МР. Методические рекомендации по подготовке и проведению Недели профилактики экстремизма Толерантность шаг к свободе
Скачать 0.74 Mb.
|
Тема классного часа «Дискриминация» Цель: привлечь внимание учащихся к различным видам дискриминации в нашем обществе; дать им возможность испытать чувства дискриминируемых членов общества. Ход классного часа Ведущий: Дискриминация – это лишение определенных групп людей каких-либо прав или возможности что-либо делать только из-за их принадлежности к этой группе. Обучающийся делятся на группы по три человека в каждой. Каждая группа получает задание с одним из видов дискриминации. Группа должна придумать и проиграть сценку, иллюстрирующую этот вид дискриминации. После этого один из участников должен объяснить всем, в чем заключается дискриминация и как восстановить справедливость. Выполнение задания: Обучающимся предлагается привести известные им примеры дискриминации. 1. Дискриминация представителей некоторых национальностей при аренде квартиры. 2. Дискриминация немолодых людей при приеме на работу. 3. Дискриминация подростков, предпочитающих определенные виды одежды в школе. 4. Дискриминация бедно одетых людей при посещении магазина (ресторана). 5. Дискриминация недавних призывников в армии. 6. Дискриминация людей, исповедующих разные религии. Примечание. Участники могут обратиться к педагогу за помощью, если она окажется необходимой. Обсуждение: Как чувствовали себя люди, исполнявшие роль «жертв» дискриминации? Как чувствовали себя люди, осуществлявшие дискриминацию в сценках? Какие возможные пути решения проблемы? Против кого обычно направлена дискриминация? Почему дискриминация вообще происходит? Кто обычно инициирует (начинает) акты дискриминации? Как обычно ведут себя люди, которые присутствуют при дискриминации? Как чувствуют себя жертвы дискриминации? Подведение итогов. Приложение 2 Тренинговые занятия толерантности «ТерпиМЫ» Вариант № 1 Цель: дать обучающимся представление о толерантности как проявление гражданской позиции. Задачи: ознакомить с понятиями толерантность и толерантная личность обсудить проявления толерантности и интолерантности в обществе. Ход тренинга Упражнение «Снежный ком» (может быть любое другое) Стоя в кругу, каждый участник называет свое имя и прилагательное, начинающееся на первую букву имени( например: Маша-милая, Наташа –настойчивая и т.д). Повторяя имя предыдущего участника, подросток называет свое по предложенному алгоритму. Когда очередь доходит до первого участника, он повторяет имена всех стоящих в кругу. (У каждого участника есть бейдж). 2. Введение в работу. Ведущий рассказывает об особенностях работы в тренинге, знакомит с целями и задачами, договаривается с участниками о правилах работы, даёт понятие толерантности. Еще в XVIII веке понятие толерантности было достаточно новым. Современные представления о толерантности или, точнее, признание ее как фактора, укрепляющего гражданский мир и дающего защиту от несправедливости, было во многом подготовлено деятельностью философов XVI – XVII вв., восставших против «терпения нетерпимости» и жестоких религиозных столкновений. Самым последовательным критиком фанатизма и защитником толерантности был Вольтер. В своем «Трактате о веротерпимости» (1763) Вольтер не критикует ни одну конкретную религию, но показывает, как они, милосердные по своей сути, разъедаются предрассудками и нетерпимостью. По его мнению, все верования должны иметь возможность для выражения, но «верхом безумия следует считать убеждение, что все люди обязаны одинаково думать об отвлеченных предметах». Важнейшим результатом деятельности философов, и прежде всего Вольтера, явилось признание толерантности всеобщей ценностью и основополагающим компонентом мира и согласия между религиями, народами и другими социальными группами. Через 11 лет после смерти Вольтера, 26 августа 1789 г., Учредительное собрание Франции приняло Декларацию прав человека и гражданина, провозгласив на весь мир свободу мысли и слова, за признание которых так упорно боролся Вольтер. Эта декларация – предвестница современных деклараций о правах человека, апофеозом которых стала появившаяся три века спустя, в 1948 году, Всеобщая декларация прав человека. В ней изложены главные принципы мира, ненасилия и демократии. Эти принципы рассматриваются в качестве требований или прав, которые может предъявить обществу каждый человек. В декларации отмечается, что насилие, войны могут быть как следствием подавления демократии, так и результатом нетерпимости. Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов. В английском языке, в соответствии с Оксфордским словарем, толерантность- «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском толерантность – «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение… расположенность к другим», в персидском – «терпение, выносливость, готовность к примирению». В русском языке существуют два слова со сходным значением – толерантность и терпимость. Термин «толерантность» обычно используется в медицине и в гуманитарных науках и означает «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». А более знакомое и привычное слово «терпимость», употребляемое в обыденной речи, означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей». В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть. Толера́нтность (от лат. Tolerantia — терпение) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Упражнение «Орехи» Цель: создать условия для обсуждения темы. Материалы: пакет с грецкими орехами (можно картофель, крупный горох, фасоль) по числу участников. Участники садятся в круг. Ведущий просит каждого из них взять по ореху, а потом в течение 1-3 минут внимательно рассмотреть и запомнить свой орех. Затем орехи складываются обратно в пакет. Ведущий перемешивает их, высыпает в центр круга и просит каждого участника найти свой. Когда это выполнено, ведущий просит рассказать, по каким признакам им удалось найти именно свой орех, чем он отличается от других. Обсуждение: Аналогия между орехами и людьми: Чтобы увидеть особенности, нужно приглядеться. На первый взгляд, все одинаковые. Как судят о ценности ореха? Зачем ореху скорлупа? (Люди выращивают скорлупу, чтобы чувствовать себя в безопасности, и не сразу открываются). Необходимо проявить терпение, внимание, заинтересованность к «иному», чтобы узнать его. На экран выводятся критерии толерантности. Критерии толерантности: равноправие граждан независимо от их пола, расы, национальности, религии и т.д.; взаимоуважение и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам, малообеспеченным и др.); равные возможности для участия в политической жизни всех граждан; сохранение и развитие культурной самобытности языков национальных меньшинств; охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям; возможность следовать своим традициям для всех культур общества; свобода вероисповедания без ущемления возможностей других членов общества; сотрудничество и солидарность в решении общих проблем; позитивная лексика в общении. Работа малых групп. Задание: в течение трех минут обсудить примеры, встречающиеся в жизни, проявления людьми нетерпимости (интолерантности) Материалы: ватманы, маркеры. По истечении 10 минут организуется презентация результатов работы групп. На экран выводится слайд «проявление нетерпимости», вводится понятие интолерантности. Проявления нетерпимости: оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения; игнорирование (отказ в беседе, в признании); негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик); этноцентризм (понимание и оценка жизненных явлений сквозь призму ценностей и традиций собственной группы как эталонной и лучшей по сравнению с другими группами); поиск врага (перенос вины за несчастья, неблагополучие и социальные проблемы на ту или иную группу); преследования, запугивания, угрозы; дискриминация по признаку пола, сексуальной ориентации и других различий (лишение социальных благ, отрицание прав человека, изоляция в обществе); расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие); ксенофобия в форме этнофобий (антисемитизм, кавказофобия и др.), религиозных фобий, мигрантофобии (неприязнь к представителям других культур и групп, убеждение в том, что «чужаки» вредны для общества, преследование «чужаков»); национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав); фашизм (реакционный антидемократический режим, для которого характерны крайние формы насилия и массовый террор); империализм (покорение одних народов другими с целью контроля богатств и ресурсов подчиненных народов); эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения, безрассудное использование ресурсов и природных богатств); осквернение религиозных или культурных символов; религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее ценностей и обрядов); изгнание (официальное или насильственное); сегрегация, включая апартеид (принудительное разделение людей различных рас, религий или полов, обычно в ущерб интересам одной группы); репрессии (насильственное лишение возможности реализации прав человека), уничтожение и геноцид (содержание в заключении, физические расправы, нападения, убийства). Дискуссия «Яблоко от яблони недалеко падает…» По статистике около 50% страны находятся за чертой бедности: они живут в «умирающих» населенных пунктах (деревни, малые города), не имеют работы, других каких- либо доходов, не имеют возможности обучить своих детей в ВУЗах. Можно ли утверждать, что их дети обречены жить так же? Или у них есть шанс построить свою жизнь по-другому? Цель: актуализировать проблему в сознании подростков, выявить мнения «за» и «против». Материалы: ватманы Задание: разделиться на 2 команды. В течение 5 мин. Одна команда будет обсуждать и записывать доводы за, а другая – против. Подведем итог. Зачитываем мнения участников команд и приводим весомые аргументы. Обобщение: Видите, очень много противоречивых мнений даже в нашей группе, сложно прийти к единому мнению. Но каждый из нас должен быть внимательным, рассудительным в своих суждениях. Почему? Понять это нам поможет следующее упражнение. Упражнение «Перейти реку» Цель: дать возможность участникам почувствовать себя «белой вороной», или же, наоборот, ощутить себя «в компании», таким образом, смягчить грань «мы – они». Задание: давайте представим, что вы все стоите на одном берегу реки. Прямо перед вами – вода. Ширина реки приблизительно полметра. Сейчас я буду зачитывать утверждения, и если кто-то из вас поймет, что это утверждение про него, переходит на другой «берег» реки, встает там лицом к группе и стоит до тех пор, пока я не скажу слово «следующее». Потом Вы возвращаетесь на «берег для всех» и слушаете новое утверждение. Если Вы не хотите афишировать свой ответ на какой-то вопрос, просто стойте на месте. Старайтесь быть откровенными, но не делайте то, что Вам крайне неприятно. Начнем. Список утверждений: 1. У кого плохое зрение 2. У кого родственники из деревни 3. У кого карие глаза 4. У кого есть зубные протезы 5. Кто бывал на приеме у психиатра 6. Кто страдал от безответной любви 7. Кто из вас натуральная блондинка(блондин) 8. Кто любит носить джинсы 9. Когда-либо взявший чужую вещь 10. Не русские 11. Не произносящие/ плохо произносящие какие-либо звуки или буквы 12. Переболевшие инфекционным заболеванием 13. Те, кто хотя бы раз был избит 14. Получал двойки 15. Те, кто плакал на людях 16. Кто переживал о выскочившем на носу прыще 16. Кого предавали близкие люди Обобщение: Как Вы себя чувствуете? Поделитесь, пожалуйста, своими ощущениями. Если в упражнении была хоть одна фраза, на которую Вы могли выйти, но не захотели, значит, это тот факт, по которому Вы или другие люди боятся быть стигматизированными. Стигма (греч. Stigma — укол, клеймо, пятно), в Древней Греции метка или клеймо на теле раба или преступника. Обсуждение: Почему происходит так, что люди унижают других по этим параметрам и по множеству других? Каждый из нас может оказаться в невыгодном положении относительно других, и это вызовет определенное отношение к нам? Что чувствуют люди, которые в силу обстоятельств жизни оказались «по ту сторону реки». Мы должны проявлять толерантность к людям как способность сопереживать. В психологии такая способность называется эмпатией. Рефлексия Упражнение «Ладошки» Все участники получают вырезанные из бумаги ладошки, на которых они фиксируют ответы на вопросы: 1. Что вы сейчас чувствуете? 2. Какая мысль вас беспокоит сейчас? 3. Как вы себя чувствовали во время выполнения упражнений? 4. Что показалось вам наиболее интересным, новым, неожиданным? Вариант № 2 Цель: формирование представления о толерантности как проявлении гражданской позиции. Задачи: развивать социальную восприимчивость, доверие, умение понимать другого человека, способность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию. обсудить проявления эмпатиии и стигматизации в обществе. Ход занятия: Упражнение «Компот» Цель: обеспечить эмоциональную разгрузку, позитивные эмоции Каждому игроку присваивается название фрукта (яблоко, груша, апельсин). Один человек встает. Его стул убирается из круга. Когда вставший говорит «яблоко», пересаживаются только яблоки, когда «груша» – только груши, когда «апельсин» - апельсины, когда «компот» - пересаживаются все. Тот, кому не достается стула, становится ведущим. Целеполагание Сегодня мы продолжим знакомиться с особенностями проявления толерантного отношения в обществе. Ролевая игра «На лбу написано…» Цель: дать возможность почувствовать себя «стигматизированным», выявить групповые стереотипы. Материалы: наклейки с надписями 1) Я не говорю по-русски 2) Мне 5 лет 3) Натуральная блондинка 4) Я сильно пьян 5) Не понимай, постоянно переспрашивай 6) Игнорируй меня и т.д. Стикер с надписью прикрепляется ко лбу участника, он не знает, что на нем написано, другие не могут ни говорить, ни намекать на это. Группа должна общаться в соответствии с указаниями на надписях. Дается задание: «Вы совместно купили лотерею и неожиданно выиграли автомобиль. Ваша задача – всем вместе решить, что делать с выигрышем. Продать автомобиль нельзя. На обсуждение вам дается 7 минут. Обсуждайте варианты с участниками группы в парах, ориентируясь на ту роль, которая обозначена на стикере, демонстрируйте соответствующее отношение к человеку ». После игры каждый делится своими ощущениями, рассказывает, как с ним общались участники, что он чувствовал при этом, пытается догадаться, что у него написано на стикере. Удалось ли проблему решить? Мешают ли стереотипы, сложившиеся в обществе, договориться? Педагог знакомит группу с термином стигматизация (это предвзятое, негативное отношение к отдельному человеку или группе людей, связанное с наличием у него/них каких-либо особых свойств и признаков. Стигматизация – это наклеивание ярлыков) Какие стигмы существуют в подростковой среде, как чувствуют себя изгои? Обсуждение «Что делать стигматизируемому?» Что обычно переживает стигматизируемый? Что можно порекомендовать? (Как желательно себя вести и чего желательно не делать?) |