История (Федоров Е.Г.)v.01. Место истории в системе наук. Объект и предмет исторической науки
Скачать 0.76 Mb.
|
Социально-экономическая и политическая структура русских земель периода политической раздробленности. Формирование различных моделей развития древнерусского общества и государства.На северо-западе располагалась Новгородская земля. Еще от Ярослава в 1036 году новгородцы получили особый статус за помощь, оказанную ему в политической борьбе. Формально Новгород можно считать монархией, так как правителем считался князь. Фактически Новгород был феодально-олигархической республикой, очень похожей на Венецианскую республику. Князя приглашали на определенных условиях, ограничивали его власть, могли изгнать. Основные вопросы решались на вечевом собрании, которое выбирало архиепископа, посадника и тысяцкого. Современные исследователи считают, что в Новгороде были элементы представительной демократии. Сначала проходили собрания свободных полноправных мужчин по улицам, по пяти «концам», на которые делилась новгородская территория. На общее собрание попадали несколько сот «золотых поясов», то есть наиболее богатых бояр, купцов (новгородских аристократов, олигархов того времени) из ограниченного круга семей, которые диктовали свою волю всем остальным. Посадники были выходцами из ограниченного круга новгородских семей (своеобразные «династии»). Так что новгородская демократия, как и любая другая, была относительной. Ввиду бедности почв и низких урожаев зерновых главным занятием новгородцев была торговля с Европой продуктами, добытыми охотой, рыболовством, бортничеством, а также скотоводством. В состав Новгородской земли входила Водская пятина (между реками Волхов и Луга), территория которой входит в состав Ленинградской области. Новгородцы защищали свои земли от скандинавов. На территории Новгородской земли появились Вологда (1147), Кострома (1152). Крупное значение имело Ростово-Суздальское, а затем Владимиро-Суздальское княжество. Плодородные земли владимирского «ополья» давали хорошие урожаи. Здесь строились новые города: Суздаль (1024 г.), Владимир (1108), Москва (1147) и другие. Князья этого княжества Юрий Долгорукий и Андрей Боголюбский овладевали Киевом, формально носили титул Великого князя Киевского, но продолжали жить на территории Владимиро-Суздальского княжества. Андрей Боголюбский (1157-1174) пытался управлять самодержавно, прекратил раздачу земель родственникам, но был убит в результате заговора. К XIII в. титул владимирского князя считался главным в северо-восточной Руси, а Всеволод III Большое Гнездо (1154-1176-1212) подчинил себе Киев, Чернигов, Рязань, Новгород. При нем княжество достигло наивысшего расцвета. Киев и Киевское княжество с 1130-х годов попадали в зависимость от владимиро-суздальских, черниговских, смоленских, галицко-волынских князей, не раз подвергались разорению. Значение «киевского стола» упало, а титул Великого князя Киевского приобрел номинальный характер. Крупнейшим в Южной Руси с XII в. стало Галицко-Волынское княжество (на территории современной Украины). На западе около 1021 года обособилось Полоцкое княжество (на территории современной Белоруссии). Необходимость государственного единства перед внешними угрозами с Запада и Востока понимали очень немногие тогдашние государственные деятели и духовные вожди народа. История в схемах - Феодальная раздробленность в Древней Руси: за и против.
Христианизация; духовная и материальная культура Древней Руси. Христианизация; духовная и материальная культура Древней Руси.Важнейшее значение для складывания европейской феодальной цивилизации имело распространение христианства. Само слово «католический» с греческого языка можно перевести как «всеобщий, универсальный, всемирный». Христос адресовал свое учение всем людям. Его распространением занимались апостолы и миссионеры. За первые три века существования христианами стали от 5 до 20% всего населения Римской империи на всей ее территории. Они принадлежали к самым разным социальным группам. В Галлии христианизацию начал святой Мартин (316-397), ставший первым епископом Турским. Во второй половине VI в. святой Колумбан крестил Шотландию. Августин Римский крестил короля Кента Этельберта в 597 году. С этого времени город Кентербери стал резиденцией руководства христианской церкви в Англии. Сегодня примас Англиканской церкви является архиепископом Кентерберийским. В III-V вв. усилиями Евтиха, Вульфилы и других христианство распространилось среди германских племен. Между V и X вв. большинство населения Европы и близлежащих островов было крещено. После крещения королей происходило массовое крещение членов племен. Крещение водой лишь открывало длинный период христианизации сознания, принятия заповедей, учения Христа, христианской морали. Для достижения этой цели использовали проповедь, ассимиляция язычников и страх перед возможным наказанием. Духовные идеалы христианства медленно усваивались грубыми варварами, воинами и землепашцами. Сохранялось немало языческих суеверий и фактического двоеверия. Но ритуалы и предписания с внешней стороны исполнялись. Христианство помогало объединять население вокруг власти и делать его более послушным и управляемым. В 988 году Древняя Русь приняла христианство. Владимир I оказал помощь византийскому императору в подавлении восстания против его власти и должен был получить в жены сестру императора. Император не спешил выполнять обещание и великому князю киевскому пришлось осадить и взять центр византийских владений в Крыму – Херсонес (Корсунь). Сюда прибыла византийская принцесса. Здесь же князь с дружиной крестился, сделав это после серьезных размышлений. Крещение Руси затянулось на столетия. Славяне поклонялись силам видимой природы и почитали предков. На первом месте был Даждьбог – бог солнца. Почитались также Велес – покровитель стад, Перун – бог грозы, Стрибог – бог ветра. У славян не было храмов, как у греков, но были разработаны свои ритуалы богослужения. Не было сословия жрецов, но были волхвы, которые пользовались большим авторитетом. Славяне почитали родоначальников – пращуров, прародительниц рода – рожаниц. Славян окружали домовые, лешие, водяные, русалки, с которыми успешно «договаривались», принося им дары. Официальная русская православная церковь целое тысячелетие упорно боролась с отечественным язычеством. Но в XVIII в. вполне снисходительно взирала на увлечение античной культурой, тоже языческой, со стороны правящей элиты. Христианство победило более развитой догматикой, красивой службой, церковной организацией. Перенесение небесной иерархии на земные порядки укрепляло власть князя. С принятием христианства Русь встала в один ряд с крупнейшими христианскими державами средневековой Европы. В связи с расколом христианства в 1054 году на католичество и православие православная Русь оказалось на особом положении в христианском мире, так как представляла собой крупное сильное государство. Ордынское нашествие; иго и дискуссия о его роли в становлении Русского государства. |