Таблица «Изучение разделов языкознания учеными-лингвистами»
Раздел языкознания
| Лингвисты
| Грамматика
| М.В.Ломоносов, А.Х.Востоков, А.А.Потебня
| Лексикология
| А.Х.Востоков
| Преподавание языка
| Ф.И.Буслаев
| Орфография
| Я.К.Грот
| Фонетика
| И.А.Бодуэн де Куртенэ, Ф.Ф.Фортунатов
| Синтаксис
| А.А.Шахматов
| История языка
| А.А.Шахматов
|
Русистика – наука о русском языке, его структуре, о значении и функционировании языковых единиц в речи, об истории развития русского языка.
Классический период (18 – начало 20 веков):
язык представлен как система, объединяющая несколько уровней – фонетический, морфемный, лексический, грамматический; выделены и описаны единицы каждого уровня и проанализирована их взаимосвязь; сформированы разделы языкознания; намечены перспективы и направления развития русистики.
Современный период развития русистики
Приложение 2 Материалы к уроку «Разряды наречий.
ВДАЛИ
|
СЕГОДНЯ
|
ДОПОЗДНА
|
ДОСТАТОЧНО / НЕДОСТАТОЧНО
|
ПОЗАДИ
| СНАЧАЛА
| ХОРОШО
| ПОЧТИ
|
ВВЫСЬ
| НАКАНУНЕ
| МГНОВЕННО
| ВПОЛНЕ
|
ВНУТРЬ
|
ИЗДАВНА
|
ВЕЛИКОЛЕПНО
|
СОВСЕМ
|
ВДАЛЬ
|
ИССТАРИ
|
СОВСЕМ /НЕ СОВСЕМ/
|
ЧРЕЗВЫЧАЙНО
|
СВЕРХУ
|
ДОТЕМНА
|
ОЧЕНЬ /НЕ ОЧЕНЬ/
|
ЧУТЬ-ЧУТЬ
|
ЕЛЕ
| ЕДВА
| ПОЧЕМУ-ТО
|
НАЗЛО
|
ЧЕРЕСЧУР
| ПОТОМУ
| СГОРЯЧА
|
НАРОЧНО
|
СЛИШКОМ
| ПОЭТОМУ
| НЕСПРОСТА
| СПЕЦИАЛЬНО
|
ГДЕ?
|
ОТКУДА?
|
С КАКИХ ПОР?
|
КАК?
|
НАСКОЛЬКО?
|
КУДА?
|
КОГДА?
|
ДО КАКИХ ПОР?
|
КАКИМ ОБРАЗОМ?
|
В КАКОЙ МЕРЕ?
|
В КАКОЙ СТЕПЕНИ?
| ПОЧЕМУ?
|
ЗАЧЕМ?
|
С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ?
|
|
НАРЕЧИЯ МЕСТА
|
НАРЕЧИЯ ВРЕМЕНИ
|
НАРЕЧИЯ ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ
|
НАРЕЧИЯ МЕРЫ И СТЕПЕНИ
|
НАРЕЧИЯ ПРИЧИНЫ
|
НАРЕЧИЯ ЦЕЛИ
| Приложение 3
Таблица к уроку «М.Ю.Лермонтов «герой нашего времени. Образ Максима Максимыча».
Эпизод
| Судьба, характер Максима Максимыча
| Что мы узнаем о Максиме Максимыче из этих эпизодов?
«Да, я уж здесь служил при Алексее Петровиче1, - отвечал он, приосанившись. - Когда он приехал на Линию, я был подпоручиком, - прибавил он, - и при нем получил два чина за дела против горцев.» «- А вы долго были в Чечне?
- Да, я лет десять стоял там в крепости с ротою, у Каменного Брода, - знаете?
- Слыхал.
- Вот, батюшка, надоели нам эти головорезы; нынче, слава богу, смирнее; а бывало, на сто шагов отойдешь за вал, уже где-нибудь косматый дьявол сидит и караулит: чуть зазевался, того и гляди - либо аркан на шее, либо пуля в затылке. А молодцы!..
- А, чай, много с вами бывало приключений? - сказал я, подстрекаемый любопытством.
- Как не бывать! бывало...»
| Старый служака, многое повидал, во многих местах побывал, прошел немало испытаний, опытный офицер.
| Как эти слова дополняют образ Максима Максимыча?
Рассказчик говорит о Максиме Максимыче так: «Меня невольно поразила способность русского человека применяться к обычаям тех народов, среди которых ему случается жить; не знаю, достойно порицания или похвалы это свойство ума, только оно доказывает неимоверную его гибкость и присутствие этого ясного здравого смысла, который прощает зло везде, где видит его необходимость или невозможность его уничтожения».
| Максим Максимыч хорошо знает обычаи и нравы горцев, имеет гибкий ум, здравый смысл, умеет прощать зло.
| О каких чертах характера можно судить по этим эпизодам?
«Штабс-капитан не отвечал ни слова и указал мне пальцем на высокую гору, поднимавшуюся прямо против нас». «- Нам придется здесь ночевать, - сказал он с досадою, - в такую метель через горы не переедешь. Что? были ль обвалы на Крестовой? - спросил он извозчика». «Мне вздумалось завернуть под навес, где стояли наши лошади, посмотреть, есть ли у них корм, и притом осторожность никогда не мешает…»
| Рассудочность, осторожность, практичность, наблюдательность.
| Что мы узнаем о судьбе Максима Максимыча из этих эпизодов? «Славная была девочка, эта Бэла! Я к ней наконец так привык, как к дочери, и она меня любила. Надо вам сказать, что у меня нет семейства: об отце и матери я лет двенадцать уж не имею известия, а запастись женой не догадался раньше, - так теперь уж, знаете, и не к лицу; я и рад был, что нашел кого баловать». «Я, знаете, никогда с женщинами не обращался…»
| Он не имеет семьи, он одинок, поэтому в нем много нерастраченной любви, которую он выливает на Бэлу.
| Как характеризуют Максима Максимыча эти эпизоды? «я, стоя за дверью, также заплакал, то есть, знаете, не то чтобы заплакал, а так - глупость!..» «Да, батюшка, видал я много, как люди умирают в гошпиталях и на поле сражения, только это все не то, совсем не то!.. Еще, признаться, меня вот что печалит: она перед смертью ни разу не вспомнила обо мне; а кажется, я ее любил как отец... ну да бог ее простит!.. И вправду молвить: что ж я такое, чтоб обо мне вспоминать перед смертью?» «…я бы на его месте умер с горя…»
| Чуткость души, способность любить, сострадать, скромность, чувствительность. Война и служба, дикие нравы народов, среди которых он жил долгие годы, не ожесточили его сердца.
| Приложение 4
Материалы к уроку «Литература XVIII века. Классицизм».
Иллюстрации для группы 1.
Академия наук
| Екатерина 2
|
Первый русский календарь
|
Петр 1
|
Московский университет
|
Петр 1. Строительство флота.
|
Петр 1
| Реформы. Строительство Петербурга
|
Театр 18 века
|
Цифирная школа времен Петра 1
|
|
| Иллюстрации для группы 2.
Александр Петрович Сумароков
| Антиох Дмитриевич Кантемир
| Василий Кириллович Тредиаковский
| Михаил Васильевич ломоносов
| Феофан Прокопович
|
|
Иллюстрации для группы 3.
«Всякая всячина»
| Екатерина 2
| Журнал «Адская почта»
| Княжнин
| Журнал «Трутень»
| Из журнала «Всякая всячина»
| Капнист
| Крылов
| И.И.Новиков
| Сумароков
| Журнал «Трутень»
| Фонвизин
| Иллюстрации для группы 4.
Богданович
| Державин
| Ломбер «Игрок»
| Майков
| «Россияда»
| Херасков
|
Иллюстрации для группы 5
Дмитриев
| Иллюстрация к «Бедной Лизе»
| «История Государства Российского»
| Карамзин
| Нелединский-Мелецкий
| «Письма русского путешественника»
| «Путешествие из Петербурга в Москву»
| Радищев
|
|
Иллюстрации для группы 6.
Аристотель
| Буало
| Гораций
| Лафонтен
| Державин
| Кантемир
| Княжнин
| Ломоносов
| Мольер
| Сумароков
| Тредиаковский
|
|
Иллюстрации для группы 7.
Галерея характеров
| Разум
| Чувства
| Приложение 5 Графические изображения к уроку «Слово – это знак»
Приложение 6
Конспект урока литературы в 5 классе по теме: «Л.Н.Толстой. Сведения о писателе. Историко-литературная основа рассказа «Кавказский пленник». Фабула и сюжет». Ход урока:
Знакомство с фрагментами биографии Л.Н.Толстого.
- Прочитайте на с. 265 имя и фамилию писателя, с которым мы сегодня начнем знакомство.
- Что вы знаете о Льве Николаевиче Толстом? Какие произведения его читали или о каких слышали?
- Самостоятельно прочитайте статью на с. 265 и ответьте на вопросы после статьи (с.266).
- Чтение статьи на с. 299-300. Ответьте на вопросы:
1) Какое дело Л.Н.Толстой считал одним из главных в своей жизни?
2) Что хотел воспитать Толстой в своих учениках?
3) Почему в своем журнале «Ясная поляна» Толстой наряду с произведениями для взрослых печатал сочинения детей?
4) Что еще важного Толстой сделал для детей?
Теоретико-литературные понятия.
- Чтение статьи на с. 301-302. Составление таблицы и схемы-опоры. (постепенное открытие ячеек таблицы на интерактивной доске)
Таблица
Фабула
| Сюжет
| События художественного произведения в их логической, причинно-временной последовательности
| Повествование о событиях художественного произведения, выстроенное в соответствии с авторским замыслом
| То, что было на самом деле
| То, как узнал об этом читатель
| Только события
| События + система отношений персонажей + авторские размышления + характеристика героев
| Нет в лирических произведениях, есть в эпических и лиро-эпических
| Есть в эпических, лиро-эпических произведениях, может быть в лирических
| Элементы фабулы (композиция) – выстраивание на интерактивной доске
Фабула и сюжет рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».
- Составление плана рассказа (восстановление сюжета). (восстановление на интерактивной доске и на разрезных карточках)
1) Отъезд Жилина из крепости. Знакомство с Костылиным.
2) Нападение татар. Взятие в плен.
3) Красный и черноватый татары в сарае у Жилина. Появление Дины.
4) Требование татарина написать письмо о выкупе.
5) Занятия Жилина в плену.
6) Рассказ о старом джигите.
7) Жилин обследует местность.
8) Похороны брата красного татарина.
9) Первый побег Жилина и Костылина.
10) Беглецы пойманы.
11) Жизнь Жилина и Костылина в яме.
12) Дина помогает Жилину бежать из ямы.
13) Второй побег Жилина.
14) Возвращение Жилина в крепость.
15) Судьба Костылина.
- Как вы думаете, совпадают ли в этом рассказе сюжет и фабула?
- Какие из этих частей являются экспозицией? Завязкой? Развитием действия? Кульминацией? Развязкой? Эпилогом?
- Составление «Композиционной кривой».
- Работа над понятием «Конфликт»: прочитайте на с. 302, что такое конфликт. Запишите определение в тетради.
Конфликт – противоборство характеров, настроений.
- Между кем и чем происходит конфликт в рассказе. (выстраивание конфликтных пар на интерактивной доске). Какой из этих конфликтов основной?
Жилин, Костылин, красный татарин, черноватый татарин, старый джигит, желание ехать быстрее, опасность нападения татар, желание попасть в крепость, опасность быть пойманным, физическая усталость и боль, желание помочь, страх наказания.
Приложение 7
Карточка-опора к сочинению по предложенному тексту (Русский язык. 5 класс).
Карточка-опора
1
| Слова мамы не давали Васе покоя.
| Эти как будто простые и безобидные слова вновь и вновь возникали в памяти Васи. И он думал не об этих двух веселых малышах, а о старой Машке. Думалось тревожно, нехорошо. Впервые ему перестало казаться, что он самый лучший мальчик на свете.
| 2
| Что вспоминал Вася?
| Вася стал представлять __________________________. Он вспоминал, как они с Машкой ____________________. Припомнился ему тот день, когда Машка впервые оказалась у него дома. Это было так. __________________ . «Машка была такая ________________», - думал Вася. Как-то раз она _____________________. Вася вспомнил эту историю и _______________. Ему было очень ______________ за то, что он ____________________ .
| 3
| Что Вася представлял?
| Теперь добрая старая Машка была у других людей. «Как она там ___________? Ей, наверное, ____________», - встревожился мальчик. Он представил, что его черепаха сейчас ______________________ . Может быть, она __________________ . Васе стало еще _______________. И он твердо решил: ______________________ .
| 4
| Что Вася сделал назавтра?
| Всю ночь мальчик __________________. Рано утром он ___________________. Он пришел на _____________ и стал разыскивать _________________. Но __________________. Тогда Вася __________________ .
(Далее придумайте сами).
| 5
| Вывод
| Вот такая история произошла с мальчиком Васей. Она учит нас тому, что _______________________________ .
| Карточка-опора к сочинению по литературе «Эпизод, который произвел на меня наибольшее впечатление» (по рассказу И.С.Тургенева «Муму», литература, 5 класс)
Я прочитал__ рассказ (название рассказа, имя, фамилия автора). Мне он _______________. Это произведение о крепостном крестьянине _____________, который по приказу старой барыни _______________________________ . Это очень (какой?)_______________ рассказ.
Больше всего меня поразил эпизод, в котором рассказывается о том, ___________________________________________________________________________________________________________________________________ . (Краткий пересказ эпизода – 3-4 предложения).
Этот фрагмент произвел на меня сильное впечатление, потому что ________________________________________________________________. Когда я его читал__, то испытывал _________________________________ . Мне (понравилось/не понравилось), как поступил _____________________, потому что ______________________________________________________ . Я очень переживал за _____________________________________________. Мне (хотелось/не хотелось), чтобы __________________________________________________________________________________________________________________________________ .
Этот эпизод заставил меня почувствовать _________________________, научил___________________________________________________________
Приложение 8
Таблица к уроку-исследованию по теме «Сравнительный анализ первой и второй редакций повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» на основе эпизода «Тарас Бульба убивает сына Андрия».
Эпизод
| 1 редакция (1835 г.)
| 2 редакция (1842 г.)
| Появление поляков
| «..отряд, стоявший, по-видимому, в засаде»
| «…вылетел оттуда гусарский полк, краса всех конных полков»
| Вывод: отношение автора
| Показывает трусость Андрия, который находится в засаде.
| Показывает смелость Андрия, он на передовой.
| Поведение Андрия в бою
| «…как подлый трус, спряталсмя за ряды своих солдат и командовал оттуда своим войском…»
«…бледный, он видел, как гибли и рассеивались его поляки, он видел, как последние, окружавшие его, уже готовы были бежать… «Спасите!» - кричал он, отчаянно простирая руки…»
| «…объятый пылом и жаром битвы, жадный заслужить навязанный на руку подарок, понесся, как молодой борзой пес, красивейший, быстрейший и молодший из всех в стае».
| Вывод: отношение автора
| Показывает Андрия трусом, выражает свое презрение.
| Показывает смелость и отвагу Андрия, выражает свое восхищение.
| Описание внешности Андрия в бою
| «бледный»
| «Впереди других понесся витязь, всех бойчее, всех красивее. Так и летели черные волосы из-под медной шапки, вился завязанный на руке дорогой шарф, шитый руками первой красавицы».
| Вывод: отношение автора
| Бледность – признак слабости и трусости. Презрение.
| Изображает красоту Андрия. Восхищение.
| Описание Тараса
| «Шапки давно не было на его голове; волосы его развевались, как пламя, и чуб, как змея, раскидывался по воздуху; бешеный конь его грыз и кусал коней неприятельских; дорогой акшамет был на нем разорван; он уже бросил и саблю, и ружье и размахивал только одной ужасной, непомерной тяжести булавой, усеянной медными иглами… лицо…олицетворение свирепсвта…»
| нет
| Вывод: отношение автора
| Изображает Тараса как героя, похожего на былинных богатырей. Он любуется своим героем, как бы выражая свое одобрение поступку Тараса.
| Не дает описания героя. Он больше любуется Андрием. Таким образом, он никак не высказывает своего отношения к поступку Тараса.
| Поведение Андрия во время погони
| «Отчаянный Андрий сделал усилие сбежать, но поздно…»
| «Как вскинулся Андрий! Как забунтовала по всем жилкам молодая кровь. Ударив острыми шипами коня, во весь дух полетел он за козаками, не глядя назад…»
| Вывод: отношение автора
| Показывает слабость и трусость Андрия. Презрение.
| Автор любуется и восхищается смелостью и бесстрашием своего героя.
| Поведение Андрия в первый момент встречи с Тарасом
| «Безнадежно он остановился на одном месте».
| «Затрясся всем телом и вдруг стал бледен… Так школьник, неосторожно задевши своего товарища и получивши за то от него удар линейкою по лбу, вспыхивает, как огонь, бешеный вскакивает из лавки и гонится за испуганным товарищем своим, готовый разорвать его на части, и вдруг наталкивается на входящего в класс учителя: вмиг притихает бешеный порыв и упадает бессильная ярость. Подобно ему, в один миг пропал, как бы и не бывал вовсе, гнев Андрия».
| Вывод: отношение автора
| Презрение автора смешивается с жалостью.
| Автор перестает восхищаться Андрием. Он хочет показать, что уважает Андрия как воина в бою, но презирает его за предательство. Предательство – проявление трусости и слабости.
| Речь Тараса во время разговора (В каком эпизоде речь более многословная? Какие слова Тараса Гоголь убрал из последней редакции?)
| Речь более многословная.
«Проклят тот и час, в который ты родился на свет».
«Ты думал, что я отдам кому-нибудь дитя свое».
«…и не проси у господа бога отпущения: за такое дело не прощают на том свете».
| Речь немногословная.
| Вывод: отношение автора
| Показывает, что Тарас все же считает Андрия своим сыном, хочет объяснить ему, за что его карает. Автор как бы оправдывает поступок Тараса.
| Автор показывает, что Тарас уже отрекся от своего сына. Андрий для него – враг, предатель. Между строк можем прочитать позицию автора: поступок Тараса жесток, но он полностью с ним согласен.
| Анлрий перед смертью. Сцена убийства.
| «Андрий, бледный, как полотно, прошептал губами одно только имя, но это было не имя родины, или отца, или матери: это было имя прекрасной полячки». «Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почувствовавший смертельное железо, повис он головою и повалился на траву, не сказавши ни одного слова».
| «Бледен как полотно стал Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его и как произносил он чье-то имя; но это не было им отчизны. Или матери, или братьев – это было имя прекрасной полячки». «Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головою и повалился на траву, не сказавши ни одного слова».
| Вывод: отношение автора
| Описание смерти Андрия практически не подверглось редакции Гоголя. В обоих случаях автор жалеет героя, отчасти даже сочувствует ему. Есть и доля уважения: он изображает Андрия, который до конца остался верен своей любви, он не унижается, не просит пощады, принимает смерть мужественно. Но это не смерть героя.
| Поведение Тараса сразу после убийства сына
| «Остановился сыноубийца и думал: предать ли тело изменника на расхищение и поругание, чтобы хищные птицы растрепали его и сыромахи-волки расшарпали его желтые кости, или честно погребсти в земле».
| «Остановился сыноубийца и глядел долго на бездыханный труп. Он был и мертвый прекрасен: мужественное лицо его, недавно исполненное силы и непобедимого для жен очарования, еще выражало чудную красоту; черные брови, как траурный бархат оттеняли его побледневшие черты.
- Чем бы не козак был? – сказал тарас, - и станом высокий, и чернобровый, и лицо как у дворянина, и рука была крпка в бою! Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!»
| Вывод: отношение автора
| Слова «сыноубийца» и «изменник» четко показывают отношение автора. Есть доля осуждения поступка Тараса. Но большее презрение он испытывает к Андрию. Описывая его бесславную смерть, вдаваясь в подробности описания дальнейшей судьбы его трупа.
| Гоголь так же называет Тараса «сыноубийцей», выражая некоторое осуждение поступка Тараса. К Андрию у него смешанные чувства: с одной стороны – восхищение, с другой – осуждение. Можно понять, что все-таки автор на стороне Тараса.
| Поведение Остапа.
| «Лицо Остапа выразило какой-то безмолвный упрек. Он бросился обнимать своего товарища и спутника, с которым двадцать лет росли вместе, жили пополам».
| «Пристально посмотрел мертвому в очи Остап. Жалко ему стало брата…»
| Вывод: отношение автора
| Вместе с Остапом Гоголь в какой-то мере осуждает Тараса, ему жаль Андрия.
| Так же, как Остап, Гоголь, конечно, жалеет Андрия, но считает, что Тарас поступил правильно.
| Погребение Андрия
| «- Полно, сынку, довольно! Понесем мертвое тело, похороним! – сказал Тарас, который в то время сжал в груди своей подступающее едкое чувство. Они взяли тело и понесли на плечах в обгорелый лес, стоявший в тылу запорожских войск и вырыли саблями и копьями яму».
«Труп опустили, засыпали землею…»
| «- Предадим же, батько, его честно земле, чтобы не поругались над ним враги и не растаскали бы его тела хищные птицы.
- Погребут его и без нас! – сказал Тарас, - будут у него и плакальщики, и утешницы!
И минуты две он думал, кинуть ли его на расхищение волкам-сыромахам или пощадить в нем рыцарскую доблесть, которую храбрый должен уважать в ком бы то ни было…»
| Вывод: отношение автора
| Автор показывает, что Тарас в душе раскаялся в совершенном убийстве. Таким образом Гоголь показывает свое неодобрение.
| Автор показывает непоколебимость Тараса, его уверенность в своей правоте. Таким образом Гоголь выражает свое одобрение.
| Поведение Тараса после убийства
| «Через минуту уже Тарас размахивал саблею в рядах неприятельских, как ни в чем не бывало. Разница в том только, что он бился с большим исступлением, сгорая желанием отмстить смерть сына». Тарас желает отмстить полячке за сына.
| «На коня, Остап! – сказал Тарас и спешил, чтобы застать еще козаков, чтобы поглядеть на них и чтобы они взглянули перед смертью на своего атамана…»
«Рубится Тарас, сыплет гостинцы тому и другому на голову, а сам глядит вперед на Остапа..»
| Вывод: отношение автора
| Гоголь показывает, что Тарас переживает за убийство сына. Переживает и сам автор.
| Гоголь показывает, что для Тараса важнее его товарищи и Остап. Остап – его единственный сын, так как он истинный казак. Андрия он вычеркнул из своей жизни. У него нет ни капли раскаяния. Гоголь убежден, что его герой поступил абсолютно правильно. Андрий не достоин сожаления.
| |