Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос

  • Задача воспитателя — развивать у детей подвижность языка

  • Специальные двигательные упражнения для мышц речевого аппарата необходимы так же

  • В средней группе

  • В старшем возрасте

  • Формирование звукопроизношения осуществляется в три этапа

  • В старших группах

  • Место дисциплины Теория и методика развития речи в системе подготовки специалистов по дошкольному воспитанию


    Скачать 331.6 Kb.
    НазваниеМесто дисциплины Теория и методика развития речи в системе подготовки специалистов по дошкольному воспитанию
    Дата25.01.2018
    Размер331.6 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаOtvety_na_voprosy_po_TiMRR_chast_1.docx
    ТипДокументы
    #35130
    страница11 из 14
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14

    Вопрос 31. Комплексный подход к решению задач по воспитанию звуковой культуры речи
    В формировании правильного произношения решающую роль играет своевременно начатое обучение. По мнению Л. С. Выготского, слишком ранние или слишком поздние сроки обучения всегда оказываются с точки зрения развития речи детей вредными и неблагоприятно отражаются на их умствен ном развитии. Наибольший эффект в воспитании звуковой стороны речи дает обучение, начатое на ранних этапах дошкольного детства. Возраст детей к началу обучения является более важным фактором, чем длительность обучения. М, М. Алексеева доказала, что обучение, начатое в 3 года, способствует тому, что к четырем годам 56 %, а к пяти годам — 100 % детей полностью овладевают правильным произношением звуков. При обучении же, начатом в четыре года, к пяти годам усваивают правильное произношение звуков лишь 85,7 % детей. Формирование правильного произношения на более поздних этапах идет более медленными темпами и не приводит к желаемым результатам

    В младших группах занятия лучше проводить в формедидактических игр с игрушками на звукоподражание («Угадай, кто кричит»); рассказов-драматизаций с игрушками; рассказов педагога с включением высказываний детей.

    Целесообразно использовать наглядный материал (игрушки, картинки, предметы домашнего обихода и пр.), с которым детей знакомят заранее, так как повышенный к ним интерес вызывает нежелательную в данном случае речевую реакцию. Часто также используются образец педагога, игровые приемы.

    На первых порах занятия целесообразно строить на хоровых ответах, так как дети еще не умеют слушать друг друга. Игры с элементами движения и звукоподражанием следует использовать только тогда, когда дошкольники овладеют двигательными навыками, поскольку подобные игры не способствуют сосредоточению внимания ребенка на звуковой стороне речи, а, наоборот, отвлекают его.

    В средней группе при обучении правильному произношению применение образца для подражания и игровых приемов уже недостаточно. Здесь можно использовать несложные объяснения артикуляции звука. Это вырабатывает привычку не только слушать, но и внимательно смотреть на педагога, а затем следовать образцу. На занятиях в этой группе уже можно ставить учебную задачу (научить произносить тот или иной звук). Постановка учебной задачи способствует более сознательному выполнению указаний педагога. Этому же способствует мотивация учебной деятельности (для чего нужно учиться произносить звук).

    Отработка звуков родного языка у детей трех— пяти лет предусматривает четыре в и да работы, последовательно сменяющих друг друга: 1) подготовку органов артикуляционного аппарата; 2) уточнение произношения изолированного звука (в слогах); З) выработка умения выделять этот звук, отличать его от других; 4) закрепление правильного произношения звука во фразовой речи.

    Работа по звукопроизношению сочетается с работой по другим разделам звуковой культуры речи.

    Осуществляя подготовку органов артикуляционного аппарата, воспитатель дает игровые упражнения для развития илй уточнения движения, выработки определенных положений, способствующих правильной артикуляции звуков. При этом выделяется работа над следующими разделами звуковой культуры речи: воспитанием четкой и правильной артикуляции, длительного, плавного речевого выдоха, развитием громкости голоса.

    Работая над уточнением произнесения изолированного звука и развитием речевого слуха, воспитатель использует игры или игровые упражнения. Внимание детей фиксируется на положении органов артикуляционного аппарата при произнесении этого звука и его звучания. Также используются игры для выделения данного звука из группы звуков. Этот вид работы способствует воспитанию речевого слуха, формированию умения соизмерять громкость голоса, развитию артикуляционного аппарата, речевого дыхания.

    Формируя умение выделять нужный звук в слове, отличать его от других, педагог использует различный игровой материал (в основном дидактические игры), способствующий четкому и правильному употреблению звуков в словах. Сначала даются те слова,

    в которых отрабатываемый звук стоит в ударном слоге. дети учатся произносить его более четко, длительно, т. е. вырабатывают умение выделять звук голосом, а в дальнейшем — не только выделять, но и определять его место в слове. Одновременно решаются задачи совершенствования фонематического слуха, дикции и произнесения слов согласно орфоэпическим Нормам.

    Для закрепления правильного произношения звука во фразовой речи и развития речевого слуха воспитатель применяет специально подобранный речевой материал (словесные игры, чистоговорки, скороговорки, загадки, потешки, стихи, рассказы, сказки). Он следит за правильным употреблением данного звука. Воспитание правильного произношения звуков в самостоятельной речи сочетается с развитием речевого слуха и речевого дыхания, с выработкой умения Использовать умеренный темп и интонационную выразительность речи.

    В старших группах основой занятий является установка на звук, которая обеспечивается использованием специфических приемов обучения. Наиболее эффективный прием — показ артикуляции звука, сопровождаемый объяснением положения органов артикуляции с последующими упражнениями в произнесении звука изолированно и в сочетании его с другими звуками. для осознания необходимости занятий перед детьми ставится учебная задача и определяется мотивация их деятельности. Формирование звуковой культуры речи связано с работой по дифференциации звуков и предусматривает три вида работы: дифференциацию изолированных звуков, дифференциацию звуков в словах и дифференциацию звуков в речи.

    При дифференциации изолированных звуков воспитатель осуществляет работу по различению звуков по их акустическим и артикуляционным свойствам. При этом он Использует картины-образы, т. е. условно соотносит звук с определенным звуком, издаваемым животным, предметом, действием. Одновременно этот вид работы способствует совершенствованию фонематического слуха, выработке четкого произношения звуков.

    Работая над дифференциацией звуков в словах, воспитатель подбирает различные картинки, предметы, игрушки, в названии которых Имеются дифференцируемые звуки, и учит детей различать их. Сначала берутся слова, в которых имеется тот или другой дифференцируемый звук, затем — слова, отличающиеся только одним дифференцируемым звуком, потом — слова, включающие оба дифференцируемых звука. Эта работа способствует улучшению дикции, уточняет правильность произнесения слов в соответствии с орфоэпическими нормами произношения.

    При дифференциации звуков в речи воспитатель подбирает словесные игры, рассказы, сюжетные картинки, стихотворения, чистоговорки, скороговорки, загадки, пословицы и другой речевой материал, насыщенный дифференцируемыми звуками. Одновременно отрабатывается дикция, умение правильно пользоваться голосом, произносить слова с учетом литературных норм произношения.

    Такое построение занятий позволяет использовать различные приемы обучения, чередовать деятельность детей, создает условия для многократного повторения однотипного речевого материала при разнообразии приемов обучения.

    Обучение правильному произношению предусматривает взаимосвязь и взаимодействие специальных занятий с работой, проводимой вне занятий (подвижные игры с текстом, игры-забавы на дыхание, хороводы, игры-драматизации и т.д.). Эта взаимосвязь состоит в том, что на всех этапах обучения, как правило, решаются одни и те же программные задачи. Внимание детей постоянно фиксируется на звуковой стороне речи.

    Вопрос 32. Методика обучения дошкольников правильному звукопроизношению.
    Для четкого произношения звука необходимы правильное положение и движение органов речи (артикуляция).

    Задача воспитателяразвивать у детей подвижность языка (умение поднимать язык вверх, отодвигать в глубь рта и т. д.), губ (умение их открывать, вытягивать вперед и т. д.), регуляцию движений нижней челюсти.Решается она одновременно с формированием звукопроизношения.

    Если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, своевременно преодолевается возрастное физиологическое косноязычие, то и тогда специальная работа по звукопроизношению и дикции необходима.

    Специальные двигательные упражнения для мышц речевого аппарата необходимы так же, как общая гимнастика необходима для нормального развития организма. Поэтому работа по звукопроизношению и дикции не должна рассматриваться в детском саду как логопедическая. Ее следует проводить со всеми детьми, а не только с теми, которые имеют какие-нибудь отклонения в произношении звуков.

    Для детей с дефектами речи создана логопедическая система постановки и закрепления звуков. Она неприемлема к нормально развивающимся детям. Поэтому воспитателю нужно критически относиться к буквальному перенесению в свою практику системы упражнений по звукопроизношению из логопедических сборников.

    В системе работы с детьми младшего дошкольного возраста, предложенной В. В. Гербовой, А. И. Максаковым, М. Ф. Фомичевой, существует положение о том, что, хотя большинство детей третьего года жизни уже правильно выговаривают гласные и простые согласные звуки (м, п, б, ф, в и др.), на первых этапах необходимо уточнение и закрепление именно данных звуков. Это важно для развития артикуляционного аппарата и подготовки к произнесению более сложных звуков.

    И для первой и для второй младшей группы В. В. Гербовой, М. Ф. Фомичевой, А. И. Максаковым установлена последовательность работы, которая опирается на возрастную последовательность овладения ребенком звуками(в онтогенезе):

    гласные и, ы, у, э, о, а;

    затем губно-губные м, п, б;

    далее губно-зубные в, ф;

    переднеязычные н, д, т, з, с;

    заднеязычные к, г, х;

    йотированные je, jy, ja, jo.

    В средней группе основное внимание уделяется отработке переднеязычных нёбно-зубных ш, ж, щ, ч, р и зубного л.Этим заканчивается большой этап овладения детьми произношением всех звуков родного языка.

    В старшем возрасте основное содержание работы по звуковой культуре речи сводится к дифференциации звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: шипящих и свистящих (ш — с, ч — ц), звонких и глухих (в — ф, ж — ш), твердых и мягких (д — дь, л — ль). Детей знакомят с различительными особенностями этих звуков по акустическим и артикуляционным признакам.

    Формирование звукопроизношения осуществляется в три этапа:

    1) подготовка артикуляционного аппарата;

    2) уточнение произношения изолированного звука;

    3) закрепление звука в слогах, словах и фразовой речи.

    Первый этап — подготовительные артикуляционные движения — может осуществляться на ежедневной утренней гимнастике, в виде коротких упражнений на любых занятиях, а также и в рамках однотемного занятия по звуковой культуре речи. Все три этапа могут осуществляться или на одном и том же занятии, или на двух с перерывом в 1—5 дней.

    Таким образом, типичная структура процесса изучения одного звука такова:

    1. Показ, объяснение артикуляции звука (или группы родственных звуков), многократное произнесение звука педагогом (в образной форме).

    2. Произношение изолированного звука детьми с одновременным упражнением в речевом дыхании (длительность выдоха) н выразительности речи.

    3. Проговаривание детьми слогов, звукоподражаний с воспроизведением изменяющихся силы, высоты голоса, темпа речи.

    4. Упражнение в произношении звука в словах и фразовой речи (шутки-чистоговорки, инсценировки рассказов, дидактические и подвижные игры, чтение стихотворений).

    Как видно, особенность этой работы заключается в многократном повторении одного и того же звука. Следовательно, воспитатель должен обеспечивать интерес детей к занятиям, разнообразя приемы обучения и речевой материал. Кроме того, нужно стремиться к максимальной речевой активности детей, к живому темпу и высокой плотности занятия.

    В старших группах, где преобладают иные задачи, комплексное занятие по звуковой культуре речи может включать, помимо артикуляционных и дикционных упражнений, дидактические рассказы и игры, особенно на развитие фонематического слуха детей.

    В этих группах необходимы индивидуальные дополнительные занятия с теми детьми, которые имеют недостатки звукопроизношения. В индивидуальной работе с такими детьми воспитатель использует логопедические приемы.Целесообразно для индивидуальных занятий объединять детей (внутри одной группы), имеющих общие недостатки в звукопроизношении. Занятия проводят 2—3 раза в неделю в удобное для воспитателя время. К работе по исправлению дефектов речи у детей педагогу следует привлекать и родителей. При тяжелых нарушениях речи воспитатель организует консультацию логопеда. Иногда возникает необходимость в пребывании ребенка в специализированном логопедическом детском саду для детей с нарушением речевого развития.

    Вопрос 33. Методика работы над компонентами звуковой культуры речи.
    Звуковая культура речи включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию.

    Воспитание звуковой культуры предполагает:

    - формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;

    - воспитание орфоэпически правильной речи — умение говорить согласно нормам литературного произношения. Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В состав орфоэпии входит не только произношение, но и ударение, т. е. специфическое явление устной речи. Русский язык обладает сложной системой разноместного и подвижного ударения;

    - формирование выразительности речи — владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой, силой голоса, темпом, ритмом речи, паузами, интонациями. Ребенок в повседневном общении владеет естественной выразительностью речи, нуждается в обучении произвольной, осознанной выразительности при чтении стихов, пересказе, рассказывании;

    - выработка дикции — отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;

    - воспитание культуры речевого общения как части этикета.

    Задачи работы по воспитанию звуковой культуры речи раскрываются О.И. Соловьевой, А.С. Фельдберг, А.И. Максаковым, М.Ф. Фомичевой и др.

    В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру речепровзношения и речевой слух. Направления работы: развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции; развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, звуковысотный, ритмический слух).

    При воспитании звуковой КУЛЬТУРЫ речи применяются специальные методические приемы.

    1. Сопряженная и отраженная речь. При сопряженной речи воспитатель и дети вместе повторяют слова или фразу, сказанные воспитателем. В младшей группе этот прием используется часто, а в старших группах лишь по отношению к детям с серьезными речевыми недостатками. Но уже начиная со средней группы воспитателю следует использовать способы, требующие от ребенка большой активности внимания. Среди них — прием отраженной речи, когда воспитатель предлагает ребенку вслушаться в то, как он произносит слова, стихи, а затем самому повторить их. При этом развиваются внимание и память детей. («Послушай, как я скажу: “Ворона закаркала кар-Кар-кар!” А теперь ты скажи».) При использовании этого приема у ребенка развивается активное слуховое восприятие.

    2. Хоровая речь. С помощью этого приема достигаются хорошие результаты в укреплении неторопливого темпа и ритма речи, а также других сторон звуковой культуры речи. Хоровую речь лучше использовать в работе с подгруппами, чтобы улавливать особенности речи детей. Речь хором должна быть легкой, плавной, четкой и сохранять свою выразительность. Этот прием хорошо сочетать с индивидуальным повторением: “У-у-у” - сигналит паровоз. Как он сигналит? (хоровой ответ.) Послушайте, как сигналит Олин паровоз, Сашин... Танин...».

    3. Показ и объяснение артикуляции звука с использованием Сказки о веселом язычке М. Генинг и Н. Герман. Воспитатель средней группы рассказывает, что существуют специальные органы, при помощи которых человек произносит звуки речи.

    Скажите, дети, у вас есть язычки? (да,) А где они находятся? (Во рту.) Правильно! Язык у вас находится во рту. Рот - это домик языка. домик открывается и закрывается. Посмотрите: я буду открывать и закрывать домик. (Воспитатель медленно смыкает и размыкает зубы. Губы в положении улыбки, верхние и нижние зубы обнажены.)

    А теперь скажите, чем домик закрывается? (домик закрывается зубами.) Правильно! Зубы крепко закрывают домики не выпускают язычок на улицу. Нижние зубы – это крылечко. Найдите языком нижние зубы. давайте все вместе откроем и закроем домик язычка. улыбайтесь, закрывайте домик так, чтобы зубы были хорошо видны. Дети выполняют упражнение.) А скажите для чего нам нужен язык? Что мы делаем языком? (Едим, говорим.) Правилено! Но чтобы хорошо говорить, язык должен многое уметь делать. Он может быть широким, тонким. Посмотрите, какой у меня язык (Воспитатель показывает широкий язык. Затем он вызывает детей, умеющих делать язык широким.)

    В процессе уточнения и закрепления звуков воспитатель указывает на то, что при произнесении, например, гласных звуков «о» «у» губы надо вытягивать вперед и делать круглыми (как бублик). При знакомстве детей с более сложными звуками воспитатель рассказывает и неоднократно показывает, какое положение должны принять ЯЗЫК, губы и зубы для того, чтобы правильно произнести звук.

    4. Упражнения на звукопроизношение, слуховое внимание, речевое дыхание, силу голоса, темп речи и т.д. Например, чтобы развить речевое дыхание, в младшей группе детям предлагается подуть на ватку, султанчик, в средней — на шарики, игрушки, находящиеся в тазу с водой. При выполнении упражнения, направленного на развитие слухового внимания, детям младшей группы предлагаю определить на слух, на каком инструменте (барабане, бубне, металлофоне, дудке) играет Петрушка, а детей пяти лет просят указать направление их звучания.

    В старшей группе можно проводить словесные упражнения соревнования типа «Кто лучше скажет?» В соревновании участвуют две команды (по 2—3 ребенка в каждой). Одна команда произносит трудные слова и словосочетания, а другая слушает, затем — наоборот.

    Особый интерес у старших дошкольников вызывают упражнения, в которых намеренно какое-либо слово произносится неточно (<‘Сшил себе котенок тапки, чтоб зимой не мерзли шапки»). дети должны обнаружить ошибку и подобрать нужное слово.

    5. Рассказ -драматизация. Здесь используется принцип постепенности восприятия образца для подражания и игровых действий с игрушками, создается возможность многократного повторения детьми речевого материала. Такие рассказы просты по содержанию и могут быть придуманы самим воспитателем.

    б. Использование пособий «Волшебный кубик», «Звуковые часы». На гранях кубика наклеены картинки. Воспитатель переворачивает куб с грани на грань: «Вертись, крутись, на бочок ложись!» Вниманию предлагается одна из картинок. Дети хором или по одному исполняют соответствующую песенку. Картинки меняются по мере знакомства детей с новыми звуками.

    Примерные задания для детей четырех лет: «Произнесите названия изображенных предметов; вслушайтесь, как звучат эти слова; найдите два слова-названия, сходные по звучанию, и укажите на них стрелками; отыщите два слова-названия, не сходные по звучанию.

    Задания для детей пяти лет: «Найдите на часах самые короткие слова; укажите стрелками два ДЛИННЫХ слова; отыщите два слова: одно — короткое (укажите на него маленькой стрелкой), а другое — длинное (направьте на него длинную стрелку); найдите два слова-названия, в которых есть звук “е”; есть ли на ваших часах слова без звука “а” и т.д.

    Средства, методы и приемы, о которых говорилось выше, используются на всех занятиях по воспитанию звуковой культуры речи в самых разных сочетаниях.
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14


    написать администратору сайта