ОЕФЕРАТ ПЕДАГОГИКА. Международный государственный экологический институт имени А. Д. Сахарова Белорусского государственного университета
Скачать 25.87 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Учреждение образования «Международный государственный экологический институт имени А.Д. Сахарова» Белорусского государственного университета ФАКУЛЬТЕТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ Реферат ШКОЛА РАДОСТИ ВИТТОРИНО ДА ФЕЛЬТРЕ Исполнитель: студент 4 курса 42063 группы Скородёнок Яна Николаевна МИНСК 2018 ОглавлениеВведение 3 Глава 1 5 Глава 2 6 Литература 8 ВведениеXV в. – время рассвета педагогических идей гуманизма. Светские формы социальных отношений становятся на порядок выше религиозных. На смену средневековью в Западную Европу пришла эпоха Ренессанса, прошедшая под знаком гуманистических идей. В этот период идет постепенное изживание старых форм экономической деятельности, старых феодальных структур. Деятели эпохи Возрождения – гуманисты -провозглашали человека главной ценностью на земле и прокладывали новые пути его воспитания, стремясь раскрыть в человеке все самое лучшее[1]. «В центр был поставлен человек, представитель рода, а семья – это место, где начинает формироваться человек – будущий член общества, где ребенок обучается первым социальным навыкам. В качестве главной задачи выдвигали воспитание нового, более совершенного человека». «Гуманистический идеал – это и социальность, и нравственность, представления о гармонично развитом человеке и важности физического воспитания, выстроенные на христианской основе»[1]. Новая эпоха выдвигала новые педагогические идеалы, искала адекватные им механизмы образования. Если раннее средневековье выработало модель авторитарного, патриархального воспитания с опорой на традицию, авторитет и волю, то в эпоху Возрождения наметилась тенденция к переосмыслению на принципиально иных основаниях[2]. Внимание гуманистов к педагогической проблематике во многом объяснялось их стремлением исправить и улучшить человека и общество, а это связывалось с воспитанием и обучением. Гуманистический идеал образованного человека включал в себя представления о человеке культурном, умеющем хорошо говорить, убеждать собеседника. Гуманисты призывали к нравственному воздействию на ум воспитанников, и на их сердце, чувства, волю. Одной из главных задач гуманистов в воспитании было сформировать добродетельного человека. «Нравственное воспитание начинается с ранних лет ребенка в семье, при этом на родителей возлагается огромная ответственность по такому воспитанию; продолжается оно на протяжении всех школьных лет, роль учителя при этом становится первостепенной»[2]. Другая важная задача воспитания – сделать человека культурным и образованным. Колыбелью европейского Возрождения считается Италия. В то время шла борьба итальянских городов за независимость, благодаря этому пробуждалось чувство причастности к единому этносу, и это порождало духовное движение, которое выдвинуло идеи гражданского воспитания. Этим занимались видные итальянские педагоги, такие как Леон Баттиста Альберти(1404-1472), Леонардо Бруни (1369-1444), Витторино да Фельтре (1378-1446). Идея обучения состояла в том, чтобы сформировать члена общества, «чуждого христианскому аскетизму, развитого телесно и духовно, воспитанного в труде». Фельтре замечал, что это в конечном итоге даст "совершенные добродетели и полное счастье"[2]. Глава 1Витторино да Фельтре (1378 - 2 февраля 1446) был итальянским гуманистом и учителем. Он родился в Фельтре, Беллуно, Венецианская республика и умер в Мантуе. Его настоящее имя - Витторино Рамбалдони . Именно в Витторино идея Ренессанса о полном человеке, или об универсальности - здоровье тела, сила характера, богатство ума - достигла своей первой формулировки. Он позже преподавал там, но через несколько лет его пригласил маркиз Мантуя, чтобы воспитывать своих детей. В Мантуе Витторино создал школу, в которой он учил детей маркиза и детей других выдающихся семей - как сыновей, так и дочерей - вместе со многими бедными детьми, которых он не взимал, не обращал на них всех на равных. Он не только учил гуманистических предметов, но и уделял особое внимание религиозному и физическому воспитанию. Уроки Витторино по греческому и латинскому языку, математике, музыке, искусству, религии, истории, поэзии и философии были настолько приятными, что его школа была известна как Ла Каса Джойоза «Дом радости». Вскоре он стал известен во всей Италии, а благородные дети из других городов приехали в Мантую, чтобы учиться вместе с Витторино. Он был одним из первых современных педагогов, которые развивались в эпоху Возрождения. Многие из его методов были новы, особенно в тесных контактах между учителем и учеником, как у него с Гаспарино да Барзицца, и в адаптации обучения к способностям и нуждам ребенка. Он жил со студентами и подружился с ними в первой светской школе-интернате. Школа Витторино была хорошо освещена и построена лучше, чем другие школы того времени. Витторино также сделал школьную работу более интересной, добавив поездки в свои учебные планы. Он внимательно следил за здоровьем своих учеников и вообще повышал статус учителей. Школы по всей Европе (особенно в Англии) скопировали модель Витторино. Многие из величайших ученых пятнадцатого века, в том числе Гуарино да Верона, Поджио Браччолини, и Франческо Файлфо отправил своих сыновей учиться под Витторино да Фельтре. Среди других учеников Витторино были Федериго да Монтефельтро и Грегорио Коррер. Глава 2«Школа Радости» содержалась за счёт самого Витторино и обеспеченных родителей воспитанников. В этой школе все дети содержались в равных условиях. Возраст учеников варьировался от 7 до 24 лет. Витторино да Фельтре всегда придерживался гуманистических взглядов и был убеждён: «Не род делает благородными отдельные личности, а отдельные личности делают род благородными»[3]. Основной задачей обучения и воспитания в школе стало выявление и развитие в ребёнке его природных наклонностей, но при этом главным условием реализации данной задачи стала свобода самого ученика в обучении. Это один из педагогов, который воспитывал с помощью своего примера, что является одним из самых крепких методов воздействия на психику и процесс развития ребенка. Все эти взгляды и принципы он пытался обобщить и внедрить в процесс обучения в своей собственной школе, которая получила название «Дом радости». Назвав так свое детище, Витторино де Фельтре пытался сказать о том, что в его школе обучение будет приносить не только пользу, но и удовольствие, что являлось большим новшеством в то время, когда физическое наказание находилось в центре наиболее часто используемых учителями методов. Школа была большим достоянием эпохи, поскольку олицетворяла идеи гуманистической теории. Основана она была по инициативе герцога Гонзага, который, заметив успехи педагога в педагогической деятельности, предложил ему заняться воспитанием своих детей. Так и началось развитие школы, где позже обучались не только дети герцога, но и потомки других знатных семей. Для школы было отведено специальное помещение[4]. Педагог способствовал формированию художественного восприятия, то есть эстетических чувств, преподавая танцы, пение и музыку. Большое внимание уделялось этическому и религиозному воспитанию, что является основой ценностной ориентации личности. Он впервые начал применять в школе игры, как метод обучения. Стараясь раскрывать личность, ее интересы, педагог становился кумиром своих учеников. Среди основных наук, которым обучал Витторино, было изучение греческих и латинских языков, математики, в состав которой входили геометрия, алгебра и арифметика. В преподавании данных предметов педагог применял наглядность и практические работы. Исходя из принципов современной педагогики, можно сказать, что методы работы Витторино де Фельтре были совершенно оправданы и максимально близки к современным [4]. Занятия в школе радости начинались рано и длились по 7 или 8 часов. Витторино да Фельтре был уверен в том, что чередование предметов – это самый верный подход. На умственные занятия чётко время не определяли, ведь педагог считал, что это зависит от степени одарённости ученика, на которого и времени не жалко. Умственная деятельность чередовалась с физическими упражнениями. Подвижности детей и физическому развитию отводилось также особое внимание, поскольку это было обусловлено данной эпохой. Многие его воспитанники были предназначены для военной службы. Следовательно, именно здесь получила практическое развитие идея физического воспитания как необходимого условия формирования полноценной гуманистической личности[3]. Организовывая учебный процесс в «Доме радости», он не только обогащал знаниями своих учеников и способствовал их воспитанию, но и помогал им социализироваться. Ведь суть социализации лежит в принятии принципов, убеждений, норм общества и их присваивании. Такое возможно только в том случае, если человек находится в постоянном контакте с социумом, который ему дает это знание и понимание. Общаясь в коллективе, хоть и маленьком, с людьми совершенно разных взглядов и слоев, дети принимали друг друга, как личностей со своими особенностями. Что касается его идеи о гуманном подходе, то следует заметить, что современная система образования также ориентирована на личность. Изучение индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка является главным условиям нормальной организации учебного процесса. С такой целью была создана дифференциация на уроках, которая позволяет ученикам выбирать задание с таким уровнем сложности, которое ему под силу [4]. Качество обучение в школе радости было очень высоким. Примером могут служить известные гуманисты – Лоренцо Валла, Лониго, Корраро, Перотти[2]. Поэтому школа Витторино да Фельтре стала одной из уникальных авторских школ эпохи возрождения, и он одним из первых воплотил идею Аристотеля о необходимости гармоничного воспитания детей, а также о соединении умственного, нравственного и физического воспитания[5]. В настоящее время Школа Радости бесследно не исчезла. Во многих современных школах присутствуют её черты: гуманистический подход к воспитанию и образованию, ценность желания постигать новые знания и развивать природные наклонности у детей, но при всём этом ребёнок должен чувствовать себя свободным. Школа Витторино да Фельтре также дала толчок к развитию в дальнейшем дифференцированного подхода в обучении. Она вошла в историю как авторская, универсальная, но при этом имеющая очень крепкую связь с современностью[5]. Литература1. Антохина В. А. Профессиональная лингводидактическая подготовка будущих учителей начальных классов к реализации развивающей функции обучения // Вестник ТГУ. № 12(56). 2007 2. Салимова К. И. , Безрогов Б. Г. Гуманистическая мысль и педагогика эпохи средневековья и начала Нового времени (исследования и материалы): Сб. науч. тр. / К. И. Салимовой, Б. Г. Безрогова. – М.:1990. -200 с. 3. Данте А. Малые произведения. – М., 1986 4. https://studfiles.net/preview/5375354/page:3/ 5. Woodward W. H., Vittorino da Feltre and other humanist educators, Camb., 1897 (сор., N. Y., 1963). |