Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Знакомые герои в новых обстоятельствах.

  • 4. Сказки от «живых» капель и клякс.

  • 6. Изменение ситуации в знакомых сказках.

  • 8. Сказки, но по-новому.

  • 9. Сказки от превращений.

  • 11. Словесная режиссерская игра.

  • 13. Словесное комментирование.

  • Методика работы со сказкой. Методические рекомендации по работе над сказкой в начальной школе 27 Выводы по второй главе 31


    Скачать 134.38 Kb.
    НазваниеМетодические рекомендации по работе над сказкой в начальной школе 27 Выводы по второй главе 31
    Дата26.04.2021
    Размер134.38 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМетодика работы со сказкой.docx
    ТипМетодические рекомендации
    #198755
    страница5 из 6
    1   2   3   4   5   6

    2.2. Методика работы над сказкой в начальной школе



    Методика анализа сказок существенно не отличается от анализа реалистических рассказов, используются те же формы и приемы работы с текстом, чтобы ученики начальной школы ярко восприняли конкретное содержание, правильно представили себе развитие сюжета, мотивы поведения действующих лиц, их взаимоотношения. Только на последнем этапе работы над сказкой учитель ставит детей в условия «переноса» вывода сказки на аналогичные случаи в жизни [14, с. 194].

    В педагогическом процессе используется целый комплекс различных методов и средств. Среди множества методов и приемов работы со сказкой о животных на уроках литературного чтения основными и обязательными являются: составление плана пересказа сказки, пересказ, определение главной мысли (урока) сказки, составление описания персонажей сказки.

    Важным является формирование представлений у младших школьников об особенностях композиции сказок, усвоение младшими школьниками литературоведческих терминов необходимых, для описания структуры и композиции сказок (персонаж, автор, троекратность ситуаций, диалогизм, многократность встреч и т.д.) [11, с. 7-8].

    В методике анализа сказок в школе используются те же самые формы и приемы работы с текстом: выборочное чтение, ответ на вопросы и постановка вопросов учащимися, словесное и графическое рисование, составление плана, все виды пересказа, составление сказки по аналогии с прочитанной и некоторые другие. Большую роль при работе над сказками играют творческие методы: самостоятельное написание сказок, инсценировка сказок, описание и составление иллюстраций сказок. Методическая схема изучения сказкиможет быть следую­щей:

    1. выяснение конкретного содержания сказки:

    - выделение персонажей сказки, разграничение их ролей;

    - определение места действия (обычный мир или иной), последовательности событий;

    - определение характерных черт на основании поведения и поступка героя (персонажа);

    - выяснение причин поведения;

    - обсуждение взаимоотношений героев;

    1. словесное описание по воображению персонажей сказки, эпизодов;

    2. сравнение персонажей;

    3. определение основной мысли сказки (что одобряется или осуждается в сказке);

    4. определение личного отношения к персонажам сказки, со­бытиям, высказывание оценочных суждений;

    5. наблюдения над жанровыми особенностями сказки (компо­зицией, сказочными выражениями, яркими изобразительными средствами);

    6. чтение в лицах либо инсценирование эпизодов (какая-либо творческая работа).

    Существует огромное количество методов и приемов работы со сказкой. Рассмотрим некоторые из них:

    1. Знакомые герои в новых обстоятельствах. Данный метод развивает фантазию, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в другие обстоятельства. Обстоятельства могут быть чисто фантастическими, невероятными (лиса и заяц вместо своих ледяных и лубяных избушек обитают на летающих тарелках), а могут быть (лиса, заяц, петух с помощью волшебной палочки оказались в одной клетке зоопарка, а возможно они застряли в лифте.

    2. Коллаж из сказок. Придумать сюжет новой сказки, в которой Баба- Яга встретила в лесу Колобка, и они вместе отправились в гости к лисе в лубяную избушку. Вариантов и переплетений ситуаций из разных сказок может быть множество, важно не забыть о главных, первоначальных героях - и получится «Коллаж из сказок». Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасения……..

    3. Сказка от считалки. Считалка лаконична, рифма ее легка. От считалки к сочинительству переход прост – мы разучиваем считалку, обыгрываем ее несколько раз в подвижных играх, а затем предлагаем загадочное начало, идущее от ее содержания.

    Считалка:

    Чижик в клетке сидел,

    Чижик громко песню пел

    Гу –гу –гу, чу – чу- чу,

    Я на волю полечу.

    Начало сказки: Один раз бабушка, покормив чижика, забыла закрыть клетку

    4. Сказки от «живых» капель и клякс. Кляксография. Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Дети глядя на них видят образы, предметы или их отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?. «Кого или что она тебе напоминает?» - эти вопросы полезны, развивают мышление и воображение. После этого, перейти к следующему этапу – дорисовать кляксы. В результате может получиться целый сюжет.

    А «живые» капли получаются очень просто: капните на бумагу краску и быстро наклоните ее в разные стороны – и появиться какой – то образ. Сюжеты в результате кляксографии, и образы от « живых» капель помогают сочинять сказки. Какие бы сказки по этим картинкам сочинили вы?

    5. «А что потом?». Этот метод полезен и интересен тем, что:

    - мы можем, изменяя конец сказки, направить внимание ребенка в нужное педагогическое русло;

    - развивать воображение ребенка;

    Давайте поразмышляем: репку вытащили, а как ее делили – кто им мешал при этом, кто больше всего потрудился для этого; что сделали спасатели Красной Шапочки и бабушки со злодеем волком; а коза и семеро козлят, построили себе неприступную крепость. Варианты всегда есть, они будут своеобразными, в зависимости от уровня творческого воображения.

    6. Изменение ситуации в знакомых сказках. Мы в который раз рассказываем детям сказку и доверительно договариваемся что-то в ней изменить. Вначале мы в ней меняем совсем немногое, и этим побуждаем ребенка придумывать. « Золушка, убегая от принца, потеряла не туфельку, а что – то другое». Путем рассуждений мы двигаемся к возможным ответам: это может быть кольцо, брошка, поясок от платья или какая- нибудь деталь от наряда. Постепенно дети учатся сами менять ситуации в сказках.

    Сказка «ГУСИ – ЛЕБЕДИ»

    Новая ситуация: на пути девочки встречается волк…….

    Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ»

    Новая ситуация: волку мешает медведь, который зовет его на свой день рождения……

    Сказка «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»

    Новая ситуация: рыбка захотела сама встретиться со старухой……

    7. Перевирание сказки. Перевирание сказки воспитывает чувство юмора, лукавство, понимание иронии, исходящей от близких. Условия такого подхода к известным сказкам ставят ребенка в активную позицию, заставляют сосредоточиваться «Колобок»: «Катится, катится колобок, а навстречу ему тигр (нет, не тигр, а заяц и т.д.)…» Важно удивляться своей забывчивости с помощью тона, мимики жестов.

    8. Сказки, но по-новому. Этот метод помогает по – новому взглянуть на знакомые сюжеты. Дети привыкли к тому, что Колобок –добрый, лиса – хитрая, волк – злой, Золушка и крошечка – Хаврошечка – трудолюбивые, скромные.

    Сказка берется за основу старая, но детям предлагается наделить главных героев противоположными качествами.

    Старая сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ»

    Сказка по – новому: козлята становятся злыми и капризными, убегают в лес, а добрый волк помогает козе их найти.

    Старая сказка «КРАСНАЯ ШАПОЧКА»

    Сказка по –новому: злая Красная Шапочка, а волк добрый.

    9. Сказки от превращений. Уметь в мыслях превратиться в кого угодно или во что угодно – это очень многое для ребенка, это начало фантазии и сочинительства. Я превращаюсь * В кота

    Начало сказки: скучно мне стало все время жаться возле хозяйки, и я пошагал на улицу.

    Я превращаюсь * В бабочку.

    Начало сказки: как хорошо летать над цветочками и видеть все сверху. Но однажды…….

    Я превращаюсь * В цветок

    Начало сказки: жили – были я (ромашка) и василек…….

    10. «Салат из сказок». Это встреча в одной новой сказке наших старых знакомых героев из разных сказок. Дробим сказки и выбираем из них героев, события, волшебство и т.д. Например: «Жил – был папа Карло, он был очень одинок, так как у него не было детей. Но, проснувшись однажды, он обнаружил в опавшем листочке розы маленькую девочку, в кроватке – Снегурочку), в кресле – Мальвину и т.д.». Дальше предлагается детям события развернуть так, как подсказывает их фантазия.

    11. Словесная режиссерская игра. Дети догадываются по настроению музыки о действиях и эмоциональном состоянии героев и природных явлениях: «Какое настроение передают музыка: грустное или веселое?», «Музыка быстрая или медленная?», «Что можно делать под такую музыку: весело играть на полянке или плакать?»

    12. Психогимнастика. Дети с помощью движений и мимики передают эмоциональное состояние героя (радость, удивление, бежит лисичка, идет корова, бежит на помощь и т.д.)

    Важным, также является воспитание чуткости к слову. Формированию такого чутья способствуют следующие приемы в работе со сказкой:

    « длиннохвостая», «пушистохвостая», «хитроумная»…..

    • произнести без гласных звуков какое – либо слово и предложить ребенку узнать его. Например, «принцесса» – п р н ц с с, «Золушка»- з л ш к.

    13. Словесное комментирование. Дети составляют словесное описание по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции.

    14. Совместная словесная импровизация. Предложить детям разыграть отдельные эпизоды сказки, где главные герои становятся дети. Вносятся новые элементы в сказку при сохранении сюжетной линии [19].

    Таким образом, педагогу следует выбирать и использовать систему методов соответственно поставленным целям, поскольку при их выборе необходимо учитывать все тонкости и особенности личности ребенка. Также при работе надо выбирать только те методы, с которыми педагог знаком, которыми владеет. Ему необходимо создавать ситуации, способствующие эмоциональному переживанию на практике.

    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта