Методика работы со сказкой. Методические рекомендации по работе над сказкой в начальной школе 27 Выводы по второй главе 31
Скачать 134.38 Kb.
|
2.3. Методические рекомендации по работе над сказкой в начальной школеСказка для ребенка имеет большое воспитательное и познавательное значение. Это любимый жанр многих детей. И не случайно в программу начальной школы включены различные сказки. Из программы видно, что сказка занимает большое место в чтении младших школьников. Их воспитательное значение огромно. Они учат скромности, бескорыстию, вежливости, высмеивают пороки, что обусловило их сатирическую направленность. В. А. Лазарева дает следующие рекомендации при изучении сказок в начальной школе: Не говорить, что так не бывает в жизни. Ставить вопрос: Почему? О чем это говорит? Мораль сказки не переводить на человеческие отношения. Речь сказки проста, пересказ должен быть близким к тексту (со смехом, игрой или грустью). Пересказ по иллюстрациям, по картинному плану, по словесному плану, но с использованием речевых особенностей сказки (зачин, повторы, концовка). Важно чтение в лицах, показ картонных кукол, кукольное выступление, теневой театр, грамзаписей. На доске выписать яркие определения, характерные выражения, необходимые для введения при пересказе. Поставить проблему - каков персонаж, докажи своим рассуждением и словами текста. Важна в сказке интонация, яркость выражения [10, с. 4]. Можно выделить также другие методические рекомендации по работе со сказками в начальной школе: Обычно перед чтением сказки проводится небольшая подготовительная беседа (можно спросить, какие сказки бывают, какие читали; организовать выставку сказок). Перед чтением сказок о животных желательно напомнить о повадках животных, показать иллюстрацию этих животных. Если читается сказка о природе, близкой детям, то используется материал экскурсии, записи в календарях природы, то есть наблюдения и опыт. Обычно чтение сказки о животных не требует никакой подготовки, но иногда следует напомнить в беседе о нравах и повадках животных Сказку читает учитель, но желательно ее рассказывать. Работу над сказкой вести как над реалистическим рассказом, не растолковывая, что «так в жизни не бывает», что это вымысел. Сказку можно использовать для составления характеристик и оценок, так как персонажи сказок обычно являются выразителями одной – двух характерных черт, ярко раскрывающихся в их поступках. Не переводить мораль сказки в область человеческих характеров и взаимоотношений. Дидактизм сказки настолько силен, ярок, что дети сами делают выводы: «Поделом лягушке – не надо хвастаться» (сказка «Лягушка - путешественница»). Если дети придут к подобным заключениям то можно считать, что чтение сказки достигло цели. Специфика фольклорной сказки в том, что она создавалась для рассказывания. Поэтому прозаические сказки пересказываются как можно ближе к тексту. Рассказывание должно быть выразительным. Хорошим приемом подготовки к нему является чтение сказки в лицах. Инсценировка сказок во внеклассное время помогает выражать сказочный характер, развивает речь и творческие способности у детей. Сказка используется и для обучающих работ по составлению планов, так как она отчетливо членится на сцены – части плана, заголовки легко отыскиваются в тексте сказки. При анализе сказки не следует акцентировать внимание на том, что что-то в ней вымысел, иначе пропадает очарование сказки. После отработки содержания сказки, его полного анализа, сказку следует прочитать по ролям. Выразительное чтение, чтение по ролям всегда доставляет ребятам удовольствие, облегчает усвоение типичных особенностей сказки: разговорный язык, повторы, особая ритмика. В связи с чтением сказки возможно изготовление кукол, декораций для кукольного театра, фигурок зверей и людей для теневого театра. Следует вести элементарные наблюдения над особенностями композиции сказки, так как эти наблюдения повышают сознательность восприятия сказки детьми. Уже в I – II классах дети встречаются со сказочными приемами троекратного повтора и замечают, что это помогает запомнить сказку. Работая со сказкой (чтение детей, чтение вслух взрослыми, различные формы пересказа и переложение сказок на другие виды) необходимо указывать на ее особенности, вместе с детьми добираться до ее смысла, широко использовать сказку, как источник эстетического воспитания детей и их наслаждения искусством. Сопоставление вариантов сказок, различных "редакций" одного сюжета у разных народов, привлечение игрушки для глубокого осмысления сказки, установление связи народной сказки с литературой. Прием устного (словесного) рисования поможет ребятам подметить характерную деталь, схватить главную мысль. Благодарнейшим способом изучения сказки является ее инсценирование. Этому способствует насыщенность сказки диалогами. Под руководством взрослым составление детьми киносценариев по сюжету сказки. Данная работа – надежный путь к осмыслению сказки. Большое значение при чтении сказок имеет интонация. Неверная интонация "разрушает иллюзию сказочного мира". Сказка становится тусклой, неинтересной, бесцветной, а ее темперамент, отражение в ней личности, неповторимые оттенки смысла исчезают. Речь сказки проста, пересказ должен быть близким к тексту (со смехом, игрой или грустью). Пересказ по иллюстрациям, по картинному плану, по словесному плану, но с использованием речевых особенностей сказки (зачин, повторы, концовка). На доске выписать яркие определения, характерные выражения, необходимые для пересказа. Важно чтение в лицах, показ картонных кукол, кукольное выступление, теневой театр, аудиозаписи. Поставить проблему - каков персонаж, докажи своим рассуждением и словами текста. Необходима лексическая работа над словами, выражениями, фразеологическими оборотами [23]. Выводы по второй главеВ процессе работы со сказками у детей формируется умение самостоятельно работать с книгой, задавать вопросы, выдвигать гипотезы и аргументировать свой ответ. Совершенствуются коммуникативные навыки общения в парах, группах, развиваются память, внимание, речь, логическое и образное мышление, повышается уровень познавательной активности и учебной мотивации, расширяется кругозор учащихся, воспитываются положительные качества характера на ярких и образных примерах. Работа над сказками в школе проводится постоянно, расширяя кругозор детей и их литературоведческие понятия, поэтому учителю важно использовать различные методы и формы урока, чтобы сделать этот процесс незабываемым и увлекательным. При изучении сказок рекомендуются следующие приемы работы: выборочное чтение, ответы на вопросы и постановка вопросов самими учащимися, выразительное чтение эпизодов или всей сказки, устное рисование одного из персонажей сказки, подбор подписей к иллюстрациям словами текста (своими словами), художественное рассказывание по иллюстрации, составление своей иллюстрации к сказке, составление плана сказки (картинного, словесного), пересказ близко к тексту и выборочный (отдельный эпизод), составление характеристики персонажа сказки, чтение в лицах, инсценирование эпизодов, творческий пересказ с введением новых персонажей, необычных предметов в сюжетную канву сказки. Педагогу следует выбирать и использовать систему методов соответственно поставленным целям, поскольку при их выборе необходимо учитывать все тонкости и особенности личности ребенка. Также при работе надо выбирать только те методы, с которыми педагог знаком, которыми владеет. Ему необходимо создавать ситуации, способствующие эмоциональному переживанию на практике. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ данной работе была рассмотрена методика работы над сказкой в начальной школе. Результаты исследования позволили сделать следующие выводы. В младшем школьном возрасте развивается восприятие сказки. Чтобы обрести смысл жизни, ребенок должен выйти за узкие границы сосредоточенности на самом себе и поверить в то, что он сделает значительный вклад в окружающий мир, если не сейчас, то, по крайней мере, в будущем. Всему этому как раз и способствует сказка. Она проста и в то же время загадочна. Сказка умеет завладеть вниманием ребенка, возбудить его любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции, обрести чувство удовлетворенности тем, что он делает. Сказки имеют огромное педагогическое и воспитательное значение. Они формируют устойчивые народные представления о нравственных началах жизни, являются наглядной школой изумительного искусства слова. Сказки способствуют развитию у детей воображения и литературно-творческих способностей. Изучение сказок повышает интерес и мотивацию школьников к изучению литературы. Сказка прививает любовь к своей земле и своему народу. Она формирует коммуникативные качества младших школьников. Учителю необходимы глубокие знания методики работы над сказкой, ведь именно от мастерства учителя зависит осмысление этого жанра учащимися. Умения дают возможность избежать стандартов в работе, разнообразить ее с целью создания у детей нужного эмоционального тона в восприятии, настроить их на то, что нет одинаковых сказок, что каждая сказка интересна по-своему. Работа со сказками носит обучающий, воспитывающий, развивающий и даже лечебный характер (использование сказкотерапии при коррекционной работе с агрессивными детьми). Сказка учит смелости, доброте и другим хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает не по совести. Сказка развивает эстетическое чувство. Для нее характерно раскрытие прекрасного в природе и человеке, единство эстетического и морального начал, соединение реального и вымысла, яркая изобразительность. В процессе работы со сказками у детей формируются универсальные учебные действия, а именно, умение самостоятельно работать с книгой, задавать вопросы, выдвигать гипотезы и аргументировать свой ответ. Совершенствуются коммуникативные навыки общения в парах, группах, развиваются внимание, память, речь, логическое и образное мышление, повышается уровень познавательной активности и учебной мотивации, расширяется кругозор учащихся, воспитываются положительные качества характера на ярких и образных примерах. В методике анализа сказок в школе используются те же самые формы и приемы работы с текстом: выборочное чтение, ответ на вопросы и постановка вопросов учащимися, словесное и графическое рисование, составление плана, все виды пересказа, составление сказки по аналогии с прочитанной и некоторые другие. Большую роль при работе над сказками играют творческие методы: самостоятельное написание сказок, инсценировка сказок, описание и составление иллюстраций сказок. Педагог должен выбирать и использовать систему методов соответственно поставленным целям, поскольку при их выборе необходимо учитывать все тонкости и особенности личности ребенка. Также при работе надо выбирать только те методы, с которыми педагог знаком, которыми владеет. Ему необходимо создавать ситуации, способствующие эмоциональному переживанию на практике. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАфанасьев В. В. Этнопедагогика: учебно-методический комплекс дисциплины / В. В. Афанасьев, Е. Н. Сепиашвили. – М.: МГУТУ, 2016. - 170 с. Ахтырская Е. Н. Изучение фольклора в начальной школе / Е. Н. Ахтырская // Начальная школа. - 2018. - № 11. – С. 47-50. Бережнова Л. Н. Этнопедагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф.образования / Л. Н. Бережнова, И. Л. Набок, В. И. Щеглов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2017. — 240 с. Волков Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н. Волков. – М.: Изд. центр «Академия», 2019. – 168 с. Зворыгина О. И. Русская литературная сказка: речевые параметры жанра: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. Специальность 10.02.01 – русский язык / О. И. Зворыгина. - Екатеринбург – 2016 – 32 с. Иващенко Е. В. Роль сказки в воспитании младших школьников / Е. В. Иващенко, Т. В. Балясникова // Годишњак Педагошког факултета у Врању, књига VII, 2016. – С. 423-428. Камалова Л. А. Детский фольклор: Методическое пособие для студентов высш. пед. учебных заведений по специальности «Педагогика и методика начального образования», по направлению «Педагогическое образование» профиля «Начальное образование» (бакалавр). / Л. А. Камалова. – Казань: ТГГПУ, 2017. – 150 с. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М. В. Киселева. — СПб.: Речь, 2016. — 160 с. Крестовский А. В. Роль народной сказки в воспитании духовно-нравственных качеств младших школьников / А. В. Крестовский // Сибирский педагогический журнал. – 2018. - №2. – С. 320-329. Лазарева В. А. Уроки литературного чтения в современной начальной школе / В. А. Лазарева // Начальная школа. – 2015. – № 2. – С. 2-10. Луковенко Е. Д. Изучение сказок о животных в начальной школе: автореферат выпускной квалифицированной работы / Е. Д. Луковенко. - Саратов, 2016. – 12 с. Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева, Н. Н. Светловская.— 2-е изд., перераб.— М.: Просвещение, 2017.— 415 с. Савлук Е. Т. Проблема добра и зла в «Русалочьих сказках» А.Н. Толстого [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.school-science.ru/0317/pdf/32953.pdf Сказкотерапия как метод восстановления психоэмоционального равновесия и воспитания эмоционально-нравственной культуры [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://stranatalantov.com/news/skazkoterapiya-kak-metod-vosstanovleniya-psixoemoczionalnogo-ravnovesiya-i-vospitanie-emoczionalno-nravstvennoj-kulturyi/ Соловьева Е. Методы и приемы работы со сказкой [Электронный ресурс] / Е. Соловьева. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/08/26/metody-i-priemy-raboty-so-skazkoy Сухомлинский В. В. Комната сказки [Электронный ресурс] / В. В. Сухомлинский. – Режим доступа: http://nsportal.ru/blog/nachalnaya-shkola/all/2018/07/06/vasukhomlinskiykomnata-skazki Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании / К. Д. Ушинский. Собр. соч. Т.2. – М.- Л.: Издательство АПН РСФСР, 2019. Шегаева А. В. Особенности работы со сказкой на уроках литературного чтения в начальной школе / А. В. Шегаева // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 151-153. |