Главная страница

реферат по эстетике ландшафта. восприятие ландшафта. Механизм восприятия ландшафта


Скачать 72.66 Kb.
НазваниеМеханизм восприятия ландшафта
Анкорреферат по эстетике ландшафта
Дата16.02.2023
Размер72.66 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлавосприятие ландшафта.docx
ТипРеферат
#941058

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Уральский государственный лесотехнический университет»

Кафедра ландшафтного строительства

Реферат

по дисциплине "Эстетика ландшафта "

на тему:

«Механизм восприятия ландшафта»

Выполнила студентка

35.03.10 III курса

Краснова А.Л, ЛДС-31

Проверила Жукова М.В

Екатеринбург, 2023

Оглавление

Введение ………………………………………………….………………………..3

Часть 1………………………………………………………………………..…….5

Часть 2…………………………………………………………………….……….10

Заключение…………………………………………………….………………….14

Список литературы………………………………………..………………………15

Введение

Людям дарована способность познавать и осваивать мир как разумом, так и чувствами. Наука и искусство, рациональные и образно-художественные представления об окружающей среде сопровождают все развитие цивилизации, идя рука об руку. Одни лишь строго логические объяснения действительности не могут быть исчерпывающими. Необходимо дополняющее их духовное постижение мира. С античных времен существовало убеждение, что «... познание души много способствует познанию всякой истины, особенно же познанию природы» (Аристотель). В восточной философии издревле исповедуется аналогичная идейная установка, согласно которой «великие мысли приходят от сердца». По сути дела, в течение всей своей истории человечество открывало тайны мироздания, строя параллельно научные и образные модели.

Один из крупных современных специалистов в области механики, в том числе управления космическими полетами, академик Б.В. Раушенбах утверждал: «Человечеству нужно целостное мировоззрение, в фундаменте которого лежит как научная картина мира, так и вненаучное (включая и образное) восприятие его. Мир следует понимать, по выражению Гомера, и мыслью, и сердцем. Лишь совокупность научной и “сердечной” картины мира даст достойное человека отражение мира в его сознании и сможет быть надежной основой для поведения».

Владение языком понятий и языком образов, умелое их сочетание — один из важнейших показателей творческого мышления. У людей есть мощный резерв в постижении мира, суть которого в двойственной природе человеческого восприятия.
Основная цель работы : проанализировать механизмы восприятия ландшафта.
Задачи:

  1. Изучить как работает восприятие человека

  2. Провести поведенческий анализ

  3. Сделать вывод, опираясь на основную цель работы

  • Методы работы:

  • Поиск материала;

  • Изучение литературы по данной теме;

  • Описание;

Структура работы:

Данная работа состоит из: оглавления, введения, двух основных частей, заключения и списка литературы.


Часть 1

Понятие восприятия.

Согласно толковому словарю восприятие – это форма чувственного отражения действительности в сознании, способность обнаруживать, принимать, различать и усваивать явления внешнего мира и формировать их образ.

Восприятие имеет ряд свойств:

1. Предметное восприятие

Это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора несвязанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов.
Предметность не является врожденным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. По мнению Ивана Михайловича Сеченова, предметность формируется на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с предметом (прогулка по парку с родителями, контакт с предметами ландшафтной архитектуры : деревья, вода, земля). Без участия движения образы восприятия не обладали бы качеством предметности.

2. Целостностное восприятие.

Восприятие дает целостный образ предмета. Он складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета.

Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта. Этот образ возникает условно-рефлекторно вследствие связи между различными ощущениями. ( к примеру, человек увидев образ гор, будет воспринимать их как часть ландшафта)

3. Структурное восприятие

Структурность восприятия представляет собой не просто совокупность ощущений. В нем отражается взаимосвязь различный свойств и частей, т.е. структура предмета. .Восприятие доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с которым мы столкнулись в реальном мире. Можно сказать, что структурность восприятия — это отражение специфики взаимосвязи элементов целого. Например, согласно психологии, зеленый цвет ассоциируется с природой, человек видит природу как определенный ландшафт.

4. Константность восприятия

Константность — это относительное постоянство образа предмета при изменении условий его восприятия (например, горы всегда кажутся большими на любом расстоянии от них). В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.
Благодаря константности, проявляющейся в способности перцептивной системы (система восприятия, которая состоит из совокупности определенных анализаторов) компенсировать изменения условий восприятия, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные. Человек многократно воспринимает определенный предмет, причем, этот предмет воспринимается при совершенно разных условиях. Это позволяет системе поддерживать относительное постоянство свойств объектов и явлений. Без константности восприятия люди не смогли бы ориентироваться в окружающем их мире.

5. Апперцепция

Апперцепция — это зависимость восприятия от прошлого опыта и особенностей личности воспринимающего. 
Огромную роль в апперцепции играют знания человека, его предшествующий опыт. В процессе восприятия, для того, чтобы классифицировать то, что воспринимаете, вы будете выдвигать и проверять гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории предметов. ( к примеру, деревья, реки, горы всегда будут относится к категории «природа»)

Таким образом, при восприятии активизируется прошлый опыт. Поэтому один предмет может по-разному восприниматься разными людьми.
Содержание восприятия определяется поставленной задачей, мотивами деятельности, интересами. Существенное место в апперцепции занимают установки и эмоции, которые легко могут изменить содержание восприятия.

6. Осмысленное восприятие.

Осмысленность восприятия — свойство человеческого восприятия наделять воспринимаемый объект определенным смыслом. Восприятие не определяется просто набором раздражителей, оно представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования полученных данных. Мы воспринимаем предметы, которые имеют определенное значение. Вне зависимости от постоянно меняющегося содержания, мы узнаем один и тот же предмет. Восприятие человека, являясь своеобразным осознанием предметов и явлений, включает акт понимания, осмысления.

7. Активное (избирательное) восприятие.

Избирательность восприятия заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты окружающего мира являются фоном нашего восприятия (не отражаются в сознании). Например, находясь на холме, вы не будете обращать внимание на людей внизу, будете рассматривать ландшафт, пока вас не спросят о людях внизу, в таком случае вы уже обратите внимание на людей.

Принципы восприятия

Группа психологов, вместе с Максом Вертгеймером, немецким психологом и основоположником гештальтпсихологии, сформулировали законы восприятия, которые стали теоретической основой гештальтпсихологии. 

Принцип близости
Элементы, которые близки друг к другу в пространстве и во времени и кажущиеся нам объединенными в группы, мы воспринимаем совместно. ( к примеру, лес человек не воспринимает, как отдельные деревья)

Принцип непрерывности.
Существует тенденция следовать в направлении, позволяющим связывать наблюдаемые элементы в непрерывную последовательность или определенную ориентацию. (рядовые посадки деревьев человек воспринимает как линии, а не как отдельные деревья)

3. Принцип сходства
Подобные элементы воспринимаются нами совместно, образуя замкнутые группы. Из-за цвета точки на рисунке мы воспринимаем как строки, а не столбцы. 

4. Принцип замыкания.
Существует тенденция завершения незаконченных предметов и заполнения пустых промежутков.

6. Фигура-фон

Мы стремимся организовать наше восприятие таким образом, чтобы видеть объект и задний фон, на котором он проявляется. Объект более ярок, значим, заметен. ( к примеру, горы и голубое небо)

Факторы восприятия

Наше восприятие зависит от внешних и внутренних факторов.

а) Внешние факторы:
— интенсивность раздражителя;
— размер раздражителя;
— контрастность раздражителя;
— движение раздражителя;
— узнаваемость раздражителя.

б) Внутренние факторы:
— установка человека;
— потребности;
— опыт;
— личностные особенности (самооценка, лево- или праворукость, оптимизм-пессимизм и др.);
— эффекты восприятия.

Эффекты (ошибки) восприятия

Выделим основные эффекты (ошибки) восприятия:

Эффект проекции — это свойство людей приписывать приятному для них объекту свои достоинства, а неприятному – свои недостатки. Т.е. эффект предполагает, что у других объектов те же качества, что и у объектов из опыта воспринимающего человека.

Эффект ореола — это формирование специфической установки на объект через направленное приписывание ему определенных качеств; информация, получаемая о каком-то объекте накладывается на тот образ, который был создан заранее. Т.е. эффект заключается в распространении общего мнения на частности.

Эффект первичности и новизны  – это тенденция людей при противоречивой информации о объекте придавать больший вес данным, полученным вначале (если воспринимается незнакомый объект) или более новой информации (если воспринимается знакомый объект).

Эффект физиогномической редукции  — это свойство людей делать выводы о характеристиках объекта, исходя из черт его внешности.

Также существует классификация видов восприятия



Часть 2

Поведенческий анализ

Поведенческий анализ — это научное направление, основанное на базе бихевиористских принципов. Своей целью поведенческий анализ выдвигает выявление нежелательных форм поведения и разработку методов коррекции этих форм в различных проявлениях.

Выделяют три вида поведенческого анализа:

  1. экспериментальное изучение поведения конкретного индивидуума;

  2. прикладной анализ поведения или изучение очевидных факторов поведения в социальном и культурном контексте;

  3. концептуальный анализ поведения — изучение поведения сквозь призму философских, исторических, теоретических и методологических вопросов.

Как правило, психологи используют две области анализа поведения: экспериментальную и прикладную.

Экспериментальный анализ поведения подразумевает проведение фундаментального исследования, подкрепляющего или опровергающего знание о поведении.

Прикладной анализ поведения (Applied Behavior Analisis (ABA)) является научно обоснованным подходом к изучению факторов окружающей среды, которые влияют на социально значимое поведение и создание технологий, позволяющих изменять поведение. Под поведением в данном случае подразумевается любое взаимодействие организма с окружающей средой.

В данной работе важно изучить механизмы восприятия ландшафта на человека, для этого нужно разобрать такое понятие, как эстетическое восприятие.

Эстетическое восприятие – важнейший акт нравственно-духовного освоения действительности. В ландшафтной географии оно часто именуется перцепцией ландшафта (представление, восприятие), отличается эмоциональной связью субъекта с наблюдаемым объектом. Эстетическое восприятие ландшафта – слияние в сознании с окружающим пространством.

В восприятии людей, ландшафт, это не только почва и рельеф, - это общая композиция местности, которая создает настроение, атмосферу, уют и помогает вызвать определенные чувства: прилив бодрости или же наоборот крайнюю подавленность. В поведенческой географии восприятие — это психический процесс, заключающийся в целостном отражении предметов и явлений, действующих в данный момент на органы чувств. Таким образом, важно понимать, что самочувствие человека, его мысли и его мировосприятие будет зависть от обстановки, в которой он находится. В городе большое количество бетонных стен, серых высоток, которые закрывают горожанам синеву неба, давя на человека своей тусклостью, загазованное небо омрачает повседневную жизнь. Вокруг асфальтированные дороги, что делает ландшафт неестественным. Важно понимать, что человек и природа неотрывно связаны друг с другом, и чем приближённее ландшафт к природному типу, тем лучше наше психологическое здоровье.
В закрытых комнатах без живого ландшафта, человек еще больше погружается в себя, в частности в ту проблему, которая его больше тревожит, а главное окружает. Можно сказать, человек находится в том внутреннем состоянии, в которое его помещают через внешнюю обстановку. Природный ландшафт дает возможность мозгу выходить из этого пространства и расконцентрировать его из болевой точки, за счёт чего импульсы мозга посылают в тело положительный эффект, благотворно влияющий на физическое состояние человека. Человек воспринимает ландшафт как что-то живое, как часть своей природы, когда человек входит в пространство, приближенное к природе, создается эмоциональная связь, между субъектом и наблюдаемым объектом. Наше внимание, частично либо полностью, переключается. Сознание сливается с окружающим пространством

«Почему сад лечит? Любая болезнь – это хаос, перед которым мы, как правило, бессильны. Сад – это символ порядка, безопасности и жизнеутверждения, он помогает человеку отвлечься от своего внутреннего состояния, выйти за его пределы, восстановить утерянную связь с внешним миром». Овладевшая человека апатия, грусть или пассивность, может постепенно исчезать, когда он пребывает в саду, месте, помогающем человеку восстановить его жизненные силы. Это выглядит как отдельная медитация, которая всегда будет влиять на человека только положительно. Можно сказать, что, когда мы чувствуем упадок сил или депрессию, природа – лучший лекарь.

Общение с природой человеку нужно, чтобы добиться душевного равновесия, избавиться от стрессов повседневной жизни. Природа служит источником креативного, творческого вдохновения для людей. Она дарит, прежде всего, покой и умиротворение. Как же можно восстановиться и найти гармонию с природой? Про это рассказывает Цин Ли в своей книге «Синрин-йоку (японское искусство «лесных ванн»). В чем заключается смысл этой практики и как она помогает человеку? Человек, как мы знаем, часть природы. Когда он остается с ней наедине, активируется механизм самовосстановления. В этом и есть смысл лесных практик. «Синрин-йоку — это своего рода мост через пропасть, отделяющую нас от утраченной естественной среды. Чувство гармонии с природой даёт толчок к исцелению: начинается перегрузка нервной системы, тело и дух крепнут». Входить в контакт с лесом и природой и воспринимать мир и ландшафт мы можем через наши пять органов чувств: зрение, слух, вкус, осязание, обоняние. Восприятие объекта всей совокупностью чувств обозначается в психологии и эстетике термином «синестезия» (от греч. Synaisthesis – соощущение). Синестезия ландшафта – чувственный акт его постижения. В первую очередь пейзаж и ландшафт воспринимают и рассматривают зрительно. Для человека важно эстетическое ощущение, поэтому для нас важно окружить себя красотой и гармонией. Именно это мы получаем от природного ландшафта и пытаемся воспроизвести это в городской обстановке. Успокаивающие и природные цвета, естественные формы, все это мы переносим на городскую архитектуру. И поэтому для нас так важны лесные прогулки, где естественные формы созданы природой и не тронуты человеком. Как только мы восприняли зрительно, мы стараемся ощутить запахи, которые нас окружают. Поэтому прогулки на свежем воздухе, так полезны не только для физического здоровья, когда организм насыщается кислородом, но и для эмоционального состояния: запах скошенной травы, запах мяты, хвойный лес и запах дождя успокаивают человеческий разум. Все это воспринимается, как чувство свободы и гармонии. Также всё это спокойствие и умиротворение мы ощущаем через органы слуха. Прогуливаясь по лесу, мы слышим журчание ручейка и воркование птиц, отчего на душе становится легко, а вот если мы слышим раскаты грома, мы по наитию пугаемся и замыкаемся. С уверенностью можно сказать, что любой человек индивидуально воспринимает ландшафт, в меру своего мировосприятия, к примеру: для людей, рожденных в городе, будет привычна их серая, погруженная в деловую атмосферу обстановка, из которой надолго выходить и менять её даже опасно. Но есть то, что заложено в каждом из нас от природы и это нас объединяет – естественность. Каждый человек на своем собственном опыте может заметить, что, входя в контакт с природой, мы погружаемся во внешний мир, забывая внутренние проблемы. В зависимости от того, как обставлено наше пространство, мы интуитивно подстраиваемся под него. В городской бетонной атмосфере, мы в большей степени подвержены раздраженности и негативным эмоциям, нежели прогуливаясь по лесу и слушая журчанье ручейка. Для каждого из нас ландшафт играет огромную роль для нашего здоровья: как морального и психологического, так и физического, так как воспринимаем мы его неотъемлемой частью своей жизни и своего существования. Мы его наделяем частичкой себя, своей сути и своего мира. Закладываем в него красоту, безопасность, передаем это все через приёмы, которые известны с давних времен. Такие, как симметрия и асимметрия, ритм, использование цветовой гаммы, не забывая о законах линейной и воздушных перспектив, все это помогает нам считать объекты ландшафтной архитектуры красивыми, такой механизм описывает понятие аттрактивность, т.е. привлекательность (от лат. attrahere – привлекать). Наряду с аттрактивными качествами ландшафт может обладать и репеллентными (от лат. repellens – отталкивающий, отвращающий) свойствами.
Заключение

Эстетическое восприятие окружающего мира было свойственно людям с незапамятных времен. В античности вопросы эстетики отражались, с одной стороны, в философских сочинениях (например, пифагорейцев, Сократа, Платона, Аристотеля), а с другой – в трактатах, посвященных теории разных видов искусства (например, в трактатах Поликлета, Горгия, Витрувия, Горация). Многие глубокие идеи античных мыслителей получили основополагающее значение для всего последующего развития европейской эстетической мысли. Человек воспринимает ландшафт как цельный объект, при этом его восприятие зависит от менталитета, душевного склада, образа мысли, жизненных ценностей, моделями поведения, культуры. Природа оказывая большое влияние на людей, формирует у них во взаимоотношениях жизненные, практические способы хозяйствования, устойчивый образ ландшафта вне зависимости от его свойств ( любой человек может представить себе как аттрактивный, так и репеллентный ландшафт). Безусловно, человек индивидуально воспринимает эстетику ландшафта, но нельзя не сказать о том, что ландшафт и природа оказывают сильное влияние на эмоциональное состояние, традиции, мировосприятие, искусство.

Список литературы

С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка, 1949-1992

Ли Цин: Синрин-йоку. Японское искусство "лесных ванн". Как деревья дарят нам силу и радость

В.А. Новоселов. Ланшафтоведение, эстетика и дизайн, 2005

Л.И. Аткина, М.В Жукова, Эстетика ландшафта, 2017

https://cyberleninka.ru/article/n/sistematizatsiya-esteticheskih-svoystv-landshafta-dlya-ego-posleduyuschey-otsenki

https://ru.abcdef.wiki/wiki/Behavioral_geography

https://zstrela.ru/projects/magazine/sections/dizayn-sada/iscelyayushchiy-landshaft-bolnica-oknami-v-sad

https://proza.ru/2022/01/09/430


написать администратору сайта