Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные части письма Содержание Речевые формулы

  • Методические рекомендации. Методические рекомендации по порядку проведения этапов Конкурса 21 Инструкция по оформлению конкурсной документации 29


    Скачать 473.73 Kb.
    НазваниеМетодические рекомендации по порядку проведения этапов Конкурса 21 Инструкция по оформлению конкурсной документации 29
    АнкорМетодические рекомендации
    Дата13.04.2023
    Размер473.73 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаmetodicheskie-rekomendaczii_vks__2022-23_14-12-2022.docx
    ТипМетодические рекомендации
    #1058795
    страница11 из 13
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13





    Методические рекомендации по жанровому своеобразию

    для учителей истории, обществознания, русского языка и литературы по подготовке обучающихся к написанию сочинений для участия в Конкурсе: жанры сочинений
    Конкурсное сочинение, согласно Положению о Конкурсе, представляется участником в прозе в жанре рассказа, притчи, письма, сказки, дневника, очерка, репортажа, интервью, эссе, заочной экскурсии, рецензии, путевых заметок.

    Поэтические тексты конкурсных сочинений не рассматриваются.

    Выбирая конкретный жанр для написания сочинения, участнику Конкурса следует помнить особенности жанрового соответствия.

    Рассказ

    Рассказ – это повествовательное произведение небольшого объема с небольшим количеством героев, охватывающее небольшой отрезок времени.

    Рассказ как жанр отличается единством времени, действия, места и персонажа. Единство времени характеризуется тем, что изображаемые в рассказе события ограничены, как правило, небольшим количеством времени. Даже если рассказ охватывает более значительный временной отрезок, он все равно посвящен развитию какого-то одного действия, конфликта. В рассказе есть одна сюжетная линия, несколько последовательно сменяющих друг друга ситуаций, событий, одно из которых является центральным, кульминационным. Поэтому и место, в котором происходит действие рассказа, как правило, одно. Если мест события
    в рассказе несколько – их количество должно быть очень ограничено. Характеризуется рассказ и единством персонажа. В каждом рассказе есть центральный образ, на котором держится вся его структура, который определяет основные смыслы произведения. Второстепенные
    и эпизодические герои рассказа помогают раскрыть проблему, связанную
    с главным персонажем рассказа. Небольшой объем рассказа определяет строгие взаимосвязи и взаимообусловленность всех его элементов.

    Продумав тему и идею произведения, отобрав события, которые будут происходить в рассказе, определившись с главным и второстепенными персонажами, выстраивают последовательность эпизодов в сюжете произведения. Композиция рассказа обычно строится следующим образом: экспозиция (здесь возможно описание небольшой предыстории событий, места действия, персонажей, главного персонажа), завязка действия (описывается происшествие, ставшее причиной, толчком описанных
    в рассказе событий), развитие сюжета (описываются события, ведущие
    к кульминации), кульминация (важнейший, поворотный факт в сюжете), развязка (разрешение основного конфликта, окончание истории). Последовательность эпизодов должна вызывать эмоциональный
    и ассоциативный отклик читателя.

    Несмотря на определенную заданность композиции рассказа, его структура может быть разной. Композиция рассказа может быть прямоточной (строгая последовательность изложения фактов с сохранением единой цепочки причинно-следственных связей), кольцевой (рассказ имеет определенное обрамление в начале и в конце), точечной (несколько изначально отдельных подробностей, деталей, объединяются одним конкретным событием), остросюжетной (события складываются
    в увлекательный сюжет) и др. Важную роль играет первая фраза рассказа, его зачин. Концовка рассказа может быть нетрадиционной, парадоксальной.

    Названия рассказов обычно очень яркие, запоминающиеся. Они могут содержать часть ответа на обсуждаемый в рассказе вопрос.

    Существует множество разновидностей рассказов: социальный, бытовой, исторический, авантюрный, психологический, фантастический, юмористический, иронический и др.

    Повествование в рассказе может идти от лица либо рассказчика, либо героя, либо самого автора. При написании рассказа, как и произведения другого жанра, следует избегать сюжетных и речевых штампов.

    Письмо

    Письмо в том значении, о котором мы говорим, определяется в словаре С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой как «написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь». Письма имеют определенную структуру: зачин (место и дата написания, приветствие, обращение), информационную часть (основное содержание письма), концовку (итоговые фразы, подпись, PS).

    Особенностями письма являются указание даты и, возможно, места написания. Дата и место написания может ставиться в начале письма (как правило, в правом верхнем углу) или в конце письма, после подписи. Письмо обычно начинается приветствием и обращением. Восклицательный знак в конце приветствия и обращения обычно указывает на особое уважительное обращение. Также уважительное отношение к адресату демонстрируется использованием местоимения Вы (в форме единственного числа) – с большой буквы. Далее следует изложение содержания письма.
    В конце письма обязательно ставится подпись.

    Существуют специальные речевые формулы, которые используются в каждой части письма. См. приведенную ниже таблицу.

    Основные части письма

    Содержание

    Речевые формулы

    Зачин

    1. Место и дата написания.

    2. Приветствие.

    3. Обращение.

    Здравствуйте!

    Добрый день!

    Шлю тебе привет!

    Приветствую тебя!

    Дорогой (милый, любимый, родной мой)!

    Имя и все его формы.

    Друг, мамочка и т.д.

    Информационная часть

    Основная информация, которую нужно изложить.

    Хочется сообщить…

    Я хотел бы рассказать…

    Вот некоторые новости…

    Нет ничего нового…

    Ты спрашиваешь, что у нас нового…

    Концовка

    1. Итоговые фразы:

    просьба писать;

    предположение, что переписка будет регулярной;

    благодарность;

    приветы и прощание;

    уверение в уважении, дружбе и любви.

    2. Подпись.

    3. PS

    С (глубоким, искренним) уважением…

    Уважающий Вас…

    Ваш (-а;- и)…

    Всегда Ваш (-а;- и)…

    Любящий тебя…

    До свидания!

    До скорого свидания!

    Всего хорошего!


    PS – это постскриптум. В переводе с латинского означает «после написанного». Постскриптум – это приписка к уже написанному
    и подписанному письму. Такую приписку делают, когда вспоминают важные дополнительные факты, мысли. Буквы PS привлекают внимание к этой приписке.

    Существуют разные виды писем: личное, деловое, дружеское, официальное, поздравительное, письмо в редакцию и др. В личных, дружеских письмах используется разговорный стиль общения, эмоционально-оценочная лексика, лаконичные синтаксические конструкции. В деловых, официальных письмах используется официально-деловой стиль общения, а значит, официально-деловая лексика.

    По типу речи письмо, как и дневниковая запись, может быть чаще всего повествованием с элементами рассуждения, повествованием с элементами описания, рассуждением с элементами описания, описанием с элементами рассуждения и т.д.

    Письмо является также эпистолярным жанром публицистики, яркой чертой которой является социальная оценочность. Письмо в таком случае становится формой публичного обращения к конкретному лицу,
    к коллективу, способом актуализации и обсуждения важных для общества проблем. Письмо может быть построено как монолог, как интимный диалог, как ораторское выступление и др. Автор письма легко переносит внимание
    с описания самой ситуации на личность адресата, на собственное восприятие проблемы и др. Публицистическое выступление в эпистолярном жанре отличается тем, что, с одной стороны, посвящено проблемам, волнующим большое количество людей, с другой стороны, отличается ярко выраженным личностным характером, эмоциональной оценочностью, непосредственным обращением к адресату, к его возможностям, решениям и отношению
    к обсуждаемой проблеме.

    Примерами использования эпистолярного жанра, конечно, богата русская литература: роман «Евгений Онегин» и неоконченный «Роман
    в письмах» А.С. Пушкина, роман Ф.М. Достоевского «Бедные люди», рассказ А.П. Чехова «Ванька», лирические стихи С.А. Есенина «Письмо матери», «Письмо к женщине», «Письмо деду», поэма К.М. Симонова «Пять страниц» и др.

    Сказка

    Сказка – это жанр либо фольклора, либо литературы. Русские классические сказки – живое искусство народа. Они сохраняют память
    об историческом прошлом, о культуре и традициях русского народа, сохраняют и транслируют систему ценностей народа, в то же время они сохраняют актуальность, будучи тесно связанными с современными социальными проблемами.

    Сказки, с одной стороны, имеют установку на развлечение, с другой, выполняют обучающую и воспитывающую функции.

    Наиболее яркие особенности сказки – повествовательность сюжета и установка на вымысел. Сюжет сказки отличается идеей торжества добра над злом, жизни над смертью, он занимателен и необычен, всегда завершен: все события в сказке доведены до конца. Главный дидактический вывод сказки заключается в том, что всегда торжествует нравственная и социальная правда, что сила любви преображает мир, делает его более совершенным.

    Особую сказочную реальность составляют взаимоисключающие в реальности события, вымышленные миры и существа, магические предметы, волшебные свойства героев (например, умение летать у людей, разговаривать – у животных, оживать – у неодушевленных предметов). Традиционно в сказке есть главный, положительный, персонаж и персонаж, ему противостоящий, воплощающий отрицательные качества.

    Сказка имеет особую структуру: зачин, развитие событий, кульминацию, развязку, концовку. Сказка отличается наличием определенных устойчивых оборотов: начинается чаще всего словами «жили-были», завершается словами «и жили они долго и счастливо», содержит различные присказки. Язык сказки наполнен олицетворениями, метафорами, гиперболами, постоянными эпитетами, яркими сравнениями и др.

    Традиционно сказки делят на три группы: сказки о животных, волшебные и социально-бытовые сказки. В сказках о животных главными героями выступают животные. В соответствии со сказочными канонами они наделены различными человеческими качествами, говорят на человеческом языке. Главная задача сказок о животных – высмеять отрицательные человеческие поступки, черты характера, вызвать в душе читателя/слушателя сказки милосердие, сострадание. В сказках о животных важную роль играют описание внешности, характеристика персонажа, речевой портрет.

    Волшебные сказки наиболее ярко отражают идею борьбы добра над злом, светлых и темных сил. Волшебные сказки отличаются ярким противопоставлением добрых и злых персонажей, наличием различных волшебных предметов-помощников, различных превращений, чудесных разрешений событий.

    В социально-бытовых сказках поднимаются бытовые и общественные вопросы. Вымысел в социально-бытовых сказках тоже присутствует, но он не носит такого сверхъестественного характера, как в волшебных сказках. Происходящие в такой сказке события воспринимаются как обыденная реальность. Отрицательные персонажи социально-бытовых сказок – жадные, равнодушные, ленивые, эгоистичные люди. Им противостоят умные, добрые, находчивые, смелые, трудолюбивые люди, представители простого народа. Именно благодаря их поступкам добро в социально-бытовых сказках побеждает.

    Если мы говорим о сочинении в жанре сказки, то говорим
    о литературном произведении. Современная литературная сказка, в отличие от фольклорной, может быть написана в виде сказочной повести или сказочного рассказа. Традиционные сказочные каноны в ней переосмысливаются авторами по-разному. В таких сказках могут отсутствовать отрицательные персонажи, литературная сказка может иметь несколько театров действий. Если в фольклорной сказке мы имеем дело
    с типизированными персонажами, в литературной сказке они индивидуализированы.

    Любая сказка отражает так называемый путь героя – путь его личностного становления, прохождение важных этапов жизни, способы разрешения им определенных кризисов, жизненных испытаний. Именно эта внутренняя пружина делает сказку навигатором в поиске личностных истин. Главный персонаж, пройдя через все испытания, не только меняется сам,
    но и меняет мир в лучшую сторону.

    Дневник

    Дневник как жанр сочинения предполагает опору на личные наблюдения от увиденного, размышления от прочитанного. Толковый словарь С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой определяет дневник как «записи
    о каждодневных делах, текущих событиях, ведущиеся изо дня в день».

    В дневнике, с одной стороны, отражается информация о событиях реальной жизни, с другой, – эта информация осмысливается, анализируется, оценивается, соотносится с системой ценностей автора.

    Существуют дневники разных типов: это может быть дневник наблюдений, например, за природой; путевой (дорожный) дневник – записи во время путешествия; личный дневник, содержащий записи впечатлений
    от событий в личной и общественной жизни, рассказывающий о настроении автора, о его чувствах и переживаниях; историко-публицистический дневник, связанный с отражением и осмыслением общественно важных исторических событий, и др.

    Дневник обычно содержит отрывочные записи, датированные определенным числом. Дневниковые записи – это очень личные записи, сделанные для себя. Они всегда предельно откровенны, искренни. Часто, делая дневниковые записи, человек пытается разобраться в себе,
    в собственном отношении к какому-либо событию, значимому личностно или в общественном плане. Дневниковые записи ведутся обычно от первого лица и зачастую отличаются категоричностью суждений, далеко не всегда аргументированных. В дневнике идет речь о только что случившемся, только что перечувствованном, дневниковая запись часто отражает движение души автора. В то же время в дневнике могут освещаться события и факты повседневной жизни, раскрываться характеры людей, выражаться взгляды, впечатления автора.

    Сочинение в жанре дневника является стилизацией дневниковых записей и имеет структуру записей, сделанных подневно – с указанием даты и, возможно, места событий, отражающих яркие, искренние впечатления
    от очень волнующих автора событий, дающие оценку происходящему.

    Если сочинение пишется в жанре путевых заметок (дневниковых записей, сделанных во время путешествия), то оно, возможно, будет включать элементы описания местности, портретные зарисовки, диалоги
    с теми, кто встретился в пути, впечатления от увиденного, рассуждения автора об увиденном.

    По типу речи дневниковая запись может быть чаще всего повествованием с элементами рассуждения, повествованием с элементами описания, рассуждение с элементами описания, описание с элементами рассуждения и т.д.

    Надо помнить, что дневниковые записи делаются для себя, не для посторонних глаз, поэтому сочинение в жанре дневника должно сохранить это ощущение. Повествование в таком сочинении ведется от первого лица, оно отличается монологичностью или внутренней диалогичностью.
    В то же время записи могут быть отрывочными, краткими. Яркими языковыми особенностями дневниковых записей, а значит, и сочинения
    в жанре дневника, являются использование эмоционально-окрашенной лексики, восклицательных предложений, риторических вопросов, односоставных предложений и др.

    Сочинение в жанре дневника интересно развернутыми, вдумчивыми суждениями о событиях, фактах, яркими личными впечатлениями, например, от встреч с людьми (возможно, и с героями книг), может иметь вставные эпизоды.

    Очерк

    Очерк – жанр, существующий на стыке журналистики и литературы. Очерк всегда имеет социальную направленность. Основной признак очерка – писание с натуры, поэтому его отличительные свойства – документальная основа и художественная образность. Документальное, аналитическое начало очерка проявляется в том, что в нем описываются реальные события, реальные люди. Художественное начало связано с эстетическим освоением и отражением действительности.

    Выделяют три основных вида очерка: проблемный, портретный, путевой.

    Проблемный очерк посвящен актуальным для современного общества проблемам: идейно-политическим, экономическим, духовно-нравственным, эстетическим и др. При описании проблемы автор может делать различные отступления и проводить некоторые параллели, использовать различные средства художественной выразительности.

    Портретный очерк также посвящен общественно значимой проблеме, которая связана с характером или поступками конкретного героя.
    В портретном очерке автор может рассказывать о жизни человека, описывать его внешность, рассуждать о принципах и позиции того, кто занимается какой-либо профессиональной деятельностью, высказывать собственную позицию в этом отношении.

    Путевой очерк отличается от предыдущих видов очерка тем, что в нем социальная проблематика рассматривается посредством описания событий, встреч с людьми, произошедших во время путешествия автора, описания различных мест, посещаемых автором во время путешествия. Отбирая ключевые события для путевого очерка, автор ориентируется на выбранную тему, обсуждаемую проблему и выражение собственной позиции в этом отношении.

    Факты, отобранные для очерка, с одной стороны, должны документально соответствовать реальности, с другой стороны, должны составлять оригинальную конструкцию, позволяющую наилучшим образом раскрыть тему, замысел автора. Избранные для описания проблема, событие, персона в очерке раскрываются через определенное противоречие, конфликт. Центральный образ очерка, созданный на документальной основе, изображенный драматично и эмоционально, всегда является собирательным, представляет собой обобщение, позволяет автору выразить оценку жизненных явлений.

    Искусство очеркиста как хорошего художника состоит в том, чтобы несколькими штрихами создать узнаваемый собирательный образ, показать его драматичность и социальную обусловленность, дать ему оценку. Отбирая определенные детали для очерка, важно определить, какая из них станет
    в очерке основной.

    Драматизм, динамичность, оригинальность и эмоциональность очерка создаются посредством умелого использования автором портретов
    и диалогов, речевых характеристик, пейзажей, деталей, описаний ситуаций
    и др. Создание очерка дает автору возможность ярко показать важное жизненное, социальное, явление, дать героям очерка яркую характеристику, передать тончайшие оттенки состояния человеческой души и др.

    Очерк может быть построен как описание событий в их временной последовательности, в основе очерка могут лежать причинно-следственные связи, также очерк может быть написан в более свободной форме, приближенной к эссе. В очерке могут быть использованы такие способы изложения, как повествование, описание, рассуждение, монолог, диалог и др.

    К языковым особенностям очерка относятся наличие антитез, сопоставительных и противопоставительных конструкций, побудительных и восклицательных предложений, риторических вопросов, таких изобразительно-выразительных средств, как метафоры, эпитеты, повторы, экспрессивно-оценочная лексика и др.
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13


    написать администратору сайта