Главная страница
Навигация по странице:

  • Тема 20. ПРАВО АРАБСКОГО ХАЛИФАТА (МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО) (4 часа)

  • Нормативный материал

  • Рекомендуемая литература (основная)

  • Рекомендуемая литература (дополнительная)

  • ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Коллоквиум № 1. Проблемы изучения истории государства и права зарубежных стран

  • Коллоквиум № 2. Основы государственно-правового развития стран Западной Европы в эпоху средневековья.

  • Методичка по ИГПЗС. Методические указания для бакалавров I курса дневного отделения Иваново Издательство " Ивановский государственный университет"


    Скачать 0.66 Mb.
    НазваниеМетодические указания для бакалавров I курса дневного отделения Иваново Издательство " Ивановский государственный университет"
    АнкорМетодичка по ИГПЗС.doc
    Дата27.11.2017
    Размер0.66 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаМетодичка по ИГПЗС.doc
    ТипМетодические указания
    #10498
    страница12 из 13
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

    Рекомендуемая литература (дополнительная)


        1. Воробьев Н. В. Японский кодекс «Тайхо Ёро рё» (VIII в.) и право раннего средневековья. М., 1990.

        2. История стран Азии и Африки в средние века. Учебник: В 2-х ч. М., 1987.

        3. История стран зарубежного Востока в средние века: Учебник. М., 1957.

        4. История стран зарубежной Азии в средние века: Учеб. пособие. М., 1970.

        5. История Японии: Учебник. М., 1988.

        6. Ливанцев К Е. История государства и права средних веков. СПб., 2003. Гл. 9, 10.

        7. Пасков С. С. Япония в ранее средневековье. VII-XII вв. М., 1987.

        8. Рабовладельческое и феодальное государство и право стран Азии и Африки. Харьков, 1981.

        9. Суровень Д.А. Должностные преступления в древней и раннесредней Японии // История государства и права. 2011. № 20.

        10. Суровень Д.А. Правосубъектность в Древней Японии // История государства и права. 2011. № 7.

        11. Филиппов А. В. «Стостатейные установления Токугава» 1616 г. и «Кодекс из ста статей» 1742 г.: Право, общество и идеология Японии первой половины эпохи Эдо. СПб., 1998.


    Задачи

    1. Чиновник Куросаве «перебрав» саке на свадьбе своего племянника не смог явиться на службу на следующий день. Какое наказание ждет чиновника по административно-уголовному закону «Сикисэйрицу»? Как будет вестись процесс по «Тайхорё»?

    2. Чиновник императорского двора тайно в письме передал сведения китайскому послу о предстоящей свадьбе одной из дочерей императора Японии и корейского принца. Посол, доложив полученные сведения в Китай, расстроил свадьбу, что привело к резкому обострению отношений между Японией и Кореей. Слуга, убиравшийся в доме посла, случайно обнаружил письмо чиновника в камине (оно не сгорело до конца) и сообщил об этом «омецке». Как решиться дело по «Сикисэйрицу»?

    3. В доме Фукуямы подоносу были обнаружены китайские карты. Какое наказание его ждет по «Скисэйрицу»?

    4. В документе, поданном на имя государя, были обнаружены ошибки (неправильно написаны иероглифы). Какое наказание следовало составителям документа?

    5. Тин До не ухаживал за своими престарелыми родителями, надолго уезжал по делам и оставлял их одних без пищи и ухода. Соседи сообщили об этом властям. Какое наказание ждало Тин До?

    6. Старший инспектор Муцухито дал взятку судье, чтобы тот уничтожил улики и освободил от ответственности его сына, совершившего уголовное преступление. Как решится дело по «Сикисэйрицу»?

    7. Два вора сделали пролом в государевой усыпальнице и вынесли оттуда все драгоценности. При продаже драгоценностейна рынке воры были арестованы. Судьба воров по «Дзокуторицу»?

    8. Торговец Хинсэй в качестве залога за долги взял жену и сына Хуросавы. Родители жены донесли об этом властям. Как решиться дело по «Дзокуторицу»?

    9. Накамора никак не мог получить согласие на брак от родителей своей любимой девушки. Отчаявшись, он попросил у колдуньи зелье, которое с его точки зрениядолжно было расположить к нему родственников девушки. Придя в гости к ее родным, он влил им зелье в чай. На следующий день отец и мать девушки были найдены мертвыми. Как будет вестись следствие? Какое наказание ждет Накамору?

    10. Фурояма украл у спящего воина арбалет, лошадь с броней, а затем продал их на рынке. Через некоторое время полиция обнаружила арбалет и лошадь в доме у покупателя, тот указал на Фурояму. Как решиться дело по «Дзокуторицу»?

    11. Фудзивара украл корову у соседа, сломав изгородь. Вслед за коровой вышел теленок. Обоих обнаружили в доме Фудзивары. Какое наказание его ждет?

    12. Сын знатного сановника уехал по делам в столицу Японии, и без согласия родителей женился там на бедной, но красивой девушке. Когда сын вернулся домой, то узнал, что отец сосватал ему дочь своего начальника. Оскорбленный начальник обратился в суд и потребовал признать брак сына сановника с незнатной девушкой недействительным. Как решится дело по Своду законов «Тайхо рицурё»? Основания для расторжения брака и развода по Своду законов «Тайхорё»?


    Тема 20. ПРАВО АРАБСКОГО ХАЛИФАТА (МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО) (4 часа)


    1. Особенности становления и развития шариата. Школы (мазхабы) мусульманского права.

    2. Источники мусульманского права.

    3. Право собственности.

    4. Договорное право.

    5. Брачно-семейное и наследственное право.

    6. Преступления и наказания.

    7. Судебный процесс.


    Нормативный материал:

    1. Абу Йусуф Йа'куб Китаб Ал-Хараддж («Книга о Харадже») (VIII в.): Хрестоматия по исламу / пер. с арабского / сост. и отв. ред. С.М. Прозоров. М., 1994.

    2. Арабо-мусульманская правовая мысль // Антология мировой правовой мысли. В 5 т. Т. I. Античный мир и Восточные цивилизации / нац. обществ.-науч. фонд; руководитель науч. проекта Г.Ю. Семигин. М., 1999. С. 633-740.

    3. Коран / Пер. смыслов и комм. Иман В. Пороховой. Изд. 7-е. М., 2004.

    4. Коран / Смысловой пер. проф. Б.Я. Шидфар. М., 2003.

    5. Сады праведных / Сост. Имам Мухйи-Д-Дин Абу Закарийа Бин Шариф Ан-Нанави. Серия: Основы ислама. М., 2001.

    6. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. в 2 т. / отв. ред. д.ю.н., проф. н.А. Крашенинникова. Т. 1. Древний мир и Средние века / сост. О.Л. Лысенко, Е.Н. Трикоз. М., 2003. Раздел III. Арабский халифат. С. 762-771.

    7. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века) / сост. д.ю.н., проф. В.А. Томсинов. М., 1999. Раздел 4. Арабский халифат. С. 426-443.


    Рекомендуемая литература (основная)

    1. Борисевич М. М., Бельчук О. А., Евтушенко С. Г. История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие / Под ред. к.ю.н., доц. М. М. Борисевича. М., 2007. С. 193-206.

    2. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2005. Тема 12.

    3. История государства и права зарубежных стран. Ч. 1 / под ред. Н.А. Крашенинниковой, О.А. Жидкова. М., 1988. Гл. XXVIII, § 1. С. 334.

    4. История государства и права зарубежных стран: Учебник: В 2 т. 3-е изд., перераб и доп. Т. 1: Древний мир и Средние века / Отв. ред. Н. А. Крашенинникова и О. А. Жидков. М., 2008.

    5. Омельченко О. А. Всеобщая история государства и права: Учебник: В 2 т. 4-е изд., испр. и доп. Т. 1. М., 2007. §§ 44.1.

    Рекомендуемая литература (дополнительная)

    1. Абу Амина Биляль Филипс. Законы жизни мусульман. Эволюция фикха. М., 2002.

    2. Артемов В.Ю. Источники и доктринальные школы мусульманского права // Журнал российского права. 2007. № 3.

    3. Ахмедов А.Ш. Ханафитская школа мусульманского права: противоречия и разногласия в ранней мусульманской юриспруденции // История государства и права. 2010. № 24.

    4. Барковская Е.Ю. Мусульманское право и правовая культура. М., 2001.

    5. Бартольц В.В. Ислам: Сб. ст. М., 1992.

    6. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1998. Ч. 4. Раздел 1. Мусульманское право.

    7. Доктор Рахман. Краткая история ислама. Хронология событий 570-1000 гг. до Рождества Христова. М., 2003.

    8. Елаян Г.Ф. Основы мусульманского уголовного права. Махачкала, 2002.

    9. Искандарова А.Р. К проблеме правового положения женщины в мусульманском государстве // История государства и права. 2010. № 3.

    10. Керимов Г.М. Шариат. Закон жизни мусульманина. М., 1999.

    11. Козлихин И.Ю. Мусульманское право // Правоведение 2011. № 3.

    12. Максуд. Ислам. М., 2000.

    13. Марченко М.Н. Курс сравнительного правоведения. М., 2002.

    14. Марченко М.Н. Правовые системы современного мира. М., 2008. Гл. Мусульманское право.

    15. Мусульманское право (структура и основные институты). М., 1984.

    16. Примак Т.К., Старостина С.А. Договор в мусульманской политико-правовой доктрине // Государство и право. 2008. № 9. С. 73-76.

    17. Рассказов Л.П., Кангезов М.Р. Мусульманское право как разновидность религиозного права // Общество и право. 2000. № 1.

    18. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1986.

    19. Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманская правовая культура. М., 1997.

    20. Цмай В.В. Вакх как институт мусульманского гражданского права: история и современность // История государства и права. 2009. № 2.

    Задачи

    1. Абдулла изнасиловал и убил сестру своего давнего врага Йусуфа Фатиму. Его заметили проходившие мимо мужчины и начали преследовать. Убегая, Абдулла отсек ножом кисть одному из догонявших его мужчин. Затем он ворвался в первый попавшийся дом, вытолкал хозяев за дверь и «забаррикадировался». Мужчины начали вышибать дверь. Тогда Абдулла стал бросать из окна предметы домашнего обихода, стараясь попасть ими в преследователей. Тяжелым медным чаном он попал в голову одному из мужчин, и на голове пострадавшего образовалась зияющая рана. Другому Абдулла попал серебряной статуэткой в глаз, а третьему он переломил позвоночник кувшином (кумганом). У третьего пострадавшего отнялась нижняя часть тела. Воспользовавшись замешательством и «отступлением» преследователей, Абдулла проломил стену дома с другой стороны и скрылся. Через несколько дней, раскаявшись, Абдулла пришел к имаму и все рассказал. Имам ему не поверил, поскольку Абдулла пользовался хорошей репутацией. Однако после разговора со свидетелями и потерпевшими, имам убедился, что Абдулла не врет. Абдулла все вновь рассказал в присутствии свидетелей. Как решится дело по «Книге о Харадже» (VIII в.)? Какие нормы «Корана» и «Сунны» были нарушены Абдуллой? Как будет проходить разбирательство дела? Какое наказание ждет Абдуллу?

    2. Маджа с группой грабителей напал на торговый караван. Были похищены дорогие украшения (золотые, серебряные), драгоценные камни, кусочки ладана и т.д. стоимостью в 1000 дирхем. Убегая, грабители убили проводника каравана. Когда все стало известно, старший сын проводника Абу, выяснив, где дом Маджи, подкараулил его и убил, в отместку за гибель отца. Абу схватили. В мечеть пришла жена проводника и ее второй (малолетний) сын, чтобы объяснить имаму, что Абу отомстил за гибель отца. Как решится дело по «Книге о Харадже» (VIII в.)? Имел ли право Абу убивать Маджу, если исходить из норм «Корана» и «Сунны»? Какое наказание ждало грабителей за ограбление каравана?

    3. Торговец Муслим, изнывая от жары и пыли, приказал своему слуге полить водой дорогу перед домом. Проходивший мимо Аска поскользнулся и упал, ударившись виском о камень. Слуга Муслима подбежал к Аске, чтобы помочь подняться, но увидел, что тот уже не дышит. Как решится дело по «Книге о Харадже» (VIII в.)? Какие положения «Корана» и «Сунны» были нарушены?

    4. Хурайра вырыл перед домом колодец. Аббас, по привычке проходивший по дороге и не знавший о колодце, провалился в него и разбился. Хурайра вечером обнаружил в колодце тело Аббаса. Боясь ответственности, он приказал слуге достать Аббаса и положить его в другом конце селения. Ночью слуга так и сделал. Утром Уасля нашел возле своего дома окоченевшее тело Аббаса и поднял крик. Родственники Аббаса обвинили Уаслю в убийстве. Уасля привел домочадцев в качестве свидетелей, что всю ночь он был дома. Выяснилось, что кто-то видел слугу Хурайры, который нес большой мешок. Как решится дело по «Книге о Харадже» (VIII в.)? как будет вестись расследование? Какие виды доказательств будет использовать имам?

    5. Сахих решил жениться на дочери богатого торговца шелками Умара прекрасной Зейнаб. Однако у него уже была жена Лейла, родившая ему двоих детей (сына и дочь). Чтобы извести свою жену, он приказал ей ухаживать за своим престарелым и больным другом Имраном. Лейла каждый день носила Имрану еду, убиралась у него, стирала и давала лекарства. Через время Сахих обвинил Лейлу в прелюбодеянии. Лейла все категорически отрицала. Сахих договорился с Имраном и двумя свидетелями – мужчинами (подкупив их), дать показания имаму, что якобы Лейла ему изменила. Имам приговорил Лейлу к побиванию камнями. Законно ли решение имама, если исходить из «Книги о Харадже» (VIII в.)? Какие положения «Корана» и «Сунны» были нарушены и кем? Оцените поведение каждого участника дела. Изменится ли исход дела, если бы стало известно, что Лейла ждет ребенка?

    6. Хасан дружил с семьей христиан и регулярно заходил к ним в гости. Друзья ему предлагали хлеб и вино, но от вина Хасан всегда отказывался. Однако на дне рождения своего друга Милана – отца христианского семейства, его уговорили выпить вина, убеждая, что от одного глотка с ним ничего не случится, что так принято, что хозяин дома обидится. Хасану хватило этого глотка, чтобы, возвращаясь домой по жаре, упасть и уснуть прямо у порога своего дама. Прохожие его заметили, решили, что он либо заболел, либо получил солнечный удар, и занесли его в дом. Хасан начал петь, кричать, махать руками, и свидетели поняли, что он пьян. Как решится дело по «Книге о Харадже» (VIII в.)? Какие положения «Корана» и «Сунны» были нарушены? Виды преступлений и наказаний по мусульманскому праву? К какому виду относится поступок Хасана? Имеет ли значение для имама собственное признание Хасаном вины? Где будет приводиться в действие приговор?

    7. Молодой раб Ибрагима Хайда, которому первый раз было поручено продать на рынке партию маслин, растратил вырученные деньги, играя на рынке в карты. Проиграв хозяйские деньги, он набрал долгов у торговцев - друзей Ибрагима, а, поняв, что не может отыграться, сбежал в дом хозяина. Вечером Ибрагим спросил у раба, продал ли тот товар, на что Хайда ответил, что торговля шла плохо, и он ничего не продал. На следующий день в дом Ибрагима пришли торговцы с требованием вернуть деньги, взятые у них в долг Хайдой, якобы для Ибрагима. Как решится дело по «Книге о Харадже» (VIII в.)? Будет ли наказан раб за кражу денег у своего хозяина Ибрагима?

    8. Хузай являлся вором-карманником, ловко разрезавшим рукава и вытаскивающим деньги у богатых покупателей на рынке. Однажды он был пойман местным имамом с поличным, но все отрицал. Как решится дело по «Книге о Харадже» (VIII в.)? Нужны ли в данном случае свидетели вины Хузая? За чей счет обычно содержали преступников в тюрьме?

    9. Сирийский набатеец (зиммий) Башар увидел женщину-мусульманку, сидящую на верблюде и дожидающуюся своего мужа, отлучившегося по делам. Башар, воспользовавшись ситуацией, стянул женщину с верблюда, сунул ей в рот свой головной убор, чтобы она не могла кричать, и овладел женщиной. Вернувшийся муж застал Башара за осквернением своей жены, схватил его и начал звать людей на помощь. Как решится дело по «Книге о Харадже» (VIII в.)?


    ЗАДАНИЯ ДЛЯ

    САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
    Коллоквиум № 1. Проблемы изучения истории государства и права зарубежных стран

    План




    1. Формационный подход к изучению истории государства и права, его развитие в XX в.:

    а) марксистская теория ОЭФ;

    б) теория промышленного капитализма Ф. Броделя;

    в) теория большой феодальной формации Ю. Н. Кобищанова: за и против;

    г) теория фаз истории И. М. Дьяконова.

    1. Цивилизационный подход к изучению истории государства и права, его развитие в XX в.:

    а) теория Н.Я. Данилевского и её критика К.Н. Леонтьевым;

    б) теория О. Шпенглера;

    в) теория К. Ясперса;

    г) теория А. Дж. Тойнби.

    1. Теория этногенеза Л.Н. Гумилева:

    а) понятие этноса. Фазы в развитии этноса;

    б)характеристика западноевропейского, византийского, турецкого и других этносов, сравнение их с этапами становления российского этноса;

    в) теория “антисистем” в истории этносов;

    г) современные фазы этносов: за и против.

    4. Соотношение цивилизационного и формационного подходов с теорией этногенеза Л. Н. Гумилева.

    Рекомендуемая литература (основная)


    1. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII в. Т.1-3. М., 1986.

    2. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера земли. Л., 1989.

    3. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

    4. Дьяконов И. М. Пути истории. От древнейшего человека до наших дней. М., 1994.

    5. Кобищанов Ю. М. Теория большой феодальной формации // Вопросы истории. 1992. № 4-5.

    6. Леонтьев К. Н. Византизм и славянство // Избранное. М., 1993.

    7. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992

    8. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1996.

    9. Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. М., 1996.

    10. Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1993.

    11. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.

    Рекомендуемая литература (дополнительная)

      1. Василенко Ю.В. Понятие «материальная жизнь» Ф. Броделя и проблема исторического процесса // Новые идеи в философии. 1999. Вып. 8.

      2. Васильев А.А. Славянофилы о западноевропейской и русской правовых культурах // История государства и права. 2010. № 19.

      3. Березко В.Э. Авторитаризм как юридическая категория государственно-правовой идеологии западноевропейского марксизма // История государства и права. 2008. № 8.

      4. Березко В.Э. Соотношение интернационализма национальных интересов в государственно-правовой идеологии западноевропейского марксизма // История государства и права. 2009. № 10.

      5. Гиренко Н. М. Этнос: трагический миф XX в. // Манифестация. 2000. № 1.

      6. Гладышева Л.А. Права человека: моделирование в контексте культурно-цивилизационного плюрализма // История государства и права. 2008. № 17.

      7. Гуров М. П. Становление неформальных экономических отношений в странах Западной Европы и Востока в докапиталистический период (историко-экономический аспект) // История государства и права. 2006. № 6.

      8. Звонарева О. С. О цивилизационном подходе в теории государства // Правоведение. 2003. № 4.

      9. Митрохин В.А. Борьба идей в российской эмиграции накануне Второй мировой войны // Правоведение. 2009. № 4.

      10. Орлова С. А. Диалектика подходов к типологии государств // Юридическое образование и юридическая наука: история, современное состояние и перспективы развития: Межвуз. сб. науч. тр. Иваново, 2005.

      11. Правовые культуры современности: от контраста цивилизаций к цивилизованному содружеству (Правовая секция VIII Международных Лихачевских научных чтений) // Журн. росс. права. 2008 № 12.

      12. Пристанский И. С. Цивилизационный и формационный подходы в науке истории государства и права: достоинства и недостатки // Вестн. МГУ. Сер. 11. Право. 2007. № 6.

      13. Сигалов К. Е. Проблемы периодизации исторического процесса: формационный и цивилизационный подходы. М., 1998.

      14. Словохотов Ю. Л. Мутации или этика? Замечания к теории этногенеза Л. Н. Гумилева // Российский химический журнал. 1999. Т. 43. № 6.

      15. Смертин А.Н. Истоки большевизма в России // История государства и права. 2007. № 23.

      16. Стрельников К.А. Вопрос «об отмирании государства»: марксистская теория и современная практика // История государства и права. 2010. № 16.

      17. Стрельников К.А. Категория «вызов-ответ» как причина модернизации российской цивилизации // История государства и права. 2008. № 17.

      18. Хатунцев С. В. Проблема «Россия–Запад» во взглядах К. Н. Леонтьева (60-е гг. XIX в.) // Вопросы истории. 2006. № 3.


    Коллоквиум № 2. Основы государственно-правового развития стран Западной Европы в эпоху средневековья.
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13


    написать администратору сайта