Главная страница
Навигация по странице:

  • Типичная структура занятий по пересказу

  • Рассказы на основе личного опыта

  • Требования, предъявляемые к образцу рассказа воспитателя о впечатлениях из его личного опыта.

  • Творческое рассказывание

  • Связные высказывания типа рассуждений

  • Место дисциплины Теория и методика развития речи в системе подготовки специалистов по дошкольному воспитанию


    Скачать 331.6 Kb.
    НазваниеМесто дисциплины Теория и методика развития речи в системе подготовки специалистов по дошкольному воспитанию
    Дата25.01.2018
    Размер331.6 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаOtvety_na_voprosy_po_TiMRR_chast_1.docx
    ТипДокументы
    #35130
    страница14 из 14
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14

    Основу описательного рассказа составляют конкретные представления. Эти представления об объектах дети накапливают в процессе рассматривания предметов на занятиях и в повседневной жизни. Однако, чтобы дети усвоили эти представления, необходимо целенаправленное обучение познавательным умениям. Во-первых, умению осознанно и самостоятельно обследовать объект (внимательно рассматривать, поглаживать, ощупывать, надавливать, нюхать и т. д.), с тем, чтобы получить разную информацию. Во-вторых, умению использовать сенсорные эталоны, оценивая степень выраженности различных качеств и свойств (величины, цвета, формы). Описательный рассказ включает в себя название объекта, описание его особенностей, поведения, обращение с объектом.

    При обучении детей составлению рассказа-описания решаются следующие основные задачи:

    • развитие умения выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов;

    • формирование обобщённых представлений о правилах построения рассказа-описания предмета;

    • овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа.

    Особая сложность при составлении описательных рассказов состоит в следующем: а) воспроизведение ранее полученных представлений; б) удержание в памяти последовательности, которая является планом рассказа-описания. Исходя из этого, работу по формированию навыков составления описательных рассказов следует начинать с подготовительных упражнений, при проведении которых главное внимание уделяется развитию у детей сенсорного восприятия, навыков анализа воспринимаемого предмета, формированию фразовой речи при ответах на вопросы. Мы используем следующие виды упражнений: «Чудесный мешочек» на развитие тактильного восприятия, «Это правда или нет?» на развитие зрительного восприятия и внимания, «Кто больше увидит и назовёт?» на выделение частей предмета и т. д. После проведения ряда подготовительных упражнений мы переходим непосредственно к процессу обучения составлению описательных рассказов. В этом случае мы используем модель: предметную, предметно-схематическую или схематическую. На первом этапе применяем предметную модель. Предметные модели воспроизводят структуру и особенности реальных объектов и явлений. Самая простая предметная модель - игрушка какого-либо животного, а также муляжи овощей, фруктов, грибов.

    Примером предметной модели может служить аквариум, моделирующий водоём, или глобус - как модель Земли. Смоделировать можно экологические системы: лес, луг, речку. Предметной моделью можно считать и набор предметных картинок, составляющих содержание будущего рассказа. На картинках должен быть изображён конкретный объект и конкретное действие. Например, чтобы составить описательный рассказ о кошке, можно использовать такие картинки: кошка, кошка с котятами, кошка ест, спит, играет, мышка, аквариум с рыбками, человек.

    Вопрос 39. Виды пересказа, их использование в разных возрастных группах.
    Пересказ — осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи; деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, память и воображение. Для овладения пересказом необходим ряд умений: прослушивать произведение, понять его основное содержание, запоминать последовательность изложения, речевые обороты авторского текста, осмысленно и связно передавать текст. Роль пересказов высоко оценивалась в классической педагогике К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой), раскрыта Е.И. Тихеевой, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, Р.И. Габовой, А.М. Бородич и др.

    При выборе произведений для пересказа учитываются требования:

    —иметь воспитательную ценность, обогащать моральный опыт детей;

    — быть доступными по содержанию — в произведении должны быть знакомые герои, персонажи с ярко выраженными чертами характера, понятными мотивами поступков;

    — иметь четкую композицию с хорошо выраженной последовательностью действий (не берутся сложные описательные тексты). Особое значение имеет динамичность сюжета. Дети легко воспроизводят даже относительно длинные произведения с динамичным сюжетом;

    —должны быть написаны образцовым языком, без сложных грамматических форм, содержать разнообразные и точные определения, сравнения, желательно прямую речь; не включать длинные предложения с причастными и деепричастными оборотами;

    — доступны по объему. Некоторые исследователи считают, что важен не размер, а содержание произведения. Другие предлагают только короткие произведения. Они пересказываются детьми более уверенно, последовательно.

    Этим требованиям отвечают народные сказки, короткие рассказы К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Е. Чарушина, В. Осеевой, Н. Калининой и других.

    Не рекомендуется пересказывать стихотворения, так как это нарушает единство формы и содержания, воспитывает невнимание к поэтической форме.

    Виды пересказа: подробный или близкий к тексту; краткий или сжатый; выборочный; с перестройкой текста; с творческими дополнениями. Пересказ, близкий к тексту легче и является средством закрепления в памяти содержания прочитанного, усвоения логики и структуры образца, его языка. Пересказ с перестройкой текста, от лица разных героев, в силу своей сложности, проводится только в подготовительной к школе группе. При пересказе с творческими дополнениями старшие дети придумывают отдельные эпизоды, начало, концовку.

    Требования к пересказам детей:

    1. Осмысленность (полное понимание текста).

    2. Полнота передачи произведения, т. е. отсутствие существенных пропусков, нарушающих логику изложения.

    3. Последовательность и связность пересказа.

    4. Использование словаря и оборотов авторского текста и удачная замена некоторых слов синонимами.

    5. Плавность пересказа, отсутствие длительных, ненужных пауз.

    6. Выразительность и фонетическая правильность речи, культура поведения во время пересказа.

    Подготовка воспитателя состоит в:

    а) выборе произведения с учетом речевых умений и навыков детей, воспитательных задач, времени проведения;

    б) анализе произведения и работе над выразительностью исполнения;

    в) отборе в тексте слов, непонятных детям, и приемов их объяснения.

    Подготовка детей к пересказам предполагает: а) обогащение детского опыта путем наблюдений, рассматривания картин, бесед (в соответствии с содержанием текста); б) объяснение незнакомых слов до чтения произведения; в) рисование, лепка после первичного ознакомления с текстом.

    Типичная структура занятий по пересказу

    1. Вводная часть. Цель - создание интереса к занятию, подготовке детей к восприятию текста путем краткой вступительной беседы, показа картинки, напоминания о наблюдениях, загадки.

    2. Первичное чтение произведения. Детям предлагается послушать произведение, сообщаются его название, автор. Новый текст рассказывается (читается) без предупреждения о последующем пересказе, поскольку установка на пересказ ограничивает внимание ребенка, сосредоточивает его на запоминании и тем самым мешает целостному восприятию художественного произведения.

    3. Беседа по содержанию прочитанного, направленная на анализ и запоминание текста.

    4. Повторное чтение с установкой на последующий пересказ.

    5. Пересказы детей.

    6. Заключительная часть занятия. Можно использовать драматизацию произведения с помощью игрушек, настольного и теневого театра.

    Длинные и сложные произведения читаются заранее, не менее чем за неделю до пересказа. На следующем занятии детям сразу сообщают о пересказе, читают уже знакомое им произведение, проводят беседу по его содержанию, при необходимости читают еще раз, далее следуют пересказы детей.

    Методика обучения пересказыванию в разных возрастных группах имеет как общие, так и специфические особенности.

    В младших группах детей учат слушать и правильно воспринимать произведение, отвечать на вопросы. Дети третьего года жизни рассказывают вместе со взрослым, в ответ на его вопросы, поставленные обычно к последнему слову фразы, вставляют отдельные слова («Посадил дед что?» – «Репку». – «Выросла репка какая?»). Сначала на эти вопросы отвечает сам воспитатель, побуждая подключаться к совместному ответу и ребенка. Постепенно становится возможным использование подсказывающих вопросов, на которые дети отвечают сами целым предложением («Жили-были. Кто жили-были? Дед да баба?» – «Жили-были дед да баба»).

    Дети четвертого года пересказывают хорошо знакомые сказки и рассказы, построенные на повторе («Колобок», «Репка»), тоже с помощью воспитателя. Педагог учит детей воспринимать сказку или рассказ, следить за развитием действия, отвечать на вопросы по тексту и таким образом постепенно подводит к его воспроизведению. Запоминанию литературных произведений помогает их драматизация с помощью игрушек, настольного, теневого, кукольного театров, подвижных картинок (на магнитной основе, на фланелеграфе).

    Как и в предыдущей группе, на первых порах преобладает совместное рассказывание воспитателя и ребенка. При повторном рассказывании воспитателем сказки дети могут произносить отдельные слова и предложения. Наряду с подсказывающими вопросами используются и прямые вопросы, требующие ответа целой фразой («Что сказал заяц Колобку? Кто встретился Колобку дальше?»). Постепенно дети начинают пересказывать отдельные фрагменты текста, а затем и весь текст, опираясь на помощь взрослого.

    Эта работа во второй младшей группе осуществляется в процессе ознакомления детей с художественной литературой. Большое значение имеют индивидуальные занятия, в процессе которых создаются условия для активного участия каждого ребенка в пересказе.

    Начиная со средней группы программой детского сада предусмотрено систематическое обучение детей пересказыванию. Наиболее целесообразной формой организации детей при пересказывании является занятие со всей группой.

    В средней группе детей учат пересказывать короткие сказки и рассказы, впервые прочитанные на занятии, выразительно передавать диалог персонажей, слушать и замечать несоответствие тексту в пересказах других детей. Для пересказа можно использовать русские народные сказки «Курочка ряба», «Волк и семеро козлят», «Репка», рассказы К. Д. Ушинского «Гуси», «Уточки», Л. Н. Толстого «Сел дед пить чай», «Пришла весна, потекла вода», сказку В. Сутеева «Цыпленок и утенок» и др.

    В старшей группе дети пересказывают русские народные сказки «Теремок», «Лиса и рак»; рассказы К. Д. Ушинского «Умей обождать», «Бишка», Л. Н. Толстого «Пожарные собаки», «Котенок», В. Осеевой «Синие листья», Н. Калининой «Про снежный колобок», Е. Чарушина «Почему Тюпа не ловит птиц», Е. Пермяка «Как Маша стала большой» и др.

    Как и в средней группе, беседа является обязательным приемом, подготавливающим детей к пересказу. Основное ее назначение – помочь детям осмыслить содержание произведения, проникнуть в те внутренние связи, которые они еще не могут раскрыть сами. Без такой беседы дети иногда не понимают идею произведения.

    Одной из распространенных ошибок в практике является стремление поставить большое количество вопросов, главным образом направленных на запоминание последовательности изложения.

    В старшей группе широко применяется план пересказа. Это могут быть готовый план, предложенный воспитателем,- и план, составленный им вместе с детьми. В основе составления плана лежит умение производить смысловую группировку текста, которому следует учить специально. Сначала детям предлагаются вопросы, показывающие отдельные смысловые отрезки произведения, а затем план формулируется в виде указаний.

    Во всех группах используются разные методические приемы обучения пересказыванию. Условно их можно разделить на приемы, обеспечивающие: а) осмысленное восприятие произведения; б) педагогическое руководство самим процессом пересказывания; в) анализ и оценку речевой деятельности детей.

    В подготовительной к школе группе значительно усложняется литературный материал для пересказа. Наряду с повествовательными текстами дети учатся воспроизводить и несложные описания. Они пересказывают русские народные сказки «Заяц-хваста», «Лиса и Козел», рассказы К. Д. Ушинского «Четыре желания», «Утренние лучи», Л. Н. Толстого «Косточка», В. Бианки «Купание медвежат», В. Осеевой «Просто старушка», «Плохо», Н. Сладкова «Зеленые бабочки», «Сосулькина вода», Г. Скребицкого «Разлились реки».

    Повышаются требования к пересказам. При анализе дети более точно соотносят пересказы с текстом, обнаруживают пропуски, учатся подходить к оценке пересказов с учетом определенных критериев: самостоятельности, последовательности, полноты, плавности, выразительности.

    Особого внимания воспитателя в этой группе требует обучение пересказу поэтических описаний природы. Подготовка детей к пересказу тесно связана с наблюдениями, с активизацией их представлений о природе, знакомых литературных образов.

    В этой группе применяются выборочный пересказ (интересные в языковом отношении фрагменты, намеченные воспитателем и выбранные детьми), пересказ от лица разных героев, придумывание продолжения к прочитанным текстам, сочинение рассказов и сказок по аналогии с прочитанными.

    Вопрос 40. Методика обучения рассказыванию на словесной основе.
    К рассказам на словесной основе относятся рассказы на основе личного опыта и творческое рассказывание, рассказы-рассуждения.

    Рассказы на основе личного опыта

    Рассказы о впечатлениях из опыта опираются в основном на материал, воспринятый, осмысленный ребенком и сохраненный его памятью. В основе их лежит работа памяти и воссоздающего воображения. Это рассказы о тех событиях, свидетелями или участниками которых были сами дети.

    Рассказы из опыта обычно живы, искренни и эмоциональны, но недостаточно связны и последовательны. Жизненные впечатления детей сложны и многообразны, и поэтому часто ребенок, говоря о происшедшим с ним событии, воспроизводит его довольно специфично. Как отмечала Л.А.Пеньевская, ребенок может начать свой рассказ не с того, что было раньше, а с того, что психологически сильнее на него подействовало. Структура рассказа часто определяется эмоциональными мотивами.

    Сложность в том, что в процессе рассказывания у детей возникают новые ассоциативные связи, один образ вызывает другой, что нарушает логику и последовательность изложения, мешает связному рассказыванию.

    Рассказы из опыта можно разделить на два вида:

    — рассказы, отражающие коллективный опыт детей (о событиях, в которых принимали участие все дети (экскурсия на почту);

    — рассказы, отражающие индивидуальный опыт детей («Расскажи, как ты провел выходной день»; «Расскажи о своем доме»).

    Требования, предъявляемые к образцу рассказа воспитателя о впечатлениях из его личного опыта.

    1. В основу рассказа воспитателя положен какой-либо случай (или событие), представляющий интерес для детей и близкий их жизненному опыту.

    2. Рассказ должен отличаться четкой последовательностью изложения (завязка, заинтересовывающая детей, нарастание действия, быстрая и ясная развязка).

    3. Язык рассказа должен быть приближен к разговорной речи, а сам рассказ — быть понятным и кратким, образным, без длинных фраз.

    Творческое рассказывание

    Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда появляется достаточный запас знаний об окружающем мире. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем; возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного превращается в творческое (Л.С.Выготский).

    Вопросы формирования детского словесного творчества исследовались Е.И.Тихеевой, Е.А.Флериной, М.М.Кониной, Л.А.Пеньевской, Н.А.Орлановой, О.С.Ушаковой, Л.М.Ворошниной, Э.П.Коротковой, А.Е.Шибицкой и др., разработавшими тематику и виды творческого рассказывания, приемы и последовательность обучения. Творческое рассказывание детей требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций.

    Словесное творчество — наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Особенности творческого рассказывания в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на свой прошлый опыт, облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку; точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел.

    В основе словесного творчества, отмечает О.С.Ушакова1, лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и художественной формы. Словесное творчество она рассматривает как деятельность, возникающую под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающуюся в создании устных сочинений-рассказов, сказок, стихов.

    Словесное творчество детей выражается в различных формах: сочинении рассказов, сказок, описаний; сочинении стихотворений, загадок, небылиц; словотворчестве (создании новых слов — новообразований).

    Условия успеха детей в творческой деятельности: постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни; обогащение и активизацию словаря; умение детей владеть культурой связного высказывания, знать композицию повествования; правильное понимание детьми задания: создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было или ребенок этого сам не видел, но «придумал» (хотя в опыте других подобный факт мог быть).

    Виды классификации творческих рассказов: сказки; описания природы, сочинение рассказов по аналогии с литературным образцом (замена героев с сохранением сюжета; изменение сюжета с сохранением героев). Чаще всего дети создают контаминированные тексты, поскольку им трудно давать описание, не включая в него действие, а описание сочетается с сюжетным действием.

    Начинать обучение творческому рассказыванию лучше с придумывания рассказов реалистического характера. Наиболее сложным заданием является создание текстов описательного характера о природе, поскольку выразить в связном тексте свое отношение к природе ребенку сложно.

    Развитие словесного творчества детей под влиянием русской народной сказки происходит поэтапно.

    На первом этапе в речевой деятельности дошкольников активизируется запас известных указок с целью усвоения их содержания, образов и сюжетов.

    На втором этапе под руководством воспитателя осуществляется анализ схемы построения сказочного повествования сюжета (композиция, традиционный зачин и концовка). Воспитатель обращается к приемам совместного творчества: выбирает тему, называет персонажей — героев будущей сказки, советует план, начинает сказку, помогает вопросами, подсказывает развитие сюжета.

    На третьем этапе предлагается придумать сказку по готовым темам, сюжету, персонажам; самостоятельно выбрать тему, сюжет, персонаже

    Связные высказывания типа рассуждений

    Рассуждение является наиболее сложным типом монологической речи и характеризуется использованием достаточно сложных языковых средств. Основой рассуждения является логическое мышление, отражающее многообразные связи и отношения реального мира. В исследованиях С.Л.Рубинштейна, А.Р.Лурия показано, что ребенок рано начинает подмечать элементарные причинные зависимости и делать выводы. Уже в 4 года 4 мес. у некоторых детей наблюдается понимание причин и следствия явлений. Развитие понимания причинности связано с наблюдением конкретных ситуаций, объяснением содержания картинок. В старшем дошкольном возрасте дети пользуются простейшими речевыми формами рассуждений, главным образом в виде сложноподчиненного предложения с придаточным причины с союзом потому что.

    Задачи работы с детьми: обучение их целостным связным рассуждениям, состоящим из тезиса, доказательства и выводов; формирование умений вычленять существенные признаки предметов для доказательства выдвинутых тезисов; использовать различные языковые средства для связи смысловых частей (потому что, так как, поэтому, значит, следовательно); употреблять при доказательстве слова во-первых, во-вторых, включать элементы рассуждения в другие типы высказываний (контаминация).

    В процессе общения создаются ситуации, требующие разрешения определенных проблем, побуждающие детей пользоваться объяснительно-доказательной речью. Для этого можно использовать:

    — труд детей в природе (в уголке природы дети определяют состояние почвы, листьев комнатных растений и выясняют необходимость их полива; определяют влияние влаги и света на рост и развитие растений);

    — наблюдения за сезонными изменениями в природе, объяснение зависимостей, существующих в природе;

    — обследование предметов, их качеств, свойств (что тонет в воде и почему? из какой ткани шьют летнюю, зимнюю одежду и почему?);

    — конструктивно-строительные задания (собрать по схеме конструкцию и объяснить, как собирал, что получилось; построить мост через реку, железную дорогу, объяснить, какие детали отобрал и почему);

    — классификацию иллюстраций и картинок в книжном уголке, объединение картинок в одну группу;

    — объяснение правил настолько-печатных, подвижных, словесных игр.

    Обучение высказываниям типа рассуждений на занятиях целесообразно начинать с опорой на предметные действия, наглядный материал, постепенно переходя к заданиям на вербальной основе. Можно использовать:

    1. Создание проблемных ситуаций с опорой на наглядный материал:

    2. Задания на вербальной основе:

    а) беседы по содержанию произведений художественной литературы с обсуждением положительных и отрицательных поступков героев, их мотивов;

    б) речевые логические задачи. Цель: развивать умение устанавливать зависимость, рассказывать об этом, определять цель рассуждения, выделять его структурно-смысловые части; продолжать учить пользоваться способами связи смысловых частей рассуждения;

    в) объяснение пословиц, загадывание и отгадывание загадок без опоры на наглядный материал. Цель: закреплять умение строить целостное рассуждение, состоящее из тезиса, доказательств и выводов, использовать разные способы связи смысловых частей;

    г) составление высказываний-рассуждений на предложенную тему («Почему улетают перелетные птицы?»).

    В процессе обучения используют образец построения рассуждения, план, отражающий его структуру, модель, подсказ способов связи фраз и смысловых частей.

    Целесообразно также использовать приемы из системы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Такие ее элементы, как системность (часть — целое), развитие (было — не было), противоречие (хороший — плохой), вовлекают детей в поиски доказательств, направлены на развитие их логического мышления и творческих способностей. Положительное влияние на развитие речи-рассуждения оказывают алгоритмы и модели разрешения противоречий.

    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14


    написать администратору сайта