Главная страница

Периоды развития европейской философии и науки. Периоды развития европейской философии и науки


Скачать 42.02 Kb.
НазваниеПериоды развития европейской философии и науки
Дата06.01.2021
Размер42.02 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПериоды развития европейской философии и науки.docx
ТипДокументы
#166011

Периоды развития европейской философии и науки

Период, хр. рамки

Подпериод, хр. рамки

Особенности философского знания

Особенности научного знания

Технические новации

I. Античность, XI-IX вв. до н. э. –V в. н.э.

1. Архаический (предфилософский), XI – VII вв. до н.э.

1. Архаический (предфилософский период) – период зарождения философии из мифов.

2. ОВФ: «Откуда появился мир?».

3. Ответ на ОВФ:

Гесиод: «Меньшее происходит из большего»,

Ферекид из Сироса: «Началом мира является Зевс».

4. Космология, как наука, получила развитие в начале 20 века благодаря Эйнштейну, Копернику и другим ученым. Они опровергли, что Небо и Земля – это божества.

5. Два пути развития философия: ионийский (эмпирический) и италийский (спекулятивный).

1. Частные науки отсутствовали, но греки обладали рядом не объясненных теоретически религиозными верованиями, практическими навыками и жизненными правилами.

2. Взгляды Фалеса и его первая научная теория.

1. Керамика.

2. Деревянные и каменные мосты.

3. Подвижная передняя ось.

4. Литейное дело.

2. Натурфилософский период, VII –V вв. до н.э.

1. Натурфилософский период – раздел философии, изучающий природу. В это время доминировали вопросы, связанные с изучением природы.

2. ОВФ: «Что такое субстанция?».

3. Ответ на ОВФ:

Фалес: «Субстанция – это вода»,

Гераклит: «Субстанция – это огонь»,

Ксенофан: «Субстанция – это земля»,

Парменид: «Субстанция – это бытие».

4. Идеи, сформированные в этот период, актуальны и в наше время.

1. Переход от мистической математики к научной дисциплине, основанной на дедуктивном методе

2. Зарождение теоретической и дедуктивной математики.

3. Основание Фукидидом прагматической и политической истории.

4. Появились эмпирические методы лечения.

1. Космографическая карта

2. Первая греческая карта мира

3. Искусство счета.

4. Железные орудия труда (топоры, лопаты, вилы, кирки и так далее).

5. Развитые кузнечные инструменты.

3.

Классический период, V - III вв. до н.э.

1. Классический период – раздел философии, изучающий проблему человека как члена общества. В этот период поднимаются вопросы о сущности человека.

2. ОФВ: «Что есть сущность человека?» (антропологический вопрос).

3. Ответ на ОВФ:

Протагор: «Человек есть мера всех вещей»,

Сократ: «Сущность человека – душа»,

Платон: «Человек состоит из тела и души»,

Аристотель: «Душа – это сущность и форма».

4. Образование философских школ: софистов, атомистов, Платона, Аристотелей, «последователей» Сократа.

1. Геометризация математики.

2. Открытие несоизмеримых отрезков.

3. Возникновение геометрической алгебры.

4. Развитие планиметрии и стереометрии

5. Создание Тэтетом общей теории правильных многогранников.

6. Появление грамматики.

7. Расцвет практического красноречия.

8. Появление теоретической медицины, практической хирургии. Сформулирована клятва Гиппократа.

1. Карта поверхности земли.

2. Муфельная печь.

3. Жатвенные машины и механизированная молотилка.

4. Военный и торговый флот.

5. Роликовые подшипники.

6. Воротный насос.


4.

Эллинистический период, III в. до н. э. – III в. н. э.

1. Экспансия греческой культуры и философии по значительной части мира.

2. ОВФ: «Что такое счастье и как его достигнуть?»

3. Ответ на ОВФ:

Стоицизм: счастье есть следование природе.

Эпикуризм: для счастья необходимо устранить страх перед богами, перед смертью и перед судьбой.

Скептицизм: для счастья человеку нужно ответить на вопросы: «какова природа вещей?», «как к ним относиться?», «что из этого для нас следует?».

Киники: для достижения счастья надо быть независимым, довольствоваться малым.

4. Не существует универсального определения счастья, единого для всех. Но субъективное переживание счастья можно разделить на два сравнительно объективных компонента: положительные эмоции (и, как частность, отсутствие отрицательных эмоций) и чувство осмысленности того, что происходит в окружающем мире и с нами.

1. Разделение философии на логику, физику и этику

2. Основы механики Архимеда

3. Гелиоцентрическая теория

4. «Элементы геометрии», гармония, оптика и катоптрика Евклида

5. Геоцентрическая теория

6. Шаровидность Земли

7. Механизмы фаз Луны

8. Начало прикладной математики

9. Начало анализа бесконечно малых величин

10. Теория чисел Никомаха


1. Зубчатые колесные механизмы и зубчатая передача.

2.Катапульты и баллисты.

3. Гелепол - осадная башня.

4. Строительство маяка.

5. Винтовое соединение

6. Архимедов винт (передача воды)

7. Астролябия


5. Раннехристианский период, III – V вв. н.э.

1. Период соединения античной философии и христианства.

2. ОВФ: как освободиться от жизни и как соединиться с божеством?

3. Ответ на ОВФ:

Филон (синкретическая еврейско-греческая философия): человек несовершенное творение, но задача — подняться до вершины. Этика же указывает способ, каким образом несовершенному бытию, достигнуть совершенного, возвышаясь до него.

Плотин (неоплатонизм): путь возвращения, на который душа вступает благодаря использованию своих собственных сил. Путь вверх душа может пройти различными способами: с помощью познавательных(интуиция), эстетических (осуществление идеи) и моральных усилий (очищающие и наивысшие добродетели).




1. Гидроскоп: ареометр для определения удельного веса жидкостей.

2. Подковы для лошадей

3. Стремя для всадника

II.

Средние века, V - XV вв.

1.

Патристика, V - VII вв.

1. Связана с религиозной и философской деятельностью

ранних отцов (лат. pater) церкви.

2. ОВФ: как систематизировать (создать) религиозную догматику?

3. Ответ на ОВФ:

Апологеты:

  • Апологеты Востока: существует две проблемы: Бог и душа, все остальные вопросы вторичны.

  • Тертулиан: противопоставление религии светской культуре. Опора на материализм и сенсуализм. Восприятие религии с точки зрения практики жизни. Возвышение Бога за счёт человека.

  • Ориген: цель – монизм (достижение единства между Богом и миром), средство – градуализм (введение опосредованных ступеней и прежде всего Логоса).

Систематики:

  • Гностики: дуализм (зло и добро являются неотъемлемыми частями мира). Историческое рассмотрение добра и зла. Аллегория, как метод познания Библии.

  • Григорий из Ниссы: ограничить философию догматами церкви. Так же выделял имматериализм (отрицание существования материи).

  • Августин: в метафизике – экземпляризм, в теории познания – априоризм и иллюминизм, в этике – доктрина любви и милости.




1. Научное знание как самоцель, познание истины ради самой истины.

2. Универсальный метод исследования – дедукция.

3. Тенденции к систематизации и классификации знания.

4. Развитие арифметики, астрономии, необходимых для вычисления религиозных праздников.

1. Тяжелый плуг на колесах.

2. Приливные мельницы,

3. Ксилография (гравюра по дереву)

2.

Схоластика, VII – XIV вв.

1. Ориентация философствования и теологии на рациональное обоснование основных догм христианского вероучения.

2. ОВФ: Проблема соотношения мира рационального знания и мира духовного опыта.

3. Ответ на ОВФ:

Пётр Даминани и Бернар Клервоский: разумное познание является вредным или суетным,

Ансельм Кентерберийский: признание определённых прав за разумным познанием,

Фома Аквинский: признание веры и разума

1. Использование научных методов (аргументации, доказательства) в богословии.

2. Сделаны шаги к механистическому объяснению мира. Введены понятия: пустоты, бесконечного пространства, прямолинейного движения.

3. Началась математизация физики (конец средневековья).

4. Развитие астрологии, алхимии, магии привело к формированию зачатков, будущих экспериментальных естественных наук: астрономии, химии, физики, биологии.


1. Греческий огонь.

2. Порох.

3.Огнестрельное оружие

4. Развитие часового дела.

5. Готический стиль в архитектуре.

6. Новые технологии в литейном деле.

7. Рассеивающие линзы для очков

III. Возрождение, XV – XVII вв.

1. Гуманистический период

  1. Ренессансный гуманизм – мировоззрение, в котором человек считается высшей ценностью. В это время появляются антисхоластические и антифеодальные настроения. Центром философской мысли уже становится не Бог, а человек (т.е. антропоцентризм).

  2. ОВФ – Как объяснить природу человека после схоластического периода?

  3. Ответ на ОВФ:

Данте: человек, есть результат соединения природного и божественного начал, существо, принадлежащее двум мирам.

Петрарка: «о Божественных делах пусть рассуждают небожители, а человек как существо земное должен рассуждать о земных, человеческих делах».

Мирандола: переосмысливается место человека в мире. «Не бог, не звезды, а сам человек благодаря дарованной свободной воле решает свою судьбу»

Фичино: обожествление человека как существа, поставленного властвовать над природным и социальным миром

4. Современный гуманизм представляет собой многообразные идейные движения, процесс организационного оформления которых начался в период между двумя мировыми войнами и интенсивно продолжается в наши дни.


  1. Изобретение книгопечатания.

  2. Связь научного мышления с художественным восприятием мира

1. Бумага и книгопечатание.

2. Компас

3. Часы

4. Огнестрельное оружие

5. Гигрометр

6. Первый корабль класса «броненосец»

2. Неоплатонический период

  1. Ренессансный неоплатонизм – это переосмысление античного неоплатонизма, с гуманистической направленностью и секуляризацией.

  2. ОВФ – определение иерархического строения Бытия и любого явления в Бытие.

  3. Конструкция Бытия и явления в нем определяются постепенной эманацией первой и высшей ступени в следующем нисходящем порядке: Единое, Ум, Душа, Космос, материя.

(Н. Кузанский)

(М. Фичило)

(Пико дела Мирадолла)




1. Первый механический калькулятор


3. Натурфилософский период

1. Натурфилософия – раздел философии, изучающий природу. В этом разделе развенчались множество положений Церкви о Боге, Вселенной, космосе.

2. ОВФ – Определение более точной модели вселенной.

3. Создание Н. Коперником гелиоцентрической системы мира.

4. Создание Н. Кузанским принципа совпадения противоположностей.

5. Возникновение природы – это диалектическое раздвоение (дробление) единого божественного начала на противоположности.(Я. Бёме)

6. Разработка научного метода познания да Винчи.

7. Тезис о бесконечности Вселенной Д. Бруно.

1. Заложены основы классической механики.

2. Сформулирован принцип относительности движения.

3. Сформулирован принцип относительности движения.

4. Предложена идея энергии, закон свободного падения тел.

5. Открыто явление магнитизма.

1. Картографическая проекция Меркатора.

2. Вязальная машина:

3. Микроскоп:

4. Водный термометр:

IV.

Новое время, XVII - XIX вв.

1.

Ранний период, нач. XVII в.

1. Новые тенденции в философии Возрождения усиливаются. Натурфилософская и научная проблематика выходят па первый план.

2. Открытие эмпиризма и рационализма как методов познания.

3. Открытие метода индукции в познании.

4. В центр научного метода познания ставится дедуктивная логика.

5. Исходные аксиомы порождаются интеллектуальной интуицией, опирающейся на врожденные идеи.

1. Открытие закона всемирного тяготения Ньютоном.

2. Разработка теории света, открытие хроматической аберрации.

3. Открытие дифференциального исчисления.

1. Рефрактор.

2. Первая подводная лодка:

3. Логарифмическая линейка:

4. Паровая турбина:

5. Арифмометр.

6. Барометр.

2.

Период Научной революции, XVII в.

1. Радикальное и глобальное изменение процесса и содержания системы научного познания, обусловленное переходом к новым теоретически и методологическим основаниям, к новым фундаментальным понятиям и методам, к новой научной картине мира.

2. ОВФ: «Что такое субстанция?»

3. Ответ на ОВФ:

Декарт: субстанция – это вещь, которая не нуждается для своего бытия ни в каких иных основаниях, кроме себя самой.

Есть две субстанции: духовная (неделима), материальная (делима).

Спиноза: субстанция – есть то, что является причиной самой себя: Бог, отождествляемый с природой.

Лейбниц: множество субстанций, которые называются монадами (от гр. «единое», «единица») – неделима, не обладает протяженностью, активна, нематериальна.

4. Появляются научные организации. Наука становится светской и доступной. Природа самодостаточна и управляема с помощью естественных законов. Мир представляется в качестве машины, состоящей из разных по важности элементов. Все явления в мире объяснимы естественными причинами, основанными на законах механики. Вселенная безгранична, однородна и управляется едиными законами. Наука стала социальной системой – появились свои профессиональные организации, печатные органы, целая инфраструктура. Наука обрела свои механизмы и процедуры конструирования теоретического знания, проверки и самопроверки, свой язык.

1.Модель солнечной системы Иоганна Кеплера

2. Первый закон Ньютона

3. Открытие закона движения падающего тела

4. Открытие силы притяжения объектов

5. Превосходство рациональной стороны познания над чувственной

6. Становление парадигмы современной науки



1. Очки для коррекции зрения

2. Телескоп

3. Вакуумный насос

4. маятниковые часы

5. Получение спектра солнечного света с помощью призмы

6. Первая электрическая машина (генератор)

3.

Период Просвещения, XVIII в.

1. Знания, принадлежащее ранее узким кругам философов, ученых, литераторов и естествоиспытателей, распространяется среди образованного населения, проникает в светские салоны, на страницы массовых печатных изданий.

2. ОВФ: «Что такое субстанция?»

3. Ответ на ОВФ:

Вольтер, Руссо: субстанция – это творение Бога.

Ламетри: природа – это «лестница с незаметными ступенями»

Бюффон: трансформация не только живых организмов, но и небесных тел.

Дидро: Материальная природа существует вечно, но и также она имеет бесконечное количество всевозможных элементов.

1. Человек по своей природе добр, в нем изначально заложено стремление избегать страданий и получать наслаждение.

2. Теория разумного эгоизма


1.Ткацкий станок с челноком – самолётиком

2.Спиртовой термометр

3.Газовый термометр

4.Камертон

5.Рядовая механическая сеялка



4.

Период Немецкой классической философии, вт. пол. XVIII – вт. пол. XIX вв.

1. Период характерный преобладанием немецких философов.

2. ОВФ: как соотносится субъект познания и объективная реальность?

3. Ответ на ОВФ:

Кант: этот мир не только существует, но и обладает полнотою содержания, которое, однако, по необходимости остается для нас неведомым; Позиция Фихте: внешняя реальность превращается в бессознательную границу, толкающую трансцендентальный субъект, или я к постепенному созиданию своего, вполне идеального, мира;

Шелинг: внешняя граница вбирается внутрь или понимается как темная первооснова (Urgrund и Ungrund) в самой творческой субстанции, которая не есть ни субъект, ни объект, а тождество обоих;

Гегель: вне всемирного процесса нет ничего, который понимается как безусловно имманентное диалектическое самораскрытие абсолютной идеи.


1. Открытие закона всемирного тяготения и закона сохранения энергии, который впоследствии получил новую трактовку «сохранение и превращение энергии».

2. Открытие дифференциального и интегрального исчислений.

3. В науку входит представление о развитии всех сложных систем.


1. Паровой двигатель

2. Первые пароходы и паровозы.

3. Молниеотвод.

4. Боевая подводная лодка.

5. Циркулярная пила.

5.

Становление неклассической философии, вт. пол. XIX – нач. XX вв.

1. Противопоставление себя классической философии. Во-первых, с точки зрения эпистемологии (переосмысление субъект-объектной модели). Во-вторых, изменение подхода к рассмотрению сущности человека.

2. ОВФ: что такое человек?

3. Ответ на ОВФ:

Натурализаторский подход:

  • Биологическая модель, вписанная в ряд других сложных организмов (позитивизм, бихевиоризм, необихевиоризм);

  • Человек как «несостоявшееся животное», включающее в себя концепт «иррационального», «бессознательного» (ницшеанство, фрейдизм, философская антропология).

Экзистенциальный подход: актуализация уникального индивидуального человеческого существования, «экзистенции», в его принципиальной несводимости к каким-то общим законам (экзистенциализм, феноменология, персонализм).

Социологизаторский подход рассматривает человека в контексте социальных связей:

  • Марксизм рассматривает человека как активного субъекта, в процессе практической деятельности преобразующего природу и себя самого;

  • Структуралистские концепции человека рассматривают его как элемент или функцию фундаментальных социальных структур (политических, идеологических, семантических и др.)

4. Ответ на ОВФ с точки зрения наук:

  • Социология – c оциологизаторский подход.

  • Биология – синтетическая теория эволюции.

1. Теория психоанализа

2. Теория эволюции Дарвина,

3. Теория относительности Эйнштейна,

4. Принцип неопределенности Гейзенберга,

5. Гипотеза Большого Взрыва,

6. Теория катастроф Рене Тома,

7. Фрактальная геометрия Мандельброта.


1. Беспроводной пульт дистанционного управления, электродвигатель, технология радио - Тесла.

2. Трактор.

3. Микрофон и акустический телеграф – Белл.

4. Телеграф и код Морзе.

5. Автомобиль с двигателем внутреннего сгорания.

6. Фонограф.

7. Телефонная связь.

8. Фотография.

9. Компрессионный холодильник.

10. Газовая плита.

V.

Новейшее время, XX - XXI вв.

1.

Эпоха постмодерна, кон. 1940-х – 1990-х гг.

1. Крах модернистского гуманизма и представлений о рациональности после двух мировых войн.

2. ОВФ: актуально ли старое знание? Актуален ли рационализм? (эпистемологический кризис)

3. Ответ на ОВФ:

Аналитическая философия: опора на здравый смысл, опытное знание, сциентизм и критика философских «псевдопроблем».

Континентальная философия:

  • Структурализм и неомарксизм – опора на рационализм сочетается с кантианской критикой традиционного мышления, фрейдистской концепцией бессознательного.

  • Постструктурализм – критика линейных структур и догматичности рационализма.

1. Открытие сверхпроводимости

2. Открытие электронно-дырочного перехода

3. Развитие модели фундаментальных частиц

4. Открытие фуллерена

5. Открытие реликтового излучения


1. Ядерный реактор.

2. Спутник

3. Лазер

4. Водородная бомба

5. Томограф,

6. ПК

7. Компакт-диск

8. Сотовый телефон

9. Интернет

10. Сверхпроводники

Список использованных источников

  1. Аблеев С.Р. История мировой философии: учебник для вузов / С.Р.Аблеев. – М.:АСТ; Астрель, 2005. – 414 с.

  2. Гуревич П.С. Основы философии : учеб. пособие. / П.С. Гуревич, – М.:Гардарики, 2000. – 86 с.

  3. Ошарин А.В., Ткачев А.В., Чепагина Н.И. История науки и техники : учебно-методическое пособие / А.В. Ошарин, А.В. Ткачев, Н.И. Чепагина, – СПб: СПб ГУ ИТМО, 2006. – 143 с.

  4. Татаркевич В. История философии. Античная и средневековая философия : учебник для вузов / В. Татаркевич, Пермь: Издательство Пермского Университета, 2000. - 482 с.


написать администратору сайта