Главная страница
Навигация по странице:

  • Функции философии

  • Методологическая функция

  • Мировоззренческая функция

  • Основной Вопрос философии. Идеализм и материализм.

  • Основной вопрос имеет две стороны: Первая

  • Субъективный идеализм

  • Материализм

  • Диалектика и метафизика.

  • В Средние века

  • У Канта

  • Метафизика Аристотеля.

  • Учение о соотношение формы и материи

  • Исследуя проблему познания, Фома Аквинский

  • Предмет и функции философии. Предмет философии


    Скачать 259.36 Kb.
    НазваниеПредмет и функции философии. Предмет философии
    Дата10.01.2021
    Размер259.36 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаfilosofia_zacheet (1).docx
    ТипЗакон
    #166957
    страница1 из 3
      1   2   3

    1. Предмет и функции философии.

    Предмет философии — наиболее общие законы развития и формы бытия природной, социальной и духовной реальности, особенности их воспроизведения в сознании человека и роль в выборе его жизненной позиции. Таким образом, главную особенность философии в предметном плане составляет духовное воспроизведение мира как целостного образования, на основе того, что выработано в рамках других форм общественного сознания.
    Функции философии:

    • общенаучная функция (в рамках философии создаются базисные, т.е. философия — есть наука о всеобщем.)

    • методологическая функция (философия является всеобщим теоретическим базисом для всех остальных наук).

    • социальная функция (в рамках философии исследуются всеобщие закономерности развития общества как целостной системы)

    • нормативная функция (в рамках философии создаются этические теории, т.е. философия является и этикой).

    • мировоззренческая функция (философия является теоретическим мировоззрением в отличие от других типов мировоззрения)


    Исходя из рассмотренного подхода к философии как типу мировоззрения и науке, можно выделить.
    Методологическая функция (философия являет собой всеобщий метод организации и построения теоретической деятельности, ибо ее предметом исследования в данном случае выступают наиболее универсальные принципы мышления, всякого познания. Это вовсе не значит, что философия в силу всеобщности своего метода способна давать истинное знание в конкретной научной области. Философские методы, будучи универсальными, являются необходимым условием решения разнообразных конкретных задач, но не подменяют собой специальных частнонаучных методов, а конкретизируются ими. В силу этого философия выполняет методологическую функцию для всего научного познания).
    Мировоззренческая функция (формирует представление об устройстве мира и месте в нем человека, обосновывая ценности и цели человеческой жизни, вырабатывая принципы практического взаимодействия с миром и т. д.)
    Познавательная функция. Философия выявляет наиболее общие идеи, представления, формы опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом. Важное место среди них занимают философские категории, к которым относят такие универсальные понятия, как бытие, материя, предмет, явление, процесс, свойство, изменение, различие, причина — следствие, случайное — необходимое, часть — целое, элемент — структура. Ни один ученый, будь он историк, естествоиспытатель, экономист, литературовед, не может обойтись без этих понятий.


    1. Основной Вопрос философии. Идеализм и материализм.

    Основной вопрос философии - это вопрос об отношении сознания к материи, субъективного к объективному.
    Основной вопрос имеет две стороны:
    Первая – Что первично, - материя или сознание, материя определяет сознание или наоборот?

    Вторая – Познаваем ли мир и, если да, то насколько?
    В зависимости от решения первой стороны основного вопроса философии, в философских учениях сложились два противоположных направления: материализм и идеализм.

    Идеализм – это такой тип и способ философствования,  который активную творческую роль в мире отводит исключительно духовному началу. Он не отрицает материю, но рассматривает её как низший род бытия, - не как творческое, а как вторичное (сотворённое) начало.

    Субъективный идеализмсчитает, что мир «создается» субъективным сознанием каждого отдельного человека (мир – комплекс человеческих ощущений).

    Объективный идеализм считает, что мир «творит» некое объективное сознание, некий «мировой дух», «абсолютная идея».

    Материализм  есть ничто иное, как убеждённость познающего сознания в его производности (то есть вторичности) от  природной и социальной реальности, которая существует вечно.

    Материализм считает, что объективный мир познаваем и это познание безгранично.

    Материализм и идеализм – это монистические направления в философии.

    Таким образом, можно утверждать, что изучение философии призвано формировать искусство жить в заведомо несовершенном мире.

    1. Диалектика и метафизика.

    Диалектика – это:

    • специфический метод философского аргументирования, некоторый способ и форма теоретического мышления,  оперирующего и исследующего противоречия, детерминирующие мысленное содержание данного мышления;

    • философский концепт об изменчивости бытия, вечном его становлении;

    • процесс  «кристаллизации»  истины, который осуществляется посредством  формулирования  множества вопросов и  ответов на них;

    • наука, в рамках которой  протекают процессы дифференциации и связывания понятий (противоположностей) в целях получения сверхчувственной  сущности вещей (по Платону);

    • учение о  корреляции противоположностей;

    • механизм нивелирования иллюзий человеческого разума, который запутывается в противоречиях в процессе своего естественного стремления к формированию цельного и абсолютного знания (трактовка предложена Кантом);

    • целостный метод  познания противоречий, которые обнаруживаются в качестве внутренних движущих механизмов развития бытия, духа, истории.

    Метафизика – философское учение, которое рассматривает явления вне их взаимных связей и вне развития.

    Метафизика как противоположность отрицает истинность того, в чем обнаруживается противоречивость. 
    В Средние века метафизика выступала как форма оптимального познания, соотносимого со сверхразумным познанием. Вопрос о сущем преобразовался в вопрос «Что есть Бог?». 
    В Новое время метафизика отделилась от других наук и рассматривалась в качестве методологии. 
    У Канта – метафизика понимается как априорное познание, у Гегеля – она связана с рассудком (в то время как разум связан с диалектикой).

    Диалектика «исправляет» недочеты метафизики, которая не может совладать с противоречиями. Как разновидность метафизики рассматривается догматизм – отрицание принципа развития и отказ связывать правду с условием, временем, местом. Мышление человека диалектично. Однако в процессе развития философского знания диалектика и метафизика взаимодействуют между собой.

    1. Общая характеристика античной философии (Фалес, Платон, Демокрит, Гераклит, Аристотель).

    Античная философия — это последовательно развивавшаяся философская мысль, которая охватывает период свыше тысячи лет — с конца VII в. до н.э. вплоть до VI в. н.э.

    Античную философию можно с уверенностью считать собственно философией и прообразом любой следующей по времени философии. Такое утверждение правомерно по двум основаниям:

    • именно в античности были заложены культурные основы, которые определили развитие европейской философии. В античной философии были поставлены вопросы, ответы на которые философы ищут до настоящего времени. В более широком смысле античность — это колыбель европейской цивилизации, период зарождения европейской культуры, в том числе и философии. Древняя Греция аккумулировала влияния самых разных культур, поскольку она активно торговала с разными государствами. Знакомство древних греков с достижениями других культур помогло им расширить свой собственный кругозор, обогатившись за счет освоения их достижений;

    • именно в античности зародилось понятие «философия». В восточных культурах, в восточной философии, имелись понятия, по смыслу отдаленно напоминающие понятия, выработанные в античной философии, но именно в античности было сформулировано понятие бытия, которое сыграло определяющую роль в истории европейской философии. В античности эта проблема изначально рассматривалась как вопрос о первоначале мира.

    Особенности

    В целом древнегреческая (античная) философия имеет следующие особенности:

    • материальной основой расцвета данной философии был экономический расцвет полисов (торгово-ремесленных городских центров);

    • древнегреческая философия была оторвана от процесса материального производства, а философы превратились в самостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом и претендующую на духовное и политическое руководство обществом;

    • стержневой идеей древнегреческой философии являлся космоцентризм (страх и преклонение перед Космосом, проявление интереса прежде всего к проблемам происхождения материального мира, объяснению явлений окружающего мира);

    • на поздних этапах произошло смешение космоцентризма и антропоцентризма (в основе которого были проблемы человека);

    • допускалось существование богов, которые были частью природы и близки людям;

    • человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы;

    • были заложены два направления в философии — идеалистическое («линия Платона») и материалистическое («линия Демокрита»), причем данные направления поочередно доминировали: в досократический период — материалистическое, в классический — имели одинаковое влияние, в эллинистический — материалистическое, в римский — идеалистическое.


    Социальная проблематика в античной философии содержит широкий спектр тем: государство и закон; труд; управление; война и мир; желания и интересы власти; имущественное деление общества.

    По мнению античных философов, идеальный правитель должен обладать такими качествами, как познание истины, красоты, блага; мудрость, мужество, справедливость, остроумие; у него должно быть мудрое равновесие всех человеческих способностей.

    Античная философия оказала большое влияние на последующую философскую мысль, культуру, развитие человеческой цивилизации.

    Фалес: Фалес Милетский - греческий философ и математик из Милета. Представитель ионической натурфилософии и основатель милетской школы. Считался одним из семи мудрецов Греции. В Египте занимался изучением причин наводнений, нашел способ измерения высоты пирамид. Считал материю одушевленной. Впервые Он много путешествовал по разным странам используя эти путешествия для расширения и приобретения знания. Был всесторонним ученым и мыслителем, изобрел несколько астрономических приборов. Так, он считал, что все существующее порождено водой, понимая под ней влажное первовещество. Вода - это источник, из которого все постоянно происходит. При этом вода и все, что из нее произошло, не являются мертвыми, Фалес представлял весь мир одушевленным, пронизанным жизнью.

    Гераклит  обладал огромной известностью благодаря своему учению, что все находится в состоянии постоянного изменения. Был мистиком. Рассматривал огонь, как основную субстанцию. Все подобно пламени в костре рождается благодаря чей - либо смерти. Он верит в войну.

    Он рассматривает душу как смесь воды и огня: огонь - благородное начало, вода - низменное.  Презирает страсти, которые отвлекают людей от их главной цели. Отношение к религиям враждебное, но он имел свою: склонность к мистериям.

    У Гераклита была и другая теория: о слиянии противоположностей. Его вера в борьбу связана с этой теорией: в борьбе противоположности сливаются, чтобы породить движение, которое и есть гармония. В мире существует единство, но достигается оно в результате различия. Его время во всеобщее изменение была выражена во фразе: "Все течет". Гераклит при всей своей вере в изменения допускает нечто вечное - огонь, который никогда не умирает. Мир всегда был, есть, и будет, вечен живым огнем. Но огонь меняется и его постоянство является постоянством процесса.

    Демокрит. Он был современником Сократа и софистов. Он полагал, что все состоит из атомов, не делимых физически, но не геометрически. Между атомами имеется пустое пространство, что они неразрушимы, что они находятся в движении, и существует их бесконечное количество. Атомы отличаются друг от друга теплотой, формой и размером и всегда находятся в движении. Сферические атомы, из которых состоит огонь - самые горячие.

    Атомисты считали, что все происходит в соответствии с естественными законами. Атомисты пытались объяснить мир не прибегая к понятию цели или конечной причины. Они не стали пытаться рассматривать теологический вопрос, а сразу перешли к объяснению механических причин развития мира: одно событие вызывается другим, другое третьим. Если попытаться объяснить причину развития целого, то снова встает вопрос о Творце, но сам Творец не имеет причины. Атомисты пришли к тому, что оставили вопрос о первоначальном движении атома необъяснимым.

    Жизнь возникла из первобытной слизи. В живом теле повсюду имеется некоторое количество огня.Мысль - это движение. Восприятие и мышление - физические процессы. Восприятие бывает двух видов: чувственное и рассудочное. Теплота, вкус, цвет не присущи объектам, а обязаны своим существованиям нашим органам чувств, а тяжесть, твердость и плотность присущи самим объектам.

    Учение Платона о бытии и познании, концепции идеального государства.

    ПЛАТОН – представи­тель объективного идеализма. Сущест­вует два мира: мир вещей и мир идей. Мир вещей – тот мир, с которым человек контактирует посто­янно. Материальные предметы крайне несовер­шенны, они возникают и исчезают. Идея абсо­лютна, неизменна, совершенна. Идея Платона - идеальное государство. Основа – труд рабов. Богатство и бедность презираются, так как ведут к порче людей и социальным возмущениям.

    Метафизика Аристотеля.

    Аристотель  основал свою школу. Аристотель, как философ, во многих отношениях отличался от своих предшественников. Он первый стал писать как профессор, его трактаты систематичны, его рассуждения разделены на рубрики, он профессиональный учитель, а не вдохновенный пророк. В противовес теории идей Платона, Аристотель создал теорию общих понятий. И это самое главное в метафизике Аристотеля. Метафизику Аристотеля можно описать как разбавленные здравым смыслом взгляды Платона.  До определенного места теория общих понятий проста: то, что обозначается именем собственным - есть сущность, то, что обозначается прилагательным - общее понятие. Общее понятие указывает на род вещи, а не на данную вещь. 

    Учение о соотношение формы и материи

    Аристотель признавал объективное существование материи. Он считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего. Но сама по себе материя пассивна. Чтобы эту возможность превратить в действительность надо придать материи соответствующую форму. Под формой Аристотель подразумевал активный творческий фактор, благодаря которому вещь становится действительной. Форма - это стимул и цель.

    Форма и материя неразрывно связаны между собой, так что каждая вещь в возможности уже содержится в материи и путем естественного развития получает свою форму. Таким образом, Аристотель подходит к идее единства материи и формы. Основным двигателем мира является Бог, определяемый как форма всех форм, как вершина мироздания.

    1. Общая характеристика философии Средних веков (номинализм и реализм, Фома Аквинский).

    В средневековой философии остро стоял спор между духом и материей, что повлекло за собой спор между реалистами и номиналистами. Спор шел о природе универсалий, то есть о природе общих понятий, являются ли общие понятия вторичными, то есть продуктом деятельности мышления, или же они представляют собой первичное, реальное, существуют самостоятельно.

    Реализм – направление теологической философии, сторонники которого считали подлинно существующими (т.е. подлинным бытием) не сами вещи, а их общее понятие – универсалии. Реалисты показывали, что общие понятия по отношению к отдельным вещам природы являются первичными и существуют реально, сами по себе. Они приписывали общим понятиям самостоятельное существование, не зависимое от отдельных вещей и человека. Предметы же природы, по их мнению, представляют лишь формы проявления общих понятий.

    Номинализм  – направление теологической философии, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия (универсалии) воспринимали как имена вещей. Согласно номиналистам универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом. Учение номиналистов об объективном существовании предметов и явлений природы вело к подрыву церковной догмы о первичности духовного и вторичности материального, к ослаблению авторитета церкви и Священного писания.

    Фома Аквинский  — доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематиза­тор схоластики, автор томизма — одного из господствующих направлений католической Церкви.

    Основные произведения Фомы Аквинского: "Сумма теоло­гии", "Сумма философии" ("Против язычников"), комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля.

    Фома Аквинский считал недостаточным онтологическое дока­зательство существования Бога (то есть "очевидное" доказательст­во существование Бога, выводимое из существования его творе­ния — окружающего мира, как считал Августин Блаженный).

    Фома выдвигает пять собственных доказательств существова­ния Бога:

    • движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) дру­гим — следовательно, есть первичный двигатель всего — Бог;

    • причина: все, что существует, имеет причину — следователь­но, есть первопричина всего — Бог;

    • случайность и необходимость: случайное зависит от необхо­димого — следовательно, первоначальной необходимостью является Бог;

    • степени качеств: все, что существует, имеет различные сте­пени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) — следо­вательно, должно существовать высшее совершенство — Бог; -

    • цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, на­правляется к цели, имеет смысл - значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, - Бог.

    Также Фома Аквинский исследует проблему бытия не только Бога, но и всего сущего. В частности, он:

    • разделяет сущность и существование. Их разделение — одна из ключевых идей католичества;

    • подразумевает в качестве сущности "чистую идею" вещи либо явления, совокупность признаков, черт, назначе­ния, которые существуют в разуме Бога (Божественный за­мысел);

    • подразумевает в качестве существования сам факт бытия вещи;

    • считает, что любая вещь, любое явление есть сущность, ко­торая обрела существование по воле Бога (то есть "чистая идея", которая приобрела материальную форму в силу акта Божественной воли);

    • доказывает, что бытие и благо обратимы, то есть Бог, дав­ший сущности существование, может данную сущность су­ществования и лишить, следовательно, окружающий мир бренен и непостоянен;

    • сущность и существование едины только в Боге, следова­тельно, Бог не может быть обратим — Он вечен, всемогущ и постоянен, не зависит от иных внешних факторов.

    Исходя из данных посылок, согласно Фоме:

    • все состоит из материи и формы (идеи);

    • суть любой вещи — единство формы и материи;

    • форма (идея) является определяющим началом, а материя есть лишь вместилище различных форм;

    • форма (идея) есть одновременно цель возникновения вещи;

    • идея (форма) любой вещи троична: существует в Божествен­ном разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти) человека.

    Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к сле­дующим выводам:

    • откровение и разум (вера и знание) - не одно и то же (как считал Августин Блаженный), а различные понятия;

    • вера и разум одновременно участвуют в процессе познания;

    • вера и разум дают истинное знание;

    • если человеческий разум противоречит вере, то он дает не­истинное знание;

    • все в мире делится на то, что можно познать рационально (разумом), и то, что разумом непознаваемо;

    • разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др.;

    • не поддаются рациональному (разумному) познанию про­блемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бо­га, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение;

    • философия и теология — разные науки;

    • философия может объяснить только то, что познаваемо разумом;

    • все остальное (божественное откровение) может познать только теология.

    1. Общая характеристика философии эпохи Возрождения (Коперник, Бруно, Утопический социализм).

    В эпоху Возрождения индивид приобретает большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя. Отсюда вырастает новое самосознание человека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. Индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе.

    Разносторонность — вот идеал возрожденческого человека. Человек становится творцом самого себя. В результате человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. По мере того, как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой.

    В период возрождения огромную значимость приобретает искусство, и как результат, возникает культ человека-творца. Творческая деятельность приобретает своего рода сакральный (священный) характер.

    Николай Коперник. В 1505-1508 годах пишет «Малый комментарий», «О движении небесных сфер».
    Начал заниматься этой проблематикой по заданию одного из католических кардиналов, чтобы научить католиков правильно вычислять пасху. Юлианский календарь не учитывал треть суток; набежала большая ошибка, что требовало громоздких таблиц. Кардинал обратился к Копернику, чтобы тот создал новый способ расчета. Оказалось, что гораздо проще решать эти задачи, если считать, что Земля вращается вокруг Солнца.

    Другие задачи решались тоже более просто. Католическая церковь внесла изменения в календарь (григорианский календарь ввел Григорий 7), но книга была внесена в Индекс запрещенных книг.
    Николай Коперник, опираясь на астрономические исследования, выдвинул принципиально иную картину бытия:

    • Земля не является центром Вселенной (отвергался геоцентризм);

    • Солнце является центром по отношению к Земле (геоцентризм заменялся гелиоцентризмом), Земля вращается вокруг Солнца;

    • все космические тела движутся по собственной траектории;

    • космос бесконечен;

    • процессы, происходящие в космосе, объяснимы с точки зрения природы и лишены.


      1   2   3


    написать администратору сайта