Главная страница
Навигация по странице:

  • Сознание и бессознательное

  • Связь сознания и языка. Проблема моделирования мышления.

  • 21. Общественное сознание и его структура. Индивидуальное и общественное сознание. Формы общественного сознания. Общественная психология и идеология. Общественное сознание

  • 22. Вопрос о познаваемости мира в философии. Субъект и объект познания. Многообразие форм познания.

  • 23. Структура и динамика познавательного процесса. Единство чувственного и рационального в познании. Проблема истины в теории познания. Критерии истины.

  • Проблема истины в теории познания. Критерии истины.

  • 24. Научное познание и его специфические признаки. Возможности и границы науки. Этика науки. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их формы и методы.

  • шпоры Философия. шпоры философия._готово. Место средневековой философии в духовной культуре общества


    Скачать 118.85 Kb.
    НазваниеМесто средневековой философии в духовной культуре общества
    Анкоршпоры Философия
    Дата07.11.2022
    Размер118.85 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлашпоры философия._готово.docx
    ТипДокументы
    #775610
    страница5 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    20. Сознание и его сущность. Феномен бессознательного. Сознание и язык. Проблема моделирования мышления.

    Сознание, высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Оно представляет собой единствопсихических процессов, участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. Синтезируя различные подходы к пониманию проблемы сознания, российский философ В.А. Лекторский предлагает следующее его определение: «Сознание – состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, в отчете об этих событиях».

    Современная философия при рассмотрении проблемы сознания стремится исследовать сознание научными методами. Именно такое стремление демонстрирует когнитивная наука. Сегодня большинство исследователей предполагают, что решение проблемы сознания лежит в плоскости междисциплинарных исследований, в которых координирующая и интегрирующая роль принадлежит философии. Сознание существует в 2-х формах-общественном и индивидуальном. Сознание формируется деятельностью, чтобы потом влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее.

    Структура сознания представляет собой единство его свойств и форм проявления. Так, процесс мышления может сопровождаться эмоциональным фоном (чувством удовлетворенности или неудовлетворенности), система ценностей может определять направление и ход мыслей и т.д. Единство сознания достигается не только благодаря взаимодействию его компонентов, но и в результате одновременного переживания субъектом своего прошлого, настоящего и будущего. Прошлое присутствует в сознании личности благодаря памяти, а будущее – в виде жизненного проекта.

    Сознание и бессознательное

    Сознание не исчерпывает всего богатства психической жизни человека. Наряду с сознанием в психике человека существует еще сфера бессознательного. В мировой философской традиции и в психологии существование этого уровня психики человека признается теперь большинством ученных. Однако, в недавнем прошлом (в 20 — 50-х гг. нашего столетия) в нашей стране понятие бессознательного предавалось анафеме как понятие идеалистическое. Начиная с 60-х годов шел активный процесс реабилитации этого понятия и интенсивного изучения феномена бессознательного.

    Бессознательное — это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания.

    Бессознательными являются сновидения, гипнотические состояния, явления сомнамбулизма, состояния невменяемости и т.п.

    Все то, что не находится в данное время в фокусе сознания личности, но может быть включено в сознание посредством памяти, не следует относить к бессознательному. Например, немало информации было получено нами в прошлом, но она оказывается не данной нам непосредственно в каждый момент функционирования сознания, ее в принципе можно ввести в фокус сознания; такого рода информация будет влиять на наше поведение, лишь пройдя через уровень сознания. К сфере бессознательного относятся инстинкты, от которых человек как биологическое существо не свободен. Инстинкты могут порождать и порождают у человека подсознательные желания, эмоции, волевые импульсы, которые позже могут попадать в сферу сознания. Отрицать роль полового и пищевого инстинктов в психической и даже сознательной жизни человека было бы ошибочно.

    Структуры бессознательного различаются помимо прочего, по степени своей близости к сознанию. Выделяется даже особый слой или уровень бессознательного, называемый подсознательным; в него включаются психические явления, связанные с переходом с уровня сознания на уровень автоматизма.

    Связь сознания и языка. Проблема моделирования мышления.

    Без учета творческой природы сознания, мышления невозможно научное понимание процесса познания. Метафизический материализм абсолютизировал внешний источник сознания (природу), не поднимался до признания роли практики в познании. Напротив, идеализм преувеличивал дургую сторону познания – его активность, приписывая сознанию, мышлению мистическую способность создавать из мебя объект познания и действия.Что такое идеальное? Оно в научной литературе трактуется неоднозначно. Некоторые авторы отождествляют идеальное с субъективной реальностью вообще. Для других идеальное предстает лишь как понятийная форма отражения. Между тем, идеальность есть характеристика всех проявлений сознания – ощущений, восприятий, мыслей, эмоций, социальных чувств, религиозных и философских воззрений и т.д. Идеальное – отражение действительности в формах деятельности человека, его сознания и воли, это не какая-то умопостигаемая идеальная вещь, а способность человека в своей деятельности духовно, в мыслях воспроизводить ту или иную вещь.Основой возникновения языка равным образом, как и мышления, являются труд, коллективная деательность людей. Сознание формировалось на основе общественной жизни людей и их постояного взаимодействия, которое протекает посредством их общения. Средством общения служит слово, значение которого носит обобщенный характер.Мышление и язык неразрывно связаны друг с другом, однако это не означает, что они тождественны друг другу. Различие между ними состоит в том, что мысль есть отражение объективной реальности, в то время как слово – это способ выражения, закрепления мысли и вместе с тем средство передачи мысли другим людям. Именно благодаря слову мысли других людей могут быть восприняты нами. Язык служит условием для вазимного понимания людей, а также осознания человеком действительности и самого себя.

    ЭВМ не является носителем сознания. Компьютер лишь современное средство, резко повышающее «разрешающую силу» человеческого мозга. Ныне прогресс знания обеспечивается функционированием единого комплекса «человек–компьютер», сотрудничеством, а не соперничеством между людьми и машинами. ЭВМ – орудие, но не самостоятельный субъект познания и социального действия.

    21. Общественное сознание и его структура. Индивидуальное и общественное сознание. Формы общественного сознания. Общественная психология и идеология.

    Общественное сознание – это совокупность политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических, философских идей и представлений людей на определенном этапе развития общества, или, иными словами, понимание действительности обществом в целом, классом, социальной группой и отношение к ней в соответствии с этим пониманием. Общественное сознание обладает сложной структурой и различными уровнями, начиная с житейского, обыденного (от общественной психологии) и заканчивая математически выраженными законами, входящими в состав достоверного теоретического знания. Принципиально важно отметить, что когда говорят об общественном сознании, то отвлекаются от всего индивидуального и берут взгляды, характерные для всего общества в целом, т.е. такое сознание, которое никому в отдельности не принадлежит.

    Общественное сознание воздействует на индивидуальное через массовые средства информации, систему образования и воспитания, духовную жизнь коллектива. Оно обслуживает потребность общества как целого. Вот почему общественное сознание должно: 1) соответствовать уровню развития потребностей; 2) быть доступным для пользования всеми людьми.

    Общественное сознание обладает довольно сложной структурной организацией, в составе которой каждый элемент непосредственно или опосредованно связан со всеми другими, что дает все основания для характеристики общественного сознания как целостного, системного образования. В качестве важнейшего элемента общественного сознания выступают его формы, каждая из которых отражает какую-то сторону общественной жизни. В социальной философии сложилась устойчивая традиция выделения семи форм общественного сознания. Политическая форма общественного сознания представляет собой систему взглядов, обосновывающих политику, проводимую тем или иным классом или социальной группой. Правовая форма общественного сознания (правосознание) есть представления и понятия, выражающие отношение людей к действующему праву, знание прав и обязанностей, законности и противозаконности; это правовые теории и правовая идеология. Моральная форма сознания – это взгляды общества на те или иные поступки людей, выражающие оценку их с точки зрения добра и зла, справедливости и несправедливости, честности и бесчестия. Это сложившаяся система неписаных законов. Мораль – один из основных способов регуляции поведения человека в обществе с помощью норм. Эстетическая форма сознания отражает мир в форме произведений искусства, в виде художественных образов. Художественный образ является особым средством, с помощью которого человек раскрывает эстетические свойства действительности, оценивает ее как прекрасную или безобразную.

    Сознание индивида и общественное сознание образуют противоречивое единство. В индивидульном сознании отражается личностное бытие человека, в общественном – социальное бытие людей. Специфическим качеством и высшим выражением сознания у человека как члена общества является его самосознание. Оно есть осознание человеком своей собственной практической и духовной деятельности, осмысление своих поступков и отношения к другим людям. Самосознание человека приобретает еще большую общественную значимость при сочетании с его собственной волей. Воля – это способность сознания направлять поведение человека.

    Под идеологией понимается совокупность теоретически оформленных воззрений, обеспечивающих конкретному социальному субъекту обоснование своих целей в сохранении или изменении наличных общественных отношений. Иделогия – это сознание, цементирующее массовые действия и канализирующее их в определенном направлении. Идеологию, как правило, вырабатывают теоретики (идеологи), обладающие временем и способностями для специальных занятий духовной деятельностью и обоснования потребностей и интересов соответствующей общности людей. Если идеология – социально-орентированный теоретический компонент общественного сознания, то общественная психология является тем его образованием, которое воспроизводится непосредственно и стихийно в жизни людей как их чувственно-практическое отражение и переживание социального бытия. Сферу общественной психологии составляют как динамично меняющиеся духовные процессы, так и сравнительно консервативные феномены сознания (обычаи, традиции, черты национального характера).

    22. Вопрос о познаваемости мира в философии. Субъект и объект познания. Многообразие форм познания.

    Познание есть специфический вид духовной деятельности человека, процесс постижения окружающего мира. Раздел философии, изучающий закономерности развития и функционирования познания, называется теорией познания, или гносеологией.

    Процесс познания многогранен, как многогранны мир, человеческая жизнь и практика. Различают обыденное и научное познание. Существует также художественное познание.

    Весьма специфично познание религиозное. Познание различается и своим предметом: существует познание природы и познание общества (на этой основе выделяют естественные и гуманитарные науки). Всякое познание есть духовное освоение какого-то предмета или явления, т.е. познание всегда направлено на некоторый объект. В то же время познание – это чье-то познание, оно осуществляется определенным субъектом. Можно сказать, что в акте познания субъект вступает в отношение с объектом. Субъект – это тот, кто познает, а объект – это то, что познается. Отношение между познающим и познаваемым, между субъектом и объектом и составляет предмет исследования гносеологии как науки. Гносеологию можно определить как науку о субъектно-объектных отношениях, возникающих в процессе познания. Анализ этих отношений раскрывает вопросы о том, каким образом субъект получает знание об объекте и как можно удостовериться, что наше знание верно отражает объект.

    Мы можем выделить чувственное и логическое познание. Чувственное познание возникает на основе непосредственного контакта познающего субъекта с единичными предметами. В нем представлены такие индивидуальные, присущие только данному предмету свойства, как цвет, форма, вкус, запах и т.д. Информацию обо всех этих характеристиках объекта человек получает непосредственно через свои органы чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус). Логическое познание имеет дело уже не с индивидуальными характеристиками данного предмета, а с тем общим, что позволяет объединить целые классы предметов в едином понятии. Если чувственное познание осуществляется при помощи органов чувств (глаз, рука и т.д.), то логическое познание осуществляется при помощи мышления как высшей функции сознания. Мышление – это целенаправленное опосредованное и обобщенное отражение человеком существенных свойств и отношений вещей. Чувственное познание осуществляется в трех основных формах – ощущения, восприятия и представления. Логическое познание – понятие, умозаключение, суждение.
    23. Структура и динамика познавательного процесса. Единство чувственного и рационального в познании. Проблема истины в теории познания. Критерии истины.

    В философских концепциях познания традиционно выделяют две его разновидности: чувственное и рациональное познание. Они тесным образом связаны между собой и имеют свои формы. В рамках чувственного познания мы получаем первичные знания о мире в виде ощущений, восприятий и представлений. Результаты полученных чувственных данных фиксируются и перерабатываются в сфере рационального, с помощью понятий, суждений и умозаключений. Общественная практика является основой и целью познавательного процесса, а также служит критерием истинности его результатов. Формы чувственного познания: 1) ощущение является простейшим, элементарным отражением отдельного свойства материального предмета, непосредственно взаимодействующего с органами чувств человека. В процессе познания ощущение выступает как единство образа и знака. 2) Восприятие возникает на основе ощущений и обязательно при непосредственном взаимодействии субъекта с предметом познания. Оно представляет собой такую форму чувственного познания, в которой объект, воздействующий на органы чувств, отображается в сознании во всей его целостности. 3) Представление это опосредованно-чувственный образ предмета, созданный на основе восприятий. Представление является промежуточным звеном между чувственным созерцанием и абстрактным мышлением. Немаловажное значение для теории познания имеет и вопрос о соотношении чувственного и рационального, об их роли в познавательном процессе. По этому вопросу в истории философии сложились две противоположные точки зрения. Сенсуалисты преувеличивали значимость для познания чувственных форм. Рационалисты, наоборот, отдавали приоритет в познании формам абстрактного мышления. Исследования последних лет доказывают, что в реальном процессе познания при определенных условиях чувственное и рациональное настолько проникают друг в друга, что оказываются принципиально неразделимыми. Чувственный образ связывает абстрактное, рациональное с реальным миром. Таким образом, познавательный процесс на уровне современных знаний предстаёт перед нами как целостная система целенаправленной, творческой деятельности субъекта. Проблема истины в теории познания. Критерии истины.

    Сущность истины парадоксальна – хотя она и принадлежит к знаниям, но вместе с тем представляет выделенный практикой объект. Истина – это философская категория, которая означает такое содержание сознания, которое соответствует объективной реальности и служит необходимой основой ее преобразования.

    У истины объективное содержание и субъективная форма

    существования. Наши знания объективны, потому что воспроизводят в форме идеальных образов реальные вещи, их свойства и отношения. Вместе с тем наши знания субъективны, поскольку актуально существуют только в сознании конкретной личности. Как определить, соответствуют ли наши знания объективному миру? Это вопрос об истине и критериях. Под критерием истины понимаются методы, которые позволяют установить достоверность данной мысли и отличить ее от ложных суждений.

    Чтобы установить соответствие знаний объективному миру, необходимо их сопоставить с предметной действительностью. Это достигается в процессе материального воплощения мышления в практике, которая снимает противоположность материального и идеального.

    Человек воздействует на объективный мир, который оказывает сопротивление, а практика, включенная в систему такого взаимодействия, сама подчиняется его законам. Это обстоятельство обусловливает возможность выполнения практикой функции критерия истины, являясь, с одной стороны, воплощением знаний о мире, а с другой – частью этого мира, подчиненной его законам. Практика самим процессом своего функционирования осуществляет проверку истинности знаний. Если человек правильно выразил сущность реального мира и построил свою деятельность в соответствии с этими законами, то практика как объективный процесс оказывается эффективной. Это не означает, что надо каждое понятие, всякий акт познания непосредственно проверять на практике. Реально процесс доказательства происходит в форме выведения одного знания из другого, т.е. в форме логической цепи рассуждения, отдельные звенья которой проверяются путем выхода в практику.
    24. Научное познание и его специфические признаки. Возможности и границы науки. Этика науки. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их формы и методы.

    Наука – это форма познавательной деятельности человека, специфической функцией которой выступают выработка и совершенствование объективно-истинных знаний.

    Каждая наука – это своего рода обрывок знания, а все науки – сумма обрывков. Исследователь, пытающийся рассмотреть явление лишь через призму какой-либо науки, остается в неведении сути того, что является обобщением. Философия же дает систему знания о мире как целом. В.И. Вернадский считал, что наука и техника столь существенно повлияли на деятельность человека, что превратили ее в особую геологическую силу, преобразовавшую всю поверхность Земли, существенно повлияв при этом на биосферу. Наука и техника изменили структуру и характер общественных процессов, весь образ жизни человека. С момента своего возникновения наука выполняла различные функции в обществе. Главной и ведущей функцией науки является приращение нового знания. Однако на заре становления индустриального общества круг ученых был довольно узок. Занятия наукой носили, скорее, любительский характер. Научная деятельность не была для ученых основным источников доходов. Лишь к середине XIX в. происходит оформление науки в особую профессию. Но даже в XIX веке, занимая почетное место в культуре и духовной жизни различных народов, наука все еще не являлась важнейшим фактором производства. Лишь с конца ХХI – начала ХХ века роль науки в общественном производстве значительно возрастает. Одновременно с этим происходят радикальные изменения в способе организации, функционирования самой науки. Наука развивается преимущественно в крупных научно-исследовательских центрах (лабораториях, институтах), располагающих соответственной мощной технической базой. Все в большей мере наука приобретает коллективный характер. Наука сегодня является приоритетным направлением в деятельности государства. Во многих странах проблемами ее развития занимаются особые правительственные ведомства. Особое внимание уделяют науке президенты многих стран.

    Научное познание, как все формы духовного производства, необходимы для того, чтобы регулировать человеческую деятельность. Различные виды познания по разному выполняют эту роль, и анализ этого различия явл 1-ым и необх. усл-ем для выявл-я особенностей научного познания.

    Деятельность может быть рассмотрена как сложно организованная сеть различных актов преобразования объектов, когда продукты одной деятельности переходят в другую и становятся ее компонентами. Предметная структура деятельности – взаимодействие средств с предметом деятельности и превращение его в продукт благодаря осуществлению определенных операций. Субъектная структура включает субъект деятельности, осуществляющего целенаправленные действия и использующего для этих целей определенные средства деятельности. С одной стороны средства могут быть представлены в качестве искуственных органов человеческой деятельности, с другой, они могут рассматриваться в качестве естественных объектов, которые взаимодействуют с другими объектами. Деятельность всегда регулируется определенными ценностями и целями. Ценность отвечает на вопрос «Для чего нужна та или иная деятельность». Цель на вопрос «что должно быть получено в деятельности?» Мы имеем дело с предметной стороной изменения человеком природы , когда в функции предметной деятельности выступают фрагменты природы, а если в функции ее предметов выступают люди и свойства то мы имеем дело с предметной стороной практики , направленной на изменение социальных объектов.. Человек с этой точки зрения может выступать и как субъект и как объект практического действия.

    Для науч. познания хар-но наличие 2 уровней: эмпирич. и теоретич. Для эмпирич. познания хар-на фактофиксирующая деятельность. Теор. познание – это сущностное знание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. На эмпир. уровне выдел. 2 подуровня: наблюдений и эмпирич. знаний. Теория – это обобщение практики, опыта или наблюдений. . Теор. уровень имеет 2 подуровня: 1) частн. теор. модели и законы; 2) развитая теория.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта