Главная страница
Навигация по странице:

  • ЖИВОТНОЕ КОРМ ЛЕТОМ КОРМ ЗИМОЙ БЕЛКА

  • ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННОЙ СФЕРЫ.

  • Экологические игры. Методическая разработка Экологическая игра как средство воспитания любви к природе младших школьников. Автор составитель


    Скачать 380 Kb.
    НазваниеМетодическая разработка Экологическая игра как средство воспитания любви к природе младших школьников. Автор составитель
    АнкорЭкологические игры
    Дата07.04.2022
    Размер380 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЭкологические игры.doc
    ТипМетодическая разработка
    #451014
    страница3 из 4
    1   2   3   4

    Для большего количества играющих можно взять 40 карточек.

    Все карточки перемешиваются и раздаются игрокам по 1-2. Игроки должны собрать правильно карточки.
    "Лесные детективы"
    Самый простой вариант, когда в начале маршрута каждый участник получает маленькие карточки с заданиями такого типа:

    - найти во время экскурсии самый приятный или резкий, неожиданный, незнакомый, вкусный и т.п. запах;

    - самый громкий или мелодичный, странный, удивительный и т.п. звук ;

    - самую гладкую или шершавую, мягкую, бугорчатую и т.п. поверхность какого-нибудь природного объекта.

    Конечно, брать с собой этот объект совсем не обязательно, можно зарисовать, записать.

    Результаты поисков "детективов" по окончании экскурсии выслушивает вся группа, и наиболее оригинальные находки мы оставляем в коллекцию.

    Если конечной целью этой игры ставится поиск "лесного клада", то обычная экскурсия превращается в настоящее приключение. Цепочка сенсорных загадок и ключевых подсказок приведет настойчивых следопытов к загадочному кладу.
    "Собери свой корм"
    Оборудование: простейший вариант - бумажки с подписями или карточки с рисунками, как самих животных, так и их корма. По возможности это могут быть костюмы животных и объемный "корм" из природных материалов или пластилина.

    Продолжительность: 30-40 минут

    Цель: развитие представлений о взаимосвязях в природе на примере "меню" некоторых животных.

    Ход игры: Участники получают значок (карточку на веревочке) с изображением животного и мысленно идентифицируют себя с ним. Выйдя на охоту, они должны за фиксированное время (1-3 минуты) набрать наибольшее разнообразие подходящего для них корма - иначе говоря, выжить. Вариантом игры является отдельный сбор летнего и зимнего корма. Затем группа собирается вместе с ведущим в круг, чтобы выслушать каждого участника и решить - выжил ли он. Как правило, многие участники набирают много лишнего корма "на всякий случай" - тогда они должны доказать, что же в их рационе основное, а что - случайное лакомство.

    Ведущий по ходу ответов "животных" может давать много интересных сведений об особенностях питания и выживания рассматриваемых видов.


    ЖИВОТНОЕ


    КОРМ ЛЕТОМ

    КОРМ ЗИМОЙ

    БЕЛКА

    Семена ели и сосны из шишек (3), лесные орехи (2), желуди (1), грибы (1), ягоды (1), птичьи яйца (1)

    Семена ели и сосны (5) и летние запасы (3), если найдет: орехи, желуди, грибы

    ЛЕСНАЯ МЫШЬ

    Семена растений (5), травинки (5), грибы (3), насекомые (2) и их личинки (2), дождевые черви (1)

    Семена ели (5), зеленые части растений (2), кора лиственных (1)

    ЗАЯЦ

    Травянистые растения (5), кора лиственых деревьев и кустарников (2)

    Кора (5), почки лиственных деревьев и кустарников (2)

    ЛОСЬ

    Травянистые растения (5) водная растительность (3) грибы (1)

    Кора и ветки деревьев (5): ива, осина, рябина; редко- ель и молодые сосенки, сухая трава (1)

    БОБР

    Ветки и кора деревьев (5):ива, осина, реже береза, рябина); корневища водных растений (4); до 300 видов травянистых околоводных растений (3)

    Ветки и кора деревьев (5): ива, осина, реже береза, рябина; корневища водных растений (1-3)

    ЕЖ

    Насекомые (5), дождевые черви (4) лягушки (2), мышевидные грызуны (1), ящерицы (1),



    УЖ

    Лягушки (5), головастики (4), рыба (4), мыши (2), ящерицы (2), тритоны (3) яйца птиц (2), птенцы (2)



    ЛЯГУШКА

    насекомые (5) и их личинки (2), головастики (3), дождевые черви (3)



    ЗЕМЛЕРОЙКА

    Насекомые (5), пауки (1), многоножки (1), дождевые черви (4)

    Зимующие насекомые и их личинки (5)

    КУНИЦА

    Мыши (5), белки (2-3), мелкие птицы (3), ягоды (2)орехи (2), насекомые (3), яйца птиц (2), мед (1)

    Мыши (5), белки (2), птицы (3)падаль (2)

    ЛИСА

    Мыши (4), зайцы (3), птицы (2-3), лягушки (1), насекомые (2), падаль (2), ягоды (1)

    Мыши (5), зайцы (3), птицы (2), падаль (3)

    КАБАН

    Всеядный : корневища растений, желуди (5), зеленые части растений (4) дождевые черви (3); насекомые (2) и их личинки, грызуны (1), падаль (2)

    Всеядный (5): корневища растений, желуди, падаль (2)


    P.S. В графах "корм летом и зимой" в скобках указаны цифры - это доля данного вида корма в общем рационе животного, приблизительно оцененная нами по 5 бальной шкале. Реальное "меню" зависит от местных условий обитания животного.
    "Найди пару"
    Оборудование: карточки или природные материалы и карточки.

    Продолжительность: 5-10 минут

    Игровой прием весьма простой - классификация множества по определенному признаку. Тематика любая, вариантов игры очень много. Суть - в правильном выборе названия (растения, животного, местности и т.п. ) к соответствующему изображению ( рисунок, фотография) или предмету ( плоды, листья, семена, следы жизнедеятельности и т.п.). Либо, поиск парных карточек. Тематическое содержание будет зависеть от планируемой познавательной задачи.

    Примеры наших игр из этой серии:

    "СЛЕДОПЫТЫ" - карточная игра, где игроки (до 10 чел.) имея "фотографии" следов животных на снегу должны подобрать из общей колоды соответствующие карточки-рисунки зверей.

    "СОБЕРИ ДЕРЕВО" - к карточке с изображением листа дерева надо найти плод этого же дерева.

    "КТО ЭТО?", "ЧТО ЭТО?" - к карточкам-рисункам околоводных животных и растений подобрать соответствующее название.

    "НАЙДИ ПАРУ ПО ЗВУКУ (по запаху)" - четному количеству участников (до 20 чел.) раздать одинаковые коробочки (удобно от фотопленки) с разным звуковым содержанием с целью найти своего "парного" партнера. Другой вариант, когда двум группам детей раздается одинаковый набор звучащих предметов, каждому играющему с закрытыми глазами - один предмет. Поиск парных звуков проводится участниками не открывая глаз.

    ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННОЙ СФЕРЫ.

    Знакомство с деревом
    Разбейтесь на пары. Повяжите вашему партнеру на глаза повязку и подведите его к любому понравившемуся вам дереву. Степень углубления в лес зависит от возраста детей и их способности ориентироваться. Для всех, кроме самых маленьких, 20 - 30 метров не будут слишком большим расстоянием.

    Помогите «слепому» ребенку исследовать дерево и почувствовать его уникальность, давая конкретные указания. Например, если вы просто скажете ребенку «почувствуй дерево», он не проявит такого интереса, как в том случае, если услышит предложение потереться щекой о кору дерева. Не приказывайте «исследуй дерево», а спросите: «это дерево живое? Ты можешь обнять его? Оно старше тебя? Можешь ли ты найти то, что растет на этом дереве? Есть ли на нем признаки присутствия животных? Лишайники?»

    Когда ваш партнер закончит исследование, отведите его на то место, откуда вы начали путешествие, но другим путем. (эта часть игры особенно интересна тем, что ведущие стараются провести своих партнеров через поваленные деревья и чащобы, которые можно было бы легко обойти.) Затем снимите повязку и дайте игроку найти свое дерево с открытыми глазами. Ребенок неожиданно для себя обнаружит, что теперь перед ним не лес, а множество совершенно разных деревьев.
    Схваченная тень
    Выберите для проведения этого занятия солнечный день. Объясните детям, что вы познакомите их еще с одним способом самовыражения посредством «фиксации» теней.

    Приведите детей на поляну и предложите им разбрестись по ней в поисках интересных теней, отбрасываемых природными объектами. Продемонстрируйте им, как следует зарисовывать тени: лист бумаги помещается так, чтобы на него падала тень объекта, а затем карандашом обводится силуэт этой тени. На обратной стороне листа можно написать, тень какого объекта изображена.

    Пусть учащиеся покажут друг другу зарисовки теней. Объясните, что каждая работа уникальна, поскольку дает представление не только о природном объекте, но и о человеке, наблюдавшем его.

    Примечание: Будет лучше, если вы поможете детям выбрать небольшие объекты (цветы, травы) или части крупных объектов (ветку дерева) так, чтобы объект уместился на листе бумаги.
    Конкурс плакатов
    Этот вид деятельности даст детям возможность проявить фантазию, овладеть некоторыми дизайнерскими приемами и навыками творческой работы в коллективе.

    Поговорите с детьми о том, насколько низка эффективность стандартных призывов «Берегите лес от пожара!» на фоне изображений горящих деревьев и убегающих животных. Объясните, что если человек выбирает плакат как способ привлечения внимания других людей к какой-то проблеме, то он должен не только придумать для своего плаката оригинальный текст, но и предложить яркое и выразительное дизайнерское решение.

    Разделите детей на несколько групп. Скажите, что каждая группа будет заниматься изготовлением плаката, призывающего к осторожному обращению с огнем в лесу. Предложите детям самим придумать какой-нибудь лозунг или, например, подобрать (сочинить) подходящее четверостишие на эту тему. Если же на этом этапе дети будут испытывать затруднение, то напишите на доске два утверждения и предложите использовать их при создании плаката:

    • ИЗ ОДНОГО ДЕРЕВА МОЖНО ИЗГОТОВИТЬ 3 000 000 СПИЧЕК

    • ОДНОЙ СПИЧКОЙ МОЖНО СЖЕЧЬ 3 000 000 ДЕРЕВЬЕВ

    Для работы детям понадобятся листы ватмана, краски, фломастеры, ножницы, клей, цветная бумага. Обязательно приготовьте кипу старых журналов – картинки из них могут пригодиться при создании коллажей. Не забудьте про природные материалы и, конечно, про пару коробков спичек!
    Природные духи
    Это занятие надо проводить на природе. Предложите детям создать свои собственные природные «духи», используя для этого только природные материалы и не тревожа живых существ.

    В качестве примера можете дать такой запах:

    почва + сосновые иглы + солнечный свет = запах прогретых солнцем хвоинок и земли.

    Каждый ребенок должен придумать название для своих «духов» и объяснить, что этот запах собой представляет. Дайте детям пять минут для обследования территории и выбора своих запахов.

    Усадите детей в круг и предложите оценить все ароматы, передавая образцы от одного к другому. Поговорите о невероятном многообразии запахов природы, которое мы в спешке не всегда успеваем заметить и оценить.

    Можно, конечно, «составлять» ароматы и в помещении, построив занятие таким образом, чтобы дети не столько тренировали свои носы, сколько развивали свою фантазию. В этом случае отпадает необходимость в сборе образцов и появляется возможность использовать для создания теперь уже «виртуальных духов», такого аромата, как, например, «запах листьев дуба, растущих на самой макушке». В этом случае придется поработать и над оригинальным названием для изобретенного запаха. Вот, к примеру, рецепт духов «Отрада крота»: корень + грибница + жирная личинка + рыхлая почва.
    Дерево слов
    Предложите детям написать на небольших полосках бумаги слова, характеризующие дерево. Это могут быть как поэтические сравнения, так и вполне прозаические описания функций отдельных частей дерева: поощряйте детей давать самые разные определения. Можно предложить детям подобрать слова, относящиеся к отдельным частям дерева, и написать их на заранее подготовленных листках бумаги соответствующей формы и цвета: зеленые листочки - для кроны («величественная», «антенна для улавливания света», «могучая», «дающая приют птицам», «имеющая генетически определенное строение» и т.д.); имитация фрагментов коры - для ствола («шершавый», «несгибаемый»; «ежегодно добавляющий одно кольцо» и т.д.); узкие полоски причудливой формы - для корней («таинственные», «прячущиеся», «добывающие воду» и т. д.). Соберите листки и разместите их на силуэте дерева, нарисованном на ватмане, - у вас получится замечательный коллаж, который можно использовать в качестве элемента оформления учебного помещения.
    «Природа в моей жизни»
    Основные цели: формирование у участников представлений друг о друге; получение первого опыта публичного самоанализа, который предстоит использовать каждому участнику на протяжении всего игрового процесса; создание единого группового эмоционального настроя.

    Ориентировочное время: 30-40 минут.

    Материалы и подготовка: листок бумаги, ручка.

    Процедура. Каждому участнику предлагается написать в столбик цифры от 1 до 10 и десять раз письменно закончить высказывание «Природа для меня...» («Природа в моей жизни...»). После того как участники напишут свои высказывания, им предлагается рассказать группе о своем опыте общения с природой, о своих мыслях по этому поводу. Строго придерживаться своих записей не обязательно.

    Примечание. Можно попросить участника предложить повторить свой рассказ тому человеку в группе, кто, по его мнению, наиболее внимательно его слушал. Закончить упражнение высказываниями в кругу — насколько легко или трудно было каждому участнику справиться с этим заданием.

    «Тотем»
    Основные цели: идентификация с природным объектом, ощущение своей включённости в мир природы.

    Ориентировочное время: до 1,5 часа.

    Материалы и подготовка: бумага, ручки, карандаши, краски, биологические и географические справочники (словари, энциклопедии).

    Процедура. Ведущий рассказывает участникам об индейских тотемах.

    Тотем — это природный объект (животное, растение, солнечный луч, облако, дождевая капля и т.д.), который по легендам индейцев защищает и поддерживает человека, становится его другом и покровителем на всю жизнь.

    Каждому участнику предлагается хорошо подумать и выбрать себе природный тотем. Затем прочесть о нём в справочнике, написать небольшой рассказ, нарисовать его. Участники обмениваются рассказами о своих тотемах, запоминают тотемы друг друга.

    «Мир кролика и мир муравья»
    Основные цели: развитие идентификации с живыми существами, приобретение опыта новых ощущений.

    Ориентировочное время: 30 минут.

    Материалы и подготовка: пятирублёвые монеты, лупы и пинцеты (для каждого участника). Упражнение проводится на лугу или на поляне.

    Процедура. Участникам предлагается разместиться широким кругом, присесть и представить себя кроликами. Следует передвигаться кроличьими прыжками, нюхать землю, воздух.

    Может быть, пахнет опасностью?

    Где здесь можно спрятаться?

    Надо внимательно рассмотреть почву и растения, возможно, удастся заметить каких-нибудь насекомых, следы и т.д.

    Что здесь может быть съедобным?

    Затем участникам предлагается пригнуться ещё больше и представить себя муравьями.

    Как изменилось восприятие мира по сравнению с миром человека и миром кролика? Чтобы ещё лучше почувствовать мир муравья, надо воспользоваться лупой.

    Откуда теперь можно ждать опасности?

    Где спрятаться?

    Что можно съесть?

    Далее участникам предлагается за следующие пять минут собрать коллекцию предметов из мира муравья, разместив их на монетке. Следует воспользоваться лупой и пинцетом.

    Собравшись в круг, участники обмениваются впечатлениями о мире кролика и мире муравья, сравнивают эти миры с миром человека, показывают друг другу свои коллекции на монетках.

    Примечание. Необходимо позаботиться, чтобы почва не была слишком сырой.
    «Музыкальные картинки»
    Основные цели: развитие сопереживания по отношению к природным существам, расширение опыта восприятия живых существ, стимулирование воображения.

    Ориентировочное время: 20 минут.

    Материалы и подготовка: магнитофон, кассета с записью нескольких музыкальных отрывков.

    Процедура. Группе для прослушивания предлагается запись музыкального отрывка. Каждому участнику нужно выбрать животное или растение, к которому, по их мнению, подходит такая музыка. Затем предлагается следующий отрывок.
    Упражнение заканчивается обсуждением, в ходе которого участники стараются описать свои представления о том, в какой ситуации находится выбранное ими существо, какое у него настроение, что могло произойти с ним до этого и т.д.

    Примечание. Не следует оценивать, насколько каждый выбор «соответствует» музыке. Оценка «успешности» или «неуспешности» того или иного результата, полученного кем-либо из участников в процессе упражнения, противоречит принципам организации игры.
    «Чистописание»
    Основные цели: развитие способности тонко понимать, ощущать особенности разных живых существ, усиление значимости отношения к природе, стимулирование воображения.

    Ориентировочное время: 20 минут.

    Материалы и подготовка: бумага, цветные карандаши, фломастеры.

    Процедура. Участникам предлагается задумать нескольких животных, которые бы максимально отличались друг от друга (большой — маленький, пушистый — скользкий, хищный — «мирный») и т.д. Затем нужно написать название каждого животного, подбирая размер, цвет, форму, толщину, частоту букв таким образом, чтобы эта надпись соответствовала внешности и характеру данного животного. При этом «надо стараться, чтобы надпись понравилось самому животному, если бы попалась ему на глаза». Упражнение заканчивается обсуждением.

    Примечание. Выполнение этого упражнения «включает» работу психомоторики участников, расширяя этим диапазон психолого-педагогического воздействия.
    «Жизнь камней»
    Основные цели: развитие опыта ощущений, распространение партнёрского отношения и на неживую природу, тренировка воображения.

    Ориентировочное время: 40 минут.

    Материалы и подготовка: место, где есть различные камни.

    Процедура. Участникам предлагается внимательно посмотреть на окружающие камни, почувствовать, какой из них ждёт, чтобы его подняли и заговорили с ним. Выбрав и подняв такой камень, участники собираются в круг.

    Ведущий предлагает каждому узнать о жизни своего камня:

    - рассмотрев его цвета и сосчитав их;

    - прощупав шероховатые и гладкие места, определив, тёплый камень или холодный, лёгкий или тяжёлый;

    - понюхав камень и определив его запах;

    - послушав камень, постучав по нему ногтем.

    Что может рассказать этот камень?

    Всегда ли он лежал на этом месте?

    Далее участникам предлагается представить, что они уменьшились до очень маленьких размеров так, что камень стал для них целой планетой.

    Где на камне-планете можно построить дом?

    А где образуется озеро?

    Где будет посажен сад?

    Это грязная планета или чистая? и т.д.

    Затем участникам предлагается сложить камни вместе и найти среди них свой камень с закрытыми глазами.

    Наконец, предлагается найти «ухо» своего камня и, закрыв глаза, шёпотом рассказать ему о себе: о школе, об учителе, о своих друзьях, о любимых растениях и животных, о чём-то секретном. Теперь нужно закрыть пальцем «ухо» камня, и всё, что было ему рассказано, будет им надёжно сохранено. Уходя, камень следует осторожно положить на место, где он был найден, и в той же «позе».

    Примечание. Если есть возможность вернуться на это место, то участникам предлагается найти свои камни, послушать их рассказы о событиях последнего времени и самим сообщить на «ухо» новую информацию.
    «Ателье мод»
    Основные цели: развитие способности тонко понимать, ощущать особенности разных живых существ, развитие воображения, повышение значимости отношения к природе, идентификация.

    Ориентировочное время: 30-40 минут.

    Материалы и подготовка: бумага, цветные карандаши.

    Процедура. Участникам предлагается выбрать двух максимально различающихся животных (маленький — большой, пушистый — гладкий, летающий — ползающий и т.п.). Затем необходимо для них разработать (придумать и нарисовать комплекты) одежды. Надо постараться, чтобы эта одежда подходила к внешнему виду животного, подчеркивала его достоинства, соответствовала характеру и «духу» животного, чтобы в ней было удобно вести тот образ жизни, который характерен для него. Упражнение заканчивается показом мод и обсуждением в кругу.

    Примечание. В данное упражнение можно ввести «мозговой штурм» группы для выработки общих критериев, по которым следует вести разработку одежды.
    «Зоологический балет»
    Основные цели: идентификация с животными и растениями.

    Ориентировочное время: 30 минут.

    Процедура. Участникам предлагается выбрать себе любое животное или растение, затем на 20 минут нужно стать им, «переняв» его форму, движения, повадки, звуки и т.п. О своем выборе не объявляется. Надо ползать, прыгать, «летать», «расти», взаимодействуя при этом с другими. Участников следует ориентировать на выражение не только внешних черт, но и «внутреннего мира» избранного животного или растения. При выполнении задания можно шуметь, активно выражая чувства, будь то страх, гнев или любовь.

    В заключение участникам целесообразно предоставить возможность поделиться с группой своими ощущениями от упражнения.

    Примечание. Часто случается, что несколько участников выбирают один и тот же природный объект. Это совершенно нормально, эффективность упражнения от этого нисколько не снижается, скорее наоборот: обсуждение получается более интересным.
    «Экологические письма»
    Основные цели: развитие способности понимать живые существа, стимулирование идентификации.

    Ориентировочное время: 30 минут.

    Материалы и подготовка: бумага, ручки.

    Процедура. Участники делятся на пары. Вначале каждому предлагается выбрать для другого какое-то растение или животное, на которое, по мнению данного участника, чем-то похож его партнер.

    Затем каждый участник пишет письмо (приблизительно на одну страницу) тому животному или растению, на которое он похож по мнению партнера. После этого письмо передается партнеру, и он становится на данное время этим животным или растением. Прочитав письмо, партнер пишет от имени животного или растения ответ участнику, пославшему ему это письмо, обращаясь к нему уже как к человеку.

    Примечание. Выбор животного или растения для своего партнера сам по себе может выступать как игровая техника.

    «Предупредительные знаки»
    Основные цели: развитие понимания интересов и потребностей живых существ, самоанализ своего поведения по отношению к ним.

    Ориентировочное время: 30 минут.

    Материалы и подготовка: бумага, цветные карандаши, фломастеры.

    Процедура. Участники получают задание придумать и нарисовать несколько предупреждающих или запрещающих знаков, которые можно было бы установить в лесу, у реки, в парке, на улицах города. Эти знаки должны защищать какие-то интересы и права животных и растений. Надо постараться, чтобы они не только несли информацию и были понятны другим, но и воздействовали на эмоциональную сферу людей. В конце упражнения участники делятся ощущениями, которые у них вызвали знаки, представленные другими.
    «Экологическая этика»
    Основные цели: формирование экологичности мировоззрения, расширение стратегий взаимодействия с миром природы, усвоение способов взаимодействия с живыми существами.

    Ориентировочное время: 1 час.

    Материалы и подготовка: бумага, ручка, компетентность ведущего в области содержания животных и растений.

    Процедура. Консультируясь с ведущим, участники выбирают растения или животных, которые они теперь или в будущем собираются завести у себя дома с учетом своих условий, возможностей и симпатий. Также с помощью ведущего составляется список всего, что им следует подготовить, прежде чем животное или растение появится в их доме. Затем составляется этический кодекс содержания дома объектов живой природы, в котором отражаются свои обязательства, гарантии, ожидания и т.п. по отношению к избранному живому существу.
    «Сосчитай звуки»
    Участники игры расходятся в лесу, парке и т.д. Затем выбирают себе место и слушают звуки природы. Сначала слышат громкие звуки, после улавливают более отдаленные. Это объясняется особенностями строения слухового аппарата. В конце игры все собираются и говорят, сколько и какие звуки они слышали. Можно все услышанное нарисовать.
    «Найди свой предмет»
    Цель: развитие у детей тактильных ощущений.

    Материалы: в зависимости от вариантов можно использовать различные предметы, собранные по дороге: кусочки коры, шишки, листики, веточки, орехи. Если это камушки, то они должны быть примерно одинаковые по размеру.

    Ход игры. Дети становятся в круг. У каждого участника в руке свой предмет, который они должны хорошо изучить руками, закрыв глаза. Затем предмет передается по кругу до тех пор, пока не возвращается к своему владельцу. Передача предметов происходит с закрытыми глазами.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта