Главная страница
Навигация по странице:

  • Объект ссылки (Referent)

  • 6. Создание диаграммы Swim Lane

  • 7. Доработка IDEF3

  • Лабораторная работа №3 «Создание DFD-модели бизнес-процесса» Цель работы

  • Порядок выполнения работы . 1. Выбор задания.

  • 2. Знакомство с основами методологии DF

  • 3. Создание контекстной DF D -диаграммы

  • 4. Создание декомпозиционной DF D -диаграммы

  • Лабораторная работа №4 «Создание прецедентной UML-модели бизнес-процесса» Цель работы

  • 2. Знакомство с основами языка моделирования UML

  • Методические указания для выполнения лабораторных работ по дисциплине


    Скачать 3.64 Mb.
    НазваниеМетодические указания для выполнения лабораторных работ по дисциплине
    Дата08.07.2022
    Размер3.64 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаLab_rab_11-15.pdf
    ТипМетодические указания
    #627322
    страница3 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8
    5. Использование объектов-ссылок.
    Объект ссылки (Referent) в IDEF3 — это объекты, используемые для ком- ментариев к элементам модели. Кроме того, они могут служить для описания цикли- ческих переходов, ссылок на другие диаграммы. Имя ссылки задается именем суще- ствительным, номер — числом.
    Для внесения объекта ссылки служит кнопка
    . Объект ссылки изображается в виде прямоугольника, похожего на прямоугольник работы. Имя объекта ссылки за- дается в диалоге Referent (рис. 2.7), вызываемом через контекстное меню (пункт
    Name).
    Рис. 2.7. Определение имени объекта-ссылки
    Чтобы связать ссылку с работой, выберите инструмент
    , щелкните на ссыл- ке (на любой стороне прямоугольника) и на работе (на любой стороне). Появится стрелка. Чтобы изменить ее стиль, выберите в контекстном меню пункт Style и в поя- вившемся диалоге Arrow Properties (см. рис. 2.5) выберите тип (Type) Relational
    Link. Стрелка изменит свой вид и будет пунктирной линией. Пример диаграммы с объектами-ссылками приведен на рис. 2.8.
    Рис. 2.8. Декомпозиционная диаграмма с объектами-ссылками

    27
    6. Создание диаграммы Swim Lane
    Диаграмма Swim Lane является разновидностью диаграммы IDEF3, позво- ляющей явно описать роли и ответственности исполнителей в конкретной технологи- ческой операции. Эта диаграмма разделена на горизонтальные полосы, каждая полоса соответствует определенному исполнителю (точнее, его роли) и все работы, выпол- няемые этим исполнителем, помещаются на эту полосу. Помимо UOW полоса может содержать и другие объекты диаграммы 1DEF3 (перекрестки и объекты ссылок), от- носящиеся к соответствующей роли.
    Ролью (Role) может быть должность или позиция конкретного исполнителя.
    Примеры ролей: Сборщик, Продавец, Технолог, Маркетолог, Разработчик, Дизайнер.
    Роли объединяются в группы ролей (Role Group). В качестве значения группы ро- лей может быть название предприятия, отдела, цеха или название региона, города и т. д. Одной роли может соответствовать несколько групп ролей. Конкретный исполни- тель, связанный с определенной ролью и группой ролей, называется ресурсом (Re-
    source). В качестве значения ресурса можно использовать фамилию и имя сотрудни- ка. Например, ресурс Иванов В.П. связан с ролью Продавец и группой Продажа.
    Прежде чем создавать диаграмму Swim Lane, необходимо создать словарь ро- лей и групп ролей. Откройте словарь Role Group Dictionary (меню Dictionary/Role
    Group, рис. 2.9), создайте несколько групп ролей. Для каждой группы ролей может быть внесено описание (Definition), указано изображение (предварительно импорти- рованное в словарь изображений Bitmap Dictionary) и важность группы (Importance).
    Рис. 2.9. Словарь групп ролей
    Словарь ролей вызывается из меню Dictionary/Role (рис. 2.10). Для каждой ро- ли можно внести определение, указать группу ролей, связать роль с изображением
    (Bitmap) и геометрической фигурой (Shape), указать важность роли.
    Рис. 2.10. Словарь ролей

    28
    Для создания диаграммы Swim Lane следует выбрать меню Diagram/Add Swim
    Lane diagram. Появляется гид Swim Lane diagram Wizard. В первом диалоге гида (рис.
    2.11) следует внести название и имя автора диаграммы, выбрать имя и номер диа- граммы IDEF3, на основе которой будет построена диаграмма, и группу ролей, из ко- торой можно будет выбрать роли, связанные с диаграммой.
    Рис. 2.11. Первый диалог гида Swim Lane Diagram Wizard
    Во втором диалоге гида следует выбрать роли, на основе которых будет созда- на диаграмма (рис. 2.12). Диаграмма будет разделена на количество полос, указанных в колонке Display Swim Line.
    Рис. 2.12. Первый диалог гида Swim Lane Diagram Wizard
    После щелчка по кнопке Готово создается новая диаграмма, все объекты ко- торой расположены произвольно. Расположить объекты на полосах, соответствую- щих ролям, следует вручную (рис. 2.13).

    29
    Рис. 2.13. Диаграмма Swim Lane
    7. Доработка IDEF3-модели
    Завершите создание IDEF3-модели для бизнес-процесса, выбранного вами на шаге 1 в качестве индивидуального задания. Законченная модель должна содержать, как минимум 3-4 диаграммы: контекстную, одну или несколько декомпозиционных диаграмм, диаграмму Swim Lane. Диаграммы декомпозиции должны содержать пере- крестки (желательно использовать перекрестки нескольких типов), а также объекты- ссылки.

    30
    Лабораторная работа №3
    «Создание DFD-модели бизнес-процесса»
    Цель работы: Получить практические навыки в построении DFD-модели биз- нес-процесса средствами пакета BPWin.
    Порядок выполнения работы.
    1. Выбор задания.
    Выберите бизнес-процесс, для которого будете формировать модель. Вы може- те выбрать один из вариантов процессов, описанных в приложении, или предложить свой вариант. Можно выбрать часть процесса, который моделировался на предыду- щих лабораторных работах. При выборе учтите, что процесс обязательно должен предусматривать обработку информации, лучше, чтобы это была автоматизированная обработка с использованием одной или нескольких информационных систем.
    2. Знакомство с основами методологии DFD.
    Диаграммы потоков данных (Data flow diagramming, DFD) используются для описания документооборота и обработки информации. Подобно IDEF0, DFD пред- ставляет модельную систему как сеть связанных между собой работ. Их можно ис- пользовать как дополнение к модели IDEF0 для более наглядного отображения те- кущих операций документооборота в корпоративных системах обработки информа- ции.
    DFD описывает:

    процессы обработки информации (работы);

    потоки данных (стрелки, arrow), которые могут моделировать и потоки ма- териальных объектов (изделия, документы);

    внешние ссылки (external references), которые обеспечивают интерфейс с внешними объектами, находящимися за границами моделируемой системы;

    хранилища данных (data store).
    Как и в IDEF0, основными элементами DFD-диаграмм являются функциональ- ные блоки, которые называются процессами или работами. Они преобразуют входы в выходы (чаще всего это преобразование входных данных в выходные). Блоки соеди- няются стрелками. В отличие от стрелок IDEF0, которые представляют собой жесткие ограничения на работу блоков, стрелки DFD показывают, как объекты (как правило, данные) двигаются от одной работы к другой. Это представление потоков совместно с хранилищами данных и внешними сущностями делает модели DFD более похожими на описание физических характеристик системы – движения объектов (data flow), хранения объектов (data stores), поставки и распространения объектов (external entities).
    При построении диаграмм потоков данных наиболее часто используют две но- тации: Йордана и Гейна-Сарсона. Обе нотации имеют одинаковый по названиям и значению элементный состав, но имеют различное его графическое изображение. В
    BPwin для построения диаграмм потоков данных используется нотация Гейна -
    Сарсона.

    31
    3. Создание контекстной DFD -диаграммы.
    Контекстная DFD-диаграмма создается так же, как и аналогичная диаграмма в нотации IDEF0 или IDEF3 (пункт меню File/New), но в диалоге нужно указать тип модели – Data Flow (DFD). Определите автора модели в диалоговом окне Properties.
    Появится окно с контекстной диаграммой, содержащее работу (процесс обра- ботки информации) верхнего уровня.
    Работы в DFD представляют собой функции системы, преобразующие входы в выходы. Хотя работы изображаются прямоугольниками со скругленными углами, смысл их совпадает со смыслом работ IDEF0 и IDEF3. Так же как работы IDEF3, они имеют входы и выходы, но не поддерживают управления и механизмы, как IDEF0.
    Работа на контекстной диаграмме обычно именуется по названию системы, например
    "Система обработки информации".
    Определите цель, область и точку зрения на моделируемую систему так же, как и при создании контекстных диаграмм на предыдущих лабораторных работах.
    В отличие от IDEF0-диаграмм, DFD-диаграмма не должна иметь граничных стрелок. Чтобы показать связь системы с окружением, субъекты окружения (внешние сущности) явно отображаются на диаграмме, и соединяются с системой (работой) стрелками.
    Внешние сущности изображают входы в систему и/или выходы из системы.
    Как правило, они представляют собой материальный предмет или физическое лицо, например: Заказчик, Пользователь, Персонал, Поставщик, Клиент, Банк. Внешние сущности изображаются в виде прямоугольника с тенью и обычно располагаются по краям диаграммы. Одна внешняя сущность может быть использована многократно на одной или нескольких диаграммах. Обычно такой прием используют, чтобы не рисо- вать слишком длинных и запутанных стрелок.
    Чтобы добавить внешнюю сущность выберите кнопку
    (добавить внешнюю ссылку) в палитре инструментов и щелкните по свободному месту на диаграмме. За- дайте имя сущности аналогично заданию имени объекта ссылки при создании IDEF3- диаграммы (см. рис. 2.7). Номера внешним сущностям присваиваются автоматиче- ски.
    Если нужно, добавьте другие внешние сущности.
    Необходимо показать связи между работой и внешними сущностями, которые моделируются с помощью стрелок.
    Стрелки (потоки данных) описывают движение объектов из одной части сис- темы в другую, например, от одной работы к другой или от внешней сущности к ра- боте, или из хранилища данных к работе и т.д. Обычно это передача информацион- ных объектов (документов, сообщений), но допустимо с помощью стрелок моделиро- вать и материальные потоки. Поскольку в DFD каждая сторона работы не имеет чет- кого назначения, как в IDEF0, стрелки могут подходить выходить из любой грани прямоугольника работы. В DFD также применяются двунаправленные стрелки для описания диалогов типа «команда-ответ» между работами, между работой и внешней сущностью и между внешними сущностями.
    Стрелки рисуются аналогично рисованию стрелок на IDEF0- или IDEF3- диа- граммах. Используя инструмент
    , нарисуйте связи работы с внешними сущностя- ми. Для каждой связи задайте имя, отражающее содержание соответствующего пото- ка. Чтобы сделать стрелку двунаправленной, в диалоге Arrow Properties (пункт Style контекстного меню) на вкладке Style выберите тип (Type) Bidirectional.

    32
    Пример контекстной DFD-диаграммы приведен на рисунке 3.1.
    Рис. 3.1. Контекстная диаграмма в нотации DFD
    4. Создание декомпозиционной DFD -диаграммы.
    Выделите работу на контекстной диаграмме и декомпозируйте ее с помощью инструмента
    . Например, систему оформления заказа можно декомпозировать на три работы: «Консультирование клиента», «Оформление заказа» и «Прием оплаты».
    Расположение блоков на диаграмме, как и для диаграммы IDEF3, может быть любым, но обычно их располагают слева направо в порядке выполнения соответст- вующих работ. Для каждого блока работы задайте имя. Обычно в имени используется глагол или отглагольное существительное.
    Номер работы присваивается автоматически. Настроить параметры нумерации работ, а также внешних сущностей и хранилищ можно во вкладке Numbeing диалога
    Model Properties (меню Model /Model Properties).
    На диаграмму декомпозиции с контекстной диаграммы будут перенесены стрелки входа и выхода родительской работы. Они будут представлены в виде гра- ничных стрелок (см. рис. 3.2). Согласно нотации DFD диаграмма не должна иметь граничных стрелок – все стрелки должны начинаться и заканчиваться на работах, хранилищах данных или внешних сущностях. Поэтому следует удалить все гранич- ные стрелки, создать соответствующие внешние сущности и вместо граничных про- вести внутренние стрелки, связывающие внешние сущности и работы. При этом на контекстной диаграмме стрелки входа и выхода родительской работы, соответст- вующие удаленным граничным стрелкам, будут иметь знак туннелирования в виде квадратных скобок.

    33
    Рис 3.2. Декомпозиционная DFD-диаграмма с граничными стрелками
    Поместите на диаграмму внешние сущности (такие же, как на контекстной диа- грамме). Соедините их с работами внутренними стрелками, задайте имя для каждой связи. При этом в диалоге Arrow Propeties Вы можете выбирать имя из списка ранее введенных имен.
    Некоторые данные (объекты), которые обрабатываются в блоках работ, посту- пают не извне системы (от внешних сущностей) и не от других работ, а из хранилищ.
    Результаты работ также могут поступать в хранилища.
    Хранилища данных (Data store) представляют собой собственно данные, к ко- торым осуществляется доступ. Эти данные также могут быть созданы или изменены работами. В отличие от потоков данных, описывающих данные в движении, храни- лища данных отображают данные в покое, т. е. данные, которые сохраняются в памя- ти между последующими работами. Информация, которую содержит хранилище дан- ных, может использоваться в любое время после её определения. При этом данные могут выбираться в любом порядке. Примеры хранилищ: База данных, Репозитарий,
    Картотека, Архив, Журнал.
    В материальных системах, в которых обрабатываются материальные объекты, а не информационные, хранилища моделируют места, где объекты ожидают обработки и в которые поступают после обработки, например: Склад.
    Чтобы добавить хранилище данных выберите кнопку
    (добавить Data store) в палитре инструментов и щелкните по свободному месту на диаграмме. Каждое храни- лище данных имеет уникальный номер, который присваивается автоматически. За- дайте имя хранилища данных, отражающее его содержание.
    Соедините стрелками (потоками данных) работы, внешние сущности и храни- лища данных

    34
    В DFD стрелки могут сливаться и разветвляться, что позволяет описать декомпози- цию стрелок. Каждый новый сегмент сливающейся или разветвляющейся стрелки может иметь собственное имя.
    Пример декомпозиционной DFD-диаграммы приведен на рисунке 3.3.
    Рис 3.2. Декомпозиционная DFD-диаграмма
    В заключение желательно документировать работы на вкладке Definition диа- лога Activity Properties (пункт Definition/Note контекстного меню).
    5. Доработка модели
    Завершите создание DFD-модели для бизнес-процесса, выбранного вами на ша- ге 1 в качестве индивидуального задания. Диаграммы обязательно должны содержать внешние сущности и хранилища данных. Все стрелки (потоки данных) должны быть обязательно поименованы.

    35
    Лабораторная работа №4
    «Создание прецедентной UML-модели бизнес-процесса»
    Цель работы: Получить практические навыки в построении прецедентной
    UML-модели бизнес-процесса средствами пакета Rational Rose.
    Порядок выполнения работы.
    1. Выбор задания.
    Выберите бизнес-процесс, для которого будете формировать модель. Вы може- те выбрать один из вариантов процессов, описанных в приложении, или предложить свой вариант. Можно выбрать один из процессов, для которого на предыдущих лабо- раторных работах строилась модель по одной из структурных методологий. Жела- тельно, чтобы процесс имел различные версии, т.е. альтернативные потоки событий.
    2. Знакомство с основами языка моделирования UML.
    Унифицированный язык моделирования UML (Unified Modeling Language) предназначен для описания, визуализации и документирования бизнес-систем на базе объектно-ориентированного подхода с целью последующего использования моделей бизнес-процессов для реализации их в виде программного обеспечения.
    Бурное развитие объектно-ориентированных языков программирования, сопро- вождающееся возрастанием сложности прикладных программ, вызвало потребность в создании объектно-ориентированного языка для формирования предварительной мо- дели предметной области, для которой разрабатывается программа. Такая модель не- обходима заказчикам, программистам и менеджерам проекта по созданию информа- ционной системы для того, чтобы они могли выработать общий взгляд на цели и функции системы. И хотя модели предметной области, формируемые с помощью
    UML, предназначены, прежде всего, для последующей реализации в виде программ- ного обеспечения, они имеют и самостоятельную ценность, т.к. позволяют наглядно отобразить функции и процессы бизнес-системы, объекты, участвующие в бизнес- процессах, их отношения, а также динамику выполнения процессов.
    Начало работ над созданием унифицированного объектно-ориентированного языка моделирования относится к середине 1990-х годов. К тому времени уже было разработано более 50 различных языков объектно-ориентированного моделирования.
    Авторы наиболее распространенных языков – Г. Буч, Д. Румбах и А. Джекобсон, – собравшись «под крылом» компании Rational Software Corporation, начали работу над унифицированным методом. Ими был создан ряд версий унифицированного метода, который они назвали Unified Modeling Language (UML). В настоящее время большин- ством производителей информационных систем и такими комитетами по стандартам, как ANSI и OMG, язык UML был признан в качестве стандарта.
    В технологии реинжиниринга бизнес-процессов, пожалуй, впервые UML стали применять не только и не столько для создания информационных систем (ИС), сколь- ко для анализа и перепроектирования бизнеса. Вместо моделей процессов, реализуе- мых информационной системой, строятся модели бизнес-процессов, даже если они и не будут подвергнуты автоматизации, вместо объектов ИС (программных объектов) в моделях отражаются объекты бизнеса (исполнители, продукция, услуги и т.д.), вместо окружения ИС (пользователей ИС) моделируется окружение бизнеса (поставщики, партнеры, клиенты).

    36
    В рамках языка UML все представления о модели сложной системы фиксиру- ются в виде специальных графических конструкций (схем, графов), получивших на- звание диаграмм. Предполагается, что никакая единственная модель не может с дос- таточной степенью адекватности описывать различные аспекты сложной системы.
    Таким образом, модель сложной системы состоит из некоторого числа диаграмм, ка- ждая из которых отражает некоторый аспект поведения или структуры системы. В языке UML определены следующие виды диаграмм:
    • диаграмма вариантов использования (Use case diagram);
    • диаграмма состояний (State diagram);
    • диаграмма деятельности (Activity diagram);
    • диаграмма последовательности (Sequence diagram);
    • диаграмма кооперации (Collaboration diagram);
    • диаграмма классов (Class diagram);
    • диаграмма компонентов (Component diagram);
    • диаграмма развертывания (Deployment diagram).
    Диаграмма вариантов использования представляет собой наиболее общую кон- цептуальную модель системы, которая является исходной для построения всех ос- тальных диаграмм. Представление вариантов использования детализируется с помо- щью диаграмм состояний, деятельности, последовательности и кооперации. Диа- граммы классов используются для представления логической структуры информаци- онной системы, диаграммы компонентов и диаграммы развертывания – для представ- ления физических компонентов информационной системы.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта