Главная страница
Навигация по странице:

  • Лекция № 3 Тема

  • Содержание : Рынок и рыночные отношения Рыночная экономика

  • Рыночной экономике присущи следующие черты

  • Управление в сфере профессионального искусства

  • Управленческая деятельность в организациях арт-индустрии осуществляется на четырех уровнях, регулируя при этом

  • Роль PR-технологий и рекламы

  • Культурно-экологические модели менеджмента должны включать в себя

  • Инструментами реализации культурно-экологической модели могут быть

  • 3 лекция макет МЕНЕДЖМЕНТ. Менеджмент в сфере искусства в условиях рыночных отношений


    Скачать 97.92 Kb.
    НазваниеМенеджмент в сфере искусства в условиях рыночных отношений
    Дата05.02.2022
    Размер97.92 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла3 лекция макет МЕНЕДЖМЕНТ.docx
    ТипЛекция
    #352447
    страница1 из 3
      1   2   3

    Дисциплина – «Менеджмент в сфере искусства»

    2 курс, для всех образовательных программ
    Старший преподаватель кафедры «История Казахстана и социальные науки»

    Тауенов Канатбек Ергазыевич
    Лекция №3

    Тема: «Менеджмент в сфере искусства в условиях рыночных отношений»
    План лекции:


    1. Арт-индустрия в условиях рыночных отношений.

    2. Основные составляющие управления в сфере искусства: цели и задачи, структура, закономерности, принципы, функции, методы.


    Цель: Рассмотреть основные понятия общего менеджмента – функции, принципы и методы менеджмента, составлющие внутренней и внешней среды организации, параметры системных процессов организаций культуры и искусства.
    Содержание:

    Рынок и рыночные отношения

    Рыночная экономика — характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, свободе выбора и конкуренции, она опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства.
    Рыночная экономика гарантирует прежде всего свободу потребителя, что выражается в свободе потребительского выбора на рынке товаров и услуг. Свобода предпринимательства выражается в том, что каждый член общества, самостоятельно распределяет свои ресурсы в соответствии со своими интересами и при желании может самостоятельно организовать процесс производства товаров и услуг. Индивид сам определяет, что, как и для кого производить, где, как, кому, сколько и по какой цене реализовывать произведенную продукцию, каким образом и на что тратить полученную выручку.

    Свобода выбора становится основой конкуренции.

    Основу рыночной экономики составляет частная собственность. Она является гарантией соблюдения заключенных контрактов и невмешательства третьих лиц. Экономическая свобода — фундамент и составная часть свобод гражданского общества.
    Основные характеристики рыночной экономики

    Рыночной экономике присущи следующие черты:

    • частная собственность;

    Разнообразные виды форм частной собственности позволяют обеспечить экономическую самостоятельность и независимости хозяйствующих субъектов.

    • свободное предпринимательство;

    Экономическая свобода даёт производителю возможность выбора видов и форм деятельности, а для потребителя возможность покупать любой товар. Рыночную экономику отличает суверенитет потребителя — потребитель решает, что должно производиться.

    • ценообразование, основанное на механизме спроса и предложения;

    Тем самым рынок осуществляет саморегулирующую функцию. Обеспечивает рационально эффективный способ производства. Цены в рыночной системе никем не устанавливаются, а являются результатом взаимодействия спроса и предложения.

    • конкуренция;

    Конкуренция порождаемая свободой предпринимательства и свободой выбора заставляет производителей производить именно те товары, которые необходимы покупателям, и производить их наиболее эффективным способом.

    • ограниченная роль государства. Государство лишь следит за экономической ответственность субъектов рыночных отношений — заставляет предприятия отвечать по обязательствам принадлежащим им имуществом.



    Специфика интеграции сферы культуры и искусства в систему рыночных отношений

    Сфера культуры – сфера преимущественно некоммерческой деятельности, денежные средства в которой появляются в основном не в результате конкурентной коммерческой деятельности, а от вовлечения в нее бюджетных средств. Даже внебюджетная деятельность в данной сфере изначально является некоммерческой.
    Трансформация арт-индустрии за последние двадцать лет: от закрытого клуба для мировых элит в быстрорастущий сегмент потребительского рынка.

    Искусство приобретают сотни тысяч людей, информация о предметах коллекционирования более доступна, а наиболее ценные предметы искусства помимо потребительских свойств обладают способностью защищать капитал в периоды финансовой нестабильности, что привлекает на арт-рынок и профессиональных инвесторов. Обслуживающая мировой арт-рынок арт-индустрия стремительно растет и профессионализируется.

    Основу менеджмента профессионального искусства составляет организация (театр, филармония, продюсерский центр и др.), эффективность которого зависит от правильно найденной модели, а также личности и профессиональной подготовки управляющего. Каждое направление арт-бизнеса имеет свои модели менеджмента и критерии его эффективности. Предпринимательство в сфере культуры не является исключением. В данной сфере существуют свои индикаторы эффективности процессов управления деятельностью организации.
    Управление в сфере профессионального искусства в целом представляет собой сочетание управления художественным процессом, организационной и экономической деятельностью; его целью является формирование благоприятных условий для созидания, пропаганды и распространения искусства, охраны авторских прав, достижение определенного оптимального финансового результата.

    Решение этих задач неразрывно связано с повышением культуры обслуживания населения, с созданием услуг для различных категорий населения.
    Управленческая деятельность в организациях арт-индустрии осуществляется на четырех уровнях, регулируя при этом:

    • отношение между обществом и организацией - через систему законодательных и нормативных актов, регламентирующих процессы создания, функционирования и ликвидации конкретной организации;

    • отношение данных организаций друг с другом и другими предприятиями и учреждениями - через систему договоров;

    • отношение между организацией и потенциальной аудиторией через систему маркетинга, ценообразования;

    • отношение организации с входящими в ее состав художественными коллективами, структурными подразделениями и отдельными работниками - через систему договоров, распорядительных актов администрации организации.


    Существует ряд факторов, непосредственно оказывающих воздействие на эффективность рыночных механизмов в сфере культуры и искусства. По данному вопросу целесообразно было бы выделить следующие из них:

    1. Для рынков, предлагающих многие творческие продукты и услуги, характерна несовершенная конкуренция, конкретно – доминирование монополий, что обусловлено некоторыми причинами. Поскольку издержки производства некоторых сложно-дифференцированных культурных услуг велики (например, театральная деятельность, создание фильмов, выпуск аудиопродукции, реставрация памятников), необходимый объем их выпуска может быть эффективно обеспечен в условиях крупных монополизированных компаний, имеющих возможность экономить на масштабе производства.
    Примечание: Суть экономии от масштаба, как известно, заключается в том, что средние издержки производства единицы продукции уменьшаются по мере увеличения выпуска данного продукта. В целях увеличения прибыльности монополии сокращают ассортимент предоставляемых благ, повышая цены на них. Вследствие указанных причин стратегией многих фирм на рынке культурных продуктов становится сокращение выпуска дифференцированных товаров и увеличение выпуска однородных товаров и услуг.
    Ключевой задачей государства в такой ситуации является снижение уровня отрицательных последствий несовершенства рынка путем стимулирования дополнительного объема предложения, поддержки небольших фирм и некоммерческих организаций. Применение инструментов косвенного участия государства в сфере культуры и искусства довольно распространено в западных странах (перекрестное и долевое субсидирование, так называемые «маркированные налоги», государственные гранты);

    2. Поскольку для сферы культуры и искусства творческая деятельность, с экономической точки зрения, представляет собой главный фактор производства, то проблема повышения его производительности является ключевой. Такое повышение производительности идет меньшими темпами, чем в среднем в экономике, поскольку возможности использования новых технологий и дополнительных ресурсов в производстве весьма ограничены. В долгосрочной перспективе сферы производства с основной долей человеческого труда, стоимость которого постоянно повышается, могут быть безубыточными исключительно при финансовой поддержке за счет государственных и общественных средств;

    3. Практика подтверждает, что институт некоммерческой организации (НКО) обладает рядом преимуществ в сфере культуры и искусства по сравнению с коммерческой организацией. В силу раскрытой ранее специфики культурных благ, коммерческие организации в данном отношении уступают по двум направлениям. Во-первых, ориентация менеджеров на получение прибыли провоцирует оппортунистическое поведение, вследствие которого потребитель может получить товар (или услугу) худшего качества. В НКО, как правило, напротив, интересы менеджмента и потребителей совпадают, поскольку такие организации создаются не ради извлечения прибыли. Высокое качество производимых творческих продуктов или оказываемых услуг гарантирует надлежащее соблюдение контрактов и увеличение числа потребителей. Нерегулярность процесса производства, а также сложность определения качества культурных услуг, сокращают преимущества, вызванные повторяемостью процесса производства, и репутацией коммерчески ориентированных менеджеров вследствие проблемы неполноты контракта.

    Во-вторых, некоммерческие организации имеют возможность организации системы членства, являющейся, как правило, эффективным механизмом возмещения постоянных затрат, которые преобладают в структуре издержек. В таком случае используется механизм разделения оплаты услуг на две части: постоянные членские взносы и стоимость билета за каждое отдельное мероприятие (услугу).

    Некоторые преимущества НКО являются следствием определенной организации принятия управленческих решений. Наличие коллегиального органа управления (попечительского или наблюдательного совета) позволяет определять стратегию поведения совместно с менеджментом. Члены организации увеличивают финансирование или сокращают его в зависимости от результатов деятельности НКО.

    В заключение данной статьи необходимо аккумулировать некоторые выводы, к которым пришел автор в процессе анализа рассматриваемой проблематики.

    Специфика интеграции сферы культуры и искусства в систему рыночных отношений опирается на ряд принципов, среди которых основными, по мнению автора, являются следующие:

    • принцип приоритета качества творческих (культурных) продуктов (услуг и т. п.) независимо от вида источников их финансирования;

    • принцип соблюдения баланса надлежащего качества творческих продуктов и их адекватной цены, свободы творчества и достаточной «нормы прибыли», позволяющей творцу не думать о материальном обеспечении;

    • принцип финансовой и иной поддержки государством и обществом культурных институтов, независимо от форм собственности.


    Касаясь факторов, непосредственно оказывающих воздействие на эффективность рыночных механизмов в сфере культуры и искусства, указанных ранее, необходимо отметить, что все они лежат в русле современных проблем, в достаточно острой форме стоящих перед Казахстаном, и включают в себя следующие вопросы:

    • организации цивилизованных рынков в сфере культуры и искусства;

    • влияния структуры издержек и специфики договорных отношений на выбор формы экономической организации в области производства творческих продуктов и услуг;

    • специфики функционирования некоммерческого сектора в сфере культуры и искусства.


    Менеджмент в сфере культуры (арт-менеджмент) во многом сходен с менеджментом услуг. «Продукты» культурной деятельности, как и любые услуги, нельзя продемонстрировать, попробовать, увидеть и оценить до получения. Они больше связаны с феноменами сознания (восприятия, понимания, мышления, переживания и т. д.) и неспособны к хранению. Их производство зачастую совпадает с их потреблением (просмотр спектакля, кинофильма, прослушивание концерта, чтение книги и т. д.; книга, которую не читают, и картина, которую не смотрят и др., не являются художественными ценностями). Более того, в отличие от продуктов материального производства, уничтожаемых в процессе потребления (обувь снашивается, овощи съедаются), культурные ценности в процессе потребления способны наращивать свою ценность (чем большее количество людей прочитало книгу, увидело картину, услышало концерт — тем выше их социальная значимость).
    В культурно-досуговой индустрии ведется активный поиск новых маркетинговых схем, позволяющих культурно-досуговой индустрии выходить из привычных рамок (например, тактика - "не публика доставляется к культурному и досуговому продукту, а продукт - к публике; тактика адресности и дифференцированности создаваемого досугового продукта). Одним из важнейших маркетинговых инструментов в культурно-досуговой индустрии становится комплексность услуг (культура плюс индустрия развлечений, плюс здоровье, плюс спорт и образование). Создаются многофункциональные культурно-развлекательные и рекреационно-досуговые центры для всей семьи. Главной целью фактически становится создание, продвижение и тиражирование культурно-досугового продукта и потребление его широкой аудиторией. Эта технология позволяет говорить именно об индустрии. Роль PR-технологий и рекламы колоссальна во всех областях. Но в культурно-досуговой индустрии они должны оцениваются особенно высоко. Главным маркетинговым рычагом в культурно-досуговой индустрии фактически становится продвижение. Основным фактором, определяющим успех развлекательного центра, является грамотно проведенное маркетинговое исследование и разработанная на основе концепция. В США, например, стоимость услуг консультантов оценивается в размере от 1% до 1,5% общего объема инвестиций на реализацию проекта в целом.

    Новым является сращивание современного искусства и с индустрией СМИ, pr и музейно-галерейной инфраструктуры. Существующая индустрия производства и поддержания стилей жизни работает через форматы, задаваемые современным дизайном, архитектурой, технологиями, музыкой, и в него очень сложно вписать что-то отличное от современного искусства.
    Вместе с тем культурные контакты с западным миром, проникновение «единой глобальной культурной системы» в Казахстане, как и во многих странах мира, вызывают обеспокоенность. Доминирующее влияние «единой глобальной культурной системы» вносит, как правило, значительные перемены в образ жизни и поведение населения тех стран, которые становятся объектом этого влияния. Наблюдается даже нарастание социальной напряженности в этих странах как результат прозападной культурной политики, которая приводит к игнорированию собственной национально-культурной идентичности.

    По мнению Г. Хагурта, единственным способом противодействия западной экспансии может быть формирование культурно-экологических моделей менеджмента.

    Культурно-экологическая модель управления — это менеджмент, предполагающий снятие или предельную минимизацию нивелирующего воздействия глобальных культурных систем на национально-культурную идентичность того или иного народа, самобытность развития различных локальных культур.

    Культурно-экологические модели менеджмента должны включать в себя:

    • свободу культурного выражения;

    • эмансипацию художественной жизни;

    • уважение к культурной идентичности национальных меньшинств;

    • культурное партнерство на основе равенства.
    Инструментами реализации культурно-экологической модели могут быть:

    • единая культурная политика на государственном, региональном и местном уровнях;

    • договоры о социокультурном партнерстве на всех уровнях управления культурой;

    • технологические инновации, проводимые с учетом сохранения экологии, а также равенства и самобытности культур; • стратегический менеджмент на основе сохранения и развития культурной самобытности, выживания культурных сообществ и организаций;

    • исследования и подготовка рекомендаций с учетом единого организационного развития.
    Деятельность менеджера сферы культуры в культурно-экологической модели требует от него большой творческой самоотдачи и должна осуществляться на более высоком уровне культурного антрепренерства.

    Антрепренерство в культуре — форма менеджмента, отличающаяся высокой степенью личной ответственности антрепренера за конечный культурный продукт. Антрепренерство предполагает наличие у субъекта управления национально ориентированной культурной миссии, навыков стратегического мышления, способности к творческой деятельности, умения привносить в дело страстность, энтузиазм. Антрепренеры, как правило, создают организации и прилагают огромные усилия для реализации культурной миссии; они как бы выстраивают мост между экономически ориентированным механизмом культуры и творческим процессом.

    Природа трудовой мотивации.
    Исследования показывают, что работа в сфере культуры имеет низкий статус и престиж, что порождает неудовлетворенность работников своим трудом и высокую текучесть кадров. Особенно важным становится состояние удовлетворенности для контактного персонала сферы культуры (персонала, непосредственно обслуживающего потребителей), т. к. удовлетворенность работников способствует не только большей организационной эффективности, социальной стабильности, но и является важнейшим фактором в создании качественной услуги.
    Мотивация – это то, что активизирует, стимулирует человека и направляет его действия к поставленной цели.

    Существует два смысла слова «мотивация». С одной стороны, мотивацию рассматривают как систему внешних воздействий, призванных побуждать человека к работе с высокой отдачей.
    Организация использует в отношении своего персонала самые разнообразные стимулы: деньги, награды, статус, повышения по службе, ожидая при этом, что работники в ответ будут усердно трудиться. Эта система может включать и набор негативных стимулов и наказаний: штрафы, депремирование, понижение в должности, увольнение.

    С другой стороны, мотивацию рассматривают как внутренние побуждения, исходящие от самого человека, как желание, стремление работать с высокой отдачей, заинтересованность в результатах своего труда. И по большому счету, именно такое состояние человека является истинной мотивацией.
    В последние десятилетия для всех, кто занимается теорией и практикой управления, стало очевидно, что высокая мотивация персонала – это важнейшее условие успеха любой организации.

    Ни одна компания не может преуспеть, не создав у своих работников настроя на работу с высокой отдачей, без высокого уровня приверженности персонала, без заинтересованности членов организации в конечных результатах и их стремления внести свой вклад в достижение поставленных целей. Устойчивые высокие рабочие результаты недостижимы, когда человек не заинтересован в результатах своего труда. Но чтобы работать хорошо, человек должен захотеть этого.
    Рабочее поведение персонала – это результат взаимодействия ключевых факторов организационной среды и мотивационной сферы работника, его потребностей, ценностей, установок и ожиданий. Трудно ожидать высокой трудовой мотивации от работника, который не находит в работе возможностей для реализации своих основных устремлений. Профессиональный потенциал работника при высокой мотивации реализуется достаточно полно (70-80%), в то время как при низкой мотивации – в лучшем случае на 20-30%.

    То есть можно в 2-3 раза увеличить отдачу от сотрудников, усилив их трудовую мотивацию!

    Трудовая мотивация проявляется в трех взаимосвязанных и взаимопроникающих состояниях: заинтересованности в конечных результатах труда, в удовлетворенности работой и в степени приверженности работника организации, то есть в степени его преданности целям и интересам своей организации.
    Настрой на высокую самоотдачу в труде является сложным психологическим образованием, формирующимся под воздействием большого набора факторов окружающей среды. Создание мотивирующей рабочей среды должно стать важнейшей целью для руководства любой компании. Если же руководители за рабочими проблемами не замечают человека и не понимают основных мотивов, определяющих его поведение на работе, в мотивации сотрудников могут происходить драматические изменения, самым негативным образом влияющие на их работу и отношение к делу. Ослабление трудовой мотивации обычно проявляется в снижении удовлетворенности своим трудом и местом работы, падением заинтересованности в результатах труда и приверженности своей организации.
    Для понимания трудового поведения подчиненных и построения эффективной системы воздействия на их мотивацию разберемся в ключевых принципах, которые определяют связь трудовой мотивации и рабочего поведения человека. Это следующие принципы:

    • полимотивированность трудового поведения;

    • иерархическая организация мотивов;

    • компенсаторные отношения между мотивами;

    • принцип справедливости;

    • принцип подкрепления;

    • динамичность мотивации.

      1   2   3


    написать администратору сайта