Главная страница
Навигация по странице:

  • Антропогенез

  • Биологические науки

  • Физические науки

  • Социальные науки

  • Д.В. Богатенков, С.В. Дробышевский. Антропология. Методические рекомендации "введение в антропологию"


    Скачать 5.29 Mb.
    НазваниеМетодические рекомендации "введение в антропологию"
    АнкорД.В. Богатенков, С.В. Дробышевский. Антропология.doc
    Дата03.02.2017
    Размер5.29 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаД.В. Богатенков, С.В. Дробышевский. Антропология.doc
    ТипМетодические рекомендации
    #2076
    КатегорияБиология. Ветеринария. Сельское хозяйство
    страница11 из 44
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   44

    РАЗДЕЛ II. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

    ТЕМА 3. КОНЦЕПЦИИ АНТРОПОГЕНЕЗА

    3.1. Кто мы?


    Мировоззрение человека по природе своей антропоцентрично. Человек является центральной фигурой в мифологии и религиях многих народов. Является он основным объектом изучения и в современной науке. Сколько существуют люди, столько они спрашивают себя: "Откуда мы?", "Каково наше место в мире?" Разные народы в разные времена давали свои ответы на этот вопрос.
         Племена с примитивной культурой охотно выбирали себе в предки разных животных. Делавары считали своим родоночальником орла, айны и папуасы из Моресбей - собаку, древние датчане и шведы - медведя, осаги - улитку. В глубокой древности берет начало идея о происхождении человека от обезьяны. Например, такие ультрадарвинистические, как мы могли бы сказать теперь, убеждения бытовали у малайцев и тибетцев. Южные арабы, древние мексиканцы и африканцы берега Лоанго, напротив, считали обезьян одичавшими людьми, на которых рассердились боги.
         Люди "возникали" по-разному. У одних народов они появлялись сами по себе, у других их создавали боги. С развитием цивилизаций роль богов возрастала. Своего апогея она достигла в трех мировых религиях - буддизме, христианстве и исламе. Боги делали человека из глины и из дыхания, из тростника и единою мыслью...
         Бытовали и иные представления о месте человека в системе природы. Эпоха античности ознаменовалась началом развития философской мысли. Занимаясь в основном вопросами более высокого порядка, античные авторы были не слишком многословны в своих трактовках возникновения человеческого рода. В их работах вопрос антропогенеза часто решался в духе мифологической традиции. Но была и иная точка зрения - возникновение и развитие человека как неотъемлемой части живой и неживой природы. Римский поэт и философ Тит Лукреций Кар (I в. до н.э.) написал целую поэму, в которой "естественное" происхождение человека описано достаточно подробно:

         ...Так как в полях еще много тепла оставалось и влаги,
         То повсеместно, где только к тому представлялось удобство,
         Выросли некие матки, корнями к земле прикрепившись,
         Кои раскрылись, когда их зародыши в зрелую пору
         От мокроты захотели бежать и нуждались в дыханьи...
                                  (Лукреций Кар "О природе вещей")


         Начиная с XVIII в. и до современности вопрос о природе человека оставался весьма популярным у философов, в трудах которых можно найти немало весьма оригинальных взглядов на эту проблему. Но, как ни странно, философы меньше говорят о возникновении человека, и больше - о его месте, значении и предназначении во Вселенной. Зачастую философская мысль черпает вдохновение из религии. Стройность же своих построений она заимствует у науки.

         Наконец, существует и такой феномен человеческой культуры, как наука. Хотя первые высказывания науки по поводу возникновения человека делались с оглядкой на религиозные догматы, с завершением эпохи средневековья она приобрела самостоятельность. Главным отличием науки от религии и философии является стремление обосновать свои выводы, найти им подтверждение в фактах. А факты говорили науке о родстве людей и обезьян. Процесс развития, приведший к появлению современного человека, получил в науке особое название - антропогенез.
         Антропогенез (от греч. anthropos - человек, genesis - развитие) - процесс эволюции предшественников современного человека, палеонтология человека. Также - наука, изучающая этот процесс.
         И религиозные, и философские, и научные взгляды со временем менялись, влияли друг на друга и причудливо переплетались. Иногда крайне сложно разобраться, к какой сфере отнести ту или иную концепцию. Количество существующих взглядов на происхождение человека огромно.

    • Причины этого на наш взгляд следующие:

      • большой интерес публики и как следствие - необходимость осторожности в выводах, пересечение с религиозными, философскими, традиционными и даже политическими воззрениями;

      • многие неспециалисты занимаются антропогенезом - их точки зрения могут быть более популярны, чем строго научные построения;

      • недостаток материалов - ограниченность ископаемых находок, их фрагментарность, часто - труднодоступность для изучения;

    Одной из причин является и существование множества методов изучения процесса антропогенеза, часто приводящих специалистов к неоднозначным и неодинаковым результатам.

    3.1.1. Что сделал Дух?


    Согласно религиозным воззрениям, человек был создан неким высшим существом - Богом или несколькими богами. Такая точка зрения называется креационизм (от лат. creatio - сотворение, создание). Пути создания человека в разных верованиях различаются. Слово же "креационизм" применяется обычно в связи с христианством, а еще точнее, католицизмом.
         Креационизм можно разделить на ортодоксальный (или антиэволюционный) и эволюционный. Теологи-антиэволюционисты считают единственно верной точку зрения, изложенную в Священном Писании (Библии). Согласно ей, человек, как и другие живые организмы, был создан Богом в результате одномоментного творческого акта и в дальнейшем не изменялся. Сторонники этой версии либо игнорируют доказательства длительной биологической эволюции, либо считают их результатами других, более ранних и, возможно, неудачных творений. Некоторые теологи признают существование в прошлом людей, отличных от живущих сейчас, но отрицают какую-либо преемственность их с современным населением.
         Теологи-эволюционисты признают возможность биологической эволюции. Согласно им, виды животных могут превращаться один в другой, однако направляющей силой при этом является Божественная воля: человек мог возникнуть от более низко организованных существ, однако его дух оставался неизменным с момента первоначального творения, а сами изменения происходили под контролем и по желанию Творца.
         Как ни удивительно, западный католицизм официально стоит на позициях эволюционного креационизма. Энциклика папы Пия XII (1950 г.) допускает, что Бог мог создать не готового человека, а обезьяноподобное существо, впрочем, вложив в него бессмертную душу.
         Современные креационисты проводят многочисленные исследования с целью доказать отсутствие преемственности древних людей с современными или же - существование современных людей в глубокой древности. Для этого они используют те же материалы, что и официальная наука, однако смотрят на них под другим углом зрения. Как показывает практика, большинство доказательств по поводу происхождения человека опирается на палеоантропологические находки с неясными датировками или условиями нахождения. Весьма часто креационисты оперируют некорректными с точки зрения науки методами. Их критика обрушивается на те области науки, что еще недостаточно полно освещены или незнакомы самим креационистам.
         Стоит указать, что число креационистких течений, - и философских, и научных, - весьма велико. В России же они почти не представлены, хотя значительное число ученых-естествоиспытателей склоняется к подобному мировоззрению.

    3.1.2. До чего вознеслась мысль?


    С античных времен зародилась мысль, что весь мир представляет собой единую систему, развивающуюся по одним законам. Такое мировоззрение носит название глобальный эволюционизм.
         Человек является частью мира и занимает в нем вполне определенное место. Согласно разным вариантам глобального эволюционизма, место это более или менее скромное либо же, напротив, центральное и ведущее.
         Представителями глобального эволюционизма являются К.М. Бэр, П. Тейяр де Шарден, В.И. Вернадский, Н.Н. Моисеев.
         В 1834 г. К.М. Бэр сформулировал "всеобщий закон природы", гласящий, что материя развивается от низших форм к высшим. В приложении к человеку это означало, что он произошел от неких низших животных и в процессе длительного эволюционного процесса достиг современного уровня (Бэр К.М., 1924).
         Идея непрерывного усложнения Вселенной получила значительное развитие в трудах П. Тейяра де Шардена и В.И. Вернадского. Их точки зрения на движущие силы этого процесса различны: у П. Тейяра де Шардена это потусторонний мыслящий центр, у В.И. Вернадского - силы природы. Согласно авторам, венцом эволюции материи - космогенеза - является антропогенез. На определенном этапе антропогенеза возникает ноосфера - мыслящая оболочка планеты с отделением мыслящего духа от своей материальной основы (Шарден Тейяр П., 1965; Вернадский В.И., 1977; Алексеев В.П., 1984).
         Согласно концепции крупного отечественного философа Н.Н. Моисеева, Вселенная представляет собой суперсистему, включающую в себя множество подсистем. Человек в ходе эволюции достиг уровня, когда прекратилось совершенствование морфологии индивидов, но начался отбор социальных групп - популяций, племен и народов. Совершенствование Вселенной в целом и человеческого общества в частности является процессом самопроизвольным. Как и К.М. Бэр, Н.Н. Моисеев считает процесс эволюции мира направленным, идущим от простого к сложному. Движущей силой является отбор систем на устойчивость к воздействиям внешней среды (Мосиеев Н.Н., 1990).
         Относительно непосредственно процесса эволюции человека сторонники глобального эволюционизма склоняются к научной точке зрения. И П. Тейяр де Шарден, и Н.Н. Моисеев, кроме направленности эволюционного процесса, признают большое значение для процесса происхождения человека естественного отбора и конкуренции. Что же говорит по этому поводу наука?

    3.1.3. Что сказала наука?


    После средневекового застоя, в XVIII в. наука начала свое бурное развитие. Естествоиспытатели этого времени - Д. Дидро, К. Гельвеций, Ж. Бюффон, Д. Монбоддо и другие - часто высказывали мнение о "перерождении" одних организмов в другие, в том числе - обезьяны в человека. Изучение анатомии и морфологии самых разнообразных животных приводило к мысли о большем или меньшем их сходстве. Часто это представлялось в виде так называемой "лестницы существ". "Лестница" ведет от низших организмов к высшим, с человеком на вершине, но зачастую вовсе не подразумевает родство этих форм.
         Концепция изменения одних существ в другие - биологическая эволюция - приобретала в трудах натуралистов все более отчетливые очертания. Впервые объемное обоснование гипотезы эволюции и происхождения человека от "четвероруких" опубликовал Ж.Б. Ламарк в 1802 и 1809 гг. Однако механизмы эволюционных изменений, предложенные Ж.Б. Ламарком, выглядят слишком простыми и довольно неубедительными. Даже у современников ученого эта теория в своем законченном виде не получила широкого признания.
         Куда более резкий общественный и научный резонанс вызвала теория эволюции Ч. Дравина, опубликованная в 1859 г. в книге "Происхождение видов путем естественного отбора", в 1871 г. в книге "Происхождение человека и половой подбор" и в других работах (Дарвин Ч., 1986). С момента опубликования, взгляды Ч. Дарвина получили как горячих сторонников, например, Т. Гексли и Э. Геккеля, так и яростных противников - епископа Уильберфорса, натуралиста Майварта и др. Теория продолжала развиваться, а после открытия генетического наследования и его законов, стала называться синтетической теорией эволюции. Краткая ее суть заключается в следующем. Генетический материал живых организмов имеет свойство изменяться под воздействием разнообразных факторов. Эти изменения могут быть вредными или полезными. Если организм оказывается более приспособленным, чем его сородичи, то имеет шанс оставить больше потомства, передав ему свои генетически закрепленные качества. С изменением среды полезнее оказываются признаки, бывшие до того нейтральными или даже вредными. Организмы, имеющие такие признаки, выживают, и признаки остаются у потомства. Существуют несколько видов отбора. Так происходит изменение наследственности со временем, хотя длится оно обычно очень долго - в течение многих поколений. Предки человека, будучи частью окружавшей их природы, по причине изменения внешних условий постепенно видоизменялись, что и привело к появлению современного человека.
         В настоящее время синтетическая теория эволюции не является единственной научной теорией эволюции. Можно вспомнить, например, разнообразные варианты мутационизма. Согласно им, изменения наследственности происходят не в течение длительного времени, а практически одномоментно и дают сразу новую форму организмов. Однако именно синтетическая теория эволюции имеет в настоящий момент наиболее доказательную базу и подтверждается большинством биологических исследований.
         Относительно конкретных факторов, действовавших на предков человека в процессе эволюции, существуют разные взгляды.
         В 1876 г. Ф. Энгельс опубликовал статью "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" (подробнее, см.: Харитонов В.М., 1998. С. 121-123). В ней он сформулировал идею, по которой эволюция человека происходила в основном по социальным причинам. Главной движущей силой преобразования обезьяны в человека, одновременно отличающей их друг от друга, Ф. Энгельс считал трудовую деятельность. "Труд создал человека", а также и его современную анатомию. Переход к прямохождению привел к освобождению рук от функции передвижения. Руки стали использоваться для изготовления и применения орудий труда. Усложнение трудовых операций приводило к увеличению головного мозга, что вновь вызывало усложнение деятельности. Труд также содействовал сплочению коллектива, возникновению речи и, наконец, общества. Конкретным механизмом влияния социокультурной среды на биологическую эволюцию Ф. Энгельс считал закрепление в наследственности приобретенных в процессе труда морфологических признаков. Такое объяснение не согласуется с современными представлениями о генетической наследственности, однако некая связь социокультурной и биологической эволюции несомненна и выявляется вполне определенно.
         Альтернативную социокультурной, сугубо биологическую концепцию эволюции человека выдвинул в 1918 г. анатом Л. Больк. Она получила название "гипотеза фетализации". Согласно Л. Больку, человек представляет собой как бы "неповзрослевшую" обезьяну. Множество признаков взрослого человека - большой мозг относительно малого лица, отсутствие шерсти на теле и наличие ее в виде волос на голове, слабая пигментация у некоторых рас - соответствуют таковым у эмбриона шимпанзе. Явление замедление развития (ретардация) эмбриона известно у многих животных. Выпадение из жизненного цикла у животных взрослой стадии, когда размножается личинка, называется неотенией. Таким образом, человек, по Л. Больку, представляет собой половозрелый зародыш обезьяны (подробнее, см.: Харитонов В.М., 1998. С. 119-121).
         Данная концепция подверглась серьезной критике. Так, например, замедлением развития невозможно объяснить большие абсолютные размеры мозга у человека. Сейчас ясно, что положения гипотезы фетализации нельзя понимать буквально. Однако собранный Л. Больком сравнительный материал не может быть отвергнут, а идеи эволюции за счет эмбриональных изменений находят своих последователей.
         Влияние внешних условий на эволюцию предков человека получило освещение в концепции Г. Вейнерта, опубликованной впервые в 1932 г (Вейнерт Г., 1935). Основными движущими силами он считал климатические изменения на планете. Современный человек возник под воздействием суровых условий ледникового периода. Бороться с этими условиями человеку помогал огонь. Огонь играл огромную роль в жизни первобытных людей - согревал, защищал от свирепых хищников... Человек потерял волосяной покров на теле из-за постоянного ношения одежды и обогревания огнем, большие клыки и челюсти из-за нового способа приготовления пищи на огне и использования огня для борьбы с хищниками. Люди собирались вокруг очагов, что способствовало общению и привело к возникновению речи. Концепция Г. Вейнерта слишком сильно ограничивает возможные факторы эволюции предков человека условиями ледникового периода и, учитывая новейшие знания об изменениях климата на планете и этапах заселения Земли, не может быть полностью принята. Однако идея о важности климатических изменений для биологической эволюции и возникновения общества весьма продуктивна и имеет множество сторонников среди современных антропологов.
         Оригинальную гипотезу выдвинул Б.Ф. Поршнев в книге "О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии)" (Поршнев Б.Ф., 1974). Согласно ей, древнейшие предки человека - троглодитиды - уровнем своей психической деятельности не отличались от животных. По способу питания они были падальщиками. Стадия "трупоядения" была промежуточной между растительноядностью и хищничеством. Инстинкт раскалывания камнями орехов или моллюсков троглодитиды перенесли на черепа животных, а затем на сами камни. Таким образом, производство каменных орудий у троглодитид не отличалось по сути от деятельности бобров или муравьев. Вместе с тем, у троглодитид значительно развилась способность к суггестии - психическому внушению, что позволяло им побуждать других индивидов действовать выгодным для внушающего образом. Развилась также и контрсуггестия - вторая сигнальная система, речь. С возникновением речи Б.Ф. Поршнев связывает возникновение собственно людей. Люди отличаются от троглодитид не только наличием речи, но также активной охотой, сознательной трудовой деятельностью и наличием искусства. Однако первым людям приходилось тяжело, поскольку троглодитиды использовали их с помощью аппарата интердикции - способности вызывать нерациональные имитативные рефлексы. Поэтому у части первых людей усилилась способность к суггестии для борьбы с троглодитидами. Другая же часть, во избежание контактов с троглодитидами начала мигрировать по планете. В новых условиях люди приспосабливались как биологически, так и культурно. Когда же Земля оказалась полностью заселенной, началась откатная волна миграций, войны же с троглодитидами стали успешными благодаря достигнутому техническому прогрессу.
         Концепция Б.Ф. Поршнева не подтверждается фактическими данными, однако заставляет обратить больше внимания на психологические аспекты эволюции человека.

    3.2. Как можно узнать истину?


    Как же мы можем узнать о том, откуда взялся человек? Религия предлагает наиболее простой путь решения: все сказано в Священном Писании. Философы выводят свои заключения, исходя из своей логики. Ученые пытаются доказать свои положения, обосновав с помощью известных фактов. Когда фактов не хватает, ученые проводят специальные исследования, восполняя наши знания об окружающем мире.
         Согласно современным научным взглядам, человек возник в ходе длительной биологической эволюции. Его предки на некотором этапе были одновременно и предками современных человекообразных обезьян, а в более отдаленном прошлом - также и предками других животных. Однако принципиальное отличие антропогенеза от эволюции прочих организмов заключается в том, что на поздних этапах антропогенез был тесно связан с формированием общества - социогенезом. Это является спецификой антропогенеза и одновременно крайне расширяет горизонты исследований. Изучая прошлое человечества, невозможно ограничиться лишь рассмотрением только биологической его стороны или же только социальной. Человек является истинно биосоциальным существом, он не может существовать вне общества, равно как и общество состоит из отдельных индивидов. Потому-то антропогенез и является переплетением множества разнообразных научных дисциплин, а исследование эволюции человека похоже на детективное расследование, где любой мельчайший факт может изменить картину.

    • Антропогенез - мультидисциплинарная наука. Комплекс подходов к изучению прошлого человечества включает:

      1. Биологические науки:

        • биология человека - морфология, физиология, церебрология, палеонтология человека;

        • приматология - палеонтология приматов;

        • палеонтология - палеонтология позвоночных, палинология;

        • общая биология - эмбриология, генетика, молекулярная биология, сравнительная анатомия.

      2. Физические науки:

        • геология - геоморфология, геофизика, стратиграфия, геохронология;

        • химия;

        • тафономия (наука о захоронении ископаемых остатков);

        • методы датирования - распад радиоактивных элементов, радиоуглеродный, термолюминесцентный, косвенные методы датирования.

      3. Социальные науки:

        • археология - археология палеолита, археология позднейших времен;

        • этноархеология, сравнительная этнология;

        • психология.

    Прежде всего, нужно оглядеться вокруг. Кто в окружающем мире наиболее похож на человека? По всем признакам - строению, особенностям развития, поведению и просто внешне - нашими ближайшими родственниками являются обезьяны. Их изучает приматология.
         Далее, можно заглянуть в прошлое. Информацию о нем можно получить из множества источников. Можно исследовать современного человека, например его генотип. Много информации дает изучение ископаемых останков. Многочисленные фауны, жившие когда-то, исчезли, но от них остались окаменевшие кости. Останки живых организмов изучают палеонтологи, останки древних людей изучают палеоантропологи.
         Люди в прошлом, как и сейчас, оставляли на Земле следы своего пребывания - причем иногда в самом прямом смысле. Люди жгли огонь, делали орудия, строили жилища. Все это со временем разрушалось, но в земле сохранялись некоторые остатки - свидетельства этой жизни. Надо только их найти и суметь расшифровать. Изучением материальной культуры прошлого занимается археология. Чтобы узнать, когда происходило то или иное событие в истории Земли, ученые изучают геологию, стратиграфию - последовательность геологических напластований, применяют абсолютные методы датирования.
         Так, по фрагментам, собирается информация о прошлом Земли и прошлом человечества. Антропологи пытаются сложить из этих данных единую картину, восстановить прошлое во всех его деталях. Не все еще известно, возникают все новые вопросы, процесс познания продолжается.

    3.3. Кто наши родственники?


    • 3.3.1. Систематика приматов

    • 3.3.2. Зеркало человеческой души. Кривое ли зеркало?

    3.3.1. Систематика приматов


    Согласно современным научным воззрениям, человек принадлежит к классу млекопитающих, отряду приматов, подотряду настоящих обезьян, семейству гоминид, роду Человек, виду Человек разумный (Homo sapiens sapiens) (подробнее, см.: Зубов А.А., 1973; Алексеев В.П., 1985; Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В., 1999).
         Приматы прошли большой и сложный эволюционный путь, а непосредственными предками человека могли быть разные обезьяны. Поэтому необходимо вкратце рассмотреть разнообразие и историю возникновения этого отряда - его систематику и филогению (см. Хрестом. 3.1).
         Первое известное приматоподобное млекопитающее - Пургаториус (Purgatorius) - найдено в отложениях верхнего мела и раннего палеоцена США. Это был небольшой, размером с мышь, зверек, живший на деревьях и питавшийся насекомыми (см. Видео). Пургаториус является возможным предком приматов. Тогда же возникали и другие родственные группы млекопитающих: шерстокрылы, летучие мыши, прыгунчики. Морфология всех этих зверей очень примитивна. Как ни удивительно, даже современный человек несет в себе очень много весьма примитивных морфологических черт. Древнейшими родственниками приматов являются плезиадаписы и тупайи (см. Доп. материал 3.1).
         Плезиадаписы (отряд Plesiadapiformes или подотряд Plesiadapiformes отряда Primates), известные из палеоцена и эоцена Европы и Северной Америки, были похожи на грызунов. Они жили на деревьях, размером были с мышь, ловили насекомых и ели растения. Морфология их была очень примитивна (см. Видео). Дальнейшее развитие группы привело к первой радиации приматов - возникновению множества новых видов, давших начало разным линиям приматов (см. Доп. материал 3.2).
         Тупайи (отряд Scandentia или подотряд Tupaiiformes отряда Primates) известны с эоцена Европы (Nycticonodon caparti), а сейчас обитают в Юго-Восточной Азии. Внешне эти зверьки очень похожи на белок (рис. 3.3) (Видео). Существует множество родов и видов, среди которых есть полудревесные и полуназемные, дневные и сумеречные, растительно- и насекомоядные. По сравнению с приматами, тупайи имеют очень примитивную морфологию и, видимо, по облику и образу жизни близки к древнейшим предкам приматов (см. Доп. материал 3.3).
         Приматы (отряд Primates) - в большинстве современных таксономических схем делятся на полуобезьян и настоящих обезьян. Некоторые группы - долгопяты и многие ископаемые формы - занимают промежуточное положение между этими большими подразделениями (см. Доп. материал 3.4).
         Полуобезьяны (подотряд Prosimii, или Strepsirhini) включают лемуроподобных полуобезьян (Lemuriformes) и множество ископаемых родов и видов. Кроме более примитивной морфологии, полуобезьяны отличаются от настоящих обезьян поведением. Это почти исключительно ночные животные. Некоторые виды ведут одиночный образ жизни, некоторые живут группами (см. Доп. материал 3.5).
         Адапиды (Adapiformes или Adapoidea) - адаписы (Adapinae), нотарктусы (Notharctinae) и сиваладаписы (Sivaladapidae) - жили в эоцене в Европе и Северной Америке. Они были размером примерно с кошку, питались растениями, вели сумеречный образ жизни (рис. 3.4) (Видео). Группа Адапид очень разнообразна, во время ее существования - в раннем эоцене - происходила вторая радиация приматов. Видимо, Адапиды были предками современных лемуров. Некоторые ученые считают, что они были предками высших обезьян (адапоидная гипотеза), но эта точка зрения имеет меньше сторонников, чем тарзиоидная гипотеза (см. Доп. материал 3.6).



    Лемуровые (Lemuroidea) и Лориевые (Lorioidea) - ископаемые и современные лемуры Мадагаскара, галаго Африки и лори Юго-Восточной Азии. Размер этих животных колеблется от мыши до небольшой собаки, некоторые ископаемые лемуры были размером с крупную собаку (рис. 3.5). Лемуры ведут сумеречный и ночной образ жизни, питаются растительностью и насекомыми (см. Доп. материал 3.7).
         Долгопятовые (Tarsiiformes) - появились в эоцене в Европе и Северной Америке. Древнейшие представители - Омомииды (Omomyidae) - дали, наряду с Адапидами, вторую радиацию приматов в раннем эоцене. Согласно тарзиоидной гипотезе, Омомииды являлись предками высших обезьян. В их строении совмещаются признаки полуобезьян и настоящих обезьян. Современные долгопяты (Tarsiidae) живут в Юго-Восточной Азии. Это животные размером с крысу, с очень большими глазами и специализированными для прыгания ногами (см. Видео). Они активны ночью и питаются насекомыми (см. Доп. материал 3.8).
         Амфипетициды (Amphipithecidae) - Амфипитек (Amphipithecus), Пондаунгия (Pondaungia) и Сиамопитек (Siamopithecus) - приматы, промежуточные между полуобезьянами и высшими обезьянами. Известны из позднего эоцена Бирмы. Произошли либо от Адапид, либо от Омомиид - согласно соответственно адапоидной или тарзиоидной гипотезе возникновения высших приматов. Амфипитециды были первыми представителями третьей радиации приматов на границе эоцена и олигоцена (рис. 3.7). Размером эти животные были примерно с мартышку, заметно крупнее, чем более древние приматы. Амфипетициды жили на деревьях, питались фруктами, листьями и насекомыми (Доп. материал 3.9; Хрестом. 3.2).
         Обезьяны, или антропоиды (Anthropoidea), - подразделяются, прежде всего, на две большие группы: широконосых и узконосых. Разделение обезьян произошло в позднем эоцене или олигоцене при миграции части их в Южную Америку (см. Доп. материал 3.10).
         Широконосые обезьяны (Platyrrhini) - обезьяны Центральной и Южной Америк. У них есть ряд примитивных признаков (например в строении черепа), но есть и очень специализированные черты (например, хватательный хвост). Возникли в результате третьей радиации приматов в олигоцене. В Америку высшие обезьяны попали через Атлантический океан из Африки или возникли от местных полуобезьян, что менее вероятно. В дальнейшем широконосые развивались независимо от обезьян Старого Света. Древнейшие представители этой группы уже очень похожи на разных современных широконосых. Разнообразие группы очень велико, выделяется множество родов и видов, но систематика очень запутанна. Размер широконосых колеблется от мыши до собаки (рис. 3.8). Это практически полностью древесные животные, на землю они почти не спускаются. Едят преимущественно растения и насекомых. Широконосые - дневные животные, кроме нескольких видов, являющихся единственными ночными обезьянами (см. Доп. материал 3.11).
         Узконосые обезьяны (Catarrhini) - обезьяны Старого Света - Африки, Азии и Европы. Среди узконосых выделяют три главных группы: парапитековых, мартышковых и гоминид (см. Доп. материал 3.12).
         Парапитековые (Parapithecoidea) - полностью вымершая группа из олигоцена Африки, Европы и Азии. В ходе третьей радиации приматов парапитековые стали предками других узконосых обезьян (рис. 3.9). Группа разнообразна: известны Эосимиды (Eosimiidae), Парапитециды (Parapithecidae), Ореопитециды (Oreopithecidae) и Проплиопитециды (Propliopithecidae). Все эти обезьяны жили на деревьях, были активны в дневное время, питались растительной пищей (см. Доп. материал 3.13).
         Мартышковые (Cercopithecoidea) - мартышки, макаки, мандрилы, павианы, тонкотелые обезьяны, колобусы, носачи, лангуры. Возникли в миоцене в Африке, после чего расселились по всему Старому свету. Сейчас обитают в Африке, Азии и Европе (Гибралтар). Мартышковые очень разнообразны, но между крайними формами есть почти непрерывные морфологические переходы (рис. 3.10). Мартышковые являются одной из наиболее эволюционно преуспевающих групп обезьян. Все виды ведут дневной образ жизни. Есть как наземные, так и древесные мартышковые. Они заняли достаточно широкий спектр экологических ниш, но все являются стадными и растительноядными (Доп. материал 3.14; Хрестом. 3.3).
         Гоминоиды (Hominoidea) включают гиббонов (Hylobatidae), понгид (Pongidae, орангутан, горилла, шимпанзе, бонобо, или карликовый шимпанзе) и гоминид - человека (Hominidae). Гоминоиды возникли в ходе третьей радиации приматов и сами в миоцене дали четвертую радиацию приматов - резкое увеличение разноообразия. Ископаемых гоминоидов известно очень много, их систематика очень сложна. Возможные предки гиббонов - плиопитеки (Pliopithecidae) - имели хвост. Орангутаны возникли от азиатских сивапитеков (Sivapithecus). Независимая эволюционная линия, ведущая к понгидам и гоминидам в Африке и Европе, началась с проконсулов (Proconsulidae) из раннего и среднего миоцена и продолжилась в виде дриопитеков (Dryopithecidae) из среднего и позднего миоцена. В Юго-Восточной Азии существовали особые вымершие гоминоиды - гигантопитеки (Gigantopithecus), челюсти которых были в два раза больше, чем у современных горилл. Все гоминоиды ведут дневной образ жизни. Гиббоны и понгиды растительноядные. Гиббоны и орангутаны населяют Юго-Восточную Азию, гориллы, шимпанзе и бонобо - экваториальную Африку (рис. 3.11). Наиболее близки к человеку анатомически и поведенчески шимпанзе (см. Доп. материал 3.15).
         Современный человек довольно резко выделяется из прочих гоминоидов одними признаками и крайне схож с ними по ряду других. Современный человек населяет всю планету, приспособлен к дневному образу жизни, всеяден.

    3.3.2. Зеркало человеческой души. Кривое ли зеркало?


    Не стоит утомлять читателя подробностями анатомии и морфологии, свидетельствующими о близости человека к приматам. Однако нельзя пройти мимо некоторых ярких особенностей поведения обезьян. Его изучает особая ветвь антропологии - этология приматов. Поведение современных приматов позволяет представить возможные пути становления человеческого общества, и в нем, как в зеркале, мы видим и многое из своего образа жизни, привычек и особенностей.
         Наземные павианы представляют вариант жестко построенного иерархического общества, где каждая особь кому-либо подчинена и кого-либо подчиняет. Иерархия построена по принципу физической силы и жизненного опыта. Все дозволено лишь самым маленьким детенышам, а также вожакам стада. При переселениях стадо павианов представляет собой образец построения группы на марше. В центре стада движутся самки с детенышами, возглавляет шествие вожак, а по сторонам охраняют самцы. Жесткая иерархическая система держится на самцах-вожаках. Интересно, что почти все нововведения и инициативы рождаются в "низах общества" - среди павианов самого низшего ранга, чаще среди самок, которые не так заняты поддержанием своего социального статуса.
         Иногда павианов предлагают в качестве модели первобытного человеческого стада. Однако закрепленность и регламентированность взаимоотношений среди членов такого "общества" не дает возможности развития. Поэтому маловероятно, что отношения среди древнейших людей были похожи на отношения павианов.
         Куда более близкими к человеческим являются взаимоотношения африканских шимпанзе. Группа шимпанзе обладает определенным участком леса, однако состав самой группы непостоянен. Отдельные особи могут достаточно свободно переходить из стада в стадо. Внутри группы есть также иерархия, однако она далеко не столь жесткая, как у павианов. Каждая особь может завоевать авторитет сородичей не только путем применения силы, но также благодаря сообразительности. Так, известен случай, когда самец шимпанзе, стоявший на низшей ступени социальной лестницы, добился места вожака, догадавшись напугать соплеменников громыханием пустых канистр из-под бензина, украденных у исследователей.
         Шимпанзе во многих деталях поведения похожи на человека. И чем дольше изучают их этологи, тем больше выявляется это сходство. Шимпанзе иногда кооперируются для охоты на мелких животных. Они используют палочки для выуживания муравьев и термитов из пней. При этом в некоторых группах принято специально обкусывать такие палочки. Другие шимпанзе раскалывают орехи камнями. Третьи изготовляют из широких листьев "кружки" для воды. Существуют особые традиции использования подобных орудий, свойственные отдельным популяциям обезьян. Традиции существуют и в области общения. Например, отличаются способы приветствия. Есть даже группы шимпанзе, в которых принято рукопожатие. Пристальный взгляд и оскал у обезьян, как и у человека, означают угрозу, а ласковое прикосновение и поглаживание - дружелюбие. Наконец, они смеются!
         Интеллект шимпанзе, по данным научных исследований, приблизительно соответствует таковому 3-4-летнего ребенка. В лабораторных условиях шимпанзе и горилл можно научить говорить. Хотя голосовой аппарат у них неприспособлен для членораздельной речи, можно общаться с обезьянами языком жестов или специальными символами. Словарь такой речи у человекообразных обезьян может превышать сотню слов.
         Впрочем, нельзя и переоценивать способности обезьян. Так, настоящей орудийной деятельности у них не существует, поскольку у них преобладает деструктивное поведение, а конструктивное находится лишь в зачаточном состоянии.
         Таким образом, современные шимпанзе могут служить лишь общей моделью наиболее ранних ступеней эволюции предков человека. Этот уровень примерно соответствует выходу предков человека из тропических лесов в саванны и возникновению прямохождения. Есть группы шимпанзе, обитающие на границе леса и саванны. Характерно, что их поведение значительно отличается от поведения полностью лесных шимпанзе. В некоторых группах шимпанзе, особенно среди карликовых шимпанзе, довольно часто практикуется хождение на двух ногах. Руки при этом используются для переноски разнообразных предметов или детенышей. Нельзя, однако, забывать, что и сами человекообразные обезьяны прошли не меньший эволюционный путь, чем человек (см. Хрестом. 3.4).

         Каков же был этот путь? Что мы можем узнать о нем? В этом нам помогает изучение ископаемых останков.

    3.4. Резюме


    1. Существуют разные подходы к познанию нашего прошлого. В самом общем виде их можно разделить на креационизм (религиозный подход), глобальный эволюионизм (философский подход) и теорию эволюции (научный подход).

    2. Мысль о сотворении человека высшим существом основывается только на мифах. У разных народов существует огромное количество подобных преданий, но чаще вспоминают ближневосточный вариант, ставший основой иудейской, христианской и мусульманской религий. В новейших вариантах христианского креационизма признается возможность морфологичекой эволюции предков человека, но отвергается эволюция его духовной сферы.

    3. Мысль о едином процессе эволюции человека вместе со всей Вселенной зародилась в античности. В более поздних и разработанных вариантах глобального эволюционизма момент возникновения и эволюции человека описывается, исходя с научных позиций. Оригинальность этим вариантам придают предсказания будущего человечества, приписывание человечеству глобальной роли в эволюции Вселенной.

    4. Мысль о происхождении человека от обезьян спонтанно возникла еще у народов с примитивной культурой, но научной стала лишь в Новое Время. В настоящее время в науке общепризнана фактически только синтетическая теория эволюции. Она основана на теории естественного отбора Ч. Дарвина и данных современной генетики. Согласно ей, человек произошел от приматов в ходе длительной биологической эволюции. Эволюционировали как биологические, так и социальные признаки.

    5. Биологические данные говорят о близком родстве человека и приматов. Это родство проявляется как в анатомическом строении, так и поведении. Наиболее близким к человеку приматом является шимпанзе.

    Словарь терминов


    1. Антропогенез

    2. Глобальный эволюционизм

    3. Креационизм

    4. Приматы (Primates)

    5. Синтетическая теория эволюции

    6. Трудовая концепция антропогенеза

    Вопросы для самопроверки


    1. Почему вопрос о происхождении человека так волнует умы людей?

    2. Каково содержание термина "антропогенез"?

    3. Как соотносятся между собой религиозные, философские и научные концепции происхождения человека?

    4. Чем современная научная точка зрения на происхождение человека принципиально отличается от иных взглядов на эту проблему?

    5. Сформулируйте суть теорий креационизма и глобального эволюционизма.

    6. В чем заключается гипотеза фетализации Л. Болька?

    7. Какой комплекс наук подразумевается, когда говорят о мультидисциплинарности теории антропогенеза?

    8. Какое систематическое положение занимает современный человек в кругу других живых организмов?

    9. Насколько человеческое поведение можно считать чисто "человеческим", учитывая данные по поведению приматов?

    Темы курсовых работ и рефератов


    1. Обзор концепций возникновения человека.

    2. Сколько раз создавали человека?

    3. Будущее человечества в трудах П. Тейяра де Шардена и В.И. Вернадского - единство и разница взглядов.

    4. Ч. Дарвин и его последователи о происхождении человека.

    5. Человек - примат или Человек?

    Список литературы

    Обязательная


    1. Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984.

    2. Харитонов В.М. Введение в теорию антропогенеза и археологию палеолита. М., 1995.

    3. Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология. М., 1963.

    4. Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология: Учебник. 2-е изд. М., 1999.

    Рекомендуемая и цитированная


    1. Алексеев В.П. Человек. Эволюция и таксономия (некоторые теоретические вопросы). М., 1985.

    2. Антропология. Хрестоматия. М., 1997.

    3. Бэр К.М. Всеобщий закон природы, проявляющийся во всяком развитии // Избранные работы. Л., 1924.

    4. Вейнерт Г. Происхождение человечества. М.; Л., 1935.

    5. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. М., 1977.

    6. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора: книга для учителя. М., 1986.

    7. Зубов А.А. Систематические критерии рода Homo и его эволюция // Вопросы антропологии. Вып. 43. 1973. С. 92-106.

    8. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990.

    9. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии). М., 1974.

    10. Шарден Тейяр П. де. Феномен человека. М., 1965.
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   44


    написать администратору сайта