Главная страница
Навигация по странице:

  • Крестьянский вопрос: этапы решения.

  • Реформы Александра II.

  • 19 февраля 1861 года

  • Крестьяне не стали частными собственниками земли.

  • Российская экономика конца XIX – начала ХХ вв.: подъемы и кризисы, их причины.

  • История (Федоров Е.Г.)v.01. Место истории в системе наук. Объект и предмет исторической науки


    Скачать 0.76 Mb.
    НазваниеМесто истории в системе наук. Объект и предмет исторической науки
    Дата03.10.2022
    Размер0.76 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИстория (Федоров Е.Г.)v.01.doc
    ТипДокументы
    #712206
    страница26 из 43
    1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   43

    Романтизм, либерализм, дарвинизм.


    В конце XVIII века в европейской и американской культуре значительное распространение приобрел романтизм. Это идейное и художественное направление отразило разочарование в итогах Французской революции, в идеологии Просвещения и общественного прогресса. Романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности стремление к безграничной свободе и совершенствованию личности, к личной и гражданской независимости. Для романтического мировосприятия и искусства наиболее важным было неприятие грубой социальной действительности, «прозы жизни», которые сильно расходились с идеальными представлениями. Увлеченные романтизмом писатели, художники, актеры изображали сильные страсти, одухотворенную и целительную природу, героизировали протест и борьбу против несовершенства жизни и несправедливости. Философия романтизма была систематизирована в трудах немецких философов Ф. Шлегеля и Ф. Шеллинга. Романтическим видением мира пронизано творчество немецких писателей В. и Я. Гримм, Э. Т. А. Гофмана, английских поэтов Д. Байрона и Шелли, русских поэтов В. А. Жуковского, М. Ю. Лермонтова и многих других творцов в разных странах.

    Основателем современного либерализма считается философ Джон Локк (1632–1704), который считал, что объединение людей в общественные союзы возникло в ре­зуль­тате их добровольного соглашения – общественного договора. Высшей целью вся­кого общества, государства Локк считал сохранение и защиту личной свободы, ко­торую на­равне с равенст­вом и частной собственностью он рассматривал как естествен­ные права че­ловека. Широкое распространение получили взгляды философа-идеалиста Джорджа Беркли (1685–1753) и агностика, сторонника непознаваемости природы, Давида Юма (1711–1776).

    В основном труде «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859) Чарльз Роберт Дарвин (1809-1882), английский естествоиспытатель обобщил результаты собственных наблюдений во время плавания на корабле «Бигл» (1831-1836) и достижения современной ему биологии и селекции, на основании чего выявил факторы эволюции органического мира. В книге «Происхождение человека и половой отбор» (1871) он обосновал гипотезу происхождения человека от обезьяноподобного предка. Эволюционная теория Дарвина опровергала представления о божественном происхождении человека, господствовавшие на протяжении тысячелетий, и была встречена жесткой критикой. В США в некоторых штатах принимались решения, которыми запрещалось ознакомление детей с дарвинизмом в школах.


    1. Крестьянский вопрос: этапы решения.



    Крестьянский вопрос: этапы решения. Первые подступы к отмене крепостного права в начале XIX в.


    Необходимость юридического закрепощения крестьян (1497-1649) самодержавие связывало с проблемами внешнеполитического положения страны. Россия много воевала, например, за выход к Балтийскому, Азовскому, Черному и Каспийскому морям. Главной военной силой считались дворяне. Крестьян закрепостили, чтобы обеспечить их службу. Манифестом о вольности дворянской (1762) и Жалованной грамотой дворянству (1785) дворянство от обязательной службы было освобождено. Вполне логично было бы освободить и крестьян. Екатерина II даже подготовила Жалованную грамоту крестьянству, но не решилась пойти на конфликт с дворянством. Павел I задел интересы помещиков и был убит.

    Но в начале своего правления Александр I попытался вернуться к крестьян­скому вопросу. С 1803 года по указу о вольных хлебопашцах поме­щики могли по своему желанию освобождать крестьян с землей за выкуп. Но до 1860 года на таких условиях были отпущены лишь 112 тыс. помещичьих крестьян или около 0,5%. В Прибалтике с 1804 года крестьян стали освобождать без земли и без выкупа, что спо­собствовало впоследствии формированию хуторских хозяйств. В 1807 году император своим указом лишил помещиков права отправлять на каторжные работы, в 1808 году - положил конец аукционам по продаже крепостных. В 1812 году крепостным крестьянам было дано право торговли любыми товарами, а не только теми, что они сами выращивали или производили. В 1818 году крепостные-предприниматели получили возможность строить (с разрешения властей) фабрики.



    1. Реформы Александра II.



    Предпосылки и причины отмены крепостного права. Реформы Александра II.


    В первой половине XIX в. в России сложились основные идейно–полити­ческие на­прав­ления, представители которых отстаивали свою исключитель­ную правоту во взгля­дах на прошлое, настоящее и будущее огромной страны. Западники (П. А. Чаадаев, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин) считали, что про­гресс в России должен опираться на передовые ценности материальной и духовной куль­туры Запада. Они счи­тали, что человек должен быть независимым, активным и не обяза­тельно «петь в общем хоре». Большое значение они придавали науке, технике и куль­туре в развитии общества, высоко оценивали направляющую роль государства и права. Они счи­тали, что огромный потенциал страны, который стал раскры­ваться бла­годаря Петру Вели­кому, при правильном использовании достиже­ний европейской ци­ви­лизации, позволит стране занять достойное ме­сто в мире. Оппоненты западников, сла­вянофилы (И. В. Киреевский, братья Акса­ковы, Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков и др.), счи­тали, что Россия должна разви­ваться по самобыт­ному пути, отличному от пути стран Западной Европы. За­падная цивилизация характеризо­валась как бездуховная, «безбожная», по­грязшая в наживе, эгоизме и прагматизме. Славя­нофилы считали, что для рус­ских людей характерно соборное (коллективное) начало, кото­рое после от­мены кре­постного права сумеет на основе общин­ного землевладения создать справедливое и ста­бильное общество.

    Нельзя сказать, что царский двор, правящие круги Российской империи не были зна­комы с этими и другими взглядами. Свидетельством тому были различные гонения, пресле­дования, которым подвергались оба направления. В то же время вокруг Алексан­дра II в пер­вые годы его правления (1855–1881 гг.) сложилась группа просвещенных, либерально на­строенных сановников и членов царской фамилии, которые понимали, что «так дальше жить нельзя». После Крымской войны они го­товы были проявить волю, настойчивость и последовательность в проталкивании и проведе­нии на­зревших ре­форм. Следует учесть, что в России существовал солидный рефор­ма­тор­ский задел. Народ отличался пассивностью, терпением и верой в муд­рое руково­дство, но в стране всё чаще происходили разного рода крестьянские выступления.

    19 февраля 1861 года, через 99 лет после опубликования Манифеста о вольности дво­рян­ской (1762), русские крестьяне тоже стали юридически, формально свободными людьми. Ма­ни­фест об отмене крепостного права и другие доку­менты кардинально из­менили ста­тус 22 млн. крепостных крестьян, 19 млн. го­сударственных крестьян, 2 млн. удельных крестьян. Отныне крестьяне могли свободно вступать в браки (для крепост­ных при вступлении в брак требова­лось согласие поме­щика), передвигаться по стране в поисках работы, зани­маться пред­принимательст­вом. Кре­стьяне получили фамилии и паспорта, что предопре­делило ог­ромное число Ивановых, Пет­ровых, Сидоровых, Кузнецовых, Федоровых и других распространенных фамилий.

    Стержнем крестьянской реформы было решение вопроса о земле. Усадебная оседлость, то есть земля, которая включала в себя дом и прилегающий огород, доставалась крестьянам бесплатно. Так называемая барская запашка оставалась частной собственностью помещиков. Крестьяне должны были получить так называемую надельную землю. Считалось, что помещики предоставляли крестьянам надел в пользование для того, чтобы они за счет доходов с этой земли уплачивали подушную подать, кормились сами со своими семьями. За пользование надельной землей крестьяне либо обрабатывали собственно барскую землю, либо расплачивались с помощью оброка, то есть снабжали помещика и его семью продуктами (натуральный оброк) или отдавали деньги (денежный оброк).

    Предусматривалось, что передача крестьянам надельной земли завершится подписанием специального документа – уставной грамоты. До заключения уставной грамоты относительно размеров надела и повинностей крестьяне считались временнообязанными, то есть были обязаны за пользование наделами до всех расчетов отбывать барщину или платить оброк. Взаимоотношения между помещиками и крестьянами регулировали мировые посредники, назначавшиеся Сенатом из местных дворян. За надельную землю, которой они пользовались, и которая должна была перейти от помещика к крестьянам, они должны были помещику заплатить выкуп. Но, поскольку свободными средствами крестьяне не располагали, то 80% суммы за них помещикам платило государство, а 20% суммы должны были собрать сами крестьяне. Возникло несколько проблем.

    1. Государству крестьяне должны были выплачивать свой долг – выкупные платежи – в течение 49 лет, что отрицательно сказывалось на развитии крестьянских хозяйств. Выкупные платежи были отменены только в 1906 г. под напором первой русской революции.

    2. С помещиками крестьяне сразу также не могли рассчитаться и продолжали выполнять разные работы и повинности. Временнообязанное состояние крестьян было официально прекращено в 1883 году.

    3. При определении размеров надельной земли, которая должна была остаться у крестьян, в зависимости от местных условий часть земли, по мнению помещиков, была «лишней», больше установленной душевой нормы и помещиками у крестьян «отрезалась». В виде «отрезков» помещики изъяли из крестьянского обихода до 20% земель: луга, выпасы, водоемы, другие ценные угодья, за которые крестьянам пришлось платить высокую арендную плату. Ее размеры снизились только в 1906 году.

    4. Крестьяне не стали частными собственниками земли. Даже после выкупа надельная земля становилась не частной собственностью физических лиц, а поступала в общее пользование сельской общины. Сельское общество было связано круговой порукой перед местными и центральными властями. Перед государством сельское общество отвечало за уплату выкупных платежей и различных повинностей. Общество в целом отвечало и за расчет с помещиками, за выполнение обязательств, оставшихся перед бывшими господами. Крестьяне не могли даже отказаться от надела и фактически оказались прикрепленными к общине. С общиной самодержавному государству было удобнее иметь дело, чем со множеством разобщенных крестьянских хозяйств, дворов, семей. Индивидуальные налоговые номера в России стали вводиться только в начале XXI в.



    1. Российская экономика конца XIX – начала ХХ вв.: подъемы и кризисы, их причины.



    1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   43


    написать администратору сайта