Главная страница
Навигация по странице:

  • Философия экзистенциализма

  • Возникновение, основные этапы развития и наиболее характерные черты русской философии. Дискуссии славянофилов и западников по проблеме путей исторического развития России и их современный смысл.

  • Три лозунга

  • 12.Русский религиозно-философский Ренессанс (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Н.А.Флоренский и др.). Философия русского космизма (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский и др.).

  • 13.Философская мысль Беларуси: основные особенности и этапы развития.

  • 14. Категория бытия, ее смысл и специфика. Основные формы бытия. Понятие материи. Современная философия и наука о структурной организации материи. Бытие

  • шпоры Философия. шпоры философия._готово. Место средневековой философии в духовной культуре общества


    Скачать 118.85 Kb.
    НазваниеМесто средневековой философии в духовной культуре общества
    Анкоршпоры Философия
    Дата07.11.2022
    Размер118.85 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлашпоры философия._готово.docx
    ТипДокументы
    #775610
    страница3 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    10.Общая характеристика западноевропейской философии ХХ века. (экзистенциализм, неотомизм, постпозитивизм, постмодернизм и др.).

    Философия второй половины 19 и начала 20 века представляет из себя совокупность разнообразных школ, направлений, которые по разному ставят и рассматривают философскую проблематику, однако проблема человека, его духовно-интеллектуальное содержание остается в центре философский изысканий. Такими основными направлениями были:

    1. Философия диалектического материализма, которая представляет из себя развитие, приминение к особенностям общественной жизни 20 столетия. Здесь проблема человека рассматривается через единство разумного и деятельного начала.

    2. Философия позитивизма и неопозитивизма. Одно из весьма широких философских направлений 20 века, берущее свое начало со 2-й половины 19 века. Родоначальником позитивизма был французский философ Огюст Конт. Перерабатывая философию Гегеля, он выдвигает в качестве предмета философии позитивистское знание, т.е знание, которое дается положительными науками, особенно естественными. Позитивистские идеи были развиты в работах Спенсера. В 19-20 веке позитивистская философия переходит в философию критического опыта. В рамках этого направления исследуется опыт, прежде всего физический. Это было вызвано глубоким кризисом в естествознании. В это время, в частности в физике, вплотную подошли к изучению микромира. Физические объекты утратили наглядность и самоочевидность.

    Начиная с 20-х годов возникает неопозитивизм, который ставит перед собой задачи исследование языка науки, характера соотнесенности понятия и слова, а так же ряд других задач, обусловленных особенностями научного знания. В франкопозитивистской философии проблема человека по существу сводится к его научно-теоретическому содержанию, иначе человек это разум + научное знание.

    Философия экзистенциализма также одно из весьма широких направлений 20-го века. Эта философия берет начало с середины 19 века в философии жизни Ницше и А. Шопенгауэра. В отличие от немецкой классической философии они обратили внимание на внутренний мир человека, считая, что он и должен быть предметом философии. В частности Шопенгауэр подчеркивал определяющую роль воли, а Ницше – стремление к власти. В становлении этой философии большую роль сыграло творчество русских писателей Достоевского и Толстого. Философия экзистенциализма сформировалась в 20-х годах. Наиболее яркие ее представители – Сартр, Ясперс. Они уделяли большое внимание экстремальным условиям, “пограничной ситуации”, в рамках которой наиболее полно раскрывается экзистенция индивида. Философия экзистенциализма оказала большое влияние на искусство. Т.о в экзистенционисской теории человек рассматривается в единстве разума и чувства.

    Философия неотомизма стремилась соединить научное и религиозное знание. Она возникает в 1879 году, когда по указанию Римского Папы Льва 13 изучение трудов Фомы Аквинского становится обязательным во всех католических университетах. С точки зрения этой философии подлинное величие бога раскрывается только перед человеком, который овладел научным знанием и размышлениями о мире способен придти к богу. Наука – это низшая ступень знания, далее идет философия, а затем религия. Человек обретает знания через единство разума и веры.

    Постмодернизм это фаза старения и умирания культуры, это переход от живой "культуры" к мертвой "цивилизации". Для того, чтобы понять сущность постмодерна, нужно просто четко осознать, что постмодерн целиком западное явление, что это фаза развития именно западной культуры, начало процесса ее саморазрушения. Философы постмодерна (Бодрийар, Делез, Деррида, Лиотар, Фуко, Хайдеггер) доказывают искусственный "насильственный" характер основных категорий западной рациональности.

    Т.о. философия 20-го столетия показывает поливариантный характер личностного начала человека. Каждый из указанных содержательных аспектов определяет сущность человека в тех или иных социальных условиях.

    11. Возникновение, основные этапы развития и наиболее характерные черты русской философии. Дискуссии славянофилов и западников по проблеме путей исторического развития России и их современный смысл.

    Под русской философией в широком смысле мы понимаем всю совокупность философских идей, образов, концепций, присутствующих в целостном контексте отечественной культуры начиная с ее возникновения и до сего дня. Русская философия обладает всеми необходимыми характеристиками для отнесения ее к национальному типу. Она самобытна по источникам, характеризуется рядом специфических черт и образует вполне самостоятельную интеллектуальную традицию. По своему происхождению русская философия едина с западноевропейской философией. Как русская, так и западная философия своим источником имеют философскую мысль античности. Особенностью русской философии, определяющей ее неповторимое своеобразие, является стремление к практическому изменению жизни в соответствии с идеалом. Русские мыслители избегали отвлеченного теоретизирования, выступали против «бездельного знания», против построения систем ради самого конструирования. Все теории «философии для философии» и «искусства для искусства» решительно отвергаются русской мыслью, а в качестве основного ставится вопрос «Что делать?». Тем самым духовное творчество русских философов направлено на совершенствование земной жизни. Изменить жизнь в соответствии с таким идеалом, который выражает ее собственный внутренний смысл (при самом разном его понимании), стремились и религиозные мыслители, и революционные демократы, и славянофилы, и западники. Особенно ярко эта черта проявилась в философии истории в виде знаменитого русского мессианизма – стремления к спасению мира и человека.

    Принципы единоцельности и практически-нравственной ориентированности русской философии предопределили специфику всех ее отраслей и направлений, а также выбор проблем, на многие десятилетия и даже столетия ставших центральными темами русской мысли. Такими темами, без сомнения, являются тема человека и тема истории. Доминирующей тенденцией самобытного русского философского мышления было стремление к постижению тайных глубин космоса и человеческого бытия не посредством сведения их к логическим понятиям и определениям, теоретическим схемам (что явно преобладали в западноевропейской философии), а посредством конкретного и живого разума, интуиции, силы воображения и духовного прозрения.

    Одним из наиболее значительных событий в философской, общественно-политической и культурной жизни России XIX в. был знаменитый спор славянофилов и западников. Участники дискуссии поставили одну из самых сложных проблем общественного бытия: кто мы? куда идем? каково наше подлинное прошлое и достойное будущее? Другими словами, в XIX в. был актуализирован вопрос о культурно-цивилизационной идентичности восточных славян, нерешенность которого обусловила многие трагедии нашей новейшей истории. Русь возникла на востоке Европы как европейская страна, но вхождение в мировую историю произошло в разгар противостояния церквей (католической западной и православной восточной), что сразу же обусловило отличие русского мира от европейского.

    Славянофилы представители политич. и идеалистич. философского течения рус. общ. мысли 19 в. С. полагали, что Россия имеет особый самобытный путь исторического развития, отличный от европ. стран. В противоположность им – Западники. С. интересовала славянская религия Православие, противопоставляли ее католицизму. Либералы, не революционеры. Три лозунга для России: православие; самодержавие; народность (общинная жизнь).

    Западники представители политич. и идеалистич. философского течения рус. общ. мысли 19 в. З-и: у Рос. нет особого пути развития, она должна идти по пути истор. разв. стран Зап. Европы, за отмену креп. права. В 50-60-ых годах Тургенев, Гончаров. Чаадаев выступали против самодержавия, крепостничества. Стремятся познать историю Р., не довольны отставанием Р. от Зап. Разрешает проблему физического и духовного миров; они существуют параллельно, созданы Богом. Достижения зап.-евр. цивилизации связывают с католицизмом, кот. объединил народы Зап. Евр. Рав-во м-ду матер. и дух. явлениями. Признают атомную теорию. Материальная природа это постоянная работа атомов. Атомы воспроизводят мат. природу, идеи духовную. Пути познания физ. и дух. миров различны, т.к. физ. мир мир конечных вещей, а в дух. мире проявляется бесконечность и свобода. В нравственном законе чел. полностью свободен. Любовь к Родине, свободная Р., отмена креп-ва. Герцен следуя Фейербаху становится последовательным материалистом. Идея: тесной связи ф. с естествознанием. Принцип единства бытия и мышления. Критикует агноцистизм: наше познание безгранично. Чувственное познание природный предшественник мысли; истиное знание союз опыта и обощения. Отказ от креп-ва мирным путем, но когда это произошло встали проблемы: крестьяне не получили землю, выкупные платежи. осознал необход. революции.

    12.Русский религиозно-философский Ренессанс (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Н.А.Флоренский и др.). Философия русского космизма (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский и др.).

    В начале ХХ в. в России начинается духовное движение, получившее название русского религиозно-философского ренессанса. Его возникновение было обусловлено предшествующим развитием русской и мировой философии: неудовлетворенностью тотальным господством позитивизма и марксизма, определявших культурный облик рубежа веков. Отрицание крайностей узко рационалистической философии было осуществлено на пути развития религиозно-идеалистического мировоззрения, позволяющего преодолеть односторонность позитивистской методологии и открывающего простор свободному развитию духа. У русской философии оказались все необходимые средства для решения этой задачи: богатая традиция религиозно-философского творчества, повышенный интерес к метафизическим проблемам человеческого бытия, глубокая проработка метафизики всеединства, осуществленная славянофилами и В.С. Соловьевым.

    Еще одной причиной бурного расцвета философского творчества в России начала ХХ в. стало нарастание апокалиптических предчувствий и ожиданий. Наиболее сильные и чуткие умы этой эпохи ощущали приближение масштабных катастроф и нарастание трагизма истории. Это было время всеобщего беспокойства и духовного смятения. Как вспоминал позже Н.А. Бердяев, «было возбуждение и напряженность, но не было настоящей радости». Общее мироощущение было трагическим, наполненным смутными ожиданиями грядущих потрясений.

    Поиски нравственного идеала на пути духовного обновления и легли в основу понятия «русский религиозно-философский ренессанс». Он означал возврат к самобытной русской религиозной философии после кратковременного увлечения в 80–90-х гг. XIX в. позитивизмом и марксизмом. Одной из крупных тем русской философии этого периода стало критическое переосмысление марксистских идей выдающимися русскими философами С.Н. Булгаковым, Н.А. Бердяевым, С.Л. Франком, П.Б. Струве. Пройдя в юности через увлечение марксизмом, они перешли на идеалистические позиции и подвергли марксистскую философию и идеологию глубокой критике, которая была тем более опасной для ее сторонников и носителей, что исходила от мыслителей, прекрасно знавших марксизм изнутри. Термин «ренессанс» использовался для обозначения расцвета отечественной философии начала ХХ в. потому, что по силе духовной мощи, по богатству полученных результатов он не только не уступал европейскому ренессансу XV–XVI вв., но и во многом превосходил его. Европейское возрождение было глубоко противоречивым явлением. Это прекрасно показал А.Ф. Лосев в «Эстетике Возрождения». П.А. Флоренский называл европейский Ренессанс «началом конца» западной культуры. Русский религиозно-философский ренессанс был очень широким явлением общественной мысли, охватившим все ее проявления – философию, богословие, художественную литературу, поэзию, публицистику, музыку; его результатом стал беспрецедентный взлет интеллектуального и художественного творчества. Ему сопутствовала столь же беспрецедентная социально-культурная активность интеллигенции, выразившаяся в появлении разнообразных кружков, обществ и т.д., в проведении всевозможных диспутов, вечеров, собраний.

    Космизм – совсем другая мысль, обосновывающаяся фундаментальной необходимостью выхода человека за пределы самой Земли. Необходимость – общая черта космистов. Западная философия – пессимистичный взгляд. Россия – гуманистическая, оптимистическая мысль. Космизм: естественнонаучный, религиозный. Философствующие естествоиспытатели: Чижевский (соавтор астробиологии), Вернадский (ноосфера), Циолковский (необходимость выхода человека в космос, открытие ракет; Земля – колыбель, но нельзя же жить в колыбели), Умов, Купревич. Естественнонаучный космизм, зачем? Естественнонаучное объяснение – учет влияния космических явлений на жизнь на Земле. Солнечные вспышки – геомагнитные явления, влияющие на поведение животных организмов, миграцию популяций, мировые революции, социальные потрясения и т.п. Чижевский – биоритмы.

    Вернадский – создатель теории ноосферы. Встал на позиции фундаментальности существования жизни. Живые существа такое же вещество, как и любое другое. На любом отрезке геохимического процесса обнаруживается живое вещество. Хотя и не отрицал что живое может произойти из неживого. Но все же живое скорее всего существует всегда. Существует направленность эволюционного процесса (у Бергсона существует первоначальный импульс), хотя есть ответвления, зигзаги; нет понятного движения. На определенном уровне движение достигает такой стадии развития, что способно оказывать влияние на окружающий мир. Человек – участник геологического процесса (поворачивание рек и пр.). Способность к разрушению столь велика, что природа не справляется. Необходима следующая стадия развития разумного начала, необходима ноосфера сфера разума. Ноосфера охватывает всю оболочку и появляется из биосферы. Ее назначение в гармонизации отношений человека с природой. Человек становится главным регулятором природы. Эта сфера должна увеличиваться. Человек исчерпывает ресурсы надо использовать ресурсы космоса.

    Циолковский. Познание законов природы. Необходимо автотрофное питание (как растения непосредственно забирают энергию Солнца). Выход человека в космос как следствие ограниченности ресурсов и постоянного роста численности населения. Освоение других миров в Солнечной системе и т.д. Фантазирует об автотрофном питании в космосе. О теории относительности не знает. Космос безграничен, звезд много, планет много должна быть жизнь. Жизнь есть всегда в силу масштабов вселенной.

    13.Философская мысль Беларуси: основные особенности и этапы развития.

    Формирование философской мысли Беларуси начинается с крещения Киевской Руси в 988 г. В Полоцке это событие да-

    тируется 992 г. Принятие христианства по восточному, византийскому образцу сопровождалось распространением письменности, появлением богословско-философской литературы византийского происхождения. Дальнейшее развитие духовно-мировоззренческого опыта народа сопровождалось осмыслением важнейших философских проблем в соответствии с особенностями культурно-ценностных трансформаций и изменениями общей картины мира. В целом философская мысль Беларуси в своей эволюции прошла следующие этапы:

    1) XI – XIV вв. – становление под влиянием распространения восточно-христианских идей;

    2) XV – первая половина XVII в. – расцвет в составе Великого княжества Литовского под влиянием идей западноевропейского Возрождения;

    3) вторая половина XVII – XVIII в. – развитие в составе Речи Посполитой под влиянием идей Контрреформации и Просвещения;

    4) XIX – начало XX в. – развитие в контексте постепенного формирования национального самосознания в период вхождения в состав Российской империи;

    5) конец ХХ в. – развитие в рамках советской марксистсколенинской философии;

    6) начало ХХI в. – разработка философских проблем на этапе постсоветского развития белорусского государства в контексте современных социальных процессов.

    Несмотря на исторически обусловленные трудности в развитии белорусской культуры, можно предварительно обозначить особенности, которые свойственны философской мысли Беларуси, выразившейся в произведениях и трудах выдающихся деятелей белорусской культуры:

    1) особое внимание к нравственным аспектам человеческого бытия, моральным основам человеческой сущности (этикопрактический характер философской мысли);

    2) повышенный интерес к социально-философским проблемам, основаниям устойчивости и развития общества;

    3) осмысление проблемы развития патриотических чувств и национального самосознания белорусского народа;

    4) активное обращение к вопросу о роли и значении закона в жизни общества.

    14. Категория бытия, ее смысл и специфика. Основные формы бытия. Понятие материи. Современная философия и наука о структурной организации материи.

    Бытие – исходная категория философии, в которой фиксируются убеждения человека в существовании окруж. мира и самого чела. Понятие бытия включает в себя объективную и субъективную реальность. Если бытие рассматривать как объективную реальность, то оно превращается в материю, которая определяется субъективной реальностью. Такое понимание характерно для философии материализма, для которого материя становится исходной антологической категорией. Если бытие отождествляется с субъективной реальностью, то оно предстает как сознание, дух, идея, которое выступает как исходная антологическая категория в философии идеализма. Т.о снятие неопределенности бытия ведет к материалистическому или идеалистическому пониманию мира.

    Основные формы бытия:

    1) б. вещей (тел), процессов, кот. в свою очередь делятся на: б. вещей, процессов, состояний природы, б. природы как целого, б. вещей и процессов, произведённых ч-ком;

    2) б. человека, которое делится на б. человека в мире вещей и специфическое чел. бытие;

    3) б. духовного (идеального), кот. дел. на индивидуальное духовное и объективированное (неиндивидуальное) духовное;

    4) б. социального, которое делится на индивидуальное бытие (б. отд. человека в обществе и процессе истории) и б. общества.

    Возникновение той или иной формы Б. есть результат перехода от одной формы Б. в другую. Какие бы формы Б. мы не рассматривали все они имеют своим предельным основанием, своей субстанцией материю.

    Понятие материи является основной категорией в философии, оно означает сущность мира, признание объективной реальности, существование независимо от сознания человека.

    Греческие философы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр и др.) пришли к выводу, что существует материал, из которого состоят все вещи (это позднее было названо субстанцией).

    Фалес считал, что все состоит из воды; Анаксимен – из воздуха; Гераклит – из огня; Эмпедокл – признавал 4 стихии: огонь, воду, воздух, землю; Анаксимандр считает, что основу мира составляет ненаблюдаемое вещественное начало – апейрон; Демокрит – все состоит из атомов и пустоты; Пифагор – из чисел (материалисты).

    Взгляды философов Древней Греции носили наивный, но диалектический характер.

    В связи с революцией в естествознании в конце 19 – начале 20 вв. появляется философский подход к пониманию материи: материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.

    В философском понятии материи можно выделить 3 аспекта:

    1. логический – материя как философская категория;

    2. онтологический – (онтология – учение о бытии; бытие – единство объективной и субъективной реальности) – материя как объективная реальность;

    3. гносеологический – (гносеология – теория познания) – материю можно познать через копирование, фотографирование, отображение;

    заключительная формулировка: материя может существовать независимо от наших ощущений.

    В философской категории материи можно выделить еще несколько аспектов:

    1. материя – это то, что прямо или косвенно вызывает ощущения;

    2. материя – это то, что существует вне и независимо от сознания человека;

    3. материя – это то, отражением чего является сознание, мышление.

    Современная наука о системной организации материи.

    1. Субэлементарный уровень организации материи (лептоны и кварки).2. элементарный уровень (элементар. частицы, к-рые обладают корпускулярно-волновым дуализмом, т. е. Св-вами вещ-ва и поля: Физ-кий вакуум – это особое состояние материи, связанное с непрер. появлением и исчезновением виртуальных частиц. Физ вакуум может скачком перестраивать свою структуру(фазовые переходы)).ученые объясняют возникновение нашей вселенной путем взрыва, связанного с рождением элем. Частиц в рез-те одного из фазовых переходов в вакууме. 3. Атомы 4. Молекулы. 5. Макротела. 6. Планеты (особый вид макросфер, имеющих ядро, литосферу, атмосф., гидросф. 7. Планетные сис-мы, к-рые состоят из планет и звезд. 8. Галактики – включают планетные сис-мы и звезды.).

    Современная наука допускает сущ-е других миров (внегалактических объектов). Структурные уровни живой материи. На опред. этапе развития мега галактики в рамках некот-ых планетных сис-м возникают условия формирования из молекул неживой природы материальных носителей жизни. 1.доклеточный уровень (ДНК, РНК, белки). 2. Клетки 3. Многоклеточные организмы. 4. Популяции 5. Биоценоз, взаимодейств. Популяций м\д собой и окруж средой (лес, болото, и их обитатели) 6. Биосф, взаимод биоценозов м/д собой и атмосф.

    Уровни соц материи: на опред этапе развития в биосф возникают особые популяции, к-рые преобразуют, благодаря орудийной деят-ти биологические формы своего сущ-я в соц-ую жизнь:1. Индивид. 2. Семья 3.соц группа 4. Классы 5. Нации 6. Гос-ва 7. Об-ва. эти структуры исторически изменчивы. Люди создают вторую природу – неорганич. тело чел-ка. Вернадский преобразованную с помощью труда и разума часть биосферы назвал ноосферой.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта