Главная страница

МУ Отмывка в архитектуре. Методические указания к курсовой работе Архитектурная деталь. Отмывка


Скачать 0.92 Mb.
НазваниеМетодические указания к курсовой работе Архитектурная деталь. Отмывка
Дата16.11.2019
Размер0.92 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаМУ Отмывка в архитектуре.docx
ТипМетодические указания
#95495
страница3 из 6
1   2   3   4   5   6

2.3.4. Четвертое упражнение

При помощи отмывки выявить объемно-пространственную форму любой из трех геометрических фигур: конус, шар, цилиндр.

Вычертить в карандаше одну из предложенных фигур, вписывающуюся в квадрат 15x15 см. Диаметр основания конуса и цилиндра -10 см, высота соответственно – 15 см.

Перед тем как начать отмывку предложенных тел вращения, необходимо построить их собственные тени, для того, чтобы иметь ясное представление о распределении светотени по поверхности формы.

Необходимо отметить, что у всех этих фигур собственные тени располагаются справа и вертикально. Кроме того, в теоретической части указаний было отмечено, что собственные тени тел вращения и тел, имеющих криволинейные формы, имеют плавный переход от светлого к темному. Следовательно, подрамник следует развернуть таким образом, чтобы натек раствора оставался горизонтальным и смещался параллельно собственной тени.

Используя способ заливки из третьего упражнения «от воды к раствору», и проанализировав характер светотональных соотношений конкретной фигуры, следует приступать к отмывке (рисунок 7).



Рис. 7. Размывная тушевка
Во всех этих упражнениях при выполнении отмывки подрамник должен иметь наклонное положение, то есть быть приподнятым относительно горизонтальной плоскости стола. Угол наклона не должен быть слишком большим, так как в этом случае, натек раствора может двигаться слишком быстро и превратится в потек.

В то же время, слишком маленький наклон подрамника, может сказаться на отмывке таким образом, что раствор, задерживаясь на бумаге, впитывается и оставляет тонкую контурную, темную линию. Поэтому оптимальный угол наклона подрамника составляет 20-30° и подставка под подрамник должна быть соответствующей высоты.

Другим способом тушевки является работа «по сырому». Этот способ значительно сложнее слоевой и размывной тушевки и требует профессиональных навыков в работе с раствором туши. Сначала покрывается вся поверхность начальным тоном, и по сырой поверхности бумаги постепенно вводятся более сильные тона туши. Качество отмывки зависит от консистенции туши, вида бумаги и опыта.

В отличие от работы с тушью графическая разработка чертежа акварелью позволяет ввести дополнительные цвета. Основным качеством акварели является ее прозрачность. Через нанесенный слой красочного раствора просвечивает фон – бумага и контурные линии чертежа. Здесь, также как в работе с плиточной тушью, важное значение имеет качество бумаги.

Контурные линии детали или другого архитектурного объекта, должны быть видимыми, следовательно, необходимо учитывать характер наносимого поверх контура красочного слоя. При легкой прозрачной отмывке достаточно тонкого карандашного контура, а при более плотной – целесообразней обвести карандашную линию слабым раствором акварели или туши, чтобы закрепить линию.

При работе акварелью следует учитывать ее особенности:

  • при высыхании она становится несколько светлее и менее насыщенной, сохраняя при этом свой цветовой тон;

  • добавляя воду, можно менять светлоту краски вплоть до белого фона бумаги.

Технике работы с акварелью свойственны как способ механического смешения красок, так и способ лессировки. Способ механического смешения красок больше используется в живописи.

Способ лессировки основан на прозрачности акварельных красок и заключается в последовательном многократном нанесении одного красочного слоя на другой. Именно этот способ наиболее часто употребляется в разработке архитектурных чертежей.

Акварельная техника лессировки имеет много общего с техникой туши, поэтому целесообразно выполнить те же упражнения, которые выполнялись раствором туши (см. выше), только с разными цветами, например: кадмий желтый, берлинская лазурь, краплак, как наиболее прозрачными красками. Эти упражнения позволяют ознакомиться с основными свойствами акварельных красок – прозрачностью и насыщенностью тона. 

Часто при отмывке архитектурных деталей, фасадов, перспектив, желая передать общий колорит, оказывается достаточным нанесение так называемого цветового грунта. Выбор цвета грунта зависит от того, теплую или холодную гамму предпочитает исполнитель, а также от характера строительного материала, из которого выполнена деталь или объект. Основная же отмывка, передача объемно-пространственной формы выполняется только раствором плиточной туши или раствором черной акварели.

Следует отметить, что при выполнении данной курсовой работы не ставится задача разработки сложного цветового решения. Отмывка может выполняться как в монохромном варианте, так и в полихромном. При этом цветовое исполнение не должно быть самоцелью, а является дополнительным элементом эмоционального восприятия.

Не следует готовить раствор акварели более чем из двух цветов, раствор быстро портится, и подобрать исходный цвет будет сложно.

Методика выполнения отмывки лессировкой акварельными красками практически схожа с отмывкой раствором плиточной туши.

Последовательность светотеневой отмывки архитектурной детали следующая:
1) нанесение тонкими карандашными линиями без обводки тушью всех собственных и падающих теней;

2) обводка контурных линий слабым акварельным или тушевым раствором;
3) определение цветовой гаммы;

4) светосила главных (солнце) и второстепенных (стена, небо) источников света;

5) промывка чертежа перед началом нанесения красочных слоев;

6) отмывка прозрачными растворами от светлого к темному, путем последовательного нанесения одного цвета на другой.

Рассмотрим последовательный процесс отмывки архитектурной детали при солнечном свете изображенной на рисунке 8. 

Приготовленным прозрачным раствором краски теплого цвета покрывается вся поверхность листа (предварительно выполнены пункты 1-5). Цвет этого первого красочного слоя и будет цветом освещенной светлой поверхности. Второй красочный раствор, которым покрываются теневые места, определяется цветом второго источника света – неба. В данном случае вся теневая часть будет иметь холодный оттенок (стена или небо).

При нанесении второго красочного слоя холодного оттенка те части карниза, которые были покрыты «теплым» красочным слоем, то есть освещенные прямым светом, второй раз раствором не покрываются. Тени наносятся тем же «холодным» раствором. В качестве раствора холодного оттенка может быть использована берлинская лазурь или раствор черной акварели.

На последней стадии выполнения уточняются элементы детали, выявляется контрастами света и тени главное и второстепенное. Последовательность нанесения красочного слоя от светлого к темному соответствует закономерностям освещения и воздушной перспективы и с другой стороны – техническим свойствам и возможностям акварельных красок.

Во время работы над передачей воздушной перспективы необходимо сохранять правильные соотношения силы света, полутона, тени и рефлексов. Блик всегда подчиняется свету, а рефлекс – тени.

Учебные упражнения выполняются на планшете размером 55х75см. В зависимости от компоновки на планшете возможны изменения размеров элементов упражнений в сторону увеличения.



Рис. 8. Последовательность отмывки акварелью
1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта