный рабочий класс, - сельскохозяйственный рабочий класс - торговый рабочий класс. В индустриально развитых странах значительно увеличивается число занятых людей в сферах обслуживания и информатики. Как правило, в состав социальных слоев включают также служащих и интеллигенцию. В количественном отношении отмеченные слои очень быстро растут, особенно во второй половине XX века. Интеллигенция увеличивается преимущественно за счет роста, прежде всего инженерно-технического персонала, научных работников. Во многих странах основная часть интеллигенции работает по найму. По своему положению она очень близка к высококвалифицированным работникам. Но в ее составе есть такие члены, которые работают в государственном аппарате, занимают должность управляющих различных компаний, являются крупными юристами и т.д. Группа интеллигенции, занятая "традиционными профессиями" (врачи, адвокаты, деятели искусства и т.д.), остается по своему положению ближе к средним слоям общества. Растет число интеллигенции и в странах, освободившихся от колониального состояния. По темпам роста студентов высших учебных заведений Африканский континент опережает другие регионы мира. Но это пока говорит не о степени распространенности вузовского обучения, а преимущественно о низком исходном уровне данных показателей. Надо заметить, что в этих странах самый низкий процент женщин, обучающихся в вузах. В связи с тем, что со второй половины XX века в индустриально развитых странах положение занятых людей на предприятиях и других слоев населения заметно изменилось, социальная философия делает вывод, что есть все основания полагать о возникновении "среднего класса", который составляет в указанных государствах порядка 65 процентов. Его структуру можно представить следующим образом: 1) традиционные слои: большинство занятых в сфере мелкого и среднего бизнеса; 2) новые слои: - инженерно-технические работники; - управленческий, административный аппарат; - высококвалифицированные рабочие; - интеллигенция, служащие; - лица свободной профессии; - работники сферы обслуживания и др. Социальная философия и политология разработали основные критерии среднего класса, к числу которых относят такие: - высокий (сравнительно) уровень образования; - способность к высококвалифицированному труду; - высокий уровень дохода; - стандарт потребления, отвечающий требованиям современных развитых стран; - владение собственностью (материальной, духовной). Наличие среднего класса не преобразует полностью социальную структуру, свойственную современному обществу, но она в значительной мере видоизменяется. И, прежде всего это обусловлено тем, что меняется содержание труда. Ранее воспевался рабочий человек с его физической силой, которая в эпоху массового подъема производства оценивалась как создатель "общественного богатства". Теперь в эпоху высоких технологий к высокому уровню умственного труда относят работу по сбору и передачи информации. Сюда включают экономический анализ, программирование и даже научные исследования. В то же время ручной труд постепенно исчезает. В этой связи "пролетариат" как работник физического труда, оказывается в меньшинстве, он неуклонно вытесняется когнитариатом. Вернее пролетариат, "овладевая знаниями, становится когнитариатом". Философия, политология в социальную структуру общества включают также этнические общности. В процессе развития истории люди объединяются в устойчивые коллективы, получившие название исторических общностей людей.

42

проблема людини як наскризна тема свитовои философии

Проблема личности в соц философии описывается категориями «индивид», «личность», «индивидуальность». По поводу их соотношения существуют разные точки зрения, ведутся дискуссии. Индивид конкретный человек, своеобразный соц атом, совокупность которых составляет группу, коллектив, общество в целом. Некоторые ученные с этим понятием связывают природное (биологическое) в человеке, согласно их мнению в индивиде концентрируются прежде всего биологические св-ва, а соц-ые описываются понятием личности. Однако такой подход разрывает природу человека на две составляющие и абсолютизирует их относительно самостоятельное существование, тем временем как они сосуществуют в органическом единстве на уровне как человечества так и конкретного человека. Индивид это означает отдельность существования человеческого. Он соединяет в себе природное биологическое, психологическое и социальное, т.е. отражает в одной личности, все человеческие качества. Как соц атом индивид появился в неслучайно и не сразу. Долгое время на протяжении почти всего родоплеменного устройства) существовала своеобразная целостность об-ва, слияние единого с целым. Никто не мыслил и не чувствовал себя отдельным. Общее ус-во жизни, пр-во потребление, быт, традиции покоряли каждого члена общества родовой целостности. Разделение труда и обмен внесли туда первые эл-ты неравенства, частная собственность до конца разбила целостность об-ва. На руинах родоплеменного строя вместе с возникновением классов формировалось и осознание отдельным человеком своего отличия от других, прежде всего как субъекта (или объекта) частной собственности. Индивид почувствовал себя отдельным (и был в состоянии обеспечить свое существование) как собственник, владелец собственного имущества, орудий труда, субъект семьи и более широких общностей. Каждый индивид существует отдельно и вместе с тем с другими, со своей собственной жизнью и общественными потребностями, интересами, целями, делами. Его единство с обществом колеблется в широком диапазоне: от полного слияния (напр буржуа 18в полностью отождествлял себя со всеми проявлениями граж-го об-ва) к абсолютному отчуждению (пролетарии этого же периода чувствовали себя обездоленными, изгоями). В .том единстве индивид с одной стороны, развивал и укреплял свою особенность - эта составляющая целостной природы индивида как отдельн человека обоз-ся понятием индивидуальность, с другой стороны - вбирая и олицетворяя в себе все проявления чел-го, все хар-ые признаки присущие человеку как представителю рода чел-го. Эта сторона дела также нашла свое понятийное отражение в категории личность. В спорном общем единстве индивид вместе с тем выступает как индив-ть, и как личность. Цивилизованное об-во заинтересовано в развитии в индивиде итого и другого в их гармоничном единении; антагонистическое об-во наоборот обуславливает разв-е в человеке лишь определенного набора качеств. Унижает как индив-сть так и личность. Но свободолюбивая натура делает отпор такому унижению.

32

держава, её походження, исторични типи, ознаки та функции

Бытие человека в общ-ве предполагает существование власти. В животном мире существует власть лидера, им является наиболее сильное животное. Дети нуждаются в охране, след-но существует власть родителей. Она разумна, естественна, построена на авторитете родителей. Это сохранятся в общественных отношениях. Общ-во не может быть без власти. Обществення власть базируется на опыте, знании специалистов. Люди передают им власть. Т.О. выделяется особая группа, занятая управлением. Она требует предоставлетия соответствующих прав, которые и получает. В следствии этого она начинает выполнять свои функции не считаясь со справедливостью, традициями. Войны, разделение труда и товарные отношения причина возникновения государства.Гос. власть - особая власть. 1.Она предполагает наличия особой профессиональной группы,которая всю жизнь управляет общественными делами. 2. Это особые вооруженные отряды, выражающие гос. власть. Правовые нормы имеют особенности: провозглашаются от имени всего общеста и формально они направлены на поддержание усилий общественного производства и жизни. Об-во не может жить без госуд.органов. Они берут на себя выполнение многих функций: образование, здравоохранение, развитие современных отраслей производства, защита граждан. Гос-во - это правовая общественная власть, опирающаяся на материальную силу своего административн., судебного и военного аппарата. Это организация полит. власти, экономики. Издает положения, направленные на регулирование администрат., имуществ., финансовых и др. отношений между гражданами и учреждениями. Располагая крупными финансовыми и др. возможностями, гос-во берет на себя инициативу по созданию новых отраслей производства, по решению рупных народохозяйственных задач.. Правовое гос-во, если и не обеспечивает интересы всех слоев населения, то во всяком случае дает максимальную возможность в этом отношении. В отличие от нравственных норм в правосознании понятия должного и справедливого мыслятся как возведенные на уровень гос. закона, нарушение которого сопровождается правовыми санкциями. Особенность правовых норм состоит в том, что если нормы правосознания формулируются и проводятся в жизнь государствм, то нравственые нормы складываются и функционируют в непосредственной практике поведения. Они закрепляются общественным признанием их ценности с т.зр. всеобщего блага для того или иного коллектива,не имея при этом юридически закрепленной силы.

40

древня (ориенталиська та антична) философия як колиска всих наступних типив фи

Основной вопрос о первооснове мира. Основу мира они видят в определенном материальном принципе - архе. Hатуpфилософия. Фалес (и его ученики Анаксимандp, Анаксимен). Фалес создал геоцентрическую систему мироздания. «Небесная сфера» делится на пять полос: арктическую, летнюю тропическую, равноденствия, зимнюю тропическую и антарктическую. Основой всего сущего Фалес считал воду. Он понимал ее как аморфное, текучее сосредоточение материи. Все остальное возникает путем «сгущения» или «разрежения» этой первоматерии. Анаксимандp. Земля не должна ни на чем покоится. Существует абсолютное аpхе - апейpон (типа дао, атман) - нечто беспpедельное, первичное, из которого все происходит и в который все возвращается. Апейpон - что-то вроде пеpвоматеpии (вакуум). Конкpетные вещи это что-то вторичное. Апейpон выполняет моpально-этическую функцию. Анаксимандp создал первую карту Земли. Живое произошло из неживого. Анаксимен. Аpхе всех вещей - неограниченный, бесконечный, имеющий неопределенную форму воздух. Все процессы – сжатие, разряжения, охлаждение, нагревание воздуха. Гераклит Эфесский. Все происходит из огня. Центральным мотивом всего его учения был принцип все течет. Идея циклического развития мира – разжигание и затухание мирового пожара..Этот огонь никто не разжигал, он был, есть и будет. Все, согласно Г., правится необходимостью. С понятием необходимости тесно связано понимание закономерности - закона (логос). Разнообразие проявлений существующего мира объясняет Гераклит изменениями, происходящими в исходной «параматерии».

37

свитогляд. Вира. Переконання. Духовнисть.их философський сенс.

Чел-к пытается найти ответ на наиб. общие и глуб. вопр.: что предст. собой окр. мир и каково место и предназн. ч-ка в мире? Что лежит в основе всего существ-го: матер./дух.? Подчинен ли мир к-л законам? Может ли ч-к познать окр. мир, что предст. собой это познание? В чем смысл жизни, ее цель? Такие вопр. наз. мировоззренч. Ч-к может опир. на жиз. опыт и здрав. смысл, на веру в сверхъест. или на науч. знания. Это зав. от типа мир-я.
1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта