Главная страница
Навигация по странице:

  • 3.1. Задание на проектирование и состав проекта: 3.1.1. Задание на проектирование

  • 3.1.3. Исходные материалы для проектирования

  • 3.1.4. Состав проекта: - памятник мировой архитектуры, архитектурная деталь или фрагмент сооружения с надписью. 3.2. Основные требования и этапы работы над проектом

  • 3.3. Последовательность выполнения курсовой работы 3.3.1. Подготовительный этап

  • 3.3.2 Основной этап

  • 3.3.3. Завершающий этап

  • Литература

  • МУ Отмывка в архитектуре. Методические указания к курсовой работе Архитектурная деталь. Отмывка


    Скачать 0.92 Mb.
    НазваниеМетодические указания к курсовой работе Архитектурная деталь. Отмывка
    Дата16.11.2019
    Размер0.92 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМУ Отмывка в архитектуре.docx
    ТипМетодические указания
    #95495
    страница4 из 6
    1   2   3   4   5   6

    3. Выполнение курсовой работы


    3.1. Задание на проектирование и состав проекта:


    3.1.1. Задание на проектирование предусматривает графическое исполнение архитектурного сооружения или фрагмента с построением теней и выявлением объемно-пространственной формы при помощи воздушной перспективы методом отмывки.

    3.1.2. Объект проектирования: собор, архитектурная деталь или фрагмент памятника мировой архитектуры, по выбору студента из предложенных преподавателем вариантов.
    3.1.3. Исходные материалы для проектирования:

    - чертежи фасадов и плана памятника архитектуры;

    - таблицы, схемы;

    - фотографии, ксерокопии;

    - литературные источники (альбомы, увражи, книги).


    3.1.4. Состав проекта:

    - памятник мировой архитектуры, архитектурная деталь или фрагмент сооружения с надписью.


    3.2. Основные требования и этапы работы над проектом
    Руководствуясь целями и основными задачами, решаемыми в данной курсовой работе, можно сформулировать следующие требования, предъявляемые к ее выполнению:

    - выполнить композицию, включающую архитектурную деталь или архитектурный фрагмент в соответствии с основными законами построения композиции, предусмотрев особенности воздушной перспективы;
    - выполнить в линейной графике геометрические построения архитектурного сооружения в ортогональной фронтальной проекции;

    - выполнить геометрические построения собственных и падающих теней, выбрав за исходное положение лучей освещения равное 45 градусам;

    - выявить в соответствии с законами воздушной перспективы плановость и объемно-пространственную форму архитектурной детали или фрагмента, используя графический прием - «отмывка».

    Выполнение данной курсовой работы, проводится в три этапа, представляющих единый творческий процесс:

    1. подготовительный этап – поиск композиции, наиболее полно отражающей характер архитектурной детали и учитывающий особенности воздушной перспективы;

    2. основной этап – творческая разработка и выполнение эскиза;

    3. завершающий этап – подача проекта и оценка.

    Для успешного выполнения курсовой работы необходимо, прежде всего, внимательно ознакомиться с вычерчиваемым объектом, уяснить основные требования, выдвинутые заданием, четко представить себе объем выполняемой работы и ее цели. 


    3.3. Последовательность выполнения курсовой работы


    3.3.1. Подготовительный этап


    Подготовительный этап начинается с выдачи программы-задания на курсовую работу «Архитектурная деталь. Отмывка». Он сопровождается просмотром слайдов по теме проекта и представлением лучших студенческих работ. Кроме того, на методических планшетах демонстрируется весь объем работы, включающий материалы, которые нарабатываются в процессе последовательного выполнения проекта.

    Далее начинается работа с литературой по выбору архитектурного памятника, деталь или фрагмент которого предполагается взять за основу проекта. Как отмечалось выше, исходным материалом в первую очередь служит чертеж фасада сооружения в ортогональной фронтальной и горизонтальной проекциях. В качестве дополнительных материалов используются фотографии в различных ракурсах, ксерокопии.

    Изучение задания на проектирование и объекта: после того, как студент выбрал конкретный архитектурный памятник, ознакомился с историей его возникновения и строительства, происходит поиск и выделение фрагмента этого сооружения для выполнения курсовой работы. При помощи кальки – карандашной или тушевой, аккуратно копируют деталь и обводят вокруг нее рамку, с соотношениями сторон кратными сторонам планшета, на котором будет выполняться отмывка.

    Также можно сделать из бумаги прямоугольную рамочку, стороны которой пропорциональны размерам подрамника 55 х 75см, на котором будет выполняться проект. Эту рамку накладывают на отдельные детали или фрагменты памятника и выбирают понравившуюся композицию. Также можно использовать два уголка, сдвигая и раздвигая которые, увеличивают либо уменьшают размеры поля композиции (рисунок 9).


      
    а) рамочка б) уголки

    Рис. 9.

    После того, как на кальке выполнено несколько возможных вариантов композиции, определяется наиболее удачное решение, в котором учитывается расположение архитектурной детали или фрагмента, и, в связи с этим расположением, возникающие особенности при передаче воздушной перспективы.

    Так, например, архитектурная деталь ваза может располагаться на отдельно стоящем постаменте, и быть окружённой со всех сторон воздухом Собственные и падающие тени появляются только на самой детали от ее элементов. То есть, композиция чертежа и его тональное выражение, заключающееся в объемно-пространственной форме вазы, переданное с помощью отмывки, будут находиться в равновесии. В этом случае расположение вазы на подрамнике может быть симметричным относительно его вертикальной оси симметрии.

    Если ваза на постаменте располагается в нише или примыкает к плоскости стены, то помимо собственных и падающих теней на самой детали, возникают падающие тени на плоскости стены. Эти тени могут негативно повлиять на тональное композиционное равновесие. И в этом случае вряд ли будет уместно симметричное расположение детали относительно плоскости подрамника. Располагать ее на листе следует несколько левее относительно вертикальной оси симметрии.

    Окончательный выбор композиционного решения происходит после рассмотрения всех представленных вариантов и утверждается тот, который наиболее полно отражает композиционные особенности архитектурной детали и учитывает все свойства воздушной перспективы.

    3.3.2 Основной этап

    Основной этап работы над курсовым проектом заключается в дальнейшей разработке утверждённой композиции архитектурной детали или фрагмента. Подрамник размерами 750х550мм обтягивается предварительно смоченным ватманом. Сушить подрамник с натянутой бумагой следует в горизонтальном положении вдали от источников тепла. После полного высыхания бумаги поверхность подрамника должна быть абсолютно ровной, без складок и заломов.

    Далее необходимо прикрепить рейсшину соответствующего размера, чтобы быстро и качественно проводить параллельные и перпендикулярные линии. Определив линейный масштаб увеличения с утвержденного варианта композиции, приступают к вычерчиванию архитектурной детали в ортогональной фронтальной проекции. Если деталь или ее элементы представляют собой тела вращения, то их необходимо строить по законам круговой перспективы.


    Рис. 10.
    Как отмечалось выше, нередко бывает, что элементы архитектурной детали или фрагмента на схемах и чертежах данного сооружения, четко не прочитываются. В этом случае необходимо изучить фотографии аналогичных памятников с тем, чтобы восполнить недостающие материа­лы и использовать их. Например, схема архитектурной детали представлена куполом и барабаном какого-либо памятника. При этом их декоративная пластика показана очень неразборчиво или совсем отсутствует (рис. 10). Обращение к архитектурным аналогам в данном примере обязательно.

    Вычерчивание всех элементов детали или фрагмента выполняется только с использованием инструментов, о которых говорилось выше. Криволинейные поверхности требуют работы с лекалами. После того, как архитектурная деталь полностью вычерчена, приступают к построению собственных и падающих теней.

    Следует отметить, что параллельно с данным этапом работы над проектом, на занятиях по дисциплине «Начертательная геометрия» изучаются тени в ортогональных проекциях, что значительно облегчает работу студента на уроках проектирования.

    Так как в состав проекта входит надпись, то нужно продумать какой из шрифтов наиболее удачно выразит образ и характер представленной архитектурной детали или фрагмента и место расположения надписи на листе. Используя теоретические и практические знания, полученные в работе над курсовым проектом «Шрифтовая композиция», следует вычертить надпись, соблюдая конструкцию шрифта.

    Последняя стадия работы на основном этапе заключается в выборе колористического решения: монохромная или полихромная подача проекта, материал, которым будет выполняться отмывка – плиточная тушь или акварель (см. раздел 2.1), а также на эскизе можно попрактиковаться в отмывке.

    Основной этап работы над эскизом архитектурной детали или фрагмента получает оценку, которая является допуском к третьему завершающему этапу работы над курсовым проектом.
    3.3.3. Завершающий этап

    Эскиз с оценкой срезается с подрамника, натягивается новый лист бумаги хорошего качества и прикрепляется рейсшина. Далее с эскиза переносится и вычерчивается архитектурная деталь или фрагмент. Линия контура всех элементов должна быть тонкой и четкой, линии собственных и падающих теней необходимо выполнять очень легкими и светлыми.

    Следует быть особенно внимательным при переносе чертежа архитектурной детали с эскиза на чистовик, так как неточно вычерченные элементы и линии построения теней, могут исказить образ объекта, а при выполнении отмывки нарушить законы светотени.

    После того как чертеж архитектурной детали или фрагмента, а также все необходимые надписи и детали полностью выполнены, нужно согласовать с консультантом вопрос обводки карандашной линии. Как отмечалось в теоретической части методических указаний, характер обводки чертежа зависит от того, из какого материала выполнена деталь: дерево, камень или другое, а также от того, насколько насыщенной предполагается отмывка плиточной тушью или акварельными красками.

    Прозрачность красочного слоя акварельных красок позволяет оставлять контурную линию в карандаше. Более насыщенная отмывка требует обводки карандашной линии слабым раствором, так как при лессировке и размывной тушёвке многократное нанесение раствора ослабляет или совсем смывает карандашную линию и чертеж становится «вялым» и нечитаемым.

    Далее следует определить факторы, влияющие на технику моделировки архитектурной формы, то есть основные источники света (солнце, небо), рефлексы, блики. В соответствии с ними составить тональный масштаб, который поможет сохранить тоновое равновесие при выявлении воздушной перспективы формы. После этого легким тоном отделить всю форму от фона на чертеже.

    Если форма представляет собой небольшую архитектурную деталь, то после отделения фона от формы, начинают отмывать тени, с тем чтобы отделить их от света. Если форма представляет более сложный фрагмент с несколькими планами, то необходимо распределить по тональности все планы и отмывать их в соответствии с тональным масштабом.

    После того как выявлены планы, начинают светотеневую моделировку всех элементов архитектурной детали, при этом очень важно соблюдать тональное равновесие света, рефлексов, бликов и теней. Контрастный контур света и тени на прямоугольных частях выявляет рельефность отдельных элементов. Мягкий и плавный переход собственных теней в свет на криволинейных поверхностях выявляет их пластику.

    При отмывке теней следует помнить, что падающие тени темнее, чем собственные, а небольшие тени должны отмываться более контрастно, чем большие (от выступа стены). Чтобы подчеркнуть легкость и прозрачность теней детали, возможно нанесение еще нескольких слоев слабого раствора на фон чертежа.

    При отмывке антуража (небо, вода, зелень…) применяется отмывка «по сырому», сначала покрывается вся поверхность начальным тоном и по сырой поверхности бумаги, постепенно вводятся более сильные тона туши.

    Надпись может остаться просто обведенной четкой линией карандашом или раствором и иметь тон общего фона, если нет необходимости ее выделять. Если же место ее расположения требует тонового и эмоционального акцента, то надпись может быть отмыта раствором.

    Соблюдение всех требований при выполнении отмывки, а также определенной последовательности нанесения светотени на архитектурный объект обеспечивает качественный результат.

    После выполнения отмывки архитектурной детали или фрагмента проводится подача проекта. Оценка курсовой работы производится комиссией, носит рейтинговый характер и определяется показателями, которые отражают требования, предъявляемые к данному курсовому проекту: графическое оформление работы, качество отмывки, правильность построения и компоновки чертежей. 

    Литература



    1. Бархин Б.Г. Методика архитектурного проектирования. Спец. «Архитектура». – М.: Стройиздат, 1993. – 224 с.

    2. Вяткин Г.П., Андреева А.Н., Болтухин А.К. и др. / Под ред. Г.П.Вяткина / Машиностроительное черчение. – М. : Просвещение, 1977. – 304 с.

    3. Зайцев К. Современная архитектурная графика. – М. : Стройиздат, 1970. – 203 с.

    4. Под ред. А.В. Степанова и М.А. Туркуса. Объемно-пространственная композиция в архитектуре. – М. : Стройиздат, 1975. –192 с.

    5. Перышкин А.В., Родина Н.А. Физика. – М. : Просвещение, 1989. – 190 с.

    6. Соколов А.М. Основные понятия архитектурного проектирования. – Ленинград: Искусство, 1976. – 192 с.
    7. Штейнберг А.Я. Методы и инструменты архитектурного проектирования. Справочное пособие. – Киев: Будівельник, 1977. –103 с.

    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта