Главная страница
Навигация по странице:

  • Методические

  • Памятка участнику Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности» 2022/23 учебного года Дорогие друзья!

  • Шаги успешного участия во Всероссийском конкурсе сочинений «Без срока давности» Шаг 1.

  • Внимание! Передачу конкурсных работ победителей регионального этапа на федеральный этап Оператору осуществляет Координатор через Личный кабинет на сайте Конкурса.

  • Сроки проведения Конкурса

  • Шаг 2.

  • Шаг 4.

  • Шаг 5

  • Шаг 6

  • Шаг 7

  • Тематическое направление Рекомендуемые жанры

  • Методические рекомендации. Методические рекомендации по порядку проведения этапов Конкурса 21 Инструкция по оформлению конкурсной документации 29


    Скачать 473.73 Kb.
    НазваниеМетодические рекомендации по порядку проведения этапов Конкурса 21 Инструкция по оформлению конкурсной документации 29
    АнкорМетодические рекомендации
    Дата13.04.2023
    Размер473.73 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаmetodicheskie-rekomendaczii_vks__2022-23_14-12-2022.docx
    ТипМетодические рекомендации
    #1058795
    страница12 из 13
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

    Путевые заметки

    Путевые заметки представляют собой одну из разновидностей путевого очерка, это жанр, описывающий интересные события или субъективные наблюдения автора в путешествии.

    Ведущие типы речи в путевых заметках – повествование или описание, сопровождаемые, как правило, рассуждением. Предметом изображения является уклад жизни, нравы, обычаи. Всё это служит поводом
    для авторского размышления, обобщения, постановки проблемы.

    Работа над путевыми заметками состоит из двух этапов. На первом автор собирает необходимую информацию, проверяет и осмысливает
    её. Второй этап включает написание текста, стиль может различаться
    в зависимости от задумки автора.

    Название путевых заметок часто яркое и экспрессивное. В зачине путевых заметок обозначено время и место действия, центральная часть строится на чередовании фрагментов, в заключительной части автор может делать соответствующие теме выводы.

    Особенности жанра путевых заметок: субъективность, репортажность, увлечённость исследователя, экспрессивность автора, исследовательское начало (анализ увиденного, синтез, дедукция и индукция), чередование фрагментов путешествия и рассуждения автора.

    Путевые заметки относятся к наиболее ранним жанрам журналистики. Так, в период Средневековья и эпоху Возрождения меняются картина мира и представления о географическом пространстве. Данные факторы приводят к расширению «карты» путешествия и появлению нового метода изложения информации о путешествиях – дневникового. Примером такого дневникового метода можно назвать «Хожение за три моря» Афанасия Никитина (датируется 1466-1472 гг.), где автор в жанре путевых заметок описывает свое путешествие в индийское государство Бахмани. Это было первое «хожение» в русской литературе не религиозной тематики. Путевые заметки Афанасия Никитина рассказывали о политическом строе, торговле, сельском хозяйстве, обычаях и традициях Индии.

    Такие особенности путевых заметок, как описания, детали, эмоции
    и впечатления автора, создающие эффект присутствия, позволяют читателю стать эмоциональным соучастником путешествия.

    Репортаж

    В словаре С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой дается определение репортажа как «сообщения о местных событиях, о событиях дня, информации (в печати, по радио, телевидению)». Добавим, что репортаж – это жанр журналистики, в котором для печати, радио или телевидения сообщается о событии, очевидцем или участником которого является сам журналист, автор статьи.

    Слово репортаж имеет латинский корень «reporto», имеющий значение «передавать». В репортаже передаются сведения о событиях непосредственно с места их происхождения. Автор может не быть непосредственным действующим лицом происходящего, но он всегда –очевидец, активный наблюдатель, комментатор. Репортаж – это рассказ очевидца, участника или свидетеля происходящего. Цель автора при создании репортажа – такое воссоздание произошедшего, при котором читатель или слушатель ярко, наглядно представит себе описываемое, почувствовав себя очевидцем произошедшего.

    Каковы же основные признаки этого жанра? В репортаже повествование ведется от первого лица. Автор создает эффект присутствия, описывая место событий, давая характеристику действующим лицам, подробно описывая их действия, диалоги, включая элементы интервью. Журналист говорит
    о том, что видит, в чем участвует, передавая свои эмоции, впечатления. Репортаж соединяет в себе документальную точность в описании событий
    с яркой оценочностью. Конечно, автор может оригинально преподносить информацию, демонстрируя собственную манеру письма.

    Структура репортажа: зачин/вступление (обосновывается тема статьи, называется факт присутствия в конкретном месте); основная часть (описание места событий, собственно происходящих событий, внешности действующих лиц, их поступков, высказываний и др., отношение журналиста к происходящему); заключительная часть (делается вывод, выражается общее мнение журналиста об описанных событиях, пожелание действующим лицам).

    К языковым особенностям репортажа относят употребление глаголов в форме настоящего времени (создание эффекта присутствия). В тексте репортажа особую роль играют наречия с пространственным и временным значениями. Наречия с пространственным значением (справа, слева, впереди, позади, вверху, внизу, поодаль, вблизи и др.) помогают детально описать место событий. Наречия с временным значением (сейчас, теперь, сегодня, вчера, завтра, раньше и др.) помогают расположить описание происходящего во времени.

    Репортажи принято делить на событийные, проблемные (аналитические), познавательно-тематические. Событийный репортаж создается с целью оперативного представления деталей произошедшего события, демонстрации его в динамике. Проблемный (аналитический) репортаж посвящен не столько описанию событий, сколько выяснению причин их возникновения и развития. В познавательно-тематическом репортаже на первое место выходит описание интересной жизненной ситуации, раскрытие новых сторон жизни социума. К последнему виду репортажей относят такие его разновидности, как специальный репортаж, репортаж-расследование, репортаж-комментарий.

    К какому бы виду ни относился репортаж, он должен быть ярким, актуальным, динамичным.

    Интервью

    Интервью как жанр ‒ это записанная беседа в форме вопросов
    и ответов автора статьи (интервьюера) с тем, у кого берут интервью
    (с интервьюируемым). В журналистике интервью предназначено
    для распространения в печати, по радио и телевидению.

    Яркой особенностью интервью является диалогическая подача информации: текст интервью состоит из реплик-вопросов интервьюера
    и реплик-ответов интервьюируемого. Интервью – это совместное творчество журналиста и его собеседника. Текст интервью имеет публичный характер
    и предполагает обсуждение вопросов, интересных для общественности. Лицо, у которого берут интервью, – общественно значимая фигура, обладающая авторитетом и интересная для читателей, слушателей.
    Это может быть политический, общественный деятель, актер, ученый, писатель, спортсмен, художник или какой-либо другой человек.

    Каждый из участников интервью преследует свою цель. Автор, журналист стремится познакомить читателей, слушателей с интересным человеком. Собеседник стремится рассказать аудитории и журналисту
    о собственной позиции. Читатели, слушатели знакомятся с интересным человеком, с его позицией по интересующим их вопросам. Текст интервью
    в итоге может содержать информацию о внутреннем мире человека,
    о достижениях науки, спорта, искусства и др., о предстоящем событии,
    о подробностях уже произошедшего, разъяснение каких-либо фактов, мнение компетентного лица об определенном вопросе, событии и др.

    Интервью – очень живой и впечатляющий жанр публицистики, отражающий результат общения между собеседниками, в то же время представляющий собой произведение, сильно воздействующее на читателей, слушателей.

    Существуют несколько разновидностей интервью: протокольное интервью (официальные разъяснения по вопросам внешней и внутренней политики), информационное интервью (информация от компетентного лица по злободневному вопросу), интервью-портрет (личностная характеристика собеседника), интервью-дискуссия (выявление разных точек зрения
    на проблему и ее решение), интервью-анкета (мнение различных людей
    по одному и тому же вопросу).

    Структура/композиция интервью традиционно состоит из зачина/ вступления (как правило, здесь журналист представляет собеседника, делает вступление для обсуждения проблемы), основной части (это собственно беседа, вопросы и ответы) и концовки (завершение разговора, вывод, благодарность, пожелания).

    Для правильного ведения интервью важно использовать необходимые формулы речевого этикета: здравствуйте, как Вы думаете, как Вы считаете, каково Ваше мнение, какова Ваша точка зрения, большое спасибо, благодарю, до свидания и др.

    Для успешного интервью необходимо заранее познакомиться
    с собеседником (хотя бы заочно), продумать и правильно выстроить вопросы. Важно, чтобы в итоге интервью воспринималось как целостный текст, объединенный темой и главной мыслью. Обратите внимание на знаки препинания при обращениях.

    Эссе

    Эссе – это один из прозаических литературных жанров. Эссе – это набросок мыслей автора, отражающий его индивидуальные переживания, впечатления, позволяющий выразить автору свое мнение.

    Эссе отличается от других жанров целым рядом свойств. В основе эссе, как правило, не лежит классический сюжет, у эссе нет жестко определяемой композиции. В основе эссе лежит актуальная проблема, динамику эссе определяет развитие мысли автора. Поэтому форма произведения в жанре эссе неопределенна, зависит от логики авторского изложения, от того, какие ассоциации и аргументы автор приведет, какие события из жизни
    он вспомнит по этому поводу.

    Несмотря на свободную композицию, эссе, как правило, имеет вступление, основную часть и заключение. Во вступлении к эссе обычно автор старается создать определенную атмосферу, погрузить читателя
    в определенное эмоциональное состояние, необходимое для восприятия ощущений, впечатлений автора. Вступление может содержать формулировку проблемы, выраженную с помощью риторического вопроса или успешно подобранной цитаты. Основная часть эссе может содержать небольшую предысторию проблемы, различные точки зрения на нее. Автор высказывает свою точку зрения на рассматриваемую проблему, приводит различные аргументы в качестве ее доказательства. Основная часть эссе содержит впечатления, эмоции, выраженные автором по выбранной проблеме. Целостным этот текст делает основная мысль, которую автор проводит через весь текст.

    Жанр эссе отличается тем, что позволяет автору выразить собственную, субъективную точку зрения на выбранную проблему. В эссе главную роль играют не факты, а стиль мышления автора, логика изложения, впечатления, переживания. Автору эссе важно удивить читателя, произвести на него впечатление.

    Автор имитирует живой разговор с читателем, эмоционально и образно развивая свою мысль. Читатель следует за мыслью автора, задумывается над заданными автором вопросами, вступает в мысленный диалог с автором.

    Несмотря на непринужденный стиль общения, созданный автором эссе, текст данного произведения отличается тщательно отобранными языковыми средствами, лучшим образом позволяющими автору выразить свою точку зрения. К языковым особенностям эссе относится отсутствие сложных формулировок, длинных предложений, эмоциональность речи, наличие экспрессивных средств выразительности, ярких образов, афоризмов, парадоксальных утверждений.

    Ограничений по объему эссе обычно не существует, но эссе – жанр лаконичный. Внутреннее единство, целостность тексту в жанре эссе придает авторское мнение по поводу обсуждаемой проблемы.

    Экскурсия

    По определению Большого энциклопедического словаря, экскурсия (от лат. excursio ‒ поездка) – это коллективное посещение достопримечательных мест, музеев и пр. с учебными или культурно-просветительскими целями, часто сочетается с туризмом.

    В экскурсии участвуют экскурсовод (специалист, который ведет экскурсию) и экскурсанты (люди, посещающие достопримечательные места, музеи и др.). Экскурсовод ведет экскурсию посредством рассказа
    о достопримечательностях. Рассказ в экскурсии – это текст, который самостоятельно составляется экскурсоводом с целью предоставления основной информации о посещаемых достопримечательных местах,
    о памятниках, исторических событиях, о деятельности конкретных исторических лиц. Экскурсовод дает комментарии и пояснения увиденного экскурсантами. В то же время экскурсия не может превратиться в лекцию. Экскурсовод должен помочь экскурсантам воссоздать в своем сознании события, происходившие в посещаемых местах. Показ объектов сопровождается анализом, пояснениями, историческими справками.

    Рассказ экскурсовода производит впечатление спонтанной, неподготовленной речи, так как реализуется в непосредственном общении с экскурсантами. В то же время экскурсовод-профессионал готовит свои рассказы для каждой экскурсии заранее.

    К рассказу экскурсовода предъявляются определенные требования: он должен быть посвящен определенной теме, непосредственно связан с посещаемыми объектами, содержать научные сведения, логично выстроен, изложение должно быть доступно, суждения должны быть законченными.

    Особенность рассказа экскурсовода заключается в том, что он является монологом. В то же время монолог может быть выстроен как скрытый диалог, когда говорящий задает вопросы и сам тут же отвечает на них.

    Рассказ экскурсовода должен вызывать эмоциональный отклик
    у слушателей, вызывать интерес к посещаемому месту и связанным с этими местами событиям. Поэтому такой рассказ должен содержать яркие образные средства, должен быть эмоционально окрашен.

    Экскурсовод может построить рассказ как повествование, если стремится рассказать о том, где и каким образом происходили события, или как реконструкцию, если есть желание восстановить тот или иной объект (памятное место, сооружение) в сознании экскурсантов. В любом случае рассказ экскурсовода должен быть подчинен показу объектов. Автор экскурсии должен стремиться своей речью зрительно воссоздать картины, связанные с посещаемыми объектами. Это достигается путем образного рассказа.

    Показывая конкретные объекты, необходимо понимать, какую информацию требуется представить о них прежде всего. Так, если объектом экскурсии являются памятники истории и культуры как произведения искусства, дается информация об историческом событии, о конкретном деятеле, в честь которого воздвигнут данный памятник; показывая здание как архитектурный объект, рассказывают об исторических событиях, которые связаны с этим зданием; если рассматривается жилой дом как постройка определенной эпохи, описывается жизнь и деятельность людей, которые связаны с этим домом; если рассматриваются шоссе, мост, канал
    как инженерные сооружения, рассказывается об отрасли науки, с развитием которой данное сооружение связано, о событиях, во время которых
    эти сооружения использовались; если идет речь о природных объектах
    (лес, пещера, катакомбы и др.), рассказывают о событиях, которые происходили на данной территории.

    Зачастую рассказ экскурсовода начинается информацией
    о любопытной подробности, связанной с посещаемым объектом. В рассказ должна войти краткая справка об объекте, содержащая описание
    его особенностей. Иногда такая информация может быть представлена в виде репортажа с места событий, объяснения, описания.

    Языковыми особенностями рассказа экскурсовода являются наличие слов, ориентирующих экскурсантов в пространстве (вы видите…; посмотрите на…; обратите внимание на …, перед вами…, вы видите…); наличие обращений и вводных слов (таким образом, следовательно, итак, наконец и др.); использование оценочной и эмоционально окрашенной лексики; цитирование высказываний, способных произвести наибольшее эмоциональное воздействие. Поскольку высказывание экскурсовода относится прежде всего к устной речи, ему свойственна лексическая
    и синтаксическая упрощенность.

    Текст заочной, виртуальной экскурсии, несомненно, должен соответствовать всем описанным требованиям. В то же время за отсутствием реально посещаемого объекта текст такой экскурсии должен сопровождаться ярким визуальным рядом, должен быть особенно образным
    и выразительным.

    Рецензия

    Рецензия ‒ это сложный речевой жанр, связанный с интерпретацией произведения искусства или научного труда, с выражением собственного понимания, оценивания этого произведения. Рецензия ‒ это критическое высказывание, в основе которого лежит анализ художественного
    или научного произведения в единстве содержания и формы. В рецензии,
    с одной стороны, дается аргументированное истолкование, с другой стороны, ‒ объективная оценка произведения. Если рецензируется художественное произведение, предметом исследования и оценивания становится его поэтика, позиция автора и способы ее выражения, проблематика, конфликт, сюжетно-композиционное своеобразие, система персонажей, язык и т.д.

    Рецензия в силу жанра не может претендовать на полноту исследования произведения, в ней отмечаются наиболее яркие и значимые
    его особенности. Авторские особенности рецензии проявляются в глубине высказываемых суждений, в убедительности аргументов, оригинальности ассоциаций, индивидуальности стиля.

    Рецензия может быть яркой, публицистичной, может приближаться
    к жанру эссе, к литературоведческой статье.

    Строить рецензию рекомендуют следующим образом: сначала дается обоснование выбора объекта для рецензии, затем дается истолкование
    и оценка выбранного произведения, в завершение дается вывод
    о достоинствах исследуемого текста.

    Причиной выбора объекта для рецензии может быть, например,
    тот факт, что имя автора ново или это новое произведение уже известного автора, что данное произведение вызвало бурную полемику в обществе, что проблематика произведения сохраняет свою актуальность, что состоялся юбилей автора и т.д. Важно подчеркнуть историко-культурную ценность произведения.

    В процессе истолкования и оценки идейно-художественного своеобразия произведения анализируется заголовок и сюжетно-композиционные особенности произведения, дается характеристика проблематики и художественного конфликта, выявляются средства выражения художественной идеи произведения, интерпретируются средства выражения авторской позиции, другие особенности авторского стиля
    и метода.

    По завершении анализа автор рецензии делает вывод
    о художественных достоинствах изучаемого произведения, о его значимости для литературного процесса, для общественной жизни.

    Способ изложения в рецензии может отличаться диалогичностью. Для более сильного воздействия на читателя могут быть использованы риторические вопросы, односоставные предложения, цитаты, привлекаться личные эмоции и переживания.

    Притча

    Такой жанр, как притча, представляет собой краткое нравственное поучение, высказанные в образной, иносказательной форме. Притча может использоваться в качестве иллюстрации для раскрытия требований нравственного характера. Нередко приточные образы заимствуются
    из области человеческого опыта, но бывает, что они создаются воображением. Как правило, притча объясняет непонятное
    или малопонятное при помощи хорошо понятного.

    Для притчи характерны две существенные особенности:

    1. Обобщение. То, о чем говорится в притче, можно применить
    к разным жизненным ситуациям.

    2. Передача мироощущения. В построении притчи отражается не частный эпизод, а мироощущение людей, которые начали познавать мир.

    Этот жанр возник на Востоке, в древности, где любили говорить загадками, иносказаниями или аллегориями. Аллегория (от греческого allos ‒ иной, agoreuo ‒ говорю) ‒ это сказание, в котором за конкретным, понятным всем словом скрывается глубокое философское значение. 
    В обычном, житейском случае скрывается всеобщий смысл ‒ урок для всех людей, но увидеть этот смысл дано не всем, а очень немногим.

    Жанровые признаки притчи: малый объем, сказовая форма, кольцевая композиция, сюжет из обыденной жизни, иносказание, отвлеченное понятие, нравоучение.

    Притчей зачастую называют сюжет, содержащий напутствие слушающему или читающему. Это маленький нравоучительный рассказ, вроде басни, но без морали, без прямого наставления. Рассказанное событие имеет притчевый вид только тогда, когда в его контексте проступает: делай так, а не иначе.  С давних времен полюбили на Руси притчи, толковали Библейские сюжеты и сочиняли свои.

    Притча близка к басне, но отличается от неё широтой обобщения, значимостью заключённой в притче идеи. В отличие от басни, мораль
    в притче каждый извлекает или не извлекает сам, следует или не следует
    ее наставлениям. Главными героями басен являются люди или животные, наделенные определенными человеческими качествами, обычно помещенные в ситуации бытового характера. Действующие лица притчи
    не имеют ни внешних черт, ни «характера». Это некий человек, некий царь, некая женщина, некий крестьянин, некий отец, некий сын. Это «человек вообще». Смысл притчи не в том, какой человек в ней изображен, а в том, какой этический выбор сделан человеком. Также в притче нет указаний
    на место и время действия, показа явлений в развитии: её цель
    не изображение событий, а сообщение о них.

    Притча предполагает особую форму построения сюжета: не линейную, а параболическую. Повествование в ней начинается с отвлеченного предмета, затем следует описание какого-либо назидательного случая,
    а в конце опять возвращается к исходному; содержание такого рассказа напряженно-выразительно.


    Методические рекомендации

    по формированию рабочей группы для организации и проведения региональных этапов образовательно-просветительских мероприятий

    проекта «Без срока давности» в субъекте Российской Федерации

    1. Ответственным за организацию и проведение образовательных мероприятий в рамках Проекта является орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, официальным представителем которого является утвержденный учредителем Конкурса Координатор.

    2. Рабочая группа утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования.

    3. Рекомендуемый состав рабочей группы:

    руководитель рабочей группы – Координатор;

    заместители руководителя рабочей группы: Организатор Всероссийского конкурса сочинений, Организатор Фестиваля музеев образовательных организаций, Организатор Всероссийского конкурса исследовательских проектов «Без срока давности» в субъекте Российской Федерации;

    члены рабочей группы, включая организаторов наиболее значимых образовательно-просветительских мероприятий Проекта на территории субъекта Российской Федерации.

    1. Координаторы осуществляют следующие функции:

    оформляют и направляют в адрес Оператора согласие на обработку своих персональных данных;

    координируют организацию и проведение всех этапов Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности», Всероссийского конкурса исследовательских проектов «Без срока давности», Всероссийского фестиваля музеев образовательных организаций «Без срока давности»
    и иных образовательно-просветительских мероприятий проекта;

    имеют доступ в Личный кабинет и обеспечивают своевременное направление конкурсных материалов победителей региональных этапов Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности», Всероссийского конкурса исследовательских проектов «Без срока давности», Всероссийского фестиваля музеев образовательных организаций «Без срока давности»,
    а также отчётов о проведении образовательно-просветительских мероприятий Проекта согласно установленным Оператором формам;

    согласовывают и подписывают протоколы заседаний рабочих групп и жюри региональных этапов конкурсных мероприятий.

    1. Заместители руководителя рабочей группы (далее – Организаторы конкрсных мероприятий) назначаются из числа сотрудников органов местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, имеющие опыт и квалификацию в проведении конкурсных
      и образовательно-просветительских мероприятий гражданско-патриотической направленности среди обучающихся образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования.

    2. Организаторы конкурсных мероприятий осуществляют следующие функции:

    при согласовании с Координатором организуют проведение школьного, муниципального (при их наличии) и регионального этапов образовательно-просветительских мероприятий Проекта;

    осуществляют организационно-методическую поддержку работы жюри школьного, муниципального (при их наличии) и региональных этапов конкурсных мероприятий Проекта и вносят на рассмотрение рабочей группы предложения по установлению перечня и квот номинаций соответствующих мероприятий;

    обеспечивают использование официальных логотипов образовательно-просветительских мероприятий при их проведении в субъектах Российской Федерации, а также при их информационном сопровождении
    в информационно-коммуникативной сети «Интернет», в группах соцсетей
    и средствах массовой информации;

    направляют Координатору отчёты о проведении каждого из этапов образовательных мероприятий согласно установленным Оператором формам; при согласовании с Координатором размещают в личных кабинетах на официальных сайтах образовательных мероприятий материалы по итогам проведения региональных этапов конкурсных образовательных мероприятий в субъекте Российской Федерации, сканированные копии заявок на участие в федеральных этапах образовательных мероприятий, согласий на обработку персональных данных его участников и другую необходимую документацию.

    В состав рабочей группы входят сотрудники органов местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, педагогические работники, руководители образовательных организаций, имеющие опыт проведения образовательно-просветительских мероприятий гражданско-патриотической направленности среди, а также IT-специалисты.

    1. При организации и проведении образовательно-просветительских мероприятий рабочая группа осуществляет следующие функции:

    утверждение (при необходимости) регионального положения
    об образовательно-просветительском мероприятии Проекта;

    утверждение составов жюри региональных этапов конкурсных мероприятий Проекта;

    проведение методических семинаров для членов жюри и наставников региональных этапов конкурсных мероприятий Проекта;

    осуществление контроля за передачей конкурсной документации победителей и рейтинговых списков с этапа на этап
    (при их наличии);

    организационно-техническое сопровождение работы жюри региональных этапов конкурсных мероприятий Проекта;

    подведение итогов региональных этапов конкурсных мероприятий
    и награждение победителей и призёров дипломами с логотипом соответствующих мероприятий и по возможности призами;

    организация мероприятий по награждению победителей региональных этапов конкурсных мероприятий Проекта;

    привлечение партнёров образовательно-просветительских мероприятий Проекта и средств массовой информации;

    размещение информации об итогах проведения образовательно-просветительских мероприятий Проекта на сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования.



    Памятка участнику Всероссийского конкурса сочинений

    «Без срока давности» 2022/23 учебного года
    Дорогие друзья!

    Всероссийский конкурс сочинений «Без срока давности» проводится
    в целях сохранения и увековечения памяти о Великой Отечественной войне 1941–1945 годов в соответствии с тематикой проекта «Без срока давности», посвящённого сохранению исторической памяти о трагедии мирного населения СССР – жертв военных преступлений нацистов и их пособников
    в период Великой Отечественной войны и установлению обстоятельств вновь выявленных преступлений против мирного населения.

    Сочинение, посвященное трагическим для народа нашей страны событиям в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, помогает сохранять память подрастающего поколения о жертвах военных преступлений нацистов и их пособников. Именно сочинение позволяет реализовать высокую степень вовлеченности в события Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, сопереживания им. Вот почему был выбран такой формат конкурсных работ как сочинение.

    Сочинение учит нас думать, формулировать собственные мысли
    и доносить их до других людей. Умение мыслить образами и творить развивает креативность, память, аналитические способности, навыки
    как стратегического, так и тактического мышления. Вы, как участники Конкурса, сможете научиться работать с архивными документами, воспоминаниями родственников, литературными источниками, а также анализировать и аргументированно излагать в письменной форме впечатления, делать выводы и обобщения. Такое глубокое изучение истории нашего народа, сопереживание и сочувствие событиям Великой Отечественной войны 1941–1945 годов способствует формированию чувства гордости за нашу страну, понимание глубины трагизма и сложности испытаний, упавших на плечи нашего народа, гордость за нашу историю.

    Рабочим языком Конкурса является русский язык – государственный язык Российской Федерации.

    Учредителем Конкурса выступает Министерство просвещения Российской Федерации.

    Федеральным оператором Конкурса является федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет».

    Порядок и сроки проведения Конкурса регламентируются Положением.

    Информационно-методическое сопровождение организации
    и проведения Конкурса осуществляется на официальном сайте Конкурса
    в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

    Ответственным за проведение школьного, муниципального
    и регионального этапов Конкурса является Координатор.

    Организаторами Конкурса являются:

    для школьного и муниципального этапов Конкурса – Организатор школьного этапа, Организатор муниципального этапа;

    для регионального этапа Конкурса – Организатор регионального этапа;

    для федерального этапа Конкурса – Оператор;

    для регионального этапа Конкурса среди обучающихся школ МИД
    и зарубежных участников Конкурса – Оператор.

    Шаги успешного участия

    во Всероссийском конкурсе сочинений «Без срока давности»
    Шаг 1. Внимательно прочитайте Положение,размещенное
    на официальном сайте Конкурса в разделе «Документы». Обратите внимание на сроки проведения этапов Конкурса, порядок участия и правила оформления работ. В 2022/23 учебном году Конкурс проводится в четыре основных этапа: школьный, муниципальный, региональный
    и федеральный
    . Чтобы принять участие на федеральном этапе, необходимо стать победителем регионального этапа, набрав наибольшее количество баллов в рейтинговом списке в своей категории участников (Согласно п. 3.2. Положения предусмотрено 4 категории участников).

    К 28 февраля 2023 г. региональный этап будет завершен, будут объявлены победители, и их работы будут направлены для участия
    на федеральный этап Конкурса.

    Порядок Вашего участия в Конкурсе в 2022/23 учебном году (если
    Вы не являетесь победителем федерального этапа 2021/22 учебного года) следующий:

    Вы подаете работу для участия на школьном этапе Конкурса. Если Ваша работа окажется среди работ победителей школьного этапа,
    то Организатор школьного этапа передаст Ваше конкурсное сочинение
    для участия на муниципальном этапе Конкурса. Никаких дополнительных действий по написанию работы и ее передачи от Вас, как участника Конкурса, не требуется.

    На муниципальном этапе работы проверяются жюри муниципального этапа и на основании рейтинговых списков определяются победившие конкурсные сочинения. Организатор муниципального этапа передает Вашу работу, если она вошла в список победителей муниципального этапа,
    на региональный этап для дальнейшего прохождения Конкурса. Если
    на региональном этапе по результатам проверки членов жюри регионального этапа Ваше сочинение набрало наибольшее количество баллов
    в рейтинговом списке Вашей категории участников, Вы становитесь финалистом, и Вашу работу Координатор передает для участия
    на федеральный этап Конкурса. Списки финалистов будут опубликованы
    на официальном сайте Конкурса. На федеральном этапе Конкурса будет проведена итоговая часть проверки конкурсных сочинений и определены абсолютные победители, призеры и победители в номинациях, подведены итоги по определению победителей в номинациях Конкурса. По результатам проверки жюри федерального этапа Конкурса будут составлены рейтинговые списки каждой категории финалистов.

    Абсолютными победителями станут авторы 4 конкурсных сочинений, набравшие максимальное количество баллов в своей категории участников. Призерами станут по 10 человек в каждой категории участников Конкурса, набравшие в рейтинговом списке наибольшее количество баллов, исключая абсолютных победителей. Также по результатам проверки жюри
    на федеральном этапе Конкурса будут определены победители
    по 9 номинациям Конкурса (см. п. 9.9. Положения). Абсолютные победители, призеры, победители в номинациях, а также их педагоги-наставники будут приглашены в Москву для участия в торжественной церемонии награждения и финальных мероприятиях Конкурса.

    Уважаемый участник Конкурса! Если Вы являетесь абсолютным победителем, призером, победителем в номинации федерального этапа Конкурса в 2021/22 учебном году, Вы имеете право подавать конкурсное сочинение сразу на федеральный этап Конкурса (минуя школьный, муниципальный и региональный этапы). Для подачи сочинения, победителю, призеру или номинанту федерального этапа Конкурса 2021/22 учебного года следует лично отправить заявку, сочинение и остальной пакет документов на электронную почту memory45@mpgu.su с пометкой в теме письма
    «На Конкурс». В сопроводительном письме укажите ФИО и статус участника (абсолютный победитель, призер, призер в номинации). Просим направить работы до 10 февраля 2023 года.

    Конкурсное сочинение для участия в 2022/23 году на федеральном этапе должно быть новой работой, не принимавшей участие ни в каких иных конкурсах и олимпиадах, в том числе во Всероссийском конкурсе сочинений «Без срока давности» предыдущих лет, начиная с 2019 года.

    Внимание! Передачу конкурсных работ победителей регионального этапа на федеральный этап Оператору осуществляет Координатор через Личный кабинет на сайте Конкурса.

    Для участия в Конкурсе Вы можете отправить только одно конкурсное сочинение, не участвующее в других конкурсах и олимпиадах, включая Всероссийский конкурс сочинений «Без срока давности» прошлых лет, нигде не опубликованное.

    Сроки проведения Конкурса:

    Конкурс проводится в четыре этапа:

    школьный этап Конкурса в субъектах Российской Федерации

    ‒ с 9 декабря 2022 года по 30 января 2023 года;

    муниципальный этап Конкурса в субъектах Российской Федерации

    ‒ с 31 января по 10 февраля 2023 года;

    региональный этап Конкурса в субъектах Российской Федерации

    ‒ с 11 по 28 февраля 2023 года;

    федеральный этап Конкурса ‒ с 1 по 25 марта 2023 года.

    Всего победителями регионального этапа становятся 4 конкурсных сочинения (по одному по каждой категории участников Конкурса), ‒ абсолютные победители регионального этапа Конкурса. В Личные кабинеты Координаторов работы победителей регионального этапа (не более 1
    по каждой категории участников Конкурса) с сопроводительной документацией загружаются до 28 февраля 2023 года.

    Обучающиеся школ МИД и зарубежные участники Конкурса направляют свои работы Оператору на адрес электронной почты memory45@mpgu.su до 10 февраля 2023 г. для участия в региональном этапе Конкурса. В сопроводительном письме укажите ФИО, страну и название образовательного учреждения. На региональном этапе Конкурса работы обучающихся школ МИД и зарубежных участников Конкурса оценивает жюри федерального этапа Конкурса (сформированное в соответствии
    с пунктом 6.2 Положения) и на основании рейтинговых списков определяет по одному победившему конкурсному сочинению по каждой категории участников Конкурса, указанной в пункте 3.2 Положения, для участия
    в федеральном этапе Конкурса.

    Для участия обучающихся школ МИД на федеральном этапе Оператором через личный кабинет на официальном сайте Конкурса направляются четыре работы победителей регионального этапа по одной
    по каждой категории участников Конкурса. Соответственно,
    и от зарубежных участников Конкурса для участия на федеральном этапе направляются четыре работы победителей регионального этапа (по одной по каждой категории участников Конкурса).

    Шаг 2. Познакомьтесь с региональным Положением.
    Из регионального Положения Вы узнаете условия участия
    на школьном этапе в Вашем субъекте Российской Федерации. Соответствующую информацию Вы можете запросить у Координатора, Организаторов школьного, муниципального и регионального этапов
    в Вашем субъекте Российской Федерации. Информация о Координаторах размещена на официальном сайте Конкурса. Информация об Организаторах школьного, муниципального и регионального этапах размещается на сайтах образовательных организаций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление
    в сфере образования.

    Чтобы иметь шанс пройти на региональный, а затем и на федеральный этапы Конкурса, Вам необходимо быть участником школьного
    и муниципального этапов Конкурса. По вопросам участия на школьном этапе Конкурса нужно обращаться к администрации своей образовательной организации (школы, колледжа/техникума) и своему учителю / преподавателю русского языка и литературы, истории, обществознания. При возникновении вопросов по срокам и особенностям проведения Конкурса
    в Вашем регионе, нужно с помощью администрации своей школы (колледжа/техникума) и своего учителя/преподавателя узнать, кто является Координатором в Вашем субъекте, кто конкретно отвечает
    за его проведение и обратиться непосредственно к Организатору школьного этапа Конкурса в Вашей образовательной организации.

    Особое внимание следует обратить на сроки проведения этапов Конкурса (помните, что работы, представленные с нарушением сроков,
    не допускаются к участию в Конкурсе) и требования к оформлению конкурсной работы (например, нужно представить не только рукописный текст, но и его копию, напечатанную на компьютере). Спланируйте свою работу так, чтобы успеть сдать сочинение не позднее указанной
    в Положении 2022/23 учебного года и региональном Положении, если оно наличествует, даты
    в соответствии со всеми требованиями
    к его представлению.

    Шаг 3. Советуем Вам познакомиться с работами победителей Конкурсапредыдущих учебных годов, расположенных на официальном сайте Конкурса в разделе «Работы победителей». Проанализируйте
    их, отметьте слабые и сильные, с Вашей точки зрения, стороны, но не старайтесь копировать их, не заимствуйте сюжеты, образы, обороты речи. Пусть Ваша работа будет только Вашей, неповторимой, уникальной.

    Шаг 4. Для участия во Конкурсе необходимо заполнить Заявку. Помощь в составлении Заявки Вам могут оказать администрация образовательной организации или учитель/преподаватель русского языка
    и литературы, истории и обществознания Вашей школы, колледжа, техникума.

    Бланк Заявки для участия во Всероссийском конкурсе сочинений
    «Без срока давности» 2022/23 учебного года размещен на официальном сайте Конкурса в разделе «Участнику». Все пункты заявки обязательны для заполнения. В Заявке на участие в Конкурсе необходимо правильно указать фамилию, имя и отчество, домашний адрес с индексом, телефон и адрес электронной почты (личный или родителей), а также контактные данные педагога-наставника, подготовившего Вас к Конкурсу. Если в этих данных окажется ошибка, а Вы станете финалистом или победителем Конкурса, Оператор не сможет Вас найти для награждения.

    Если Ваша образовательная организация не получила письмо
    об организации и проведении Конкурса, педагог-наставник может запросить точную информацию у Координатора или Организаторов школьного, муниципального и регионального этапов Конкурса. Контактные данные Координаторов размещены на официальном сайте Конкурса.

    Также на этом этапе, если Вы относитесь к 3 или 4 категории участников и Вам уже исполнилось 18 лет, Вы самостоятельно заполняете согласие на обработку персональных данных, фото- и видеосъемку, использование фото-, видеоматериала, конкурсного сочинения
    в некоммерческих целях, в том числе публикации работы (или ее фрагмента) любым способом и на любых носителях с обязательным указанием авторства участника Конкурса. Если Вы относитесь к 1 и 2 категории участников,
    то Вам потребуется согласие на обработку персональных данных,
    фото- и видеосъемку, использование фото-, видеоматериала, конкурсного сочинения в некоммерческих целях, в том числе публикации работы
    (или ее фрагмента) любым способом и на любых носителях с обязательным указанием авторства участника Конкурса, заполненное Вашими родителями или иными (законными представителями).

    Если Вы являетесь обучающимся школы МИД или зарубежным участником Конкурса, то Вы должны направить свою конкурсную работу (печатный и отсканированный вариант) и всю сопроводительную документацию на адрес электронной почты Оператора, указанный на сайте Конкурса memory45@mpgu.su с пометкой в названии письма «На Конкурс»
    в срок до 10 февраля 2023 года. Оператор, ответственный за проведение регионального этапа Конкурса для обучающихся школ МИД, среди зарубежных участников Конкурса, а также для абсолютных победителей, призеров, победителей в номинациях федерального этапа Конкурса в 2021/22 учебном году организует проверку конкурсных сочинений на наличие неправомерного использования чужого текста без указания на автора и источник заимствований, наличие всей необходимой сопроводительной документации и автоматическое распределение конкурсных работ на проверку Жюри. При необходимости Оператор может запросить недостающие документы или не допустить к участию в Конкурсе работу, не соответствующую требованиям, указанным в Положении
    и методических рекомендациях, размещенных на официальном сайте Конкурса.

    Шаг 5. Первым этапом этого шага будет выбор тематического направления, в рамках которого Вы будете или планируете писать сочинение.

    Факторами выбора участником Конкурса тематического направления, в рамках которого он будет писать сочинение, могут служить следующие обстоятельства:

    наличие фактов участия города, села, района, региона, населенного пункта проживания участника Конкурса в событиях Великой Отечественной войны;

    размещение в городе, селе, районе, регионе проживания участника Конкурса объектов, связанных с историей Великой Отечественной войны, военными преступлениями нацистов и их пособников против мирных жителей: памятников, мемориалов, музеев, архивов;

    сохранение в семье участника Конкурса памяти о родственниках ‒ участниках Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, в том числе находившихся среди мирного населения на оккупированной территории, отправленных на принудительные работы; наличие семейного архива, отражающего это участие;

    деятельность в городе, селе, районе, регионе проживания участника Конкурса поисковых отрядов и волонтерских организаций, проведение молодежных мероприятий по сохранению и увековечению памяти о Великой Отечественной войне, личное участие в них участника Конкурса;

    опыт работы участника Конкурса с архивными свидетельствами
    о фактах преступлений нацистов против мирных жителей в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов;

    внеурочные занятия и интересы участника Конкурса, его увлечение отдельными видами искусства (кино, театр, музыка, чтение и т. д.).

    Во всех случаях необходимо учитывать предшествующий опыт участия в творческих конкурсах. Еще раз подчеркнем важность целесообразного выбора темы, связанной с городом, регионом, населенным пунктом проживания участника Конкурса, что создает ситуацию сопричастности истории малой родины. Желательно, чтобы тематическое направление вызывало у Вас эмоциональное сопереживание и отражало личную заинтересованность рассматриваемыми фактами. В этом случае можно надеяться на реальное, а не формальное достижение целей Конкурса.

    При выборе тематического направления своей работы Вы можете обратиться за помощью к членам семьи и педагогу-наставнику, осуществляющему Ваше педагогическое сопровождение. При выборе тематического направления и проектировании замысла сочинения рекомендуется тщательно проанализировать формулировку каждого тематического направления, так как при достаточной степени обобщения
    в каждой из формулировок содержится указание на определенный ракурс раскрытия темы.

    Содержание темы сочинения не должно лишь формально соответствовать выбранному Вами тематическому направлению (например, соответствует только формулировка темы сочинения или в текст необоснованно включены те или иные факты). Должны наблюдаться тематическое единство работы и логическое соответствие выбранному тематическому направлению.

    Шаг 6. Вам необходимо определить и сформулировать тему конкурсной работы в рамках выбранного тематического направления.
    В критериях оценивания конкурсной работы указано, что она (формулировка) должна быть уместной, самостоятельной и оригинальной.

    Формулировка темы должна отражать главную мысль конкурсного сочинения, соответствовать выбранному жанру его написания. Оригинальность формулировке темы может придать использование ярких коротких цитат из книг, кинофильмов, писем и т.п., связанных
    с содержанием сочинения.

    Формулировать тему конкурсной работы целесообразно после сбора необходимого материала, определения жанра сочинения и написания
    его черновика. В этом случае будет виден весь творческий замысел работы, будут доступны исторические материалы, которые могут послужить источником конкретных формулировок.

    Шаг 7. Участнику необходимо выбрать жанр написания конкурсного сочинения.

    На этот выбор должны повлиять два основных обстоятельства: Ваши личные предпочтения и целесообразное сочетание тематического направления, темы и жанра. Для облегчения работы предлагаем таблицу их сочетания. Однако она носит рекомендательный характер,
    и окончательный выбор жанра остается, безусловно, за участником Конкурса.



    Тематическое направление

    Рекомендуемые жанры

    1.

    Места памяти геноцида советского народа со стороны нацистов и их пособников во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов

    Рассказ, письмо, сказка, дневник, репортаж, интервью, письмо, эссе, заочная экскурсия, притча.

    2.

    Уничтожение мирного населения на оккупированной территории в результате карательных операций, на принудительных работах в изгнании, в местах массового силового заключения и содержания граждан СССР

    Рассказ, письмо, дневник, репортаж, интервью, письмо, эссе, заочная экскурсия, путевые заметки.

    3.

    Преступления против детства в годы Великой Отечественной войны
    1941–1945 годов

    Дневник, письмо, рассказ, сказка, притча, путевые заметки.

    4.

    Произведения литературы, музыкального, изобразительного, драматического и (или) кинематографического искусства, отражающие геноцид мирного населения в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов

    Рассказ, дневник, очерк, интервью, эссе, заочная экскурсия, рецензия, притча.

    5.

    Деятельность поисковых отрядов, общественных организаций и движений молодежи по сохранению и увековечению памяти о геноциде советского народа в период Великой Отечественной войны 1941–1945 годов

    Рассказ, письмо, дневник, очерк, репортаж, интервью, эссе, заочная экскурсия, путевые заметки.

    6.

    Чему нас учит история: трибуналы и судебные процессы по делу о геноциде советских граждан нацистами и их пособниками в период Великой Отечественной войны 1941–1945 годов

    Очерк, репортаж, интервью.
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13


    написать администратору сайта