Барабошина Философия МУ на 2015. Методические указания по выполнению контрольных работ включают общие организационнометодические указания и обязательные требования к контрольной работе, варианты контрольных работ, вопросы к зачету, список рекомендуемых источников.
Скачать 86.52 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» Кафедра педагогического образования Н.В. Барабошина ФИЛОСОФИЯ Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом Бузулукского гуманитарно-технологического института (филиала) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» в качестве методических указаний для студентов, обучающихся по программе высшего профессионального образования заочной формы обучения по направлениям подготовки: 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям), 030900.62 «Юриспруденция». Бузулук 2015 УДК 167/168 ББК 67.00 Б – 24 Рецензент – доцент кафедры истории и теории государства и права, к.и.н. Хомякова Н. В. Барабошина, Н.В. Б – 24 Философия: методические указания по выполнению контрольных работ / Н.В. Барабошина; Бузулукский гуманитарно- технолог. ин-т (филиал) ОГУ. – Бузулук: БГТИ (филиал) ОГУ, 2015. – 18 с. Методические указания по выполнению контрольных работ включают общие организационно-методические указания и обязательные требования к контрольной работе, варианты контрольных работ, вопросы к зачету, список рекомендуемых источников. Методические указания предназначены для студентов, обучавшихся по программа бакалавриата, следующих направлений подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям), 030900.62 «Юриспруденция».
Содержание
Пояснительная записка В условиях актуализации проблем современности, реформирования российского общества возрастает значение философского знания. Реальная диалектика перемен требует соответствующего опережающего совершенствования и оптимизации философской подготовки, мировоззренческой ориентации специалистов. Изучение философии ориентировано на освоение студентами наследия мировой и отечественной философской мысли, формирование у них творческого отношения к этому наследию, развитие навыков самостоятельного философского мышления. В этой связи особой задачей является изучение динамики философского знания в широком культурном контексте, взаимосвязи его эволюции с логикой духовной культуры человечества, философским осмыслением современных социальных реалий. В целом изучение курса философии призвано способствовать решению этих задач и расширению горизонта философского видения студентом современного мира и собственной жизненной позиции. Курс «Философии» состоит из двух частей: исторической и теоретической. В ходе освоения историко-философского раздела студенты знакомятся с процессом формирования представлений о человеке, об основных стратегиях познания бытия, в ходе смены типов мировоззрения в истории человечества, обусловленных спецификой цивилизации и культуры отдельных регионов, стран и исторических эпох, его закономерностями и перспективами. Теоретический раздел курса включает в себя основные проблемы онтологии, гносеологии, аксиологии, рассматриваемые как в рефлексивном, так и в ценностном планах. Контрольная работа выполняется по вариантам. Номер варианта соответствует первой букве фамилии студента: 1 ВАРИАНТ - А, Б, 2 ВАРИАНТ - В, Г; 3 ВАРИАНТ - Д, Е, Ж; 4 ВАРИАНТ - З, И, Й; 5 ВАРИАНТ - К, Л, М; 6 ВАРИАНТ - Н, О, П; 7 ВАРИАНТ - Р, С, Т; 8 ВАРИАНТ - У, Ф, Х; 9 ВАРИАНТ - Ц, Ч, Ш, Щ; 10 ВАРИАНТ - Э, Ю, Я. Теоретические вопросы требуют развернутого ответа студента. Ответ должен быть кратким, но максимально емким по содержанию. Раскрытие вопросов должно осуществляться с позиций научности, конкретности, на основе многовариантности подходов, доказательности. Контрольная работа – это одна из наименее самостоятельных разновидностей студенческих работ. Для ее выполнения достаточным будет грамотно и логично изложить основные идеи по заданной теме, изучив при этом от 10 до 15 публикаций, и сгруппировав их по точкам зрения. Для контрольной будет вполне достаточно, если Вы примете точку зрения одного из авторов и обоснуете ее преимущество. В практических заданиях, направленных на развитие навыков философского анализа, допускается множество толкований. Это и поиск первоначального, т.е. авторского смысла текста, это и способность связывать с текстом полученные ранее теоретические знания, сквозь призму которых содержание текста уточняется, детализируется, становится более содержательным, информативным. Толкование текста допускает также создание собственного нового смысла с целью установки диалога последнего с первоначальным авторским смыслом. Предлагается следующий вариант анализа: Поиск ключевого понятия или идеи текста. Характеристика известных философских направлений и принципов, определявших тем или иным образом сущность данного понятия или идеи. На основе этой характеристики определить философскую позицию автора текста (к какому из направлений относится, какой принцип выражает). Дать оценку авторского смысла текста относительно его объективности или прогрессивности (не противоречит ли этот смысл естественному положению вещей; насколько мысль носит обоснованный характер и т.д.). Выразить собственную позицию по поводу данного понятия или идеи, сопоставить ее с авторской. Образец 1. Текст: «…Двоякое скажу: то Одно вырастает, чтобы быть единственным Из многого; то снова распадается, чтобы быть многим из Одного. Двояко рождение смертных вещей, двояка гибель: Одно из них порождает и губит схождение всех корней; Другое разлетается, разодранное, когда они вновь разделяются, И они (элементы) никогда не прекращают непрерывного чередования: То действием Любви все они сходятся в Одно, То под действием лютой Ненависти несутся каждый врозь». Анализ: Ключевой идеей текста является утверждение в качестве первопричины изменчивости смертных вещей два противоположных друг другу начала: Любви и Ненависти. В данном фрагменте акцент сделан не на поиске первоэлементов, из которых все состоит, одной из центральных философских проблем античности, а на причинах периодической гибели и рождения как отдельных вещей так и Космоса в целом. Для философов Древней Греции прежде всего был закономерен поиск и первоначал чувственно воспринимаемого мира и первопричин изменчивости этого мира. При этом одни философы признавали в качестве первопричины Необходимость, Логос, Нус, другие, если судить по фрагменту, Любовь и Ненависть. В этом случае четко выражена экстраполяция человеческих качеств на все мироздание, что является одним из признаков принципа тождества макрокосмоса и микрокосмоса. Утверждение же в качестве первопричины изменчивости мира противоположных сущностей, полагающих гибель и рождение, свидетельствует об элементах диалектического понимания мира. Образец 2. Текст: «Философы всегда обоснованно подозревали, что мир не таков, как он видится. Что за миром видимости скрывается сущность, не познав которую, не поймешь и того, что составляют явления в своей случайной и закономерной связи». Анализ: Ключевая идея, выраженная во фразе «за миром видимости (миром явлений) скрывается мир сущности, не познав который, не поймешь мир видимости, т.е. явлений» отражает прежде всего специфику предмета философии, а соответственно и специфику философского познания. Специфика же философского познания изначально определялась стремлением выявить предельные основания бытия, так называемую первосущность мира, что стало предметом онтологии, основного раздела философии. Если же учесть хронологию развития философской мысли, то со времен Парменида и вплоть до Нового времени предметом онтологии, в отличие от натурфилософии, был мир исключительно умопостигаемый, и именно он полагался как подлинный, то при определенных оговорках можно допустить за текстом утверждение дуалистической картины мира с уклоном в сторону идеализма. Дуализм проявляется в удвоении мира на мир сущности и мир явлений, а идеализм – в приоритетной роли мира сущности, мира идеального. В качестве примера может выступать концепция мира эйдосов Платона. Но с другой стороны, в более поздние периоды истории в качестве основной задачи философии начинает все более утверждаться установка на выявление предельно общих оснований, принципов и законов бытия природы, общества и мышления, реализация которой достигалась только благодаря обобщению данных частных наук. Примером такой установки может служить диалектико-материалистическая философия. Объем работы не должен превышать 20 листов машинописного текста, не считая титульного листа. Размер шрифта – 14, интервал между строками – 1,5. Оформление титульного листа и листа содержания контрольной работы показано в приложениях А, Б. В конце ответа должен прилагаться список литературы: перечень литературы, фактически использованной при выполнении контрольной работы, составляется в алфавитном порядке и оформляется в соответствии с общими требованиями и правилами оформления (СТО 02069024.101-2010). . Контрольная работа должна быть сброшюрована. Варианты контрольной работы Вариант 1 Рациональные доказательства бытия Бога в философии Фомы Аквинского. Составьте структурно-логическую схему «Философские школы Древней Греции». 3 задание: Определите принадлежность идей, выраженных в текстах, философским школам Древней Индии или Китая. Какие из текстов характеризуются религиозно-мифологической направленностью? По каким признакам можно определить данную направленность? Какие из текстов характеризуются рационально-практической направленностью? Распределите тексты по предметно-смысловым блокам, озаглавьте их. Текст 1. «…Если наставлять народ путем введения правления, основанного на законе, поддерживать порядок угрозами, то народ станет бояться наказаний и потеряет чувство стыда. Если наставлять народ введением правления, основанного на использовании правил, то в народе появится стыд и он станет послушным». Текст 2. «…Если бы кто-нибудь в битве тысячекратно победил тысячу людей, а другой победил бы себя одного, то именно этот другой – величайший победитель в битве». Текст 3. «…В древности те, кто следовал дао, не просвещали народ, а делали его невежественным. Трудно управлять народом, когда у него много знаний. Поэтому управление страной при помощи знаний приносит стране несчастье, а без их помощи приводит страну к счастью. Кто знает эти две вещи, тот становится примером для других». Текст 4. «…Не привязывайся к приятному и никогда – к неприятному. Не видеть приятное и видеть неприятное – зло. Не делай приятного, ибо расставание с приятным – болезненно. Нет уз для тех, у которых нет приятного или неприятного. Сотвори себе остров, борись энергично, будь мудрым! Очищенный от скверны, безупречный, ты не придешь больше к рождению и старости». Текст 5. «…Для того чтобы познать новое, необходимо изучать старое… Учение без размышления бесполезно, а размышление без учения – пустое занятие...». Текст 6. «…Доброта и человеколюбие – мать проступков. Истинная добродетель ведет свое происхождение от наказания. Прийти к такой добродетели можно лишь путем примирения справедливости с насилием». Текст 7. «…Смирение, честность, невреждение, терпение, самообладание, отвращение от предметов чувств, свобода от себялюбия, понимание бедственности рождения, болезни, старости, смерти, отрешенность, непривязанность к сыну, жене, дому, постоянная уравновешенность мысли…называется знанием. Неведенье – все другое». Текст 8. «…Благородный муж в доброте не расточителен, принуждая к труду, не вызывает гнева, в желаниях не алчен, в величии не горд, вызывая почтение, не жесток». Текст 9. «…Небо всемогуще, и человек от него полностью зависим: Небо, рождая на свет человеческий род, Тело и правило жизни всем людям дает». Текст 10. ««Лошадь» – это то, что обозначает форму, «белая» - это то, что обозначает цвет. То, что обозначает цвет не есть то, что обозначает форму. Поэтому говорю: «белая лошадь» – «не лошадь»» Вариант 2 Образ «благородного мужа» в философском учении Конфуция. Согласны ли вы с мнением Л. Фейербаха: «Философия – мать наук. Первые естествоиспытатели, как древнего, так и нового времени, были философами»? Обоснуйте свой ответ. 3 задание: Аргументировано распределите тексты по предметно-смысловым блокам; блоки озаглавьте. Какой из текстов, по вашему мнению, наиболее близко выражает специфику предмета философии? Какой из текстов, по вашему мнению, наиболее близко выражает специфику философского познания. Сущность каких функций философии можно проследить в перечисленных текстах? Текст 1. «…Философии нельзя обучиться уже потому, что она еще не существует в форме готовой, признанной науки. Всякий философ строит свою систему на обломках предыдущей, но никогда не была построена еще система, которая сохранилась бы во всех своих частях». Текст 2. «…Философия, несмотря на свои тысячелетние усилия, не открыла еще, кроме нескольких логических аксиом, никаких положений, признаваемых всеми философами в качестве очевидных, ибо то, что из непреложных оснований признается каждым, становится тем самым научным познанием и не является больше философией, так как относится к конкретным областям знания». Текст 3.«…Любовь философа к мудрости по-своему трагична, ведь он посвящает себя той Абсолютной истине, относительно которой он заведомо знает, что обладать ею никогда не сможет, хотя именно желание обладать ею и составляет смысл его жизни». Текст 4.«…Философия это та область духовной деятельности человека, в основании которой лежит рефлексия над самой этой деятельностью, над ее смыслом, целью, формами и, в конечном счете, над выяснением сущности самого человека как субъекта культуры, т. е. сущностных отношений человека к миру». Текст 5.«…В истории философии не наблюдается прогресса, но вне истории философии, в принципе, нельзя понять, чем она является. История философии представляет собой постоянное определение самой себя, которое никогда не завершится». Текст 6.«…Философия есть самая незащищенная сторона культуры. Постоянно подвергается сомнению сама возможность философии, и каждый философ принужден начинать свое дело с защиты философии и оправдания ее возможности и плодотворности». Текст 7. «…Философия есть извечный диалог с теми, кто уже ставил задачу и как-то ее решил, с теми, кто сегодня ее решает и даже с теми, кто считает, что в этой задаче нет никакого смысла». Текст 8. «…Парадокс философии в том, что в ней нет абсолютно истинных знаний, как и нет абсолютно ложных. Свою меру истинности могут содержать совершенно противоположные взгляды?» Текст 9.«…Философия одна только отличает нас от дикарей и варваров…Каждый народ тем больше выделяется общественностью и образованностью, чем лучше в нем философствуют; поэтому нет для государства лучшего блага, чем иметь настоящих философов». Текст 10. «…Пусть никто в молодости не откладывает занятий философией, а в старости не устает заниматься философией, потому что никто не бывает ни недозрелым, ни перезрелым для здоровья души». Вариант 3 Социальная философия: сущность, основные понятия, проблемы и функции. Проанализируйте термин «схоластика» с точки зрения философии средневековья и с позиций современного знания. 3 задание. Определите, кто из известных вам философов мог быть или является автором перечисленных выше фрагментов. Распределите тексты по предметно-смысловым блокам, озаглавьте их. В каких текстах прослеживаются признаки известных философских принципов? Что это за принципы? Выделите тексты, содержащие элементы диалектического понимания мира. Текст 1. «…Все возникшее нуждается для своего возникновения в некоей причине. Конечно, творца и родителя этой Вселенной нелегко отыскать, а если мы его и найдем, о нем нельзя будет всем рассказывать. И все же поставим еще один вопрос относительно космоса: взирая на какой первообраз работал тот, кто его устроил, - на тождественный и неизменный или на имевший возникновение?…» Текст 2. «…Воистину мы совершенно не причастны бытию, ибо всякое смертное существо, ограниченное рождением и гибелью, являет собой призрак и смутную и неверную иллюзию. Пытаться постичь его напряжением мысли все равно, что хватать воду рукой: при попытке собрать ее воедино и силою зажать в кулак, она проскользнет и оставит тебя ни с чем. Так и разум в погоне за чистой видимостью чувственных и изменчивых вещей дает промах и сбивается: в одном случае – на процесс их возникновения, в другом – на процесс уничтожения; ничего пребывающего или сущего постичь он не может». Текст 3. «Давай я скажу тебе (а ты внимательно выслушай) речь о том, Какие пути поиска (дознания) единственно мыслимы: Один путь – что (нечто) есть и что невозможно не быть; Это – путь Убеждения (ибо оно сопутствует Истине). Другой – что (нечто) не есть и что по необходимости должно не быть. Ибо то, чего нет, ты не мог бы ни познать (это неосуществимо), Ни высказать….Мыслить и быть одно и то же». Текст 4. «…Истинное состоит в том, чтобы показать, что то, что есть другое, есть то же самое, а то, что есть то же самое, есть другое, и именно оно (истинное) состоит в том, чтобы показать, что в том же отношении и с той же стороны, с которой в них является одно, в них показывается наличие и другого… Доказывать противоположное – не значит обнаружить истинное усмотрение». Текст 5. «…Сторонники Левкиппа, Демокрита и пифагорейца Тимея не возражают против того, что четыре первоэлемента являются первоначалами сложных тел. И они, видя, что огонь, воздух, вода и земля переходят друг в друга, стали искать какие-либо еще более первоначальные и простые причины, чтобы при помощи их объяснить различия, обусловленные свойствами этих элементов». Текст 6. «…Лишь в общем мнении существует сладкое, в мнении горькое, в мнении теплое, в мнении холодное, в мнении цвет, в действительности же существуют только атомы и пустота». Текст 7. «…Все сущее содержит в себе материю, всякое изменение требует субстрата, в котором оно происходит. Но так как сама материя есть лишь возможность, а не действительность, которою обладает лишь форма, то требуется деятельность формы для того, чтобы материя подлинно существовала». Текст 8. «…Если обнаружится нечто существующее и вместе с тем не существующее, место ему будет посредине между чистым бытием и полнейшим небытием, и направленно на него будет не знание, а также и не незнание, но опять-таки нечто такое, что окажется посредине между незнанием и знанием». Текст 9. «…А о причинах речь может идти в четырех смыслах: одной причиной мы признаем сущность и суть бытия («основание, почему» вещь такова, как она есть, восходит, в конечном счете к понятию вещи, а то основное, благодаря чему вещь именно такова, есть некоторая причина и начало); другой причиной мы считаем материю и лежащий в ее основе субстрат; третьей – то, откуда идет начало движения; четвертой – причину, противоположную только что названной, а именно – «то, ради чего» существует вещь, и благо, ибо благо есть цель всего возникновения и движения ». Текст 10. «…Всякая вещь либо начало, либо происходит из начала, но у бесконечного нет начала, ибо в противном случае у него был бы конец. Кроме того, то, что оно не возникло и неуничтожимо, также указывает на то, что его следует понимать как некое начало, ибо то, что возникло, по необходимости должно прийти к концу и всякое уничтожение сопряжено с понятием конца. Поэтому у этого начала нет начала, но оно само представляется началом других вещей, и все объемлет, и всем правит». |