Методические указания для преподавателей к семинарским занятиям по истории медицины на основании рабочей программы фгос дисциплины История медицины
Скачать 0.98 Mb.
|
5.11.. Соран Эфесский и его учение о родовспоможении, гинекологии и болезнях детского возраста. Соран Эфесский является представителем методической школы, основанной Асклепиадом. Он внёс фундаментальный вклад в развитие акушерства и гинекологии, предпринял первые попытки дифференциального диагноза. Главным трудом Сорана считается его сочинение «О женских болезнях» (Gynekaia), которое оставалось основными источниками по акушерству, гинекологии и педиатрии до XVII в.). Описал способы контрацепции и прерывания беременности, комплекс ранних признаков беременности и её течения, способы ухода за грудными детьми и принципы педиатрии. Он был тонким наблюдателем и автором многих сочинений по гинекологии, акушерству и педиатрии. Работы Сорана содержат большой материал по диететике, уходу за новорожденными и грудными детьми. Сораном подробно разобраны многие вопросы: перевязка пуповины, одежда ребенка, уход за ним, пеленание, отнятие от груди, питание далекие походы римских легионов в местности, резко различающиеся по климату и санитарным условиям, способствовали возникновению разнообразных заболеваний. Соран Эфесский и Гален (2 в. н. э.) разработали и осуществили поворот плода на ножку, применяемый с незначит. изменениями в совр. акушерской практике. Основной труд Сорана – трактат «О женских болезнях», подробно описывающий достижения того времени в гинекологии, акушерстве и педиатрии. В частности, Соран описал способы, по которым можно узнать, здоров ли новорожденный – прототип современной шкалы Апгар. Соран Эфесский является основоположником акушерства и гинекологии. 6. Литература для преподавателей (в т.ч. на электронных носителях). Основная литература 1.Лисицын, Ю. П. История медицины: учебник для студ. мед. вузов / Ю. П. Лисицын. – М, 2010. – 304 с. – Режим доcтупа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970415030.html Дополнительная литература 1.Мирский, М.Б. История медицины и хирургии: учеб. пособие для студентов / М.Б. Мирский – М., 2010. – 528 с. – Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970414293.html. ЗАНЯТИЕ 5 1. Тема и ее актуальность. Медицина Средневековья V-ХVвв. Медицина Византии, Арабских Халифатов. Изучение основных этапов развития медицины Средневековья V-ХVвв имеет большое значение для формирования научного мировоззрения, позволяет ознакомиться с основными достижениями медицины Византии, Арабских Халифатов. 2. Цель занятия. Показать основные аспекты развития медицины в Византии, Арабских Халифатах, Западной Европе. знать: -основные этапы и важнейшие черты медицины Средневековья; -роль византийской медицины в сохранении и передаче античного наследия; - труды арабских ученых-медиков. - причины средневековых эпидемий (чумы, лепры, оспа). уметь: -использовать литературу для подготовки реферативных сообщений, - работать с аудиторией. владеть ОК-1,ОК-3,ОК-5. 3.Контрольные вопросы
5. Информационный блок 5.1. Общая характеристика состояния медицины Средневековья Эпоху становления и развития феодализма в Западной Европе (5— 13 вв.) обычно характеризовали как период упадка культуры, время господства мракобесия, невежества и суеверий. Само понятие «средневековье» укоренилось в сознании как синоним отсталости, бескультурья и бесправия, как символ всего мрачного и реакционного. В атмосфере средневековья, когда молитвы и святые мощи считались более эффективными средствами лечения, чем лекарства, когда вскрытие трупа и изучение его анатомии признавались смертным грехом, а покушение на авторитеты рассматривалось как ересь, метод Галена, пытливого исследователя и экспериментатора, был забыт; осталась только придуманная им «система» как окончательная «научная» основа медицины, а «ученые» врачи-схоласты изучали, цитировали и комментировали Галена. В развитии западноевропейского средневекового общества можно выделить три этапа: - раннее Средневековье (V-Х вв.) - идет процесс складывания основных структур, характерных для Средневековья; - классическое Средневековье (XI-XV вв.) - время максимального развития средневековых феодальных институтов; - позднее Средневековье (XV-XVII вв.) - начинает формироваться новое капиталистическое общество. Это деление в значительной степени условно, хотя и общепринято; в зависимости от этапа меняются основные характеристики западноевропейского общества. Прежде чем рассмотреть особенности каждого этапа, выделим наиболее важные черты, присущие всему периоду Средневековья. Отмеченная суеверием и догматизмом, медицина средневековой Европы не нуждалась в исследованиях. Диагнозы ставились на основе анализа мочи; терапия вернулась к первобытной магии, заклинаниям, амулетам. Лекари применяли немыслимые и бесполезные, а порой даже вредные снадобья. Самыми распространенными методами были траволечение и кровопускание. Гигиена и санитария опустились на чрезвычайно низкий уровень, что послужило причиной частых эпидемий. Основными лечебными средствами стали молитвы, пост, покаяние. Природа заболеваний уже не связывалась с естественными причинами, считаясь наказанием за грехи. В то же время положительной стороной христианства являлось милосердие, требовавшее терпеливого отношения к больным и калекам. Медицинская помощь в первых больницах сводилась к изоляции и уходу. Методы лечения заразных и душевнобольных представляли собой своеобразную психотерапию: внушение надежды на спасение, уверения в поддержке небесных сил, дополненные доброжелательностью персонала. Восточные страны стали местом создания медицинских энциклопедий, среди которых самым внушительным по объему и ценности содержания считался «Канон врачебной науки», составленный великим Авиценной. В пяти книгах этого уникального труда обобщены знания и опыт греческих, римских и азиатских врачей. Имевшее более 30 латинских изданий, сочинение Авиценны несколько столетий было обязательным руководством для каждого медика средневековой Европы. Начиная с X века, центр арабской науки переместился в Кордовский халифат. В государстве, образованном на территории Испании, в свое время работали великие хирурги Ибн Зухру, Ибн Рушд и Маймонид. Арабская школа хирургии основывалась на рациональных методах, проверенных многолетней клинической практикой, свободных от религиозных догм, которым следовала европейская медицина. Современные исследователи рассматривают средневековые медицинские школы как «луч света во мраке невежества», своеобразный предвестник Ренессанса. Вопреки распространенному мнению, школы лишь отчасти реабилитировали греческую науку, прежде всего посредством арабских переводов. Возврат к Гиппократу, Галену и Аристотелю носил формальный характер, то есть, признавая теорию, последователи отбрасывали бесценную практику предков. Средневековое общество Западной Европы было аграрным. Основа экономики сельское хозяйство, и в этой сфере было занято подавляющее большинство населения. Труд в сельском хозяйстве так же, как и в других отраслях производства, был ручным, что предопределяло его низкую эффективность и медленные в целом темпы технико-экономической эволюции. Подавляющая часть населения Западной Европы на протяжении всего периода Средневековья жила вне города. Если для античной Европы города были очень важны - они были самостоятельными центрами жизни, характер которой был преимущественно муниципальный, и принадлежность человека к городу определяла его гражданские права, то в Средневековой Европе, особенно в первые семь веков, роль городов была незначительной, хотя с течением времени влияние городов усиливается. Западноевропейское Средневековье - это период господства натурального хозяйства и слабого развития товарно-денежных отношений. Незначительный уровень специализации районов, связанный с таким типом хозяйства, определил развитие главным образом дальней (внешней), а не ближний (внутренней) торговли. Дальняя торговля была ориентирована в основном на высшие слои общества. Промышленность в этот период существовала в виде ремесла и мануфактуры. Эпоха Средневековья характеризуется исключительно сильной ролью церкви и высокой степенью идеологизации общества. Если в Древнем мире каждый народ имел свою религию, которая отражала его национальные особенности, историю, темперамент, образ мысли, то в Средневековой Европе существует одна религия для всех народов - христианство, ставшее базой для объединения европейцев в одну семью, складывания единой европейской цивилизации. Если на Востоке культурный подъем I-го тысячелетия н. э. происходил на прочном фундаменте устоявшихся древних культурных традиций, то у народов Западной Европы к этому времени лишь начался процесс культурного развития и формирования классовых отношений. «Средневековье развилось из совершенно примитивного состояния. Оно стерло с лица земли древнюю цивилизацию, древнюю философию, политику и юриспруденцию и начало во всем с самого начала. Единственное, что средневековье взяло от погибшего древнего мира, было христианство и несколько полуразрушенных, утерявших всю свою прежнюю цивилизацию, городов». (Ф. Энгельс). При этом если на Востоке устоявшиеся культурные традиции позволили длительное время сопротивляться сковывающему влиянию догматики организованных религий, то на Западе церковь, даже подвергшаяся в 5—7 вв. «варваризации», была единственным общественным институтом, сохранившим остатки позднеантичной культуры. С самого начала обращения варварских племен в христианство она взяла под контроль их культурное развитие и духовную жизнь, идеологию, просвещение и медицину. И далее следует говорить уже не о греко-латинской, но о романо-германской культурной общности и византийской культуре, которые шли своими особыми путями. 5. 2. Истоки и особенности византийской медицины. Образование и медицина. После падения Западной Римской империи основным наследником поздней античной культуры стала Византия, в состав которой входили страны традиционной культуры: Египет, Месопотамия, Греция, Малая Азия. К 7 в. сокращение территории. Этнический состав пестрый. Готы 5-6 вв., славяне 6-7 вв., арабы 7-9 вв. Преобладающую роль играло греческое население. Сначала до 7 в. государственный язык латинский, с 7 до 1453 - греческий. Император Константин перенес столицу из Рима в Византий. Константинополь. С 4 в.господствующая религия - христианская. Стали возникать монастыри, одной из функций которых было лечение больных и призрение стариков. Наибольщего могущества достигла страна при ЮстинианеI. 9-10 вв. Сильная централизованная феодальная монархия. Византийская церковь в 9 в. стала отстаивать идею равноправия духовной и светской власти. Обращение в христианство соседних народов при помощи церковных миссий Кирилл и Мефодий - Болгария в 865 г., а потом Русь. В 1204 г. в ходе IV крест.похода взят Константинополь и Византийская империя перестала существовать. Возникла латинская империя. В 1261 г. Михаил Палеолог отвоевал Константинополь и восстановил Византийскую империю. Натиск турок-османов. Византия вошла в состав Османской империи. В середине 7 в. византийская культура приобрела черты феодальной культуры. Утрата интереса к естественнонаучным знаниям. В определении прогноза болезней используются астрология, гадание. Компилятивность и традиционность провозглашены принципом познания. Но до 12в. культура Византии выше, чем в Зап.Европе. Поэтому византийцы сознательно ограждали себя от иноземных влияний. Позднее стали использовать опыт арабской медицины. На высоком уровне просвещение. Существовали светские, общеобразовательные школы, включающие программу среднего образования (орфография, грамматика, стихосложение, орат.искусство, философия, богословие, этика, политика, экономика, физиология ).Потом эти школы закрыты, а последняя якобы в 726 г. сожжена вместе с учителями и книгами. Функционируют медицинские школы - допускались лица, прошедшие среднее образование. Разрешение на преподавание давалось патриархом. Учебный процесс под контролем. При обучении исходили из представлений Галена. В преподавании практической медицины пользовались трудами Гиппократа, античных и византийских энциклопедистов. Учащиеся школ участвовали в осмотрах больных и их лечении. Власти могли, на врачебную должность определяя, устраивать экзамен. Это практиковалось при замещении врачебной должности в больнице или городского архиатра. Властями решался вопрос прохождения практики. В середине XI в. в Константинополе открылась высшая школа с юридическим и философским факультетами. В начале XII в. стала преподаваться медицина, а потом факультет. Допускались свободные дискуссии "о пульсе, лихорадках, артериях и венах" и т.д. Это шаг вперед, но осмотры и демонстрации больных не практиковались. Преподавание практической медицины было поставлено хуже, чем в школах при больницах. С усилением богословия византийское естествознание становится полностью книжным: использование эксперимента - крайняя редкость. Составление "Физиологов" и "Шестодневов", где обширные сведения по теоретической и практической медицине, но с большим морализаторством. Позже стали освобождаться от мистического содержания и дополняться практическими рекомендациями. Развитие алхимии, изобретение в 7 в."греческого огня", как следствие утверждение экспериментальной науки. Эпидемии заставляли власти сохранить со времен Рима городских врачей для бедных. Хоть они и подрабатывали, закон обязывал их бесплатно лечить городскую бедноту. Сохранился со времен Рима и институт городских архиатров и медико-санитарная организация в армии. Большая роль в организации медпомощи, прежде всего сельскому населению, принадлежала церкви. При монастырях проводился прием больных. Строились стационары. Места для призрения. Сооружались и гражданские больницы. Даже по несколько сот коек. Отдельные помещения для заразных. Существовал больничный устав, позднее был принят в древнерусских монастырях. Аптеки, школы послужили примером для многих стран. Византийская медицина, как и другие отрасли византийской культуры, сыграла выдающуюся роль в передаче античного наследия в страны Востока и Европы, особое влияние она оказала на развитие медицины славянских народов. 5.3. Ранневизантийские медицинские энциклопедические своды Александра Траллеского. Педиатрические идеи Орибасия и Павла Эгинского (Византия). Энциклопедические труды византийских врачей 4-7 вв. принципиально отличались от обобщающих трудов римских энциклопедистов. Это не сборники мнений, не компиляций, а систематизированные обзоры медицинских знаний. Византийские врачи первыми осуществили ревизию античной медицины с позиций анатомо-физиологических и общепатологических представлений Галена. Именно в ранневизантийской медицине следует искать истоки галенизма. Орибасий, составлявший по поручению Юстиниана обзор мед.знаний, первоначально включил в него лишь конспекты произв. Галена, но потом дополнил свой "Синопсис" сведениями, почерпнутыми из трудов других античных врачей. Авторитет Галена был непререкаем еще до того, как христианская церковь и ислам канонизировали его анатомо-физиологические представления. Византийская церковь восприняла Галена в обработке византийских врачей-энциклопедистов. Исказили его материалистические представления. Церковь окончательно фальсифицировала наследие Галена, изъяв идею развития, идею значения опытного знания, непосредственного наблюдения и эксперимента. Византийский врач, составивил энциклопедический труд «Врачебное собрание дополнили античных коллег. Орибасий -первое упоминание о слюнных железах, подробные сведения о женских репродуктивных половых органах. Аэций - в капит. труде "16 книг о медицине" рассматривает нервные и психические заболевания. Рациональные приемы в области акушерства, геникологии и хирургии. Но отдает дань мистике. Заклинание при удалении инородного предмета из глотки. "Кость, если ты кость, выйди как Христос повелел Лазарю выйти из гробницы". Затем, взяв больного за горло, говори "Блазий, мученик и служитель Христов сказал: или опустись, или поднимись". Важное место занимало медико-санитарное дело. Подобно Орибасию работавшие в Византийской империи Аэций Амидийский и Александр Тралльский (VI век), Павел Эгинский (VII век) были энциклопедистами, составителями больших сочинений, в которых они собрали и систематизировали богатое наследие античной медицины. Это составляет крупную историческую заслугу византийских ученых. Многие из произведений древности, вошедшие в эти энциклопедические труды, в оригиналах погибли и до нас не дошли. «Медик обязан открывать для пользы человечества все, что признает верным на основании опыта», – утверждал знаменитый врач Александр Тралесский (525 – 605 годы). Сын именитого целителя, брат зодчего Анфимия, построившего храм Святой Софии, он первым отважился критиковать Галена. Будучи опытным медиком, Александр считал важным не только само лечение, но и предупреждение заболеваний. Его сочинение «О внутренних болезнях и их лечении» в 12 книгах написано на основании собственных наблюдений. Переведенный на латинский, сирийский, еврейский, арабский языки, этот труд долгое время являлся образцом рационального подхода к врачеванию. В отличие от многих византийских лекарей Александр задумывался о причинах болезни, добиваясь правильного диагноза. Впрочем, подобное отношение к профессии во все времена обеспечивало специалисту успех. Медик не стал исключением: еще при жизни его прозвали Jatros, что означает «целитель». Последние годы жизни Александр провел в Риме, где находился по просьбе Папы Григория I Великого в должности архиятра. Причиной приглашения была эпидемия чумы, свирепствовавшая в южной части Европы около 60 лет. Болезнь, получившая название «чума Юстиниана», началась в Египте, а затем перекинулась в Средиземноморье. В 542 году от чумы умерло несколько тысяч жителей Константинополя. Александр Тралесский не смог вернуться на родину. Заразившись от пациента, он умер в мучениях и был похоронен в Риме. Византийский медик Павел Эгинский (625 – 690 годы) прослыл самым смелым хирургом своего времени. В условиях крайне негативного отношения к оперативному лечению он составил практические руководства по самым разнообразным видам хирургии: пластической, полостной, малой, военной. Кроме того, Павел выполнял ампутации, лечил вывихи и переломы; врачевал раны и женские болезни также с помощью ножа. Из медицинских источников известно, что пациенты византийских хирургов не страдали от боли, причем проводилась как местная, так и общая анестезия. В рукописном трактате XIV века представлен рецепт «усыпляющего средства для того, чтобы оперируемый не чувствовал боли». Снадобье приготавливалось из семян белены, сока мандрагоры, опия, имбиря, шафрана. Растертые с водой, эти компоненты смачивали губкой и давали вдыхать больному. Местный наркоз производился в следующем порядке: смесь растертой «куропаточьей травы», земли, квасцов, нарезанной кожуры (неизвестного фрукта) разбавлялась водой до получения густой смеси, формовались и хорошо высушивались таблетки. При употреблении таблетки разводили водой, а затем нужное место намазывались смесью и обязательно просушивали. Врач с острова Эгина брался за самые трудные случаи, опираясь на опыт александрийских наставников. Из двух его произведений до нашего времени дошло только одно: медицинский сборник «Compendii medici libri septem» в 7 книгах. Сборник трудов по акушерству и гинекологии не сохранился. Работы Павла первыми оценили греки, отметившие оригинальность идей, чистоту языка и доступность описания сложных процедур. Самого автора и его литературное мастерство высоко ценили арабы, даже во времена войны с Византией. На западе сочинения Павла Эгинского признали только в эпоху Ренессанса. Его радикальные методики, описанные в разделе «Хирургия», преподавались в качестве классических во многих европейских университетах. |