Главная страница

приемы работы с текстом. Методическая разработка


Скачать 3.83 Mb.
НазваниеМетодическая разработка
Дата08.04.2022
Размер3.83 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаприемы работы с текстом.docx
ТипМетодическая разработка
#453699
страница5 из 5
1   2   3   4   5

Текст первой редакции 1835 г.

Он завидел в стороне отряд, стоявший, повидимому, в засаде. Он узнал среди его сына своего Андрия. Он отдал кое-какие наставления Остапу, как продолжать дело, а сам, с небольшим числом, бросился, как бешеный, на этот отряд. Андрий узнал его издали, и видно было издали, как он весь затрепетал. Он, как подлый трус, спрятался за ряды своих солдат и командовал оттуда своим войском. Силы Тараса были немногочисленны: с ним было только восемнадцать человек, но он ринулся с таким свирепством, с таким сверхъестественным стремлением, что ряды уступали со страхом перед этим разгневанным вепрем. Вряд ли тогда его можно было с чем-нибудь сравнить: шапки давно не было на его голове; волосы его развевались, как пламя, и чуб, как змея, раскидывался по воздуху; бешеный конь его грыз и кусал коней неприятельских; дорогой акшамет был на нем разорван; он уже бросил и саблю, и ружье и размахивал только одной ужасной, непомерной тяжести, булавой, усеянной медными иглами. Нужно было взглянуть только на лицо его, чтобы увидеть олицетворенное свирепство, чтобы извинить трусость Андрия, чувствовавшего свою душу не совсем чистою. Бледный, он видел, как гибли и рассеивались его поляки, он видел, как последние, окружавшие его, уже готовы были бежать, он видел, как уже некоторые, поворотивши коней своих, бросали ружья. "Спасите! -- кричал он, отчаянно простирая руки,-- куда бежите вы? глядите: он один!" Опомнившиеся воины на минуту остановились и в самом деле ободрились, увидевши, что их гонит только один с тремя утомленными козаками. Но напрасно силились бы они устоять против такой отчаянной воли. "Нет, ты не уйдешь от меня!" -- кричал Тарас, поражая бегущих, начинавших думать, что они имеют дело с самим дьяволом. Отчаянный Андрий сделал усилие бежать, но поздно: ужасный отец уже был перед ним. Безнадежно он остановился на одном месте. Тарас оглянулся: уже никого не было позади его, все сотоварищи его полегли в разных местах поля. Их только было двое.

-- Что, сынку? -- сказал Тарас Бульба, глянувши ему в очи.

Андрий был безответен.

-- Что, сынку? -- повторил Тарас.-- Помогли тебе твои ляхи?

Андрий не произнес, ни слова; он стоял, как осужденный

-- Так продать, продать веру? Проклят тот и час, в который ты родился на свет!

Сказавши это, он глянул с каким-то исступленно-сверкающим взглядом по сторонам.

-- Ты думал, что я отдам кому-нибудь дитя свое? Нет! Я тебя породил, я тебя и убью! Стой и не шевелись, и не проси у господа бога отпущения: за такое дело не прощают на том свете!

Андрий, бледный, как полотно, прошептал губами одно только имя, но это не было имя родины, или отца, или матери: это было имя прекрасной полячки.

Тарас отступил на несколько шагов, снял с плеча ружье, прицелился... выстрел грянул...

Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почувствовавший смертельное железо, повис он головою и повалился на траву, не сказавши ни одного слова.

Остановился сыноубийца и думал: предать ли тело изменника на расхищение и поругание, чтобы хищные птицы растрепали его и сыромахи-волки расшарпали и разнесли его желтые кости, или честно погребсти в земле?

В это время подъехал Остап.

-- Батько! -- сказал он. Тарас не слышал.-- Батько, это ты убил его?

-- Я, сынку!

Лицо Остапа выразило какой-то безмолвный упрек. Он бросился обнимать своего товарища и спутника, с которым двадцать лет росли вместе, жили пополам.

-- Полно, сынку, довольно! Понесем мертвое тело, похороним! -- сказал Тарас, который в то время сжал в груди своей подступавшее едкое чувство.

Они взяли тело и понесли на плечах в обгорелый лес, стоявший в тылу запорожских войск, и вырыли саблями и копьями яму.

Тарас оставил копье и взглянул на труп сына. Он был и мертвый прекрасен: мужественное лицо его, недавно исполненное силы и непобедимого для жен очарования, еще сохраняло в себе следы их; черные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты. "Чем бы не козак был? -- сказал Тарас,-- и станом высокий, и чернобровый, и лицо, как у дворянина, и рука была крепка в бою -- пропал! пропал без славы!.."

Труп опустили, засыпали землею, и чрез минуту уже Тарас размахивал саблею в рядах неприятельских, как ни в чем не бывало. Разница в том только, что он бился с большим исступлением, сгорая желанием отмстить смерть сына. Прибывший в то время его собственный полк, под начальством Товкача, доставил ему значительный перевес. Он наконец узнал, кто был виною отступничества его сына, и положил, во что бы то ни стало, взять город. И он бы исполнил это. Свирепый, он бы протек, как смерть, по его улицам. Он бы вытащил ее своею железною рукою, ее, обворожительную, нежную, блистающую; свирепо повлек бы ее, схвативши за длинные, обольстительные волосы, и его кривая сабля сверкнула бы у ее голубиного горла... Но одно непредвиденное происшествие остановило его на пути непримиримой мести.

Приложение 9

Таблица к уроку-исследованию по теме: «А.Ахматова «Реквием». (Литература. 11 класс).

Часть поэмы

Дата написания

Основные образы

Основная тема, мотив

Образ автора

Параллели с историей, литературой, фольклором

Художественные особенности

Эпиграф

1961

Поэт, народ, страшное время

Сплочение судеб поэта и народа

Личная трагедия – общая трагедия

Отрывок из стихотворения самой Ахматовой «Так не зря мы вместе беседовали…»

Повтор слов «чуждый» и «народ» (дважды)

«Вместо предисловия»

1955

«страшные годы ежовщины», «тюремные очереди», женщина в очереди, «что-то вроде улыбки», обещание

Клятва

Реализует миссию




Написано прозой для привлечения особого внимания

«Посвящение»

1940

«тюремные затворы», «смертельная тоска», «Ключей постылый скрежет», «шаги тяжелые солдат», «по столице одичалой», «мертвых бездыханней», «солнце ниже и Нева туманней», «надежда», «приговор», «идет…шатается…одна», «невольные подруги».

Реалии страшного времени; мотив унижения, безысходности.

«Смертельная тоска», надежда

Сравнение с образами декабристов и обращение к пушкинским строкам: «каторжные норы».

Гипебола: первые строки + «мертвых бездыханней».

Эпитеты: «смертельная» тоска, «постылый» скрежет, «одичалая» столица, «осатанелых» лет и др.

Сравнения: «как к обедне ранней», «словно с болью жизнь из сердца вынут», «словно грубо навзничь опрокинут».

«Вступление»

1935

«ненужным привеском болтался возле тюрем своих Ленинград», «осужденных полки», «безвинная корчилась Русь», кровавые сапоги, шины черных марусь.

Образ Родины

Страх и ненависть




Гротеск: первое четверостишие.

«Уводили тебя на рассвете»

1935

«уводили тебя на рассвете»

Образ страдающих матерей; мотив общего плача, воя.

Страдание матери

«стрелецкие женки»

Народный плач

«Тихо льется тихий Дон»

1938

«Желтый месяц», одинокая больная женщина, «муж в могиле, сын в тюрьме»

Страдание, одиночество, личное горе.

О себе пишет в третьем лице, это уже не женщина, а тень.

Гоголевский образ – «желтый месяц входит в дом»

Фольклорные мотивы

«Нет, это не я, это кто-то другой страдает»

1938

Ночь, страдание

Страдание, доходящее до предела

Не узнает сама себя, такое невозможно вынести человеку.




Отсутствие рифмы, назывное предложение «Ночь».

«Показать бы тебе насмешнице»

1938

Сопоставление образа юной «насмешницы», «любимицы всех друзей», «веселой грешницы» и образа «трехсотой, с передачею» стоящей под Крестами.

Образы счастливой девушки и несчастной женщины

Узнаваемы биографические факты; с ужасом узнаем себя в прежнем образе

Кресты – тюрьма;

Царское село – там училась Ахматова в гимназии

Обрывающаяся последняя строфа, многоточие

«Семнадцать месяцев кричу»

1939

«семнадцать месяцев», «кидалась в ноги палачу», сын

Неопределенность, страх за судьбу сына, попытки помочь ему, плохие предчувствия.

Отчаяние матери

«И скорой гибелью грозит огромная звезда» (возможно, кремлевская звезда)

Многосоюзие (И)

«Легкие летят недели»

1939

Сын, тюрьма, белые ночи, смерть.

Ожидание приговора.

Оцепенение




Символ «белые ночи» - единственное, что общее у сына с матерью

«Приговор»

1939

«каменное слово» «светлый день и опустелый дом»

Приговор

Надо память до конца убить (на грани жизни и смерти или безумия)




Полное отсутствие проявления эмоций, словно они умерли

«К смерти»

1939

«потушила свет», «открыла дверь», Енисей, Полярная звезда, «синий блеск возлюбленных очей»

Мотив смерти

Готова принять любую смерть: от снаряда, тифа, гирьки бандита, «верха шапки голубой» (форма наркомата внутренних дел).

Реалии времени («верх шапки голубой», «бледного от страха управдома»)

Перифраза – вместо работник наркомата – верх шапки голубой. Многосоюзие (ИЛЬ). Обращение к смерти.

«Уже безумие крылом»

1940

Крыло безумия, свой и как бы чужой бред, страшные глаза сына, «окаменелое страданье», «час тюремного свиданья»

Мотив безумия

Смерть обретает новую форму – душевной болезни, былая стойкость сменяется слабостью, речь превращается в бред, память – в беспамятство, богатство жизни – в пустоту.




Олицетворение безумия. Многосоюзие (НИ-НИ).

Метафора – «пришла гроза» (беда).

«Распятие»

1939

Образ распятого Христа, Магдалина, Мать

Религиозный мотив (трагедия народа так велика, что вызывает в памяти самое страшное преступление человечества – распятие Христа)

Сравнивает свое молчаливое страдание со страданием матери Христа

Библейская история, эпиграф из Евангелия, которые частично звучит в самом тексте стихотворения.

Прямая речь

«Эпилог»

1940

Образы женщин (матерей, жен), чьи сыновья, мужья были осуждены, образ поэта-заступника

Тема памятника поэту, мотив молитвы, заступничества.

Устами поэта гласит народ («…рот, которым кричит стомильонный народ»).

Просит поставить памятник у стен тюрьмы – это монумент не только поэту, но и всем жертвам произвола.

Тема памятника и назначения поэта и поэзии характерна для творчества многих поэтов (Державин, Пушкин)

Эпитеты: лютый холод», «поминальный час», «измученный род», «в смерти блаженной», «постылая дверь», «бронзовых век».

Метафоры: «клинописи жесткие страницы страдание выводит на щеках», «выглядывает страх», «улыбка вянет», «дрожит испуг», «соткала я широкий покров из бедных, у них же подслушанных слов».

Приложение 10

Тексты стихотворений к уроку литературы «Пейзажная лирика Ф.И.Тютчева»

Весна
Зима

недаром злится,

Прошла её пора —

Весна в окно стучится

И гонит со двора.
И всё засуетилось,

Всё нудит зиму вон —

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.
Зима ещё хлопочет

И на Весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит…
Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя…
Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь румяней стала

Наперекор врагу.


Весенние воды
Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят —

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…
Они гласят во все концы:

«Весна идёт, весна идёт!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперёд!»
Весна идёт! Весна идёт!

И тихих, тёплых майских дней

Румяный светлый хоровод

Толпится весело за ней.


Весенняя гроза
Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной и шум нагорный —

Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.


Зима
Чародейкою Зимою…
Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит -

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,-

Не мертвец и не живой -

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой -

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

Лето
Летний вечер
Уж солнца раскаленный шар

С главы своей земля скатила,

И мирный вечера пожар

Волна морская поглотила.
Уж звезды светлые взошли

И тяготеющий над нами

Небесный свод приподняли

Своими влажными главами.
Река воздушная полней

Течет меж небом и землею,

Грудь дышит легче и вольней,

Освобожденная от зною.
И сладкий трепет, как струя,

По жилам пробежал природы,

Как бы горячих ног ея

Коснулись ключевые воды.


Как весел грохот летних бурь...
Как весел грохот летних бурь,

Когда, взметая прах летучий,

Гроза, нахлынувшая тучей,

Смутит небесную лазурь

И опрометчиво-безумно

Вдруг на дубраву набежит,

И вся дубрава задрожит

Широколиственно и шумно!..
Как под незримою пятой,

Лесные гнутся исполины;

Тревожно ропщут их вершины,

Как совещаясь меж собой, —

И сквозь внезапную тревогу

Немолчно слышен птичий свист,

И кой-где первый желтый лист,

Крутясь, слетает на дорогу...


Осень
Есть в осени первоначальной…
Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё - простор везде,-

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь -

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле...


Осенний вечер
Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть!..

Зловещий блеск и пестрота дерёв,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землею

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье – и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья!


1 http://минобрнауки.рф. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

1Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. - М.: «Юристъ», 1997.

2 Г.С. КОВАЛЕВА, Э.А. КРАСНОВСКИЙ. Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования PISA-2000. М.: Логос, 2004.

1Методика работы с текстовой информацией Игорь Николаевич Kyзнeцoв: http://www.elitarium.ru/2003/11/13/metodika_raboty_stekstovojj_informaciejj.html.

2 Современные стратегии чтения: теория и практика : учебное пособие / Г.В. Пранцова, Е.С. Романичева. – М. : ФОРУМ, 2013.
1   2   3   4   5


написать администратору сайта