Главная страница
Навигация по странице:

  • Взгляды

  • Неопозитивизм

  • Экзистенциализм

  • Осн. проблемы

  • 41. Философия древней Индии и Древнего Китая.

  • 1. Философия в контексте духовной культуры человечества.

  • 45. Атомизм. (Левклипп, Демокрит, Эпикур).

  • Материализм и идеализм. Впервые этот вопрос возник у Декарта. Осн вопр фил что первично материя или сознание Появляются течения


    Скачать 475 Kb.
    НазваниеМатериализм и идеализм. Впервые этот вопрос возник у Декарта. Осн вопр фил что первично материя или сознание Появляются течения
    Дата07.08.2018
    Размер475 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаshpory_po_filosofii.doc
    ТипДокументы
    #49015
    страница6 из 7
    1   2   3   4   5   6   7
    М. - это система обобщ. взглядов на мир, на место в нем ч-ка и его отн-е к этому миру, а также осн-ные на этих взгл. убеждения, чувства, идеалы, к-рые опред. жизн. позицию ч-ка, принципы повед. и ценностн. ориентации. Взгляды - опред. совок. знаний, выраж-х в представл. и понятиях: они сост. основу мир-я. Эти общ. полож. и принципы превр. в убеждения - особ. сост. знаний, хар-ся тверд. увер-стью. Мир-е полож. и принц. содерж. оценку явл-й дейст-сти, опр. жизн. поз. ч-ка. М. вкл. настроения, чувства, переж., сост. эмоц.-псих. основу. 2 стороны м-я: эмоц.-псих./рац. Идеалы - компонент м-я, духовн. ориентир, придает осмысл. и целеустр. чел-ской деят-сти. Знания, ставшие убежд-ми - основа м-я. Сущ. м. ч-ка/о-ва. Личн. м. - зав. от хар-ра, соц. гр. В о-ве формир. общечел. ценности - единые для всех людей идеи гуманизма, нравств. принц., эстетич. и др. критерии. Т.О. можно гов. о мировоззр. всего о-ва на опр. этапе истор. р-я. Мифолог. мировоззр.: формир. на ранних стадиях разв-я о-ва. Первая попытка ч-ка объясн. происх. и устр-во мира, появл. людей, жив., причины стихийн. явл., опр. свое место. Мифы связ. с обрядами, обычаями, содерж. нравств. нормы и эстетич. предст-я, сочет. реальн. и фантазии, мысли и чувства. В мифах ч-к не выдел. себя из прир. Религиозн. мировоззр. отлич. от миф. верой в сущ-е сверхъест. сил и их главенств. роль в мирозд. и жизни людей. Раздваив. мир на земной/небесн. Вера в сверхъест. - основа. Религ. вера проявл. в поклонении высшим силам, позднее формир. образ единого Бога. Ф. мировоззр. ориент. на рациональн. объясн. мира. Общие предствал. о прир., о-ве, ч-ке станов. предм. теор. рассм. и логич. анализа. Ф. мир-е унаслед. от миф. и рел. совок. вопр. о происх. мира, его строении, месте ч-ка и т.п., но отл. логич. упорядоч. сист. знаний, хар-ся стремл. теор-ски обоснов. положения и принципы. В ф.м. входят тж. обобщ. экон., полит., правов. и ест.науч. предст., нравств., эстетич., религ./атеист. принципы, воззр., идеалы.

    39

    еднисть та ризноманитнисть историко-фиосовського процессу.

    Мир явл. материальным. Он сост. из разл. предметов и процессов, которые превр. друг в друга, возник. и исчез., отражаются в сознании, существуя независимо от него. Ни один из этих предметов, взятый сам по себе, не м. быть отождествлен с материей, но все их многообразие, включая их связи, составляет мат. дейст-сть. В домарксовском материализме материя часто поним. как нечто существующее наряду с вещами, как некот. телесность, праматерия, из кот. возникают и в кот. исчезают конкр. вещи. Диалект. мат-м развивает иное представление о субстанциональности материи, рассматривая ее как бесконечно развивающееся многообразие единого мат. мира. С этой точки зрения материя сущ. только в многообразии конкретных объектов, через них, а не наряду с ними. Категория материи является фундаментальным философским понятием. Диалектико-материалистич. определение этого понятия было дано Лениным в книге “Мат-м и эмпириокр-м”: “Материя есть ф. категория для обозначения объ. реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.” В этом определении выделено 2 осн. признака: 1) материя сущ. независ. от сознания; 2) она копируется, фотографируется, отображается ощущениями. 1я х-ка озн. признание первичности материи по отн. к сознанию, вторая - признание принципиальной познаваемости мат. мира. Т.о. опр. материи предстает как сжатая, свернутая формулировка материалистического решения ОВФ. Сл., оно сразу позволяет провести разграничительные линии между материализмом, с одной стороны, и идеализмом и агностицизмом - с другой. Вместе с тем ленинское определение материи заключает в себе и такое содержание, которое отличает диалектическое понимание мира от метафизического. В этом определении отсутствуют ссылки на конкретные свойства и виды материи, нет перечисления каких-либо ее конкретных характеристик. В традиции материализма были и другие определения. Напр., многие материалисты 18-19 в определили материю как совокупность неделимых корпускул (атомов), из которых построен мир. Но Ленин дает совершенно иное определение материи. На каждом этапе познания и практики ч-к осваивает только некоторые фрагменты и аспекты неисчерпаемого в своем многообразии мира. Поэтому бессмысленно определять материю через перечисление ее известных видов и форм, если учесть, что последующее развитие познания и практики будет приводить к открытию новых, неизвестных ранее свойств, видов и форм материи. Несостоятельны также попытки определить материю, рассматривая некоторые ее виды в качестве своеобразных “первокирпичиков” мироздания. Здесь заранее предполагается, что такие “п.” вечны, неизменны и не возник. ни из каких других объектов (если же они возникают из какого-то предшествующего состояния материи, то тогда они уже не могут рассматриваться в кач. последнего основания мат. мира). Таким образом, остается только один способ определить материю - выделить такой предельно общий признак, который характеризует любые виды материи независимо от того, познаны они уже или еще только будут познаны в будущем. Таким общим признаком является свойство "быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания". Определяя материю посредством этого признака, диалектический материализм неявно предполагает бесконечное развитие материи и ее неисчерпаемость.

    76

    основни напрямки сучаснои захиднои философии. Загальна характеристика

    20 в. своей культурно-исторической рев-цией вызвал к жизни мн-во течений, отраж. духовные поиски западного мира в условиях глубоких соц-эк. потрясений. Напряженность ф. исканий обуславливалась тж. нарастанием глобальн. кризисов как в самих основах чел. сущ-я, так и во взаимоотношениях ч-ка и природы. Трагические реальности 20 в. заставили со всей остротой поставить вопрос о самой природе человека. Впервые в истории сам ч-к стал проблемой. Все это стимулировало появление ф. антропологии, задачи к-рой создать целостный "образ человека" в свете трагического опыта, пережитого человечеством в новейшую историю. Сюда примыкают персонализм, экзистенциализм, течение “ф. жизни”. Неопозитивизм - задача ф. в логическом анализе "языка науки". Своими методологич. и конкретно-научными исследованиями они внесли серьезный вклад в развитие матем. логики, семантики, оснований математики и логики науки. Неотомизм - восходит к идейным принципам Ф.Аквинского, выдвинувшего принцип "гармонии и разума веры". Получил признание Ватикана. Пыт. использовать достижения наук для док-ва сущ-я Бога. Прагматизм - ф-фы этого направл-я отталкивались от принципа практичности. Ф. должна перестать быть простым размышлением о мире, началах бытия и сознания, она должна стать общим методом решения тех практич. проблем, кот. возн. ежедневно перед людьми в различных жизненных ситуациях. Противоположна экзистенциализму и ф. жизни. Смысл жизни видят в достижении успеха. Представители Джон Дью, Вильям Пирс, Вильям Джемс. Развилась в 70-е годы XIX века в США. Экзистенциализм (ф. существования) - иррационалистич. направление (отрицает как матер. так и идеал.) возникло в конце первой мировой войны, основатели Шестов, Бердяев. Затем развив. в Германии (Хайдеггер, Ясперс) после 2 мир. войны во Франции (Камю, Сартр). В конце 50-х получил распространение в США и др. странах. Примыкают религиозные направления: Франц. персонализм (Лакруа, Недонсель), нем. диалектическая теология (Тиллех, Гультман). Э. подразделяется на религиозный (Шестов, Бубер, Бердяев, Ясперс) и атеистический (Хайдеггер, Камю, Сартр). Э. сформировался на идеях Ницше, Достоевского, Паскаля. Осн. проблемы: 1) онтологич. проблема (бытия), бытие - не опытная данная реальность, не умопостигаемая сущность, это то, что можно постичь через интуицию. Экзистенция - это мое бытие, то как я живу. Оно конечно, открыто, незамкнуто. Экзистенция крепко повязана со временем. Изменения в жизни чел. наз-ся модусами бытия. Смысл бытия в трансцеденции. Р.Э.: смысл бытия Бог; А.Э.: жизнь в целом абсурдна (смысла нет); 2) проблема свободы (особенно русские и Ясперс). Отвергают, что свобода осознанная необходимость, и что свобода раскрытие возможностей ч-ка. Свобода вытекает из бытия. Р.Э.: свободным может быть верующий; А.Э.: только ч-к может определять свою жизнь, сл. ч-к принципиально одинок - крайний индивидуализм. Если ч-к не свободен - он не личность. У ч-ка нет ограничителей свободы, люди объединяются, только бунтуя против жизни. Вывод: Э. - ф. кризиса и на ее базе возн. новые левые - культ насилия. (Ф. жизни - иррац. напр. Базируется на объяснении понятия жизни (интуитивно постигаемая реальность, кот. не равна ни духу, ни материи ). Основные представители Т.Лессинг, Ф Клавис. Жизнь - то, что возникает естественно, бытие - то, что возникает искусственно. Критиков. матер-м и рац. идеализм Канта и Гегеля. Школы: Соц.биолог., историч. школа (Шпенглер, Дильтей). Наиболее полно смысл человека раскрывается в историч. опыте общества. Ввели новую методологию: Герменевтика и понимающая психология. Жизнь понимается как что-то посланное вселенной. Делают упор на решение проблемы творчества (Т. - синоним жизни). Ф. трагическая как и Э, она фаталистическая и пессимистичная. Была популярна в первой четверти 20 века (декаденты, символисты)).

    66

    розвиток Ленином марксистськои философии на основи узагальнення историч прак

    Ученик Маркса и Энгельса. Двигал диалектику вперед, боролся с физич. идеализмом. Материя не м. исчезать. Вопросы теории познания. Боролся против догматизма в т.п. Вопрос об истинности знаний: 1) сущ. ли объ. истина 20) если да, то могут личел. представления, выраж. объ. истину, выражать ее сразу, целиком или только приблизительно. Осн. акцент - на док-ве объ. хар-ра истины. И. всегда объ. Развил учение о практике. Пр. вкл. в себя всю совок. матер. деят-сти ч-ка: общ. пр-во, классов. борьбу, науч. эксперим. Принцип отражения - краеугольн. камень матер. теории. Все знания проистек. из опыта, из ощущений, в кот. отраж. св-ва вещей - субъ образ объ мира. Единство диал-ки, логики и теории позн-я. Разраб. теорию ист. мат-ма. Бытие незав. от общ. сознания.
    41. Философия древней Индии и Древнего Китая.
    Философия (Ф) древнего Востока возникла в первом тысячелетии до н.э. В древней индии исследовалось самопозниние, развитие знаний. В пятом – шестом тысячелетии до н.э. существовали четкие соловия: 1. коста жрецов (брахманы); 2. коста военной аристократии (Кшатрии); 3. ремесленники землевладельцы (вайшьи); 4. шудры – бесправные, рабы.

    Кастовское деление предопределяло дальнейшее развитие, повлияло на другие государства и вело к развитию культуры, литературы и религии. Содержание Ф отображали веды: брахманы, упанишады. Древняя часть Вед: самхиты – ритуалы (пение, древнейшие произведения); Самхиты состояли из: а) ригведы – ритуальные и религиозные гимны б) брахманы – религиозная часть самхитов, собранные тексты молитв, религиозн. песен; в) ароньяки – предписывает правила поведения жрецов и философов; г) упонишады – теоретическая и философская часть систем существования. Направления: 1. Неортодоксальные (школы Чарбака-Локаяка, джайнизм, буддизм); 2. Ортодоксальные – обоснованы те положения, которые были сформулированы в Ведах – в рамках упанишадах. (школы: миманса, ведента, ньяя, санкхья, йога). В древнеиндийской философии наиболее тесно связаны гносиологическая и аксеологическая части.

    Области философии.

    1. Гносиология – исследует логическое мышление, чувственное познание, методы и формы познания.

    2. Онтология – учение о сущности (о бытие). Исследует онтологические познания бытия.

    3. Аксиология – рассматривает проблему ценностей.

    4. Мировозрение – совокупность взглядов, которая определяет отношения человека к внешнему миру. 2а уровня – теоретический (совокупность взглядов человека, основанных на научных знаниях) и обыденный (массовая психология).

    5. Этические и эстетические взгляды.

    Основная идея: Идея перерождения, перевоплощения. Душа бессмертна, вечна, находит воплощение в различных материальных предметов земной жизни. Высшее достижение для души – это освобождение от материальной оболочки.

    Школы:

    Чарбака-Локаяка. Неортодоксальное направление. Материалестический характер. Окружающий мир состоял из: Воздух, Вода, Земля, Огонь. Полностью отрицало существование души и считало, что сознание есть порождение материального мозга, после смерти человека ничего не остается. Мир – самоуправляемая комбинация материальных элементов.

    Джайнизм. Возникла в 6м веке до н.э. Основатель – последний из рода мудрецов – Джайна. Ф. концепция – этическая, содержит свод правил поведения, которые необходимо знать человеку, для того, чтобы получить определенную святость и дальнейшее освобождение.

    Понимание вселенной на основе 3х источников познания: 1. Восприятие – раскрывает реальность матер. субстанций. 2. Логические выводы. 3. Свидетельства. Каждый предмет имеет свою душу. Джайнисты провели классификацию видов познания (Ограниченный вид, самосовершенствование, непосредственное сверчувствительное знание). Непосредственное и опосредствованное познания.

    Буддизм. (6й век). Основатель – принц Сид Харши. основные положения – страдание, причины страдания, прекращение страдания, пути, ведущие к прекращению стрд. Рождение – начало страданий. Нирвана – состояние души (невозмутимость).

    Ньяя. (3й век, осн - Мудрец Готама). Основана на законах логики. Основная проблема – истины и познания (Восприятие, вывод или заключение, сравнение и свидетельства, доказательство).

    Вайшашина. (осн. - Нанада). Особенность выдвинута гипотеза о существование субстанции душ (атом, Бог). Причина страдания – познание. 5ть элементов: земля. вода, свет, воздух, эфир.

    Санкхья. теоретическая основа йоги. (осн - Камила). Два первоначала: 1. Пуруша – сознательное первоначало (это Я). 2. Прагреши – основа первоначала Божества. Через самосовершенство – достижение самого высокого уровня сознания.

    Йога. (онс. - Патанджали). Бытие Бога и три источника познания: Восприятие, выводы, свидетельство священного письма. Суть – освобождение интеллекта, ума.
    1. Философия в контексте духовной культуры человечества.
    Жизнь человека и общества – это умение доведенное до искусства, нравственная цель умения – использовать материальные и духовные ценности для прогресса человечества, передать их от понимания к пониманию. Первоисточником развития культуры является человеческий труд, способы его существования и результаты. К материальной культуре относятся средства производства и предметы труда. Материальная культура – показатель уровня овладения человеком природы. К духовной культуре относятся наука, уровень образования, искусство, мед. обслуж., нравственные нормы. Все это является культурой только в соотношении с живым разумом. Культура – результат челов. деятельности. Поэтому, как не может быть культура вне или до человека, так и не может быть человека вне культуры. Культура – это родовое свойство человека. Она охватывает не только прошлое, настоящее, но и будущее. Человек передает свои идеи и плоды труда поколениям. Между материальной и духовной культурой существует функциональное развитие, но вместе с тем, и то и другое является культурой, несущей в себе материальное и духовное в их единстве. В материальной заключено формирующее ее духовное начало, поскольку она всегда есть воплощение идей, знаний, целей человека, что только и делает ее культурой, продукты духовной культуры всегда обличены в материальную форму и только таким образом они могут быть объективированы и стать фактом общественной жизни. Все это дает основание говорить о культуре как таковой, независимо от ее деления на материал. и духовн.

    Различие общества и культуры выявляет ее определение, как совокупность созданных человеком ценностей. Мир культуры – это мир материальных и идеальных духовных ценностей. Трактовка культуры как системы ценностей отграничивает культуру от природы и одновременно не позволяет отождествлять ее с обществом. Так культура выступает как определенный аспект общества, тем самым проясняется ее социальная природа, но вместе с тем не снимается и важная проблема соотношения культуры и общества, т.е. культура представляет собой меру человеческого в человеке, характеристику развития человека как общественного существа. Следовательно, культура существует в постоянном взаимодействии своего внешнего материализованного выражения с самим человеком. духовное культура (этика, право, политика) – ядро духовной жизни общества.
    45. Атомизм. (Левклипп, Демокрит, Эпикур).
    Основали атамистическую Ф. Левкипп и Демокрит. Первоначально есть атом (бытие) и пустота (небытие). Атомисты определяют бесконечное число форм атома. Атом – это неделимое, твердая самостоятельная частичка вещества. Атом вечный, в середине не происходит изменений. Бывают выпуклые, шароподобные и другие формы. Демокрит утверждал, что живое возникло из неживого за пределами природы без никакого творца. Рассматривая душу, атамисты считают ее совокупностью атомов. Душа смертна. Демокрит дал два вида познанию – темное (незаконнорожденное) и истинное (законорожденное), при помощи чувственного и мышления. При решении одной из главных Ф. проблем – счастье, Демокрит говорил, что счастье в душе. Демокрит – древнегреческий философ материалист. Учение о прерывном строении материи дана и в Ф. Левклиппа и Епикура. Атомы неизменны, находятся в постоянном движении и отличаются друг от друга строением, формо. Из соединения атомов образуются тела и распад атомов ведет к гибели тел. Епикур – материалист, учение которого получило популярность в Римской империи. Много внимания уделяет борьбе с суеверием. В том числе и традиционной греческой религии, которая по Епикуру лишает людей безмятежности духа, вселяя страх перед смертью и перед загробной жизнью. Чтобы рассеять этот страх Епикур доказывает, что душа человека умирает вместе с телом, ибо состоит из атомов точно так же, как и физические тела. Смерти не надо бояться, ибо пака мы есть, смерти нет, а когда приходит смерть, нас уже нет. Поэтому смерти не существует, не для живых, ни для мертвых. Реальным является бытие отдельных, изолированных атомов, а то, что составляется из них – вещи, явления видимого мира, весь космос в целом – это лишь вторичное образование, лишь агрегаты скопления атомов.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта