Главная страница
Навигация по странице:

  • 26. Специфика социального детерминизма. Социальная закономерность и сознательная деятельность людей. Фатализм и волюнтаризм. Субъекты и движущие силы общественного развития.

  • 27. Проблема направленности, единства и многообразия мировой истории. Теории исторического круговорота и множественности цивилизаций и культур (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби).

  • 28.Понятие общественного прогресса и его критерии. Критика «религии прогресса».

  • 29.Понятие общественно-экономическая формация. Теория формаций и реальный социальный процесс. Современные дискуссии по проблеме формационного и цивилизационного подхода к всемирной истории.

  • 30 .Философское понятие культуры. Культура и природа. Социальные функции культуры. Единство, многообразие и взаимодействие культур. Национальное и общечеловеческое в культуре.

  • 31. Локальные цивилизации и проблема сохранения культурно-национальной идентичности в современном мире. Восточнославянская цивилизация между Западом и Востоком.

  • шпоры Философия. шпоры философия._готово. Место средневековой философии в духовной культуре общества


    Скачать 118.85 Kb.
    НазваниеМесто средневековой философии в духовной культуре общества
    Анкоршпоры Философия
    Дата07.11.2022
    Размер118.85 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлашпоры философия._готово.docx
    ТипДокументы
    #775610
    страница6 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    25. Понятие общества. Проблема построения теоретической модели развития общества. Натуралистическая, идеалистическая и материалистическая модели общества. Многофакторная модель общественного развития.

    Общественный организм по степени сложности не уступает природным явлениям, а в известной мере и превосходит их. Потребовался длительный исторический период для того, чтобы приблизиться с помощью разнообразных научных средств к осознанию сущности социума как организованной формы совместной деятельности людей. Значительный шаг вперёд в понимании общества был сделан Марксом. С его точки зрения, общественный организм имеет единую материальную основу и представляет собой совокупность общественных отношений, в которые люди вступают в процессе своей жизнедеятельности. Маркс разработал учение об общественно-экономической формации, под которой он понимал единство материальной и духовной сторон жизни общества. Согласно этому учению, в истории общества были возможны антагонистические (рабовладельческая, феодальная, капиталистическая) и неантагонистические (первобытные и коммунистические) формации. Смена одной из этих формаций другой составляет содержание процесса общественного развития. Три подхода к понятию общества: 1. Деятельностный исходным пунктом является то, что общество не есть конгломерат отдельных индивидов, а исторически сложившиеся формы взаимодействия людей, объединенных в различные социальные группы, государства. 2. Отношенческий рассматривает общество как целостность социальных отношений, в основе которых лежат экономические отношения. 3. Институциональный предполагает рассмотрение общества как совокупность организаций и учреждений, призванных обеспечить его стабильное развитие. В настоящее время существует множество различных теоретических моделей, в которых обнаруживается стремление выявить детерминанты общественного развития, к которым относят Натуралистическую(Монтескье, Мальтус, Л.Гумилев), Материалистическую (Маркс, Ростоу, Тоффлер), Идеалистическую модели(Сорокин, Мертон, Фромм).

    26. Специфика социального детерминизма. Социальная закономерность и сознательная деятельность людей. Фатализм и волюнтаризм. Субъекты и движущие силы общественного развития.

    Соц-ный детерминизм – жесткая предопределенность соц-ных явлений объективными, вне чел-ка положенными факторами и причинами. Фатализм учение о том, что всякая деят-ть, всякий факт жизни чел-ка и общ-ва в целом неизбежны, неотвратимы по воле некоего изначального принципа (судьба, рок), неведомой иррациональной причине (оккультные учения, астрология).Волюнтаризм учение о том, что основополагающим принципом жизнедеят-ти явл. воля. Субъекты как участники истор-кого процесса, движущие силы те участники истории, кот. в конкретный период занимают ведущее, значительное место в общ-ве, именно от их деят-ти зависит направленность общ-ного развития. Субъекты и движущие силы истории народные массы, классы, личности. Специфика действия социальных законов обусловлена и осуществляется под воздействием активной, целенаправленной, сознательной деят-ти людей. Соц-ные действия, протекающие под влиянием соц-ных законов, наз. соц-ной деят-тью. Соц-ная деят-ть непосредственно организуется и осуществляется как сознательная деят-ть людей, поэтому их субъективные интересы и потребности накладываются на объективные соц-ные процессы. Естественным в общ-ве считается, что эти объективные законы могут замедляться, искривляться, задерживаться в связи с чел-скими усилиями и устремлениями.

    27. Проблема направленности, единства и многообразия мировой истории. Теории исторического круговорота и множественности цивилизаций и культур (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби). Шпенглер. Каждая социальная целостность, "культура" в его терминологии, является уникальным организмом, который расцветает, подобно полевому цветку, на строго ограниченной местности, к которой он остаётся привязанным навеки. Каждая культура имеет свою душу некое первоначало, из которого развёртывается всё богатство конкретных социальных явлений. Душа уникальна, следовательно, линейная схеме истории, считал Шпенглер, должна быть заменена на другую историческую реальность, где разнообразие превалирует над единством. Душу культуры, своеобразную программу развития социального организма, нельзя описать прямо, о ней можно судить о её проявлениям. Ритм, такт, повадка вот проявления культуры. Например, для античной культуры характерным является "евклидовое переживание телесности", отсюда преобладание пластики в искусстве и геометрии., отсюда "скульптурные" идеи Платона и обозримые формы города-государства. Европейская культура вырастает из третьего измерения, из времени. Отсюда доминирование музыки в искусстве, одиночество в этике, учение о бесконечности в физике и политический динамизм. Взаимодействие между культурами отсутствует, культуры непроницаемы. Шпенглер выделил восемь культур: египетскую культуру, культуру майя, Греко-римскую, византийскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, западноевропейскую. Культура проходит примерно тысячелетний цикл развития. В процессе развития каждая культура проходит три стадии: юность, расцвет, упадок. Умирая, культура перерождается в цивилизацию; это переход от творчества к бесплодию, от становления к механической работе. Культура уникальна, цивилизация же утрата индивидуальности. Английский историк и социолог Тойнби рассматривает человечество как совокупность отдельных цивилизаций. Определяющим для каждой цивилизации, по его мнению, является устойчивые типы мышления и чувствования, выраженные прежде всего в религии. Нетрудно заметить, что, в отличие от Шпенглера, для Тойнби культура -не этап в развитии общества, а постоянное ядро цивилизации, всегда присутствующее в ней. Тойнби, оставаясь сторонником замкнутых, локальных цивилизаций, считает возможным их слияние в будущем.

    28.Понятие общественного прогресса и его критерии. Критика «религии прогресса».

    Общественный прогресс – восходящее, поступательное развитие человеческого общества от низших ступеней и форм к более высшим и совершенным. Понятие «общественный прогресс» – это оценка или характеристика, которую люди дают происходящим в обществе изменениям. Основой оценки являются сформировавшиеся у людей представления об идеалах, реализация которых должна обеспечить более устроенную и счастливую жизнь. Изменения, которые происходят в соответствии с идеалом, воспринимаются как прогрессивные, а изменения, которые осуществляются в несоответствии с идеалами, ожиданиями и надеждами, рассматриваются как им противоположные, непрогрессивные.

    Общественное развитие многопланово, хотя, как показывает всемирно-исторический опыт развития человечества, прогрессивная тенденция является преобладающей, но на практике в чистом виде она никогда не существовала. Христианство выдвинуло концепцию движения человечества к более совершенному миру, реализации божественно установленной цели. С эпохи Возрождения утверждается прогрессивное понимание истории. При этом прогресс мыслится тоже как реализация цели, только не божественной, а природной, как естественная необходимость становления общества Разума. Поэтому мировоззрение человека Нового времени уже преимущественно рационалистично, а значит,и антропоцентрично, ибо в качестве субстанции общества рассматривается самодовлеющая монада — индивид, замкнутый на своих устремлениях и интересах Выявление прогрессивной линии общественного развития затруднено из-за нечеткой постановки вопроса о сущности самого прогресса и его критериях Поэтому характеризовать прогресс только как поступательное развитие недостаточно, поскольку его восходящая и нисходящая линии имеют место так в неживой природе, и в единстве они образуют космический круговорот. Поэтому анализ сущности прогресса необходимо осуществлять через цель деятельности. Именно сопоставление результата с целью (идеалом) может служить критерием самосовершенствования общества или, наоборот, его дег­радации. Возрастает роль разработки системы критериев общественного развития, прогресса с учетом его многонаправленности, многогранности и своевременности смены ведущих критериев в оценке уровня прогресса и возможностей двигаться дальше в избранном направлении. И так как всех критериев оптимальности и факторов прогресса системы, особенно такой, как человеческое общество, может быть бесконечное множество, то, исчерпав запасы совершенствования по очередному критерию или же их группе, система меняет их или приходит к применению других. Возникают все новые и новые «ветви» прогресса, который становится бесконечным Не может быть справедливого общества, не соединенного с гуманизмом, который требует оценивать общественный прогресс мерой индивидуального развития человека. При всем значении и гуманистической направленности мысли о самоценности развития человека нельзя игнорировать экологический критерий прогресса. Эта проблема остро поставлена в работах многих авторов. Человек должен вести диалог с природой, а не бороться с ней. И не исключено, что экологический императив станет со временем решающим критерием общественного прогресса. Сегодня же человечество живет за счет природы, биосферы, те. за счет уничтожения растений и животных Но возможности такого развития исчерпаемы, хотя природа и поныне «любит» нас больше, чем мы ее. По оценкам отечественных и зарубежных футурологов, при экстраполяции нынешних тенденций в развитии земной технологии, ориентированной на потребительское отношение к природе, человечество может погибнуть уже в следующем столетии. Чтобы этого не случилось, техносфера должна тесно вза­имодействовать с ноосферой, а человечество вынуждено будет овладеть автотрофными механизмами, что избавит его от необходимости вытеснять и убивать все живое.

    29.Понятие общественно-экономическая формация. Теория формаций и реальный социальный процесс. Современные дискуссии по проблеме формационного и цивилизационного подхода к всемирной истории.

    Общество система, саморазвивающаяся, она находится в изменении и развитии.
    Общественно-экономическая формация (ОЭФ) — исторически определившийся тип общества, представляющий собой особую степень в его развитии ОЭФ социальная система, состоящая из взаимосвязанных элементов и находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия. Маркс провел научное членение исторического процесса и обосновал исторически переходящий характер каждой из ОЭФ. В результате вся история человечества предстала как закономерный процесс развития и смены ОЭФ, ступеней этой истории. ОЭФ — это конкретно-исторический тип общества, взятого в его целостности, функционирующий и развивающийся в соответствии с присущими ему объективными законами. Каждая формация целостная система. В формацию входят производительные силы и производственные отношения. которые и составляют се материальную основу; определённые
    социальные субъекты, представленные различными историческими формами общности людей: родами и племенами, сословиями и классами. народностями и нациями, политическими партиями и общественными организациями. Маркс писал о единстве миров истории, она едина, однолинейна, тс вес
    общества стремятся к единой цели-коммунизму.

    Критика теории формаций: 1)Маркс разработал эту теорию на материале развития Зап. Европы и решил, что его законы универсальны для всех обществ.2) рассматривает соц.-экономич. фактор как основной, но показать развитие общ-ва сегодня только экономикой невозможно.3) общество базируется на одном основании, но любое сведение к одному является несостоятельным. 4) предписывание истории однолинейный типологич. характеристорич. процесс идет по одной линии и стремится к 1
    целикоммунизм: Цивилизация(Ц)большие самодостаточные сообщества стран и народов, выделенные по социокультурному основанию и сохраняющие свое своеобразие и уникальность на длительных отрезках исторического времени, несмотря на все изменения и влияния, которым
    они подвергаются. Ее можно уничтожить, но изменить нельзя. Существуют отдельные теории:

    О. Шпенглер культурологическая теория. История-случайное зарождение и умерщвление культуры. Когда культура исчерпывает себя, она превращается в цивилизацию. Признаки: появление мегаполисов, научный атеизм демографический спад, культура замкнута внутри себя. Понять се может только тот кто в ней родился А.Тоинби мировая истор-совокупность локальных цивилизации

    Эволюция цивилизации: возникновение, рост, надлом, распад не обязательны. Каждая цивилизация в тот или иной момент сталкивается с вызовом, Она должна дать ответ, который заключается в духе. Критерии выделения цивилиз: религия, история, язык, обычая. Общ черты теорий: общность, целостность, отличная от ее частей .для Ц характерно самоопределение-своей судьбы, она развив. только исходя из себя самой. Ц не коммуникабельна. Цивилизацией подход: 1 Ц творится людьми 2.Исследование влияния форм культуры. 3. Анализ по горизонтали(Ц который существует сегодня) 4 Культурологич. анализ (некие формы дух жизни).5.Истор развития общ-ва-вне его.6.То. что людей объединяет Формацион подход: 1История-закономерный процссс.2.Это бытийственный анализ истории-надо найти первооснову истории. 3. Анализ по вертикали – из древности до наших дней .4 .Соц-экономич анализ общ-ва.5 Внимание акцентрируется на внутренних источниках развития. 6.Больше исследуется то, что разъединяет людей.

    30 .Философское понятие культуры. Культура и природа. Социальные функции культуры. Единство, многообразие и взаимодействие культур. Национальное и общечеловеческое в культуре.

    Термин культура первоначально означал возделывание почвы, изменение в природе объекта под воздействием чела. Очень важной особенностью культ является заложенное в ней человеческое начало. Культура всё созданное человеком. Культура предстает как сотворенная чел-ом 2-ая природа, надстроенная над природой естественной. Там, где есть чел, его деятельность, отношения м/у людьми, там есть и культура. Нужно различать материалистич. и духовную культуру, не противопоставлять их друг другу. В материя культуре заключено её духовное начало в ней всегда есть воплощение идей, знаний, целей чела, что только и делает ее культурой, продукты духовной культуры всегда обличены в материальную форму. Культура — совокупность созданных челом ценностей. Мир культуры - мир материальных и идеальных духовных ценностей, т.е. мир объектов материальных и идеальных, взятых в его отношен к челу, мир, наполнений чел-имн смыслами. Социальные функции культуры выражают субъективно-личностную сторону деятельности обществен чела, способы и нормы социальных организац. и регулиров. процессов жизнедеятельности, изобретения, открытия созидание нового уникального, дают результаты, кот включаются в исторический процесс. Имеются ввиду и новые идеи, лишь ожидающие своего воплощения в социальную действительность, и материализован результаты чел-ой деятельности, и сама деятельность как посредствующее звено м/у ними. В процессе развития общества усиливалось взаимодействие культур. По мере того, как история становилась всемирной, возможность взаимовлияния культур неизмеримо возрастала Но имеют глубокие корни и различия культур. Культурные различия один из источников многообразия исторического процесса. Каждая культура неповторима. И это означает, что в определённом отношении разные культуры равны между собой Многообразие культур объективная реальность, и к ней можно подходить двояко: руководствоваться либо идеей единства мировой культуры, либо утверждением несовместимости культур, считая, что каждая из них стимулируется своими принципами и не способна вступать во взаимодействие с другими культурами. Согласно марксистского подхода любые локальные и национальные культуры в своей особенной форме выражают всеобщее, общечеловеческое содержание. Научно-технический прогресс оказывает воздействие на культуру и общ. жизнь.

    Последнее ведет к усилению углублению взаимодействия и проникновения культур, но и порождает разнообразные противоречия. 3 уровня взаимодействия( диалог) культур 1) этнический: отношения м/у локальными этносами 2)межнациональный: диалог различных гос.-полит структур, полит элит. 3)цивилизационый: основан на встрече различных типов социальности, систем ценностей и форм культуротворчества); Диалог культур возможен и в виде взаимодействия актуального типа культуры с исторически сложившейся культурн. традицией. Важное значение имеет структура диалога культурное направление и конкретные формы взаимного обмена культура инфо. Широко распространен обмен хоз. навыками и производствен технологиями. Следует учитывая и конкретный уровень взаимодействия культур(осуществляются ли связи на уровень гос. политики, военной оккупации, обыденно бытовых контактов). Различные формы и принципы взаимодействия культур (мирные, добровольные, партнерское, взаимовыгодное сотрудничество). В каждом случае взаимодействия культур можно выделить несколько этапов 1)Культурный шок-первоначальная реакция сознания на встречу с иной культ. реальностью 2)Культурное конфликтное противостояние не жизненно важных аспектов чел существования, а спор субъективных убеждений.

    31. Локальные цивилизации и проблема сохранения культурно-национальной идентичности в современном мире. Восточнославянская цивилизация между Западом и Востоком.

    Категория «цивилизация» является одной из наиболее популярных и востребованных в современных социальных науках. Ее объяснительные возможности настолько велики, а описываемая ею реальность настолько сложна, что на сегодняшний день имеются десятки подходов к пониманию сущности концепта «цивилизация». Мы выделим несколько основных.

    Согласно первому подходу, цивилизация рассматривается как этап развития человеческого общества, следующий за дикостью и варварством и обозначающий собственно социальную форму бытия человека. Данная трактовка понятия «цивилизация» была представлена в работах Л. Моргана и Ф. Энгельса. Сегодня в таком значении понятие цивилизации широко применяется для осмысления прогресса человеческого общества, системного усложнения и расширения «второй природы» – мира созданных человеком предметов и процессов.

    Второй подход к восприятию «цивилизации» связан с выделением уровня, специфики и этапов развития отдельных регионов мира или суперэтносов. В рамках этого подхода цивилизация воспринимается как особый социальный организм, характеризующийся спецификой его взаимодействия с природой, особенностями социальных связей и культурных традиций. В таком значении говорили о «локальных цивилизациях» А. Тойнби и о «культурно-исторических типах» Н. Данилевский.

    Третий подход связан с жестким противопоставлением понятий «культура» и «цивилизация». Такое видение цивилизации предложили О. Шпенглер и Н. Бердяев. Философы считают, что прогресс в технике и технологии не только не приводит к моральному прогрессу, но и зачастую связан с моральным регрессом. Поэтому культура и цивилизация рассматриваются ими как разные аспекты социальной истории.

    Традиционными обычно принято называть те цивилизации, где жизненный уклад ориентирован медленными изменениями в сфере производства, консервацией культурных традиций, воспроизведением часто на протяжении многих столетий сложившихся социальных структур и образа жизни. Традиционные культуры не знали автономии личности и прав человека. Древний Египет, Китай, Индия, государство Майя, мусульманский Восток эпохи средневековья образцы традиционных цивилизаций. К числу традиционных обществ принято относить все общество Востока.

    Современный период развития общества определяется прогрессом техногенной цивилизации, которая активно завоевывала себе все новые социальные пространства. Этот тип цивилизованного развития сформировался в европейском регионе, его часто называют западной цивилизацией. Но он реализуется в различных вариантах как на Западе, так и на Востоке, поэтому используется понятие "техногенной цивилизации", поскольку ее важнейшим признаком является ускоренный научно-технический прогресс. Технические, а затем и научно-технические революции делают техногенную цивилизацию чрезвычайно динамичным обществом, вызывая часто на протяжении жизни нескольких поколений радикальное изменение социальных связей форм человеческого общения. Глубинные ценности техногенной цивилизации складывались исторически. Идея преобразования мира и подчинения человеком природы была главной в культуре техногенной цивилизации на всех этапах ее истории, вплоть до нашего времени.

    Цивилизация выражает нечто общее, рациональное, стабильное. Она представляет собой систему отношений, закрепленных в праве, в традициях, способах делового и бытового поведения. Они образуют механизм, гарантирующий функциональную стабильность общества. Цивилизация определяет общее в сообществах, возникающих на базе однотипных технологий. Культура есть выражение индивидуального начала каждого социума. Если функция цивилизации обеспечение общезначимого, стабильного нормативного взаимодействия, то культура отражает, передает и хранит индивидуальное начало в рамках каждой данной общности. Таким образом, цивилизация это социокультурное образование. Если культура характеризует меру развития человека, то цивилизация характеризует общественные условия этого развития, социальное бытие культуры.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта