Главная страница
Навигация по странице:

  • Приемы для обучения прогнозированию содержания текста по заголовку Прием «Прогноз».

  • Приемы для усвоения новой информации из текста Прием «Чтение с остановками».

  • Прием «Адресный вопрос».

  • (Результаты работы даны в Приложении 1).

  • Материалы даны в Приложении 2.

  • Прием «От цитаты – к характеристике героя».

  • С примером задания можно познакомиться в Приложении 3.

  • Прием «Вслед за автором».

  • приемы работы с текстом. Методическая разработка


    Скачать 3.83 Mb.
    НазваниеМетодическая разработка
    Дата08.04.2022
    Размер3.83 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаприемы работы с текстом.docx
    ТипМетодическая разработка
    #453699
    страница2 из 5
    1   2   3   4   5

    Приемы, описываемые в данной главе, объединены в группы в зависимости от задач, которые ставит учитель при организации работы с текстом.





    1. Приемы для обучения прогнозированию содержания текста по заголовку


    Прием «Прогноз». Прогноз (от греч. prognosis — предвидение, предсказание) -вероятностное суждение о будущем состоянии какого-либо процесса или явления. Текст начинается с заголовка, а работа с ним – с прогнозирования.

    Первый и очень важный этап работы с текстом – это анализ заголовка, первичной информации. Это этап прогнозирования и актуализации знаний. Работа с заголовком может дать очень многое: через него мы можем определить начальные знания учащихся, поставить проблемный вопрос, задачи урока, нацелить на понимание содержания текста. Анализируя название, ученик сразу включается в активную мыслительную деятельность, начинает анализировать.
    Русский язык. 7 класс. Учебник Г.Г.Граник.

    Заголовок: «Глагольные формы. Обособленные второстепенные члены предложения».

    Учитель: Какие слова в данном заголовке вам знакомы, а какие нет?

    Ученики: Знаем, что такое второстепенные члены предложения, глагол, а вот что значит «глагольные формы» и «обособленные» - нет.

    Учитель предлагает вспомнить, что такое второстепенные члены предложения, глагол, а затем сделать предположения о незнакомых понятиях. (Далее следует выход на проблему, задачи урока. После чтения текста предположения учащихся сравниваются с полученной информацией».
    Русский язык. 5 класс. Учебник Г.Г.Граник.

    Заголовок: «Операция Ы. Буква Ы в корне после приставок».

    Учитель: Что необычного в этом названии? На какие две части его можно разделить?

    Ученики: Необычное – «Операция Ы», как в кино. Разделим на две части: 1) «Операция Ы»; 2) «Буква Ы в корне после приставок».

    Учитель: Найдите в толковом словаре значение слова «операция». Сделайте предположения относительно этой части заголовка.

    Ученики: Опера́ция (лат. operatio, действие) — действие, совокупность действий для достижения какой-либо цели. Значит, мы будем производить какие-то действия, чтобы достичь какой-то цели.

    Учитель: Проанализируйте вторую часть заголовка. Разнесите его по вопросам, которые мы обычно задаем для того, чтобы правильно написать орфограмму: что? где? почему?

    Ученики: Что? Буква Ы. Где? В корне слова после приставок. Почему? Ответа нет.

    Учитель: Теперь объедините свои умозаключения по поводу первой и второй частей заголовка и сделайте прогноз о том, что мы узнаем из текста параграфа.

    Ученики: Мы узнаем, какие действия нужно произвести, чтобы понять, когда в корне после приставок пишется буква Ы.

    Русский язык. 5 класс. Учебник Г.Г.Граник.

    Заголовок: «Пересаженные» корни.

    Учитель: Найдите главное слово в заголовке. Какие значения оно имеет?

    Ученики: Главное слово – корни. Это часть растения, через которую они получают питание. Корень – это еще главная часть слова.

    Учитель: Что можно найти общего у этих значений?

    Ученики: Без корня не может жить растение, без корня не может существовать слово.

    Учитель: В заголовке есть еще слово «пересаженные». Что будет, если мы откопаем часть корневой системы растения и пересадим его на другое место?

    Ученики: Вырастет новое.

    Учитель: Но в данном случае оно взято в кавычки. Почему?

    Ученики: Потому что речь пойдет не о растениях, а о словах.

    Учитель: Как вы думаете, откуда и куда могут пересаживаться корни слов?

    Ученики (разные версии, в том числе и эта): Из одного языка в другой.

    Учитель: Если пересадить растение из одной почвы в другую, будет ли оно развиваться так же, как его родитель? Почему?

    Ученики: Нет, потому что почва или уход за растением будут другие.

    Учитель: А корень слова, пересаженный из другого языка?

    Ученики: Он тоже изменится, может даже не прижиться.

    Учитель: О чем же мы узнаем из параграфа?

    Ученики: О корнях, которые пришли к нам из других языков.
    Русский язык. 7 класс. Учебник Г.Г.Граник.

    Заголовок: «Слово – это Бог».

    Учитель: Разберите предложение по членам.

    Ученики: Подлежащее – слово, сказуемое – Бог.

    Учитель: Что будет являться предметом нашего разговора?

    Ученики: Слово.

    Учитель: Что мы о нем узнаем?

    Ученики: Узнаем, что оно Бог.

    Учитель: Каково значение слова «Бог»?

    Ученики: Бог – это могущественное высшее существо.

    Учитель: Что нам хотели сказать авторы учебника, назвав слово Богом?

    Ученики: То, что слово обладает силой, могуществом, властью.

    Учитель: Какой силой, могуществом обладает слово, по вашему мнению?

    Учащиеся дают разные ответы, после чего можно перейти к чтению текста.


    1. Приемы для усвоения новой информации из текста




    1. Прием «Чтение с остановками». Этот прием широко используется учителями не только русского языка и литературы, но и других предметов. Особенности приема известны: текст читается по частям, после прочтения каждой части следует обсуждение прочитанного и прогнозирование последующего содержания. Я использую и свою разновидность этого приема. Его отличие в том, что перед чтением части я даю некоторый ориентир для учеников: на что следует обратить внимание. Это может быть обычный вопрос, или вопрос-метафора, или пустая (иногда частично не заполненная) схема (таблица).


    Русский язык. 10 класс. Учебник Г.Ф.Хлебинской.

    Тема: Язык и речь. Культура речи. Основные аспекты культуры речи.

    Организация работы с текстом:

    1 этап. Анализ заголовка. Просмотровое чтение.

    Учитель: Прочитайте название параграфа 2 на с.16. Сформулируйте основные вопросы урока. Бегло просмотрите параграф и выпишите ключевые слова темы.

    Ученики выписывают ключевые слова: язык, речь, культура речи, аспекты культуры речи, коммуникативность, этичность, нормативность , типы норм литературного языка, норма – явление историческое.

    2 этап. Чтение с остановками.

    Учитель: Прочитайте параграф 2 до слов «Культура речи…». Попробуйте, опираясь на прочитанную информацию, объяснить метафору-образ, помещенную на доске. (На доске два изображения – топор и человек, рубящий топором дрова).

    Ученики: В тексте даются определения понятиям «язык» и «речь». Язык – система фонетических, лексических и грамматических средств, являющаяся орудием выражения мыслей, чувств, волеизъявлений, служащая средством общения людей. Речь – деятельность человека, использующего язык в целях общения, познания окружающего мира. Следовательно, топор (инструмент) символизирует язык, а рубка дров (процесс) обозначает речь, то есть использование языка.

    Учитель: Выпишите в тетради определения этих понятий. (Ученики делают записи). Прочитайте фрагмент параграфа от слов «Культура речи…» до слов «Понятие коммуникативности…» Найдите ответ на вопрос: что такое культура речи? Опираясь на полученную информацию, заполните пустую схему:



    Ученики: Культура речи – выбор и организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач. В схему вписываем слова: коммуникативность, нормативность, этичность.

    Учитель: Дочитайте параграф до конца. Найдите в тексте, что обозначают эти аспекты, выделите ключевые слова и выражения. Дополните схему.

    Ученики (записывают в схему): Коммуникативность - точность, ясность, логичность, соответствие выбранных языковых средств цели общения, условиям. Нормативность - соответствие выбора языковых средств традициям общения, поведения. Этичность - правильность и чистота речи, соответствие языковым нормам, принятым в обществе.


    1. Прием «Адресный вопрос». Этот прием также известен учителям. Его суть заключается в том, что после прочтения текста учащиеся составляют вопросы к нему, а затем задают их своим одноклассникам, адресуя каждый вопрос конкретному человеку. На своих уроках я использую следующую разновидность этого приема.


    Русский язык. 10 класс. Учебник Т.Ф.Хлебинской.

    Тема: Звуковой состав русского языка (параграф 29, с. 146-147).

    Организация работы с текстом. Класс делится на три группы.

    Задание первой группе: Прочитайте параграф. Составьте вопросы по тексту. Запишите их.

    Задание второй группе: Выпишите из текста параграфа ключевые слова-термины.

    Задание третьей группе: Выпишите из текста определения понятий-терминов, не называя самих терминов.

    После проделанной работы учитель предлагает группам передать выполненные задания по кругу другим группам (первая группа – второй, вторая – третьей, третья – первой). Следует новое задание: ответьте на вопросы, или дайте определения ключевым словам-терминам, или дополните данные определения подходящими терминами.

    После этого все задания озвучиваются.

    1. Прием «Поиск». Такой прием можно применять для чтения и изучения объемных текстов, которые содержат большое количество разной информации (особенно в старших классах). Обычное чтение, даже если это будет чтение остановками, большой пользы не принесет, т.к. большая часть содержания все равно «пройдет мимо», не усвоится. В таких случаях я предлагаю разделить текст на смысловые части и предложить изучение этих частей парам учащихся. Однако, читая фрагмент, ученики выполняют определенное поисковое задание, которое преобразовывают в схему, таблицу, тезисы, устное сообщение, проводят сопоставление фактов и т.д. приведу пример конкретного урока.


    Русский язык. 10 класс. Учебник Т.Ф.Хлебинской.
    Тема: Русский язык и русистика. (Раздел «Русский язык и русистика, с. 4 – 9).

    Организация работы с текстом.

    Учитель: Прочитайте название раздела и заголовки учебных текстов. Переформулируйте названия в вопросы, которые станут ключевыми на нашем уроке.

    Ученики: В чем особенность русского языка как национального языка русского народа? Почему развивается русский язык? Какие ученые-языковеды внесли вклад в развитие русского языка? Что такое русистика и каковы направления развития русской русистики на современном этапе?

    Учитель: Это главные вопросы, но каждый этот вопрос содержит в себе ряд подвопросов, ответы на которые вы сегодня и будете искать.

    Класс делится на группы и организуется самостоятельная поисковая работа.

    Задания:

    1. Прочитайте фрагменты статьи «Русский язык как национальный язык русского народа» (с.4 первый абзац, с.5 – предпоследний и последний абзацы) и подготовьте устное сообщение-рассуждение: «Я русский. Мой родной язык – русский. Русский язык играет важную роль». (При построении ответа не забудьте, как строится рассуждение: тезис – доказательства – вывод).

    2. Познакомьтесь с информацией, отмеченной значком «Исторический комментарий» на с.4. составьте схему «История русского языка». Подготовьте короткое сообщение по схеме.

    3. Прочитайте фрагмент статьи «Русский язык как национальный язык русского народа» (с.4 от слов «Современный русский язык…» - с.5 до слов «Литературный язык функционирует…») Составьте схему «Что такое литературный язык, его свойства». Подготовьте короткое сообщение по схеме.

    4. Прочитайте фрагмент статьи «Русский язык как национальный язык русского народа» (с.5 – абзац, начинающийся словами «Литературный язык функционирует…») Восстановите схему на интерактивной доске. Подготовьте по этой схеме устное сообщение.

    5. Прочитайте статью «Русский язык как развивающееся явление» на с.5-6. Составьте по ней тезисы: «Факторы, влияющие на развитие русского языка».

    6. Познакомьтесь с информацией, отмеченной значком «Исторический комментарий» на с.6. составьте хронологическую таблицу «Изменение правил письма» и подготовьте по ней короткое сообщение.



    Год

    Суть реформы










    1. Прочитайте статью «Выдающиеся отечественные языковеды» на с.6-7. Составьте таблицу «Изучение разделов языкознания российскими учеными-лингвистами».




    Раздел языкознания

    Лингвисты

    Грамматика




    Лексикология




    Преподавание языка




    Орфография




    Фонетика




    Синтаксис




    История языка







    1. Прочитайте фрагмент статьи «Основные направления развития русистики на современном этапе» (с.7 до конца страницы). Подготовьте сообщение на тему: «Что такое русистика? Классический период русистики».




    1. Прочитайте фрагмент статьи «Основные направления развития русистики на современном этапе» на с.8-9. Восстановите сопоставления направлений современной русистики с ключевыми словами сферы изучения этого направления.


    (Результаты работы даны в Приложении 1).


    1. Прием «Восстановление информации». Этот прием похож на прием «Деформированный текст», но все же качественно от него отличается. Он заключается в том, что ключевая информация, содержащаяся в тексте, с которым должны познакомиться ученики, выписана на отдельные разрезные карточки. После чтения текста дети должны восстановить «рассыпавшуюся» информацию, установив определенные связи, логику, придав нужную форму.


    Русский язык. 7 класс. Учебник Г.Г.Граник.

    Тема: Разряды наречий.

    Организация работы с текстом.

    Учитель: Прочитайте параграф 29 на с. 152 – 153. В нем перечисляются разряды, даются вопросы, приводятся примеры наречий. Я перепечатала их на разрезные карточки, которые раздаю группам. После прочтения текста вам следует выбрать сначала названия разрядов, затем подобрать к ним подходящие вопросы и примеры наречий. После проверки все это наклейте на лист в виде таблицы.
    Материалы даны в Приложении 2.



    1. Приемы для обучения аналитическому чтению


    Аналитическое чтение — это процесс глубокого проникновения в книгу. Это не просто чтение — это настоящее всестороннее изучение, попытка «выжать» из текста максимум. Этот вид чтения включает различные действия по выявлению, интерпретации и созданию новых смыслов, а именно: отбор важных и второстепенных фактов; ответы на вопросы и постановку вопросов; свёртывание информации; выделение основных и дополнительных мыслей; комментарии и объяснения; рефлексию — оценку прочитанного и создание собственных смыслов; «присвоение» новых знаний как собственных, выражение мнений и позиции. Задача учителя – научить основам аналитического чтения. В этом помогут описанные ниже приемы.


    1. Прием «Цветная шляпа». Этот прием широко используется учителями. Он основан на шести разных видах мышления. Каждой из шести шляп соответствует свой собственный, индивидуальный цвет, делающий ее легко различимой среди всех остальных и наделяющий ее характерными, присущими только ей одной чертами и качествами - цветовое различие делает каждую шляпу особенной, неповторимой. Каждая цветная шляпа указывает на роль, на определенный тип мышления и деятельности. Применение этого приема способствует обучению детей аналитическому чтению, т.е. рассмотрению текста с разных сторон.


    Литература. 8 класс. Учебник Г.С.Меркина.

    Тема: М.Горький «Макар Чудра».

    Организация работы с текстом.

    Класс делится на шесть групп (по количеству шляп). Поскольку это 8 класс, ученики еще не способны изучить текст с позиции предложенного цвета самостоятельно, поэтому в соответствии с поставленной задачей для каждой группы учитель раздает карточки с заданиями, ориентирующими на нужный результат.
    БЕЛАЯ ШЛЯПА

    («Защитник, оптимист, примиритель» - выявляет яркие, интересные моменты в тексте, оправдывает поступки героев).
    - Чем интересен рассказчик – Макар Чудра?

    - В чём необычность его взглядов на жизнь?

    - Что в рассказе показалось вам самым интересным?

    - Докажите, что Радда – удивительная девушка. Оправдайте ее поступки.

    - Докажите, что Лойко Зобар – уникальная личность.

    - Докажите, что убийство Радды было единственным выходом для Лойко.

    ЧЁРНАЯ ШЛЯПА

    («Противник, пессимист, обвинитель» - вскрывает неблаговидные поступки героев, слабые места в рассуждении).
    - Докажите, что многие взгляды Макара Чудры на жизнь неверные.

    - Радда – жестокая, эгоистичная, самодовольная девушка. Обоснуйте эту точку зрения.

    - Смелость, независимость, отвага Лойко Зобара показные. Истинная натура Лойко раскрылась в истории с Раддой. Он оказался слабым, мстительным и зависимым человеком. Обоснуйте эту точку зрения.

    - Убийство Радды – это проявление слабости и отчаяния Лойко. Докажите эту мысль.
    КРАСНАЯ ШЛЯПА

    («Активный, действующий» - рассматривает последовательность событий, характеризует эпоху, время протекания событий).
    - Почему свое повествование о Радде и Лойко автор начинает с описания Макара Чудры?

    - Кто люди, которых описывает Горький? Каков их образ жизни?

    - Какие факты Макар Чудра приводит о Лойко Зобаре, прежде чем рассказать историю его любви к Радде?

    - Какие факты Макар Чудра приводит о Радде. Прежде чем рассказать историю о любви к Лойко?

    - Какие приемы использует Горький, чтобы раскрыть читателям характеры Радды и Лойко?

    ЖЁЛТАЯ ШЛЯПА

    («Любознательный» - уточняет, конкретизирует мельчайшие детали, подробности, частности).
    - Какую роль в рассказе играет такая деталь, как скрипка?

    - Найдите детали, в которых проявляется высокомерие, безразличие, гордость Радды.

    - Найдите детали, которые показывают читателям страдания Лойко из-за равнодушия и дерзости Радды.

    ЗЕЛЁНАЯ ШЛЯПА

    («Объясняющий» - определяет причины происходящего, устанавливает причинно-следственные связи).
    - Рассказ начинается такими словами: «мгла… открывала на миг слева – безграничную степь, справа – бесконечное мору и прямо против меня – фигуру Макара Чудры, старого цыгана…» Почему портрет Чудры практически сливается со степью и морем, которым автор дает такие эпитеты «бесконечная», «безграничное»?

    - Почему Горький начинает свой рассказ о Лойко и Радде с длинного вступления о том, как на морском берегу разговаривают автор и старый цыган?

    - Почему в этом разговоре, несмотря на то что явно слышится диалог, встречаются только рассуждения и ответы Макара Чудры и почти не слышны слова автора?

    - Лойко любил Радду, Радда любила Лойко. Почему же они не смогли быть вместе?

    СИНЯЯ ШЛЯПА
    («Мечтающий» - выходит за рамки описанного, прогнозируя возможные направления протекания событий в дальнейшем).

    - Что было бы, если бы Лойко выполнил требование Радды?

    - Как бы развивались события, если бы Лойко и Радда поженились?

    - Предположите, как и почему встретились рассказчик и Макар Чудра (какие события предшествовали этой встрече?)

    - Предположите, куда потом направятся рассказчик и Макар Чудра?

    ОРАНЖЕВАЯ ШЛЯПА

    («Творческий» - нестандартно, неожиданно меняющий хронологию событий, предполагающий практическое применение описанной информации).
    - Придумайте и расскажите биографию Макара Чудры.

    - Переложите историю о Радде и Лойко так, чтобы у нее был Happyend, но при этом ни честь Лойко, ни гордость Радды не пострадали бы.


    1. Прием «Займи позицию». Этот прием в чем-то схож с предыдущим, однако он основан не на разных типах мышления, а на разных родах деятельности. Учащиеся каждой группы занимают определенную позицию, например, «Математики», «Философы», «Историки» и проч. Они «примеряют роль ученого» и исследуют текст именно с этой позиции.


    Литература. 6 класс. Программа Г.С.Меркина.

    Тема: О.Генри «Лары волхвов».

    Организация работы с текстом.

    Класс делится на группы. Каждая группа получает свое задание.
    Группа «Математики»

    1. Подсчитайте, сколько раз и в связи с чем в новелле упоминаются денежные суммы. Какое значение эти цифры имеют в произведении? Сравните, сколько раз эти суммы употребляются в первой половине новеллы, а сколько – во второй. Почему? (13, 2).

    2. Внимательно прочитайте последний абзац новеллы. Какие однокоренные слова самые употребительные в этом абзаце. Подсчитайте количество слов с часто повторяющимися корнями.


    Группа «Историки»

    1. Кто такие волхвы?

    2. Расскажите библейский сюжет, связанный с дарами волхвов.

    3. Какие рождественские обычаи связаны с этой библейской легендой?


    Группа «Художники»

    Поработайте с текстом. Найдите все цвета, которые О.Генри употребляет в новелле. Как и почему они меняются?

    Группа «Аналитики»

    Проза жизни – обыденность, повседневность.

    Поэзия жизни – очарование, обаяние.

    Подумайте, какие события, чувства, предметы в жизни Деллы и Джима можно отнести к прозе, а какие – к поэзии жизни. Составьте таблицу:

    Проза жизни

    Поэзия жизни

    Квартира, обстановка в ней.

    Доходы, расходы.

    Досада.

    Рождество.

    Подарки.

    Сокровища (волосы, часы).

    Любовь.


    Группа «Конструкторы»

    Составьте краткий план новеллы, выделив основные события сюжета. Нанесите их на композиционную кривую.
    Группа «Литературоведы»

    Действие рассказа происходит под Рождество. Значит, жанр новеллы можно определить как «святочный (или рождественский) рассказ».

    Н.Лесков: «От святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера (накануне Рождества), чтобы он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль… и наконец – чтобы он оканчивался непременно весело».

    Соответствует ли такому определению жанр рассказа «Дары волхвов»? обоснуйте свою точку зрения.
    Группа «Философы»

    «А я тут рассказал вам ничем не примечательную историю про двух глупых детей, которые самым немудрым образом пожертвовали друг для друга самыми величайшими сокровищами. Но да будет сказано в назидание мудрецам наших дней, что из всех дарителей эти двое были мудрейшими», - такие слова звучат в концовке новеллы. В этих двух предложениях О.Генри использует прием антитезы (противопоставления), называя своих героев то «глупыми детьми», то «мудрейшими».

    Кто же Делла и Джим – глупцы или мудрецы? Почему?



    1. Прием «От цитаты – к характеристике героя». Один из традиционных видов работы на уроках литературы – составление характеристики героя. Обычно дается план характеристики, дети читают текст, отмечают фрагменты, относящиеся к персонажу. Я предлагаю прием, который поможет и поработать с текстом и сэкономить время на уроке, и в то же время развивает логическое мышление, умение делать выводы на основе прочитанного. Я предлагаю уже готовые цитаты и вопросы к ним: «Что мы узнаем о герое из этих эпизодов? Как эти слова дополняют образ героя? О каких чертах характера героя можно судить по данным эпизодам? Что мы узнаем о судьбе (жизни) героя из приведенных цитат?» и др.


    С примером задания можно познакомиться в Приложении 3. Литература. 9 класс. Тема: М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». Образ Максима Максимыча».
    Другая разновидность приема. Для характеристики противоречивого образа можно выписать цитаты и поместить их в таблицу, чтобы была явно видна антитеза. На основе сравнения цитат ученики могут прийти к выводу о противоречивости образа.
    Литература. 9 класс.

    Тема: М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». Образ Печорина.

    Учитель: Впервые о Печорине рассказчик узнает из первой главы «Бэла», но встречается лично во второй – «Максим Максимыч». Там автор рисует портрет героя. Мы еще мало знаем о жизни и характере героя, но уже можем сделать некоторые выводы, проанализировав детали его портрета.


    «Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов».

    «по его маленькой аристократической руке»

    «…я был удивлен худобой его пальцев»

    «…положение всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость: он сидел, как сидит бальзакова кокетка на своих пуховых креслах после утомительного бала…»

    «…ослепительно чистое белье, изобличавшее привычки порядочного человека…»

    «…его запачканные перчатки…»

    «Его походка была небрежна и ленива…»

    «…он не размахивал руками…»

    «…прямой стан его…»

    «…согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки…»

    «…я бы не дал ему более двадцати трех лет…»

    «…я готов был дать ему тридцать…»

    «…кожа имела какую-то женскую нежность… бледный благородный лоб…»

    «…можно было заметить следы морщин, пересекавших одна другую…»

    «…светлый цвет его волос…»

    «…усы его и брови были черные…»

    Глаза «…не смеялись…»

    «…когда он смеялся…»

    «…они сияли каким-то фосфорическим блеском… То было не отражение жара душевного или играющего воображения…»

    «…то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный…»

    «…взгляд его непродолжительный…»

    «… пронзительный и холодный…»

    «…мог бы казаться дерзким…»

    «…равнодушно спокоен…»


    Учитель: Что вы заметили? Какой художественный прием использует Лермонтов, описывая внешность Печорина? Что мы узнаем о внутреннем мире Печорина через описание его внешности?

    Ученики: Описание очень противоречивое. Прием антитезы. Портрет говорит нам о внутреннем противоречии героя.

    Далее останавливаемся на каждой противоречивой детали, делаем выводы, формулируем черты личности: открытый – замкнутый, молодой – много повидавший и переживший, страстный – холодный, физически развитый, сильный – хрупкий, изнеженный и др.


    1. Прием «Вслед за автором». Данный прием дает возможность проследить логику авторского повествования. Текст делится на законченные смысловые части (эпизоды), которые соответствуют логике повествования автора. Учащимся предлагается прочитать эпизод, озаглавить его, выполнить ряд заданий, заполнить таблицу.


    Литература. 7 класс. Программа Г.С.Меркина.

    Тема: Л.Н.Толстой «Севастополь в декабре месяце».

    Организация работы с текстом.

    Данный прием подходит для чтения этого рассказа, так как Толстой словно ведет читателя за собой, словно мы совершаем экскурсию по Севастополю от самых удаленных от войны районов до эпицентра боевых действий. Тем не менее во всем мы видим следы войны. Мы должны проследить логику «экскурсии» автора, который показывает нам разные лица войны.

    Учащиеся работают в малых группах, изучая отдельные эпизоды рассказаю

    Эпизоды:

    1. С. 336 («Вы подходите к пристани…» - с. 337 («На набережной шумно…»).

    2. С. 338 («На набережной шумно…» - с 339 («Но прежде чем сомневаться…)».

    3. С. 339 («Вы входите в большую залу Собрания…») – с 342 («Выходя из этого дома страданий…»).

    4. С. 343 («Зайдите в трактир направо…») – с. 344 («В полчаса, которые…»).

    5. С. 345 («Недалекий свист ядра или бомбы…» - с. 346 («Чтобы идти на четвертый бастион…»).

    6. С. 346 («Пройдя еще шагов триста…» - с. 351 («Итак, вы видели…»).


    Задания:


    1. Прочитайте эпизод.

    2. Дайте ему название так, чтобы оно отвечало на вопрос: где?

    3. Поработайте с текстом и заполните таблицу (вносите в таблицу только цитаты, но старайтесь выбирать только самые важные слова и выражения, не переписывайте большие фрагменты!):







    Вопросы

    Изображение войны

    1

    Картины войны




    2

    Краски войны




    3

    Звуки войны




    4

    Запахи войны




    5

    Люди на войне (внешность, поведение, темы разговоров)







    1. Подберите к эпизоду ключевые слова (прилагательные или существительные), которые характеризуют картину войны, изображенную в этом эпизоде.



    1. 1   2   3   4   5


    написать администратору сайта