Главная страница

Методические рекомендации по изучению курса Программа курса Раздел I. Человек и его познание Тема Необходимость изучения психологии и педагогики в поисках смысла


Скачать 2.96 Mb.
НазваниеМетодические рекомендации по изучению курса Программа курса Раздел I. Человек и его познание Тема Необходимость изучения психологии и педагогики в поисках смысла
Дата04.05.2023
Размер2.96 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаobject_11.1292753094.49848.doc
ТипМетодические рекомендации
#1108288
страница5 из 55
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   55

Однако в этом случае правильнее было бы говорить о другой, нерелигиозной вере, которая состоит в психологической уверенности в правильности содержания высказывания. Эта вера играет важную роль как в обыденной жизни, так и в научном познании. Данная вера обусловлена принципиальной открытостью любого знания, в том числе и знания научного.

Существуют качественно различные виды такой веры, обладающие различной степенью мотивации поступков человека: от уверенности в чем-либо (например, в том, что и завтра университет продолжит работу) до жизненных убеждений в неизбежность торжества добра над злом и т.д.

Подобный тип веры - неотъемлемый компонент практической деятельности. В своей жизнедеятельности человек постоянно принимает решения, осуществляет волевой выбор. Обстоятельства, при которых принимаются решения, очень редко бывают однозначными и чаще всего допускают несколько альтернатив в выборе стратегии и тактики деятельности. Там, где индивид не может прийти к однозначному решению на основе имеющейся информации и его выбор не навязан ему принуждением, вступает в силу свободная воля. Индивид вынужден опираться на свою веру в успех предприятия. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Можно утверждать, следовательно, что вера и знание представляют собой диалектически взаимосвязанные противоположности. Вера помогает действовать в условиях неопределенности. Если бы существовала полная информированность, то отпала бы необходимость в вере. Однако такая информированность в нашем мире принципиально невозможна. Поэтому устранить неопределенность при принятии решений человеку никогда не удастся. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Однако при принятии решения в ситуации неопределенности действует не только воля человека, но и его эмоциональная оценка окружающего мира, его чувства, настроение, оценка окружающего как приятного или неприятного, должного или недолжного, правильного или неправильного.

В этих оценках, как убедительно показывают исследования психологов, мысль человека (рациональное) неотделимо от эмоций, чувств человека (иррационального). Мы видели, что мировоззрение человека как необходимый компонент имеет и мироощущение - чувства, с помощью которых мы воспринимаем окружающий мир. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Природа творчества человека также напрямую связана не с рациональностью, мышлением, а с бессознательными психическими процессами - еще одной гранью иррационального в человеческой жизнедеятельности.

Таким образом, знание и вера, рациональное и иррациональное в жизнедеятельности человека, в его познании окружающего мира, в его практической деятельности представляют собой неразрывное единство, необходимое для целостного, полноценного, полнокровного миропонимания каждого человека. И эта полнокровность должна находить свое выражение и в профессиональной деятельности человека, личности, понимающей и преобразующей окружающий мир.
Проблемы для обсуждения:

1. Сущность основных установок в отношении понимания проблемы бытия.

2. Отличие прагматической веры от религиозной.

3. Соотношение веры и знания, рационального и иррационального в рассуждениях философов и ученых XX века.
1.4. Уровни научного познания объективной и субъективной реальности

Уровни научного знания

Организация эмпирического и теоретического уровня знаний

Уровни научного знания

Наука - основная форма человеческого познания, а также творческая деятельность по получению нового знания и результат такой деятельности: совокупность знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов и процесс их воспроизводства. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Она состоит из различных областей знания, взаимодействующих между собой и вместе с тем имеющих относительную самостоятельность. Если рассматривать науку как целое, то она принадлежит к типу сложных развивающихся систем, которые в своем развитии порождают все новые относительно автономные подсистемы и новые интегративные связи, управляющие их взаимодействием.

В каждой отрасли науки (подсистеме развивающегося научного знания) - физике, химии, биологии и т. д., - в свою очередь, можно обнаружить многообразие различных форм знания: эмпирические факты, законы, гипотезы, теории различного типа и степени общности и т. д.

В структуре научного знания выделяют, прежде всего, два уровня знаний:
эмпирический,

теоретический. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Им соответствуют два взаимосвязанных, но в то же время специфических вида познавательной деятельности:
эмпирическое исследование,

теоретическое исследование.

Прежде чем говорить об этих уровнях, заметим, что в данном случае речь идет о научном познании, а не о познавательном процессе в целом. Применительно к последнему, то есть к процессу познания в целом, имея в виду не только научное, но и обыденное познание, художественно-образное освоение мира и т. д., чаще всего говорят, как мы уже знаем из предыдущего изложения материала, о чувственной и рациональной ступенях познания. Категории "чувственное" и "рациональное", с одной стороны, "эмпирическое" и "теоретическое" с другой, достаточно близки по содержанию. Но в то же время их не следует отождествлять друг с другом.

Различение эмпирического и теоретического уровней следует осуществлять с учетом специфики познавательной деятельности на каждом из этих уровней. Основные критерии, по которым различаются эти уровни, следующие:
характер предмета исследования,

тип применяемых средств исследования,

особенности метода. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Существуют ли различия между предметом теоретического и эмпирического исследования? Да, существуют. Эмпирическое и теоретическое исследования могут познавать одну и ту же объективную реальность, но ее видение, ее представление в знаниях будут даваться по-разному. Эмпирическое исследование в основе своей ориентировано на изучение явлений и зависимостей между ними. (См. дополнительный иллюстративный материал.) На уровне же теоретического познания происходит выделение существенных связей в чистом виде.

Следует различать эмпирическую зависимость и теоретический закон. Эмпирическая зависимость является результатом индуктивного обобщения опыта и представляет собой вероятностно-истинное знание. Теоретический же закон - это всегда знание достоверное. Получение такого знания требует особых исследовательских процедур. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Выделив эмпирическое и теоретическое познание как два особых типа исследовательской деятельности, мы можем сказать, что предмет их разный, то есть теория и эмпирическое исследование имеют дело с разными срезами одной и той же действительности. Эмпирическое исследование изучает явления и их корреляции; в этих корреляциях, в отношениях между явлениями оно может уловить проявление закона. Но в чистом виде он дается только в результате теоретического исследования. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Сколько бы мы ни проделывали опытов и ни обобщали их, простое индуктивное обобщение опытов не ведет к теоретическому знанию. Теория не строится путем индуктивного обобщения опыта. Это обстоятельство во всей его глубине было осознано в науке сравнительно поздно, когда она достигла достаточно высоких ступеней теоретизации. Эйнштейн считал этот вывод одним из важнейших гносеологических уроков развития физики XX века.

Перейдем теперь от различения эмпирического и теоретического уровней по предмету к различению по средствам. Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Оно предполагает осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность. Поэтому средства эмпирического исследования необходимо включают в себя приборы, приборные установки и другие средства реального наблюдения и эксперимента.

В теоретическом же исследовании отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами. На этом уровне объект может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Организация эмпирического и теоретического уровня знаний

Эмпирический и теоретический уровни имеют сложную организацию. В них можно выделить особые подуровни, каждый из которых характеризуется специфическими познавательными процедурами и особыми типами получаемого знания.

На эмпирическом уровне мы можем выделить, по меньшей мере, два подуровня:
во-первых, наблюдений;

во-вторых, эмпирических фактов. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Данные наблюдения содержат первичную информацию, которую мы получаем непосредственно в процессе наблюдения за объектом. Эта информация дана в особой форме - в форме непосредственных чувственных данных субъекта наблюдения, которые затем фиксируются в форме протоколов наблюдения. Протоколы наблюдения выражают информацию, получаемую наблюдателем, в языковой форме. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Переход от данных наблюдения к эмпирическому факту предполагает следующие познавательные операции.
Во-первых, рациональную обработку данных наблюдения и поиск в них устойчивого, инвариантного содержания. Для формирования факта необходимо сравнить между собой множество наблюдений, выделить в них повторяющееся и устранить случайные возмущения и погрешности, связанные с ошибками наблюдателя. Если наблюдение осуществляется так, что производится измерение, то данные наблюдения записываются в виде чисел. Тогда для получения эмпирического факта требуется определенная статистическая обработка данных, позволяющая выявить в них инвариантное содержание измерений. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Во-вторых, для установления факта необходимо истолкование выявляемого в наблюдениях инвариантного содержания. В процессе такого истолкования широко используются ранее полученные теоретические знания.

Установление эмпирического факта требует применения целого ряда теоретических положений, но тогда возникает очень сложная проблема, которая дискутируется сейчас в методологической литературе: получается, что для установления факта нужны теории, а они, как известно, должны проверяться фактами. Специалисты-методологи формулируют эту проблему как проблему теоретической нагруженности фактов.

Итак, в формировании факта участвуют знания, которые проверены независимо от теории, а факты дают стимул для образования новых теоретических знаний, которые, в свою очередь, если они достоверны, могут снова участвовать в формировании новейших фактов, и т. п. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Перейдем теперь к организации теоретического уровня знаний. Здесь тоже можно выделить два подуровня.
Частные теоретические модели и законы. Они выступают как теории, относящиеся к достаточно ограниченной области явлений. В этом слое теоретического знания, в свою очередь, обнаруживаются такие взаимосвязанные образования, как теоретическая модель, которая объясняет явления, и закон, который формулируется относительно модели. Модель включает идеализированные объекты и связи между ними.

Развитая теория. В ней все частные теоретические модели и законы обобщаются таким образом, что они выступают как следствия фундаментальных принципов и законов теории. Иначе говоря, строится некоторая обобщающая теоретическая модель, которая охватывает все частные случаи, и применительно к ней формулируется некоторый набор законов, которые выступают как обобщающие по отношению ко всем частным теоретическим законам.

Два рассмотренных типа организации научного знания - частные теории и обобщающие развитые теории - взаимодействуют как между собой, так и с эмпирическим уровнем знания.

Итак, научное знание в любой области науки представляет собой огромную массу взаимодействующих между собой различных типов знаний. Теория принимает участие в формировании фактов; в свою очередь, факты требуют построения новых теоретических моделей, которые сначала строятся как гипотезы, а потом обосновываются и превращаются в теории. Бывает и так, что сразу строится развитая теория, которая дает объяснение известным, но не нашедшим ранее объяснения фактам, либо заставляет по-новому интерпретировать известные факты. В общем, существуют разнообразные и сложные процедуры взаимодействия различных слоев научного знания.
Проблемы для обсуждения:

1. Сущность познавательного процесса.

2. Основные различия эмпирического и теоретического уровней познания.

3. Подуровни эмпирического и теоретического уровня знаний.
1.5. Источники гуманитарного знания и способы работы с ним

Особенности гуманитарных наук.

Специфика социального познания.

Проблемы соотношения гуманитарного и естественнонаучного подходов к изучению человека.

Особенности гуманитарных наук

Отражая мир в его материальности и развитии, наука образует единую, взаимосвязанную, развивающуюся систему знаний о его законах. Вместе с тем она разделяется на множество отраслей знания (частных наук), которые различаются между собой тем, какую сторону действительности, форму движения материи они изучают. По предмету и методу познания можно выделить:
науки о природе - естествознании;

науки об обществе - обществознание (гуманитарные, социальные науки);

науки о познании, мышлении (логика, гносеология и др.);

отдельную группу составляют технические науки. Очень своеобразной наукой является современная математика;

наукой о наиболее общих законах действительности является философия, которую нельзя, однако, полностью относить только к науке. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Могут быть и другие критерии для классификации наук. Так, по своей удаленности от практики науки можно разделить на два крупных типа: фундаментальные, где нет прямой ориентации на практику, и прикладные - непосредственное применение результатов научного познания для решения производственных и социально-практических проблем. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Приступая к изучению психологии и педагогики, необходимо в первую очередь представлять особенности гуманитарных наук, какими и являются данные дисциплины, их связи с естественными науками. Буквальное значение слова "гуманитарный" - относящийся к познанию человека. С этой точки зрения к гуманитарным следует отнести и анатомию, медицину и другие естественнонаучные дисциплины. Однако наиболее часто к гуманитарным наукам относят науки, изучающие проблематику человека, связанную с его социальной, общественной природой. Термины гуманитарное и социальное часто используют как синонимы. В более узком значении необходимо относить к гуманитарному познание, ориентированное на индивидуальность, обращенное к духовному миру человека, к его личностным ценностям и смыслам жизни. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Гуманитарные науки сохраняют все особенности научного познания действительности, к которым относится в первую очередь обнаружение объективных законов действительности, выявление объективной истины с помощью рациональных средств и методов, ориентация на воплощение своих знаний в практике, отражение мира в понятиях, гипотезах и теориях и т.д., однако имеют и свою специфику. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Долгое время анализ науки и научного познания проводился по модели естественно-математического знания. Характеристики последнего считались свойственными науке в целом как таковой, что особенно наглядно выражено в позитивизме.
Специфика социального познания

В последние годы резко возрос интерес к социальному (гуманитарному) познанию, которое рассматривается как один из своеобразных видов научного познания. Когда о нем идет речь, то следует иметь в виду два его аспекта:
любое познание в каждой из своих форм всегда социально, поскольку есть общественный продукт, и детерминировано культурно-историческими причинами;

это один из видов научного познания, который имеет своим предметом социальные (общественные) явления и процессы - общество в целом или его отдельные стороны - экономику, образование, политику, духовную сферу и т.п. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

При исследовании социальных явлений недопустимо как сведение к природному - в частности, попытки объяснить общественные процессы только законами естествознания, так и противопоставление природного и социального, вплоть до их полного разрыва. (См. дополнительный иллюстративный материал.) В одном случае происходит отождествление социально-гуманитарного знания с естественнонаучным и механическое, некритическое, сведение (редукция) первого ко второму. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Это натурализм, выступающий в формах механицизма, физикализма, биологизма и др. В другом случае налицо противопоставление естествознания и наук о культуре и, как следствие, абсолютизация специфики последних и их методов, сопровождаемое нередко дискредитацией "точных" наук ("гуманитаристика"). (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Оба типа наук - ветви науки как целого явления, характеризующиеся единством и различием, каждая из этих ветвей хотя и тесно связана с другой, но имеет свои особенности. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Специфика социального (гуманитарного) познания проявляется в следующих основных моментах:
предмет гуманитарного знания - "мир человека", а не просто вещь как таковая. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Такой предмет имеет субъективное измерение, так как с необходимостью включает и человека, "человеческое измерение" в познание (См. дополнительный иллюстративный материал.);

социальное познание неразрывно связано с предметными (оценка явлений с точки зрения добра и зла, справедливого и несправедливого и т. п.) и "субъективными" (установки, взгляды, нормы, цели и т. п.) ценностями. (См. дополнительный иллюстративный материал.) (См. дополнительный иллюстративный материал.) Они указывают на человечески значимое и культурное значение определенных явлений действительности. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Таковы, в частности, политические, мировоззренческие, нравственные убеждения человека, его привязанности, принципы и мотивы поведения и т. д. Все указанные и им подобные моменты входят в процесс исследования в гуманитарных науках и неизбежно сказываются на содержании получаемых в этом процессе знаний.

Характерной чертой социального познания является его преимущественная ориентация на исследование явлений со стороны качества, а не количества. Поэтому удельный вес количественных методов здесь намного меньше, чем в науках естественно-математического цикла, хотя их применение становится все более широким, так как идеалом научного знания все еще остается количественный (номотетический, естественнонаучный) анализ изучаемых явлений. О трудностях, с которыми сталкивается психология и педагогика при реализации естественнонаучной парадигмы при проведении исследований, мы скажем особо.

Гуманитарная парадигма использует общие принципы при интерпретации индивидуальных, общественных или исторических событий. Но в то же время единичное событие не рассматривается как частный случай общей закономерности, а берется в своей самоценности и автономности. Для гуманитарного познания важно постичь единичные факты как таковые - такой подход получил название идеографического, в отличие от номотетического исследования, направленного на поиск общих закономерностей. Содержание гуманитарного знания связано с вопросами смысла человеческого существования; оно предполагает переход от факта к смыслу, от вещи к ценности, от объяснения к пониманию.

При познании социальных явлений, которыми являются в первую очередь сам человек, его отношения с окружающими, процессы образования, воспитания, развития человека, нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реактивами, ни тем более сложнейшим техническим оборудованием - все это должна заменить сила абстракции. Поэтому здесь исключительно велика роль мышления, его принципов и методов.

Если в естествознании формой постижения объекта является монолог (ибо "природа молчит"), то в гуманитарном познании - это диалог (личностей, текстов, культур и т.п.). Диалогическая природа социального познания наиболее полно выражается в процедурах понимания. Оно как раз и является погружением в "мир смыслов" другого человека, постижением и истолкованием (интерпретацией) его чувств, мыслей и стремлений. Понимание как приобщение к смыслам человеческой деятельности и как смыслообразование тесно связано с самопониманием и происходит в условиях общения людей.

Объекты гуманитарного знания - общество, человек - постоянно развиваются во времени истории и в пространстве культуры. В отличие от естествознания, утверждающего единственность истины ("точность" науки), в гуманитарных науках, как правило, на одну проблему могут существовать разные точки зрения. Понимание социальных явлений, продуктов культуры, самого человека исторически изменчиво, меняется от эпохи к эпохе. Гуманитарное познание объекта никогда не может быть окончательным и единственно верным. Продукты деятельности и сам человек оцениваются новыми поколениями заново, переосмысливаются, наполняются новым значением и смыслом. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Проблемы соотношения гуманитарного и естественнонаучного подходов к изучению человека

Часто провести границу между гуманитарным и естественнонаучным познанием практически невозможно даже в рамках одной науки. (См. дополнительный иллюстративный материал.) В психологии, например, существует давний спор о методологических основах познания, объяснения и понимания человека, крайние взгляды в этом споре получили название естественнонаучного и гуманитарного подходов в объяснении и понимании человека. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Еще в начале ХХ века В. Дильтей предложил различать объяснительную (естественнонаучную, атомистическую) и описательную (понимающую) психологии, признавая за каждой из них свой круг проблем, познание которых методами "другой" психологии невозможно. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Из всего вышесказанного уже понятно, что для естественнонаучного подхода в психологии характерна ориентация на объективность изучения человека. Это, в частности, означает исключение из описания и объяснения всего, что относится к самому исследователю и процедуре его познавательной деятельности. (См. дополнительный иллюстративный материал.) При таком подходе исследователь должен занимать по отношению к объекту познания позицию извне, позицию незаинтересованного, беспристрастного - то есть объективного - наблюдателя. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Для естественнонаучного подхода наиболее адекватными способами получения знания об изучаемом объекте являются наблюдение и эксперимент. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Следование идеалам естественнонаучного познания в науке характеризует позицию сциентизма. Многие психологи реализуют в своих исследованиях человека сциентистский подход, когда изучение человека, его внутреннего мира принципиально не отличается от исследования природных явлений и человек рассматривается как объект, вещь в ряду других объектов. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Как и объекты природы, человек превращается в источник информации посредством научных, объективных методов. При таком подходе диалогичность гуманитарного знания полностью утрачивается, более того, считается артефактом (ненаучным, неверным, неадекватным знанием) научного познания. Утрачивается вместе с тем и целостность понимания человека, так как для естественнонаучного способа познания мира и человека свойственно в первую очередь анализировать объект изучения по частям, поскольку считается, что свойства целого объекта полностью определяются состоянием и свойствами его частей.

Гуманитарное знание в психологии предполагает ценностное отношение к изучаемой действительности - человеку; объект познания оценивается с позиций нравственных, культурных, религиозных, эстетических и т.п.

Гуманитарные науки используют в познании субъектный подход. При этом подходе человек воспринимается исследователем как активный субъект общения. Исследование, по сути, принимает форму диалога двух суверенных субъектов.

При таком диалоговом общении исследователя и испытуемого происходит изменение, развитие субъектов общения. Эта особенность отличает гуманитарное познание от естественнонаучного, при котором объект изучения остается тождественным себе на всем отрезке исследования. С этим связана ограниченность в применении количественных методов при изучении гуманитарной сферы.

Гуманитарная парадигма, субъектный подход совершенно необходимы в человековедческих сферах и особенно в педагогической деятельности. Отношение педагога к ученику как к объекту обучения и воспитания делает педагогический процесс бездетным и безличным. В рамках такой педагогики становится невозможным понимание человеческой уникальности и полноценное развитие человеческого в человеке.
Проблемы для обсуждения:

1. Критерии для классификации наук. Виды наук в соответствии с этими классификациями.

2. Специфика гуманитарного познания.

3. Различия естественнонаучного и гуманитарного подхода к изучению человека.
1.6. Психологическое совершенствование - условие профессионального и личностного роста специалиста

Изучение психологии и педагогики как фактор развития профессионализма субъекта труда

Акмеологический подход к проблемам профессионального развития человека

Качества субъекта труда как специалиста

Изучение психологии и педагогики как фактор развития профессионализма субъекта труда

Специалист, достигший ступени своей зрелости и определенного уровня развития как индивид, личность и субъект общественного труда, развивается на основе гармоничной интеграции таких его ведущих сторон, как профессиональная деятельность, личностное развитие, повседневные отношения, в которых субъект труда продуктивно задействует свой творческий потенциал и постоянно совершенствуется.

Для полноценного овладения избранной специальностью человек в процессе получения высшего образования должен овладеть научным методом познания окружающей действительности, в том числе методами познания себя как творца (субъекта) своей профессиональной деятельности. Профессионализм как наивысшая, творческая степень овладения профессией ("акме" - согласно одному из современных представлений о профессиональном развитии человека) невозможен без умения человека адекватно оценивать, понимать, объяснять, а значит - управлять в соответствии со своими целями - своими данными от природы качествами, задатками; невозможно понимать других людей и отношения между ними. Невозможно реализовать себя как родителя - ни по отношению к своим собственным детям, ни по отношению к тем, кто младше по возрасту, по профессиональному и жизненному опыту (а это неизбежно происходит с каждым из нас в течение всей нашей жизни).

Эти и многие другие возможности открываются перед человеком, усвоившим основы психологических и педагогических знаний.

Кроме того, настоящий профессионализм не может возникнуть у человека, занимающегося только одной избранной деятельностью, он не возможен без развития у него специальных и общих способностей, превращения общечеловеческих ценностей в его собственные ценности, выработки нравственной воспитанности. И все это возможно именно благодаря изучению дисциплин гуманитарного, гуманистического цикла.

При обучении многим профессиям (физик, программист, инженер и т.д.) студенты, вероятно, испытывают своеобразный духовный, смыслоищущий голод - при обучении этим профессиям традиционно реализуется естественнонаучный подход, когда проблемам самого физика, программиста и т.д. не уделяется никакого внимания. Но каждый человек, независимо от избранной им профессии, остается человеком, стремящимся реализовать свой человеческий потенциал, свою родовую сущность (по Б.С. Братусю). И сделать это помогают в первую очередь психология, открывающая человеку тайны его психики, закономерности его развития как индивида и становления как личности, педагогика, отвечающая на вопросы о правильной организации обучения другого или самого себя.

Приступая к изучению психологии и педагогики надо приготовиться к тому, что изучение научной психологии и педагогики выявит наивность, ошибочность тех или иных казавшихся верными позиций, подтолкнет к их переосмыслению. Изучение психологии призвано помочь преобразовать стихийно сложившиеся у человека взгляды в более тщательно продуманное, обоснованное знание о другом человеке, о самом себе. Сознательное отношение к проблемам, имеющим психологическую природу, - необходимое условие формирования личности любого человека, профессионала в своей области, ставшее сегодня насущным требованием времени.
Акмеологический подход к проблемам профессионального развития человека

Согласно уже упомянутому акмеологическому подходу к проблемам профессионального развития человека, каждый человек достигает вершины в своей профессии наиболее оптимальным для него путем, который дает возможность выйти на высокий уровень профессионализма, развития и поддержания стабильным творческого потенциала, опирающегося на возможности индивидуального самоопределения, самоорганизации, самообразования, самосовершенствования. Все это становится возможным, в частности, благодаря знанию человеком своих психологических особенностей и возможностей, благодаря усвоению гуманитарной (уважительной, ценностной) позиции по отношению к объекту своего труда и самому себе - субъекту своей жизни.

Потребности человека, которые сформированы в профессиональных условиях и во многом ими детерминированы, никогда социумом не удовлетворяются в желаемой человеком степени. В полной мере субъект активен не потому, что потребности движут его активностью, а потому, что он разрешает противоречие между своими потребностями, возможностями, условиями и т.д. их удовлетворения. Потребности, безусловно, предметны. Но из этого не вытекает то, что предмет тем самым дан субъекту.

В порядке разрешения этого противоречия субъект и вырабатывает определенный способ организации, в том числе в профессиональном труде. Система организации самого субъекта представлена не только внутренними условиями, которые, прежде всего, интересуют психологию, не только его ценностями, целями, установками, внутренним миром. Она включает и его природную организацию, и его индивидуальную организацию. Здесь имеются в виду не только ее достоинства, но и ограничения, как присущие каждому индивиду (ограниченная скорость движений, нервных процессов и т.п.), так и характерные для данного индивида (например, плохое запоминание, быстрая утомляемость, слабая воля и т.д.).

Задачей субъекта в самом широком смысле слова становится приведение своих возможностей и ограничений в соответствие (конечно, в относительных пределах) с требованиями и условиями профессии, что он и осуществляет в порядке разрешения противоречий между своей системой организации и системой организации работы, службы и т.д.

Проблемы современной психологии и ее важной области - общей и прикладной акмеологии как интегративной науки и практики, их предмет исследования и практической помощи специалисту связаны, прежде всего, именно с таким теоретическим пониманием субъекта профессионального труда. Они имеют дело с комплексным пространством жизнедеятельности человека, которое складывается из природных, психических, личностных условий его функционирования, с одной стороны, социальных (во всей конкретности этого понятия) условий - с другой, и способов организации профессионального труда - с третьей.
Качества субъекта труда как специалиста

Специалист раскрывается в них во всех ипостасях, приобретает новые качества и изменяет свои свойства, качества. Основные из них следующие:

1. Специалист, являясь личностью, согласно принятому в психологии определению, характеризуется устойчивым психическим складом человека как социальный феномен. В профессиональном труде личность выступает в своем функционально-отношенческом аспекте, качестве, которое разворачивается в соответствии с нормативными требованиями (нормативные регламентации), неформальными нормами и собственными принципами.

2. Становясь субъектом труда, профессии, личность должна овладеть соответствующей профессиональной компетентностью (знаниями, умениями, навыками, профессиональными позициями). Для достижения высокого уровня профессиональной компетентности специалист не только "задействует" личностные резервы - способности, мотивы, цели. Им перестраивается вся система деятельностной организации - происходит мобилизация работоспособности, дееспособности, выработка привычки к рабочим состояниям, специфическое согласование интеллектуальных условий с физическими и т.д. Личность, которая имеет свою "логику", архитектонику способностей, потребностей, состояний, вынуждена перестроить ее в соответствии с требованиями и условиями всего уклада профессии. Именно в этом проявляется менталитет личности профессионала.

Активность включает и притязание специалиста (уровень которых он может снизить), и характер соотношения его инициативы и ответственности, уровень их развития и т.д. Будучи инициативным, специалист выступает и исполнителем, выполняя свои функции в целостной системе структурно-функциональных связей и отношений. Не исключено и такое развитие деятельностной ситуации, когда личность управленца, будучи ответственной за выполнение общей задачи, но в силу сознания бесперспективности предлагаемых мер, может выполнить ее на самом низком уровне. Активность человека обусловлена также его возрастными особенностями, состоянием здоровья, жизненными обстоятельствами, профессиональным опытом и пр. Здесь важно добиться согласования его активности, возможностей, особенностей и ограничений с требованиями и условиями труда в общих и конкретных его измерениях.

Е.А. Климов поставил проблему индивидуального стиля деятельности как особого, различающего разных субъектов способа ее осуществления. Став субъектом профессионального труда, человек вырабатывает индивидуальный способ организации выполнения возложенных обязанностей. Этот способ представляет собой более или менее оптимальный интеграл профессиональной компетентности и объективных характеристик специалиста. Он же сам является интегрирующей, централизующей, координирующей "инстанцией" деятельностной активности. Им согласуется вся система собственных индивидных, психофизиологических, психических и, наконец, личностных возможностей, особенностей с условиями, с требованиями труда не парциально, а целостным образом. Обеспечение требований всех его сторон осуществляется не в порядке установления однозначного соответствия им того или иного психического процесса, состояния. Это осуществляется на основе саморегуляции.

В условиях заданности, определенности требований профессионал и его психика обнаруживают свою способность к перестройкам, самоорганизации, встречной активности. Саморегуляция имеет многоуровневый характер, в котором лидирует личностно значимая стратегия труда. Если она выступает как личностно значимая, жизненно важная, то регуляция текущих состояний практически не требуется, происходит общая мобилизация, подъем всех сил человека, в иных случаях преодоление усталости требует особых волевых усилий. Саморегуляция - это не только согласование циклов психофизиологических процессов и состояния, но и развитие творческого потенциала, оптимизация его задействования.

3. Необходимым признаком профессионала, как субъекта труда, является его способность, с одной стороны, самосовершенствоваться, а с другой - оптимизировать сам труд.

Результаты самосовершенствования специалиста аккумулируются в его творческом потенциале и воплощаются в профессиональной компетентности. Необходимой предпосылкой развития его профессионального творческого потенциала является особенность его самореализации в рамках жизненной стратегии по таким направлениям, как самосознание, рефлексия, самоопределение, самоотношение, самооценка, уровень притязаний, смыслообразование, саморегуляция, самоорганизация времени жизни и управленческой деятельности.

Другая сторона активного отношения специалиста как субъекта профессионального труда проявляется через его оптимизацию, которая идет по линии совершенствования структуры, организации выполняемых функций и их гармонизации в рамках целостной стратегии, а также по линии постановки и решения нетривиальных задач, совершенствования качества деятельности, повседневных отношений и личностного развития.

Однако не всегда эти две "кривые" - самосовершенствования и оптимизации профессионального труда - совпадают. Совершенствуя отдельные или даже все стороны труда, не всякий специалист заботится о своем интеллектуальном, личностном развитии, в известном смысле "растворяется" в служебных делах, становится их придатком. Здесь мы выходим к разным индивидуальным характеристикам субъектов труда. Один тип удовлетворяется статусом и процессом профессионального труда, не считая целесообразным самосовершенствоваться. Другой тип ориентирован на более сложные профессиональные достижения, что заложено в характере его притязаний. Третьи из них целиком "привязаны" к социальному одобрению-неодобрению и потому, как правило, совершенствуют взаимосвязи и отношения с теми, от кого зависит оценивание их труда.

Здесь отмечены лишь некоторые стороны многосложной проблемы использования профессионалом возможностей психолого-педагогической теории и практики в интересах более продуктивного достижения вершин в избранной системе труда.
Проблемы для обсуждения:

1. Условия полноценной реализации профессионализма.

2. Понятие субъекта и его значимость для проблемы профессионального самосовершенствования.

3. Основные качества человека как специалиста.
Список рекомендуемой литературы

Введение в философию. Учебник для вузов. В 2-х тт. - М., 1990.

Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. - М., 1994.

Психология и педагогика. Учебное пособие / Под ред. Абульхановой К.А.- М., 1998.

Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов. /Под ред. Радугина А.А., Короткова Е.А.- М., 1996.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. - М., 1995.

Философия / Под ред. Кохановского В.П. Ростов-на-Дону., 1998.
Тема 2. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ

2.1. Соотношение субъективной и объективной реальности

2.2. Основные формы психики

2.3. Научные школы в западной и отечественной психологии

2.4. Психологическая наука и психологическая практика

2.5. Роль психологических знаний в современной педагогической практике

Список рекомендуемой литературы

ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ

2.1. Соотношение субъективной и объективной реальности

Субъективная и объективная реальность.

Психологические факты и психические явления.

Предмет и объект психологии как науки.

Субъективная и объективная реальность

Любой курс лекций по основам какой-либо науки начинается обычно с определения ее предмета. Но по отношению к психологической науке дать такое определение крайне сложно. Во-первых, как писал известнейший отечественный психолог Лев Семенович Выготский (1896-1934), "предмет психологии - самый трудный из всего, что есть в мире, наименее поддающийся изучению; способ ее познания должен быть полон особых ухищрений и предосторожностей, чтобы дать то, чего от него ждут" . Во-вторых, психология как наука развивается в условиях крайнего плюрализма разных точек зрения и мнений по поводу решения самых фундаментальных вопросов, в том числе проблемы предмета психологии.

С тех пор как немецкий философ Христиан Вольф (1679-1754) ввел в научный обиход термин "психология", прошло более двухсот лет, сопровождавшихся ее становлением, кризисами, научными революциями в системе знаний и методов "науки о душе".

Психологию трактовали как науку о субъективном опыте, сознании, поведении и т.д. При этом считалось, что доподлинно известно, что такое "непосредственный субъективный опыт", "сознание", "поведение". Наиболее распространенным и ненаучным является тавтологичное определение: "психология - наука о психике". Это - "определение, которого стыдятся". Следует утешиться лишь тем, что до настоящего времени не предложено ничего лучшего. По крайней мере, в этом определении фиксируется, что существует некая особая реальность, отличная от прочих видов реальности, которая может быть изучена с помощью научных методов.

Во-первых, мало кто из взрослых людей сомневается в наличии у себя субъективной реальности: переживаний, чувств, мыслей, снов. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Она периодически демонстрирует свое отличие от реальности объективной: в неадекватности отражения, в снах, иллюзиях, галлюцинациях и т. д. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Каждый человек является обладателем психической реальности: все мы переживаем эмоции, видим окружающие предметы, чувствуем запахи, - но мало кто задумывался, что все эти явления принадлежат нашей психике, а не внешней реальности. Психическая реальность дана нам непосредственно. По большому счету, можно сказать, что каждый из нас и есть психическая реальность и только через нее мы можем судить об окружающем мире. Для чего нужна психика? Она существует для того, чтобы объединить и интерпретировать информацию о мире, соотнести ее с нашими потребностями и регулировать поведение в процессе адаптации - приспособления к реальности. Еще в конце XIX в. Уильям Джемс (1842-1910) считал, что основной функцией психики является регуляция целенаправленного поведения.
В повседневной жизни мы не отличаем субъективную реальность от объективной. Только в особых ситуациях и при особых состояниях она дает о себе знать. Когда образы неадекватны и приводят нас к ошибкам восприятия и неверной оценке сигналов, например удаленности до объекта, мы говорим об иллюзиях. Типичной иллюзией является картина луны над горизонтом. Видимый размер луны в момент захода значительно больше, чем когда она расположена ближе к зениту. Галлюцинации - это образы, возникающие у человека без наличия внешних воздействий на органы чувств. Они также манифестируют нам, что психическая реальность самостоятельна и относительно автономна.

Нам дана лишь собственная психическая реальность, но мы считаем, судя по поведению и высказываниям других людей, что они тоже испытывают чувства, думают, планируют действия и осуществляют свои намерения, как и мы. Но их поведение иногда очень отличается от нашего. Очевидно, у каждого из них есть собственный внутренний мир, в чем-то не похожий на наш. Автолюбители знают, что есть люди, не различающие красный и зеленый или синий и желтый цвета. Существуют люди с абсолютным музыкальным слухом и люди, не способные без фальши прочесть и одну музыкальную фразу. Многообразие психических качеств людей столь велико, что не может не бросаться в глаза.

Во-вторых, наблюдая за поведением других людей, своим, живых существ, а также движениями неодушевленных предметов, человек бессознательно выделяет то общее, что "сближает" его с окружающим миром, а именно - одушевленность.

В-третьих, не может не вызывать удивления разнообразие в особенностях и мотивах поведения людей, их характеров, привычек, способностей. Наличие психики как реальности, детерминирующей поведение индивида, особенно проявляется при психических расстройствах, травмах центральной нервной системы и соматических болезнях, ведущих к изменению "состояний сознания".
Психологические факты и психические явления

Но един ли и монолитен класс явлений, которые по традиции подлежат психологическому изучению?

Ответ лежит на поверхности: такого единства нет. Его нет, даже если мы будем опираться только на феноменологию. Одно дело, когда мы ведем речь о субъективной реальности, данной только самому субъекту и никому более (об ощущении красного цвета, о вкусе ухи или переживании мыслей о смерти и бессмертии). Другое дело, когда речь идет о фиксации и изучении причин внешнего поведения других людей: мы лишь условно можем считать, что это поведение объясняется особенностями их "субъективной реальности", сходной и отличной от субъективной реальности исследователя. После открытий французских психиатров конца XIX в., которые теоретически осмыслил Уильям Джемс (1842-1910), мы не вправе считать, что осознаваемая субъективная реальность исчерпывает собой всю психику, поскольку существуют области подсознательного и бессознательного. Для объяснения происходящих там процессов можно применить систему традиционных для психологии сознания понятий (образ, эмоция, влечение и т.д.).

После работ Эрнста Кречмера (1888-1964) и особенно Уильяма Герберта Шелдона (1898) стало ясно, что существует единая детерминация характерологических и физиологических особенностей индивида, которая определяется индивидуальной конституцией. Понятие "конституциональные особенности психики" не нуждается в представлении о субъективной реальности исследуемого индивида (так же как и вся Чертографическая парадигма исследования личности). Таким образом, можно выделить, по крайней мере, несколько областей реальности, взаимосвязанных друг с другом, но различных по своей природе: осознаваемая субъективная реальность, бессознательные процессы, структура индивидуальных психических свойств, внешнее наблюдаемое поведение, которые в той или иной мере важны для психологов в качестве предметов изучения. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Юлия Борисовна Гиппенрейтер под психической реальностью предлагает понимать два ряда явлений: психические явления как таковые и психологические факты.
Под психическими явлениями понимаются субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта.

Под психологическими фактами понимается гораздо более широкий круг проявлений психики, в том числе их объективные формы (в виде актов поведения, телесных процессов, продуктов деятельности людей, социально-культурных явлений), которые используются психологией для изучения психики - ее свойств, функций, закономерностей. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Предмет и объект психологии как науки

Все вышесказанное позволяет нам с достаточной долей уверенности предположить, что предметом психологии является изучение строения и закономерностей возникновения, развития и функционирования психики в различных ее формах, в том числе сознания как высшей формы психического отражения. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Учитывая, что "психология находится в особом положении потому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания", а также представляя, в каком соотношении находятся обычно объект и предмет научного познания, под объектом психологии мы в дальнейшем будем понимать единство трех элементов:
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   55


написать администратору сайта