Главная страница

Место молодёжи в социальных конфликтах


Скачать 26.54 Kb.
НазваниеМесто молодёжи в социальных конфликтах
Дата27.09.2022
Размер26.54 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла2.docx
ТипСтатья
#700333

МЕСТО МОЛОДЁЖИ В СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТАХ

Статья посвящена социально-философскому анализу роли и занимаемому месту молодёжи в процессе социального конфликта. Проводится анализ понятий «социальный конфликт» и «молодёжь», предложенных А. Г Здравомысловым и В. Т. Лисовским. Предпринимается попытка выделить основные особенности молодёжи как субъекта конфликтных отношений. 

Введение.

Протекающие на сегодняшний день процессы в мире, и в России в частности, порождают новые реалии общественной жизни. Социальное неравенство, политика «индивидуализма», рыночные отношения - вот далеко не полный список тех условий, с которыми приходится сталкиваться людям в современной действительности. Быстро сменяющие друг друга социально-экономические условия вынуждают людей постоянно адаптироваться к ним, находясь в постоянном напряжении. Изменения во всех сферах человеческой жизни создают новое представление о мире, об информационном, или сетевом обществе, эпохе глобализации. Такое состояние мира З. Бауман называет «текучей современностью» [11]. Всё это, в свою очередь, провоцирует рост проявления агрессивного поведения среди людей, в том числе и молодёжи, недовольных собственным положением, что зачастую приводит к возникновению высшей стадии общественного противоречия - социального конфликта.

А. Г. Здравомыслов в своей работе «Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса» даёт следующее определение социального конфликта: «Социальный конфликт -это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями»1.

Социальный конфликт также выступает одним из основных факторов социальной эволюции по ряду причин. Во-первых, социальные конфликты служат способом выявления и разрешения социальных противоречий, позволяют выявить противоборствующие стороны, противоположность интересов субъектов и тем самым начать процесс разрешения социальных проблем и общественного противоречия. Во-вторых, появление социального конфликта в обществе - это признак назревших общественных противоречий и необходимости соответствующих реформ. Наконец, в-третьих, разрешение социального конфликта является источником развития (прогрессивного или регрессивного) самих противоборствующих субъектов и того общественного целого, в котором возник социальный конфликт.

Эти причины в совокупности актуализируют потребность в анализе роли, которую занимает молодёжь в процессе конфликта.

Особое место как субъект конфликтных отношений на всём протяжении исторического процесса занимает такая социальная группа, как молодёжь. Научный интерес к данной группе обусловлен тем, что молодёжь обладает наиболее высоким уровнем конфликтного потенциала. Доля процентной вовлечённости молодёжи в социальные конфликты традиционно намного превосходила и превосходит доли иных социальных групп. Этому свидетельствуют такие исторические примеры, как революционные движения в начале XX века в России, майские события 1968 года во Франции, протестные движения в современной Украине. Актуализировавшаяся в последнее время проблема радикального экстремизма и его крайнего проявления - терроризма, требует комплексного и всестороннего рассмотрения молодёжи как субъекта конфликтных отношений.

Методология и методы исследования. Основным методом исследования в данной статье является диалектика. Используется авторская методология Н. Д. Субботиной: концепция развития общества на основе соотношения естественных и социальных предпосылок и концепция соотношения естественного и социального в обществе и человеке. В статье используются также методы анализа и синтеза.

Результаты исследования и их обсуждение. На разных этапах человеческой истории понятие «молодёжь» трактовалось в зависимости от конкретных условий. В общеупотребительном смысле «молодёжь» может рассматриваться как общность, которой присущи определённые возрастные характеристики и связанные с ними социально-культурные особенности. И. С. Кон в своей книге «Психология ранней юности» заменяет понятие «молодость» на «юность» и обозначает ею фазу перехода от состояния зависимого детства к ответственной взрослой жизни, что включает в себя помимо физиологического созревания достижение социальной зрелости [3, с. 6]. По мнению В. Т. Лисовского, молодёжь - это поколение людей, проходящее стадию социализации, которое усваивает образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических эпох и условий возрастные рамки молодёжи могут колебаться от 16 до 30 лет [4, с. 48]. Существует ещё довольно широкий ряд определений понятия «молодёжь», однако общее у

всех этих трактовок то, что в них отмечается некая «переходность», промежуточное положение между детством и взрослой жизнью, что, в свою очередь, естественным образом оказывает влияние и формирует специфические отличительные черты молодёжи как потенциального субъекта конфликтных отношений.

Маргинальность молодёжи, обусловленная неполной интеграцией в существующую социальную систему, создаёт большой риск для вовлечения этой возрастной группы в социальный конфликт. По мнению Р. Дарендор-фа, причиной социального конфликта является различная степень доступности жизненно важных ресурсов и разница в наличии жизненных возможностей у различных социальных групп [12]. Таким образом, согласно Р. Да-рендорфу, можно утверждать, что молодёжь зачастую, занимая маргинальное положение в социуме, имеет наиболее низкие возможности для реализации собственных нужд и потребностей, что может вызывать конфликтное поведение.

В условиях социальной аномии, когда старые схемы и механизмы функционирования в обществе подрастающего поколения уже разрушены, а новые ещё не усвоены или не возникли, молодой человек находится в состоянии неопределённости и постоянного выбора, что вызывает внутреннее напряжение. Социальный конфликт, как специфический способ взаимодействия молодёжи в обществе и как культурно-исторический феномен, является естественным показателем инсти-туализации молодёжи как социальной группы. Возникновение социальных конфликтов, субъектами которых является молодёжь, свидетельствует о том, что происходит процесс интеграции молодых людей в обществе. Такие конфликты могут быть индикатором того, что происходит переоценка либо формирование новых ценностей, создаются моральные, этические внутренние регуляторы. В процессе интеграции в социальную систему молодые люди сталкиваются с рядом трудностей и препятствий. Между молодёжью и обществом возникает и обостряется противоречие по поводу запросов и ожиданий, ценностей и интересов, прав и обязанностей.

Однако процесс социализации молодёжи зачастую имеет амбивалентный характер. С одной стороны, молодой человек стремится идентифицировать себя с какой-либо новой группой, с другой - он хочет сохранить и утвердить собственную уникальность. В подобной ситуации для молодого человека

конфликтное поведение выполняет функцию познания и утверждения себя, собственного «я». Противопоставление чему-то другому (этническому, расовому, культурному и т. п.) служит механизмом выделения каких-либо собственных черт, желаний и потребностей. Социальный конфликт в таком случае выступает функцией своеобразного диалога между молодёжной субкультурой и культурой общества в целом, между различными поколениями людей. Конфликты в молодёжной среде могут иметь контрпродуктивный характер. Футбольные фанаты, молодёжные группы шовинистского толка, различные радикальные группировки являются примерами субъектов таких конфликтов.

Учёные отмечают, что одной из отличительных черт современной молодёжи является наличие националистических убеждений [9, с. 83]. Основная цель и причина возникновения таких молодёжных групп лежит, в первую очередь, в желании противопоставления себя чему-то конкретному, а только потом -отстаивание собственных ценностей и идеалов. Другими словами, возникновение таких групп уже изначально имеет акцентуацию на конфликт и на внешнее проявление агрессии.

Социальный конфликт, прежде всего, является разновидностью социального взаимодействия, одной из обязательных отличительных черт которого является наличие взаимооппозиционных действий со стороны участников конфликта. Для того чтобы определить специфику молодёжи как субъекта социальных конфликтов и проанализировать роль, которую она в них играет, необходимо знать объект, на который направлено конфликтное действие. Зачастую проблема состоит в том, что такой объект может быть неочевидным. Конфликтное поведение молодёжи может иметь демонстративный, диффузный характер и лишь прямые акции агрессии либо протеста имеют чёткую и определённую объектную нацеленность. Наличие чёткого объекта, на который направлено конфликтное действие, упрощает выяснение и понимание причин, повлекших возникновение данного поведения.

Понимание того факта, что в основе молодёжи как общности лежит не только возрастной критерий, но и особенное место, которое она занимает в системе общественных отношений, и то, какие социальные функции она выполняет, приводит к выводу, что все её свойства и отличительные черты связаны с особой социальной ролью, которую она играет в обществе. Молодёжь призвана вы-

полнять новаторскую функцию в обществе, привнося что-то новое и служа катализатором новых социальных изменений, однако одновременно она должна наследовать весь опыт, накопленный социумом и государством. Каждое новое поколение представляет собой социальный потенциал общества, который обладает уникальными возможностями преобразования. Однако вопрос того, куда эти потенциальные возможности будут направлены - на созидание или разрушение - зависит от тех условий в обществе, которые будут либо способствовать её адаптации, либо нет. Американский социолог Л. Фойер утверждал, что «история всех до сих пор существовавших обществ есть история борьбы между поколениями» [15]. По мнению О. Конта, конфликт поколений является важным условием общественного развития. Ограниченность человеческой жизни приводит к постоянному обновлению действующих сил в обществе. Конт отмечает, что старшее поколение старается сохранить то, что было достигнуто в их юности, тогда как молодёжь стремится ко всему новому. Данный вид конфликта можно рассматривать как противопоставление изменчивости и устойчивости. Н. Д. Субботина видит в изменении соотношения изменчивости и устойчивости отличие социальной эволюции от естественной: «Естественная эволюция требует от человека выполнения функции сохранения, а социальная - функции изменения» [8, с. 98]. Таким образом, можно сказать, что поведение старшего поколения более соответствует требованиям естественной эволюции, а молодого - социальной. Однако, как отмечает Н. Д. Субботина, постоянное обновление, ускорение общественного развития может в конце концов привести к сингулярности, то есть к такой опасности, сущности и последствий которой мы не знаем, поэтому не знаем, как ей противостоять [8, с. 405].

Чтобы конфликт поколений имел продуктивный характер и положительно влиял на общественный прогресс, должна присутствовать преемственность поколений. Цивилизация прогрессирует только тогда, когда весь добытый культурный, интеллектуальный и материальный опыт не исчезает вместе с теми, кто его добыл [1]. Несмотря на то, что конфликт, в том числе и тот, где субъектом выступает молодёжь, как явление вызывает негативные ассоциации, мы разделяем вывод Л. Козера, который вслед за Р. Дарендорфом подчёркивал, что конфликт не всегда дисфункционален для отношений внутри систе-

мы и чаще всего необходим для укрепления в ней связей [14]. Немецкий и английский социолог и философ К. Мангейм также указывал на социокультурное значение смены поколений в развитии общества [5]. Однако не все придерживаются такой точки зрения. К. Лоренц крайне критически высказывался о роли молодёжи в межгенерационных конфликтах. Он считал, что конфликт поколений является выражением массового невроза, которым характеризуется современное общество и причинами конфликтов между поколениями является гедонизм молодёжи и её нежелание предпринимать какие-либо усилия для реализации собственных амбиций [13]. Хотя конфликт поколений и выступает как одно из важных условий общественного прогресса, зачастую стремление молодёжи улучшить окружающий мир, и общество в частности, имеет весьма размытую грань со стремлением это общество разрушить. Не все те идеи, которые, по мнению молодёжи, несут благо, на самом деле положительно влияют на общество. Одним из таких примеров можно считать набравшие популярность идеи анархизма в начале XX века в России. По мнению В. А. Светлова, социальная система и человеческий вид в целом выживают и сохраняются в социокультурном смысле только тогда, когда между традициями и новаторством сохраняется гармония, они должны поддерживать и дополнять друг друга. С эволюционной точки зрения, благодаря традициям, наследуются элементы, способствующие выживанию, реформы же должны адаптировать весь накопленный опыт в соответствии с быстроменяющимися внешними условиями [7, с. 144]. Таким образом, противоречивость функций и социальных ролей в обществе можно рассматривать как одну из причин, влияющих на уровень конфликтности молодёжи.

Одной из основных черт и глубинных причин установки и акцентуации молодёжи на внешний социальный конфликт является несовпадение ценностных миров. Именно на ценностно-смысловом уровне проходит главное различие между молодым человеком и всем внешним социальным миром. Основная граница, разделяющая поколения, проходит не на возрастном уровне, а заключена в фундаментальных различиях аксиологических представлений в вопросе социального идеала и носит социокультурный характер. Диалектику развития индивидуального роста, которую можно применить и к молодёжи, хорошо описал Э. Фромм в своей работе «Бегство от свободы»: «С одной стороны, это процесс

развития человека, овладения природой, возрастания роли разума, укрепление человеческой солидарности. Но с другой - усиление индивидуализации означает и усиление изоляции, неуверенности; а, следовательно, становится всё более сомнительным место человека в мире и смысл его жизни. Вместе с этим растёт и чувство бессилия и ничтожности отдельного человека» [10, с. 41]. Все эти противоречия формируют у части молодёжи специфическую отличительную черту - экстремальность, которая проявляется сверхобострённым восприятием действительности, зачастую неадекватным. Максималистское, крайне категоричное отношение к общепринятым ценностям, нигилистические установки вызывают состояние социальной лабильности. Такая молодёжь не имеет чётких социальных идеалов, жизненных ориентиров и легко поддаётся внушению и агитации. Молодое поколение более беззащитно перед процессом глобализации и теми вызовами, что она порождает. Это обусловлено тем, как отмечает С. Г. Гутова, что дети и старшее поколение в отличие от молодёжи имеют свои защитные барьеры, которые частично позволяют им избегать прямого разрушительного воздействия последствий глобализации [2, с. 61].

Следует обратить внимание на такую причину повышенной конфликтности молодого поколения, как её особенности на естественном уровне: физиологическом и психологическом. У молодых людей, особенно мужского пола, существует повышенное стремление к объединению в группы, к подчинению лидеру группы, который может ставить цели как положительные для внешнего общества, так и деструктивные. К тому же молодые люди, более здоровые и энергичные, испытывают потребность реализовать свою энергию. И когда такие естественные предпосылки поведения объединяются с социальными (стремлением определённых личностей или социальных структур использовать молодёжь в своих интересах), тогда и растёт количество экстремистских и террористических организаций, большинство в которых составляют молодые люди. Это говорит о том, что молодым можно внушить любую мысль, и они легко готовы жертвовать жизнью ради внушённого идеала. Внушённый идеал, на наш взгляд - это идеал, который сформирован не с помощью логического убеждения, а посредством суггестии. По мнению К. Мангейма, у молодёжи нет интересов, ни экономических, ни ценностных, имеющихся у большинства взрослых людей.

Он говорил: «Быть молодым означает стоять на краю общества, быть во многих отношениях аутсайдером» [6, с. 442]. Философское осмысление значения межгенерационного конфликта, места и роли молодёжи в нём на ценностном уровне позволяет сделать вывод о том, что конфликт является не аномалией, а необходимым элементом общественного бытия и зачастую выступает фактором возникновения новых и укрепления старых связей в обществе.

Заключение. Таким образом, роль молодёжи в социальных конфликтах обусловлена как психолого-физиологическими особенностями конкретного возраста, так и социально-культурологическими аспектами. Роль в

обществе, те функции, которые молодёжь выполняет в социуме, накладывают на неё специфический отпечаток. Для более глубокого анализа проблемы вовлечённости молодёжи в социальные конфликты требуется комплексный анализ, который бы учитывал все стороны данного явления. Только междисциплинарный характер научного подхода может дать наиболее точные данные. Роль социальной философии в этом контексте должна быть системообразующей. Понять сущность конфликтного поведения у молодёжи в философском значении - значит воспринять, увидеть в этом человеческий смысл, ценностный аспект и уже на основании этого правильно истолковать её суть.


написать администратору сайта