Главная страница
Навигация по странице:

  • 33) Взаимосвязь человека и общества: человек в системе социальных связей. Роль личности в истории. Человек в системе социальных связей.

  • Роль личности в истории.

  • 34) Социальная философия и философия истории. Социальное пространство и социальное время: особенности и исторический контекст.

  • Социальная философия.

  • ФилософиЯ. Место и роль философии в культуре. Мифологическая, научная, религиозная и философская картины мира в истории культуры


    Скачать 179.43 Kb.
    НазваниеМесто и роль философии в культуре. Мифологическая, научная, религиозная и философская картины мира в истории культуры
    АнкорФилософиЯ.docx
    Дата26.04.2017
    Размер179.43 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософиЯ.docx
    ТипДокументы
    #5800
    страница10 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Экологическая проблема, ее научные социально-философские и этико-гуманистические аспекты.

    Одним из глобальных проблем человечества стала проблема экологии. Уже в 19 в. американский ученый Марш, проанализировав многообразные формы разрушения человеком природного равновесия, сформулировал программу охраны природы. Французские географы разработали концепцию географию человека, предмет которой - изучение группы явлений, происходящих на планете и причастных к деятельности человека. Развитие геохимии и биогеохимии выявило превращение производственной деятельности человечества в могучий геохимический фактор, что послужило основанием для выделения новой геологической эры - антропогенной ( русский геолог Павлов ) или психозойской (американец Шухерт). Учение Вернадского о биосфере и ноосфере связано с новым взглядом на геологические последствия социальной деятельности человечества. Экологическое мышление находит свое выражение в различных выдвигаемых вариантах переориентации технологии и производства. Одни из них связаны с настроениями экологического пессимизма, с токи зрения которых первопричиной экологического кризиса является сам по себе НТП, считающих необходимым резко ограничить либо вообще приостановить технико- экономическое развитие. В других вариантах в противовес этой пессимистической оценке будущего человечества и перспектив природопользования выдвигаются проекты радикальной перестройки технологии, избавления ее от просчетов, приведших к загрязнению окружающей среды, создания новых технически средств и технических процессов (транспортировка, энергетика), приемлемых с экологической точки зрения. Принципы соц. экологии находят свое выражение и в экологической экономике, которая принимает в расчет расходы не только на освоение, но и на охрану и восстановление экосферы, подчеркивает важность не только критериев и прибыльности и производительности, но и экологически обоснованности технических нововведений, экологического контроля над планированием промышленности и природопользования. Развитие соц. экологии послужило мощным импульсом выдвижения перед человеком новых ценностей - сохранения экосистем, отношения к Земле как к уникальной экосистеме, осмотрительного и бережного отношения к живому и т.д. Тенденции к экологической переориентации этики обнаруживается в различных этических концепциях: - учение А. Швейцера о благоговейном отношении к жизни, - этика природы американского эколога Леопольда, - космическая этика Циолковского, - этика любви к жизни, разработанная советским биологом Филатовым и др. Проблемы соц. экологии принято относить к наиболее острым и неотложным в числе глобальных проблем современности, от решения которых зависят возможности выживания как самого человека, так и всего живого на земле. Необходимым условием их решения является признание приоритета общечеловеческих ценностей, утверждаемое новым мышлением, как основы широкого международного сотрудничества различных соц., политических, национальных, классовых и др. Сил в преодолении технических, экологических опасностей, которыми чревата гонка вооружений, неконтролируемый НТП, антропогенные воздействия на среду обитания человека. В целом исторически развивающаяся деятельность человека в современных условиях обретает новую размерность - она не может считаться действительно разумной, осмысленной и целесообразной, если игнорирует требования и императивы, диктуемые экологией. Научный аспект - как преобразовывать и использовать природу с максимальной эффективностью не разрушая ее при этом? Социально-философский аспект - как преобразовывать природу не разрушая человека? Этико-гуманистический - аспект как преобразовывать природу не уничтожая другие формы жизни. Как вместо человека потребляющего получить человека созидающего.

    33) Взаимосвязь человека и общества: человек в системе социальных связей. Роль личности в истории.

    Человек в системе социальных связей.

    Общество на любой ступени его развития и в любом конкретном проявлении - это сложное сплетение множества разнообразных связей и отношений людей. Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его конкретных индивидов. Сложный и противоречивый клубок человеческих отношений, действий и их результатов и есть то, что составляет общество. Человек в качестве предмета рассмотрения в социальной философии берется не "сам по себе", не как отдельный индивид, а как представитель социальной группы или общности, т.е. в системе его социальных связей.

    Если отдельные люди, их объединения и действия достаточно очевидны, наглядны, то связи и отношения между людьми зачастую носят скрытый характер, бесплотны, невещественны. Именно поэтому огромная роль этих незримых отношений в общественной жизни была понята не сразу. Начавшееся с середины XIX века исследование общества под углом зрения социальных отношений в рамках марксизма ("Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу" - сделал вывод Маркс), затем в ХХ веке продолжилось и в рамках иных, немарксистских философских школ (например, П. Сорокина).

    Понятие "общественное отношение" некоторыми философами рассматривается в качестве основной элементарной частицы общества наряду с такими понятиями как "социальный субъект" и "социальная деятельность". Именно входе своей деятельности человек вступает в разнообразные и многомерные отношения с другими людьми, причем, будучи порождены деятельностью, эти отношения, в свою очередь, являются ее необходимой общественной формой.

    Понятие "общественные отношения" употребляются в двух смыслах: в широком, когда имеются в виду все, любые отношения между людьми, поскольку они складываются и реализуются в обществе, и в узком, когда под ними понимаются только отношения между большими социальными группами, имеющие непосредственно общественный характер (производственные, межклассовые и внутриклассовые, международные и внутриполитические и т.д.). Далее речь будет идти об общественных отношениях в узком смысле слова. Их можно определить следующим образом: общественные отношения - это многообразные формы взаимодействия и взаимосвязи (взаимозависимости), возникающие в процессе деятельности между большими социальными группами, а также внутри них. Отдельные люди включены в каждую из этих групп, поэтому они выступают в качестве универсальных со-субъектов .

    Таким образом, человек выступает творцом своих собственных общественных отношений. В то же время они носят объективный характер. Это связано с тем, что люди сознательно (в большей или меньшей степени) совершая те или иные действия, ставя определенные цели и в большинстве случаев их достигая, как правило, не могут предвидеть вызванные своими действиями изменения своих общественных отношений. Поскольку отношения носят общественный характер, то единичные, индивидуальные действия людей и даже отдельных больших социальных групп не в состоянии полностью сознательно, рационально предопределить характер общественных отношений (не секрет, что даже индивид не в состоянии полностью контролировать все свои действия, что уж говорить о действиях массы индивидов, составляющих общество!). Следовательно, общественные отношения представляют собой особую объективную реальность, независимую от воли и желания людей, производящих и воспроизводящих их в процессе своей жизнедеятельности.

    Роль личности в истории.

    Человеческое общество – это высшая ступень организации живых систем. Общество выступает для личности одновременно как совокупность всех социальных условий ее жизни и как результат развития всех первичных коллективов. Первичный коллектив – это общество в миниатюре, именно здесь происходит непосредственное взаимодействие личности и общества. Коллектив не есть нечто безликое, сплошное и однородное. Он в данном отношении представляет собой соединение разных неповторимых индивидуальностей. И в нем личность не тонет, не растворяется, а выявляется и самоутверждается. Выполняя ту или иную общественную функцию, каждый человек играет и свою индивидуально-неповторимую роль.

    Взаимоотношения человека и общества существенным образом видоизменились в ходе истории. Изменялось вместе с этим и конкретное наполнение, конкретное содержание и собственно личности. Ретроспективный взгляд на историю раскрывает перед нами богатство и разнообразие типов личностей, характерных для определенных типов культур и мировоззрений. Личность ХХ столетия резко отличается, например, от личности даже не столь отдаленного прошлого, скажем, XVIII-XIX вв. Это связано не только с культурными эпохами в истории человечества, но и со сменой общественно-экономических формаций.

    При родовом строе личные интересы были подавляемы интересами выживания рода; общество в целом в своей жизнедеятельности руководствовалось ритуалами, обычаями предков. Это была первая историческая ступень в развитии человеческой личности.

    С возникновением рабовладельческой и феодальной формаций, античной и средневековой культур возникает и новый тип отношений индивида и общества. За отдельным индивидом признается уже определенная самостоятельность действий и соответственно предусматривалась способность индивида отвечать за свои действия. Здесь уже шел бурный процесс становления личности. Однако личность эпохи античности резко отличалась от личности феодального общества: они жили в разных типах культур. Античное общество – это общество языческое. Сам человек и вообще весь социум воспринимались по образу и подобию космоса, откуда и понимание предзаданности судьбы человека. Человек мог быть, безусловно, самостоятельным в решении своих земных дел, но в последней инстанции он все-таки осознавал себя как орудие космического миропорядка, воплощенного в идее судьбы.

    В период средневековья в христианской религии личность была осознана как целостное автономное образование. Усложнился и уточнился ее духовный мир: она вошла в индивидуальный контакт с персонифицированным богом. Религиозным началом были пронизаны все поры человеческого существования, что и обуславливало соответствующий образ жизни. Для личности эпохи раннего христианства характерен сугубо личностный героизм. В жизни средневековой личности большое место занимают собственно нравственные ценности в отличие от ценностей утилитарно-материальных.

    В эпоху Возрождения очень остро была осознана свобода человека, автономия для бога была осознана как автономия для самого человека: отныне человек распорядитель своей собственной судьбы, наделенный свободой выбора. Свобода выбора означает для него своеобразную космическую незакрепленность, самостоятельность творческого самоопределения. Человек ощутил себя господином мира.

    В эпоху Просвещения разум занял господствующую позицию: все подвергалось сомнению и критике. Это означало значительную рационализацию всех сторон общественной жизни, но, помимо прочего, означало бурный расцвет науки. В межчеловеческие связи вклинилось как бы опосредующее звено – техника. Рационализация жизни означала сужение эмоционально-душевной стороны внутреннего мира личности. Изменились и ценностные ориентации и мировоззрение. По мере развития капитализма высшей ценностью наделялись такие качества личности, как сила воли, деловитость, одаренность, имевшие, однако, и обратную сторону – эгоизм, нидивидуализм, беспощадность и др. Дальнейшее развитие привело к глобальному отчуждению личности. Сложилась личность индивидуалистического типа с вещной ориентацией. Характеризуя психологию индивидуализма, А. Шопенгауэр заявлял, что каждый желает над всем властвовать и уничтожить все, что ему противится, каждый считает себя средоточием мира, свое собственное существование и благополучие предпочитает всему другому, готов уничтожить весь мир, чтобы только свое собственное «я» поддержать несколько долее. Каждый рассматривает себя как цель, в то время как другие для него суть только средство. Психология индивидуализма неизбежно приводит к острому чувству одиночества и взаимному отчуждению людей.

    В истории все более возрастает роль человеческого фактора. И это вполне закономерный, объективный процесс. Связан же он с тем, что доля сознательного в общественно-исторической практике по сравнению со стихийным неуклонно возрастает. История человечества есть процесс становления свободы человека, то есть процесс все большего развития его сущностных сил. Свобода же предполагает выбор. Человек истинно свободен, когда он осуществляет этот выбор самостоятельно, без принуждения со стороны внешних сил, без навязывания ему чужих мнений, при условии знания законов реального мира, в том числе и истории. Но человек свободен лишь в той мере, в какой условия его общественного бытия позволяют ему это.

    Значение личности по мере прогресса постоянно возрастает во всех сферах жизни – в системе экономических, производственных, социальных, научно-технических, организационно-управленческих и других отношений, в развитии культуры. В сущности, речь идет о двустороннем процессе: личность должна заботиться о благе общества, а общество – о предоставлении личности всех возможностей ее развития. Это означает взаимную ответственность общества и личности. Человек может рассчитывать на прогресс, лишь сознательно организуя свою деятельность в широком социальном масштабе.

    Современный этап общественного развития выдвинул на одно из первых мест идею повышения эффективности человеческого фактора, связанную с повышением его активной роли в жизни общества. Однако для реализации этого, то есть действительно активной роли человека в общественной жизни, не обойтись без дальнейшего совершенствования всей системы общественно-политического устройства государства, его правовой основы и так далее.

    Прогресс во имя человека и с помощью человека – что это значит? Прежде всего понять человека, войти в мир его интересов, потребностей, ожиданий, постичь мотивацию его действий. Словом, увидеть в нем личность. Ведь «общество – это конкретные люди, у них конкретны интересы, свои радости и драмы, свои представления о жизни, ее действительных и мнимых ценностях». Человек – вот действительное общественное богатство; существующие противоречия должны разрешаться их гармоническим слиянием, при котором в личности воплощается все богатство общественных целей и интересов, а развитие общества направлено на более полное удовлетворение реальных разумных потребностей людей. Тем не менее, никто не вправе ждать перемен откуда-то со стороны, но каждый должен взяться за дело сам, начать с себя. Это предполагает создание такой атмосферы в обществе, которая побуждала бы людей всякий раз преодолевать инертность и равнодушие, совершенствовать миропонимание и образ жизни. Это возможно лишь через активную деятельность людей, причем эта деятельность носит творческий характер, или новаторский, во многом инициативный. Все новое в жизни человечества начинается с личной инициативы. С этого началась и развивалась культура и цивилизация; именно такой подход, и только он способен гарантировать дальнейший прогресс всей жизни на планете Земля в третьем и последующих тысячелетиях, а также открыть широкий путь новым знаниям и их своевременному осознанию человечеством и максимально приблизить человечество к разгадкам тайн Вселенной.

    34) Социальная философия и философия истории. Социальное пространство и социальное время: особенности и исторический контекст.

    Специфика социального пространства тесно связана со спецификой социального времени, которое является внутренним временем общественной жизни и как бы вписано во внешнее по отношению к нему время природных процессов.

    Социальное время является мерой изменчивости общественных процессов, исторически возникающих преобразований в жизни людей. На ранних стадиях общественного развития ритмы социальных процессов были замедленными и, по сути, воспроизводили на протяжении не одного тысячелетия существующие социальные отношения. Ориентиром общественной практики было повторение уже накопленного опыта, воспроизводство действий и поступков прошлого, ставших священными традициями. Отсюда особая ценность прошлой истории в жизни древних (особенно восточных) цивилизаций.

    Идея линейной направленности времени и ориентация на будущее возникли в культуре значительно позднее, скорее в обществе эпохи формирования капиталистических отношений. Капиталистическая система производства по сравнению с ей предшествующими привела к скачку в развитии всей системы социальных процессов и задала ей высокие темпы развития. Это особенно касается современной эпохи, стержнем которой является научно-техническая революция со всеми ее научными, техническими и социальными последствиями.

    Таким образом, социально-историческое время течет неравномерно. Оно как бы уплотняется и ускоряется, наполняется содержанием по мере общественного прогресса. Причем само ускорение социально-исторического времени происходит неравномерно. В эпоху революционных преобразований это ускорение, его насыщение социально значимыми историческими событиями, происходит в значительно большей степени, чем в периоды эволюционного развития.

    Социальное время, как и социальное пространство, имеет сложную структуру. Оно существует как наложение друг на друга различных временных событий: событий, характеризующих историю человечества, нации, индивидуальную судьбу, собственное бытие, индивидуально значимое для меня и т.д. Проблема полиструктурности социального пространства-времени, его изменения на разных этапах человеческой истории имеет особое значение сегодня и особенно для тех стран и народов, которые переживают эпоху ренессанса и материальной, и духовной культуры.

    Социальная философия.

    Социальную философию принято рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле она представляет собой раздел философии, в котором изучаются качественное своеобразие общества (отличие от природы; отношение к государству, религии, морали, духовной культуре), его цели (общественные идеалы), генезис и развитие (социальная история), судьбы и перспективы. В узком смысле - это раздел общей социологии, исследующий названные проблемы с помощью категорий теоретической социологии и пограничных с нею научных дисциплин - политической экономии, антропологии, психологии, культурологии и др.

    Социальная философия возникла и развивалась одновременно с философией. Как одно из направлений общей социологии социальная философия формировалась по мере становления пограничных с нею научных дисциплин. Основоположниками этого направления социальной философии можно считать, с одной стороны, А. Сен-Симона и О. Конта, а с другой - К. Маркса и Ф. Энгельса. Наибольшее развитие в западной философии и социологии это направление получило в XX в. в неомарксизме, объединившем социологический подход к анализу категорий и понятий общественной науки с психологическим и философско-антропологическим подходами.

    Исторический материализм

    Исторический материализм, или материалистическое понимание истории, представляет собой марксистскую теорию развития общества и методологию его познания, изучающую общество как целостную и развивающуюся социальную систему, общие законы и движущие силы исторического процесса.

    Важнейшими принципами исторического материализма являются признание первичности материальной жизни общества - общественного бытия по отношению к общественному сознанию; выделение из совокупности общественных отношений производственных отношений как экономической структуры, определяющей другие отношения между людьми; идея о том, что люди, трудящиеся массы сами творят свою историю, а побудительные мотивы их деятельности определяются материальными условиями общественного производства; исторический подход к обществу, т. е. признание развития в истории, понимание его как закономерного естественноисторического процесса движения и смены общественно-исторических формаций; первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая формации образуют прогрессивные ступени развития общества; движущей силой развития общества является классовая борьба, которая приводит к социальной революции, являющейся выражением противоречий между производительными силами и производственными отношениями, закономерной формой перехода от одной формации к другой.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта