ФилософиЯ. Место и роль философии в культуре. Мифологическая, научная, религиозная и философская картины мира в истории культуры
Скачать 179.43 Kb.
|
Социальная философия истории. Социальная философия истории представляет собой самостоятельное научное направление социальной философии, рассматривающее закономерности генезиса и развития общества, а также исследующее социальную историю с помощью философских, социологических и общепсихологических категорий. Социальная история может постигаться на эмпирическом и теоретическом уровнях. Причем оба эти уровни, с одной стороны, едины, поскольку подлинная теория предполагает осмысление эмпирических фактов, а с другой стороны, противоположны и, более того, при непосредственном сопоставлении некоторых эмпирических утверждений с теоретическими положениями могут прямо исключать друг друга. Поэтому для теоретического подхода недостаточно ограничиться лишь анализом современности и ее тенденций. Здесь требуется иной масштаб - масштаб всей истории, вскрытие закономерностей всего развития человечества. Для теоретического понимания современности, что является узловой проблемой социальной философии истории, необходимо хотя бы схематическое воспроизведение поворотных пунктов всей истории человечества. В предлагаемой монографии предпринята попытка рассмотреть узловые моменты социальной истории с точки зрения различных научных подходов и концепций. Вывод. Таким образом, весь ход дискуссии в области социальной философии истории определяется в основном конкуренцией двух теоретико-методологических подходов к пониманию исторического процесса. Первый подход утверждает единство исторического процесса, подчиняющегося определенным общим законам, о чем свидетельствует универсальность основных фаз, состояний или ступеней, через которые проходит человечество в своем развитии. Этот подход наиболее ярко представлен философией истории, основывающейся на марксистских принципах, но к нему примыкают философии истории теологического типа, а также исторические модели теорий модернизации и конвергенции. Второй подход представляет историю как более или менее сложную конфигурацию сосуществующих либо же последовательно сменяющих друг друга во времени цивилизаций и культур. Каждая из них живет собственной жизнью, имеет только ей присущую историю, но все отмечены неизбежностью исчезновения. Этому подходу свойственны финалистское понимание истории, идеи циклизма и культурно-исторических типов. Непреходящее значение для социальной философии истории имеют работы Дж. Вико, Ш. Монтескье, Г. Лессинга, И. Канта, И. Гердера, И. Фихте, Г. Гегеля, К. Маркса, М. Вебера. Исследование истории путей общественного развития мы начнем со второго подхода, т. е. с социальных теорий цикличности и ритмики, а затем перейдем к теориям общественного прогресса, составляющим содержание первого подхода, что позволит комплексно освоить различные точки зрения в понимании социальной истории и общественного развития. 35) Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Формационная концепция общественного развития. Термин «формация» Карл Маркс заимствовал из геологии, где формациями называются пласты горных пород, у Маркса это - пласты истории человеческого общества. Экономические формации следуют друг за другом в строго определенной хронологической последовательности, которая обусловлена характером развития орудий труда: архаическая - рабовладельческая и феодальная - капиталистическая - коммунистическая. Переход от одной формации к другой совершается через социальную революцию. Последовательная смена формаций выявляет внутреннюю логику мировой истории, определяемой степенью овладения человеком силами природы. В основе формационной теории лежит «линейное» понимание истории, как прогрессивного восхождения человечества от дикости и варварства к высотам цивилизации, и в итоге к общественному строю, построенному на началах равенства и справедливости. В структуру формации входят не только экономические, но и все социальные отношения, которые существуют в данном обществе, а также определенные формы быта, семьи, образа жизни. Цивилизационная концепция общественного развития. Концепция цивилизационного развития представлена несколькими теориями: теорией общественной типологии Н.Я. Данилевского, согласно которой нет всемирной истории, а есть лишь история отдельных цивилизаций, имеющих индивидуальный, замкнутый характер развития; теорией культуры и цивилизации О. Шпенглера, рассматривающей цивилизацию как заключительную стадию развития культуры, с присущими ей признаками - распространением индустрии и техники, деградацией искусства и литературы, превращением народа в безликую «массу», теорией исторических типов цивилизации П. Сорокина и др. А. Тойнби выделил и классифицировал 21 цивилизацию, каждая из которых есть. живой и сугубо индивидуальный общественный организм, проходящий один и тот же, неизменный жизненный цикл, от рождения до смерти. Все цивилизационные концепции - не линейные, а циклические, и все они покоятся на далеко идущей аналогии законов истории общества с законами биологической эволюции. В основе линейных концепций лежит идея внутреннего единства всемирной истории. Предполагается, что история человечества, как мировой океан, вбирает в себя реки «историй» локальных обществ. Авторы циклических теорий истории доказывают, что никакого внутреннего единства в истории нет, что «человечество» - это абстракция, отвлеченное понятие, а в действительности существуют лишь отдельные народы, и у каждого свой, независимый от остальных жизненный цикл и свое собственное направление развития. 36) Многополярный мир и толерантность. Глобальные перемены, проблемы и перспективы человечества. Научная футурология: методологический анализ ее возможностей. Глобальные проблемы современности - это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Причины: Глобальные проблемы являются следствием противостояния естественной природы и человеческой культуры, а также несоответствия или несовместимости разнонаправленных тенденций в ходе развития самой человеческой культуры. Само понятие глобальная проблема появилось в 60е года 20 века. Выделяют два критерия проблем: 1. количества 2. качества В соответствие количественно проблеме называют глобальную, если она касается всей планеты или региона. Отсюда следует, что она делится на глобальные и локальные. Качественный критерий называется та проблема, которая затрагивает жизненные интересы всего человечества и каждого человека в отдельности. Особенность глобальной проблемы это взаимосвязь, т.е. не возможно решать проблемы по отдельности. Классификация глобальных проблем: 1. Не традиционная. Представитель К. Лораниц. «Восемь смертных грехов человечества». Под этим грехами он понимает глобальные проблемы. Основной источник глобальных проблем он видит в самом человеке. 8 грехов: - перенаселенность Земли - опустошение естественного жизненного пространства - ускоряющееся развитие техники - изнежность современного человека - генетическая деградация - разрыв между поколениями, разрыв с традициями - увеличивающаяся зомбированность человека посредствам воздействия технических средств на общественное мнение. - ядерное оружие 2. Традиционная общепринятая классификация Выделяют три крупные группы проблем: 1. интерсоциальная проблема. Возникает в мировом сообществе между различными социальными организациями, континентами, регионами. На основе политических, экономических, идеологических противоречий. Проблемы, связанные с термоядерной войной, военные конфликты, политические конфликты, международный терроризм и др. 2. Взаимодействия общества и природы Экологические проблемы: рациональное использование полезных ископаемых, освоения океана и космоса, загрязнение окружающей среды. 3. Отношения между обществом и человеком. Проблема народонаселения, здравоохранения, образования, наркомании и алкоголизма. Организация, которая поставила вопрос о глобальных проблемах – римский клуб. Организация внесла значительный вклад в изучение перспектив развития биосферы и пропаганду идеи гармонизации отношений человека и природы. Одной из главных своих задач Римский клуб изначально считал привлечение внимания мировой общественности к глобальным проблемам посредством своих докладов. Важную роль из числа докладов Клубу играет работа президента Клуба А. Печчеи «Человеческие качества» (1980). Печчеи предлагает шесть, как он называет «стартовых» целей, которые связаны с «внешними пределами» планеты; «внутренними пределами» самого человека; культурным наследием народов; формированием мирового сообщества; охраной окружающей среды и реорганизацией производственной системы. Коэволю́ция — совместная эволюция видов, взаимодействующих в экосистеме. Изменения, затрагивающие какие-либо признаки особей одного вида, приводят к изменениям у другого или других видов. Ноосфе́ра — сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития. Ноосфера — новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием человеческого общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы. Футуроло́гия (от лат. Futurum — будущее и греч. Λόγος — учение) — прогнозирование будущего, в том числе путём экстраполяции существующих технологических, экономических или социальных тенденций или попытками предсказания будущих тенденций. Термин «футурология» предложил социолог Осип Флехтхайм (Ossip K. Flechtheim) в 1943 году, в письме к Олдосу Хаксли, который с энтузиазмом его принял и ввёл в оборот. Методы футурологии. Экстраполяция — лишь один из многих методов и техник, используемых при изучении будущего (таких как сценарии, метод Дельфи, мозговой штурм, морфология и другие). Футурология также включает рассматривание таких вопросов как нормативные или желаемые варианты будущего, но её реальный вклад — это сочетание методов экстраполяции и нормативного исследования для изучения лучших стратегий. Футуролог использует вдохновение и исследование в различных пропорциях. Этот термин исключает тех, кто предсказывает будущее сверхъестественными способами, а также тех, кто предсказывает недалёкое будущее или легко предсказуемые варианты развития событий (например, экономисты, которые предсказывают изменения процентных ставок в течение следующего делового цикла, футурологами не являются, в отличие от тех, кто предсказывает относительное богатство наций через поколение). Некоторые авторы были признаны футурологами. Они исследовали тенденции (особенно технологические) и писали книги о своих наблюдениях, заключениях и предсказаниях. Вначале они следовали следующему порядку: публиковали свои заключения, а затем принимались за исследования для новой книги. В последнее время они основали консультационные группы или стали зарабатывать публичными выступлениями. Элвин Тоффлер, Джон Нейсбитт и его бывшая супруга Патриция Эбурдин — три ярких примера этого класса. Многие гуру бизнеса также подают себя в качестве футурологов. Футурологи имеют ряд общих черт с авторами научной фантастики, а некоторые писатели воспринимаются как футурологи или даже выступают с футурологическими статьями (например, Артур Кларк, Станислав Лем). Другие писатели часто отвергают этот ярлык. Например, во вступлении к «Левой руке тьмы» Урсула Ле Гуин писала, что предсказание — это дело пророков, ясновидящих и футурологов, но не писателей: «дело писателя — лгать». Некоторые попытки были сделаны в области космологической футурологии относительно предсказания далёкого будущего всей вселенной, обычно предрекая её тепловую смерть или «большой коллапс». Футурология, хотя и основывается иногда на науке, не может следовать научному методу, так как не может быть верифицирована никакими методами, кроме как ожиданием будущего. Однако футурологи могут применять (и применяют) многие научные методы. Футурологи имеют очень неоднозначную репутацию и историю успехов. По очевидным причинам они часто экстраполируют современные технологические и общественные тенденции и полагают, что они будут развиваться теми же темпами в будущем, однако технический прогресс в реальности имеет свои собственные пути и темпы развития. Например, многие футурологи 1950-х верили, что в наши дни космический туризм будет повсеместно распространённым явлением, но не предсказали возможности вездесущих дешёвых компьютеров. С другой стороны, многие прогнозы были точными. Прогнозируемые варианты будущего (по состоянию на 2003 год) включают как экологическую катастрофу, так и утопическое будущее, в котором беднейшие люди живут в условиях, которые сегодня можно считать богатыми и комфортными, так и трансформацию человечества в постчеловеческую форму жизни, а также уничтожение всей жизни на Земле в нанотехнологической катастрофе. Ныне очень «модное» слово «толерантность» в последние два-три года у всех на слуху. Многие правильно понимают его как «терпимость». В словаре иностранных слов так и записано: «терпимость к чужому мнению, взглядам, верованиям». Первоначально слово «толерантность» употреблялось как биологический и медицинский термин, со значением «способность организма переносить неблагоприятное воздействие какого-либо вещества или яда». Ныне слово «яд» можно заменить понятием «неблагоприятный фактор». Неблагоприятных факторов в нынешней жизни предостаточно: кто-то не то сказал, не то сделал, не так оделся и так далее. Зарождающееся постиндустриальное общество рождает новые недовольства и проблемы общения. Помочь разрешить многие из них может толерантное поведение. Не зря 16 ноября ежегодно с 1995 года отмечается как Международный день толерантности. Людям, привыкшим видеть мир ценностей биполярным: либо «хорошо», либо «плохо» - очень трудно принимать многополярный мир человеческих ценностей. Первопричиной почти всех политических, социальных и религиозных конфликтов является проявление интолерантности, по-другому нетерпимости, непонимания, враждебности. Это происходит не только в международном масштабе. Явления интолерантного поведения мы наблюдаем в нашем быту, повседневной жизни, на работе и в семье. Как же сделать так, чтобы толерантных людей стало больше? Нужно каждому начинать менять стиль общения с окружающими его людьми. Толерантность многоаспектна. Нужно быть толерантным не только к другим, окружающему миру, но и к самому себе. Одной из базовых целей школы является формирование здоровья ребенка о обучение сохранять свое физическое и психическое здоровье. Только психически здоровый человек может строить толерантные взаимоотношения в социуме. |