Главная страница
Навигация по странице:

  • Тема 32. Субъект и движущие силы исторического процесса

  • Тема 33. Восток - Запад – Россия

  • Тема 34. Культура как предмет философского осмысления

  • Тема 35. Специфика философской антропологии. Теории антропосоциогенеза

  • Дополнительная литература

  • Тема 36 . Сущность и существование человека

  • Тема 37. Человек в информационном обществе

  • Тема 38. Глобальные проблемы современности

  • 4.Требования к выполнению и оформлению контрольной работы

  • Требования к структуре контрольной работы

  • 5. Примеры выполнения и оформления контрольных работ Образец выполнения контрольной работы

  • Заочная форма обучения = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =Студент Адрес________________________________

  • Контрольная работа №_1___ По философииЗа______курсТема 6. Античная философия досократического периода Ростов-на-Дону 2017

  • Целью данной контрольной работы

  • Периодизация античной философии, поиск первоосновы мира в натурфилософских школах досократического периода.

  • Методичка Философия. Методические указания по курсу Философия. Методические указания для выполнения контрольных работ по курсу


    Скачать 260.5 Kb.
    НазваниеМетодические указания для выполнения контрольных работ по курсу
    АнкорМетодичка Философия
    Дата25.01.2023
    Размер260.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаМетодические указания по курсу Философия.doc
    ТипМетодические указания
    #905403
    страница3 из 4
    1   2   3   4
    Тема 31. Общество и его структура

    1. Понятие общества.

    2. Способ производства и его структура.

    3. Формация, цивилизация, мир – как формы организации общества.

    Основная Литература

    1. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов. Ростов н/Д.: Феникс, 2013.

    2. Спиркин А. Г. Философия. — М.: Юрайт, 2016.

    3. Философия. Под ред. В.П. Кохановского. - Ростов н/Д: Феникс, 2011.

    4. Абачиев С.К. Социальная философия: учеб.пособие /С.К. Абачиев. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 635 с. С. 20-198.

    5. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 2013. – С. 356 – 380.

    6. Философия: учебник / Л.Г. Бабахова, Т.А. Бондаренко, Т.И. Ерошенко / под общ. Ред. Е.Е. Несмеянова, Г.С. Харламовой – ДГТУ, 2022.


    Дополнительная литература:

    1. Ильин И. А. Путь к очевидности. // Ильин И. А. Почему мы верим в Россию. — М.: Эксмо, 2006.

    2. Руткевич М.Н. Общество как система, социологические очерки. – СПб.: Алетейя, 2001.



    Тема 32. Субъект и движущие силы исторического процесса

    1. Исторические общности людей.

    2. Социально-классовая структура общества.

    3. Движущие силы и субъективные факторы исторического процесса.

    Основная Литература

    • Голубинцев В.О. Философия для технических вузов. Ростов н/Д.: Феникс, 2013.

    • Спиркин А. Г. Философия. — М.: Юрайт, 2016.

    • Философия. Под ред. В.П. Кохановского. - Ростов н/Д: Феникс, 2011.

    • Абачиев С.К. Социальная философия: учеб.пособие /С.К. Абачиев. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 635 с. С. 20-198.

    • Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 2013. – С. 356 – 380.

    • Философия: учебник / Л.Г. Бабахова, Т.А. Бондаренко, Т.И. Ерошенко / под общ. Ред. Е.Е. Несмеянова, Г.С. Харламовой – ДГТУ, 2022.


    Дополнительная литература:

    • Ильин И. А. Путь к очевидности. // Ильин И. А. Почему мы верим в Россию. — М.: Эксмо, 2006.

    • Руткевич М.Н. Общество как система, социологические очерки. – СПб.: Алетейя, 2001.

    • Момджян К.Х. Введение в социальную философию. – М.,1997.


    Тема 33. Восток - Запад – Россия

    1. Отличие цивилизационного и классического понимания мировой истории. Смысл и назначение цивилизационного подхода.

    2. Западная цивилизация.

    3. Восточная цивилизация.

    4. Сторонники и противники трактовки России как цивилизации. Аргументы в пользу России как цивилизации.

    Литература:

    1. Белоусов Н.А., Инговатов В.Ю. Основы философских знаний. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2001. – С. 137-143.

    2. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М.: Владос, 1995. - С. 276-284.

    3. Философия: Учебник / Отв. ред. В.П. Кохановский. – М.: КноРус, 2020.

    4. Хрестоматия по философии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.Ю. Инговатова – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2002. – С. 129-137.

    5. Философия: учебник / Л.Г. Бабахова, Т.А. Бондаренко, Т.И. Ерошенко / под общ. Ред. Е.Е. Несмеянова, Г.С. Харламовой – ДГТУ, 2022.

    Тема 34. Культура как предмет философского осмысления

    1. Философское понимание культуры. Подходы к определению сущности культуры в истории философской мысли.

    2. Типология культур.

    3. Ценностная природа культуры.

    4. Динамика культуры. Диалектика традиционного и инновационного.

    5. Лики современной культуры: состояние духовной культуры, массовая и элитарная культура, культура и контркультура.

    Литература:

    1. Белоусов Н.А., Инговатов В.Ю. Основы философских знаний: Учебное пособие. - Барнаул, 2001. - С. 146-156.

    2. Бердяев Н.А. Воля к жизни и воля к культуре // Бердяев Н.А. Смысл истории. - М.: Мысль, 1990. - С. 162-174.

    3. Введение в философию: В 2-х ч. Ч.2. - М.: Политиздат, 1989. - С.522-549.

    4. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - С. 292-315.

    5. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М.: Центр, 2001. - С. 234-241.

    6. Философия: учебник / Л.Г. Бабахова, Т.А. Бондаренко, Т.И. Ерошенко / под общ. Ред. Е.Е. Несмеянова, Г.С. Харламовой – ДГТУ, 2022.

    Тема 35. Специфика философской антропологии. Теории антропосоциогенеза



    1. Предмет философской антропологии.

    2. Различные представления о месте человека в мире.

    3. Теории происхождения человека: естественно-научная; социально-историческая; религиозная; инопланетная версия и версия космического эксперимента.

    Основная литература

    1. Философия. Под ред. В.П. Кохановского. Ростов-на-Дону.2009. С.332-374.

    2. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов. Ростов н/Д.:

    3. Феникс. 2013 С. 285-302.

    4. Философия: учебник / Л.Г. Бабахова, Т.А. Бондаренко, Т.И. Ерошенко / под общ. Ред. Е.Е. Несмеянова, Г.С. Харламовой – ДГТУ, 2022.


    Дополнительная литература

    1. Золотухина-Аболина Е.В. Философская антропология. Учебное пособие. Ростов-на-Дону. 2006. Ч.1, гл.1. Ч. 2 гл.1, 7.

    2. Губин В., Некрасова Е. Философская антропология. М., 2000. Ч.1 гл.1.

    3. Марков Б.В. Философская антропология. СПб., 1997. Гл. 2.


    Тема 36 . Сущность и существование человека



    1. Интегральный подход к пониманию сущности человека. Разные философские версии сущности человека (Г.Гегель, К.Маркс, З.Фрейд).

    2. Основополагающие феномены человеческого бытия: любовь, счастье, труд и игра, вера, смысл жизни.


    Основная литература

    1. Философия. Под ред. В.П. Кохановского. Ростов-на-Дону.2009. С.332-374.

    2. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов. Ростов н/Д.:

    3. Феникс. 2013 С. 285-302.

    4. Философия: учебник / Л.Г. Бабахова, Т.А. Бондаренко, Т.И. Ерошенко / под общ. Ред. Е.Е. Несмеянова, Г.С. Харламовой – ДГТУ, 2022.

    Дополнительная литература

    1. Золотухина-Аболина Е.В. Философская антропология. Учебное пособие. Ростов-на-Дону. 2006. Ч.1, гл.1. Ч. 2 гл.1, 7.

    2. Губин В., Некрасова Е. Философская антропология. М., 2000. Ч. 1 гл.3. Ч.2. гл 3. Ч.3 гл.2.

    3. Марков Б.В. Философская антропология. СПб., 1997. Гл. 2.


    Тема 37. Человек в информационном обществе
    План

    1. Понятие «информационное общество». Современные концепции информационного общества.

    2. Основные черты информационного общества.

    3. Влияние информационных технологий на жизнь человека.


    Основная литература

    1. Гуревич П.С. Философия. Учебник. М.: Юрайт, 2020.

    2. Философия: учебник / Л.Г. Бабахова, Т.А. Бондаренко, Т.И. Ерошенко / под общ. Ред. Е.Е. Несмеянова, Г.С. Харламовой – ДГТУ, 2022.


    Дополнительная литература

    1. Философия. Учебник. Отв. ред. В.П. Кохановский. М.: КноРус, 2020.

    2. Бузгалин А.В. «Постиндустриальное общество» – тупиковая ветвь социального развития?// Вопросы философии 2002, № 5.

    3. Ефременко Д.В.    Концепция общества знания как теория социальных трансформаций: достижения и проблемы. Вопросы философии. 2010. №1.

    4. Штер Н. Мир из знания // Социологический журнал. 2002. № 2.

    Тема 38. Глобальные проблемы современности
    План

    1. Понятие «глобальные проблемы современности» в философии.

    2. Перечь основных глобальных проблем современности. Их сущность и содержание.

    3. Пути и способы решения глобальных проблем современности.



    Основная литература

    1. Гуревич П.С. Философия. Учебник. М.: Юрайт, 2020.

    2. Философия: учебник / Л.Г. Бабахова, Т.А. Бондаренко, Т.И. Ерошенко / под общ. Ред. Е.Е. Несмеянова, Г.С. Харламовой – ДГТУ, 2022.


    Дополнительная литература

    1. Философия. Учебник. Отв. ред. В.П. Кохановский. М.: КноРус, 2020.

    2. Философия. Учебное пособие. Под общ. ред. С.Н. Яременко. Ростов н/Д.: ИЦ ДГТУ, 2013. Тема 17. Глобальные проблемы человечества.


    4.Требования к выполнению и оформлению контрольной работы

      1. Требования к форме исполнения

    Форма исполнения: рукописный или печатный вариант.

    Требования к рукописному выполнению контрольной работы следующие:

    1. Объем работы составляет 10 – 15 листов школьной тетради.

    2. Каждая страница должна быть пронумерована, должны быть поля.

    3. Таблицы и схемы при наличии указываются как приложения (например, приложение №1) и помещаются в конце работы, после списка используемой литературы.

    Требования к печатному выполнению контрольной работы следующие:

    1. Лист стандартный А4. Поля: верхнее - 2 см, нижнее - 2 см, правое – 3 см, левое – 1,5 см. Шрифт: 14 кегль Times New Roman. Абзацный отступ стандартный 1, 25 см; 1,5 интервал; выравнивание по ширине.

    2. Объем работы составляет 12-15 листов.

    3. Титульный лист не нумеруется, но считается. Нумерация страниц производится по центру начиная со 2 страницы.

    4. При наличии сносок оформляются концевые сноски.

    5. Таблицы и схемы при наличии указываются как приложения (например, приложение №1) и помещаются в конце работы, после списка используемой литературы.

      1. Требования к структуре контрольной работы

    Контрольная работа не зависимо от формы исполнения должна включать:

    • Титульный лист

    • План контрольной работы

    • Введение

    • Основную часть

    • Заключение

    • Выводы

    • Список используемой литературы

    При использовании электронных ресурсов в списке литературы указывается: фамилия автора, название работы, ссылка на сайт.

    При выполнении любой темы можно использовать учебники, словари и энциклопедию, включенные в список «Литература».

    1. Литература:

    1. Философия: учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Кохановского В.П.: - Ростов-на-Дону, 2011.

    2. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов. Ростов н/Д.: Феникс, 2013

    3. Гуревич П.С. Философия. М.: Юрайт, 2020.

    4. Паульсен Ф. Введение в философию. М. 2011.

    5. История философии: учебник для высших учебных заведений/ под ред. Яковлева В.П., Кохановского В.П. Р-н/Д., 2008.

    6. Введение в философию: учеб. пособие для вузов/авт. колл.: Фролов И.Т. и др. М., 2011.

    7. Алексеев П.В., Панин А. В. Философия. М.: Проспект, 2015

    8. Губин В.Д. Философия. М.: Проспект, 2011

    9. Марков Б.В. Философия. СПб.: Питер, 2013

    10. Руденко А.М. Философия в схемах и таблицах. Ростов н/Д.: Феникс, 2012

    11. История философии в кратком изложении. – М., 1995.

    12. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2016

    13. Мир философии. В 2-х ч., - М., 1991. ч.1.

    14. Хрестоматия по философии. Уч. пособ. – М., 2002. Разд. I.

    15. Философский энциклопедический словарь. – М., 2003.

    16. Новая философская энциклопедия. Том I – IV. – М., 2001.

    17. Хрестоматия по истории философии. – М., 1997 г.

    18. Философия. Для технических университетов. – Ростов-на-Дону, 2003 г.



    5. Примеры выполнения и оформления контрольных работ

    Образец выполнения контрольной работы
    Донской государственный технический университет

    Факультет ____________________________

    Заочная форма обучения

    = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =

    Студент Адрес________________________________

    __________________________________ ________________________________

    Группа___________________________Шифр________________________________

    (номер зачетной книжки)

    Контрольная работа №_1___

    По философии

    За______курс

    Тема 6. Античная философия досократического периода

    Ростов-на-Дону

    2017

    План:
    Введение.

    1. Периодизация античной философии, поиск первоосновы мира в натурфилософских школах досократического периода.

    2. Милетская школа: основные представители и их идеи.

    3. Философская значимость воззрений Пифагора и пифагоризма.

    4. Философские воззрения Гераклита.

    5. Философия элеатов.

    6. Атомистическое учение Левкиппа и Демокрита.

    Заключение.

    Список используемой литературы.

    Введение
    Античная философия (сначала греческая, а затем и римская) охватывает период своего непосредственного существования с 6 в. до н. э. по 5-6 вв. н. э. Она зародилась в древнегреческих полисах (городах-государствах) демократической ориентации и направленности своего содержания, методом философствования отличалась как от древних восточных способов философствования, так и от мифологического объяснения мира, характерного для произведений Гомера и сочинений Гесиода.

    Конечно, ранняя греческая философия еще тесно связана с мифологией, с чувственными образами и метафорическим языком. Однако она сразу устремилась рассматривать вопрос о соотношении чувственных образов мира и его самого по себе как бесконечного космоса. Для мифа как нерефлексивной формы сознания образ мира и действительный мир неразличимы и соответственно несовместимы.

    Перед взором древних греков, живших в период детства цивилизации, мир представал как огромное скопление различных природных и общественных процессов. Как жить в этом мире? Кто управляет в нем? Как согласовать собственные возможности с верховными силами, недоступными для человеческого влияния космоса? Бытие ассоциировалось со множеством стихий, которые находятся в непрерывных изменениях, а сознание с ограниченным количеством понятий, отрицавшим эти стихии в неподвижном постоянном виде. Поиск устойчивого первоначала в изменчивом круговороте явлений необъятного космоса был главной целью первых философов. Философия, таким образом, предстает по своему предмету как учение о «первых началах и причинах» (Аристотель).

    Целью данной контрольной работы является рассмотрение вопроса о первоначале в философии досократиков.

    Данная цель реализуется в решении следующих задач:

      • рассмотреть зарождение представлений о первоначале в Милетской школе.

      • проанализировать философскую значимость воззрений Пифагора и пифагореизма.

      • рассмотреть философские воззрения Гераклита Эфесского.

      • вычленить основные моменты философии элеатов.

    • эксплицировать значимость атомистического учения Левкиппа и Демокрита.




      1. Периодизация античной философии, поиск первоосновы мира в натурфилософских школах досократического периода.


    Античная философия представляет собой совокупность учений, развивавшихся в Древней Греции и в Древнем Риме с VI в. до н. э. по VI в. н.э. Это целая историческая эпоха от формирования архаических полисов на ионийском и италийском побережье до расцвета демократических Афин и последующего кризиса и крушения полиса, перехода в Древнем Риме от республики к монархии. Обычно начало древнегреческой философии связывают с именем Фалеса Милетского (625—547 гг. до н. э.), а конец — с декретом византийского императора Юстиниана о закрытии философских школ в Афинах (529 г. н.э.).

    Это тысячелетнее развитие философских идей демонстрирует удивительную общность, обязательную направленность на объединение в едином космическом универсуме природы, богов и человека. Во многом это объясняется языческими (политеистическими) корнями античной философии, и в то же время свидетельствует об особом, присущем данной эпохе теорийном настрое созерцательности, стремлении одним взглядом охватить всю ойкумену, мироздание в целом.

    Основное содержание античной философии составляет философия древних греков, собственно римскую философию вычленяют из философии эллинистического периода, развивавшейся в Греции и Риме с 3в. по 1в. н. э. Для греков природа выступает единственным абсолютом, она не сотворена богами, а сами боги составляют ее неотъемлемую часть и олицетворяют основные природные стихии. Человек же не теряет своей изначальной связи с природой, но живет не только «по природе», но и «по установлению», на основе разумного обоснования.

    Человеческий разум у греков освободился от власти богов, грек их уважает, и не будет оскорблять, но в своей повседневной деятельности он будет преследовать собственные интересы и полагаться на самого себя, зная, что не потому человек счастлив, что его любят боги, а потому его любят боги, что он счастлив. Важнейшим открытием человеческого разума для греков выступает закон (nomos), который возвышается над частными интересами. Номос — это разумное установление, принятое всеми жителями города, его гражданами, и равнообязательное для всех. Поэтому такой город есть также государство, город-государство, полис. В полисе закон (nomos) приобретает характер рациональной правовой идеи, подлежащей обсуждению.

    Полисный характер греческой жизни с ее ролью народного собрания и публичных ораторских состязаний объясняет доверие греков к разуму, теории, а поклонение безличному аболюту (природе) — постоянный интерес философии к проблемам физики (от слова «фюсис» — природа), которая в дальнейшем развитии философии оказывается тесно связанной с метафизикой (учением о первоосновах бытия). Гражданский характер общественной жизни и роль личностного начала в ней нашли обоснование в этике (практической философии), обосновывающей человеческие добродетели, должную меру человеческой жизни. Созерцательность, рассмотрение проблем мироздания в единстве природы, богов и человека служила обоснованием норм человеческой жизни, положения человека в мире, путей достижения благочестия, справедливости и даже личного счастья.

    Сама картина мироздания, характерная для возникающей философии, представляет собой данный в наглядно-образной форме ответ на вопросы полисной жизни. Здесь присутствуют основные реалии личной и общественной жизни древнего грека: человек, бог и государство. Но боги не могут дать ответа на ставшие жизненно важными вопросы о справедливости и благочестии, силе и мудрости и т. д. На эти вопросы дерзает ответить философия, открыто заявляющая о своей любви к мудрости, считающейся отныне «полезной», в отличие от мифов, расцениваемых отныне как «вымыслы прежних времен», бесполезные и бессмысленные.

    Философия приходит на смену предфилософским описаниям мира, содержащимся уже в поэмах Гомера и Гесиода, тогда, когда происходит отказ от персонифицированного взгляда на мир, при котором каждый из богов-олимпийцев олицетворял ту или иную природную стихию, тот или иной социальный навык (Зевс, Посейдон, Аид, Афродита, Афина, Гефест, Арес и другие боги-олимпийцы), и начинается поиск безличного основания всех вещей, первосубстанции, которая у первых философов и отождествлялась чаще всего с той или иной природной стихией. Соответственно природа («фюсис») занимает центральное место в философских размышлениях, что позволяет характеризовать первых философов как «физиков», «фисиологов» в терминологии Аристотеля.

    При этом природа не обосабливается как объект самостоятельного и специального рассмотрения и не отрывается от окружающих человека вещей, не изначально трансцендируется, а предстает перед человеком труднопостижимым, но доступным абсолютом и оказывается предметом созерцания прежде всего как совокупность окружающих человека вещей. Другое дело, что человек не может и не должен останавливаться на феноменах, «человек философствующий» начинает «удивляться» повседневному окружению, он ищет подлинной природы, которая «любит скрываться». На этом пути возникающая философия обращается к началам мироздания — «архе».

      1. 1   2   3   4


    написать администратору сайта