Главная страница
Навигация по странице:

  • Сказки о животных.

  • Волшебные сказки.

  • Бытовые сказки.

  • Методика работы со сказкой. Методические рекомендации по работе над сказкой в начальной школе 27 Выводы по второй главе 31


    Скачать 134.38 Kb.
    НазваниеМетодические рекомендации по работе над сказкой в начальной школе 27 Выводы по второй главе 31
    Дата26.04.2021
    Размер134.38 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМетодика работы со сказкой.docx
    ТипМетодические рекомендации
    #198755
    страница3 из 6
    1   2   3   4   5   6

    1.3. Анализ сказок изучаемых в начальных классах



    В фольклористике имеется несколько классификаций состава сказочного жанра, среди которых общепринятыми типами сказки можно считать следующие:

    - сказки о животных;

    - фантастические (мифологические) или волшебные сказки;

    - новеллистические (бытовые) сказки [7, с. 77].

    Далее идет классификация по сюжетам, темам, персонажам (например, о ловких и умных отгадчиках, о хозяевах и работниках
    и т.п.). Соответственно раздел несказочной прозы включает рассказы этиологического характера (объясняющие причины чего-либо), былички, легенды, предания, сказы [3, с. 201-202].

    Сказки о животных.Этот вид сказок отличается от других главным образом тем, что действуют в них животные. Прекрасным образцом авторских сказок о животных являются: сказка Г. X. Андерсена «Гадкий утенок», сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая шейка», «Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост», сказка М. Горького «Воробьишко» и др. Сказочное описание явлений природы чрезвычайно много дает для развития речи учащихся, их творческого воображения и фантазии.

    Волшебные сказки.Волшебные сказки отличает от других особый характер вымысла. В них всегда действуют сверхъестественные силы — то добрые, то злые. Специфика волшебных сказок, как отмечалось выше, заключается в том, что в них совершаются необычные превращения, действуют неправдоподобные силы и т. п. Поэтому и при анализе таких сказок специфичным будет только выяснение направленности волшебных сил (кому они помогают и почему, как это характеризует героев сказки и т. п.). В остальном анализ сказки будет осуществляться так же, как и анализ рассказа [12, с. 136-137].

    Бытовые сказки. В бытовых сказках говорится об отношении социальных классов. Разоблачение лицемерия правящих классов – основная черта бытовых сказок. Эти сказки отличаются от волшебных тем, что вымысел в них не носит ярко выраженного сверхъестественного характера.

    В сказках говориться о характерах людей, повадках животных.

    Действие положительного героя и его врага в бытовой сказке протекает в одном времени и пространстве, воспринимается слушателем как повседневная реальность.

    Герои бытовых сказок: барин-помещик, царь-князь, хан – жадные и равнодушные люди, бездельники и эгоисты. Им противопоставляются бывалые солдаты, бедные батраки – ловкие, смелые и умные люди. Они побеждают, и в победе им иногда помогают волшебные предметы.

    Бытовые сказки имеют большое воспитательное и познавательное значение. Ребята узнают об истории народа, его быте. Эти сказки помогают нравственному воспитанию учащихся, так как они передают народную мудрость [23].

    Литературная сказка – это вторичный по отношению к фольклорной сказке жанр: прозаическое или поэтическое произведение с установкой на вымысел, сохраняющее традиции пражанра, при этом определяющим в нем является образ автора и его идейно-эстетические установки. Литературная сказка, характеризующаяся двоемирием (совмещением реального и фантастического), имеет собственные принципы композиционного построения, оригинальный хронотоп, систему образов персонажей, характеристика которых обусловлена наличием «чудесного». Литературная сказка выполняет эстетическую, развлекательную, дидактическую и другие функции. Она бывает двухадресной либо ориентированной отдельно на детского и на взрослого читателя [5, с. 9].

    Главным отличием литературной сказки от фольклорной является осознанное, индивидуальное творчество. Вместе с тем литературная сказка является производной формой сказки фольклорной. Литературная сказка тесно связана с народной своей тематикой, сюжетами, мотивами и даже стилем [17].

    Сказка способствует формированию определенных нравственных ценностей: для девочек – это красна девица, умница, рукодельница и пр., а для мальчиков – добрый молодец, смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий родину [6, с. 425].

    Важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми – это образность. В сказочных героях обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т.п. Эти черты раскрываются и в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам, например гиперболизации.

    Так, черта трудолюбия в результате гиперболизации достигает предельной яркости и выпуклости изображения (например: за одну ночь построить дворец, мост от дома героя к дворцу царя; за одну же ночь посеять лен, вырастить, обработать, напрясть, наткать, нашить и одеть народ; посеять пшеницу, вырастить, убрать, обмолотить, намолоть, испечь и накормить людей и т.п.). То же самое следует сказать и о таких чертах, как физическая сила, мужество, смелость и т.п. [6, с. 426].

    Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. В народной сказке, по его мнению, великое и исполненное поэзии дитя-народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы [21].

    Наиболее обобщенно педагогическую роль сказок представил в своих трудах В.А. Сухомлинский. Он эффективно использовал их в воспитательном процессе, в Павлышской средней школе дети сами творили сказки. По мнению В.А. Сухомлинского, сказка, игра, фантазия – животворный источник детского мышления. Пять, десять раз ребенок может повторять одну и ту же сказку, и каждый раз открывает в ней что-то новое. Ребенок прекрасно знает, что в мире нет ни Бабы-яги, ни Царевны-Лягушки, ни Кащея-Бессмертного. Но он воплощает в эти образы добро и зло и выражает свое личное отношение к хорошему и плохому [20].

    В учебники по литературному чтению 1-4 классов входят произведения фольклора народов России и других стран мира. Задача обучения в каждом классе — углублять знания детей о произведениях народного творчества, расширять и обогащать читательский опыт, вводить литературоведческие представления и понятия. Разделы учебников в соответствии с «Обязательным минимумом содержания начального общего образования» включают в себя загадки, пословицы, скороговорки, потешки, сказки, легенды, сказания, сказы [15].

    С понятием «сказка» учащиеся знакомятся во 2 классе, изучая сказки русского народа («У страха глаза велики», «Снегурочка», «Журавль и цапля», «Зимовье зверей» и другие), сказки народов России (ненецкая сказка «Белый медведь и бурый медведь», чукотская сказка «Хвост»), сказки народов мира (украинская сказка «Колосок», английская сказка «Как Джек ходил счастья искать», норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе»). Параллельно в круг чтения вводятся литературные сказки В. Одоевского «Мороз Иванович», В.Даля «Девочка Снегурочка», Х.К. Андерсена «Пятеро из одного стручка», бр. Гримм «Семеро храбрецов», Б. Заходера «Серая звездочка». Постепенно у детей формируются понятия о литературных (авторских) и народных сказках, видах сказок (волшебных, бытовых, о животных), а сравнение сказок народов мира дает возможность выделить сходства и различия, «похожесть» сюжетов, особенность языка народных и литературных сказок.

    В круг чтения третьеклассников вводятся новые сказки, чтение и анализ которых показывают их нереальный мир, существование положительных и отрицательных героев, особенности языка сказок каждого народа, наличие повторов, присказок, зачинов и концовок. Третьеклассники получают представление о том, что сюжеты многих сказок имеют сходство, хотя и отличаются манерой изложения, так как создавались они в разное время, разными людьми, в разных странах. Третьеклассники знакомятся с народными и литературными сказками с загадками (русская народная сказка «Семилетка», сказка бр. Гримм «Умная дочь крестьянская», сказка А. Платонова «Умная внучка»). Самостоятельное чтение и сравнение этих сказок позволяет третьеклассникам узнать о многовековой жизни сказки с загадками, об интересе к ней народов мира и писателей. В третьем классе ребята читают авторские сказки В.М. Гаршина («Сказка о жабе и розе»), В.А. Жуковского («Сказка о царе Берендее»), Пушкина («Сказка о мертвой царевне») и другие.

    В 4 классе в круг чтения входят сказки, более сложные по форме и содержанию, что создает условия для обогащения читательского опыта, расширения круга чтения, повышения уровня начитанности. Четвероклассники повторяют все жанры произведений фольклора и виды сказок, изучают литературные сказки (А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, В.М. Гаршина, П.П. Ершова, Х.К. Андерсена и др.). Такое построение содержания обучения позволяет постоянно расширять круг чтения детей, формировать основные читательские умения [15].
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта