Главная страница
Навигация по странице:

  • Упражнение «Побег из тюрьмы»

  • Итоговое упражнение «Лукошко»

  • Вариант № 3 Тренинг толерантности «Жизнь без конфликтов. Возможна ли она»

  • Вспомнить с обучающихся с типологией конфликтов и алгоритмом их разрешения; дать понятие «межличностное пространство»; учить анализировать конфликтные

  • Материал для педагога по подготовке к онлайн-беседе о расизме

  • I. Происхождение расизма

  • II. Расизм в современном мире Современные проявления расизма

  • Национал-социалистическое движение (США)

  • МР. Методические рекомендации по подготовке и проведению Недели профилактики экстремизма Толерантность шаг к свободе


    Скачать 0.74 Mb.
    НазваниеМетодические рекомендации по подготовке и проведению Недели профилактики экстремизма Толерантность шаг к свободе
    Дата13.10.2021
    Размер0.74 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМР.docx
    ТипМетодические рекомендации
    #246852
    страница3 из 5
    1   2   3   4   5

    Ролевая игра «Автобус»

    Цель: продемонстрировать явление стигматизации, сравнить разницу ощущений люде.

    Материалы: описание ролей

    Вы – молодая симпатичная девушка. Вы спешите. Вам нужно попасть в автобус. У Вас в руках тяжелая сумка, которую сложно затащить на подножку. Тут Вы видите молодого человека, он очень плохо одет. Вы заметили, что у него нет правой руки.

    Вы – молодой, активный человек. У Вас нет кисти одной руки. Вы стоите на остановке и видите, что в автобус пытается войти симпатичная девушка. У нее тяжелая сумка, ей явно сложно. Вы предлагаете свою помощь.

    Два участника группы разыгрывают ситуацию в соответствии с описанием ролей. Затем в группе организуется обсуждение. Что произошло? Что чувствовали герои? Почему девушка себя так повела? По каким критериям мы оцениваем людей? Что дает нам право судить о них заранее? Что изменилось бы в реакции девушки, если бы у парня-инвалида было всё лицо в синяках? Что изменилось бы, если бы парень был одет в хорошую одежду и имел дорогой сотовый телефон? Мы очень часто приписываем людям качества, которых у них может и не быть, только потому, что они принадлежат к какой-то социальной группе, которую мы считаем не очень хорошей.

    Это явление называется стигматизацией.

    Чтобы не увлекаться сложившимися в обществе шаблонами, внешней оценкой человека, необходимо развивать в себе эмпатию. Что это такое, попробуем понять через участие в упражнениях.

    Упражнение «Побег из тюрьмы»

    Цель упражнения:развитие способностей к эмпатии, невербальных способов общения.

    Участники группы становятся в две шеренги лицом друг к другу. Ведущий предлагает задание: «Первая шеренга будет играть преступников, вторая –сообщников, которые пришли в тюрьму, чтобы устроить побег. Между вами – звуконепроницаемая стеклянная перегородка. За короткое время свидания с помощью жестов и мимики должны «рассказать» преступникам, как будут спасать их из тюрьмы (каждый «сообщник» предлагает план побега одного «преступника»).

    После окончания упражнения «преступники» рассказывают о том, как они поняли план побега. Сообщники корректируют, комментируют их ответы в соответствии с собственным замыслом.

    Итоговое упражнение «Лукошко»

    Цель:

    • работа с понятием «толерантность» при помощи ассоциативного ряда;

    • развитие фантазии, творческого мышления.

    Материалы: лукошко или пакет с мелкими предметами (например, игрушками из «киндер-сюрпризов», значками, небольшими мячами, карандашами и т. П.). Количество предметов должно превышать количество участников группы.

    Процедура проведения. Ведущий проходит по кругу с лукошком, в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в лукошко, берут какой-то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятием толерантности. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку. Например: «Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру

    Рефлексия

    Ведущий:

    • Что вы сейчас чувствуете?

    • Какими мыслями вы хотели бы поделиться с группой?

    • Какие чувства вы испытывали во время выполнения упражнений?

    • Что показалось вам наиболее интересным, новым, неожиданным?



    Вариант № 3

    Тренинг толерантности «Жизнь без конфликтов. Возможна ли она?»

    Цель: дать подросткам представление о способах разрешения конфликтных ситуаций без применения насилия.

    Задачи:

    • Вспомнить с обучающихся с типологией конфликтов и алгоритмом их разрешения; дать понятие «межличностное пространство»;

    • учить анализировать конфликтные ситуации и определять способы их разрешения.

    Ход мероприятия:

    Педагог знакомит подростков с понятием «конфликт», типологией конфликтов и алгоритмом их разрешения (слайды на экране или раздаточный материал)
    Работа в группах. Все участники делятся на две группы. Путем обсуждения группы выбирают самую яркую, на их взгляд, конфликтную ситуацию, с которой они встречались в жизни, описывают ее и пытаются найти способ разрешения конфликта. Одна группа предлагает межгрупповую конфликтную ситуацию, другая – межличностную.


    Вопросы к обсуждению в группах:
    1. В чем причина конфликта?
    2. Кто участник?
    3. Есть ли другие участники конфликта? Какое они имеют к нему отношение?
    4. Разрешите конфликт мирным путём, согласно предложенному алгоритму (на экране слайд «Алгоритм разрешения конфликта») Далее каждая группа представляет всем свое решение конфликта.


    Упражнение «Стенка на стенку».


    Участники делятся на две группы и выстраиваются в шеренги по парам друг напротив друга на расстоянии трех метров. Все участники закрывают глаза. По команде ведущего одна шеренга начинает двигаться в сторону другой. При этом каждый участник двигается к своей паре. Как только участник стоящей шеренги почувствует дискомфорт от приближающегося к нему человека, он должен сказать «стоп!» Затем шеренги меняются ролями. Далее организуется обсуждение. Какие были ощущения? Как себя чувствовали при приближении партнера, в чем проявлялся дискомфорт?


    Теоретический блок.


    Для того, чтобы общаться, не создавая дискомфорта, необходимо уважать пространство личности и знать типы межличностного пространства.
    На сегодняшний день общепринятой можно назвать следующую классификацию межличностного пространства:
    До 0,5 метра – интимное расстояние – соответствует интимным отношениям (спорт, балет).
    От 0,5 до 1,2 метра – межличностное расстояние – разговор друзей с соприкосновением и без него.
    От 1,2 до 3,7 метра – неформальные социальные и деловые переговоры (верхний предел соответствует более формальным требованиям).
    От 3,7 и более – публичное расстояние.
    Верно выбранная дистанция задает тон дальнейшему общению. Межличностное пространство влияет на частоту и длительность визуальных контактов. Чем ближе находятся люди, тем короче и реже их взаимные взгляды. Находясь на удалении, они дольше смотрят друг на друга и используют жесты для поддержания внимания в разговоре.

    Рефлексия.

    Что понравилось? Что было новым? Как связан наш разговор о толерантности и способах разрешения конфликтов? Будете ли вы применять полученные знания в собственной жизни?

    Приложение 3
    Материал для педагога по подготовке к онлайн-беседе о расизме

    ёЯ никогда не выступал и не буду выступать за социальное и политическое равенство двух рас - черной и белой, я никогда не поддерживал точку зрения, чтобы негры получили право голоса, заседали в жюри или занимали какую-нибудь должность или женились на белых; добавлю, что между белой и черной расой есть физическая разница; и, как любой человек, я за то, чтобы белая раса занимала главенствующее положение.

    Я не могу представить никакого большего бедствия, чем ассимиляция негра в нашу социальную и политическую жизнь на равных с нами условиях... Ассимиляция с низшей расой не является ни возможной, ни желательной» [8].

    Эти слова принадлежат президенту США Аврааму Линкольну, который известен в истории как борец с расизмом. Удивительно, что его слова сегодня воспринимаются именно как расистские. Традиционное представление о расизме как о негативном явлении вступает в противоречие с подобными высказываниями, авторство которых принадлежит персонам, пользующимся мировым признанием. Отсюда и проистекает проблема нашего исследования - если расизм - сугубо негативное социальное явление, почему он имеет столько поклонников.

    Слово «расизм» - производное от существительного «раса», которое уже довольно давно перестало обозначать во французском языке понятие «род» или «семья». В XVI веке принято было ссылаться на принадлежность к «доброй расе», а также объявлять себя человеком хорошей «породы», «дворянином». Подчеркивание своего происхождения было способом выделиться, показать свою значительность, что было также своеобразной формой социальной дискриминации. Простолюдин, мечтавший о «благородной крови», старался не упоминать имя своих предков. Постепенно «заслуга происхождения» меняет содержание, и в конце XVII века слово «раса» употребляется уже для разделения человечества на несколько крупных родов. Новая трактовка географии представила Землю не только разделенной на страны и регионы, но и населенной «четырьмя или пятью родами или расами, различие между которыми настолько велико, что может служить основанием для нового разделения Земли». В XVIII веке наряду с другими значениями термина, при которых он может иногда означать социальный класс, в «Естественной истории» приводится идея, что расы - это разновидности человеческого рода, в принципе единого. Эти разновидности «являются результатом мутаций, своеобразных искажений, которые передаются от поколения к поколению».

    Слово «расизм» впервые было зафиксировано французским словарем Ларусса в 1932 году и трактовалось как «система, утверждающая превосходство одной расовой группы над другими». Нынешнее его значение в политическом смысле иногда расширяется, дополняя расовый критерий превосходства этническим, религиозным или иными. В то же время, в условиях, когда во многих странах сложились устойчивые мультирасовые и мультикультурные общества, определение расизма потребовалось расширить. Под расизмом понимают убеждение о решающем влиянии расы на характер, мораль, таланты, способности и поведенческие особенности отдельной человеческой личности.

    Тема расизма в наше время очень актуальна, так как участились случаи конфликтов на почве межнациональной розни. Расизм – это глобальная проблема современности. Любая проблема требует определенного решения.

    I. Происхождение расизма

    Представления об изначальном неравенстве различных рас появились достаточно давно. Первый намек на дискриминацию негроидов можно найти в надписи на обелиске, воздвигнутом на втором водопаде Нила, по приказанию фараона Сесостриса III(1887—1849 годов до нашей эры): «Южная граница. Стена, воздвигнутая на 8 году царствования Сесостриса III, царя Верхнего и Нижнего Египта, который существовал всегда и будет существовать вечно. Перед этой границей по суше со стадами, или по воде - на лодке, запрещен переход всякому черному, за исключением тех, которые пожелают пересечь для того, чтобы продавать или покупать что-либо на каком-либо рынке. Эти люди будут приняты гостеприимно, но всегда запрещено любому черному во всех случаях спускаться в лодке по реке за Хех».

    Теория «естественного рабства» Аристотеля, оказалась серьезным первоисточником, на который ссылались многие антропологи-расисты в течение веков. Но следует отметить, что, писав о рабах «от природы», Аристотель вовсе не подразумевал раба как представителя другой расы. Рабами в античные времена были люди, принадлежавшие к той же расе, что и их хозяева. Просто на протяжении веков, рабами становились бедные и незащищенные народы, которые были не в силах противостоять натиску завоевателей.

    В XVI-XVII веках появилась гипотеза, возводящая происхождение негров к библейскому Хаму, проклятому его отцом Ноем, что было оправданием обращения негров в рабство.

    В середине XIX века появились первые обобщающие работы по расизму. В сочинении «Опыт о неравенстве человеческих рас» Ж. А. Гобино объявил высшей расой арийцев, которых он считал создателями всех высоких цивилизаций, сохранившимися в наиболее чистом виде среди аристократии германских народов. Гобино не дал точного описания характерных черт «арийцев», он приписывал им иногда округлость головы, а иногда удлиненность, то светлые, то темные или даже черные глаза (следует учесть, что он сам был француз с черными глазами). Теория Гобино, основанная на неправомерном отождествлении рас и языковых семей, стала краеугольным камнем многих расистских концепций.

    Идея неравенства человеческих рас с чрезвычайной силой вспыхнула в Америке в период обострения вопроса о работорговле. Когда в 1844 г. Англия, поддерживаемая Францией, обратилась к министру иностранных дел США Калгоуну с предложением освободить негров и прекратить торговлю людьми, Калгоун растерялся и не знал, как сформулировать ответ двум европейским державам. По совету известного в то время антрополога Мортона Калгоун составил ноту, адресованную Англии, в которой отвергал всякое изменение в правовом положении негров, так как негры представляют собой якобы особую породу людей.

    17 ноября 1863 г. открылось первое заседание Лондонского антропологического общества - первой антропологической организации в Англии. Президент общества Джемс Гент выступил с докладом на тему «Место негра в природе», в котором были приведены многочисленные доказательства неравенства белых и негров, причем неграм приписаны самые отрицательные свойства человеческой природы.

    В дальнейшем расистские идеи тесно переплелись с социальным дарвинизмом, представители которого переносили учение Ч. Дарвина о естественном отборе и борьбе за существование на человеческое общество. После Первой мировой войны главным образом в Германии в реакционных кругах приобрёл популярность «нордический миф» о превосходстве над всеми другими расами северной или нордийской, расы. В годы гитлеровской диктатуры в Германии расизм, ставший официальной идеологией фашизма, использовался для оправдания захвата чужих земель, физического уничтожения многих миллионов мирного населения (в первую очередь в СССР и славянских странах), заключения в концлагеря, пыток и казней антифашистов в самой Германии. Подобная же «расистская практика» проводилась японскими милитаристами в Китае и др. азиатских странах, итальянскими фашистами в Эфиопии, Албании, Греции.

    Однако расизм явление далеко не только европейское. К расизму прибегали политиканы многих стран, когда они чувствовали необходимость оправдания «права» на господство или захват. Яркий пример тому - японский расизм. Как только Япония начала колониальную экспансию в другие страны (например, Китай), была создана теория превосходства «японской расы» над всеми другими расами и народами мира (генерал Араки, Таинзаки Дзюничиро, Акияма Кэнзоо и другие «японисты»). «Оригинальные» расистские теории были созданы в своё время некоторыми пантюрками, идеологами шляхетской Польши, финскими реакционерами, мечтавшими о создании «великой Финляндии» от Скандинавии до Урала, нечто схожее выдвигают еврейские шовинисты, воспевающие величие «избранного» богом народа - Израиля и т.д.

    В XIX века в Латинской Америке возникает индианизм, вера в то, что единственная полноценная раса - американоидная.

    В 60-е гг. XX века в Африке бывшим президентом Сенегала, Сенгором была создана концепция негритюда, основанная на черном расизме. Ростки концепции уходят в 20-30-е гг. к французским колониям, где пытались ассимилировать расы. Тогда черное население сопротивлялось этому.

    II. Расизм в современном мире

    Современные проявления расизма

    В последние несколько лет обострились конфликты на почве межнациональной розни. Выйдя сейчас на улицу, можно встретить представителей расистских, националистических, фашистских, неонацистских группировок. Так же особняком держатся футбольные группировки, которые в последнее время межнациональную рознь увязывают с их любимым спортом, отчизной, справедливостью и всем, чем только можно. Постараюсь в немногих чертах представить вам наиболее известные сегодня проявления расизма.

    Скинхеды

    Скинхеды (Skinheads) - представители маргинальных неформальных объединений, как правило, ультраправого, крайне националистического толка.

    Внешний вид скинхедов: клетчатые рубашки, джинсовые куртки, тонкие подтяжки и подвернутые джинсы (последние стали своеобразной «визитной карточкой» стиля).

    Основной организацией скинхедов считается «Честь и Кровь», структура, основанная в 1987 г. Яном Стюартом Дональдсоном - музыкантом, погибшим в автомобильной катастрофе в Дербшире в конце 1993 г. Группа Стюарта, Skrewdriver («Отвертка») на протяжении многих лет была самой популярной скингруппой в Британии и во всем мире. Под названием Klansmen («Ку-Клукс-Клановец») группа сделала несколько записей для американского рынка - одна из их песен имеет характерное название FetchtheRope («Неси веревку»). Стюарт всегда предпочитал называть себя просто «нацистом», а не «неонацистом». В интервью одной из лондонских газет он сказал: «Я восхищаюсь всем тем, что сделал Гитлер, кроме одного - его поражения».

    На сегодняшний день большинство бритоголовых неприязненно относится к черным, евреям, иностранцам и гомосексуалистам. Хотя и существуют левые или красные скинхеды, так называемые redskins и даже организация «Скинхэды против расового насилия» (SHARP). Поэтому стычки между красными скинхедами и скинхедами-нацистами - обычное дело.

    Скинхэды-неонацисты разных стран представляют собой активно действующие боевые группировки. Это уличные бойцы, выступающие против расового смешения, распространившегося, как зараза, по всему миру. Они прославляют чистоту расы и брутально-мужественный стиль жизни. В Германии они сражаются против турок, в Венгрии, Словакии и Чехии против цыган, в Британии - азиатов, во Франции - негров, в США против расовых меньшинств и иммигрантов и во всех странах против гомосексуалистов, и «вечного врага», евреев; кроме того, во многих странах, они гоняют бомжей, наркоманов и другие, по их мнению, отбросы общества.

    Национал-социалистическое движение (США)

    «Национал-социалистическое движение» (National Socialist Movement ) - американская политическая партия неонацистского толка со штаб-квартирой в Детройте. Основана в 1970-х годах при содействии политического деятеля, подполковника Джорджа Рокуэлла. Выступает против нелегальной иммиграции, евреев, мусульман, чернокожих.

    Члены National Socialist Movement издают литературу, проводят демонстрации и митинги, сжигают книги. Одна из акций, организованных группой в 2005 году, привела к массовым беспорядкам в Толедо, штат Огайо. NSM имеет филиал и в России [7].
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта