Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Моноцентризм.

  • 2. Полицентризм.

  • 3. Дицентризм.

  • Д.В. Богатенков, С.В. Дробышевский. Антропология. Методические рекомендации "введение в антропологию"


    Скачать 5.29 Mb.
    НазваниеМетодические рекомендации "введение в антропологию"
    АнкорД.В. Богатенков, С.В. Дробышевский. Антропология.doc
    Дата03.02.2017
    Размер5.29 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаД.В. Богатенков, С.В. Дробышевский. Антропология.doc
    ТипМетодические рекомендации
    #2076
    КатегорияБиология. Ветеринария. Сельское хозяйство
    страница14 из 44
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   44

    4.2. Моноцентризм, дицентризм и полицентризм: сколько у нас предков?


    Откуда же взялись люди современного облика? В каких областях Земли происходило сложение современного комплекса биологического строения и поведения - сапиентация?
         Изучая древних людей, исследователи давали отличающиеся ответы на эти вопросы. Эти взгляды получили название гипотез моноцентризма, дицентризма и полицентризма, отличие между которыми состоит в разной оценке степени архаичности или прогрессивности географических и хронологических групп древнего населения.

         1. Моноцентризм. Часть антропологов считает, что человек современного облика произошел в достаточно ограниченном регионе планеты. Потом он расселился оттуда по всей Земле, в чем ему помогал высокий уровень интеллекта и значительная биологическая и социальная лабильность. Такой подход к происхождению человека называется моноцентризмом. Очаг возникновения современного человека предполагался в разных областях - Африке, Европе, Центральной Азии, Дальнем Востоке, гипотетической Лемурии и даже в Южной Америке. Гипотеза существования пре-сапиенса в Европе, предшествовавшего неандертальцам, была убедительно подвергнута критике с биологической стороны. Лемурийская и южноамериканская версии явно страдают отсутствием хоть каких-то доказательств. В настоящее время моноцентристы уверенно говорят об Африке (или даже конкретно о Центральной Африке) как о единственном возможном месте возникновения человека. В несколько расширенном варианте речь идет об афро-европейской прародине, включающей также Южную Европу.
         Альтернативой может служить так называемая гипотеза широкого моноцентризма, выдвинутая советским антропологом Я.Я. Рогинским. Она предполагает значительно большую территорию, охваченную процессом сапиентации - все Средизмноморье, включая Южную Европу и Северо-Восточную Африку, Ближний Восток и Кавказ (Рогинский Я.Я., 1969). Процесс сапиентации был, конечно же, не одномоментным и потому завершился на значительно большей территории, нежели начался. Расселяясь из единого центра, неоантропы смешивались с аборигенными популяциями палеоантропов, живших в отдаленных регионах планеты. Этим Я.Я. Рогинский объяснял известное противоречие - наличие одновременно сходных признаков у современных людей очень отдаленных территорий и сходство в отдельных признаках современных рас с ископаемыми гомининами тех же областей.

         2. Полицентризм. Последняя особенность - географическое распределение специфических признаков - привела к появлению полицентризма. Опираясь на сходство современных людей и ископаемых гоминин тех же областей (монголоидов и синантропов - в особой лопатовидной форме резцов, неандертальцев и европейцев - в силовом типе кисти, африканцев и черепа из Брокен Хилл в Замбии - в больших размерах челюстей и т.п.), некоторые ученые предположили независимое происхождение разных человеческих рас. Основателем концепции полицентризма является немецкий антрополог Ф. Вейденрейх.

    • Он выделил четыре центра формирования современных рас (Weidenreich F., 1939; 1941):

      • европеоиды возникли в Южной и Центральной Европе;

      • негроиды - в Африке;

      • монголоиды - в Восточной Азии;

      • австралоиды - на Больших Зондских островах.

    Развил эту гипотезу К. Кун, разделивший африканский очаг расообразования на два независимых - северный и южный, в которых возникли соответственно капоиды и негроиды, переселившиеся затем в противоположные части континента. По К. Куну, каждый из пяти очагов был населен собственным подвидом архантропов. Современные же расы он делил на более и менее развитые (Coon K., 1962).
         Несколько более умеренный вариант полицентризма с выделением 3-4 центров сапиентации, близких друг к другу, предложил венгерский антрополог А. Тома. В отличие от К. Куна, А. Тома считал уровень современных рас одинаковым (Thoma A., 1976).
         Полицентрические концепции защищали также отечественные антропологи и археологи - Г.Ф. Дебец, В.П. Алексеев, Ю.И. Семенов, А.А. Формозов и ряд других. Однако они исходили из принципиально других соображений, нежели западные ученые. Непрерывность развития палеоантропов в неоантропов на разных территориях обосновывалась влиянием труда и законами развития общества, едиными для всех человеческих коллективов. Миграция же неоантропов из единого центра возникновения слишком напоминала мысль о завоевании жизненного пространства "высшей расой".
         В современной зарубежной науке гипотеза полицентризма переросла в мультирегиональную гипотезу. Ее сторонники стараются особенно подчеркнуть два основных момента: преемственность биологических признаков от архантропов до современного человека в Африке, Европе и Юго-Восточной Азии и Австралии, с одной стороны, и неравнозначность терминов "полицентризм" и "полигенность" - с другой. По мнению современных полицентристов, единство человеческого вида всегда поддерживалась путем многочисленных миграций - генных и культурных потоков между регионами. Так сохранялось и единство, и разнообразие человечества.

         3. Дицентризм. Вариантом полицентризма является дицентризм. Наиболее стройный вариант дицентризма предложен отечественным антропологом А.А. Зубовым (Зубов А.А., 1985; 1987; 1996). Проанализировав мировое распределение одонтологических признаков, он предположил, что человечество на стадии архантропов делилось на два главных расовых ствола - восточный (монголоиды и австралоиды) и западный (европеоиды и негроиды). Особенность такого подхода заключается в том, что признаки зубов имеют высокую генетическую детерминацию, напрямую не зависят от условий окружающей среды и потому не подвержены прямому действию естественного отбора. Они возникают достаточно случайно. Следовательно, они могут быть хорошим индикатором древности группы и степени ее изолированности от других популяций. По этим признакам А.А. Зубов выделяет два очага сапиентации, которые оказались изолированными в глубокой древности. В последующем тропические популяции обоих стволов вследствие одинаковых условий приобрели значительное физиономическое сходство и ныне выделяются в единую экваториальную расу.
         В.П. Алексеев предположил несколько иной вариант развития событий: позднюю миграцию части экваториалов западного ствола на восток, в результате чего сложилась австралоидная раса (Алексеев В.П., 1978; 1984). Таким образом, два центра происхождения современного вида человека у В.П. Алексеева сохраняются, но экваториальная раса оказывается возникшей из одного центра - западного (см. Хрестом. 4.6).
         Аргументы моноцентристов и полицентристов многочисленны и подтверждаются фактическим материалом. Однако они никак не могут перевесить друг друга, и потому пока нельзя твердо ответить на вопрос - где же возник современный человек? Вы можете выбрать себе наиболее понравившеюся концепцию - все они на настоящий момент являются вполне убедительными и равнозначными.

    4.3. Резюме


    • Итак, подведем некоторые итоги:

      1. Согласно палеонтологическим данным, линия предшественников, ведущая к человеку, отделилась от линии современных человекообразных обезьян около 4-8 миллионов лет назад.

      2. Существует огромное количество находок ископаемых приматов, выстраивающихся в последовательный эволюционный ряд форм - от обезьян до человека.

      3. Ответ на вопрос - когда и где возник человек? - зависит от того, кого мы считаем человеком, а кого - нет.

      4. В науке есть множество взаимоисключающих мнений по поводу причин, времени и места возникновения современного человека. Нерешенных вопросов становится тем больше, чем больше мы даем ответов на предыдущие вопросы.

      5. Существовало огромное количество предшественников современного человека, не все из которых были нашими предками. Их можно разделять на стадии или выделять группы согласно биологической систематике (табл. 4.6).

      6. Вместе с биологической эволюцией шла и эволюция социальная, реконструируемая, в частности, методами археологии.

      7. Согласно наиболее аргументированной точке зрения, человек современного облика и поведения возник в Африке или на Ближнем Востоке от 100 до 40 тыс. лет назад.

      8. Со времени около 35 тыс. лет на Земле существует только современный вид человека, распространившийся по всей планете.

    Словарь терминов


    1. Гоминиды

    2. Дицентризм

    3. Моноцентризм

    4. Мультирегиональная гипотеза

    5. Полицентризм

    6. Сапиентация

    7. Сетевидная эволюция

    8. Стадиальная теория антропогенеза

    Вопросы для самопроверки


    1. Приведите отличия и сходство приматов и человека (биологические и небиологические). Какая "грань" отделяет человека от обезьяны?

    2. Что такое "гоминидная триада", какие другие биологические и небиологические признаки можно считать уникальными для гоминид?

    3. Можно ли говорить о "моменте возникновения" современного человека, учитывая при этом данные палеоантропологии?

    4. В какой последовательности возникали биологические и поведенческие особенности современного человека?

    5. Кого считают предками современного человека с позиций эволюционной биологии? (При ответе постарайтесь рассмотреть разные гипотезы)

    6. В чем заключаются концепции моно- и полицентризма, почему в данный момент они считаются равноправными?

    7. Что такое мультирегиональная гипотеза происхождения человека?

    8. Что такое "прародина" человека?

    9. В чем заключается стадиальная гипотеза происхождения человека? Какие другие концепции выдвигает современная антропология?

    10. Как можно исследовать поведение предшественников человека? Чем поведение современного человека отличается от поведения ископаемых людей разных эпох?

    Темы курсовых работ и рефератов


    1. Корни возникновения человека - недостающие звенья.

    2. Австралопитеки - обезьянолюди или человекообезьяны?

    3. Критерии культуры и ее начало.

    4. Архантропы - антропология и культура.

    5. К проблеме близости культуры и биологии палеоантропов и людей современного вида.

    6. Люди верхнего палеолита - возникновение современной психики.

    7. Центры сапиентации - число и время возникновения.

    8. Развитие культуры и психики древнего человека.

    9. К вопросу о динамике развития психики и поведения предков человека по данным археологии и антропологии.

    Список литературы

    Обязательная


    1. Алексеев В.П. Становление человечества. М. 1984.

    2. Ископаемые гоминиды и происхождение человека / Под ред. В.В. Бунака // Труды Института этнографии АН СССР. Новая серия. Т. 92. М., 1966.

    3. Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология. М., 1963.

    4. Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология: Учебник. 2-е изд. М., 1999.

    Рекомендуемая и цитированная


    1. Алексеев В.П. Человек. Эволюция и таксономия (некоторые теоретические вопросы). М., 1985.

    2. Алексеев В.П. Палеоантропология земного шара и формирование человеческих рас. Палеолит. М., 1978.

    3. Бунак В.В. Род Homo, его возникновение и последующая эволюция. М., 1980.

    4. Бутовская М.Л., Файнберг Л.А. У истоков человеческого общества (Поведенческие аспекты эволюции человека). М., 1993.

    5. Джохансон Д., Иди М. Люси. Истоки развития человеческого рода. М., 1984.

    6. Зубов А.А. Иерархия факторов антропогенеза // Вестник антропологии. Вып. 2, 1996.

    7. Зубов А.А. Магистрализация и демагистрализация в ходе эволюционного процесса // Вопросы антропологии. Вып. 75, 1985.

    8. Зубов А.А. Эволюция рода Homo от архантропа до современного человека // Итоги науки и техники. Серия "Антропология". Т. 2. Становление и эволюция человека. М., 1987.

    9. Кочеткова В.И. Палеоневрология. М., 1973.

    10. Оуэн Лавджой К. Эволюция выпрямленного способа передвижения у человека // В мире науки. Scientific American. № 1., 1998.

    11. Семенов Ю.И. На заре человеческой истории. М., 1989.

    12. Фоули Р. Еще один неповторимый вид. М. 1990.

    13. Хрисанфова Е.Н. Древнейшие этапы гоминизации // Итоги науки и техники. Серия "Антропология". Т. 2. Становление и эволюция человека. М. 1987.

    14. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. М. 1952.

    15. Coon C.S. The origin of races. New York. 1962.

    16. Thoma A. Le Peuplement Antйneandertalien de l'Europe. Paris. 1976.

    17. Weidenreich F. Six lectures on Sinanthropus and related problems // Bulletin of the Geological Society of China. Vol. 19. 1939.

    18. Weidenreich F. The skull of Sinanthropus pekinensis: a comparative study of a primitive hominid skull // Palaeontologica Sinica. New Series. D. No. 10. 1943.
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   44


    написать администратору сайта