приемы работы с текстом. Методическая разработка
Скачать 3.83 Mb.
|
Приемы для обучения выделению главной информации прочитанного текста При работе с текстом очень важное умение – выделять главное. Для формирования этого умения могут помочь следующие приемы работы с текстом. Прием «Найди ключевое слово». Это также широко распространенный прием, однако способов его применения масса. Его можно использовать как в работе с учебными текстами, так и при анализе художественных произведений. Приведем примеры. Литература. 10 класс. Тема: М.Ю.Лермонтов «Маскарад». Организация работы с текстом. Работу по драме «Маскарад» начинаем с актуализации знаний – чтения и анализа стихотворения Лермонтова «Как часто пестрою толпою окружен», чтобы показать, что тема лицемерия светского общества характерна для всего творчества поэта. Учитель: Перед вами текст стихотворения. Выделите в нем ключевые слова, которыми поэт подчеркивает холодность, обман, лицемерие высшего света. Ученики: «затверженных речей», «образы бездушные людей», «маски», «небрежной смелостью», «бестрепетные руки». Учитель: Что противопоставляет поэт этому бездушному свету? Какой основной прием использует Лермонтов в этом стихотворении? Как перекликается главная мысль этого стихотворения с его драмой «Маскарад»? Ученики: Противопоставлены воспоминания о детстве, родном доме. Автор использует антитезу. Главная мысль и стихотворения, и пьесы – обличение лицемерия и лживости светского общества. Далее следует разговор о самой пьесе «Маскарад». Литература. 8 класс. Программа Г.С.Меркина. Тема: В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Организация работы с текстом. Учитель: Выпишите из стихотворения слова, при помощи которых можно передать сюжет стихотворения. Определите часть речи. Каков характер картины, изображенной поэтом? Ученики: Сюжет стихотворения можно описать при помощи цепочки глаголов: «грохнулась» — «сгрудились» — «подошел» — «рванулась» — «пошла» - «пришла» — «встала (в стойло)». Эти глаголы содействуют воссозданию живой и динамичной картины. Литература. 5 класса. Программа Г.С.Меркина. Тема: И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. Организация работы с текстом. Работая над стихотворением в прозе «Два богача» можно предложить такую работу с ключевыми словами. Учитель: Подчеркните и выпишите в две колонки ключевые слова, характеризующие Ротшильда и крестьян, которые взяли сироту.
Учитель: Какой прием использует Тургенев? Для чего? Прием «Закончи тезис». Те́зис — кратко сформулированные основные мысли в одном предложении. Обучение составлению тезисов – важная задача, стоящая перед учителем, решать которую надо с 5 класса. С самого начала детям нужно помочь составлять тезисы: найти главное, сформулировать мысль, оформить в виде одного предложения. Для этого я использую незаконченные фразы. Русский язык. 5 класс. Учебник Г.Г.Граник. Тема: Морфема как минимальная часть слова. Второе название морфем. Строительная работа приставок. Организация работы с текстом. Задание: Прочитайте параграф 76. Запишите тезисы к этому параграфу с опорой на незаконченные фразы: - Слова строятся из… (морфем). - Морфема – это часть… (слова). - Морфемы:…(корень, приставка, суффикс, окончание). - В корне заключено основное… (значение слова). - Приставки и суффиксы вносят в слова… (свою часть смысла). Прием «Преобразование». Преобразование — изменение образа, формы чего-либо. В данном случае речь пойдет о тексте. Как можно преобразовать текст? Выделив главное, ученик может трансформировать текст в схему, алгоритм, таблицу, рисунок (символ), план, тезисы. Схемы и таблицы также нередко используются на уроках. Однако зачастую учитель дает готовую модель. Суть описываемого приема заключается в том, что учащиеся самостоятельно преобразуют текст в заданную модель. Для этого, в первую очередь, необходимо уметь отобрать главное, следовательно, ученики сначала должны научиться находить ключевые слова и фразы, составлять тезисы, а только потом приступать к моделированию. Литература. 5 класса. Программа Г.С.Меркина. Тема: Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». Историческая основа и прототипы героев. Организация работы с текстом. В 5-ом классе нужно учить преобразовывать информацию, поэтому необходимо определять направление чтения учащихся, давать вопросы, на которые они должны найти точный ответ и записать в таблицу (схему). Учитель: Прочитайте статью учебника на с. 151 и заполните таблицу «Особенности изображения Бородинского сражения в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино». (Полужирным шрифтом выделено то, что вписывают ученики).
В более старших классах можно предложить преобразовать текстовую информацию в схему уже без наводящих вопросов, а дав лишь «костяк» схемы. Русский язык. 8 класс. Учебник Г.Г.Граник. Тема: Предлоги. Организация работы с текстом. Учитель: Прочитайте материал учебника на с. 29 -30, 33-34, 37-39. Задайте вопросы по тому материалу, который остался для вас непонятным. Составьте схему по прочитанному. Дается пустая схема:
Русский язык. 9 класс. Учебник Г.Г.Граник. Тема: Типы речи. Организация работы с текстом. Учитель: Прочитайте параграф 27. Преобразуйте текст в таблицу. Ученики после работы с текстом получают подобную таблицу:
Если такая работа по преобразованию текста в заданную модель ведется в системе с 5 класса, то старшеклассникам можно давать более сложные задания. Это создание презентаций по материалам учебных текстов, причем не дома, а в классе. Текст статьи делится на смысловые части, учитель предлагает учащимся внимательно прочитать текст, выбрать главное, преобразовать информацию в схему, таблицу, план, тезисы и др., и сделать на компьютере (нетбуке) два-три слайда в программе Power Point, дополнив их иллюстрациями (заранее подобраны учителем). Затем все слайды объединяются в общую презентацию, каждая группа защищает свою часть темы. Таким образом, например, можно организовать работу с текстом на уроке литературы в 9 классе по теме «Литература XVIII века (общий обзор). Классицизм». Материалы к уроку можно посмотреть в Приложении 4. В классах, где дети в полной мере владеют навыками преобразования текста, можно проводить уроки-моделирования, на котором учащиеся поэтапно всю текстовую информацию превращают в знаковую. Приведу пример. Русский язык. 7 класс. Учебник Г.Г.Граник. Тема: Слово – это знак. Задания: Внимательно прочитайте текст параграфа 26. Составить план текста. Выбрать по каждому пункту ключевые слова. Подобрать к каждому слову соответствующий знак. Продумать схему-опору (в ней должны быть только графические знаки, но не слова). С помощью клея создать схему-опору. Подготовить рассказ по этой схеме. Рисунки-знаки учитель раздает заранее на разрезных карточка (см. Приложение 5). Преобразование текста происходит следующим образом: текст – план – ключевые слова – графический знак (рисунок) – опорная схема. Приемы для осмысления структуры текста Прием «Составление плана». План – это определенный порядок, в котором что-то излагается, изображается; композиция. Это самый популярный прием, который не устареет никогда. Составление плана помогает учащимся увидеть структуру текста, логику изложения мыслей. Научившись составлять план текста, ученик в дальнейшем сможет составлять план собственных действий, сообщений. Видов плана много, все их ученик должен освоить. Русский язык. 10 класс. Учебник Т.Ф.Хлебинской. Тема: Введение в науку о языке. Организация работы с текстом. На этапе закрепления изученного десятиклассники выполняют упражнение 1 (с. 13-14). Учебник предлагает такое задание к этому упражнению: «Познакомьтесь с текстом, составьте его план – логическую схему текста в виде кратких формулировок». Я предлагаю организовать работу с текстом следующим образом: - Прочитайте задание. Что такое план? Что отражает план? Зачем нужно составлять план? - Прочитайте текст. - Сколько абзацев в тексте? Достаточно ли будет составить три пункта плана? Почему? (Микротем больше). - Определите первую микротему. Где она заканчивается? (Язык и общество. До слов «Всякое человеческое общество…») - Определите вторую микротему. Где она заканчивается? (Расслоение общества и отражение этого расслоения в языке. Конец 1-го абцаца). - Определите третью микротему. Где она заканчивается? (демократизация языка. 3-ий абзац). - Определите четвертую микротему. Где она заканчивается? (Государственная политика по отношению к языку. Последний абзац). - Составьте план текста: 1 группа – цитатный план. 2 группа – план с использованием только односоставных назывных предложений. 3 группа – план с использованием вопросительных предложений. В результате работы с текстом у учащихся должно получиться примерно следующее: Цитатный план: «Развитие и функционирование языка…обусловлены развитием и жизнью общества…» «…дифференциация общества отражается в языке». «…в процессе демократизации языка…» «На язык оказывает влияние…сознательная деятельность государства…» План с использованием назывных предложений: Язык и развитие общества. Отражение дифференциации общества в языке. Демократизация языка. Язык и государство. План с использованием вопросительных предложений: Чем обусловлено развитие языка? Как дифференциация общества отражается в языке? Что происходит в процессе демократизации языка? Как государство влияет на развитие языка? Прием «Композиционная кривая». Его я использую на уроках литературы при работе с художественными эпическими произведениями. Части эпического произведения всем известны: экспозиция, завязка, развитие действия, развязка. Эти части чертятся в виде своеобразного графика, после чего на отрезки этого графика накладываются (записываются) сюжетные части. Обучение этому приему я начинаю с 5 класса. Сначала под руководством учителя, затем самостоятельно дети составляют такие «композиционные кривые». Первый урок литературы, на котором дается понятие композиции, это урок по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» (программа Г.С.Меркина). ученики знакомятся с тем, что такое сюжет, фабула, композиция, композиционные части. На этом уроке мы работаем с текстом учебной статьи, и, используя возможности интерактивной доски, выстраиваем «композиционную кривую». Затем ученики восстанавливают план рассказа, переставляя разрезные карточки и объекты на интерактивной доске. После этого номера частей «накладываются на композиционную кривую», которая наглядно показывает построение сюжета произведения. Более подробно с этим уроком можно ознакомиться в Приложении 6. А вот пример «Композиционной кривой» к повести Н.В.Гоголя «Шинель»: Подобную диаграмму можно использовать не только для анализа композиции, но и для схематического изображения развития чувств героя. Например, в 10 классе при изучении романа И.А.Гончарова «Обломов» учащиеся выполняют работу под метафорическим названием «Кардиограмма чувств». На основе текста они анализируют, как изменялось чувство любви Обломова и Ольги, Обломова и Агафьи Матвеевны, вычерчивают кривые, а затем сравнивают их. Приемы для обучения созданию собственных высказываний и текстов на основе прочитанного Прием «Сообщение». Сообщением называют небольшое публичное выступление на какую-либо научную, политическую тему. Это тоже один из популярный приемов, но чаще он используется как домашнее задание: «Подготовьте сообщение о…» Я использую его на уроках непосредственно после знакомства учеников с текстом. Методика простая: ученикам в группах предлагается самостоятельно прочитать текст, обсудить его, отобрать самое важное и подготовить сообщение по определенной теме. Приведу примеры. Русский язык. 9 класс. Учебник Г.Г.Граник. Тема: Русский язык как один из индоевропейских языков. Славянские языки. Организация работы с текстом. Задание: Прочитайте параграф 22. Подготовьте сообщения по предложенным темам. 1 группа: Библейская и научная версии происхождения языков. Их сходства и различия. 2 группа: Индоевропейская семья языков и о ее группа «Славянские языки». 3 группа: Время выделения праславянского языка из индоевропейской семьи языков. Разделение праславянского языка на восточнославянские, западнославянские и южнославянские языки? Появление древнерусского языка. 4 группа: «Дальние и ближние родственники» русского языка. Их общие черты (на основе текста параграфа и задания 116). Русский язык. 9 класс. Учебник Г.Г.Граник. Тема: Научный и официально-деловой стили речи. Организация работы с текстом. Групповая работа по заданиям. 1 группа: Прочитайте параграф 29 до слов «Говоря об официально-деловом стиле…» Подготовьте небольшое сообщение на тему «Научный стиль», ответив на вопросы: Какова основная задача научного стиля? Какие подстили есть в научном стиле? Охарактеризуйте собственно-научный подстиль. Охарактеризуйте учебный и научно-популярный подстили? Перечислите основные особенности научного стиля. 2 группа: Прочитайте параграф 29: сначала третий абзац, а затем фрагмент от слов «Говоря об официально-деловом стиле…» до конца. Подготовьте небольшое сообщение на тему «Официально деловой стиль», ответив на вопросы: Какова основная задача официально-делового стиля? Что такое канцелярит и можно ли отнести его к официально-деловому стилю? Кто впервые придумал этот термин? Где используется официально-деловой стиль? Перечислите основные особенности официально-делового стиля. 3 группа: Прочитайте текст из задания 148. Составьте небольшое сообщение на тему «Особенности языка официальных бумаг», ответив на вопросы: Чем определяются особенности языка официальных бумаг? Как должен быть написан документ? Что мы можем узнать из разных частей заявления? Какова главная черта официальной бумаги? Для каких типов официальных бумаг существуют специальные бланки? Для чего создаются специальные бланки официальных бумаг? 4 группа: Прочитайте текст из задания 149. Составьте небольшое сообщение на тему: «Вред и польза штампов и клише». Обязательно начните свое сообщение с объяснения терминов «штамп» и «клише». Продолжите текст словами: «С одной стороны, штампы и клише вредны… (далее приведите аргументы). С другой стороны, они приносят пользу… (приведите аргументы)». Закончите сообщение выводом: «Итак, можно прийти к выводу о том, что штампы и клише…» Прием «Карточка-опора». Данный прием я использую в 5 – 6 классах при обучении написания сочинений, в том числе сочинений по прочитанному тексту. Большая трудность, с которой сталкиваются учителя, связана с неумением учеников оформлять свои речевые высказывания: делать вступления, переходы, концовки. Карточки-опоры направляют ход мыслей ребенка и помогают ему правильно формулировать фразы. Приведу примеры. Русский язык. 5 класс. Учебник Г.Г.Граник. Тема: Обучающее сочинение-рассуждение. Фрагмент урока. Мотивация учебной деятельности. - Зад. 91 (чтение по ролям). Знакомы ли вам герои текста? Как называется произведение и кто его написал? - Какую важную мысль высказывает Матроскин в диалоге с дядей Федором. Согласны ли вы с ним? Изучение нового материала. - Зад. 91 (4). - Попробуем доказать мысль Матроскина. Как вы думаете, какой тип речи мы будем использовать? - Какова структура текста-рассуждения? - Что будет являться тезисом? - Давайте подберем доказательства. Вспомните, что такое язык (с. 53 – 54). - «Мозговой штурм»: учащиеся отвечают на вопрос, все ответы фиксируя на листе бумаги, затем выбираются наиболее удачные ответы. Вопрос: для чего человеку нужен язык? - Отбор аргументов. - Ответьте на вопрос 3 к зад. 85. Какие слова нам пригодятся для оформления нашего рассуждения. - Какой вывод можно сделать из нашего рассуждения? Работа с карточкой-помощницей. Учащимся раздаются карточки, на которых записаны начала фраз. После общего обсуждения они дописывают предложения.
Фрагменты уроков с использованием карточек-опор можно прочитать в Приложении 7. (Русский язык. 5 класс. Тема: «Сочинение по предложенному тексту». Литература. 5 класс. Тема: «Классное сочинение «Эпизод рассказа, который произвёл на меня самое сильное впечатление» (по рассказу И.С.Тургенева «Муму»). Приемы для организации исследовательской работы с текстом Прием «Из первых уст». В учебниках литературы часто помещены отрывки из воспоминаний современников (родственников, друзей, знакомых) писателей. Как правило, это дополнительный материал к биографии писателя, который даже не всегда используется на уроке. Тем не менее, современники могут о многом «рассказать» детям, поэтому я организую работу с этими текстами при помощи описываемого приема. Учитель заранее знакомится с содержанием воспоминаний, продумывает вопросы и задания, которые помогут ученикам расширить свои знания о писателе. Покажу суть приема на конкретном примере. Литература. 5 класс. Учебник Г.С.Меркина. Тема: Краткие сведения о биографии А.С.Пушкина. Организация работы с текстом. В учебнике есть раздел «Для вас, любознательные». После статьи о биографии поэта помещены воспоминания О.С.Павлищевой, П.В.Анненкова, Л.Н.Павлищева, Е.П.Яньковой, стихотворение А.С.Пушкина, посвященное няне, небольшой текст о дядьке Никите Козлове. Учитель делит класс на 6 групп, каждой из которых предлагает отдельное задание. После выполнения этих заданий группы представляют классу полученные результаты. 1 группа Прочитайте воспоминания О.С.Павлищевой, П.В.Анненкова и Л.Н.Павлищева на с. 95 – 96. Запишите черты характера отца и матери А.С.Пушкина. 2 группа Прочитайте воспоминания О.С.Павлищевой на с. 96 – 98. Составьте небольшое родственное древо А.С.Пушкина по линии матери. Что вы узнали о бабушке А.С.Пушкина? 3 группа Прочитайте воспоминания Е.П.Яньковой на с. 98 – 99. Расскажите, каким ребенком был А.С.Пушкин. Что вы узнали о бабушке А.С.Пушкина? 4 группа Прочитайте воспоминания П.В.Анненкова на с. 100, стихотворения А.С.Пушкина на с. 98 и 100-101. Расскажите о судьбе и характере няни Пушкина – Арине Родионовне. Какие чувства к няне передает поэт в своих стихах? 5 группа Прочитайте статью на с. 101 (после стихотворения). Кто такой Никита Тимофеевич Козлов? Почему его называют «дядькой» Пушкина? В современном ли значении употребляется слово «дядька»? Какую роль Никита Козлов сыграл в жизни поэта? 6 группа Прочитайте стихотворение «Няне» А.С.Пушкина на с. 102. Ответьте на вопросы учебника на с. 102 – 103. Прием «Отражение». Многие реальные (исторические) события отражаются в произведениях искусства (литературы, живописи, музыки, кино). Данный прием помогает организовать сопоставительный анализ документов (отрывков из писем, мемуаров, дневников реальных лиц) о том или ином событии и произведений искусства. Задания для сравнения могут быть самые разные: найти сходства и различия в изображении событий, подобрать цитаты из произведений к картине, найти общие черты в ритме, интонации стихотворения и музыкального произведения; написать отзыв о фильме (мультфильме), сравнив его с произведением и мн.др. Приведу пример. Литература. 5 класс. Учебник Г.С.Меркина. Тема: Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». Историческая основа и прототипы героев. Организация работы с текстом. - Определите тему стихотворения «Бородино». (Описание Бородинского сражения). Об этом событии писал не только М.Ю.Лермонтов, но и другие писатели, в том числе и участники сражения. Немало произведений живописи посвящено этому событию. Задание: сравнить предложенные произведения, найти общее (похожие события, описания). Сделать вывод. 1 группа Сравните стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино» и фрагмент из «Записок А.П.Ермолова» на с. 154. Найдите в них сходства, прочитайте похожие описания. 2 группа Сравните стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино» и фрагмент из «Очерков Бородинского сражения» Ф.Н.Глинки на с. 154-155. Найдите в них сходства, прочитайте похожие описания. 3 группа Сравните стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино и репродукцию картины Самокиша «Подвиг генерала Н.Н.Раевского под Салтановкой» (на цветной вклейке учебника). Опишите, что и как изображено на картине. Подберите подходящие строки из стихотворения Лермонтова. 4 группа Сравните стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино» и фрагмент панорамы «Бородинская битва» художника Рубо. Опишите, что и как изображено на картине. Подберите подходящие строки из стихотворения Лермонтова. Прием «Лирический двойник». Этот прием я использую на уроках литературы. Мы знаем, что у многих писателей есть произведения, перекликающиеся друг с другом по идейному содержанию, являющиеся некими «лирическими двойниками». Например, «Памятник» Пушкина и Державина, баллады «Людмила» и «Светлана» Жуковского и др. При изучении программных произведений можно привлекать дополнительный литературный материал для проведения сравнения. Суть приемы заключается в том, чтобы ученики, сопоставляя произведения поняли, в чем их идейное (композиционное, тематическое) сходство. При этом важно, чтобы школьники аргументировали свое мнение примерами из обоих сравниваемых текстов. Приведу пример. Литература. 11 класс. Тема: А.И.Куприн «Гранатовый браслет». Организация работы с текстом. Задание 1: У австрийского поэта первой половины 19 века Николая Ленау есть стихотворение, которое является лирическим двойником повести «Гранатовый браслет». Проведите параллель между этим стихотворением и повестью. При ответе опирайтесь на текст. Молчать и гибнуть… Но милей, Чем жизнь, волшебные оковы! Свой лучший сон в очах у ней Искать, не проронив ни слова! – Как свет застенчивый лампад Трепещет пред лицом Мадонны И, умирая, ловит взгляд, Небесный взгляд её бездонный!.. Задание 2: У А.С.Пушкина есть стихотворение «Мадонна». Вспомните, кому посвятил он это произведение. Как смысл этого стихотворения перекликается с идеей повести Куприна «Гранатовый браслет»? Свое мнение подтверждайте примерами из текста. Мадонна Не множеством картин старинных мастеров Украсить я всегда желал свою обитель, Чтоб суеверно им дивился посетитель, Внимая важному сужденью знатоков. В простом углу моем, средь медленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель, Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш божественный Спаситель – Она с величием, Он с разумом в очах – Взирали, кроткие, во славе и лучах, Одни, без ангелов, под пальмою Сиона. Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец. Прием «Исследовательская лаборатория». Этот прием можно использовать в более старших классах, когда ученики в достаточной степени овладели приемами исследования текста: анализом, сравнением, обобщением, умением делать выводы. Для исследования учащимся предлагается или одно произведение, или два для сопоставления. Даются критерии, по которым нужно проводить работу, формируются группы учащихся. Учитель должен четко сформулировать цель: что и для чего исследуется. Предметом такой работы может стать герой (герои) произведения (произведений), композиция, художественные средства, идейное содержание или комплексный анализ. Приведу примеры. Литература. 7 класс. Тема: Сравнительный анализ первой и второй редакций повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» на основе эпизода «Тарас Бульба убивает сына Андрия». Цель: проследить, как изменились замысел и авторская позиция Н.В.Гоголя. Организация работы с текстом. Учащимся предлагаются тексты обеих редакций (1835-го и 1842- го годов). Вопросы для анализа: - Появление поляков. - Поведение Андрия в бою. - Описание внешности Андрия в бою. - Описание внешности Тараса. - Поведение Андрия во время погони. - Речь Тараса во время разговора с сныном. - Анлрий перед смертью. Сцена убийства. - Поведение Тараса сразу после убийства сына. - Поведение Остапа. - Погребение Андрия. Семиклассники составляют сравнительную таблицу, выписывая цитаты. После каждого вопроса делается вывод. Итогом работы становится общий вывод: вторая редакция повести показывает, как изменилось отношение Гоголя к своим героям. В первой редакции он вначале изображает Андрия как жалкого, трусливого человека. А потом, с развитием событий, начинает испытывать к нему сочувствие. Он как бы осуждает Тараса за убийство сына. Сыноубийство нельзя оправдать ничем, даже трусостью и предательством Андрия. Читатель испытывает презрение к Андрию и осуждает Тараса вместе с автором. Во второй редакции Гоголь вначале восхищается Андрием, изображая его доблестным рыцарем (у Тараса Бульбы не мог сын быть трусом). Но Андрий, по мнению Гоголя, достоин восхищения только в бою. Он смел, красив, мужествен. Но его предательство нельзя оправдать. Он не презирает Андрия, но осуждает его. Поступок Тараса автор показывает как страшное, но необходимое и вполне оправданное явление. Он полностью на стороне Тараса. Андрий за его предательство должен был умереть и именно от руки своего отца, для которого вера, родина и товарищи были превыше всего. Тарас не преступник и грешник, он орудие справедливости. С полной сравнительной таблицей можно познакомиться в Приложении 8. Литература. 11 класс. Тема: А.Ахматова «Реквием». Организация работы с текстом. Цель: проследить эволюцию чувств, настроений, мировоззрения поэта на протяжении двадцати лет, пока писалась поэма; найти приметы времени в поэме. История поэмы «Реквием», его автобиографическая основа, композиция, идейное, образ лирического героя содержание необычны, поэтому предлагаю одиннадцатиклассникам провести комплексный анализ этого произведения. Каждая часть поэмы (Эпиграф, «Вместо предисловия», «Посвящение», «Вступление», «Уводили тебя на рассвете…» и др.) исследуются по следующим критериям: - дата написания; - основные образы; - основная тема, мотив; - образ автора; - параллели с историей, фольклором, литературой; - художественные особенности. Составляется таблица, проводится обсуждение, делаются общие выводы. С полной таблицей к данному року можно познакомиться в Приложении 9. Приемы для творческого осмысления текста Прием «Чтение через ощущения». Этот прием способствует творческому осмыслению художественного текста, его анализу, интерпретации. Чаще я использую его при работе с лирическими стихотворениями. В лирических произведениях автор передает свои мысли, чувства, переживания, настроения посредством различных изобразительно-выразительных средств. Задача учителя – научить видеть лирические образы, улавливать настроение лирического героя, слышать звуки, которые передает автор, находить и понимать ИВС, размышлять о прочитанном. Я даю задания, помогающие ученикам увидеть, услышать, почувствовать, поразмышлять, воплотить увиденные образы, цвета на бумаге при помощи красок. Например: - Какие звуки вы слышите в стихотворении? Каким образом их передает поэт? - Подберите музыку к этому стихотворению. - Какие картины, образы вы увидели в стихотворении? С помощью каких ИВС они созданы? - Нарисуйте увиденные вами образы. - Какие цвета преобладают в стихотворении. Изобразите их красками на бумаге. - Какие чувства испытывает лирический герой? Совпадают ли они с вашими ощущениями от прочитанного? Найдите слова, с помощью которых автор выражает внутреннее состояние героя. - Проанализируйте части речи, которые поэт употребил в стихотворении. Каких больше? Как вы думаете, почему? - Обратите внимание на знаки препинания. Какую художественную функцию они выполняют? И др. Приведу пример. Русский язык. 9 класс. Учебник Г.Г.Граник. Тема: Типы речи. Организация работы с текстом. К упражнению 138 (с. 128-129) дано следующее задание: «Прочитайте стихотворение И.Бунина «Вечер». Попытайтесь представить на своем «мысленном экране» и зрительные и слуховые образы». Для выполнения этого задания я использую прием «Вижу, слышу, чувствую, размышляю». Учитель: Автор в конце стихотворения пишет: «Я вижу, я слышу, счастлив». Что видите и слышите вы в этом стихотворении. Выпишите слова, создающие зрительные и слуховые образы. Учащиеся заполняют таблицу:
Учитель: Зачем даны эти картины окружающего мира?(Автор хочет показать, что «счастье всюду», даже в таких обычных явлениях). Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт? (Эпитеты). Как написано стихотворение? (Очень просто, незамысловато). Какие синтаксические конструкции использует автор? Почему? (Простые предложения, бессоюзные сложные, однородные члены – для того чтобы показать привычность, простоту и чистоту природы). Найдите в стихотворении слова, которые раскрывают настроение, чувства автора. (Трижды повторяется слово «счастье», в последней строфе употреблено краткое прилагательное «счастлив» - это есть душевное состояние лирического героя). Литература. 10 класс. Тема: Пейзажная лирика Ф.И.Тютчева. Организация работы с текстом. Учитель подбирает стихотворения поэта о временах года (См. Приложение 10). Класс делится на группы, каждая группа получает тексты со стихами. Далее каждая группа выполняет свое задание. В результате работы получается не только комплексный анализ стихотворений, но и общее представление о том, как Тютчев изображает и воспринимает каждое время года. Задания для групп: 1 группа – зрительные образы. Прочитайте стихотворения Ф.И.Тютчева. Какие цвета вы увидели? Какие образы создает поэт? Нарисуйте времена года такими, какими их изображает Тютчев. При защите работ обосновывайте свое мнение цитатами. 2 группа – слуховые образы. Прочитайте стихотворения Тютчева. Какие звуки природы в разное время года передает поэт. Найдите как лексические средства (слова, передающие звуки), так и фонетические (звукопись). При ответе обосновывайте свое мнение цитатами. 3 группа – динамика и статика. Прочитайте стихотворения Тютчева. Проанализируйте преобладание частей речи, которые использует Тютчев при изображении разных времен года. Сделайте вывод. При ответе используйте цитирование. 4 группа – словесные образы. Прочитайте стихотворения Тютчева. Какие образы рисует поэт? Какие тропы (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворение) он использует? Для чего? При ответе используйте цитирование. 5 группа – чувства и эмоции. Прочитайте стихотворения Тютчева. Проанализируйте пунктуацию. Как при помощи различных знаков препинания поэт передает чувства и эмоции? Определите эмоциональный фон (настроение) каждого стихотворения. Прием «Слышу, вижу, ощущаю». Для лучшего восприятия того или иного текста используются аудио- и видеозаписи. При чтении рассказа А.И.Куприна «Гранатовый браслет» включаю «Апоссионату» Бетховена, А.Ахматовой «Реквием» одноименное музыкальное произведение Бетховена, лирики С.А.Есенина – песни на его стихи, стизотворения С.Гумилева «Жираф» - романс в исполнении Ваенги и т.д. Как и многие другие учителя, широко использую на уроках литературы фрагменты из кинофильмов «Война и мир», «Тихий Дон», «Собачье сердце» и т.д. Этот прием можно использовать и на уроках русского языка. Так, при обучении написанию сочинения по прочитанному тексту (рассказ Ю.Нагибина «Старая черепаха», 5 класс, учебник Г.Г.Граник) начинаю урок с анализа пословиц («Новых друзей наживай, а старых не утрачивай», «Вещь хороша, пока новая, а друг — когда стар», «Друга прилежного ищи, а нашел — береги», «Друга на деньги не купишь», «Старый друг лучше новых двух», а затем демонстрирую отрывок из мультфильма о Маленьком Принце (встреча Маленького принца с Лисом). Все это помогает усилить эмоциональный фон урока, более глубокое проникновение в смысл текста, дополнить художественные образы, обогатить внутренний мир учеников. Прием «Творческая мастерская». Он способствует не только творческому осмыслению, но и интерпретации текста, создания на его основе собственных творческих работ: диафильмов, видеороликов, фильмов, мультфильмов. Такую работу нужно вести начиная с 5 класса, постепенно усложняя задания. Например, в 5 классе на уроке мы с учениками создаем диафильм по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Бородино». Сначала работаем над текстом произведения, делим на части, составляем цитатный план. Затем учитель подготавливает набор иллюстраций). Ученики работают в парах на нетбуках в программе MS Power Point: в соответствии с составленным планом вставляют картинки, текст. В итоге получается диафильм. Такая работа способствует лучшему усвоению содержания и композиции стихотворения, дети приобретают практические навыки создания мультимедийной презентации на основе текста. В более старших классах можно дать задание – смонтировать видеоролик по произведению. Например, в 10 классе можно предложить такую работу: «Медный всадник» - гимн Санкт-Петербургу. Прочитайте торжественное вступление. Подберите иллюстрации, найдите аудиозапись этого отрывка из поэмы. Смонтируйте небольшой видеоролик «Гимн Санкт-Петербургу в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник». ЗАКЛЮЧЕНИЕ Итак, в заключении методической разработки следует отметить положительные результаты применения описанных приемов работы с текстом на уроках русского языка и литературы. Учащиеся лучше усваивают содержание, идейное своеобразие, композиционные особенности текстов. Работа с текстом начинается с анализа заголовка, что мотивирует детей на дальнейшее чтение и развивает навыки прогнозирования. Текст становится для учеников источником новой информации, которую они умеют разделять на главную и второстепенную, преобразовывать в различные графические модели, таблицы, схемы, рисунки, план, тезисы. Учащиеся овладевают навыками аналитического чтения: анализа, сравнения, обобщения, систематизации, интерпретации информации, содержащейся в текстах. Учащиеся осваивают основы исследовательской работы. Дети и подростки учатся творчески осмысливать текст, проникать в его художественное своеобразие, воспринимать образы, созданные писателем. Ученики приобретают умения составлять собственные высказывания и тексты на основе прочитанного; создавать на основе произведений свои творческие мультимедийные проекты. Совершенствуются речевые навыки, формируется позитивное отношение к чтению, к урокам русского языка и литературы. Развиваются коммуникативные умения, творческие способности учащихся. Расширяется их кругозор, развивается эстетический вкус. ЛИТЕРАТУРА Г.С. КОВАЛЕВА, Э.А. КРАСНОВСКИЙ. Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования PISA-2000. М.: Логос, 2004 Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. / авт.-сост. Г.С.Меркин. – 4-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015. Литература. 9 кл. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. / [авт.-сост. В.Я.Коровина и др.]; под ред. В.Я.Коровиной. – 15-е изд., доп. – М. : Просвещение, 2008. Методика работы с текстовой информацией. Игорь Николаевич Kyзнeцoв. http://www.elitarium.ru/2003/11/13/metodika_raboty_stekstovojj_informaciejj.html. Русский язык. 5 класс : учебник для общеобразоват. учреждений. В 3 ч. / Г.Г.Граник, Н.А.Брисенко, С.М.Бондаренко; под общ. ред. Г.Г.Граник. – М. : Мнемозина, 2012. Русский язык. 7 класс : учебник для общеобразоват. учреждений. В 3 ч. / Г.Г.Граник, Н.А.Брисенко, Г.Н.Владимирская [и др.]; под общ. ред. Г.Г.Граник. – М. : Мнемозина, 2012. Русский язык. 8 класс : учебник для общеобразоват. учреждений. В 3 ч. / Г.Г.Граник, Н.А.Брисенко, Г.Н.Владимирская [и др.]; под общ. ред. Г.Г.Граник. – М. : Мнемозина, 2012. Русский язык. 9 класс : учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Г.Г.Граник, Н.А.Брисенко, Г.Н.Владимирская [и др.]; под общ. ред. Г.Г.Граник. – М. : Мнемозина, 2012. Современные стратегии чтения: теория и практика : учебное пособие / Г.В. Пранцова, Е.С. Романичева. – М. : ФОРУМ, 2013. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. - М.: «Юристъ», 1997 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. http://минобрнауки.рф. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Результаты работы групп к уроку «Русский язык и русистика» Ответы к заданиям: Я русский. Мой родной язык – русский. Русский язык играет важную роль. Во-первых, с ним связаны становление личности, формирование ее мировоззрения и мировосприятия, приобщение к непреходящим духовным ценностям. Во-вторых, русский язык – государственный язык Российской Федерации, объединяющий около двухсот различных национальностей и этнических групп, для которых русский язык – язык межнационального общения. В-третьих, русский язык приобрел международное значение. Он является одним из официальных языков ООН, на нем пишутся важнейшие международные документы. Следовательно, русский язык занимает важное место в мире. История русского языка Литературный язык. Устная и письменная речь. Факторы, влияющие на развитие русского языка: - международные связи; - компьютеризация; -вклад писателей. Хронологическая таблица «Изменения правил письма».
|