Главная страница
Навигация по странице:

  • А. А. Конов А. А. Курасова ИСТОРИЯ ТРАНСПОРТА РОССИИ

  • 1. Цели и задачи работы

  • 2. Цели и задачи студента при выполнении работы

  • 3. Порядок выполнения работы

  • 4. Основные этапы работы над эссе по истории транспорта России

  • 1. Выбор темы и определение проблемы

  • 3. Работа над черновиком

  • 4. Написание окончательного варианта текста эссе

  • Ошибки при написании эссе

  • 1. Титульный лист

  • 5. Список использованных источников

  • 6. Структура аппарата доказательств, необходимых для написания эссе

  • Тезис

  • Вывод

  • Источники.

  • Удовлетворительно

  • 9. Литература, рекомендованная для написания эссе

  • Правила оформления титульного листа

  • Конов

  • Ащщщ. методич. рекомендации эссе история транспорта-1. Методические указания для подготовки эссе для студентов специальностей 23. 05. 03 Подвижной состав железных дорог


    Скачать 372.94 Kb.
    НазваниеМетодические указания для подготовки эссе для студентов специальностей 23. 05. 03 Подвижной состав железных дорог
    Дата26.05.2022
    Размер372.94 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файламетодич. рекомендации эссе история транспорта-1.pdf
    ТипМетодические указания
    #550119

    Федеральное агентство железнодорожного транспорта
    Уральский государственный университет путей сообщения
    Кафедра «Философия и история»
    А. А. Конов
    А. А. Курасова
    ИСТОРИЯ ТРАНСПОРТА РОССИИ
    Екатеринбург
    УрГУПС
    2019

    Федеральное агентство железнодорожного транспорта
    Уральский государственный университет путей сообщения
    Кафедра «Философия и история»
    А. А. Конов
    А. А. Курасова
    ИСТОРИЯ ТРАНСПОРТА РОССИИ
    Методические указания для подготовки эссе для студентов специальностей
    23.05.03 «Подвижной состав железных дорог»,
    23.05.04 «Эксплуатация железных дорог»,
    23.05.05 «Системы обеспечения движения поездов»,
    23.05.06 «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей» всех форм обучения
    Екатеринбург
    УрГУПС
    2019

    УДК 656(09)
    К64
    Конов, А. А.
    К64
    История транспорта России : метод. указания для подготовки эссе /
    А. А. Конов, А. А. Курасова. – Екатеринбург : УрГУПС, 2019. – 25, [3] с.
    Методические указания для подготовки эссе по дисциплине «История транспорта России» предназначены для студентов специальностей 23.05.03 «Под- вижной состав железных дорог», 23.05.04 «Эксплуатация железных дорог», 23.05.05
    «Системы обеспечения движения поездов», 23.05.06 «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей» и содержат требования к выполнению и оформле- нию работы. Рекомендации разработаны на основе требований Федерального госу- дарственного образовательного стандарта высшего образования и рабочей программы дисциплины. В пособии представлены рекомендации по порядку выполнения и орга- низации основных этапов работы, подбору материала, оформления доказательств, приведены темы эссе, литература, рекомендованная для написания работы.
    Пособие окажет существенную помощь студентам при написании эссе, а также при подготовке к аудиторным занятиям и промежуточной аттестации.
    УДК 656(09)
    Опубликовано по решению
    редакционно-издательского совета университета
    Авторы: А. А. Конов, канд. ист. наук, доцент кафедры «Философия и история», УрГУПС
    А. А. Курасова, канд. ист. наук, доцент кафедры «Философия и история», УрГУПС
    Рецензент: О. В. Коркунова, д-р филос. наук, профессор кафедры
    «Философия и история», УрГУПС
    © Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС), 2019

    3
    ОГЛАВЛЕНИЕ
    Введение…………………………………………………………..
    4 1.
    Цели и задачи работы……………………………………………
    5 2.
    Цели и задачи студента при выполнении работы……………..
    7 3.
    Порядок выполнения работы……………………………………
    8 4.
    Основные этапы работы над эссе по истории транспорта
    России……………………………………………………………..
    9 5.
    Структура эссе …………………………………………………..
    14 6.
    Структура аппарата доказательств, необходимых для написания эссе……………………………………………….
    17 7.
    Оценивание эссе………………………………………………….
    20 8.
    Темы эссе…………………………………………………………
    21 9.
    Литература, рекомендованная для написания эссе……………
    23
    Приложение 1. Правила оформления титульного листа эссе…
    25

    4
    Введение
    Методические указания для подготовки эссе (далее работа) по дисциплине
    «История транспорта России» содержат требования к выполнению и оформле- нию работы.
    Работа по дисциплине «История транспорта России» включена в учебный план и рабочую программу и является одним из видов самостоятельной дея- тельности студента. Выполнение работы способствует углубленному усвоению курса, формирует умения самостоятельного подбора, отбора, систематизации, анализа и обобщения материала учебной дисциплины, позволяет закрепить теоретические знания, полученные студентами в процессе аудиторных и само- стоятельных занятий, и приобрести практические навыки работы с информаци- ей в соответствии с выбранной темой исследования.
    Выполнение работы должно способствовать формированию следующих профессиональных компетенций:
    УК-5.3: анализирует основные этапы развития транспорта в России в кон- тексте мирового исторического развития;
    УК-5.4: использует историческое наследие и традиции транспортной от- расли в процессе социокультурного и профессионального общения.
    Наряду с вышесказанным при выполнении работы вырабатываются и раз- виваются навыки научно-исследовательской деятельности.

    5
    1. Цели и задачи работы
    Работа представляет собой самостоятельное исследование состояния тео- рии и практики по выбранной теме, изучаемой в рамках дисциплины «История транспорта России», и занимает важное место в подготовке специалиста.
    Работа выполняется во 2 семестре первого курса обучения студента в вузе и предполагает получение дополнительного объема знаний по дисциплине.
    Написание эссе – одна из форм самостоятельной работы студента под ру- ководством преподавателя. В процессе выполнения работы развиваются навы- ки научного подхода, закрепляются и углубляются знания, полученные при изучении дисциплины «История транспорта России». При выполнении работы студент должен показать свое умение работать с документами, учебными и на- учными источниками, статистическими данными, а также систематизировать и анализировать фактический материал и самостоятельно творчески его осмыс- ливать.
    Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Написание эссе по- зволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структури- ровать информацию, использовать основные категории анализа, выделять при- чинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими при- мерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи.
    В содержании эссе оцениваются в первую очередь личность ав- тора - его мировоззрение, мысли и чувства.
    Три главных правила эссе:
    Во-первых, нужно писать о том, что вас действительно интересует, то есть выбрать интересную тему.
    Во-вторых, нужно писать о том, что вы действительно чувствуете и ду- маете, то есть определиться с мыслями.

    6
    В-третьих, нужно писать так, как хочется, не оглядываясь на других, не опираясь на существующие примеры и образцы, то есть выбрать собственную интонацию.
    Эссе (фр. essai – "опыт", "набросок") – публицистический жанр, представ- ляющий собой размышление над какой-либо нетривиальной проблемой; сво- бодный, но аргументированный интеллектуальный поиск. Эссе предполагает подчеркнуто индивидуальную позицию автора. Эссе – это попытка самостоя- тельно и углубленно разобраться в той или иной серьезной проблеме. Сочине- ние в жанре эссе требует от автора не только умения продемонстрировать "сумму знаний", но и сделать акцент на собственных чувствах, переживаниях, отношении к тому, о чем он пишет.
    Эссе – самый свободный жанр. Услышав это, многие начинают думать, что достаточно отпустить свою мысль на свободу и писать о том, что взбредёт в го- лову. Конечно, нет. Мысль должна быть оформлена, и её ограничивает уже то, что нужно выразить себя словом, сложить свои мысли в предложения, которые будут правильно поняты читателем.
    Эссе – это спор с миром. В эссе можно поспорить и засомневаться в том, что другие считают правильным и целесообразным. Можно замахнуться на ав- торитеты. Вызвать из прошлого великих людей, чтобы вступить с ними в поле- мику, чтобы доказать им узость их взглядов или наоборот поддержать их пра- воту.
    Некоторые признаки эссе:
    - наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в жанре эссе;
    - эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по кон- кретному поводу или вопросу и не претендует на определяющую или ис- черпывающую трактовку предмета;

    7
    - как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко- биографический, публицистический, литературно-критический, научно- популярный или чисто беллетристический характер.
    Для эссе характерны ярко выраженная авторская позиция, искренность, эмоциональность. Жанр дает право на субъективное изложение заявленной проблемы и свободную композицию. Эссе определяют как записки, наброски, раздумья. Оно обычно имеет небольшой объем.
    2. Цели и задачи студента при выполнении работы
    - получить более глубокое представление об историческом наследии, культурных традициях; о движущих силах, закономерностях, этапах историче- ского процесса;
    - выработать способность выражать и обосновывать свою позицию по во- просам ценностного отношения к историческому прошлому;
    - научиться анализировать исторические события и процессы в их динами- ке и взаимосвязи;
    процессы и тенденции современной социокультурной среды;
    - выработать умение систематизировать и обобщать научный и прак- тический материал, критически его оценивать;
    - совершенствование навыков самостоятельного изложения приоб- ретенных знаний, культуры мышления;
    - изучить теоретико-методологические подходы к решению проблем, вхо- дящих в сферу исследования;
    - закрепить навыки работы с литературой, историческими документами, относящимися к рассматриваемой теме;
    - сформировать навыки научно-исследовательской работы;
    - уметь четко и грамотно изложить текст, оформить работу в соответ- ствии с действующими стандартами.

    8
    Эссе студента – это самостоятельная письменная работа на тему, предло- женную преподавателем. Тема может быть предложена и студентом, но обяза- тельно должна быть согласована с преподавателем.Главное — тема эссе долж- на побуждать к размышлению.
    Руководство работой осуществляет преподаватель кафедры «Философия и история». Руководитель обеспечивает квалифицированные консультации, ока- зывает необходимую методическую помощь, стимулирует инициативу, контро- лирует сроки выполнения работы.
    Студент выполняет работу самостоятельно. Он должен изучить имеющую- ся литературу, отобрать исходный материал, необходимый для выполнения ра- боты, грамотно сформулировать ответы на все вопросы темы, правильно офор- мить работу. Студент должен неукоснительно соблюдать график выполнения работы и требования руководителя, являться на консультации подготовленным, со своими вопросами и предложениями по работе.
    Студент вправе обращаться к руководителю по любому вопросу, возник- шему в ходе выполнения работы.
    3. Порядок выполнения работы
    Выполнение работы рекомендуется осуществлять в следующем порядке:
    1) подбор и изучение научной, методической и иной литературы, необхо- димой для выполнения работы;
    2) написание работы и ее оформление;
    3) представление работы преподавателю для проверки;
    4) исправление ошибок и замечаний преподавателя;
    5) защита работы.

    9
    4. Основные этапы работы над эссе по истории
    транспорта России
    Качество любого эссе зависит от трех взаимосвязанных составляющих, та- ких как: а) исходный материал, который будет использован (конспекты прочитанной литературы, лекций, записи результатов дискуссий, собственные соображения и накопленный опыт по данной проблеме); б) качество обработки имеющегося исходного материала (его организация, ар- гументация и доводы); в) аргументация (насколько точно она соотносится с поднятыми в эссе пробле- мами).
    Работу над эссе целесообразно разделить на несколько этапов:
    обдумывание — планирование — написание — проверка — правка.
    1. Выбор темы и определение проблемы
    Обратите внимание на точную формулировку темы эссе. Тема – своего ро- да условие задачи, в которое, чтобы понять, нужно вдуматься. Тема, как прави- ло, формулируется так, что предполагает не один "правильный" ответ, а множе- ство решений. Обдумывая ту или иную тему, постарайтесь увидеть и сформу- лировать одну или несколько проблем. Обнаружение проблемы и её решение составляет основное содержание эссе.
    2. Подбор материала
    Как только тема становится ясной и сформулирована проблема эссе, необ- ходимо потратить время на сбор материала (книги, статьи, Интернет-ресурсы) и его анализ.
    Подбор литературы следует начинать с просмотра предметных каталогов и библиографических справочников в библиотеках и на доступных электронных ресурсах.
    При изучении литературы рекомендуется соблюдать определенную после- довательность: начинать с изучения учебников и учебных пособий, документов,

    10 затем переходить к монографическим работам, заканчивать рассмотрением ста- тей в журналах, научных сборниках, материалов на различных электронных ре- сурсах.
    Полезно в свободной форме выписать все, что может понадобиться для эссе: понятия, противоречия, ассоциации, цитаты, афоризмы, примеры, тезисы, мнения, аргументы, имена, события. Словом, необходимо записать все, что ка- жется нужным, интересным, имеющим отношение к теме.
    Текстовые цитаты, цифровой материал в виде таблиц, схем, графиков, а также заимствованные принципиальные мысли, предложения, рекомендации должны включаться в текст с обязательными ссылками на источник. Наличие ссылок свидетельствует о научной добросовестности студента при использова- нии заимствованных мыслей.
    3. Работа над черновиком
    Работу необходимо начинать с черновика. При написании черновика ваша главная задача заключается в том, чтобы выработать аргументацию, отшлифо- вать основные мысли и расположить их в строгой последовательности, со- провождая их иллюстративными материалами или вспомогательными данными и т. д.
    Некоторые порой не знают, что такое черновик, и пишут его как "беловой"
    (окончательный) вариант работы: такой же плотно исписанный лист, без полей и значков – одно отличие, что написан небрежно. Такой черновик не оставляет пространства для совершенствования текста, шлифовки мысли, не дает воз- можности работать творчески. «Неправильные» черновики подходят для работ компилятивного характера, которые формируют боязнь самостоятельного вы- сказывания. Как правильно писать черновик? Листы черновика лучше остав- лять наполовину пустыми (широкие поля!), писать только на одной его сторо- не. Поля нужны, чтобы вносить исправления и дополнения в процессе перечи- тывания и правки первоначального текста. На обороте листа остается место для записи цитат, примеров, конкретизирующих мысль и пр. Следующая задача –

    11 привести весь этот «хаос» в порядок, соотнести с темой, выбрать эффективную цитату, точную мысль, интересный факт, убедительный аргумент.
    Написав первый вариант, дайте ему день или два отлежаться, а затем вер- нитесь к работе по проверке и улучшению, на "свежую голову".
    4. Написание окончательного варианта текста эссе
    Как лучше всего организовать работу по написанию эссе:
    1. «Набираем» мысли.
    Прочитайте тему и поразмышляйте. Время, которое Вы затратите для размышлений – зависит от Вас, оно может составлять от нескольких минут до нескольких дней, недель.
    Не надо пытаться раскрыть тему целиком, старайтесь остановиться на том, что вам интересно, используйте свой жизненный опыт, старайтесь привне- сти свое видение проблемы.
    Запишите наиболее удачные, на Ваш взгляд, высказывания по данному поводу.
    Избавьтесь от записей, в которых представлены общеизвестные выска- зывания, не представляющие интереса при прочтении и не подчеркивающие
    Вашу индивидуальность
    Замените высказывания, которые имеют общий характер более конкрет- ными.
    Подумайте о том, что одних высказываний мало, желательно убедить чи- тающих, что они истинны.
    2. Формируем «скелет» эссе.
    «Скелет» Вашего эссе будет сформирован из тех высказываний, которые показались Вам удачными.
    Расположите высказывания в некотором порядке. Подумайте, не стоит ли какие-то из них поменять местами.
    Определите количество абзацев, с учетом вступления, основной части, заключения.

    12 3. Прорисовываем детали.
    Развивайте мысль в каждом из параграфов.
    Подкрепите свои высказывания доказательствами, приведите факты.
    Используйте яркие описания, цитаты и т.д., которые заинтересуют чита- теля.
    Используйте «ловушки» для привлечения внимания: цитату, стихотво- рение, вопрос, необычный факт, идею или смешную историю.
    4. Осуществляем проверку.
    Убедитесь в том, что ваше эссе легко читать.
    Проверьте, последовательны ли ваши мысли, ведут ли они к логическому завершению темы».
    Эссе ограничены определенным количеством слов, поэтому вам необхо- димо разумно распорядиться этим объемом. Иногда это означает отказ от ка- ких-то идей или подробностей, особенно, если они уже где-то упоминались или не имеют непосредственного отношения к делу. Такие вещи только отвлекают внимание читателя и затмевают основную тему эссе.
    Избегайте употребления в эссе сленга, шаблонных фраз, сокращения слов, чересчур легкомысленного тона. Язык, употребляемый при написании эс- се, должен восприниматься серьезно.
    Качество текста складывается из четырех основных компонентов: ясно- сти мысли, внятности, грамотности и корректности.
    Мысль – это содержание написанного. Необходимо четко и ясно формули- ровать идеи, которые хотите выразить, иначе вам не удастся донести эти идеи и сведения до окружающих.
    Внятность – это доступность текста для понимания. Легче всего ее можно достичь, пользуясь логично и последовательно тщательно выбранными слова- ми, фразами и взаимосвязанными абзацами, раскрывающими тему.
    Грамотность отражает соблюдение норм грамматики и правописания.
    Если в чем-то сомневаетесь, загляните в учебник, справьтесь в словаре или

    13 руководстве по стилистике или дайте прочитать написанное грамотному человеку.
    Корректность – это стиль написанного. Стиль определятся жанром, структурой работы; целями, которые ставит перед собой пишущий; читателя- ми, к которым он обращается.
    Ошибки при написании эссе
    1.Плохая проверка.
    Не думайте, что можно ограничиться лишь проверкой правописания.
    Перечитайте свои эссе и убедитесь в том, что там нет каких-либо дву- смысленных выражений, неудачных оборотов и т. д.
    2.Утомительные предисловия.
    Слишком часто интересное эссе проигрывает в том, что представляет со- бой перечисление утверждений без иллюстрации их примерами.
    3.Длинные фразы.
    Чем длиннее предложение, тем лучше – так считают некоторые авторы.
    Однако это далеко от истины. Длинные фразы еще не доказывают правоту ав- тора, а короткие предложения часто производят больший эффект. Лучше всего, когда в эссе длинные фразы чередуются с короткими. Попробуйте прочитать эссе вслух. Если почувствуете, что у вас перехватывает дыхание, разбейте па- раграф на более мелкие абзацы.
    4.Не перегружайте эссе.
    При написании эссе отбросьте слова из энциклопедий. Неправильное употребление таких слов отвлекает внимание читателя, приуменьшает зна- чение эссе.
    Независимо от того, на какой вопрос вы отвечаете, вам нужно дос- тичь определенных целей. От вас ожидают того, что при написании эссе вы бу- дете иметь в виду следующее:
    - Ответил ли я на заданный вопрос?
    - Насколько понятно и точно я изложил свои мысли?

    14
    - Естественно ли звучит то, что я написал, нет ли где ошибок?
    Эссе предназначены также для того, чтобы проверить ваше умение изла- гать мысли на бумаге и ваши навыки письма.
    Все, что вы напишете в эссе, необходимо подтверждать примерами, делать ссылки на свой опыт. Детали сделают ваши эссе интересными, уникаль- ными, специфичными.
    Убедитесь в том, что ваше эссе легко читать. Уделите ему еще немного времени: проверьте, последовательны ли ваши мысли, ведут ли они к логиче- скому завершению темы.
    5. Структура эссе
    При написании эссе важно определить (уяснить) его тему, определить же- лаемый объем и цели каждого параграфа.
    Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями:
    1) мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов;
    2) мысль должна быть подкреплена доказательствами - поэтому за тезисом следуют аргументы.
    Аргументы – это факты, явления общественной жизни, события, жизнен- ные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один ар- гумент кажется неубедительным, три аргумента могут "перегрузить" изложе- ние, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.
    Таким образом, эссе приобретает следующую структуру (количество тези- сов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):
    • вступление
    • тезис, аргументы
    • тезис, аргументы
    • тезис, аргументы
    • заключение.

    15
    Самые ответственные части работы – вступление и заключение. Вступле-
    ние фокусирует проблематику эссе, ставит ключевые вопросы, указывает на противоречия, выявляет исторические или обществоведческие аспекты темы.
    Заключением должна стать наиболее яркая мысль, подытоживающая, резюми- рующая рассуждение.
    1.Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме
    (во вступлении она ставится, в заключении – резюмируется мнение автора).
    2.Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логиче- ской связи абзацев – так достигается целостность работы.
    3.Стиль изложения: эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, ху- дожественность. Должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнооб- разные по интонации предложения.
    Эссе должно содержать:
    – четкое изложение сути поставленной проблемы;
    – самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария дисциплины;
    – выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. В некоторых случаях это может быть анализ имеющихся статистических данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации, подробный разбор предложенной задачи с развернутыми мнениями, подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих проблему и т. д.
    Обратимся непосредственно к структуре эссе:
    1. Титульный лист (заполняется по единой форме, см. приложение 1);
    2. Введение – суть и обоснование выбора данной темы;
    На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследования.
    При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы:
    «Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе?», «Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие

    16 понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?», «Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?». Например, при работе над темой
    «Уральская горнозаводская железная дорога» в качестве подтемы можно сфор- мулировать следующий вопрос: «Какие потребности экономики страны и
    Уральского региона способствовали строительству этой дороги?».
    3. Основная часть – теоретические основы выбранной проблемы и изло- жение основного вопроса.
    В основной части приводятся аргументы и доказа- тельства высказанной мысли, а также объясняется собственная точка зрения на проблему.
    Эта самая важная часть работы предполагает аргументацию и анализ ос- новных положений темы, а также их обоснование, исходя из имеющихся дан- ных, аргументов и позиций по этим вопросам. В этом заключается основное со- держание эссе и это представляет собой главную трудность.
    В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе сле- дующих категорий: причина – следствие, общее – особенное, форма – содержа- ние, часть – целое, постоянство — изменчивость.
    В процессе построения эссе необходимо помнить, что один параграф дол- жен содержать только одно утверждение и соответствующее доказательство, подкрепленное графическим и иллюстративным материалом. Следовательно, наполняя разделы аргументацией (соответствующей подзаголовкам), необхо- димо в пределах параграфа ограничить себя рассмотрением одной главной мысли. Поэтому большое значение имеют подзаголовки, на основе которых осуществляется структурирование аргументации.
    Использование подзаголовков для обозначения ключевых моментов аргу- ментированного изложения – хорошо проверенный и необходимый способ по- строения любого эссе. Это помогает посмотреть на то, что предполагается сде- лать (и ответить на вопрос, хорош ли замысел). Такой подход поможет точно следовать определенной цели в данном исследовании. Эффективное использо- вание подзаголовков – не только обозначение основных пунктов, которые не-

    17 обходимо осветить. Их последовательность может также свидетельствовать о наличии или отсутствии логичности в освещении темы.
    Там, где это необходимо, в качестве аналитического инструмента можно использовать графики, диаграммы и таблицы.
    4. Заключение – обобщения и аргументированные выводы по теме. Поды- тоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части. Методы, рекомендуемые для составления за- ключения: повторение, иллюстрация, цитата, итоговое утверждение. Заключе- ние может содержать такой очень важный, дополняющий эссе элемент, как ука- зание на применение результатов исследования, на взаимосвязь с другими про- блемами.
    5. Список использованных источников
    Список использованных источников должен включать все использованные в работе научные и другие источники (законы, постановления, статьи, на кото- рые в работе были сделаны ссылки), а также адреса электронных ресурсов.
    6. Структура аппарата доказательств, необходимых
    для написания эссе
    Доказательство – это совокупность логических приемов обоснования ис- тинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений. Оно связано с убеждением, но не тождественно ему: аргумента- ция или доказательство должны основываться на данных науки и общественно- исторической практики, убеждения же могут быть основаны на предрассудках, неосведомленности людей в вопросах экономики и политики, видимости дока- зательности. Другими словами, доказательство или аргументация – это рассуж- дение, использующее факты, истинные суждения, научные данные и убеждаю- щее в истинности того, о чем идет речь.
    Структура любого доказательства включает в себя три составляющие: те- зис; аргументы; выводы или оценочные суждения.

    18
    Тезис – это положение (суждение), которое требуется доказать.
    Аргументы – это категории, которыми пользуются при доказательстве ис- тинности тезиса. Аргументы обычно делятся на следующие группы:
    - удостоверенные факты — фактический материал (или статистические данные);
    - определения в процессе аргументации используются как описание поня- тий, связанных с тезисом;
    - законы науки и ранее доказанные теоремы также могут использоваться как аргументы.
    Вывод – это мнение, основанное на анализе фактов.
    Оценочные суждения – это мнения, основанные на наших убеждениях, верованиях или взглядах.
    Виды связей в доказательстве:
    Для того чтобы расположить тезисы и аргументы в логической последова- тельности, необходимо знать способы их взаимосвязи. Связь предполагает взаимодействие тезиса и аргумента и может быть прямой, косвенной и раздели- тельной. Прямое доказательство – доказательство, при котором истинность те- зиса непосредственно обосновывается аргументом.
    Метод прямого доказательства можно применять, используя технику индукции, дедукции, аналогии и причинно-следственных связей.
    Индукция — процесс, в результате которого мы приходим к выводам, ба- зирующимся на фактах. Мы движемся в своих рассуждениях от частного к об- щему, от предположения к утверждению. Общее правило индукции гласит: чем больше фактов, тем убедительнее аргументация.
    Дедукция – процесс рассуждения от общего к частному, в котором вывод обычно строится с опорой на две предпосылки, одна из которых носит более общий характер.
    Аналогия – способ рассуждений, построенный на сравнении.
    Аналогия предполагает, что если объекты «А» и «Б» схожи по нескольким на-

    19 правлениям, то они должны иметь одинаковые свойства. Но важно помнить о некоторых особенностях данного вида аргументации: сравнения должны ка- саться наиболее значительных черт двух сравниваемых объектов, иначе можно прийти к совершенно абсурдному выводу.
    Причинно-следственная аргументация – аргументация с помощью объяс- нения причин того или иного явления.
    Мысли, чувства, взгляды и представления могут быть выражены в форме аналогий, ассоциации, предположений, рассуждений, суждений, аргументов, доводов и т. д.
    Аналогии – выявление идеи и создание представлений, связь элементов значений.
    Ассоциации – отражение взаимосвязей предметов и явлений действитель- ности в форме закономерной связи между нервно-психическими явлениями (в ответ на тот или иной словесный стимул выдать «первую пришедшую в голо- ву» реакцию).
    Предположения – утверждение, не подтвержденное никакими доказатель- ствами.
    Рассуждения – формулировка и доказательство мнений.
    Аргументация – ряд связанных между собой суждений, которые высказы- ваются для того, чтобы убедить читателя в истинности тезиса, точки зрения, позиции.
    Суждение – фраза или предложение, для которого имеет смысл вопрос: истинно или ложно?
    Доводы – обоснование того, что заключение верно абсолютно или с какой- либо долей вероятности. В качестве доводов используются факты, ссылки на авторитеты, заведомо истинные суждения (законы, аксиомы и т. п.), доказа- тельства (прямые, косвенные, «от противного», «методом исключения») и т. д.
    Источники. Тема эссе подскажет, где искать нужный материал. Обычно пользуются библиотекой, Интернет-ресурсами, словарями, справочниками.

    20
    7. Оценивание эссе
    В содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора – его мировоззрение, мысли и чувства. Критерии оценки эссе могут трансформиро- ваться в зависимости от их конкретной формы, при этом общие требования к качеству эссе могут оцениваться по следующим критериям:
    1. Соответствие теме и самостоятельность работы; тексты, целиком или частично заимствованные из Интернета, будут оценены низшим баллом.
    2. Грамотность и точность использования исторических фактов и понятий.
    3. Опора на исторические теории, гипотезы и версии.
    4. Аргументированность и глубина выводов.
    5. Логичность изложения, научный стиль и уровень композиционного ре- шения работы.
    6. Четкость постановки проблемы в рамках заявленной темы.
    7. Эрудиция: знание и логическое изложение фактического материала, зна- комство с именами известных историков транспорта.
    8. Понимание отличия между источниками и историографическим мате- риалом.
    9. Понимание отличий между учебным, публицистическим, научно- популярным и научным текстами.
    10. Умение вычленять причинно-следственные связи. Способность анали- зировать исторические знания.
    11. Умение формулировать выводы и приводить конструктивные аргумен- ты в их поддержку.
    12. Проявление творческого и самостоятельного мышления.
    13. Наличие навыков владения литературным языком. Стиль и форма из- ложения материала.
    Максимальное количество баллов за работу – 10.

    21
    Балл
    Критерии оценивания
    Оценка
    10 - 9
    Эссе написано самостоятельно с привлечением разнообразной литературы и источников. Тема полностью соответствует содержанию. При изло- жении опора делается на исторические теории, гипотезы и версии. Для эссе характерны аргумен- тированность и глубина выводов. Соблюдены ло- гичность изложения, научный стиль и уровень композиционного решения работы. Умение вы- членять причинно-следственные связи. Способ- ность анализировать исторические знания.
    Отлично
    8 - 7
    Эссе написано самостоятельно с привлечением литературы и учебника. Способен устанавливать причинно-следственные связи между описывае- мыми событиями. Владеет творческим, самостоя- тельным мышлением, умеет формулировать выво- ды и приводить конструктивные аргументы в их поддержку.
    Хорошо
    7 - 5
    Эссе написано на основе популярной литературы и интернет-ресурсов. Отсутствует самостоятель- ность суждений, преобладает описательный ас- пект, отсутствует способность к самостоятельно- му творческому мышлению, но способен устанав- ливать причинно-следственные связи между со- бытиями и делать аргументированные выводы.
    Удовлетворительно менее 5 Задание не выполнено
    Неудовлетворительно
    8. Темы эссе
    1. История древнейших видов транспорта и средств передвижения. Их ис- пользование в современных цивилизациях.
    2. Монументальные транспортные сооружения Древнего Мира.
    3. Развитие сети искусственных дорог в Древнем Риме.
    4. История создания древнегреческого флота.
    5. Крупнейшие морские цивилизации Древнего Мира.
    6. Изобретения и усовершенствования в области кораблестроения древних финикийцев.
    7. История морского пиратства от Древнего Мира до Нового времени.
    8. Первое кругосветное плавание Ф. Магеллана.
    9. Ф. Дрейк – портрет пирата или первооткрывателя?

    22 10. Развитие почтовых трактов в Средневековой Руси.
    11. Речной флот государя всея Руси Ивана III и его значение в присоедине- нии земель к Москве.
    12. Развитие первых транспортных, торговых и дипломатических связей
    Московского государства c Западной Европой при Иване IV Грозном.
    13. Сибирская Одиссея Ермака.
    14. Развитие речного судоходства в России в XVII веке.
    15. Почтовая служба царя Алексея Михайловича.
    16. Создание морского флота Петра Великого.
    17. Первые военно-транспортные учебные заведения Петра Великого.
    18. Российский военно-морской флот в Северной войне (1700–1721 гг.).
    19. История создания черноморского флота России в XVIII веке. Деятель- ность Ф. Ф. Ушакова и Г. А. Потемкина.
    20. Крым в экономической и военно-стратегической политике самодержа- вия в XVIII веке.
    21. Противоборство флотов в Крымской войне (1853–1856 гг.). Значение научно-технического прогресса в модернизации транспорта.
    22. История создания и развития парового судоходства в России в XIX веке.
    23. История создания первого русского самолета А. Ф.Можайского.
    24. Проекты летательных аппаратов Н. Ф. Телешова.
    25. Развитие транспортной авиации в Первую мировую войну (1914–1918 гг.).
    26. Вклад в развитие аэродинамики профессора Н. Е. Жуковского.
    27. Вклад австрийского инженера Ф. А. Герстнера в развитие железнодо- рожного дела в России: попытка объективной оценки.
    28. Научное наследие П. П. Мельникова и перспективы развития совре- менной транспортной системы России.
    29. Строительство железной дороги Петербург – Москва и становление отечественной транспортной науки.

    23 30. Назначение Транссибирской магистрали в проекте С. Ю. Витте.
    31. Триумф отечественной инженерной мысли в строительстве Трансси- бирской магистрали.
    32. Байкало-Амурская магистраль – дорога в «никуда» или уникальный по- тенциал неиспользованных возможностей.
    33. Новое транспортное строительство во время Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.): условия, специфика, значение.
    34. Восстановительные работы на железных дорогах во время Великой
    Отечественной войны (1941–1945 гг.).
    35. Кадровая проблема на железнодорожном транспорте и варианты ее ре- шения во время Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.).
    36. Развитие гражданской авиации СССР в 1946–1991 гг.: основные на- правления, достижения, преимущества.
    9. Литература, рекомендованная для написания эссе
    Основная учебная литература:
    1. Гайдамакин А. В. История железнодорожного транспорта России.
    [Электронный ресурс] / А. В. Гайдамакин, В. В. Лукин, В. А. Четвергов. С. :
    УМЦ ЖДТ, 2012. 312 с.
    2. История транспорта России : учебник / под общей ред. Т. Л. Пашковой.
    М. : ФГБОУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию на железнодо- рожном транспорте», 2019. 380 с.
    3. Крючков М. Т. История развития транспорта: метод. рекомендации для подготовки к тестированию / М. Т. Крючков, А. А. Конов, А. А. Курасова. Ека- теринбург : УрГУПС, 2015. 197 с.
    4. Сотников Е. А. История и перспективы мирового и российского желез- нодорожного транспорта (1800–2100 гг.) / Е. А. Сотников. М. : Интекст, 2005.
    112 с.

    24
    Дополнительная научная литература:
    1. Вульфов А. История железных дорог Российской империи / А. Вульфов.
    – М. : РИПОЛ классик, 2016. 744 с.
    2. Крейнис З. Л. Великий Транссиб. Трудные годы строительства (1891–
    1916) / З. Л. Крейнис. М.: ООО Издательский дом «Автограф», 2016. 256 с.
    3. Крейнис З. Л. Очерки истории железных дорог. Два столетия / З. Л.
    Крейнис. М. : ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железно- дорожном транспорте», 2007. 335 с.
    4. Крейнис З. Л. Очерки истории железных дорог. Книга четвертая. От па- ровоза Inficta до суперэкспресса Sakura. Год за годом / З. Л. Крейнис. М.: ГОУ
    «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспор- те», 2011. 448 с.
    Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
    1. http://www.rzd-expo.ru/history/ – Инновационный дайджест: Все самое интересное о железной дороге
    2. http://cmzt.narod.ru/
    – Центральный музей железнодорожного транспорта в Петербурге.
    3.
    http://svzd.rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=4114&layer_id=3290&r efererLayerId=162&id=2033
    – Музей истории науки и техники Свердловской железной дороги.
    4. http://mirtr.elpub.ru/jour
    – журнал «Мир транспорта».
    5.
    http://www.zdt-magazine.ru/
    – журнал «Железнодорожный транспорт».
    6.
    http://npmgts.ru/zhurnal/arhiv-nomerov/
    – журнал «Транспортное строи- тельство».

    25
    Приложение 1
    Правила оформления титульного листа
    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
    Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования
    «Уральский государственный университет путей сообщения»
    (ФГОУ ВО УрГУПС)
    Кафедра «Философия и история»
    Тема эссе
    Руководитель: Разработчик:
    ________________________ студент группы ______
    ________________________ _______________(ФИО)
    Екатеринбург
    2019

    Учебное издание
    Конов Алексей Александрович
    Курасова Антонина Александровна
    ИСТОРИЯ ТРАНСПОРТА РОССИИ
    Методические указания для подготовки эссе для студентов специальностей
    23.05.03 «Подвижной состав железных дорог»,
    23.05.04 «Эксплуатация железных дорог»,
    23.05.05 «Системы обеспечения движения поездов»,
    23.05.06 «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей» всех форм обучения
    Редактор С. И. Семухина
    Подписано в печать 22.08.2019. Формат 60х84/16.
    Усл. печ. л. 1,6. Электронная версия. Заказ 118.
    УрГУПС
    620034, Екатеринбург, ул. Колмогорова, 66


    написать администратору сайта